Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I ФЕНОМЕН СТАРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 11
1. Сущность старчества 11
2 Сравнительно-культурный подход к представлениям о старчестве 30
ГЛАВА II ТРАДИЦИИ СТАРЧЕСТВА В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ РОССИИ XIX ВЕКА 59
1. Духовное состояние российского общества XIX века 59
2. Генетические корни и особенности русского старчества 74
3. Влияние старчества на общественное сознание России XIX века 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 121
- Сущность старчества
- Сравнительно-культурный подход к представлениям о старчестве
- Духовное состояние российского общества XIX века
Введение к работе
Актуальность темы исследования
Для современной науки характерно стремление к более глубокому изучению историко-культурных истоков и традиций культуры России. Без реконструкции ее смыслообразующих пластов и основных ценностных ориентации предшествующих поколений становится невозможной естественная преемственность и связь времен. Это особенно важно иметь ввиду в условиях некритического восприятия идеалов, ценностей и норм, навязываемых средствами массовой информации, что обостряет проблемы мировоззренческой ориентации человека, отражается на возможностях его самореализации и характере социокультурной активности, на формировании духовного окружения индивида и системы отношений: человек - природа, человек - культура, человек - человек. Решение этого комплекса проблем имеет принципиальное значение для современной культурологии.
Реконструкция альтернативного идеала, основанного на приоритете духовно-нравственных ценностей, составлявших специфику российского самосознания в течение столетий, идеала, являющегося противоположностью господству современной "педократии" (С.Булгаков), требует обращения к отечественной, в частности православной, традиции. Наиболее полным воплощением такого идеала является старчество как совокупность инвариантных оснований человека, как пример реализации личностью своего бытийного назначения в его совершенной форме.
Старчество как воплощение духовного идеала является важнейшим элементом русской культуры, что находило свое отражение в творчестве таких великих писателей и философов, какими были Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, К.Н. Леонтьев, И.В. Киреевский и др. Тем самым оказывалось
большое влияние на современников и последующие поколения, привносились серьезные изменения в общественное сознание. История старчества неразрывно связана с историей Отечества. Такие великие старцы, как Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, всегда являлись высшим авторитетом, особенно в тяжелые для страны времена.
Тема старчества сегодня, в условиях возрождения утраченных идеалов, особенно актуальна. Однако вопрос о сущности старчества еще недостаточно изучен и освещен в научной литературе. Поскольку в течение десятилетий исследователи были оторваны от возможности глубокого изучения этой проблемы, в научной литературе имели место противоречивые и ошибочные мнения.
В настоящее время в связи с изменением социальной ситуации феномен старчества и его место в культуре России вновь привлекает внимание ученых, что, однако, не позволяет пока преодолеть несоответствие между очевидной актуальностью данной проблемы и неготовностью массового сознания к ее восприятию, так как уровень духовной культуры общества на сегодняшний день недостаточно высок. Появляются научные центры и учебные заведения с ориентацией на возрождение взаимосвязи между светским и сакральным началами в образовании, которые пытаются преодолеть этот разрыв. Однако деформация представлений о православии как культурообразующей конфессии России является препятствием для адекватного воздействия на общество.
Источниковедческой базой исследования послужили:
-книги Ветхого и Нового Завета.
-святоотеческая богословская литература: Лествица Иоанна Лествичника, Добротолюбие, Душеполезные поучения Аввы Дорофея, Нравственно-подвижнические слова Марка подвижника, Руководство к духовной жизни Варсонуфия Великого и Иоанна Лествичника, Творения Петра Дамаскина, Предание ученикам о жительстве скитском Нила Сорского, Древние иноческие уставы, Слова Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, Письма Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. В этих трудах обоснована необходимость старческого руководства. Являясь первоисточниками, эти работы имеют для исследования феномена старчества первостепенное значение, так как подвижники всех последующих поколений учились у древних старцев. Православное русское старчество, генетически являясь продолжением старчества древнего, существовало только в тех монастырях, где сохранялась святоотеческая традиция и изучались вышеперечисленные Творения.
