Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сущность и формы проявления народной культуры Урусова-Черняева Виктория Витальевна

Сущность и формы проявления народной культуры
<
Сущность и формы проявления народной культуры Сущность и формы проявления народной культуры Сущность и формы проявления народной культуры Сущность и формы проявления народной культуры Сущность и формы проявления народной культуры Сущность и формы проявления народной культуры Сущность и формы проявления народной культуры Сущность и формы проявления народной культуры Сущность и формы проявления народной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Урусова-Черняева Виктория Витальевна. Сущность и формы проявления народной культуры : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 Нижний Новгород, 2006 158 с. РГБ ОД, 61:07-9/308

Содержание к диссертации

Введение

Глава I, Основные понятия, функции и особенности народной культуры 10

1 Народное мировоззрение как база народного сознания 10

2 Категория «народная культура» 26

3 Функции народной культуры 36

4 Особенности народной культуры 45

Глава II. Виды и формы народной культуры 59

1. Народная педагогика и устное народное творчество 61

2, Предметно-вещевые формы народной культуры 78

3. Традиционная народно-медицинская практика 125

4. Народная культура и религиозное мировоззрение 134

5. Народная правовая культура 142

Заключение 142

Список использованных источников 147

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Еще в середине XIX столетия Иван Васильевич Киреевский (1806-1956) писал: «Уничтожить особенность жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслью переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его религиозных, общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни»1.

Эти слова оказались чрезвычайно актуальными в настоящее время, время сознательного наступления на народную культуру, соответственно и на историю, религию, язык всех народов, как больших, так и малых. Народная культура, сформировав нравственные и культурные ценности, базирующиеся на религии данного народа, создала воспитательные системы, сформировала понимание роли своей нации в мировом историческом процессе. Опора на духовную сферу очень важна, так как народная культура формировалась на базе религиозно-нравственных догматов, которые и легли в основу как внутрисемейного уклада, так и в основу управления государством; иерархичность, подчинение младших старшим на основе уважения и почитания, любовь к родной земле и защита ее от посягательства, регламентация юридическо-правовых норм (не красть, не прелюбодействовать и тд), обязанность для каждого - труд. Современная ситуация свидетельствует о том, что в отношении народной культуры ключевой проблемой становится перспектива ее утраты или слияния и усреднения ее в процессе глобализации. Проблема глобализации ставит перед фактом утраты народной культуры, которая является носителем духовных ценностей и национальной

' Антология педагогической мысли России первой половины XIX а М , 1987 С 218

самобытности. Потеряв ее, народ потеряет себя как целостную единицу, как сообщество, объединенное незримой «нитью» догм и законов. Он станет обезличенной, аморфной массой, неспособной влиять на исторические события и осознавать себя как целостный организм.

Безусловно, народная культура достаточно пластично вносит некоторые изменения в свои традиционные формы, по не меняет в целом их содержание. При попытке вторгнуться и нарушить основы народной культуры начинают происходить необратимые процессы, нарушающие целостность универсума и человека, появляется новый тип культуры, который не имеет традиционных корней, а связан по созвучию или ассоциации идей. При размывании и исчезновении народной культуры нарушается и со временем теряется связь между универсумом и человеком, и народ как целостная гармонически существующая единица исчезает.

Вот почему в наши дни особое значение приобретает изучение народной культуры, выявление механизмов ее бытия и закономерностей ее функционирования.

Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена целым рядом причин:

существенно возросшим вниманием к народной культуре не как к архаическому феномену, а как к одному из факторов, влияющих на современную жизнь возрождающейся России в различных сферах человеческой жизнедеятельности;

необходимостью изучения народной культуры как источника и важнейшего базового компонента духовной культуры;

выявлением закономерностей ее преемственности и источников бытия;

недостаточностью изученности сущности народной культуры, ее форм и особенностей;

необходимостью осмысления роли народной культуры в духовно-нравственном воспитании, образовании подрастающего поколения.

Степень разработанности проблемы В научной литературе народная культура представлена в различных аспектах: философском, культурологическом, нсторическом5 педагогическом, эстетическом, социологическом и т.д. Большее внимание уделено духовной культуре и культуре в целом как совокупности искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным и др.

