Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Субъекты формирования патриотической культуры : государственный, региональный и муниципальный уровни Ефименко, Нина Алексеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефименко, Нина Алексеевна. Субъекты формирования патриотической культуры : государственный, региональный и муниципальный уровни : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Ефименко Нина Алексеевна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Краснодар, 2012.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-24/92

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретико-методологические основы исследования патриотической культуры 13

1.1 Патриотическая культура как категория философско-культурологического знания 13

1.2 Эволюция научной мысли о проблемах формирования гражданско-патриотической культуры российского общества 39

Глава II Структура и функции субъектов формирования патриотической культуры 67

2.1 Государственные и региональные субъекты формирования патриотической культуры 67

2.2 Органы местного самоуправления как субъекты формирования патриотической культуры 95

2.3 Роль СМИ в формировании патриотической культуры 111

Заключение 126

Список использованных источников и литературы 132

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования обусловлена определением адекватной современным требованиям социокультурной парадигмы, пересмотром ценностных ориентиров, методологических принципов и подходов, форм и технологий общественного развития в целях достижения качественно нового духовно-нравственного состояния общества, посредством интеграции устойчивых историко-патриотических традиций и возможностей нынешней российской модернизации, противостоящих нарастающим угрозам глобализации.

Если в первое десятилетие ХХI века решались задачи социально-политической стабилизации по преодолению финансово-экономических кризисов 1998 и 2008 г.г., сопровождавшихся осложнением межэтнических, межконфессиональных и межкультурных отношений, локальными конфликтами, то начало второго десятилетия характеризуется новой повесткой дня, предполагающей корреляцию политико-экономического курса, обеспечивающего построение реального социального государства на основе инновационной экономики и формирования в общественном сознании качественно обновленной культурно-политической нации – российского народа, как гражданской общности.

Интегральным императивом и магистральным направлением в процессе формирования российской нации становится, на наш взгляд, патриотическая культура, как внутренний духовно-нравственный уровень индивида с одной стороны, а с другой, как психогенетическая энергия сопротивления контркультурной и деструктивной информационной агрессии различных субъектов по изменению сознания человека, утрате им почвенных, этнокультурных чувств и принадлежности к государственной гражданской общности.

Актуализация проблемы формирования патриотической культуры обусловлена следующими внешними и внутренними факторами:

социокультурной рефлексией народов России на вызовы глобализации, обусловленной культурно-исторической идентичностью различных этносов в процессе совместного проживания;

непрекращающимся нагнетанием межэтнической, межконфессиональной, межкультурной и социальной напряженности, особенно на Юге России, со стороны антироссийских сил;

целесообразностью эффективного взаимодействия в решении данной проблемы субъектов социокультурного развития всех уровней: государственных (федеральных и региональных), органов местного самоуправления, общественных организаций, негосударственного сектора, физических лиц;

социальным заказом на формирование личности российской гражданской идентичности, судьба которой неотделима от судьбы «малой» и «большой» Родины.

Данная проблематика находит свое подтверждение в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», где патриотизм позиционируется важным фактором обеспечения национальной безопасности России и поэтому разработка его теоретических основ является важной научной задачей.

Патриотическая культура – сложный социокультурный феномен, имеющий глубокие исторические корни. Незавершенность процесса его научного осмысления обусловлена сущностной и структурно-функциональной многогранностью и полиаспектностью этого концепта, широкая интерпретация которого доказывается многозначностью его трактовки в гуманитарном знании. Субъектами патриотической культуры выступают различные социальные слои, демографические группы, общественные объединения, разнообразные институты, включая индивида определенной гражданской и этнической идентичности.

Объектом патриотизма является Отечество как целостность природной и социальной среды общества. Особую актуальность и культурологический интерес в исследовании этой проблемы представляет деятельность муниципальных образований, осуществляемая в результате проводимой административной реформы, которые наряду с государственными институтами (федеральными и региональными), этносоциальными общностями и общественными объединениями создают целостную иерархию субъектов формирования патриотической культуры.

Степень научной разработанности темы. Понятие «патриотизма» и проблемы его формирования в разных интерпретациях освещены в трудах античных философов (Платон, Аристотель), работах мыслителей Возрождения, Просвещения и Нового времени (Д. Локк, Н. Макиавелли, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье). Осмысление сущности патриотизма содержатся в работах Ж. Лакана, Ж.-П. Сартра, Д. Дьюи, Б. Саймона.

В отечественной философской традиции патриотизм и патриотическая героика приобретают особый социокультурный, государствосозидающий и защитный смысл. В известных памятниках русской литературы - «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» Илариона, «Слово Даниила Заточника» – тема единства Руси, героического и благодетельного предназначения русского народа является сквозной судьбоносной идеей.

