Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная этническая культура бурятского села : на материалах Забайкалья Галсанова Ирина Будажаповна

Современная этническая культура бурятского села : на материалах Забайкалья
<
Современная этническая культура бурятского села : на материалах Забайкалья Современная этническая культура бурятского села : на материалах Забайкалья Современная этническая культура бурятского села : на материалах Забайкалья Современная этническая культура бурятского села : на материалах Забайкалья Современная этническая культура бурятского села : на материалах Забайкалья
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Галсанова Ирина Будажаповна. Современная этническая культура бурятского села : на материалах Забайкалья : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Галсанова Ирина Будажаповна; [Место защиты: Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств].- Улан-Удэ, 2007.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/163

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты анализа современной этнической культуры

1.1 Этническая культура: основные понятия и сущность 10

1.2. Особенности культуры села. Методы культурологи ческого исследования 32

Глава 2. Современная этническая культура бурятского села

2.1. Предпосылки формирования современной этнической культуры бурят 42

2.2. Материальная и духовная культура современного бурятского села 63

2.3. Некоторые тенденции и перспективы развития бурятской культуры современного сел а 94

Заключение 119

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Интеграционные процессы в современном мире способствуют культурному обогащению народов мира, в том числе в России, но в них же кроется опасность забвения культурно-генетического кода. Это активизирует потребность в осмыслении традиционных этнических ценностей, прежде всего с помощью культурологического дискурса. В ХХI веке весьма заметна тенденция, когда многие народы возвращаются к истокам своих культур, необходимых для сохранения этнической целостности. С другой стороны, для социокультурной практики большое значение приобретает опыт этносов, которые на протяжении веков находились в органической связи с природой, выработав собственные способы гармонического сосуществования с миром.

Несмотря на то, что опыт предшествующих поколений, богатство традиционных культур являются объектом неослабевающего внимания исследователей, настоятельной необходимостью является изучение и современного состояния этнических культур. Наука и практика требует ответа на вопрос: насколько они сумели адаптироваться к динамичным процессам социальных изменений, какие их элементы и в какой мере сохранились и модернизировались?

Одной из этнических культур народов Российской Федерации, современное состояние которых представляет значительный научный интерес, является культура бурят. В течение последнего столетия она пережила несколько трансформаций и объективно возникает необходимость их выявить, к каким последствиям это привело, какой стала бурятская культура в современных условиях. При этом особый интерес вызывает состояние этнической культуры сельского населения, так как село вообще и бурятское село в частности, по-прежнему остается основным хранителем этничности.

Сложные процессы, протекающие в селе и обусловленные реформированием современной России, отражаются и на состоянии этнической культуры. А это, в свою очередь, требует глубокого культурологического анализа. Кроме того, актуальность ее изучения обусловлена и тем, что именно жители бурятского села являются той частью бурятского этноса, которая может способствовать сохранению этнического своеобразия бурятской культуры, ее дальнейшему плодотворному развитию.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что на современном этапе развития научного знания назрела необходимость исследования этнической культуры современного бурятского села, которое является и, надеемся, будет оставаться ее хранителем. Изучение такого рода вопросов является одним из перспективных направлений в развитии истории и теории культуры.

Степень разработанности темы исследования. Исследование этнической культуры как важное направление развития культурологического знания является комплексным, в связи с чем автором был использован широкий круг трудов, касающихся как проблем этноса и этничности, так и большой массив культурологических работ.

К первой группе следует отнести труды Ю.В. Бромлея, Э. Геллнера, Л.Н. Гумилева, Л.М. Дробижевой, В.И. Козлова, Ю.И. Семенова, З.В. Сикевич, А.А. Сусоколова, В.Л. Тишкова и др.

Важное значение для настоящей работы имеют труды по общим вопросам культуры таких исследователей, как Г.А.Аванесова, И.И. Арнольдова, С.Н. Артановского, М.М. Бахтина, Э.А. Баллера, Ю.Н. Давыдова, Б.С.Ерасова, С.Н. Иконниковой, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, В.И. Межуева, В.С. Степина и др.

Разработке проблем развития этнической культуры посвящены работы С.А. Арутюнова, Н.Л. Жуковской, В.С. Кулемзина, Ю.И. Мкртумяна и др.