-многочисленные работы, посвященные жизнеописанию, поучениям, заветам и наставлениям великих русских старцев XIX-XX веков. Русское старчество этого периода представляет собой уникальное явление и имеет ряд особенностей.
Степень изученности проблемы
В основание исследования легли немногочисленные богословские работы авторов XIX и XX веков:
- митрополита Трифона (Туркестанова) "Древнехристианские и оптинские старцы", протоиерея Александра Соловьева "Старчество по учению святых отцов и аскетов", в которых впервые дается научно-богословское определение и исторический обзор традиции старчества. Авторы этих работ отмечают, что вопрос о старчестве практически не затронут в научной литературе и мало изучен даже в богословии;
- И.М. Концевича "Оптина пустынь и ее время", русского автора И.Смолича на немецком языке "Leben und Lehre der Starzen", переведенная митрополитом Иоанном (Вендландом) на русский как "Жизнь и учение старцев (Путь к совершенной жизни)", монахини Игнатии "Слово о старчестве", "Старчество на Руси", где анализируются различные стороны старческого руководства, публикуются малодоступные выдержки из творений и писем русских старцев XIX-XX веков. Указанные авторы подходят к оценке старчества с сугубо богословских позиций, опираясь на принятый в этой области понятийно-категориальный аппарат. Поскольку ретроспективный обзор представлений о старчестве в этих работах носит сугубо богословский характер, концептуальный подход к рассмотрению его как феномена культуры, естественно, не сформулирован.
Отдельная позиция по данному вопросу выражена в докладе профессора В.И. Экземплярского "Старчество", где автор пытается определить место старчества в общецерковной перспективе, однако выводы, приведенные здесь, противоречат взглядам вышеупомянутых богословов. В.И. Экземплярский рассматривает русское старчество как "новый вид монастырского послушания", называя старчество вне монастырей "религиозно-коммерческим предприятием"1. Данная оценка, скорее всего, была продиктована культом некоторых лжестарцев. Но, во-первых, развитие истории старчества в XX веке является опровержением данной версии, во-вторых, старчество с самого начала своего развития существовало вне общежительных монастырей, ярким примером чему и служит отшельничество.
Следует также обратить внимание на трилогию М.В. Лодыженского "Сверхсознание. Свет Незримый. Темная сила", имеющую целью с научных
1 Экземплярский В.И. Старчество. // Дар ученичества. Сборник. - М.: Руссико, 1993.- С.226
позиций нанести удар по атеизму. Автор рассматривает явление старчества с богословской точки зрения в сопоставлении с индуистским учительством.
При разработке различных аспектов данной проблемы были использованы:
труды отечественных религиозных философов рубежа XIX и XX веков: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федотова, П.А. Флоренского.
общетеоретические исследования по вопросам теории и философии культуры, религиозной антропологии: С.С. Аверинцева, Г.С. Батищева, ММ. Бахтина, М.Н. Громова, П.С. Гуревича, В.А. Кругликова, И.К. Кучмаевой, Ю.М. Лотмана, А.Ф. Лосева, СП. Мамонтова, Э.А. Орловой, В.Н. Расторгуева, Л.А. Сугай, В.И. Шамшурина.
В соответствии с вышеизложенным вопрос о старчестве как явлении культуры нельзя признать в достаточной мере изученным с позиций культурологии, что позволяет автору сформулировать цель и задачи исследования.
Целью исследования является целостное, концептуальное рассмотрение феномена старчества как явления культуры. Цель определяет постановку основных задач:
раскрытие сущности старчества,
рассмотрение старчества как культурной ценности,
проведение сравнительно-культурного анализа феномена старчества в культуре православия и духовного лидерства в ряде других культур,
выявление особенностей русского старчества XIX и XX веков,
определение особой роли старчества в русской культуре,
характеристика особенностей старчества в общественном сознании России XIX-XX веков.
