Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Микрорегиональный тип культуры в условиях малонаселенного Севера: диалектика социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов Шаповалова Елена Владимировна

Микрорегиональный тип культуры в условиях малонаселенного Севера: диалектика социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов
<
Микрорегиональный тип культуры в условиях малонаселенного Севера: диалектика социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов Микрорегиональный тип культуры в условиях малонаселенного Севера: диалектика социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов Микрорегиональный тип культуры в условиях малонаселенного Севера: диалектика социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов Микрорегиональный тип культуры в условиях малонаселенного Севера: диалектика социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов Микрорегиональный тип культуры в условиях малонаселенного Севера: диалектика социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов Микрорегиональный тип культуры в условиях малонаселенного Севера: диалектика социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов Микрорегиональный тип культуры в условиях малонаселенного Севера: диалектика социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов Микрорегиональный тип культуры в условиях малонаселенного Севера: диалектика социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов Микрорегиональный тип культуры в условиях малонаселенного Севера: диалектика социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шаповалова Елена Владимировна. Микрорегиональный тип культуры в условиях малонаселенного Севера: диалектика социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Тюмень, 2003 135 c. РГБ ОД, 61:04-9/273

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИКРОКУЛЬТУРЫ В МАКРОКУЛЬТУРЕ 13

1.1. Микрокультура в типологии социокультурных общностей 13

1.2. Позитивное и негативное влияние доминирующей культуры на этнокультуры малых народов Севера 29

1.3. Взаимосвязь традиций и инноваций в этнокультурах малых народов Севера 41

ГЛАВА 2. ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

МИКРОРЕГИОНАЛЬНОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ 57

2.1. Содержание понятия «хозяйственно-экологическая парадигма» 57

2.2. Структура и ценностные приоритеты хозяйственной жизни микрорегионального типа культуры 67

2.3. Экологическое сознание и политика на уровне микрорегионального типа культуры 78

ГЛАВА 3. ЕДИНСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО И ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА МИКРОРЕГИОНАЛЬНОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ 94

3.1. Антропологический смысл социокультурных и хозяйственно- экологических оснований микрокультур 94

3.2. Межкультурная коммуникация в хозяйственно-экологической перспективе 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 121

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется особенностями того сложного положения, в котором оказалось наше общество на современном этапе. В последние годы на территории бывшего СССР с особой остротой проявились национальные конфликты. Продолжается нарастание диспропорций в экономическом, демографическом, культурном, образовательном, научно-техническом и ином развитии различных регионов. Многочисленные противоречия достигли небывалого размаха, и не обошли стороной жизнь коренных малочисленных народов Севера. У аборигенов Севера средняя продолжительность жизни на сегодня составляет 42-45 лет, что на 20 лет ниже среднего показателя по России. Доходы аборигенов Севера в 2-3 раза ниже среднероссийского показателя. За последние 10 лет рождаемость коренных народов в северных регионах снизилась на 69 %, а смертность возросла на 42 %, что в 2-3 раза выше смертности русскоязычного населения. Только 6 % коренных народов доживает до пенсии (по России - 25,7 %). В зимнее время у большинства малочисленных народов безработица возрастает до 90 %, а в летний период составляет 50 %. Поэтому большинство коренных народов Севера живит за чертой бедности. Все это указывает на необходимость и важность поиска мировоззренческих позиций, обеспечивающих выработку средств по разрешению современных трудностей.

В работе предпринята попытка проследить механизмы совместимости различных культур в условиях малонаселенного российского Севера и на этой основе определить истоки возникновения микрорегионального типа культуры. Уровни взаимодействия культур могут быть самыми разнообразными, однако нас интересует только этнический и

национальный уровни. Мы считаем, что в результате длительного общения между нациями может возникнуть региональный тип взаимодействия. Представляется важным рассмотреть разнообразие культур в их единстве. Необходимо выяснить наконец, возможно ли вообще единство разнообразий? Существует ли взаимное усвоение, обогащение элементов различных культур или доминирующая культура полностью вытесняет, подавляет другие типы культур? Усиливает ли взаимодействие культур этническое самосознание, закрепляет ли этническую специфику? Возможно ли создание механизмов сохранения структурно-функциональной целостности этноса коренных жителей Севера? Обращение к этой проблематике дает возможность человеку отрефлексировать истоки и основополагающие ориентиры своего существования.