Следует отметить работы, непосредственно связанные с темой нашего исследования и касающиеся разных аспектов культуры бурятского этноса. Подавляющее большинство их создано учеными Бурятии и отдельными исследователями из других регионов: философами В.И. Антоновым, Г.И. Балхановым, И.Г. Балхановым, Ю.А. Серебряковой, Ю.Ц. Тыхеевой, И.С. Урбанаевой, В.Х. Харнахоевым, Е.Г. Хилтухиной, В.Б. Цыбикжаповым, социологами Э.Д. Дагбаевым, И.И. Осинским, Б.В. Хараевым, Н.Ц. Хантургаевой, Ц.Ц. Чойроповым, историками и этнографами Л.Л. Абаевой, С.Д.Бабуевым, Р.Д. Бадмаевой, К.Д. Басаевой, Б.Б. Батуевым, И.Б. Батуевой, Г.Р. Галдановой, К.М. Герасимовой, И.Э. Елаевой, Б.Р. Зоригтуевым, С.А.Максановым, Т.М. Михайловым, Д.Д. Нимаевым, Г.Н. Очировой, Л.В. Санжеевой, Г.Л. Санжиевым, Е.Г. Санжиевой, Т.Д. Скрынниковой, И.Е. Тугутовым, культурологами и исследователями литературы и искусства Т.А.Бороноевой, В.Д. Бабуевой, М.И. Гомбоевой, С.С. Имихеловой, В.В.Китовым, В.Л. Кургузовым, В.Ц. Найдаковой, В.Ц. Найдаковым, Л.Ю.Николаевой, С.Е. Ренчиновой, А.Б. Соктоевым, И.И. Соктоевой, А.В.Тумахани.

В числе немногих авторов, рассматривающих вопросы развития этнической культуры современного бурятского села, Б.Р. Зоригтуев, – Ю.Б. Рандалов, Ц.Ц. Чойропов.

Аспекты этнической культуры бурят, связанные с сохранением и возрождением традиционных для них систем жизнеобеспечения как составной части материальной культуры, изучаются географами, биологами, экономистами и специалистами по сельскохозяйственным наукам Д.Д. Мангатаевой, В.С. Потаевым, В.А. Тайшиным.

Своеобразие традиционной этнической культуры и менталитета бурят освещаются в монографии доктора культурологии, профессора В.Л. Кургузова «Восток-Россия-Запад: теория и практика межкультурной коммуникации».

Особый интерес в процессе написания настоящей работы представляют несколько исследований. Прежде всего, это труды В.Д. Бабуевой, посвященные традиционной культуре бурят, которая со знанием мельчайших деталей описывает и анализирует как материальную, так и духовную культуру бурят. Вместе с тем В.Д. Бабуева не ставила своей целью изучение бытования этнической культуры бурят в современных условиях, в частности на селе.

Диссертация С.Е. Ренчиновой «Сагаалган в духовно-нравственной культуре бурят: традиция и современность» содержит результаты социологического опроса, в котором наряду с городским населением принимало участие и сельское население, в том числе жители Агинского Бурятского автономного округа. Однако предметом исследования С.Е. Ренчиновой была ценностная доминанта народного праздника «Сагаалган», в то время как в нашем исследовании рассматриваются разные аспекты материальной и духовной культуры забайкальских бурят – жителей села.

В диссертации А.Ц. Цымпиловой «Приоритеты формирования гуманитарной культуры в контексте развития национальной школы (на материалах Агинского Бурятского автономного округа)» акцент сделан на процесс формирования гуманитарной культуры, а этническая культура бурят выступает в качестве базы этого процесса. Предпринятое нами исследование посвящено бытованию этнической культуры бурят в условиях современного села и касается педагогического процесса лишь косвенно.

Анализ научной литературы, в том числе и защищенных диссертаций по тематике нашего исследования, показывает, что в рамках культурологического анализа, в особенности в аспекте взаимосвязи материальной и духовной культуры, современная этническая культура бурят – жителей села – специально не изучалась. Это предопределяет цель настоящей диссертационной работы.

Целью диссертационного исследования является культурологический анализ современной этнической культуры бурятского села в единстве материальных и духовных ее начал.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

проанализировать понятие и сущность этнической культуры;

обобщить предпосылки формирования современной этнической культуры бурят;

охарактеризовать особенности материальной культуры современного бурятского села;

изучить составные элементы духовной культуры бурят;

выявить тенденции и определить возможные перспективы развития современной культуры бурятского этноса.