В трудах многих отечественных мыслителей излагаются различные точки зрения на явление патриотизма как основополагающего компонента Русской идеи. В его интерпретации участвовали выдающиеся деятели нации и культуры: А. С. Пушкин и Н. М. Карамзин, Ф. М. Достоевский и А. И. Герцен, И. В. Киреевский и Н. Я. Данилевский, И. и К. Аксаковы, А. С. Хомяков и К. Н. Леонтьев, Н. Г. Чернышевский и В. С. Соловьев.

Смыслосферу патриотизма и патриотической культуры в дискурсе Русской идеи развивали В.В. Розанов, Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, А. В. Карташев, С. А. Левицкий, Н. О. Лосский, Л. И. Шестов, Е. С. Троицкий, Е. Н. Трубецкой, И. Солоневич, Л. Тихомиров, В. И. Вернадский, Л. Н. Гумилев и другие.

В советской официальной общественной науке патриотизм и патриотическая культура позиционировались с точки зрения классово-идеологических позиций. Труды советских теоретиков, посвященные исследованию этой темы, являясь характерным отражением эпохи строительства социализма, заслуживают внимания и более объективной, а не только лишь негативной оценки.

В настоящее время в процессе научного поиска ведущей национальной идеи России и способов преодоления экономического и духовного кризиса проблема формирования патриотической культуры выходит на первый план. Ее различные аспекты отражены в трудах современных ученых, таких как А. С Ахиезер, Э. С. Кульпин, Г. Д. Гачев, Л. Н. Милов, В. В. Кожинов, А. С. Дугин, С. Г. Кара-Мурза, А. П. Паршев, В. М. Межуев, Э. Я. Баталов. И. В. Можайский, Г. В. Осипов и др.

Исследования и материалы регионального уровня отражены в сборниках научных трудов, изданных по итогам всероссийских конференций "Российский патриотизм: традиции и современность", "Патриотизм, национализм, глобализм: государственные, этносоциальные и правовые аспекты", которые состоялись в г. Новороссийске, г. Сочи и др.

Объектом исследования является патриотическая культура граждан российского государства.

Предмет исследования – процесс формирования патриотической культуры граждан, философско-культурологический анализ деятельности государственных, региональных и муниципальных субъектов в решении данной проблемы.

Цель исследования – выявление социокультурной и гражданской составляющих патриотической культуры в теории и практике ее формирования на государственном, региональном и муниципальном уровнях с точки зрения культурологического знания.

Основные задачи исследования:

  1. Изучить теоретические и методологические основы исследования патриотической культуры, проанализировав и обобщив основные точки зрения на понимание ее сущности и содержания в философско-культурологическом дискурсе;

  2. Исследовать эволюцию научной мысли в процессе формирования гражданско-патриотической культуры российского общества;

  3. Определить структуру и раскрыть функции государственных и региональных субъектов в системе патриотического воспитания;

  4. Выявить роль субъектов муниципального уровня в формировании патриотической культуры местного населения;

  5. Проанализировать деятельность средств массовой информации как субъектов формирования патриотической культуры граждан.

Теоретико-методологическая основа исследования. В диссертации мы опирались на теоретические положения, утверждающиеся, прежде всего, в рамках отечественной гуманитарной науки, а также на классиков философской и общественно-политической мысли.

Используемые в работе историко-культурный, аксиологический и философско-культурологический подходы позволили в ретроспективе проанализировать процесс формирования, сущность и содержание деятельности субъектов патриотической культуры. В свою очередь, социокультурный, структурно-функциональный, системный и междисциплинарный подходы способствовали интегральному определению современной смыслосферы патриотической культуры и ее субъектов как мировоззренческого ядра, ориентированного на устойчивое развитие российского общества.

Ведущая гипотеза исследования позиционирует осуществляемую ныне Административную реформу как детерминанту образования новых субъектов социокультурного развития в современных условиях. Направленность их деятельности предполагает патриотическую культуру, как защитную форму гражданской идентичности, противодействующую изменению сознания человека в глобализирующемся мире.

Научная новизна исследования, по мнению диссертанта, заключается в следующем:

автором на научном уровне определен концепт «патриотическая культура» как философско-культурологическая категория, выявлена ее современная смыслосфера в современных условиях;

исследована эволюция научной мысли по данной проблеме, доказана с точки зрения культурологического знания идеологическая сущность патриотической культуры как основы гражданского мировоззрения;

раскрыты структура и функции государственных и региональных субъектов формирования патриотической культуры; проанализированы содержание государственных и региональных программ патриотического воспитания и субъектные практики их реализации;

впервые исследована социально-культурная эффективность функционирования Административной реформы в части деятельности органов местного самоуправления по формированию патриотической культуры населения, укреплению его гражданской идентичности, гармонизации этносоциальных отношений на местном уровне;

выявлена социокультурная роль средств массовой информации как субъекта формирования патриотической культуры.

