Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Региональная культура: диалектика локального и универсального Спиридонова Александра Васильевна

Региональная культура: диалектика локального и универсального
<
Региональная культура: диалектика локального и универсального Региональная культура: диалектика локального и универсального Региональная культура: диалектика локального и универсального Региональная культура: диалектика локального и универсального Региональная культура: диалектика локального и универсального Региональная культура: диалектика локального и универсального Региональная культура: диалектика локального и универсального Региональная культура: диалектика локального и универсального Региональная культура: диалектика локального и универсального
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Спиридонова Александра Васильевна. Региональная культура: диалектика локального и универсального : 24.00.01 Спиридонова, Александра Васильевна Региональная культура: диалектика локального и универсального (на материале Восточного Забайкалья) : диссертация... кандидата культурологии : 24.00.01 Чита, 2007 187 с. РГБ ОД, 61:07-24/107

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа содержания концепта «региональная культура» 13

1.1. Концептуализация понятия «региональная культура» 13

1.2. Проблема взаимодействия универсального и локального в региональной культуре 45

Глава 2. Своеобразие региональной культуры Восточного Забайкалья: историко-культурный, морфологический аспект» 82

2.1. Историко-культурная характеристика Восточного Забайкалья 82

2.2. Морфология региональной культуры Восточного Забайкалья 107

Заключение 149

Библиография 152

Приложение 175

Введение к работе

Феномен регионализма исследуется как в нашей стране, так и за рубежом, что свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы. Процессы регионального структурирования социокультурного пространства порождают необходимость изучения развития регионов в разных аспектах: в геополитическом (в контексте проблем глобализации и регионализации), в социологическом (анализируется деятельность определенных социальных групп), в историко-краеведческом (описываются специфические особенности жизни на данной территории), демографическом (рассматриваются проблемы расселения населения, размещения трудовых ресурсов, характера и динамики миграций). Однако важнейшей составляющей региональных исследований является комплексное изучение региональной культуры как самодостаточного феномена и фактора сохранения региональной идентичности на фоне глобализационных тенденций современного мира, свойственных культуре постиндустриального общества.

Неоднородность этнокультурных территориальных реалий России, активизация российского регионализма в последние годы свидетельствуют о важности изучения региональной культуры в России. Сегодня, когда политические, культурные, социальные силы России находятся в поиске нравственных идеалов, обращение к региональной культуре Восточного Забайкалья является своевременным. Особое геополитическое положение Восточного Забайкалья как связующего элемента между Западом и Востоком обуславливает актуальность изучения наследия Востока и Запада, евразийских оснований в региональной культуре Восточного Забайкалья.

В то же время региональная культура Восточного Забайкалья ни разу не являлась объектом комплексного рассмотрения. Изучение разных аспектов региональной культуры до настоящего времени носит узкоспециальный характер, сегментирует региональную культуру на этническую культуру бурят, культуру старообрядцев, казаков и т.д.

Специфика подобных исследований региональной культуры заключается в том, что они в большей степени смыкаются с историко-краеведческими, делая акцент на культурных традициях отдельных народов или групп населения, закрепившихся в их повседневном бытии, истории открытия или бытования отдельных артефактов, уточняя факты биографии отдельных деятелей региональной истории.

При всей значимости историко-культурных работ требуются культурологические исследования, в которых особое значение приобретает концептуализация самого понятия «региональная культура», анализ структуры региональной культуры, дающие представление о феномене региональной культуры.

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью осмысления места и роли региональной культуры Восточного Забайкалья в современной культуре России, а также важностью разработки направленных действий на ее сохранение, развитие и трансляцию.

Состояние и степень изученности проблемы. К настоящему времени в отечественной и зарубежной философской и культурологической литературе накоплен большой теоретический и методологический материал, на который необходимо опираться в исследовании региональной культуры.