Объектом исследования является феномен старчества в ракурсе его отношения к культуре.
Предметом исследования является специфика феномена старчества как особого явления культуры в его временных и типологических характеристиках.
Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта и задачами диссертации. Генетические корни старчества исследовались с использованием историко-генетического метода. Историко-культурный подход позволил раскрыть внутреннюю логику развития старчества. Сложившийся феномен старчества в культуре России XIX века исследовался с применением феноменологического и историко-функционального метода. Также использовались богословский и философский подходы, учитывались идеи выдающихся деятелей истории, философии и культуры. Специфика вопросов, поставленных в диссертации, потребовала обращения к методам менее всего формализованным, каковыми являются включенное наблюдение, экспертный опрос и другие.
Научная новизна исследования В данном исследовании:
старчество рассматривается как культурный феномен;
предпринимается попытка типологии и сравнительно-культурного
анализа этого явления;
выявляется исключительное значение старчества для ценностного
самоопределения личности.
Теоретическое осмысление феномена старчества позволило сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:
Современная кризисная эпоха порождает целый ряд механизмов преодоления кризиса. В их ряду особое место принадлежит старчеству, которое становится творческим культуросозидающим началом, воздействующим на человека, возрождая в общественном сознании представления о значимости жизнеориентирующих идеалов.
Старчество, являясь типологически сложным и многогранным образованием, прошедшим длительный историко-культурный путь, принадлежит исключительно христианской православной культуре и является ее высшим проявлением.
Русское старчество XIX-XX веков - уникальный феномен духовной культуры: с одной стороны, оно является преемником афонского старчества, с другой - приобретает ряд индивидуальных особенностей (возможность существования вне монастырей, близость к народу, создание духовной литературы, адресованной мирянам и т.д.)
Научно-практическая значимость работы
В теоретическом плане работа позволяет дополнить и расширить малоразработанные аспекты культурологии, связанные с историей культуры и религии, богословием и философией, а также использовать ее результаты в качестве методологической основы для углубления представлений о категориях и понятиях теории культуры.
Материалы и выводы диссертации могут стать основой для разработки общих и специальных курсов, включенных в блок учебных дисциплин вузов. Работа открывает новые перспективы реконструкции духовной среды отечества, может быть использована в качестве историко-методологической опоры при восстановлении разрушенных святынь, стать
источником укрепления исторических взаимосвязей православных славянских культур.
Апробация работы
Основные положения и практические выводы диссертационного исследования были опубликованы в статьях и тезисах, а также были представлены в выступлениях на научно-практических конференциях "Славянство на рубеже тысячелетий" (Аксаково, 1997 г.), "Подвиг монашества в отечественной истории" (Оружейная палата Московского Кремля, 1998 г.), "Агиологическое древо русской культуры" (Москва, ГАСК, 2000 г.)
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры, обсуждена и рекомендована к защите в мае 2000 года.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Список используемой литературы включает 200 наименований.
Сущность старчества
Старчество - это понятие, возникшее в IV веке в христианской культуре вместе с появлением монашества, как духовное руководство, характеризующее добровольные сакральные отношения пастыря-руководителя и его ученика (учеников), и присущее только православию с момента великой схизмы 1054 года.
Старчество представляет собой синтез трех церковных служений -апостольского, пророческого, учительского. Это особое духовное явление, обозначающее отношения старца-харизматика и его паствы, которая может состоять как из одного-двух иноков, так и из людей, съезжающихся к старцу со всего мира.
В православной монашеской культуре можно условно выделить два направления: созерцательное и деятельностное. Старчество, как высшее ее проявление, гармонично сочетает в себе оба этих направления, так как старец уже чужд "бесконечной множественности и раздробленности явлений мира"2. Но все же можно прибегнуть к этому членению не как к чему-то объективно и реально в старчестве существующему, но как к удобной и приемлемой форме рассмотрения этого феномена.