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Патриотическая культура граждан в глобализирующемся мире с одной стороны нивелируется, с другой – ограничивается национальными, государственными, цивилизационными и, зачастую, этническими пространствами. В современной России концепт «патриотическая культура» приобретает полиаспектную смыслосферу. Как категория философско-культурологического знания он универсален, предполагая теоретическую, мировоззренческую (идеологическую), социокультурную, религиозную, этно- и полиэтничную, идентификационную и символическую основы. В историко-культурном дискурсе патриотическая культура представляет собой динамическую модель ценностей прошлого, настоящего и будущего, меняющуюся на различных этапах развития общества и государства и обладающую, в то же время, противоречивой целостностью. В прикладном смысле «патриотическая культура» выполняет основную функцию духовно-культурной несущей конструкции государства, обеспечивающей его социальную и национальную безопасность. Таким образом, сущность «патриотической культуры», как философско-культурологической категории, являет собой динамическую смыслосферу культуры, духа, сознания, чувств, действий индивида и общностей различной этнической и конфессиональной принадлежностей, обладающих признаками общенациональной гражданской идентичности, и социально-психологической готовности к защите своей Родины.

  2. В современных условиях идеологической энтропии, социокультурной и идентификационной неопределенности многонационального сообщества, теоретико-методологической основой российской ментальности и патриотизма вновь выступает «русская идея», как ценностное ядро национального самосознания, объединяющее все национальные и этнические группы российского пространства. Эволюция научной мысли о проблемах формирования патриотической культуры граждан концентрирует «Русскую идею» как основу государственной идеологии, государственного патриотизма и социокультурного развития, определяющих стратегию действий субъектов различных уровней.

  3. Структура функционирования субъектов патриотической культуры представляется тремя уровнями: «вертикальным» – государствообразующим, включающим федеральные, национально-региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления; «горизонтальным», предполагающим общественные, политические, детские, молодежные, профессиональные, национально-культурные и иные объединения гражданского общества; социально-функциональным, включающим все социально-культурные институты воспитательного процесса: науки, образования, культуры, искусства, средств массовой информации, военно-патриотической работы и т.д.

  4. Функционирование субъектов патриотической культуры в России, особенно на Северном Кавказе, представляет собой сложный и противоречивый процесс сопряжения интересов: государственных (федеральных и региональных), органов местного самоуправления, этнических кланов и местных элит, конфессиональных учреждений, а также различных институтов социально-экономического, политического, отраслевого, профессионального, культурно-образовательного и иных уровней. Компромисс между ними, на взгляд диссертанта, уравновешивается соответствием федерально-регионального законодательства духовно-нравственным ценностям и традициям этнокультурного уклада жизни, политикой социально-экономического и ресурсного выравнивания регионов, оптимальным сочетанием гражданско- патриотических интересов властной вертикали и народной горизонтали местного сообщества.

  5. В систему координат органов местного самоуправления как субъектов формирования патриотической культуры населения Краснодарского края входят базисные общероссийские, этнорегиональные и локальные ценности конкретной социокультурной среды в их органической взаимосвязи: историко-культурные, социально-нравственные, духовно-конфессиональные, традиции боевой и трудовой славы, национальные, профессиональные и религиозные праздники, традиции, обычаи и обряды, научно-образовательный и воспитательный опыт. Данный опыт субъектов патриотической работы Кубани неоднократно обобщался различными федеральными ведомствами.

  6. Средства массовой информации, как показал анализ, еще не стали действенными субъектами процесса формирования патриотической культуры граждан. Информационно-аналитические материалы ряда из них недостаточно учитывают этнонациональную психологию, верования, этнокультурные традиции и обычаи; редко освещаются проблемы культуры межнационального общения на местном уровне, зарубежный опыт толерантности, советские традиции дружбы народов, экстерриториальные возможности современных национально-культурных автономий. Автор вносит ряд предложений по возрождению информационно-воспитательной роли СМИ, раскрывающих боевые и трудовые подвиги местных героев, внедрению инновационных форм культуры межнационального общения, гармонизирующих в целом межкультурные и этносоциальные отношения и сдерживающих проявления экстремизма, сепаратизма и терроризма.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в преподавательской работе в качестве разделов лекционного курса по социальной философии, философии культуры, теории и истории культуры, а также в качестве особого спецкурса. Они могут послужить научным основанием для планирования патриотической работы и патриотического воспитания органами государственной власти и местного самоуправления в сфере молодежной политики, культурно-образовательными и информационно - просветительными учреждениями.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: III Всероссийская научная конференция «Гуманитарные технологии укрепления российской .государственности на Юге России» (г. Краснодар, 2010 г.), IV Всероссийская научная конференция «Культура как стратегический ресурс укрепления общероссийской идентичности»( г. Краснодар, 2011 г.), участием автора в других научных мероприятиях, а также в непосредственной педагогической деятельности диссертанта и практической работе в сфере молодежной политики.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