Концептуальные основания для изучения проблем региональной культуры отражены в трудах философов М. Бахтина, Н. Бердяева, Л. Гумилева, Д. Лихачева, Ю. Лотмана, Г. Федотова и др., культурологов Ф. Гребнера, А. Кребера, Л. Фробениуса, М. Херсковица и др.

Роли культурной, политической, экономической неоднородности в истории и современности разных стан уделяли внимание зарубежные исследователи Ф. Бродель (Франция), Д. Зегерт (Германия), Р. Патнэм (Италия), С. Роккан (Канада) и другие.

Работы таких западных и российских исследователей, как И. Валлерстайн, Ю. Веденин, А. Дружинин, Д. Замятин, К. Зауэр, Р. Кабо, И. Корнев, К. Солтер, Р. Туровский и др., позволяют говорить о продуктив-

5 ности целостного анализа природно-географических условий жизни и форм культуры, которые возникают в конкретном пространстве.

Ценность представляют исследования, обращающиеся к реальной множественности культур, присутствующих в едином российском пространстве культуры. Методологической базой для изучения такого рода культуры России становятся работы Л. Гумилева, который рассматривал специфические «целостности» - социокультурные общности и особые формы внутренней дифференциации человеческого вида в зависимости от географических условий жизни и хозяйственной деятельности.

Пониманию сущности феномена региональной культуры способствуют работы Т.И. Арцыбашевой, Ю.В. Величко, В.В. Дементьевой, Д.И. Замятина и др. Большой вклад в разработку концептуальных основ региональной культурологии внесла И.Я. Мурзина, анализирующая феномен региональной культуры как особого бытия общенациональной культуры и самосознания регионального сообщества.

Значительную ценность для нашего исследования представляет работа Е.В. Шаповаловой, отражающая социокультурный и хозяйственно-экологический аспекты микрорегионального типа культуры. Проблема соотношения универсального и идиоэтнического в региональной культуре исследуется Л.В. Даниленко. Особую значимость для данного исследования представляет работа Т.А. Овсянниковой, где выделяется проблема диалектики национального и этнического в культуре.

Несмотря на обилие научной литературы по проблемам региональной культуры, остаются мало исследованными вопросы определения понятий «локальная культура», «региональная культура». Эти термины трактуются различными авторами достаточно разноречиво. Отсюда возникают трудности в анализе вышеуказанных феноменов.

Большой вклад в изучение различных аспектов региональной культуры Восточного Забайкалья внесли историки, культурологи, краеведы: Т.В. Во-ронченко, М.И. Гомбоева, В.И. Затеев, Т.М. Зенкова, Е.Г. Иманакова,

Н.Н. Константинова, М.В. Константинов, Т.А. Константинова, И.Г. Куренная, B.C. Левашов, Л.М. Любимова и др. Вместе с тем, нужно отметить, что культурологический анализ факторов, детерминирующих своеобразие региональной культуры Восточного Забайкалья, в научной литературе отсутствует.

Поскольку исследование региональных культур в России находится на начальном этапе, уместно обратиться к отдельному территориально-культурному образованию и на его материале рассмотреть феномен региональной культуры Восточного Забайкалья как взаимодействие процессов универсального и локального.

Объект исследования - региональная культура Восточного Забайкалья.

Предмет исследования - процесс взаимодействия локального и универсального в региональной культуре как механизм выявления ее своеобразия.

Цель исследования - на основе концептуализации содержания понятия «региональная культура» выявить своеобразие региональной культуры Восточного Забайкалья как единства локального и универсального.

Достижение выдвинутой цели предполагает реализацию следующих задач:

провести анализ содержания понятия «региональная культура» и выявить его связь со смежными понятиями, характеризующими региональное сообщество;

обосновать теоретико-методологические подходы к выявлению своеобразия региональной культуры посредством определения взаимодействия процессов локального и универсального в региональной культуре;

на основе изучения процесса взаимодействия локального и универсального в региональной культуре представить историко-культурную характеристику Восточного Забайкалья;

выявить характер распределения культурного потенциала, совокупность институциональных и внеинституциональных форм организации культурных объектов и процессов, детерминирующих своеобразие региональной культуры Восточного Забайкалья.