Степень разработанности проблемы.

К настоящему времени в отечественной и зарубежной философской литературе накоплен большой теоретический и методологический материал, на который можно опираться в исследовании микрорегионального типа культуры. К общим проблемам теории культуры обращаются исследователи разных областей знания и практики: философы, психологи, историки, экономисты, педагоги, биологи, медики, литераторы, журналисты, работники искусства и другие специалисты. Выявлению фундаментальных сущностных характеристик культуры посвящены работы таких исследователей как С.С.Аверинцев, А.И.Арнольдов, Э.А.Баллер, Е.С.Баразгова, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Ю.Р.Вишневский, Е.В.Грунт, Л.Н.Гумилев, П.С.Гуревич, Б.Е.Ерасов, С.Н.Иконникова, Э.В.Ильенков, Г.Е.Зборовский, Н.С.Злобин, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Л.Е.Кертман, И.В.Кондаков, А.Ф.Лосев, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, И.М.Модель, Ю.М.Лотман, Г.П.Орлов, Б.С.Павлов, Л.Я.Рубина,

Ю.М.Федоров и других.

В современной философской и культурологической науке достаточно подробно разработана теория нации (А.Ф.Дащдамирова, М.С.Джунусова, С.Т.Калтахчяна, М.И.Куличенко и других), анализируются различия нации и народности (А.Г.Агаев, И.ГЩамерян и других). В то же время не исследуется глубоко вопрос об общих характеристиках социально-этнических образований. Для адекватного представления о них нужно не только разъединять понятия, но и искать общее в их содержании. Употребляемое в этнографии понятие «этнические общности» применяется сейчас и к малым, и к большим общностям. Анализ работ современных авторов позволил определить содержание понятия «микрокультура» и осмыслить механизмы функционирования микрокультуры в макрокультуре.

Следует признать, что особенность современного состояния исследования проблемы состоит в том, что региональный аспект данной темы представлен явно недостаточно и фрагментарно. Научное изучение Сибири велось интенсивно в дореволюционное и советское время, но ни одной монографии, в основе которой находилось бы исследование особенностей взаимодействия этнокультур в условиях малонаселенного Севера, диалектике социокультурного и хозяйственно-экологического аспекта, нам не известно.

Изучением культур малых народов Севера впервые начали заниматься венгерские и финские исследователи в первой половине XIX века. Независимо друг от друга венгр А.Регули и финн А.М.Кастрена организовали экспедиции в отдаленные северные районы Западной Сибири с целью сбора лингвистического, этнографического и фольклорного материала. Среди отечественных авторов дореволюционного периода, кото-

рые затрагивали проблемы культурной жизни аборигенных народов Севера, следует особо отметить Н.Абрамова, Г.С.Дмитриев-Садовникова, А.А.Дунин-Горкавича, В.Ф.Зуева, Г.Новицкого, К.Д.Носилова, С.К.Патканова, И.С.Полякову, М.Б.Шатилова. В советский период изучение национальной культуры было продолжено, В.М.Кулемзиным, Н.В.Лукиной, Н.Ф.Прытковой, Г.Старцевым М.Б.Шатиловым, В.Н Чер-нецовым и многими другими.

Большое значение для исследования имели работы тех авторов, которые обратили внимание на следующие пласты культуры:

языковой (т.е. рассматривается степень взаимовлияния основной языковой среды (русской) на другие языковые группы) Здесь следует назвать З.ПСоколова, И.НХемуев, А.М.Сагалаев, М.И.Черемисина, Е.Скрибник, Н.Кошкарева, Е.Ковган, А.В.Головнев, Е.П.Мартынова, Е.И.Ромбандеева, Т.А.Молданова, В.Н.Соловар, А.Д.Каксин. Особо можно выделить творчество хантыйского исследователя Н.И.Терешкина, собравшего на разных диалектах родного языка богатый материал по языку.