Патриотическая культура как категория философско-культурологического знания

Рубеж XX-XXI веков характеризуется кризисным духовным состоянием общества, отсутствием национальной идеи, распадом внешней и внутренней организаций социума, осложнением межнацинальных и межконфессиональных отношений, угрозой государственной и личной безопасности, инокультурной агрессией, биполярной сутью созидания и разрушения человека, что в совокупности своей провоцирует социальные конфликты на индивидуальном и общественном уровнях. Вместе с тем, кажущаяся созерцательность восприятия предполагает накопление внутренней энергии. Она фильтрует интеллектуальный и творческий потенциал, формирует яркие личности, активные социальные группы, способные трансформировать время созерцания в период активных действий, оптимизировать процесс превращения «созерцательной массы» в субъекты культурно-исторического развития. Катастрофизму «конца истории» объективно противостоит социальная мобильность, латентная пассионарность, креативный заряд, заключенные в культурной памяти человека и общества.

В современном российском обществе насущными задачами стали возрождение традиций национальной культуры, установление межкультурных и межнациональных отношений, создание новой культурно-образовательной идеологии, определение цивилизационных основ культурно-исторического развития, адекватных глобальным, межгосударственным и национально-региональным социокультурным переменам. Решающую роль в решении назревших проблем призваны играть субъекты социокультурного развития, различных уровней, обеспечивающие социальное функционирование духовно-культурных ценностей и формирование творческой личности.

Сложность и неоднозначность современной общественной жизни обострили вопрос о новом уровне социально-фолософского знания, раскрытии содержания и принципов духовной деятельности как важного компонента социальной регуляции, наряду с экономикой, политикой и социальными отношениями. Важнейшим аспектом общественного развития выступает культурное развитие общества во всем многообразии социального опыта и знаний. В философско-культурологическом аспекте патриотическая культура означает многообразие человеческого опыта, что делает настоятельной задачу понимания принципов самобытности и взаимодействия культур на различном уровне - этническом, национальном, региональном и цивилизационном, соотношения между традиционной культурой и субкультурами общества.

Общественно-политические и экономические преобразования, происходящие в России, обострили социальные проблемы всех слоев населения. Вместе с тем, именно в переходный период повышается роль патриотической культуры, как сдерживающего фактора деструктивных тенденций в социально-экономической жизни, особенно в условиях многонациональной страны и ее регионов.1

Специфические проблемы патриотической культуры, такие как соотношение этнического и государственного, национального и общечеловеческого, индивидуального и общественного, свободного и нормативного, культурного и бездуховного, почвенного и космополитического, ценностно-идеологических ориентации различных социальных групп обостряются в моменты перехода от одной исторической эпохи к другой.

К субъектам формирования патриотической культуры принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственные органы, негосударственный сектор, общественные объединения, ассоциации, фонды, творческие союзы, непосредственно связанные с производством, сохранением, распространением и освоением ценностей духовно-культурного, образовательно-просветительского, социально-информационного, гражданско-патриотического и досугового назначения.

В самом общем понимании в специальной литературе культуру рассматривают как часть общества наряду с производством, политикой и т.д. Культура - это система, обеспечиваемая способом перенесения духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности. Поскольку общество выступает как большая социальная группа, культура как способ регулирования поведения людей - это два неразрывно связанных, хотя и особых аспекта социального взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Человеческое общество не может существовать и развиваться вне культуры ввиду их взаимозависимости. Благодаря культуре образуется социальная структура общества, а благодаря обществу, его социальным институтам и государственной политике культура функционирует, сохраняется и транслируется1.

Иногда приходится встречаться с достаточно узким пониманием культуры как только художественной культуры, т.е. как одной из форм общественного сознания, оставляя без внимания духовное и материальное ее содержание. В самом обобщенном понимании патриотическая культура - это знание и идеи, законы и другие нормы, правила и модели поведения, ценности, образцы, символы и ритуалы, обычаи и традиции, язык; материальная культура - это жилые и производственные здания, оборудование, техника и технология предприятий, орудия труда, архитектурные здания, предметы культа, книги, произведения искусства, предметы быта и украшения, т.е. все то, в чем материализуется знание, умение и верование людей.

В научно-исследовательской литературе еще не сложилось единого общепризнанного мнения о том, что мы понимаем под категорией «патриотическая культура». На наш взгляд, можно выделить пять основных философско-культурологических признаков, результирующих патриотическую культуру важнейшим фактором общественного развития.

Во-первых, патриотической культуре присуща в значительной степени универсальность, которая охватывает все сферы общественной жизни, включая в себя многообразные формы проявления творческой энергии человека и его сознания (научного, социального, художественного, религиозного и др.), благодаря чему формируется устойчивость тех или иных стереотипов поведения и этносоциальная стабильность в целом.