На уровне мистико-созерцательном старчество выражается в "самособирании55 личности подвижника в процессе достижения бесстрастия, на уровне аскетико-деятельностном действует система отношений "руководитель - ученик55 и старчество выражается в воспитании в ученике аскетической культуры личности.
Монашеская православная аскеза - это особая область творчества. Оба вида монашества являются аскетическими: на созерцательном уровне аскеза понимается как "личный подвиг" старца, а на деятельностном - как "подвиг социальный". На созерцательном уровне путем аскезы и "самособирания" личности достигается святость ("стяжание Святого Духа"). Достигшие такого состояния подвижники выходят на путь духовного учительства.
По учению традиционной христианской антропологии человек является трехсоставным существом, в котором выделяются тело - душа -дух, находящиеся в постоянном антагонизме. Смысл "самособирания" состоит в снятии этого противоречия. Душа - это область сердца, по образу и подобию Святой Троицы состоящая из трех частей: ум - Бог-Отец, слово -Иисус Христос, дух - Святой Дух. "Сердечному уму" противопоставлен разум . Душа сама по себе не имеет способности рефлексии, в этом плане разум является своеобразной точкой опоры, пространством, отражающим луч души, делающим индивида способным к самоанализу. Святость - это особое состояние, при котором в личности духовность человека, его психика и физиология начинают существовать как единое целое, таким образом возникает гармония внутреннего мира индивида.
Святость не является понятием этическим, а исключительно духовным. Как полагают старцы, она возникает в человеке в момент соединения двух воль, направленных друг к другу: с одной стороны - воли абсолютно свободного творчества Бога, с другой - воли тварной свободы человека. Только этот момент встречи двух воль в человеке может создать . из обычного подвижника старца, поэтому только внешней чистоты жизни и внутреннего подвига недостаточно. многочисленные советы для борьбы с ними. Бороться со страстями необходимо поэтапно, при этом ступенька за ступенькой поднимаясь по "духовной лествице" к высотам Духа. В "Лествице", "Добротолюбии" в различных поучениях святых отцов Церкви подробно описывается весь этот путь, все сложности, которые могут встретиться на нем, а так же даются подробные определения и описания всех страстей (их свойств и отличий друг от друга) и добродетелей. Это очень сложная и тонкая наука, направленная на "врачевание" и "возрастание" души, на которую не мешало бы обратить внимание не только современным богословам, но и психологам, занимающимся научной деятельностью и практикой.
Итак, бесстрастие - результат крайне сложной духовной работы, "борьбы с помыслами и страстями". Это такое состояние, при котором высшее духовное начало в человеке раскрывается полностью, находясь в котором, человек уже абсолютно не зависит от жизни формы, а подчиняется только законам Духа. "Великолепие тверди суть звезды, а украшения бесстрастия - добродетели; ибо бесстрастие (- это)... сердечное небо ума, которое все коварства бесов считает за детские игрушки" .
Сравнительно-культурный подход к представлениям о старчестве
Внутреннее духовное содержание православной христианской культуры является неизменно постоянным. Явление старчества, несмотря на свою традиционность, имело разные преломления в культуре, которые обогащали ее новым опытом, новыми формами, не меняя ее сути, но в отличие от феноменов нерелигиозной культуры трансформация внутреннего содержания старчества приводила не к появлению чего-то нового, самоценного, а противоположного - прелести или ереси. Почвой для роста христианской культуры является не только внешняя среда, а, прежде всего, сердце человека. В сердце, неочищенном от страстей и пороков, могут развиваться антихристианские явления, получающие свое воплощение в культуре.
Во-первых, выделяют такое понятие, как псевдостарчество, к которому относятся лжестарчество и младостарчество.
Одним из требований, предъявляемых ученикам, является всецелое послушание старцам-учителям. "Предавшие себя всецело водительству истинного старца испытывают особое чувство радости и свободы о Господе, т.к. старец - непосредственный проводник воли Божией, а общение с Богом всегда связано с чувством духовной свободы, радости и неописуемого мира в душе. Псевдостарец же заслоняет собой Бога, ставя на место воли Божьей свою волю, что сопряжено с чувством рабства, угнетенности и уныния" .