экологический (экологическая проблематика в условиях разнообразия культурных традиций). Выделим работы таких ученых, как М.Г.Ганопольский, М.И.Михайлов, А.Пашук, И.Б.Петров, Л.А.Пиманова, З.П.Соколова.

религиозный (имеются ввиду проблемы конфессионального сотрудничества, религиозные представления и обряды, место шаманизма в современном мире). Здесь укажем таких авторов как И.Н.Гемуев, А.П.Зенько, В.М.Кулемзин, Т.А.Молданов, Е.И.Ромбандеева, А.М.Сагалаев, З.ПСоколова, Н.М.Талигина.

морально-правовой (состояние и перспективы реформирования

нормативно-правовой базы региона, вопросы нравственности и этикета, семейно-брачных отношений). Вклад в изучение данных проблем внесли Н.А.Абрамов, Ю.В.Бромлей, В.И.Васильева, И.С.Гурвич, М.А.Лапина В.В.Мархинин, Н.В.Прыткова, М.А.Сергеев, И.В.Удалова, Л.В.Хомич и другие.

- экономический (влияние экономического благосостояния региона на социокультурные процессы, развитие традиционных отраслей хозяйства и территорий проживания коренных этносов). Изучению хозяйственных процессов Севера посвятили свои работы В.И.Бойко, Н.В.Васильев, Е.Д.Гражданников, Н.В.Исакова, Д.Л.Константиновский, В.Г.Костюк, Ю.В.Попков, М.М.Траскунова, В.И.Васильев, А.В.Головнев, В.М.Кулемзин, Н.В.Лукина, Е.В.Перевалова, А.И.Пика, Е.Г.Федорова и другие.

При подготовке и проведении исследования был использован широкий круг идей, затрагивающих наиболее важные аспекты настоящей работы. Важное методологическое значение для авторского исследования имели работы в области социологии культуры М.Вебера, Б.А.Грушина, Ю.Н.Давыдова, Б.Серасова, Г.Зиммеля, Л.Г.Ионина, Л.Когана, К.Манхейма, А.Моля, Ч.Миллса, С.Паркера, Т.Парсонса, С.Н.Плотникова.

Анализ литературы показывает, что среди исследователей большой интерес вызывают вопросы сохранения и развития традиционной культуры, философы, культурологи, этнографы предпринимают попытки создания модели социально-экономического и культурного развития коренных народов Севера. В этом отношении продуктивные предпосылки для исследования культурологических концепций содержатся в трудах В.И.Бакштановского, К.Г.Барбаковой, В.В.Гаврилюк, Н.Д.Зотова-

Матвеева, Г.Ф.Шафранова-Куцева, Ф.А.Селиванова, Ю.В.Попкова, Н.В .Романовского, Л.Л.Рыбаковского, А.Н.Силина, С.Г.Симонова, З.П.Соколовой, Н.М.Токарской, В.Н.Турченко, А.И.Шендрика, А.Д.Хайтуна, М.Н.Щербинина, Р.Г.Яновского и других.

Результаты изученных методологических, теоретических и прикладных исследований, а также необходимость на теоретическом и практическом уровне подойти к решению проблем диалектики социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов микрорегионального типа культуры в условиях малонаселенного Севера стали основой для постановки проблемы диссертации.

Объект исследования: культура как развивающийся в истории феномен. В качестве предмета исследования нами выбран микрорегиональный тип культуры в условиях малонаселенного Севера. В работе предпринимается попытка сопоставить механизмы совместимости различных культур в условиях малонаселенных Российских городов и урбанизированных конгламератов.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является углубленное философско-культурологическое выявление истоков формирования и механизмов функционирования микрокультуры в макрокультуре. Данное положение предопределило постановку и разрешение следующих задач:

провести анализ микрокультуры в ее отношении к типологии социокультурных общностей;

изучить позитивное и негативное влияние доминирующей культуры на этнокультуры малых народов Севера;

проанализировать взаимосвязь традиций и инноваций в этно-культурах малых народов Севера;

— раскрыть содержание хозяйственно-экологической парадигмы
микрорегионального типа культуры;

- обосновать антропологический смысл социокультурных и хо
зяйственно-экологических оснований микрокультуры.