Во-вторых, именно консерватизм патриотической культуры общества обеспечивает ту или иную степень историко-культурной преемственности, которую не могут заменить социально-политическая и экономическая сферы.

В-третьих, патриотическая культура в современных условиях выступает не только традиционной первоосновой противостояния иннациональным влияниям, но и действенным фактором формирования адекватной российской ментальносте, государственной идеологии, гражданского мировоззрения и национальной безопасности в целом;

В-четвертых, патриотическая культура выступает с одной стороны этносоциальным интегратором в общегосударственном масштабе, с другой -идентификатором гражданского общества.

В-пятых, на индивидуальном уровне, как следствие деятельности различных культурно-образовательных и воспитательных институтов, патриотическая культура формирует социально-эстетические чувства любви к «малой» и «большой» Родине, готовность человека к защите ее интересов.

И самое главное, состоит в том, что патриотическая культура в современных условиях выступает не столько традиционной первоосновой противостояния различного рода иннациональным влияниям, а сколько способствует формированию новой гуманитарной идеологии и национальной безопасности России (служит важнейшим средством национальной интеграции и идентификации).

Таким образом, патриотическая культура — есть устойчивая и одновременно динамическая совокупность эндогенных и экзогенных свойств и качеств жизнедеятельности конкретной социальной общности, этноса (нации) на основе исторически сложившихся традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, систем, институтов, выполняющих функции социальной ориентации, идентификации, консолидации и социализации человеческих сообществ.

Государственные и региональные субъекты формирования патриотической культуры

Актуальность проблем формирования патриотической культуры молодежи в конце XX - начале XXI века определяется многими причинами, основными из которых являются:

- идеологический вакуум, отсутствие общенациональной идеи, возникновение в стране стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям социальной ситуации;

- переоценка ценностей в сторону накопительства и вещизма, правовой нигилизм, криминальные и коррупционные составляющие рыночной экономики;

- усиление бездуховности, падение культурно-образовательного уровня подрастающего поколения, проявляющееся в резком ухудшении социально-нравственных, гражданско-патриотических и иных характеристик, свидетельствующих о деградации генофонда нации;

- отсутствие внятной государственной национальной и культурной политики, приведшей к межэтнической, межконфессиональной напряженности;

- недооценка роли государственной молодежной политики, сопровождаемой деформациями в работе с подрастающим поколением, инокультурной агрессией, недооценки роли воспитания.

В связи с этим была разработана Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации в рамках реализации постановления Правительства РФ от 16.02.2001 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 г.г.»» Это - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания, в котором сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

Следует подчеркнуть, что в 90-е годы XX века, в первое постсоветское десятилетие практически отсутствовала правовая основа решения данной проблемы. И лишь на рубеже веков появились первые государственные акты, упорядочивающие деятельность новых субъектов патриотического воспитания и формирования патриотической культуры. Среди них - Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", от 16 февраля 2001 г. № 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности всех субъектов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений, частных институтов как на федеральном, так и на региональном, а также местном уровнях.

Субъекты формирования патриотической культуры включают в себя: государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотической культуры; охватывают все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых, воинских и иных коллективов, социально-культурных институтов и заканчивая высшими органами государства.

Государство осуществляет управление системой патриотического воспитания, при этом оно широко использует общественные институты.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляя руководство процессом патриотического воспитания, действуют в пределах своих полномочий и объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного его функционирования; обеспечивают выполнение решений Правительства Российской Федерации, положений Концепции и государственных программ патриотического воспитания граждан; в пределах своей компетенции разрабатывают ведомственные программы (планы) патриотического воспитания и организуют их выполнение.2

В настоящее время для управления системой патриотического воспитания созданы межведомственные структуры. На федеральном уровне такую структуру и ее полномочия определяет Правительство Российской Федерации. В федеральных органах исполнительной власти образовались советы по патриотическому воспитанию, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные межведомственные координационные советы.

По итогам реализации Государственной программы патриотического воспитания граждан РФ в 2001 - 2005 г.г. впервые была применена критериальная оценка результативности деятельности ее субъектов на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания. Основным критерием результативности является уровень патриотической культуры как одна из основных характеристик отдельной личности и конкретного социума в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности.

Если Федеральная и ряд региональных программ 2001-2005 г.г. преследовали цель и задачи становления патриотической работы различных субъектов постсоветской России, то принятие правительством РФ Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" предполагало разработку и реализацию соответствующих ведомственных и региональных программ во всех субъектах Российской Федерации не только на государственном уровне, но и в муниципалитетах и поселениях, созданных на основе закона РФ № 131 «Об органах местного самоуправления» по реализации Административной реформы, внедряемой в России, начиная с 2004 года.1

Основными субъектами, обеспечивающими внедрение новой Административной реформы в части функционирования всей системы формирования патриотической культуры, являлись федеральные и региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Создание такой системы обусловило консолидацию всех субъектов патриотической деятельности: научных, образовательных и культурных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Из этого, в частности, исходил авторский коллектив Краснодарского края при формировании Краевой комплексной программы «Система духовного и физического оздоровления населения Кубани», созданной по инициативе и непосредственном участии заместителя председателя правительства Краснодарского края, доктора философских наук, профессора Н. Г. Денисова1.

