Введение к работе
Актуальность темы. Обострение экологической ситуации в мире, а также реальная угроза ее дальнейшего ухудшения ставят проблему сохранения естественной природной среды обитания социума на одно из первых мест среди глобальных проблем человечества.
Возникновение экологического дискурса относится к числу знаковых для культуры явлений и теснейшим образом связано с формированием экологического сознания, рефлексией по поводу экологической ситуации и представлениями о стратегиях решения экологических проблем.
На современном этапе развития культурологии создана уникальная творческая ситуация для исследования экологической проблематики. Обращение к процессам формирования экологической культуры и становления экологического сознания представляется как никогда необходимым и важным в научном отношении.
Экологическое сознание – не просто дополнительный элемент экологической культуры, а ее важнейший, системообразующий фактор. Культурология исследует экологическую проблематику в различных направлениях, ибо она изучает формирование нового общественного сознания, ориентированного на потребность преодоления экологических противоречий, способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно-практических ориентаций человека в его отношениях с природой, разобщенности мнений.
Как справедливо отмечает М.Н.Эпштейн, обращение гуманитарной культуры к проблемам экологии диктуется тем, что сам предмет экологии, то есть природная среда обитания, есть внутрикультурный феномен. В отличие от физики, биологии и других естественных наук, предмет экологии - не природа как таковая, а природа в качестве среды человеческого обитания. Именно человек, в совокупности своих культурных и технических практик, то есть в той мере, в какой он выделяется из природы, и превращает природу в среду обитания. Экология - гуманитарная наука, предмет которой - природа перед лицом культуры, точнее, природа как порождение и инобытие культуры .
В настоящее время проведена значительная работа по изучению основных социально-экологических проблем общества, дана философская и социально-этическая интерпретация противоречий взаимодействия человека, общества и природы, однако историко-культурный анализ экологических дискурсов изучен недостаточно, что актуализирует исследование экологической проблематики в культурологическом осмыслении.
Степень научной разработанности проблемы характеризуется, с одной стороны, тем, что экологические проблемы - одна из наукоемких сфер естественнонаучных исследований; с другой стороны – историко-культурная составляющая данной проблематики изучена недостаточно.
Теоретические основы изучения дискурса и его разновидностей заложены в трудах Е.Н. Азначеевой, Н.Д. Арутюновой, А.Г. Гурочкиной, М. Дёринга, М.Р. Желтухиной, Е.В. Ивановой, В.И. Карасика, Н.Н. Кислицыной, В.В. Красных, П. Мюльхойслера, М. Пешо, И.А. Саяпиной, М. Фуко, Ю. Хабермаса, М. Хэллидея.
Философские основы экологической культуры заложены в трудах французского философа Шарля Луи де Монтескье (трактат «О духе законов»). Культурологическое рассмотрение экологических проблем проводится в работах М.И. Будыки, И.П. Герасимова, Л.Н. Гумилева, Н.Н. Киселева, Л.Н. Когана (именно он ввел в научный оборот словосочетание «экологическая культура»), О.Н. Козловой, Э.И. Колчинского, И.Д. Лаптева, Ю.М. Лотмана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, Ю. Одума, Н.Х. Орловой, Э. Пианки, М. Раца, И.Н. Ремизова, С.Я. Сущего, Л.А. Рапацкой, И.Т. Фролова, П.Н. Федосеева, С.В. Чебанова, Ч. Элтона.
М.Н. Эпштейн рассматривает природу как внутрикультурный феномен, а также особенности взаимоотношений культуры и природы. Л.С.Лихачевым введен термин «экология культуры», ученый предполагает широкое понимание окружающей среды, в определение которой должны входить и под которой должны понимать единство культурного и природного окружения. В трудах Г.Д. Гачева сформулирован тезис о том, что Природа и Культура находятся в диалоге: и в тождестве и дополнительности.
Важное методологическое значение для понимания и анализа современных концепций развития общества и природы имеют взгляды А. Швейцера, А. Леопольда и других основоположников экологической этики (этики природной среды).
Естественнонаучные аспекты проблемы взаимодействия природы и общества наиболее полно рассмотрены в трудах В.И.Вернадского, И.М.Забелина, Н.Н.Моисеева, С.С.Шварца и др. Им принадлежит разработка методологического и понятийного аппарата современной экологии, раскрытия взаимосвязи биоценоза, антропосоциогенеза и «живой массы природы», введение понятий «биосфера», «ноосфера», что позволило заложить теоретические основы экологического мировоззрения.