Методологическая основа исследования. Диссертационная рабо
та опирается на сложившуюся в отечественной социальной и философ-
ско-культурологической мысли творческую диалектико-

материалистическую традицию. В качестве теоретических источников работы следует назвать труды отечественных и западных авторов в области философии, социологии, культурологии по проблемам теории культуры. Исследование опирается на методы познания социально-культурных процессов, содержащиеся в трудах классиков философии и современной философов.

При работе над темой был использован принцип историзма. Особая роль этого принципа обусловлена тем, что культурная жизни почти лишена стационарных состояний, и находится в непрерывной динамике (возникновении, развитии и преобразовании). Поэтому принцип историзма включает в себя, во-первых, изучение настоящего, современного состояния, во-вторых, реконструкцию прошлого, анализ основных этапов исторического движения, в-третьих, прогнозирование тенденций дальнейшего развития.

Принцип противоречивости явлений мира как диалектический принцип, имеющий объективной основой реальные противоречия явлений, открыл возможность для выявления диалектики социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов. Диссертант исходит из того, что в центре философского исследования феноменов культуры всегда должно стоять стремление к такому отражению предмета, которое бы вмеща-

ло в себя напряжение противоположностей, с тем чтобы выразить это единство концептуальными средствами как можно адекватней.

На выбор диссертанта методологических принципов особое влияние оказали работы В.Виндельбанда, Г.Риккерта, М.Вебера, обращавших внимание на особую роль понимания как своеобразного способа постижения социальных явлений, противоположного методу естественных наук. Понимание - это постижение индивидуального, в отличие от объяснения, основным содержанием которого является подведение единичного под всеобщее. При этом диссертант не разводит резко понимание и объяснение, а стремиться сблизить эти подходы, полагая, основным для наук о культуре понимание.

Научная новизна исследования. В работе впервые получены следующие результаты:

выявлен механизм микрокультуры в ее отношении к типологии социокультурных общностей;

изучено позитивное и негативное влияние доминирующей культуры на этнокультуры малых народов Севера;

проанализированы взаимосвязь традиций и инноваций в этно-культурах малых народов Севера;

раскрыто содержание хозяйственно-экологической парадигмы микрорегионального типа культуры;

обоснован антропологический смысл социокультурных и хозяйственно-экологических оснований микрокультуры.

Положения, выносимые на защиту:

1. В культурологическом аспекте микрокультура может быть определена как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная стратифицированная совокупность людей, об-

ладающих стабильными особенностями культурных черт, а также осознанием своего культурного единства и отличия от всех других подобных образований. Микрокультура всегда в социальном отношении имеет внутреннее расслоение и включает в себя различные субкультуры (социально-профессиональные, социально-демографические и т.д.).

  1. Принцип восприятия внешних импульсов этнокультурой того или иного малого народа Севера в самом сжатом виде сводится к следующему: внешнее воздействие воспринимается тем полнее, быстрее и легче, чем ближе находятся друг к другу контактирующие культуры в стадиальном и историческом отношениях, поскольку судьба внешнего импульса во многом зависит от того, насколько он совпадает с тенденциями внутреннего развития, или по крайней мере не противоречит им.

  2. Направление проникновения заимствованных черт этнокультуры идет от периферии к центру, т.е. от внешних, открытых посторонним влияниям сфер жизни к внутренним, все более глубинным слоям. Заимствование проникает «сверху вниз», от поверхностного, внешнего к глубинному, интимному базисному. Слои и волны влияния, проходя по графу сверху вниз, не просто вытесняют друг друга, между ними происходят одновременно и диффузия, и культурный синтез.