Основную идею и смысл разработки и принятия данной программы предопределила необходимость объективного, научнообоснованного анализа состояния духовно-нравственной жизни кубанского общества, проведения своеобразной социальной экспертизы реформам, выработки приоритетов и реальных мер по оздоровлению различных сторон социально-культурной жизни многонационального региона.

Органы местного самоуправления как субъекты формирования патриотической культуры

Последнее десятилетие XX столетия во многих социально-исторических и философско-культурологических исследованиях характеризуется переходным периодом, сопровождаемым системным кризисом. Распад СССР произошел из-за целого ряда составляющих факторов, среди которых духовно-идеологический, этнокультурный и патриотический имели немаловажное значение. Бездорожье общественного сознания возродило забытую метафору французского посланника в России XIX века де Кустина о том, что патриотизм является последним прибежищем для негодяев.

В ранг государственной политики Российской Федерации патриотическое воспитание стало возводиться только с принятием в 2001 году Концепции и государственной программы по этой проблеме. Другим значимым шагом в ее решении стало принятие в 2003 году Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ставшего правовым механизмом по реализации новой Административной реформы России. Ее Концепция определила четырехуровневую организацию власти: два государственных уровня (федеральный и региональный) и два уровня местного самоуправления -муниципальный и поселенческий.

Данная правовая база по разделу полномочий обусловила перестройку всей административно-бюрократической иерархии в управлении различными сферами не только социально-экономической, но и духовно-культурной жизни. Среди них стало по-новому выстраиваться организация патриотического воспитания, культура которого имеет глубокие исторические, социальные, этнические и религиозные корни.

Администрация Новороссийска, располагающая значительным опытом предшествующей патриотической работы города-героя в числе первых приступила к осуществлению реформы местного самоуправления.

При определении функций органов местного самоуправления и соответствующих учреждений как субъектов формирования патриотической культуры горожан администрация Новороссийска приоритетной выделила работу с подрастающим поколением по следующим направлениям:

- воспитание гражданственности и патриотизма в новых условиях;

- поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;

- информационное обеспечение работы с детьми и молодежью.

Функции по организации мероприятий с детьми осуществляются через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы управления образованием, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения). Мероприятия по работе с молодежью непосредственно осуществляют учреждения органов по делам молодежи во взаимодействии с молодежными и детскими общественными объединениями1.

Органы местного самоуправления осуществляют работу по следующим направлениям: воспитание гражданственности и патриотизма; поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений; информационное обеспечение работы с детьми и молодежью.

Город-герой Новороссийск изначально впитал в себя яркие события российской истории, со всей ответственностью неся на себе имя своего государства Новой России. Вся история Новороссийска - это кладезь и опыт военно-патриотического воспитания не только для горожан, но и жителей Кубани, всей России. Не случайно город-герой еще в 70-80-е годы минувшего столетия стал краевым, а затем и всероссийским центром патриотического воспитания.

Ныне в инфраструктуру формирования патриотической культуры здесь входят 292 памятника, историко-краеведческий музей с филиалами, более 10 патриотических клубов и поисковых отрядов, около 100 уголков боевой и трудовой славы в образовательных учреждениях различных уровней. Поисковые группы активно занимаются перезахоронением останков найденных безымянных героев.

В центре внимания городской молодежной политики находятся боевые традиции и ритуалы. Через них прошло уже несколько поколений новороссийцев. На них воспитывается патриотизм, гражданственность, гордость за свой город, за свой народ. С 1965 года регулярно сменяется флаг на высоте Сахарная Голова, на месте гибели в 1943 года талантливого поэта Павла Когана. С 1968 года проводится операция "Бескозырка" с опусканием венка с бескозыркой на воду в память о высадке морского десанта Цезаря Куликова на Малую землю, ставшей гражданско-патриотическим символом Новороссийска, Кубани и России. Своим размахом эта патриотическая акция обязана лидеру новороссийской молодежи, первому секретарю горкома, а затем и крайкома ВЛКСМ Виктору Салошенко.