В теоретическом анализе данной темы многие авторы выделяют и преимущественно исследуют:

- народную педагогику, в частности В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский,
Я,А Коменский, С.А. Рачинский, А.С. Хомяков, Иоанн Златоуст, Л.С
Выгодский, И.А. Ильин, В.А. Сухомлинский и другие;

- религиозный аспект народной культуры освещен в трудах
преподобного Иосифа Волоцкого, священника Павла (Флоренского),
иеромонаха Дамаскина (Христенсена), И.К Экономцева, A3. Карташова и др.;

- языковые особенности народной культуры рассматриваются в работах
А.И Герцена, В.И. Даля, Б.А. Рыбакова, ПВ. Штейна, Н.И. Костомарова и др.;

- предметно-вещевой аспект (строительство, костюмы, быт и т.д.)
рассмотрены в работах Г.С. Маслова, Л.В. Тыдмана, Е.С, Юрова, А.Н,
Черепахина, Л.В. Беловинского, А.С. Бсжковича;

народно-правовые аспекты исследованы в работах Н.М. Дружинина, Н,П, Ерошкина, П.А, Зайончковского, Н.М. Никольского.

народную медицину исследовали в частности, А.В. Маркова, В. Ларин, В.Д. Казин, Куренков, А.Н. Рабинович, В.П. Махлкжов, ПМ Куренной и

ДР-

Освещение различных аспектов народной культуры, а именно ее теоретические основы, теоретико-прикладные, самобытность бытовой народной культуры, находит воплощение в статьях современных авторов: Л.А. Зеленова, В.П. Кожевникова, В.Д, Фортунатовой, Л.В. Загрековой, А.С. Курбатовой, Б.П. Шулындииа, Н.И. Герасимова, протоиерея Анатолия Мешкова, протоиерея Василия Смагина, архимандрита Кирилла (Покровского) и др.

6 Интерес для изучения особенностей православия, русской культуры и

народной культуры, их исторического анализа и философского осмысления

представляют работы В.П. Кожевникова «Концепция русской культуры»,

«Модель русской культуры», «Методологические основы культурологии»,

Авторами прошлых лет и современными исследователями проделана

большая работа по изучению народной культуры в ее отдельных проявлениях:

акцентируется внимание на ее проявлениях в зодчестве, одежде, быте, языке,

поведении, правовых нормах и т.д. Но до сих пор народная культура не

являлась предметом комплексного анализа. Ее порой даже не рассматривали как

часть духовной культуры, являющейся носителем духовных ценностей и

национальной самобытности.

Объект и предмет исследования Объект исследования - это целостный

феномен народной культуры как творческого способа человеческого действия и

ее результатов в виде духовного воздействия и материальных предметов,

необходимых для развития личности и существования.

Предмет исследования - культурологические особенности народной

культуры, формы ее бытия, закономерности становления и развития.

Цель и задачи исследования Цель диссертационной работы - выявить

статус народной культуры и показать ее роль в формировании духовной

культуры.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

раскрыть понятие и сущность народной культуры;

определить виды и формы народной культуры;

выявить функции народной культуры;

проанализировать особенности народной культуры;

выявить влияние народной культуры на этнос в современных условиях.

Методологическая и теоретическая база исследования.

Методологическая база диссертации представляет собой синтез нескольких аналитических подходов: структурно-функционального, факторного, моделирующего. Используется диалектический метод исследования,

основанный на принципах системности и целостности, взаимосвязи и развития для наиболее полной экспозиции философских и культурологических идей по обозначенной проблеме. Применен феноменологический метод, позволяющий сделать некоторые рекомендации по реконструкции народного сознания как основы народной культуры. В исследовании применялись принцип «диалога мировоззрений» и социального детерминизма. Использованы приемы философской герменевтики, а также опыт культурной деятельности Детского Православного Центра «Благовест» при Спасском Кафедральном соборе Нижегородской Епархии Московской Патриархии.

Научная новизна диссертационного исследования Новизна конкретных исследовательских результатов состоит в следующем: - дано определение народной культуры;

выявлены характерные факторы, влияющие на формирование народной культуры, уточнены и конкретизированы такие понятия, как «культура», «народная культура», «духовная культура», «традиция»;

выделены основные функции народной культуры, которые указывают, как и каким образом она может влиять на определенный этнос;

раскрыты особенности народной культуры, которые отличают ее от других форм культуры;

выделены формы и типы образований, которые являются базисом для народной культуры;

сделан анализ форм народной культуры различных этносов на основе историко-культурной традиции;

показано влияние религиозного мировоззрения на формирование народной культуры;

определены пути влияния народной культуры на этносы. Основные положения, выносимые на защиту.