Методологические основы исследования. В качестве методологического основания исследования было избрано сочетание морфологического и конкретно-исторического подходов. Конкретно-исторический подход дал возможность раскрыть причинную обусловленность изменений как в структуре региональной культуры, так и во взаимодействиях процессов локализации и универсализации, детерминированных предшествующими и современными обстоятельствами. Морфологический подход позволил выявить соотношение универсальных и специфических характеристик в строении региональной культуры.

Сочетание исторического и проблемно-логического подходов позволило не только включить описание фактов, процессов, событий, но и выявить логику культурного развития, закономерностей и механизмов динамики культуры не столько с точки зрения диахронии, сколько с позиций синхронии.

Структурно-функциональный метод и метод организационного анализа позволили представить региональную культуру в виде четкой структуры, открывающей возможности анализа культурных явлений и обнаружения закономерностей в структурировании региональной культуры.

Основными методологическими источниками послужили принципы, разработанные М.М. Бахтиным, П. Бурдье, Ю. Хабермасом и др., доказавшими возможность объединения макро - и микрокультурных явлений с культурологических позиций.

Определяющими для данного исследования явились диалектический принцип взаимодействия общего и единичного как один из компонентов диалектического метода, а также принцип детерминизма, служащий методологическим ключом постижения сущности и закономерностей функционирования такого сложного феномена социокультурной жизни регионального сообщества, каким является региональная культура.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

уточнено содержание понятия «региональная культура» на основе сравнения смежных понятий, характеризующих региональное сообщество;

8 раскрыто содержание понятия «региональная культура» как комплекса сложных параметров взаимодействия универсального и локального в конкретной культуре, определяющейся отнесением к условно выделенному геокультурному ареалу;

определены и обоснованы методологические и теоретические подходы к процессу взаимодействия локального и универсального в региональной культуре как механизму определения ее своеобразия;

дана историко-культурная характеристика региональной культуры Забайкалья, детерминируемая совокупностью факторов: культурными особенностями этносов, природными, экономическими и социальными условиями их проживания, общенациональным, общемировым контекстом;

выявлены и описаны характер распределения культурного потенциала в географическом, историко-культурном и социокультурном пространстве и времени; совокупность институциональных и внеинституциональных форм организации культурных объектов и процессов, детерминирующие своеобразие региональной культуры Восточного Забайкалья.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Концептуализация понятия «региональная культура» на основе сравнения смежных понятий, характеризующих региональное сообщество, позволила выявить содержательную сущность региональной культуры как комплекса сложных параметров взаимодействия универсального и локального в конкретной культуре, определяющейся отнесением к условно выделенному геокультурному ареалу. В функциональном отношении региональная культура призвана кодировать, хранить и транслировать локальный человеческий опыт во всех сферах деятельности населения регионального сообщества. В структурном отношении региональная культура есть совокупность институциональных ви неинституциональных форм создания, хранения и распространения культурных ценностей.

  2. Применение диалектического метода в исследовании процесса взаимодействия универсального и локального в региональной культуре позволи-

9 ло избежать абсолютизации универсалистских подходов, проявляющихся в глобализации, унифицирующей любые различия и «омассовляющей» любые культуры, и ограниченности локалистских подходов, приводящих к «музеи-фикации» социокультурной жизни регионального сообщества. Рассмотрение соотношения универсального и локального в региональной культуре с диалектических позиций снимает противоречие вышеуказанных подходов и гармонизирует анализ проявлений локального и универсального в региональной культуре, подчеркивая проектируемый характер социокультурного развития.