Священным патриотическим символом явилось рождение Клятвы молодых горожан на верность патриотическим традициям, которую в памятный день принимают новые поколения новороссийцев. Приведем ее фрагмент: «...В этот день, перед светлой памятью павших героев, перед теми, кто прошел сквозь огненный смерч невиданной силы, закалился в огне сражений, мы, юная и боевая смена, повторяем клятву героев-куниковцев: Волю свою, силы свои и кровь свою, капля за каплей, мы отдадим за жизнь и счастье нашего народа, за тебя горячо любимая Родина! - Клянемся! Лучшим памятником для тех, кто не дожил до этих светлых дней, будет наш, во благо нашей Родины. В верности боевым и трудовым традициям народа -Клянемся!»1

С 1975 года на площади Героев, у огня Вечной славы, где могилы Героев Советского Союза и офицеров, погибших за Новороссийск, находится пост № 1 . Этот пост на сегодняшний день остается одним из немногих в России. Службу на нем прошли несколько поколений новороссийской молодежи, многие из них стали известными учеными, политиками, руководителями. Но особую гордость составляют постовцы, выбравшие главную мужскую профессию, защищать Родину. Среди них есть герои, погибшие в "горячих" точках - Афганистане, Дагестане, Чечне. Бессменньм начальником поста с момента его открытия является Виталий Андреевич Лесик, олицетворяющий патриотический образ гражданина города-героя Новороссийска.

К инновационным формам работы, строящимся на научной основе, следует отнести системную операцию «Память», инициатором и модератором которой является Новороссийский исторический музей-заповедник. Операция «Память» проводится в несколько этапов: научно-исследовательская, поисковая работа; комплектование фондов музея-заповедника; использование выявленных материалов, введение их в научный оборот и в научно-просветительскую и экспозиционно-выставочную работу; увековечение имен павших в памятнике-ансамбле «Малая земля»; проведение ритуала «Память».

Рождение операции «Память» обязано патриотической преемственности горожан. Сразу после освобождения города и по окончанию войны энтузиасты, сотрудники военкоматов, администрация города и поселков стали составлять поименные списки погибших и захороненных в военкоматах, по месту нахождения могил. В музее был общий список братских могил и одиночных захоронений.

В 60-е годы минувшего века в Новороссийске родилось новое патриотическое движение - Походы по местам боевой славы под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто». В лесах, горах, под водой участники похода находили останки погибших бойцов, организовывали их перезахоронение. Найденные записки солдатских медальонов, награды воинов передавались в музей. Благодаря совместной системной деятельности поисковиков, музеев, архивов, военкоматов, Советов ветеранов и молодежных организаций уже к 1982 году был список погибших, насчитывающий 5 288 человек. В этом же году было в Новороссийске состоялось открытие мемориального комплекса «Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и памятника-ансамбля «Малая земля». По замыслу авторов все имена погибших героев должны храниться в специальной капсуле «Сердце» - живописно-скульптурной композиции Галереи Боевой Славы мемориала «Малая земля». Тогда же и возник Ритуал «Память» - торжественная закладка списков погибших в капсулу «Сердце».

Роль СМИ в формировании патриотической культуры

Средства массовой информации оказывают влияние на разные компоненты сознания человека и его поведения, однако, главным остается их воздействие на систему ценностей и духовный мир личности, превращение информации в часть этой системы. Эта проблема приобретает особое значение в современных условиях, когда в обществе идет процесс коренного пересмотра сложившихся ценностей, и от деятельности СМИ в значительной степени зависит формирование нового видения социальной действительности. Следовательно, наиболее важная культурологическая функция, выполняемая СМИ на настоящем этапе, - ценностно-ориентационная.

СМИ как составляющая часть системы массовой коммуникации и основной материальный носитель информационного пространства региона призваны способствовать социально эффективной организации общества. Являясь основной производительной силой в области массового сознания и действенным участником формирования патриотической культуры, СМИ обладают способностью преобразовывать, обогащать культурный потенциал общества, содержательно реализовывать взаимодействие с властными органами. Другими словами, СМИ предстают своего рода посредником и ареной взаимодействия между ветвями власти, политическими силами и гражданским обществом, а социальный информационный продукт становится национальным патриотическим ресурсом общества. В этой связи очевидна актуальность и насущная необходимость в выполнении СМИ интегрирующей функции, в многонациональном сообществе социальную связность которой придает патриотическая позиция журналистов, формирующих через печать, радио, телевидение, патриотическую культуру населения, особенно молодого поколения.

Оценивая роль СМИ в формировании патриотической культуры граждан РФ, можно отметить, что по сравнению с другими — экономическим, правовым, экологическим, религиозным, эстетическим и даже физическим, - данное направление находится в наихудшем положении. На сегодняшний день в российском обществе нет общепризнанного идеала, а нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики. Сегодня качество информационных технологий и их использования определяют характер жизни общества.1

Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический, нравственный, патриотический облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

Существует три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций в развитии патриотической культуры населения2.

Таким образом, СМИ играют большую роль в возникновении и развитии массовой культуры, но все сказанное выше не учитывает еще один важный фактор формирования высокой и низкой культур: социальный заказ, который еще совсем недавно считался основной силой, определяющей доминанты развития искусства и даже науки. Текущий контекст -господствующая идеология, мораль, законы - формировавший ориентиры и шкалу оценок, определялись, в конечном счете, социальным заказом.