\. Народная культура является целостным феноменом специфического человеческого способа деятельности, системы символических форм, идеалов, ценностей, норм, которые направлены на регуляцию поведения людей и развиваются по собственным принципам, в контексте исторических

s особенностей, духовного, политического, социально-экономического развития

определенного народа;

2. Народная культура дает оценку конкретных явлений с точки зрения

добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливого или не справедливого, а

также способствует выработке жизненных позиций, программы поведения,

действий людей, осуществляет взаимодействие с окружающим миром,

3. Народная культура выступает в качестве совокупности идеалов, норм,
образцов поведения, предписывает определенные стандарты и правила, в
соотношении с которыми складывается образ жизни людей, их установки и
ценностные ожидания и способы деятельности.

4. Народная культура составляет основы народного бытия и
подразумевает единение человека с универсумом.

5. Выделение и анализ видов и форм народной культуры помогают
восстановить баланс между духовной и материальным мировоззрением- Виды
народной культуры являются достаточно крупными объединениями и
исторически сложившимися устойчивыми единицами, включающими в себя
огромное количество форм. Формы народной культуры - являются
составляющими элементами видов народной культуры. Становление и
вычленение их произошло из синкретической культуры.

  1. Во всех видах народной культуры используются многие принципы, категории, формы, которые были сформированы в народном сознании.

  2. На основе народной культуры формируется целостный морально-нравственный, дееспособный, здоровый духовно и физически этнос.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что изложенные в ней проблемы расширяют и обобщают имеющиеся представления о народной культуре, ее природе, сущности, способах функционирования, месте и роли ее в духовной культуре. Выводы и положения диссертации могут быть направлены на сохранение самобытной народной культуры и развитие на ее основе духовно-нравственного общества. Полученные результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории философии, при разработке многих

теоретических и исторических аспектов культурологических проблем, а также для анализа различных социокультурных ситуаций, культурной политики и прогнозирования ее результатов.

Народное мировоззрение как база народного сознания

Философский энциклопедический словарь определяет мировоззрение как "систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации"1

Можно выделить следующие характеристики мировоззрения,

1, Оно представляет собой взгляды человека не на какую-то отдельную сторону мира, а на мир в целом.

2. Мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему его миру.

Па своей сущности мировоззрение - это такая форма общественного сознания, которая необходима индивиду для повседневной ориентации в жизнедеятельности. Мировоззрение нельзя приравнивать к сумме наших знаний о мире, оно является только их предельным обобщением. Мировоззрение выступает ядром, интегрирующим началом сознания, это как бы духовная призма, сквозь которую человеком воспринимается мир. Мировоззрение -образование интегральное, в нем принципиально важна связь его структурных компонентов.

Главную роль в составе мировоззрения играют обобщенные знания - и обыденные, и профессиональные, и научные. Знания становятся мировоззренческими, если они способны выступать средством понимания и объяснения широкого спектра действительности, быть ориентиром в деятельности людей. Отношение мышления к бытию, сущность и движущие силы природного мира, закономерности развития жизни, внутренний мир

1 Философский энциклопедический словарь М,1989 С 366

человека и его отношение к действительности - вот основные группы знаний, относящихся к любой мировоззренческой системе.

Содержание мировоззрения имеет конкретно-исторический характер, оно подвижно, подвержено переменам, меняется роль отдельных компонентов. Круг мировоззренческих вопросов постоянно пополняется новыми проблемами В то же время имеются и неизменные элементы, общие для всех эпох и систем, К ним относятся основные правила человеческого общежития, общечеловеческие ценности.

Знания - исходное звено мировоззрения. Но для того, чтобы знания, говоря словами Белинского, не остались для человека мертвым капиталом, они должны быть проведены им "через собственную натуру", получить отпечаток личности, стать убеждениями.

Убеждения - это твердая уверенность человека в правоте и истинности разделяемых им взглядов. Они оказывают мощное воздействие на жизненную позицию и поступки людей, выступают важнейшим элементом мировоззрения Знания не всегда превращаются в убеждения, а убеждения не всегда опираются на истинные знания. Если знания - это результат интеллектуальной деятельности человека, то убеждения - сплав рационального и эмоционального

Убеждения людей неотделимы от оценки. Убеждения одновременно есть знания и оценка этого знания, полная и непоколебимая уверенность в истинности и правоте своих знаний. Именно поэтому убеждения можно сравнить с оковами, из которых нельзя вырваться и которые можно победить только в случаи подчинения им.