  3. Понятие «хозяйственно-экологическая парадигма микрокультуры» выражает конкретно-исторические социально-экономические и экологические аспекты микрокультуры, в рамках которой разворачивается образ жизни ее носителей. Понятие позволяет осмыслить тот факта, что хозяйственно-экологическая активность различных этнических групп в микрокультуре неодинаково динамична в одних и тех же исторических условиях, позволяет проследить, как этно-хозяйственно-экологические особенности социальных общностей в одних и тех же объективных уело-

виях влияют на способ организации ими жизненной среды и процессов социокультурной жизнедеятельности.

5. Приобщение каждого конкретного индивида к ценностям мировой культуры через вхождение человека в мир ценностей микрорегионального типа культуры свидетельствует о реальном гуманизме микрокультуры. Микрокультура представляет собой «личностное измерение» общества, его человеческий потенциал, пронизывающий все сферы общества. Поэтому микрокультура должна рассматриваться в непосредственной связи с деятельностью человека; в центр культурологической проблематики должно ставиться развитие человека как субъекта социокультурного процесса; подчеркиваться гуманистический характер микрорегионального типа культуры.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы

в обновляющихся сегодня вузовских курсах философии, культурологии, социологии;

в разработке рекомендаций и практическом применении их в деятельности федеральных и региональных органов власти;

в последующих исследованиях микрорегионального типа культуры.

Апробация работы. Результаты проведенного исследования апробированы в выступлениях на научных конференциях Ханты-Мансийского автономного округа, в процессе занятий со студентами Ноябрьского филиала Тюменского государственного университета. Теоретико-методологические положения исследования доведены до сведения властных структур города Ноябрьска в виде аналитических записок.

Микрокультура в типологии социокультурных общностей

В силу многообразия связей внутри социальных слоев и между ними одни и те же лица одновременно оказываются принадлежащими к целому ряду социокультурных общностей, различающихся не только масштабом и характером этих связей, но и их интенсивностью. «Мы живем во время, когда, с одной стороны, жизнь подсказывает неизбежность каких-то глобальных организаций, вроде Лиги Наций и Организации Объединенных Наций, а с другой стороны, происходит невиданное ожесточение этнического и конфессионального сопротивления»1. Задача типологизации культурных единиц, составляющих общество, предполагает выделение сгустков фундаментальных культурных характеристик, объединяющих людей в социокультурных сообществах несмотря на их стратифицированность. Можно выделить уровень однотипных контактов, осуществляемых в пределах, различных по своим масштабам, но внутренне сопряженных систем расслоения, составляющих своеобразную типичную социокультурную общность - микрокультура.

В культурологическом аспекте микрокультура может быть определена как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная стратифицированная совокупность людей, обладающих стабильными особенностями культурных черт, а также осознанием своего культурного единства и отличия от всех других подобных образований. Микрокультура всегда в социальном отношении имеет внутреннее расслоение и включает в себя различные субкультуры (социально-профессиональные, социально-демографические и т.д.).

В современном языке несколько иному пониманию термина «микрокультура» в известной мере соответствует слово «национальная культура». Под национальностью понимается совокупность людей одной этнической принадлежности независимо от их территориального размещения. Такое «экстерриториальное» представление подводит нас к пониманию категории «микрокультура» как культуры локализованной в географическом пространстве, но при этом неоднородной. В этом отношении этническая культура в широком смысле в отличие от микрокультуры может быть не локализована географически, но при этом выступать в виде множества этнических субкультур, т.е. быть неоднородной. Каждый человек, где бы он не проживал, является носителем определенной эт-ничности, но именно там где он проживает, он непременно относится к какой-либо микрокультуре. В силу этого культура человечества, или ме-таэтническая общность представляет собой совокупность микрокультур разных уровней. Иначе говоря, микрокультуры охватывают все человечество. Следует согласиться с Арутюновым С.А., который отмечает, что «этнические общности иерархичны (таксономически разноценны), наряду с основными единицами их классификации - этносами (народами) могут быт выделены таксоны более низкого и более высокого порядков».