СМИ играют большую роль в жизни человека любого возраста. Каждый день телепередачи смотрят 87% семей, более 30% семей хотят иметь два телевизора из-за различий в предпочитаемых членами семьи передачах. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщины - телесериалы , литературно-драматические и музыкальные программы. Начиная с 12-13 лет подростки и молодежь предпочитают рок-музыку, спортивные и развлекательные программы. В целом среди передач телевидения 72% аудитории проявляет интерес к новостям, 63% - сериалам , 39% - к эстраде, 33% - лотереям и викторинам, 29% - к криминальной хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы (чаще других читают — 36%), историческая литература (24 %), приключенческая (20%), любовные истории (19%).

Анализируя влияние на человека средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах. В 2011 году состоялся Всероссийский конкурс СМИ «Патриот России» . Анализируя материалы мы убеждаемся, что это один из наиболее успешных долгосрочных проектов, решающий задачи, поставленные государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Все пять видов СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы, интернет-порталы) и фотоработы полноценно отражают уровень формирования патриотической культуры современной российской журналистики.

В газетных изданиях повысился уровень художественного своеобразия направляемых работ. Теплота, душевная щедрость характерна для материалов о ветеранах в номинации «Моя Россия». Высокую оценку получил проект "Свет великой победы" газеты «Тюменская область сегодня», посвященный поиску забытых и неизученных имен героев Великой Отечественной войны. В материалах, выдвинутых на номинацию «Боевая слава России», отмечается, что, в целом, работы, представленные на конкурс, не отличаются тематическим и жанровым разнообразием. Многие славные страницы отечественной истории не нашли достойного места на страницах газет. Помимо Великой Отечественной войны 1941-45 гг. журналисты представили на конкурс материалы только о Первой мировой войне и Отечественной войне 1812 года. Работы, поступившие на конкурс в номинации «Мой дом, мой край», отличаются наибольшим жанровым и стилистическим разнообразием. Журналисты открывают читателям историю родного края (О. Савченко «Красноярск: разные истории», Т. Ветрова «Деревня кукол» о деревне Валтошино под Старой Руссой, М. Рогожкина «Вода исцеления и покоя», рассказывающая о святых источниках святителя Гштирима на территории Трегуляевского Иоанно-Предтеченского монастыря Тамбовской губернии).

Весомо выступили журналы для детей, подростков и молодежи. Обладателем главного приза в номинации «Моя Россия» стал коллектив редакции журнала «Детская энциклопедия», г. Москва. В номинации «Боевая слава России» среди лауреатов - редакция научно-популярного журнала «Мой первый журнал по русской истории » за статьи об Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне, посвященные увековечению памяти героев и их беззаветной преданности Отечеству, преемственности через века ратного подвига и беспримерного мужества. Число журнальных материалов, способных представить номинацию «Трудовая слава России», крайне мало. Отмечен журнал «Губернские вести. Волгоград» за регулярную публикацию материалов о тружениках городов и сельской местности области, культурных и трудовых традициях. Победителями в номинации «Служу России» стали публикации журнала «Ориентир» о Герое Российской Федерации, полковнике А. Баландине и статья журнала «Воин России» «Снайпер Мосин и другие», посвященная молодому поколению защитников Родины, продолжателям боевых традиций старшего поколения.

Среди телевизионного контента, поступившего на конкурс, стали телефильм «Брест. Крепостные герои» А. Пивоварова (ТК НТВ), документальные фильмы «Война» из цикла «Битва за север» К. Набутова и Е. Трифоновой (ТРК «Адамово яблоко») и «Тайна Абакаяды» (Студия креатива Андрея И «Навигатор», Якутск). Эти фильмы — обладатели призов в разных номинациях - «Боевая слава России», «Мой дом - мой край». Федеральные каналы высокопрофессиональных и систематических материалов по реализации целей и задач представили мало. В этом отношении отличились региональные телекомпании. Претендент на главный приз - Новгородское областное телевидение направило на конкурс разнообразный телеконтент -от документальных фильмов до телепроектов. Такого уровня телематериалов с системным подходом другие региональные телекомпании на конкурс не выдвинули. Номинация «Боевая слава России» по телевидению, кроме обозначенных лидеров, в основном представлена материалами проблематики Великой Отечественной войны (празднование дня Победы в регионах , работа поисковиков, воспоминания ветеранов, их встречи, в том числе с подрастающим поколением, проблемные репортажи об обеспечении ветеранов жильем). Телепрограммы об исторических традициях русской армии - это сюжеты о реконструкциях сражений и битв, которые фрагментарны и недостаточно информативны.

Похожие диссертации на Субъекты формирования патриотической культуры : государственный, региональный и муниципальный уровни