Нет мировоззрения, которое было бы лишено идеалов. Идеал возникает как образ будущего, "дремлющего в настоящем", и вместе с тем как норма долженствования для настоящего. В идеале знания и ценности слиты воедино. Идеалы и убеждения, возвышаясь над обыденностью, являются мощными стимулами деятельности. Бывают случаи, когда и искренне убежденный в чем-то человек не всегда действует в соответствии со своими идеалами и убеждениями, "пасует" перед препятствиями. Человек воплощает свои идеалы, убеждения, принципы в реальные действия тогда, когда у него выработаны необходимые качества, черты характера: воля, готовность к действию.

Воля как переживание типа "надо 1, "я должен1 , как промежуточное звено между сознанием субъекта и практикой проявляется в способности выбрать цель деятельности и концентрировать усилия на ее осуществлении.

Анализ мировоззрения показывает, что это не простая совокупность идей и представлений о явлениях материального и духовного порядка, это и обязательная оценка конкретных явлений с точки зрения добра и зла, прекрасного или безобразного, справедливого или несправедливого и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Таким образом, в мировоззрении представлении во взаимосвязи познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы.

Итак, мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т,д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами.

Ценность — это осознанная хозяйственная значимость какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые н т.п., регулирующие повседневную жизнь, как отдельного человека, так и всего общества.

3) Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки па готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4) Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

Приведенные компоненты не исчерпывают всей структуры мировоззрения, В нем можно выделить и ряд уровней. По характеру формирования и способу функционирования выделяются жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Они реально различимы -по степени познавательной глубины, логической последовательности и интеллектуальной силе аргументов.

Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией.

«Повседневный опыт включает в себя три основные познавательные подсистемы, чувственный перцептивный опыт, естественный язык и тот обширный запас знаний, который обычно обозначается понятием «здравый смысл». Это вес виды живого практического знания»1.

Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.

Понятие народного мировоззрения используется довольно часто, однако не относится к числу ясных и теоретически проанализированных. Феномен мировоззрения трудно подвергать теоретическому анализу. Мировоззрение - это сложное, многостороннее и многоплановое образование. Оно имеет многослойную структуру. Разные компоненты этой структуры имеют разные функции и вместе с тем взаимно переплетаются. В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Народное мировоззрение (аналогично народному сознанию) характеризуют как «практическое, донаучное, стихийное и т.д.». Порой выражается сомнение в существовании данного феномена.

Народное мировоззрение - вся совокупность мировоззренческих компонентов жизнен но-практического, неспециализированного сознания. В современном своем виде оно есть продукт достаточно широкого повседневного опыта, испытывающего через систему всеобщего образования, воспитания, через средства массовой информации и т.д. воздействие науки, всех форм идеологии и проч. С этой точки зрения народное сознание позволяет людям ориентироваться в разнообразных ситуациях универсальной жизненной практики и духовном самоопределении.

Народное мировоззрение есть не просто некоторое знание (совокупность знаний), а определенная система убеждений, мнений, верований, идеалов, ценностей. Все формы мировоззрения не являются жестко специализированными, они формируются стихийно, не имеют строгой

1 Филагои В П Научнее пшнание и мир человека M , (989 С 126 концептуальной разработки и весьма противоречивы. Близость в тех или иных отношениях теоретических форм мировоззрения с народными не случайна и обусловлена общей духовно-практической, ценностной природой мировоззренческих форм сознания вообще.

Все они, так или нначе, связаны с жизненной практикой, опираются на весь человеческий, в том числе и повседневный опыт, проявляются через социально-психологические стереотипы сознания и эмоциональные механизмы формирования и функционирования убеждений, В этом отношении роль мировоззренческих компонентов народного сознания особенно велика.

Народное мировоззрение не просто важнейший компонент народного сознания, оно лежит в основе специализированных, теоретически оформленных типов мировоззрений - социально-научного, философского. Тем самым его анализ способствует более полному пониманию мировоззренческого сознания, его места в культуре, в научном познании и практике.