Социально-философские аспекты проблемы устойчивого развития общества, поиска путей гармоничного развития общества и природы исследуются в современных работах В.И. Данилова-Данильяна, С.С.Шварца, О.Н.Яницкого и др.
Имеется позитивный опыт изучения экологических проблем в исторической перспективе. В отечественной историографии этот аспект, по мнению И.Д. Ковальченко, А.В. Муравьева, Г.В. Платонова, стал актуальным лишь в 80-е гг. XX в.
Фундаментальной работой, исследующей генезис экологического дискурса, является монография Д.В. Ефременко «Эколого-политические дискурсы. Возникновение и эволюция» (2006 г.).
Из современных историко-экологических исследований особый интерес представляет коллективная монография В. Ларина, Р. Мнацаканяна, И. Честина, Е. Шварца «Охрана природы России: от Горбачева до Путина» (2003г.), посвященная истории охраны природы и экологической политики России в последние десятилетия XX века и первые годы XXI века, труды американских исследователей России Д. Вайнера (D.Weiner), П. Джозефсона (P.Josephson).
Для изучения регионального уровня экологического дискурса большой интерес представляют труды кубанских ученых первой трети ХХ в.: Е.М. Юшкина, И.Ф. Косинова, Г.Г. Григора, Б.М. Городецкого, В.И. Винды. В 1950-е-1980-е гг. были опубликованы работы Ф.С. Околова, С.Х. Николова, А.С.Городецкого, Ю.П. Хрусталева, посвященные санитарной охране Черного моря и рекреационных зон края. Из современных исследователей серьезный вклад в осознание проблемы внесли Г.И. Молоканов, Г.С. Гужин, В.И. Голиков, В.Я. Нагалевский и др. Экологические проблем региона в историческом контексте затрагивали историки Ю.Н.Бесчастный, А.Н. Еремеева, В.А.Кузнецов, В.Н Лесных, Т.В. Ратушняк, М.В.Семенцов.
Объектом диссертационного исследования является экологический дискурс.
Предмет исследования - уровни экологического дискурса: глобальный, национальный и региональный.
Исходя из актуальности темы исследования, степени ее научной разработанности, цель диссертационной работы – исследовать основные этапы и тенденции развития экологического дискурса на глобальном, национальном и региональном уровнях.
В соответствии с поставленной целью определены задачи:
1. Исследовать экологический дискурс как культурологический концепт, его структуру и разновидности.
2. Проследить генезис глобального уровня экологического дискурса от «алармизма» до «устойчивого развития».
3. Изучить формирование национального уровня экологического дискурса в дореволюционный период.
4. Выявить основные тенденции развития экологического дискурса в советский и постсоветский периоды.
5. Проанализировать процесс зарождения экологической проблематики Кубанской области и Черноморской губернии.
6. Выделить основные тенденции обсуждения экологических проблем Кубани в советский и постсоветский периоды.
Источниковая база исследования включает разнообразные типы опубликованных и неопубликованных источников.
Неопубликованные материалы, большая часть которых введена в научный оборот впервые, были выявлены в Государственном архиве Краснодарского края (ГАКК), в архиве администрации г. Новороссийска (ААН). Из фондов ГАКК особый интерес представляют Ф. Р-1751 Краснодарского отделения Всероссийского общества охраны природы, Ф. Р-1547 «Коллекция дополнительных материалов по истории Кубани, собранная Мироновым», Ф. Р-1755 фонд И.С. Косенко. Среди фондов ААН можно выделить Ф-2 «Новороссийская городская управа», Ф. Р-8 «Исполнительный комитет Новороссийского городского Совета депутатов трудящихся Краснодарского края», Ф. Р-9 «Черноморский исполнительный комитет», Ф.Р-11 «Общество краеведов», Ф. Р-880 «Новороссийская научно-исследовательская биологическая станция имени профессора В.М. Арнольди Ростовского-на-Дону государственного университета».
Классификация источников основана на определении сходства признаков их происхождения, содержания, предназначения и значимости для изучаемой темы.
К первой группе источников отнесены партийные и нормативно-правовые документы, законодательные акты. С учетом того, что в советский период социально-экономическая политика государства определялась решениями съездов, пленумов партийных и советских органов власти, были проанализированы постановления Совета министров CССР и РСФСР, ЦК КПСС, Госплана СССР и РСФСР. Их использование дало возможность получить представление о механизме реализации программы создания промышленного потенциала страны, методах и направлениях природопользования. При интерпретации этих документов требуется критический подход.