Объектом исследования является современная этническая культура бурят как важнейшая морфологическая единица целостной системы национальной культуры.

Предметом исследования выступает современная этническая культура бурятского села.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Представленная диссертация выполнена на основе единства теоретического, прикладного и компаративного анализа, культурологического подхода. В целях всестороннего изучения поставленной проблемы были использованы научные труды этнографов, историков, социологов, культурологов, философов, экономистов и представителей иных областей научного знания.

Системный и сравнительный анализ послужил основным базовым методологическим подходом в изучении современной этнической культуры бурятского села. Кроме того использованы как общенаучные методы исследования (анализ и синтез, обобщение), так и частные методы, в частности наблюдение, анкетирование, историко-культурный, этнографический и другие методы. Культурологический анализ осуществлен на основе материалов авторского социологического обследования.

Эмпирической базой исследования послужили архивы БНЦ СО РАН, материалы этнографических экспедиций, в том числе экспедиций, проведенных Бурятской государственной сельскохозяйственной академией в 2002 году в Закаменском районе Республики Бурятия и в Агинском Бурятском автономном округе по проблемам социокультурного развития и адаптации забайкальских бурят к современным условиям жизнедеятельности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- теоретически обосновано, что в современных условиях этническая культура, в том числе и культура бурятского этноса, претерпевает существенные трансформации, которые коснулись и забайкальского села;

- выявлено, что в культуре бурятского села присутствуют многие элементы традиционной этнической культуры, которые к настоящему времени в разной степени преобразованы;

- определено отношение разных групп сельского населения к этнической культуре как хранителю традиции бурятского села;

- прослеживаются тенденции развития современной этнической культуры бурят, которые обусловлены воздействием социокультурной среды;

- намечены некоторые направления возможного развития этнической культуры бурятского этноса в будущем, где большое значение придается семье, государству и самому этносу.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и выводы могут представлять интерес для дальнейшего изучения этнической культуры бурят, а также для комплексных исследований разных аспектов жизни села.

Диссертация может быть использована и при проведении исследований, связанных с функционированием традиционных ценностей в контексте современной культуры.

Положения и выводы работы могут быть полезны при разработке концепции государственной и региональной социальной и культурной политики, политики возрождения села, в процессе создания программ развития культуры бурятского народа.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении лекций по культурологии, социологии, этнографии, спецкурсов по бурятской культуре для студентов и аспирантов, учащихся учебных заведений различного типа. Особый интерес представляют выводы работы для студентов сельскохозяйственных, педагогических учебных заведений, вузов и средних специальных учебных заведений сферы культуры, которым предстоит работать на селе.

Материалы диссертации могут быть использованы и в деятельности средств массовой информации Забайкалья.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Современная этническая культура является сложным переплетением традиционного и инновационного, в котором традиционное функционирует в современных условиях, приобретая новые черты и особенности.

- Современная этническая культура бурят (как материальная, так и духовная) выполняет этноконсолидирующую функцию, функцию адаптации этноса к окружающей природной и социокультурной среде, служит способом самоидентификации в полиэтническом Байкальском регионе.

- Этническая культура современного забайкальского бурятского села – важнейший пласт современной культуры бурятского этноса, являющийся хранителем этнического своеобразия, одним из показателей состояния этнической культуры бурят в целом.

- Этническая культура забайкальского бурятского села характеризуется, с одной стороны, воздействием этнически окрашенной социокультурной среды на жителей села; с другой стороны, сама социокультурная среда формируется и изменяется в процессе деятельности сельских жителей.

Апробация работы. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования были изложены на научно-практической конференции «Высшее сельскохозяйственное образование, аграрная наука и техника – развитию АПК Байкальского региона» (Улан-Удэ, 2002); международной научно-практической конференции «Селенга – река без границ» (Улан-Удэ, 2002); международной научно-практической конференции «Народы Центральной Азии на пороге XXI века» (Улан-Удэ – Улаанбаатор, 2002); международной научно-практической конференции «Народы Центральной Азии на пороге XXI века» (Улаанбаатор, 2003); научно-практической конференции молодых ученых Сибирского Федерального округа «Научное обеспечение устойчивого развития АПК в Сибири» (Улан-Удэ, 2004); в ежегодной научно-практической конференции сотрудников, преподавателей и аспирантов ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова» (Улан-Удэ, 2007), Вестнике Бурятского госуниверситета. Материалы диссертации применяются в учебных курсах по социологии и культурологии. По теме диссертации автором опубликовано 11 научных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Этническая культура: основные понятия и сущность

В наши дни возрастает интерес к исследованию современных этнических культур. Это связано с общей тенденцией повышения интереса различных отраслей наук к этническим культурам, определению их места и функций в общем социокультурном пространстве, влиянию на развитие человека и социальных институтов. Перестройка в отечественных общественных науках открыла новые перспективы для более углубленного изучения гуманистического, общечеловеческого потенциала, заложенного в культурно-историческом наследии всех народов.