Всякое мировоззрение, в том числе и народное, есть осознание мира как чего-то целостного. Мировоззрение - систематическое ядро сознания. Эта систематичность и цельность обеспечивается весьма сложным составом и структурой мировоззренческого сознания.

Многообразие форм опыта определяет сложность структуры народного мировоззрения. Если к структуре народного мировоззрения подходить с позиций определения основных форм человеческой деятельности, то каждой такой форме деятельности будет соответствовать форма народного мировоззрения. Основными уровнями таких форм будут выступать мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Мировоззрение - это не просто система рациональных взглядов на мир Оно предполагает также и эмоционально вьфаженную реакцию человека на окружающую действительность и, следовательно, представляет собой единство интеллектуальных и эмоциональных компонентов сознания.

Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения, переживание Бездействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятии, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие. Понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения составляет миропонимание. Коэффициент интеллектуальности и степень эмоциональной насыщенности мировоззрений различен. Но мировоззрение обязательно включает в себя оба эти "полюса".

Народная педагогика и устное народное творчество

І [арочная педаюі ика, как и народное зодчество, и народная медицина, и народное искусство и т.д. с течением времени становится только актуальнее Тысячелетние традиции народов, отсекли все лишнее и негативное, чтобы Mot.no повлиять на их формирование, жизнедеятельность, жизнеспособное I b її целом. В процессе становления и развития народов и этносов прослеживаются общие тенденции и закономерности, хотя на ровне с этим, существуют, на первый вгиляд, небольшие, но существенные отличия, Эюможег быть связано с определенными функциями народной культуры: суггесторной, мотивациоппой. сигнификативной. Географическая среда обиіания тою или иною народа, этноса играет не маловажную роль и имеет свое отражение в операциональной функции народной культуры. На основании этого возможно производить научно-практические раїработки для одного этноса и «переносить» их на др гие К числу общих закономерностей и характеристик народных педаго! ических систем, дающих возможность осуществлять «перенос» знании из одной этнической педагогики в другую, относятся:

наличие идеала личное І и, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках народной духовной культуры и представляющего систему общечеловеческих ценностей;

єдине [во естественного механизма развиїия народных педаїоі ик, выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований и народности;

общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др ),

общинно-групповой и гуманистически направленный характер

обучения и воспитания.

Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народных педагогик, общее для всех народов В качестве вариативных характеристик народных педагогик раїличньтх этносов вьісі паюі природно-іеографические условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание сгного народного творчества, июбразителыюго искусе і ва и народных промыслов, специфику отношений людей др\г к др\гу и окружающей природе

В основу любой народной педагогике закладывается идеал личности, как цель воспитания и обучения. Ото г идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по отношению к }че6по-воспнглтельным системам роль программы обучения и воспитания, и критерия эффективности данного процесса. Механизмом, позволяющим включи і ь народную педагог ик\ 1 современный учебно-воспитательный процесс, является народная rpj щция Именно традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом. Отмирание ее не возможно в связи с наличием исторической памяти, которая может находиться, как в активизированном состоянии, так и в состоянии «ожидания»- Если она находится в состоянии «ожидания», то в данный момент возможно написание новой «социально значимой» программы обучения и воспитания аргументируя ее новыми социальными условиями.

Уточним значение терминов: «народная педагогика» и «этнопедагогика». Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в своей основе идеал и средства его формирования. Она представляет такую же объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса, история народа в целом, А то общее, что характерно для традиционных культур воспитания народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способах его использования в современных условиях. Именно здесь мы и различаем два понятия: народная педагогика и этнопедагогика Следовательно, этнопедагогика - это наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывающая способы, пути ее функционирования в современных учебно-воспитательных системах в качестве их органической системообразующей части.

Народная педагогика является одной из главнейшей составной формой народной культуры, но не надо забывать, что без общения невозможно производить полноценного обучения, воспитания и передачу накопленного опыта от поколения поколению. Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Действительно, для того чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т.д. Это были первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельность со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя к нему что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура. Она развивалась в двух направлениях: духовном (как основополагающем и являющемся базисом для создания материальной культуры) и материальном. Одновременно развивались и первые идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленной на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Общение так же, как и труд, составляло жизненно необходимую потребность человека, так как вся жизнь, труд были групповыми, коллективными, где каждый человек выполнял свою роль. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались, совершенствовались в языке, рисунках, символах.