Послушание старцу рассматривается как послушание Божьей воле, если же на месте старца оказывается лжестарец, то воля Божья оказывается подмененной волей и частным мнением конкретного человека. Именно поэтому всецелое преклонение ученика перед лжестарцем убивает в человеке личность и свободу, извращает в человеке чувство справедливости и истины и, таким образом, отучает от ответственности за свои поступки. Следствием лжестарческого руководства является появлением у ученика состояния, которое характеризуется как "гипноз идей" или "прелесть". Так как в основе лежит ложная идея, она вызывает духовное ослепление, застилает реальность, а сама начинает считаться незыблемой аксиомой. Первым признаком того, что человек находится в этом состоянии, является отчаяние. Это неизбежный результат крушения тех построений, которые созданы на ложном фундаменте. Отчаяние является доказательством того, что человек попал в "дурную бесконечность", в заколдованный круг, им самим же созданный благодаря ложным предпосылкам. Источником лжи в христианстве считается диавол, поэтому и псевдостарчество рассматривается как явление антихристианское. Примером лжестарчества считается поклонение Распутину. Это явление описывает и Л.Н. Толстой в романе "Анна Каренина", и Ф.М. Достоевский в романе "Братья Карамазовы".
В XIX веке к старцам устремились многие представители интеллигенции: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, К.Н. Леонтьев, братья Киреевские, а в конце века - экономист Сергий Булгаков, художник Нестеров, актер Михаил Чехов, философ Алексей Лосев и многие другие. В какой-то момент некоторые представители интеллигенции восприняли обращение к старцам как моду. Это "пародийно обыгрывалось трагическим ходом истории. Сановники, придворные подхалимы и завсегдатаи аристократических салонов Петербурга и Москвы, считавшие должным навещать затворников с высоким моральным авторитетом, создали почитание лжестарца Распутина. Этот "культик" способствовал подогреву страстей в обществе"39. Таким образом, это явление создали люди, искавшие не духовной пользы, а собственной славы.
К псевдостарчеству относится и младостарчество. Суть его заключается в том, что у некоторых малоопытных, но популярных благодаря каким-либо личным талантам, священников, знакомых с аскетической литературой только теоретически, возникает "соблазн превышения власти" - перехода грани духовничества, чтобы старчествовать. Такие священники как правило весьма односторонне понимают суть послушания. Истинное послушание, как определяет его митрополит Антоний Сурожский (Блум), - это прежде всего дар слушания. "И слушания не только ухом, не только умом, но всем существом, открытым сердцем, благоговейным созерцанием духовной тайны другого человека. А со стороны духовного отца, если он может быть отцом для вас, должно быть глубокое благоговение к тому, что в вас совершает Святой Дух. Духовный отец должен быть в состоянии видеть в человеке неотъемлемую красоту образа Божия... Если даже человек повержен грехом, он должен в нем видеть икону, которая пострадала от условий жизни, от человеческой небрежности или кощунства; видеть в нем икону и благоговеть перед тем, что осталось от этой иконы. И только ради этого, ради той Божественной красоты, которая в нем есть, работать над тем, чтобы устранить все то, что уродует этот образ Божий... потому что человека не строят, не делают, а ему помогают расти в меру собственного его призвания 0.
Митрополит Антоний Сурожский предупреждает об опасности, которой подвергается молодой и неопытный, но полный энтузиазма и надежды, священник. Она заключается в том, что "часто молодые люди, выходящие из богословских школ, воображают, будто рукоположение их наделило и умом, и опытностью, и различением духов... Они делаются тем, что в аскетической литературе называется "младостарчеством" Это молодые люди, не обладающие еще духовной зрелостью и даже тем знанием, которое дает просто личный опыт, но думающие, что их научили всему тому, что может им помочь взять кажущегося грешника за руку и возвести от земли на небо. К сожалению, слишком часто молодой священник просто в силу своего священства, а не потому, что он духовно опытен или что Бог его к этому привел, начинает руководить своими духовными детьми приказами... В результате получается некая карикатура духовной жизни у его жертв, которые делают все то, что, может быть, и делали подвижники, но делали из духовного опыта, а не как дрессированные животные!