3. Историко-культурная характеристика Восточного Забайкалья позво
ляет сделать вывод о том, что на данной территории сформировалась особая
форма российской культуры: региональная культура. Ее отличие от обще
российской культуры проявляется в диалектическом взаимодействии универ
сального и локального с явным преобладанием локального над универсаль
ным, что и определяет в целом своеобразие региональной культуры Восточ
ного Забайкалья. Сложности человеческого бытия на территории Восточного
Забайкалья, определяющиеся особым геополитическим положением региона;
климатом, характерным для дискомфортных территорий; экологической на
пряженностью; периферийным ресурсным типом экономики, компенсируют
ся сложившейся в рамках региона общностью материальной и духовной
культуры, которая выражается в формировании определенного типа местного
населения, отраженного в понятиях «забайкальцы» и «забайкальский харак
тер», и характеризуется особенностями деятельности институтов региональ
ной культуры.

4. Выделены три взаимосвязанных уровня функционирования регио
нальной культуры: глобальный, локальный и сублокальный. Под глобальным
уровнем региональной культуры понимается проекция на территорию Вос
точного Забайкалья мирового культурного наследия, современного интерна
ционального и национального культурного пространства, а также трансляция
региональной культуры Восточного Забайкалья вне данного региона. Ло-

10 кальный уровень региональной культуры объединяет все составляющие региональной культуры в проекции их востребованности населением и их представления в учреждениях культуры. Сублокальный уровень проявляется в наличии на территории Восточного Забайкалья субкультур.

5. Результатом интеграции детерминантов, определяющих своеобразие региональной культуры Восточного Забайкалья, является региональная идентичность жителей Восточного Забайкалья. Региональная идентичность формируется в процессе дифференциации регионального сообщества от «других» и интеграции, основанной на внутригрупповом подобии по значимым признакам. Основой подобия является сходство в образе жизни, традициях, ценностях и мировоззрении, подкрепляемое совместным историческим прошлым, настоящим и предполагаемым будущим.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные концептуальные основы определения понятия «региональная культура» в контексте взаимодействия процессов локального и универсального позволяют провести теоретический анализ феномена региональной культуры. Концептуализация понятия «региональная культура», произведенная на основе сравнения смежных понятий, характеризующих региональное сообщество, дает возможность выявить содержательную, функциональную и структурную характеристики региональной культуры.

Изучение региональной культуры Восточного Забайкалья в контексте взаимодействия локального и универсального помогает открыть новый аспект решения проблемы диалектики локального и универсального в региональной культуре, что в целом приведет к пониманию роли региональной культуры в социокультурном пространстве России.

Материалы и результаты диссертационного исследования актуализируют региональную идентичность как форму интеграции детерминантов, определяющих своеобразие региональной культуры Восточного Забайкалья.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут учитываться при определении стратегии дальнейшего развития региональной

культуры Восточного Забайкалья, формировании культурной политики региона, представляющей собой целостную и специфичную региональную систему, согласующую глобальные тенденции и региональные особенности.

Материалы и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в учебном процессе высших и средних специальных образовательных учреждений, войти в содержание учебных программ по общеобразовательным и специальным дисциплинам «Культурология», «Регионоведение».

В контексте теоретических положений исследования разработано, апробировано и внедрено в практику обучения учебно-методическое пособие по курсу «Читинская область» (на английском языке), реализация которого способствует формированию положительной региональной идентичности учащихся.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационной работы нашли отражение в докладах на международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических и научно-методических конференциях: «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, 2003), «Проблемы прикладной лингвистики» (Пенза, 2003), «Филологическое образование в ВУЗе и школе: традиции и перспективы» (Чита, 2004), «Ноосферное образование и проблема целостной картины мира» (Чита, 2004), «Современные информационные технологии в образовании» (Чита, 2004), «Языковые и культурные контакты различных народов» (Пенза, 2005), «Качество образования: современное состояние, тенденции, перспективы» (Чита, 2005), «Традиции и инновации: проблемы качества образования» (Чита, 2005), «Современные информационные технологии в образовании» (Чита, 2005), «Региональный компонент содержания образования. Социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса. Опыт, проблемы, перспективы» (Чита, 2006), «Проблемы межкультурной коммуникации в преподавании иностранных языков» (Улан-Удэ, 2006) «Компетентностный подход в педагогическом