В зависимости от естественно-географической среды обитания складывались различные способы и средства жизнедеятельности человека. Действительно, невозможно представить одинаковыми быт и труд людей, живущих на холодном Севере и в жарких тропиках, или жителей дремучих лесов и степных просторов. И в то же время люди, живущие в одинаковых условиях (естественно-географических), хотя и на значительном расстоянии друг от друга (например, эскимосы Америки, ненцы Азии или жители Кольского Заполярья Европы), имеют много общего в организации быта, трудовой деятельности и в культуре в целом. И тем не менее на Земле не встречается двух одинаковых культур, принадлежащих разным народам. Поэтому-то мы и говорим о народной культуре как принадлежности конкретного народа, конкретной нации, конкретного региона, этноса Но народы не изолированы друг от друга. Они взаимодействуют между собой, в совместной борьбе за существование и выживание, в войнах и завоеваниях, в путешествиях и торговле, посредством искусства и т. д.

Взаимодействие и взаимопроникновение культур подтверждаются многими фактами. Существуют, например, «ходячие» сюжеты сказок; многие образы и символы народных легенд и преданий схожи у разных народов. Например, «чудо-яйцо» как символ пробуждения жизни.

Представления о яйце как источнике жизни и самой Вселенной восходят к глубокой древности. Они отразились в индоиранских легендах. Геродотом записано предание о том, что мир создан из яйца, положенного в Святило Гелиоса птицей Феникс. Версия о происхождении Вселенной из яйца из византийских источников перешла и в древнеславянские рукописи. Сферический небесный свод составлял верхнюю половину его скорлупы, а нижняя его половина замыкала подземный мир. Яйцо как метафора солнца и молнии присутствует в мифологии многих народов России. «Когда холодное дыхание зимы налагает на Землю и Небо печать смерти и разрушения,-утверждает татарский эпос, — в этом яйце таится зародыш будущей жизни, и с приходом весны из него создается новый мир».

В глубочайшую даль веков уводит обычай Карпат праздновать начало весны раскрашиванием яиц. Там пели:

Из яйца, из нижней части, вышла Мать - Земля сырая; Из яйца, из верхней части, стал высокий свод небесный; Из желтка, из верхней части, солнце светлое явилось; Из белка, из верхней части, ясный месяц зародился. По свидетельству же финского эпоса «Калевала», это чудесное яйцо — колыбель Вселенной- снесла утка, в облике которой Деве неба и Матери воды явился сам Всевышний Бог Укко.

По древнему якутскому представлению, восходящее утром солнце рождалось из темных недр ночи, а солнце весеннее- из недр грозовых туч. Золотое же солнечное яйцо несла черная птица — ночь или птица молниеносная Туча Яйцо, как символ начала новой жизни мы наблюдаем и в христианстве. Мария Магдалина, придя в Рим для проповедования Евангелия, предстала перед императором Тиберием, поднеся ему красное яйцо. Предание это подтверждается рукописью X века, которая хранится в монастыре св. Афанасии, находящимся недалеко от Фессалоник. Крашеное яйцо, «крашенку», зарывали в бочку с семенным пшеничным зерном, чтобы получить богатый урожай, им гладили по спине скот перед выгоном в поле, приговаривая: «Как яичко гладко и кругло, так моя лошадушка будет гладка и сыта». Яйцо вмуровывали в фундамент дома как оберег. Яйца крошили на могилах в память предков.

Золотое яйцо сносит курица или утка в сказаниях многих народов. Вот отрывок из удмуртской сказки;

Запер хозяин уточку на ночь в темном сарае, а ночью она снесла золотое яичко. Пошел он туда, увидал великий свет и, думая, что сарай горит, закричал что есть сил: «Пожар, пожар! Жена, хватай ведра, беги заливать!» Отворили сарай - ни дыма, ни пламени, только светится золотое яичко. И принесло оно в дом довольство и радость.

Традиционная народно-медицинская практика

Как взгляд на мир и метафизическое свойство человеческого самосознания религия является одной из конститутивных черт народной культуры. Вплоть до Нового времени она определяла духовную культуру человечества. Религия - комплекс верований и практических действий, посредством которых люди сообщаются с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта. Религия предполагает наличие системы символов, которая дает представление о сверхъестественном существе, служит объектом поклонения. Она связана также с наличием чувства почтения, благоговения и страха. Главный признак развитых религий - вера в сверхъестественное. Именно верой, а не доказательствами и практикой обосновываются положения религии.