Духовное состояние российского общества XIX века
XIX век отличается от предшествовавшего ему периода, который считается временем отрицания и в религиозном, и в политическом смысле. XVIII век - время деистов и сенсуализма Локка в Англии, энциклопедистов и Вольтера во Франции, рационалистического просвещения в Германии - значительно охладил религиозное чувство в Европе. Французская революция произвела разрыв между обществом и религией. С началом XIX века ситуация несколько изменилась. В Англии ослабело господство материалистической философии, влияние деистов прошло. Основание таких религиозно-просветительских обществ как "Британское и иностранное Библейское общество", а также крупных миссионерских обществ ясно свидетельствовало о возрастании значения религии в Англии в начале XIX века. Во Франции также началась реакция против крайнего неверия, проявился новый религиозный энтузиазм и начался возврат к старым религиозным убеждениям. Шатобриан, Ламартин и другие содействовали этому. Сильному религиозному подъему содействовали освободительные войны против Наполеона! В начале столетия появились великие религиозные системы Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Доказательством религиозного оживления в Германии в начале XIX века служат процветание богословской науки, многие благотворительные и религиозные общества и миссионерство. Англия, Франция и Германия задавали тон всему цивилизованному миру, остальные страны Европы и Америки следовали за ними. Главная причина такого поворота заключалась в чувстве ужаса перед теми неистовствами, которыми ознаменовалась Французская революция. Так как события конца XVIII века были во многом следствием вольнодумства, которое проповедовалось как "новое евангелие просвещенного гуманизма", то народы интуитивно старались избавиться от такого состояния и искали себе прочных устоев жизни в религии и церкви. Потому-то XIX век и начался сильной реакцией в пользу прав попранного христианства.
Россия, освободив Европу от Наполеона, в начале XIX века выступила на первый план, с ее христианскими идеалами, когда АлександрІ выдвинул идею "священного союза", как выражение братской любви христианских народов на общей основе их веры. Эти факторы намечали путь для дальнейшего хода общественно-государственной и церковно-религиозной жизни века, и при последовательном проведении их появлялась надежда на мир, основанный на незыблемых началах христианства.
Однако дальнейшая история XIX века характеризуется, с одной стороны, развитием крайнего ультрамонтанства в римском католицизме и рационализма в протестантизме. Появляются такие противники религии, как основатель позитивизма Огюст Конт во Франции, Шопенгауэр и Ницше в Германии, а также основатели социализма и коммунизма, натуралистические идеи Дарвина тоже понимались во враждебном христианству смысле. С другой стороны, начинается искание истинных религиозных начал, которое многих привело на православный Восток.
В России же в XIX веке продолжается увлечение гуманизмом, господство рационализма в науке. Также получают широкое распространение марксизм, фрейдизм и ницшеанство, которые на Западе поставили гуманизм под вопрос. Параллельно возникли течения идеалистические и мистические, появляются увлечения спиритизмом, оккультизмом, восточными религиями.
Постепенно начинался отход от атеизма, т.к. отсутствие у людей религии приводило либо к страшной неудовлетворенности, граничащей с чувством отчаяния, либо к впадению человека в аморализм, близкий к полной и совершенной безнравственности. Здесь можно вспомнить высказывание Ф.М. Достоевского "если Бога нет, то все дозволено", или Франка: "Если бытие лишено всякого внутреннего смысла, если субъективные человеческие желания суть единственный разумный критерий для практической ориентировки человека в мире, то с какой стати должен я признавать какие-либо обязанности и не будет ли моим законным правом простое эгоистическое наслаждение жизнью, бесхитростное и естественное Carpe diem?"78