Прежде чем обратиться к анализу современной этнической культуры, необходимо проанализировать ряд ключевых понятий, которыми являются: «этнос», «культура», «этническая культура», «этническая идентичность», «культурная традиция», «традиционная этническая культура», «современная этническая культура» и др.

В науке понятие «этнос» толкуется по-разному. Оно не обрело достаточно строгих и жестких очертаний. Ю.В. Бромлей пишет: «Этнос - исторически сложившаяся социальная группа людей, связанная общностью территории своего формирования, языка и культуры» [43. С.37].

Л.Н. Гумилев определяет этнос как «устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени [58.С.131].

СВ. Лурье пишет: «Этнос - это социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обусловливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течение длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений» [124. С. 41]. В этой характеристике этноса для нашего исследования важно то, что в нем определяющее значение имеет понятие культурных моделей, детерминирующих всю совокупность аспектов бытия той или иной общности.

В статье С.А. Арутюнова и Н. Н. Чебоксарова [168. С.25] этнос рассматривается как социальная общность, для которой характерна определенная степень густоты сети информационных связей.

Чаще всего термин «этнос» каждый исследователь понимает по-своему. Тем не менее выделяют ряд основных подходов к нему. Согласно первому этносы есть объективные данности, социальные общности, формирующиеся в соответствующих условиях. Во втором подходе подчеркивается общность интересов, объединяющих этнос. Третий подход рассматривает этносы как «умственные конструкты», используемые для систематизации конкретного материала [76. С. 49-50].

Каждый из этих подходов основан на свойствах, в той или иной мере присущих этносу. Поэтому исследователи призывают к их интеграции [207. С.4]. Нам кажется более предпочтительной интеграция первого и второго подходов, так как в отечественной науке стало традицией признание этноса реальностью, одним из видов устойчивых общностей людей, близких к значению понятия «народ». Вместе с тем следует учитывать и значимость субъективных факторов, в том числе интересов в развитии этноса.

С понятием «этнос» тесно связано понятие «этничность», обозначающее существование отличительных черт этнических групп. Термин «этничность» определяется как совокупность характерных культурных черт этнической группы [172. С.79]. С середины 70-х годов XX века во многих полиэтничных странах мира, в том числе и в СССР, на фоне унификации образа жизни наблюдалась тенденция роста значимости этничности.

Как было нами уже отмечено, одним из основных признаков этноса является культура и наоборот, культуру вплоть до наших дней трудно рассматривать без характеристики понятия «этнос».

В современной научной литературе множество определений культуры.

Понятие культура определяет любую конкретную форму человеческой деятельности и качества самого человека, способного их создавать. Теоретическая мысль абсолютизировала культурное значение того или иного частного проявления надбиологических качеств человека. Отсюда -множество дефиниций культуры, предложенных в истории культурологической мысли в соответствии с исходными мировоззренческими и методологическими позициями каждого ученого [147. С. 156].

Американским культурологам А. Креберу и К. Клакхону удалось найти в европейской и американской теоретической литературе около 200 таких дефиниций. Сопоставление всех определений приводит к взгляду, что большая их часть не исключает друг друга, а дополняет.

Особенности культуры села. Методы культурологи ческого исследования

Изменения в образе жизни нынешних сельских жителей по сравнению с их жизнью в начале века произошли немалые. Они повлияли на мировосприятие людей, для которых часть старой культуры стала терять свою значимость и функциональность. В результате постепенно стали уходить из повседневного быта наиболее архаические формы, которые либо забываются совсем, либо переходят в пассивную форму хранения, либо подвергаются определенной трансформации [147. С.75].

Вместе с тем, как уже отмечалось, повсеместно имеют место процессы возрождения национальных традиций, которые затронули и село. Если учитывать, что сельская культурная среда в большей степени, нежели городская, способствовала сохранению этнокультурных традиций, то на селе этнокультурное возрождение во многом опиралось на сохранившиеся элементы традиционной культуры.