Религиозное сознание оформляется в различных мифах и доктринах, которые могут быть отражены в священных текстах. Религиозное сознание на индивидуальном уровне предполагает освоение основных догматов и принципов религии, главными из которых являются: идея Абсолюта- высшего начала мира {безличный принцип или личность); принцип сотворения мира; учение о спасении; этические (гуманность, любовь, сострадание, братство, покорность) и социальные (отношение к государству, общине, единоверцам и иноверцам) ценности.

Через религиозный опыт (ощущение сакрального, таинственного, "голоса", видения) происходит соприкосновение с реальностью иного порядка. Такой опыт не нуждается в объяснениях и доказательствах, но дает мощный энергетический импульс, помогающий переносить различные трудности повседневной жизни. В то же время такой опыт может породить чувство зависимости, страха, благоговения.

Религиозная практика включает в себя различные ритуалы и культы: молитву, жертвоприношение, медитацию, праздники, паломничества, посты. Они воспринимаются верующими как средство общения с Абсолютом.

Религиозная организация придает религии институциональный характер, закрепляет специфические обязанности за различными группами верующих, упорядочивает религиозную жизнь, закрепляет и сохраняет механизмы трансляции религиозной культуры.

Первоначально каждая религия формируется вокруг какого-то лидера и его последователей. Затем она может принять институционализированные формы. Религия как социальный институт предполагает наличие рационально сформулированных догматов (в том числе в форме священных текстов), детализированных кодексов поведения, канонизированных ритуалов, символики. Для нее характерна четкая система церковного управления. Через формирование религиозной традиции появляется чувство самоидентификации верующих с религиозной общиной, складывается определенное отношение к государству и другим религиям. Ядром церковной организации являются посредники между рядовыми верующими и Абсолютом (шаманы, пророки, святые, священники, богословы). Существуют различные классификации церковных организаций. Э.Трёльч предлагает их деление на церковь, секту и мистические движения. Церковь - это такой тип религиозной организации, который удовлетворяет потребности всех социальных слоев общества и по этой причине выполняет интегрирующую функцию. Церковь поддерживает существующий социальный порядок и систему ценностей господствующей культуры. Секта отличается от церкви сравнительно небольшим количеством верующих, она противопоставляет себя ценностям господствующей культуры и религии, выступает за обновление, нравственное очищение общества, стремится к самоизоляции. Мистические движения объединяют небольшие группы людей, жизнь которых направлена прежде всего на обретение индивидуального опыта общения с Абсолютом. Эти движения не имеют развитой организационной структуры, могут объединяться вокруг харизматического лидера. Часто им присуща большая веротерпимость, В мистических движениях практически отсутствуют этические элементы и четко сформулированное отношение к государству и господствующей культуре.

Исторически религия явилась смыслообразующим основанием народной культуры, как и культуры в целом. Именно через первые системы верований человек понимал окружающий мир и свое собственное место з нем, создавал общину как социокультурное образование, в рамках религиозных культов развивалось первоначально искусство. С помощью религиозных идей человек и сегодня осмысливает опыт смерти, зла и страданий. Религия создала исторически первый механизм передачи культурных ценностей, который воплощался в системе ритуалов и тайных знаний. Еще долгое время церковь сохраняла монополию на грамотность, образование. Велико значение религии как фактора социальной интеграции и стабильности внутри общины, а позже-внутри одной конфессии. Интегративная функция религии не исключает, однако, ее дестабилизирующих моментов (война с иноверцами, насильственное обращение в свою веру, агрессивность сектантства, терроризм современных фундаменталистов). Образуя новые секты и конфессии, религия вырабатывает культурные идеалы и, таким образом, выступает фактором развития культуры. Религия создает также идеальную модель поведения, конкретные жизненные цели, способствует эмоциональной разгрузке человека.

Религиозная форма лежит в основе всех форм народной культуры. Оиа формирует и систему воспитания, обучения, нравственные законы общества, как в семье, так и в государственной сфере управления, определяя иерархичные отношения, как основу порядка и системности в обществе, трудовую. Рассматривая данную форму, мы постараемся проанализировать основные, религиозные формы и степень их влияния на другие формы народной культуры.

Любая религиозная форма имеет свои системы или можно сказать, рекомендации, которые направляют или рекомендуют принимать решения согласно им. Существуют: наставления, заповеди-запреты, «рекомендации» к действию, советы по организации обучения и воспитания и многое другое.