12 образовании: теория и практика его реализации» (Чита, 2006), «Культура и образование: опыт интефации и перспективы развития» (Чита, 2006), «Непрерывное профессиональное образование как фактор совершенствования образовательного пространства региона» (Чита, 2007). Основные направления диссертационного исследования освещены в 18 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Концептуализация понятия «региональная культура»

Терминологическая многозначность «региональная культура» выражается в том, что спектр смыслов, вкладываемых в данное понятие, достаточно широк. Поэтому краткий анализ истории изучения региональной культуры позволит более корректно и точно очертить предметные границы современной теории «региональной культуры», так как каждый подход вносил нечто новое в представление о сущностных чертах данного феномена. Последнее имеет значение для уточнения содержания и структуры региональной культуры, а также позволит более детально изучить ее формирование.

Понятие региональной культуры до самого последнего времени применялось к локальным общностям, живущим на определенной территории, по преимуществу - в других странах. Специфика культуры связывалась с региональной спецификой конкретного культурного ареала или историко-географической области (культура Востока, культура Запада), анализом особенностей отдельных культур, например, Латинской Америки или Франции. В научных исследованиях последнего времени региональная культура рассматривается как специфическая форма существования локальной культуры в пределах культуры страны, в частности этот термин используется для описания отличия, своеобразия в интегрированной целостности культур России. Объектом таких исследований становится конкретный регион страны как единство, продуцирующее особый тип локальности как формы бытия национальной культуры, который является необходимым условием существования локального социума и служит основой для самоидентификации его жителей.

Человечеству свойственно многообразие форм жизнедеятельности, которые не могут и не должны быть стандартизированы. Таким образом, наличие региональной дифференциации общества является неотъемлемым условием постоянного измерения его бытия. Поэтому регионализация внутренне присуща всем типам современных обществ, независимо от их размеров, уровня развития.

В настоящее время процессы регионализации активизировались сразу на нескольких уровнях. На мегоуровне регионализация, носящая надгосударст-венный характер, обнаруживается в стремлении к интеграции отдельных территорий, входящих в состав различных государств. Так, доминирование внешних социально-экономических и политических факторов в структурировании пространства современной Западной Европы «запустило» процесс преобразования ее облика: на смену Европе национальных государств идет Европа регионов. В конце 1996 г. более 300 европейских регионов с различной территорией, политико-административным устройством, представляющих интересы свыше 400 млн. своих граждан приняли Декларацию о регионализме в Европе. Инициатором принятия этой Декларации была ассамблея регионов Европы, которая в своей программе действий стремится к дальнейшей регионализации в институциональных рамках отдельных стран с учетом важности процессов интеграции и регионализации в современном мире, и поэтому к признанию регионализма не только в Европейском Союзе, но и за его пределами.

На макроуровне регионализация проявляется, с одной стороны, в стремлении локальных цивилизаций оградить себя от экспансии других цивилизаций извне. Это ведет к «столкновению цивилизаций», что, по мнению СП. Хантингтона, станет основной проблемой грядущего мироустройства. Регионализация на этом уровне сопровождается тем, что несколько основных цивилизаций, вобрав в себя относительно нейтральное окружающее социальное пространство, постепенно очерчивают контуры перманентных конфлик-тогенных зон, своего рода «тектонических» разломов в местах соприкосновения цивилизационных «плит». С другой стороны, регионализация на макроуровне проявляется в том, что государства, развивающиеся на постиндустриальной основе, являясь инициаторами «глобализма», сами стали на путь регионализации, все более явно образуя замкнутую и самодостаточную сие 15 тему. Об этом свидетельствует, в частности, замыкание торговых и инвестиционных потоков в пределах постиндустриальной системы, ужесточение иммиграционной политики на Западе, его растущая устойчивость к сотрясающим периферию хозяйственным кризисам (В.Л. Иноземцев).