Как известно, этнические особенности материальной культуры наиболее отчетливо проявляются в таких ее элементах, как жилище, одежда, пища.

Любой предмет, относимый к материальной культуре, функционирует в результате деятельности «потребителя», который выбирает нужные ему вещи, употребляет их определенным образом [227. С.426].

Еще раз отметим, что испокон веков на территории Бурятии основным занятием коренного населения являлось животноводство.

У бурят Забайкальской области в 1846-1847 гг. было лошадей 86785, крупного рогатого скота - 85994, овец - 190479, коз - 33614, верблюдов - 3895 голов. Из этих данных видно, что для ведомств Забайкалья было характерно преобладание мелкого рогатого скота (55,9% от общего поголовья), в особенности овец (21,6%) было примерно равным. Что касается верблюдов, то в конце XIX в. более двух третей поголовья находилось у бурят Агинского ведомства. Около 4% приходилось на долю бурят Хо-ринского ведомства и небольшое количество верблюдов имели селенгин-ские буряты [158].

К концу XIX в. произошли изменения в количестве скота у бурят, о чем свидетельствуют более подробные данные об этом, имеющиеся в подворных переписях, произведенных в Забайкальской области в 1897 г.

По этим данным, у бурят Забайкальской области количество лошадей составляло 251731 (15%), крупного рогатого скота - 711896 (42%), мелкого рогатого скота - 731844 (43%).

Крупный рогатый скот был монгольского типа, куда относится скот не только монголов, но и россиян - бурят, калмыков, тувинцев, якутов. Он был хорошо приспособлен к местным условиям, очень вынослив. Преобладающая масть животных - рыжая, бурая, черная, пегая. Ростом они были невысокие, с крепкой конституцией, живым энергичным темпераментом. Крупный рогатый скот поставлял людям мясо, молоко, шкуры. Быки-волы использовались в хозяйстве как тягловая сила для перевозки дров, бревен, юрт, клади, домашней утвари, при перекочевке на другие пастбища. Ездили на них, главным образом, женщины и дети. Из молока получали сливочное и топленое масло, тарак, курунгу, урмо, тарасун и др. Кожа крупного рогатого скота использовалась при изготовлении сбруи: хомута, седелки, вожжей, узды, недоуздка, чересседельника, шлеи, кнута; для изготовления ремней, веревок, подошвы для обуви и т.п.

Овцы были также монгольского типа. Они не требовали трудоемкого ухода, легко переносили зиму, засуху, сравнительно быстро воспроизводились, причем ягнята не нуждались в долгом специальном уходе. Овцы были грубошерстные, хорошо приспособленные для пастбищного содержания в течение круглого года. Туловище овец длинное, глубокое и широкое, копыта прочные, что позволяет им хорошо использовать даже труднодоступные пастбища.

Грубая шерсть монгольских овец отличается дешевизной и наиболее удобна для изготовления войлока, ковров.

Очень важное место в быту имела обработка и производство шерсти и изготовление из нее войлока и других необходимых вещей. Домашние волйочные изделия вышивались орнаментом. Шерсть находила широкое применение и для вязания чулок, носков, шарфов, варежек, голенищ к унтам, изготовление юрт. Также из шерсти изготовляли потники, половики, пояса; из овчин и козлин - шубы, дохи, одеяла, теплые унты. Шкурки ягнят шли на полушубки, одеяла для гостей. Из кожи овец шили обувь (унты, ичиги).

Козоводство было также одной из традиционных отраслей бурятского животноводства. Средний вес козла-производителя осенью достигает 55 кг, козы - 37 кг, выход пуха составляет 380 г от козла и 220 г от козы. Кроме мяса и пуха от коз получали молоко, кожевенные и меховые изделия и ДР 66

Бурятские лошади использовались в качестве средства передвижения, перевозки грузов, а также для получения мяса, молока, шкур, конского волоса. Из кобыльего молока издавна приготовляют кумыс.

Раньше волосы гривы и хвоста лошадей использовали для изготовления различных веревок, вожжей, подпруг для седел, ошейников для телят, пут для лошадей, поводьев для узд, дужек для ведер, сетей для ловли рыб и даже для ведер, использовали как струны к музыкальным инструментам и изготовления гобеленов. Из кожи лошадей шили одежду, обувь, шкуры использовались под бурдюки для жидкостей, кости - для стрел, навоз как топливо и т.д.