Делопроизводственная документация региональных организаций дает представление об экологических проблемах и подходах к их преодолению. Значительный интерес представляют документы Общества любителей изучения Кубанской области, СОИКК, Краснодарского отделения Всероссийского общества охраны природы и Новороссийской биологической станции.
Отдельная группа источников – периодическая печать. Были проанализированы публикации центральных и региональных изданий («Правда», «Известия», «Советская Россия», «Комсомольская правда» «Черноморская здравница», «Советская Кубань»), посвященные осуществлению хозяйственной и экологической политики. Именно периодическая печать являлась трибуной экологической публицистики.
Представляют интерес публицистические труды по экологической проблематике, представлявшие как официальный, так и оппонирующий компоненты экологического дискурса (статья А.Д. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968 г.), письмо А.И. Солженицына «Вождям Советского Союза» (1974 г.) и др.).
Особым источником выступают художественные тексты: художественная литература и кино. Они не просто отражали ситуацию в экологической сфере, но и активно формировали экологическое сознание.
Теоретико-методологическая база. Теоретической основой исследования стали труды классиков культурологической и философской мысли, публикации зарубежных и отечественных современных ученых - В.И.Вернадского, М.Пешо, М.Фуко, Ю.Хабермаса и др. Базис исследования составили анализ и социокультурная интерпретация экологического дискурса.
Использование понятия «дискурс» в исследовании, не являющимся лингвистическим, требует пояснений. Две наиболее влиятельные социальные концепции дискурса разработаны в трудах М. Фуко и Ю. Хабермаса.
Методология исследования включает общефилософские принципы взаимодействия общества и природы; также научные принципы историко-культурологического познания: научность, историзм, объективность, системность; совокупность общенаучных и междисциплинарных принципов и методов исследования. Их использование сыграло решающую роль в историко-культурологическом анализе возникновения и эволюции экологического дискурса.
Методологию настоящего исследования определили достижения в области философии и социологии культуры. В частности, междисциплинарные по своему характеру методы системного подхода: целостность и всеобщность рассмотрения предмета как динамичного организма, с учетом внутренней организации объекта и зависимости каждого элемента от целого.
Сравнительно-исторический, типологический, реконструктивный методы исследования реализованы посредством общенаучных принципов историзма и объективности.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
– в диссертации впервые дан историко-культурологический анализ экологического дискурса на трех уровнях: глобальном, национальном и региональном;
– исследована эволюция экологического дискурса на глобальном уровне: от алармизма до устойчивого развития;
– проанализирован процесс зарождения экологического дискурса в дореволюционной России, выделены его социокультурные детерминанты;
– исследованы основные этапы и тенденции формирования экологического дискурса в СССР и в постсоветский период; в его рамках выделены официальная и оппонирующая составляющие;
– впервые произведена реконструкция генезиса экологического дискурса на региональном уровне (на примере Кубани);
– на конкретно-историческом материале дан анализ экологических дискуссий, связанных с постоянно усиливавшейся антропогенной нагрузкой на природу, формированием в регионе рекреационных зон.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теория дискурса на современном этапе представляет собой совокупность культурологических, философских, социально-политических, психологических, лингвистических концепций, изучающих процессы артикулированного конструирования социокультурной реальности. Множество подходов к определению данного понятия объясняется его многоаспектностью. В интерпретации автора экологический дискурс может быть определен как устный или письменный текст, обусловленный ситуацией общения на экологические темы. Он состоит из текстов различных функциональных стилей и жанров: от монографий до произведений популярной и художественной литературы, как выражение в языке экологических тем и проблем.
2. Формирование экологического дискурса относится к числу «знаковых» явлений культуры. Исходной точкой формирования глобального экологического дискурса принято считать 60-е гг. XX в. Алармистский экологической дискурс имел преимущественно негативную нормативность, связанную с требованиями ограничить экономический рост независимо от социальной и политической цены такого ограничения. В первой половине 1980-х гг. доминантным становится дискурс «устойчивого развития», отличающийся позитивной нормативностью, ориентированной на гармонизацию интересов нынешних и будущих поколений, развитых и развивающихся стран, стимулирования экономического роста и мер по сохранению биосферы планеты.