На микроуровне процессы регионализации развернулись внутри национальных государств. Здесь регионализация связана с усилением своеобразия экономического или политического поведения тех или иных территориальных сообществ внутри страны, стремлением их к культурной автаркии. В этом плане регионализация, сопровождающаяся экономической и этнокультурной дифференциацией, геополитической суверенизацией, часто приводит к политическому дроблению, конфликтам и нестабильности внутри ранее целостных государственных образований. Примером этому может служить распад СССР и Югославии, продолжающиеся процессы дезинтеграции в странах СНГ, этноконфессиональное противостояние в Северной Ирландии и Индии.

«Локальное без границ, беспредельное локальное - это, безусловно, парадокс" (49,41). Попробуем конкретизировать понятие локального в пространственном контексте. В современной научной литературе различают понятия «регион» и «район». Основное отличие видят в степени системной интеграции. Район - это геотерритория, характеризующаяся системной взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью. Причем эта целостность представляет собой объективное условие и закономерный результат развития данной территории. По мнению некоторых специалистов, использование понятия «система» по отношении к региону требует определенной осторожности. Так, даже несомненные связи между элементами территориальных образований часто определяются лишь естественной экономической целесообразностью или даже невозможностью их расчленения. Во многих случаях эти связи, напротив, имеют искусственный, субъективный, случайный характер. Поэтому регион является столь же «целостным», сколько и «конгломератным» территориальным образованием. Специалисты отмечают при этом то обстоятельство, что по мере перехода от макро - к микрорегиональному уровню воздействие многих системообразующих факторов на «целостность» территориальных образований стремительно убывает. Чем меньше занимаемое ими пространство, тем более открытым (в системном смысле) становятся эти образования в хозяйственном, экологическом и других отношениях. Поэтому некоторые ученые предлагают рассматривать регионы как своеобразные территориальные типы системно-конгломератных структур, для которых «системность» и «целостность» следует преимущественно рассматривать как идеальное состояние.

Проблема взаимодействия универсального и локального в региональной культуре

В целях исследования региональной культуры, выявления ее неповторимости и вместе с тем сходства с материнской культурой обратимся к философским понятиям «единичное», «особенное» и «общее».

Под единичным понимаются особые качества, присущие только какому-либо рассматриваемому предмету или явлению, свои особые, неповторимые черты, характеризующие его и выделяющие из многих других явлений или предметов.

Однако любое отдельное, единичное не существует само по себе, вне связи с другими предметами и явлениями. Будучи связанным с другими явлениями, оно имеет с ними много общего. Общее и составляет то, что присуще множеству единичных, отдельных предметов. Если индивидуальные черты отличают данный предмет от других, то общее сближает его с этими другими предметами, связывает их друг с другом, обусловливает их принадлежность к определенному виду, классу однородных предметов. С одной стороны, единичное содержит общее, оно, как говорил В. И. Ленин, «не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему». Так, каждый индивидуальный организм связан с общим видом, к которому он принадлежит и с которым имеет общие черты, а через вид с еще более общим - родом. Учитывая связь отдельного с общим, наличие общего в отдельном, диалектический материализм считает, что всякое отдельное есть так или иначе общее.

С другой стороны, общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Будучи общим по отношению к индивиду, вид охватывает не все черты входящих в него индивидуальных организмов, а только существенные, повторяющиеся. Поэтому всякое общее В. И. Ленин характеризовал как сущность отдельного.

Единичное и общее не только взаимосвязаны, но и постоянно изменяются. Граница между ними подвижна. В процессе развития при известных ус 46 ловиях они превращаются друг в друга: отдельное становится общим и наоборот.

Так, в развитии организмов имеют место факты, когда какой-либо новый полезный признак, приобретенный отдельным индивидом, передается по наследству и со временем становится достоянием массы, огромного числа индивидов, то есть превращается в общий, видовой признак. Если же тот или иной общий признак потерял свое значение для жизнедеятельности вида, он постепенно отмирает, атрофируется и в последующих поколениях встречается лишь изредка, у единичных организмов как атавизм — возврат к организации предков. Здесь уже общее превращается в единичное.