Яки входят в комплект бурят-монгольского животноводства. Однако их разводили традиционно в высокогорных районах Бурятии. От яка получают шерсть и волос, которые используются для изготовления прочных веревок и других изделий. Кроме использования мяса, молока, шкур шерсти и волос яков, их используют также как транспортных животных [132. С.105].

Материальная и духовная культура современного бурятского села

В настоящее время бурятские села представлены современными деревянными домами (избами). Этот тип жилища стал самым распространенным достаточно давно. Так, описывая бурятское село конца 1970-х годов, Б.Б. Балдоржиев писал: «Таким образом, современный бурятский дом не отличается от русского и оба по обстановке приближаются к городскому... У бурят и русских еще можно встретить различные старинные предметы, но в подавляющем большинстве случаев ими почти не пользуются» [19. С. 126]. Что касается деревянных и войлочных юрт, то их остались единицы. И в Закаменском районе, и в Агинском Бурятском автономном округе юрты остались только как музейные экспонаты.

Домашнее убранство и утварь сельских бурят в настоящее время претерпели изменения. Особенно большую роль сыграло «оседание», и трансформация производственной деятельности изменило жилищную среду бурят. Уже в советский период произошла замена предметов традиционной домашней обстановки, посуды и утвари на современные их типы.

В 1984 г., описывая типичный интерьер индивидуального жилища, исследователь констатировал «значительные отклонения от единого в целом типа интерьера характерны для квартир и домов пожилых людей. В домах престарелых бурят можно видеть старинные деревянные ящики для хранения вещей, окованные жестью сундуки, старого типа комоды, гардеробы, диваны, буфеты... Элементы старого интерьера больше удерживаются в давно построенных индивидуальных домах, современные хозяева которых поддерживают традиции предшествующих поколений» [188. С.25].

Автор отмечал и использование лучших народных традиций: «Во многих селах Закаменского района в домах можно видеть отверстие в потолке - урхэ, по типу отверстий - теонов - в юрте для лучшей вентиляции. В каждом селе имеются свои мастера, к услугам которых прибегают индивидуальные застройщики [188. С.25].

Этот же автор писал, что в домах пожилых бурят предметы обстановки располагаются вдоль стен, имеются тюфячки - олбоки - на стульях, сундуки, ящики, постельные принадлежности. Имеются старинные медные тазы, металлические ступки, деревянные чашечки для чая, маслобойки [188.С.39].

Многие из этих вещей, которых относительно немного и ценность которых стала осознаваться в перестроечный и постперестроечный периоды, служат и сегодня, поскольку отвечают жизненным потребностям людей, выполняют и утилитарную и эстетическую функции. Некоторые предметы интерьера выполняют религиозно-магические функции, и в связи с возрождением буддизма и шаманизма их ценность осознается подавляющим большинством сельских бурят.

Такой элемент материальной культуры, как одежда, наряду с утилитарным назначением выполняет декоративную и ритуальную функции. «Народный костюм (в том числе бурятский) - значительная область традиционной национальной культуры как по широте и глубине связей, так по богатству художественного выражения. В костюме каждого народа отражаются религиозно-магические, этические и эстетические представления, уровень духовной и материальной культуры, характер взаимосвязей и кон 69 тактов с другими национальными культурами», - пишет В.Д. Бабуева [14. С.113-114].

Поскольку одежда - один из наиболее динамичных компонентов традиционной культуры этносов в последние столетия, в повседневной одежде этнически специфические черты во многом на сегодня вытеснены. Так, в 1970- начале 1980-х гг. отмечалось, что современная одежда городов Бурятии по материалу, стилю и элементам покроя характеризуется в целом общесоюзными чертами. Вместе с тем «в городе иногда можно видеть пожилых русских и бурят в традиционной одежде упрощенного типа» [188.С.43].

Специалисты указывали на определенную региональную специфику в использовании материалов. Так, в детском костюме используется подкладка из овчины, на изготовление головных уборов для детей идет мерлушка, ондатра, белка, шьются меховые унтики, варежки-самовязки [188. С.43].

Характеризуя современный бурятский костюм, В.Д. Бабуева пишет: «В наше время различные сорта овечьего меха (овчина, мерлушка, каракуль) применяются для шитья зимней мужской, женской и детской одежды. Употребляются также козьи, жеребячьи, телячьи шкуры и камусы, шкуры диких животных» [14. С.114].