3. Зарождение национального экологического дискурса в конце XIX в. было детерминировано осознанием необходимости охраны природы в условиях быстрых темпов развития промышленности. В экологической мысли дореволюционной России преобладали две ведущие идеи: создание эталонов нетронутой природы в научных и эстетических целях; сохранение российского культурно-исторического ландшафта, памятников природы. Уже в начале XX в. сформулирована идея ответственности общества за развитие биосферы (В.И. Вернадский), положенная впоследствии в основу концепции «устойчивого развития». Значительный вклад в формирование экологической проблематики внесли русские космисты, писатели и публицисты.
4. В развитии национального экологического дискурса советского периода можно выделить несколько этапов:
первый совпадает с «золотым десятилетием» краеведения (1920-е гг.), когда идеология природоохранной деятельности рассматривалась как составляющая сохранения и популяризации в широких массах культурного наследия;
второй этап - 1930-е–1950-е гг.: охрана природы разрешена в тех рамках, которые не противоречили доминанте экстенсивного развития советской экономики;
третий этап – середина 1950-х–середина 1980-х гг.: в советской науке формируется устойчивый интерес к изучению экологической проблемы, поиску путей ее решения. Показателями этих позитивных изменений стали значительный рост количества и значимости публикаций научного и научно-популярного характера, увеличение круга исследователей (в том числе гуманитариев), образование специальных научных структур для решения фундаментальных и прикладных экологических задач. В научном творчестве и публицистике, художественной литературе, кинематографе, программах проэкологических общественных организаций и посредством их деятельности формируется оппонирующий экологический дискурс.
5. Постсоветский период (особенно 1990-е гг.) характеризуется ухудшением экологической ситуации в результате неконтролируемой хозяйственной деятельности. Одновременно активизируются общественные дискуссии о последствиях индустриально-технической деятельности, происходит политизация экологической проблематики, что приводит к трансформации экологических дискурсов в эколого-политические. Большой вклад в обсуждении и выявлении острых экологических проблем вносят СМИ, в особенности интернет-порталы экологической направленности, представители художественной интеллигенции. Получил развитие эконационализм, представители которого рассматривают природу не как самоценность, а как составляющую этнического ландшафта. Включение современных философов в процесс осмысления экологических проблем привело к возникновению отдельной отрасли философского знания на стыке общественных, гуманитарных и естественных наук – экофилософии.
6. Рубеж XIX–XX вв. – время зарождения региональных экологических дискурсов, в т. ч. в Кубанской области и Черноморской губернии. Осознание имеющихся и потенциальных экологических угроз региона в связи с активным природопользованием нашло отражение в печатных трудах и самой деятельности региональных общественных организаций (ОЛИКО, Общества изучения Черноморского побережья Кавказа и др.).
7. В советский период основные экологические дискуссии на Кубани были тесно связаны с развитием и экологической защитой рекреационных зон, Кавказского государственного заповедника, степных рек. Помимо государственных организаций, регионального отделения Общества охраны природы, экологические проблемы активно обсуждали представители научной интеллигенции. Научные и публицистические труды, письма ученых «во власть» демонстрируют понимание необходимости вписать деятельность человека в естественные возможности природных ресурсов, что лежит в основе концепции устойчивого развития региона.
8. Основные проблемы экологии региона советской эпохи не потеряли актуальности и в постсоветский период. К их обсуждению все активнее подключаются специалисты в области социо-гуманитарного знания, общественные организации и движения, а также политические партии, предлагающие властным структурам альтернативные решения, доказывающие, что экономические приоритеты развития страны не могут быть доминирующими над национальным достоянием и культурным наследием.
Практическое значение исследования. Исследованный материал может быть использован в обобщающих работах по проблемам взаимодействия человека, общества, природы в российской истории; в пропагандистской деятельности с целью формирования экологического мировоззрения населения; при разработке экологической политики; при разработке учебных курсов историко-культурной и экологической проблематики.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на всероссийских и региональных конференциях: «История регионального научного сообщества: проблема изучения» (Краснодар, 2007 г.), «История научной интеллигенции Юга России: межрегиональные и международные аспекты» (Краснодар, 2008 г.), «Полиэтничный макрорегион: язык, культура, политика, экономика» (Ростов-на-Дону, 2008 г.), «Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности» (Ростов-на-Дону, 2009 г.), «100-летие курорта Сочи: историко-культурные, лечебно-оздоровительные и природно-географические аспекты» (Сочи, 2009 г.), «Научная жизнь Северного Кавказа в условиях социально-политических трансформаций XX века» (Краснодар, 2009 г.). По результатам исследования автором было опубликовано 10 научных статей общим объемом 2,3 п. л.
Структура диссертации. Исходя из цели и задач исследования, работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка источников и литературы.