Например, у пародов, исповедующих буддизм (калмыков, бурятов), в Палийском каноне — «Трипитаке» — сосредоточены основные заповеди воспитания человека. Их пять: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Но для тех, кто хочет достичь совершенства, эти заповеди-запреты развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Например, одна из важнейших заповедей буддизма — любовь и милосердие ко всем живым существам — предписывает далее не делать между ними различия и относиться с равным доброжелательством ш всем людям и животным. Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо этим не уничтожаются, а лишь возрастают вражда и насилие.

Основополагающие правила и предписания еще более конкретизируются, например: не говорить плохо о человеке, почитать огонь, поклоняться духам Земли и Воды (хозяевам местности), не осквернять берега рек и других водоемов, не наливать воду в грязную посуду, не сердить непочтительным отношением огонь, не переходить дорогу перед пожилым человеком и др.

Аналогичные заповеди-запреты имеются у христиан, евреев. Это десять библейских заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай:

1.Я есть Господь Бог твой, дане будет у тебя другого Бога, кроме Меня.

2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия его на небе и па земле, и в

водах, и под землею, да не поклоняйся и не служи им.

3. Не упоминай имени Господа Бога твоего всуе (т.е. напрасно, праздно).

4. Помни день субботний, освящай его: шесть дней делай и твори в них все дела твои, а в день же седьмой — суббота Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на Земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не возводи на друга твоего ложного свидетельства.

9. Не воруй (не кради).

10. Не пожелай жены друга твоего, не пожелай дома его, не раба его, не

вола его, не осла его, не всякого скота его, ничего, что есть у ближнего твоего (Тора, книга «Исход», глава 20).

На первый взгляд, наблюдается определенная схожесть заповедей, на которые опираются христианские народы и народ исповедующий иудаизм, но различия чрезвычайно существенные, что очень отчетливо отобразилось и на культуре этих народов. Примером могут послужить заповеди изложенные евангелистом Матфеем в Новом Завете: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, всей душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Матфея, глава 20).

Ислам также имеет заповеди. «Во имя Аллаха милостивого и милосердного!

1. Аллах — нет божества, кроме Него. - Он живой и сущий!

2. Ниспослал Он тебе писание в истине, подтверждая истинность того,

что ниспослано до Него. И ниспослал Он Тору и Евангелие раныие

в руководство для людей и ниспослал различие!» (Коран, Сура 3, стихи 1-—2).

3. Не есть свинину.

4. Не пить вина.

5. Не делать изображение Бога, дабы избежать идолопоклонства,

6. Не убивать, но участвовать в священной войне за веру.

7. Не воровать.

8. Не завидовать ближнему.

9. Чтить отца и мать свою, уважать старших по возрасту (Коран, Сура 2, стихи 186-190).

Сравнивая заповеди-запреты, принадлежащие различным религиям, можно четко увидеть, что не смотря на мнимое сходство существуют достаточно серьезные и принципиальные различия. Поэтому рассматривать их, как идентичные не представляется возможным, так как одни и те же слова несут под собой различную смысловую нагрузку, вызывая существенные противоречия и различия в культурах. На ряду, с этим существуют сходные позиции касательно некоторых нравственно- этических позиций.

Каждая религиозная форма формировала представление об идеале человека. Все это отражено в фольклорной форме, в древних письменных памятниках, поучениях, наставлениях, заповедях.

Наши земли, родной народ — вот о чем забота моя!

Ради обычая отцов, ради величия сынов Бранная работа моя, —

Говорится в старинном героическом эпосе Востока. Тувинцы желают своим детям:

Расти, о младенец,

В учении — глубокомысленным,

Во сне - чутким,

В деле - мастером,

В речах — мудрым,

В жизни — справедливым,

На празднествах — заводилой,

В бою — богатырем.

Обратимся к русскому письменному историческому памятнику, такому как поучение Владимира Мономаха:

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь.

В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Сторожей сами снаряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. Оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, оттого душа погибает и тело.

Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас.

Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напойте и накормите просящего... Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, и не давайте сильным губить человека.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его, Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглоти, кровь его пролить скорей. Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а соблюдайте слово свое, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.

Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам на мшюе время.

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почет.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем, ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.

Похожие диссертации на Сущность и формы проявления народной культуры