Некоторые тенденции и перспективы развития бурятской культуры современного сел

Активно разрабатываются и внедряются различные формы внешкольной работы, проводятся факультативные занятия по широкому кругу тем, отражающих богатство и своеобразие бурятской культуры, программы, предназначенные для них. Широко используются шедевры фольклора, театрализации, произведения бурятских композиторов, художников и т.д. Проводятся выставки народного творчества, демонстрации традиционной одежды, проводятся соревнования по национальным видам спорта, национальные игры и т.д.

Многоступенчатая система современного образования и воспитания начинается с дошкольных учреждений. К сожалению, их роль в становлении личности, воспитании человека высокой культуры, развитии национальной культуры недооценивается. Между тем дошкольные учреждения могли бы стать партнером семьи в освоении ребенком основ национальной культуры. Для этого необходимы изменение концепции дошкольного образования, переподготовка кадров, осуществляющих воспитательный процесс, повышение статуса воспитателя дошкольного учреждения.

Отмечая сдвиги в приобщении подрастающего поколения к бурятской культуре, Г.Р. Галданова подчеркивает, что целью воспитания является не просто приобщение к знаниям, а освоение их, т.е. «привитие положительных ценностных ориентации, следование им в жизни» [52. С.80].

Будущее бурятской культуры во многом зависит от воспитания, прежде всего нравственного, молодежи, от того, какие ценности будут приоритетными для них. Основополагающие ценности национальной культуры совпадают с общечеловеческими ценностями, поэтому эффективность воспитания человека высокой нравственной культуры является главной задачей деятельности государства, всех его институтов, семьи, этноса в целом. из Очевидна огромная роль системы образования и воспитания в развитии культуры бурятского этноса.

Судьба бурятской культуры во многом зависит от профессиональных работников этой сферы, от состояния культуры региона в целом, которая неотрывна от общероссийской культуры. Работники культуры внесли и вносят большой вклад в процесс возрождения национальной культуры, реализуя множество проектов, осуществляя практическую работу по пропаганде культуры, поднимая ее престиж. Многим творческим коллективам удается гармонично сочетать традиционные элементы с современными, создавая произведения, отвечающие художественным потребностям публики.

В структуру современной культуры внедряются новейшие принципы менеджмента, осуществляется многоканальное финансирование этой сферы, в том числе через ряд целевых программ.

Новый импульс для интенсификации многогранной деятельности учреждений и работников культуры Забайкалья даст создание в Республике Бурятия туристско-реакреационной зоны. Это потребует трансформации принципов деятельности значительной части учреждений культуры и творческих коллективов, которые будут ориентированы на создание и продвижение востребованного потребителем туристического продукта, отвечающего мировым стандартам и вместе с тем ярко воплощающего своеобразие природной среды и этнической культуры Байкальского региона.

Это требует соответствующего системного осмысления культур коренных этносов Забайкалья, выработки как принципов презентации их элементов общероссийскому и зарубежному потребителю, так и стратегии долгосрочного развития этнической культуры в условиях быстроменяющегося мира.

В связи с этим необходимо дальнейшее расширение культурологических исследований в регионе, сотрудничества ученых различных специальностей (этнографов, историков, философов и др.) с исследователями

114 культуры. Это поможет научному анализу путей развития современной этнической культуры в регионе, в том числе культуры бурятского народа, станет основой практической деятельности работников культуры.

Сохранение и развитие бурятской культуры в будущем, как отмечалось, обусловлено характером деятельности обоих основных субъектов развития национальной культуры - государства и самого этноса.

Деятельность государства в сфере культуры реализуется в проводимой им культурной политике, одним из главнейших аспектов которой (особенно применительно к коренным и некрупным по численности этносам) является поддержание культурной идентификации.

Подчеркивая определяющую роль государства в реализации культурной политики, В.Б. Прокопьев предлагает использовать категорию «государственная культурная политика», обозначая этим термином «ключевую категорию политики государства в области культуры, направленную на реализации права каждого гражданина свободно участвовать в культурной жизни общества, выявление и учет культурного аспекта во всех социально-экономических и технических проектах, сохранение и обогащение культурной самобытности народов, развитие международных культурных обменов [164. СП].

Похожие диссертации на Современная этническая культура бурятского села : на материалах Забайкалья