Категории единичного и общего не только фиксируют бесконечное разнообразие мира, представленное через отдельные явления. Они помогают также выявить и познать всеобщие (универсальные), единые для всего мира свойства и законы. В связи с этим в философии применяется понятие «всеобщее», которое фиксирует предельно общие характеристики и свойства.

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Первоначально термин "диалектика" означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и т. д. Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму. Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии.

Знание взаимной связи, диалектики единичного и общего дает возможность глубоко разобраться во всей сложности многообразных процессов объ 47 ективной действительности, вскрыть законы ее развития и правильно использовать их в практической деятельности. Учет диалектики единичного и общего является основой для рассмотрения взаимодействия локального и универсального в культуре.

Попытки теоретически обосновать взаимодействие универсального и локального в культуре приводят исследователей к осознанию необходимости осмысления ряда понятий, таких как традиция и инновация, универсализм и партикуляризм, глобальность и локальность. Возникший в конце XX в. кризис социальных и гуманитарных наук, связанный с появлением теоретического направления постмодернизма, привел к отказу от попыток описания культур как целостных образований. Однако в XXI в. снова становится актуальной постановка вопроса о необходимости рассмотрения культур через проявления не только их фрагментированности и различий, но и в их взаимосвязи и взаимозависимости1.

Анализ концептуальных оснований изучения процессов, происходящих в культуре сегодня, возможен только в контексте широкой дискуссии о вопросах глобализирующегося мира. Представление о едином глобальном мире предполагает наличие соотнесенности, универсальной системы координат, позволяющей описывать в общих рамках даже конфликтующие идеологии и группы . При этом единая глобализированная культура и общество могут быть раздираемы противоречиями, а единая экономика может быть полем беспощадной конкуренции монополизирующих групп.

Историко-культурная характеристика Восточного Забайкалья

Феномен региональной культуры предполагает рассмотрение его в процессе взаимодействия природы, социальной сферы, экономики на определенной территории. «Регион, по своей сути, - интегральное образование, обладающее определенным единством природных, хозяйственных и социальных компонентов и поэтому заинтересованное в пропорциональном сбалансированном развитии и использовании всех этих компонентов» (186, 279).

Региональная культура и ее культурный код обусловлены социальным качеством и этническим составом населения, географическими, климатическими, социально-экономическими факторами. Социокультурный, культурно-генетический код региона это устойчивые культурно-генетические признаки регионального сообщества, исторически сложившаяся система коммуникаций (отношений), интегрирующая местный комплекс природно-географических, политических, экономических, социокультурных признаков, в целях обеспечения сохранения образа жизни, менталитета, нравственных ценностей жителей регионального сообщества. Отличие данного определения, основанного на понимании специфики местных сообществ Л.В. Вардом-ским (28, 41), заключается в акцентировании морфологической и функциональной операциональное региональной культуры.

Региональные особенности культуры отражаются в специфике деятельности как внеинституциональных (обряды, ритуалы, обычаи, интегрированные в образ жизни и мировоззрение жителей регионального сообщества) так и институциональных (учреждения, социальные институты в системе культуры) форм морфологических единиц региональной культуры.

К специфичности региональной культуры Забайкалья подводят присущие данному региону особенности, связанные с его геополитическим положением. Забайкалье, включая его значительную часть, занимаемую Читинской областью и располагающимся в ее пределах Агинским Бурятским автономным округом, принадлежит к категории особых, во многом уникальных территорий нашей страны и планеты в целом. Это связано, прежде всего, с его географическим положением в центре Евразии, сложной геологической историей и неисчислимыми природными ресурсами. Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ, расположенный внутри ее территории, в современных границах образованы 26.09.37 года на основании Постановления ЦИК СССР "О разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области", которое было опубликовано в газете "Правда" 27.09.37. Площадь Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа составляет 431,5 тыс. км (из них 19,5 тыс. км приходится на Агинский Бурятский автономный округ).

Регион граничит с республикой Бурятия, Иркутской и Амурской областями, республикой Якутия (Саха). Государственная граница Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и Монголией, проходящая на юге Читинской области, позволяет рассматривать Восточное Забайкалье в качестве связующего элемента между западными и восточными регионами страны.

По своей природной характеристике регион обладает особым природным ландшафтом, суровым климатом, относится к типу дискомфортных территорий, с крайне интенсивным природным прессингом на здоровье людей. Своеобразие климата Забайкалья заключается в большой продолжительности солнечного сияния и значительном поступлении солнечной энергии в сочетании с довольно низкой температурой воздуха. Господство в течение года сибирского антициклона, преобладание умеренного континентального воздуха, с которым связана максимальная зимняя континентальность определяет наибольшую суровость зимних погод и большие суточные и годовые амплитуды температуры воздуха (227, 359).

Забайкалье в границах Читинской области отличает уникальное сочетание природных ландшафтов: от сухих степей на крайнем юге и горной тайги в юго-западных и центральных ее частях до горных сооружений Кодара на севере. По территории региона проходит участок Мирового водораздела, где сходятся бассейны трех великих рек мира - Енисея, Лены и Амура. Забайкалье является центром взаимопроникновения и пересечения четырех из 237 глобальных экорегионов планеты, выделенных Всемирным фондом дикой природы: Сибирская тайга, Даурская степь, озеро Байкал, водно-болотные угодья Российского Дальнего Востока. В тоже время экосистемы Забайкалья характеризуются низкой экологической устойчивостью (226). По степени остроты экологической ситуации Читинская область относится к пятой группе регионов, для которых характерна экологическая напряженность, это объясняется тем, что несоблюдение норм в разработке горнорудных месторождений привело к нарушению экосистем ряда городов, а также характерными для Читинской области неблагоприятными климатическими условиями.

Регион характеризуется богатством минеральных ресурсов. Восточное Забайкалье является одним из важнейших горнорудных районов страны и поставщиком леса, как для внутреннего, так и внешнего рынка. Перспективы развития региона связаны с переориентацией экономики с поставок сырья на развитие отраслей, направленных на производство конечной продукции, и внедрение ресурсосберегающих технологий.

Регион имеет значительные сельскохозяйственные угодья, пригодные для развития скотоводства и земледелия, однако особенности климата определяют рискованный характер земледелия и зачастую его низкую рентабельность.

Демографическая ситуация в регионе характеризуется депопуляцией и снижением продолжительности жизни, высокой смертностью. Одной из причин уменьшения численности населения явилось отрицательное сальдо миграции. С 1992 г., с момента либерализации цен и резкого снижения уровня жизни трудящегося населения, увеличилась миграция населения, число выезжающих за пределы области стало существенно превышать численность въезжающих. С 1994 по 1999 г. по этой причине область потеряла почти 33,5 тыс. человек, или 55,4% общей убыли населения после 1993 г. (226).

Другой причиной уменьшения численности населения Читинской области является установившийся в регионе тип воспроизводства населений, который характеризуется повышением показателя смертности и снижением показателя рождаемости. Коэффициент депопуляции, выражающий превышение абсолютных показателей смертности над уровнем рождаемости, особенно высок в 1994г. Рождаемость по области с 1940 по 1998 г. снизилась в 4 раза, в т.ч. по городской местности - в 4,3 раза, сельской - в 3,4 раза. Следовательно, данный процесс активнее протекал среди горожан, что, отражает тенденцию промышленно развитых субъектов федерации. На фоне среднероссийских показателей возрастная структура населения Читинской области пока меньше деформирована в сторону снижения доли детей и повышения доли лиц пенсионного возраста.

Похожие диссертации на Региональная культура: диалектика локального и универсального