Определяя статус микрокультуры в системе этнических культурных единиц можно предложить несколько систем классификации.

Первая система классификации связана с типологией этнических общностей как определенных социокультурных целостностей. Согласно этой типологии по основным социокультурным характеристикам все человечество делится на следующие общности:

а) основные этнические подразделения - совокупности людей, обладающие наиболее интенсивным сходством социокультурных свойств и выступающие носителями локализованной в пространстве и времени целостной культуры;

б) элементарные этнические единицы (в иноэтнической культурной среде национальные меньшинства), те наименьшие составные части основного этнического подразделения, которые представляют предел делимости последнего; эти этнические единицы формируют специфические внутринациональные и внутриэтнические субкультуры;

в) микрокультуры - образования, охватывающие несколько основных этнических подразделений и элементарных этнических единиц, но обладающие иными социокультурными свойствами, чем каждое из таких подразделений.

Описанное выше деление культур распространяется на всю совокупность социокультурных характеристик этнической общности, включая язык и самосознание. Но есть и другая классификация по социокультурным характеристикам, которая фиксирует тождество и различие культур только по объективным параметрам. В этом контексте этнические формы культуры группируются по двум срезам: хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области. В первом случае речь идет об исторически сложившихся комплексах особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития. Под историко-этнографическими областями понимаются территории, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных социокультурных связей и взаимного влияния сложились сходные культурно-бытовые особенности.

class2 ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

МИКРОРЕГИОНАЛЬНОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ class2

Содержание понятия «хозяйственно-экологическая парадигма»

Категория «парадигма» широко используется представителями различных дисциплин, связанных с изучением научной, социальной и культурной жизнью людей. Сегодня это понятие функционирует как социально установившаяся научная категория. Под парадигмой обычно понимают исходную совокупность теоретических оснований и методологических принципов, служащих для формулировки научных проблем и гипотез, отбора информации в процессе исследования, анализа собранных данных и построения выводов, значимых в познавательном или социальном отношении1.

Стремясь сохранить познавательный смысл категории «парадигма», мы считаем необходимым ее использовать для анализа специфики микрорегионального типа культуры в условиях малонаселенного Севера, однако предлагаем содержание этого термина ограничить хозяйственно-экологическим аспектом.

Понятие «хозяйственно-экологическая парадигма» отражает специфику хозяйственной деятельности исследуемого региона, которая неразрывно оказывается связанной с экологической обстановкой. Несмотря на суровые климатические условия, экологически неблагоприятные факторы, человек расширяет свое присутствие на Севере. Природно-экологическое основание выступает важнейшим фактором формирования социокультурной общности. Привлекательность нефтяных и газовых месторождений побуждает расширять хозяйственную деятельность, преодолевать и побеждать природно-неблагоприятные факторы. Однако, используя современные технологии природопользования, общество сталкивается с традиционными формами хозяйствования, характерными для проживающих здесь народностей, и более того вытесняет их. Фактически это оборачивается тем, что не только наносится экологический урон среде обитания, но и создается новая социальная экологию. Поэтому, нам представляется, что понятие «хозяйственно-экологическая парадигма» позволяет понять и отразить важнейшие черты бытия человека в условиях микрокультуры малых городов Севера. Человеческая деятельность и культура взаимодетерминируют друг друга. В хозяйственно-экологическом ракурсе микрокультура оказывается результатом преобразования естественной экологии в искусственную экологию, которая по своей сути может быть определена как этноэкология.

Изучение динамики хозяйственно-экологических компонентов микрокультуры предполагает обращение к социокультурной жизнедеятельности людей, ибо в обыденных и профессиональных формах деятельности и взаимодействия люди предстают как члены общества. В этом случае внимание сосредоточивается на социокультурных механизмах порождения, поддержания и изменения людьми экологического окружения в ходе обыденной жизни и профессиональной деятельности.

Термин «хозяйственно-экологическая парадигма» не только отражает существующую ситуацию, но и программирует дальнейшую деятельность человека, нацеливая его на учет последствий своего вмешательства в окружающую среду. Поэтому актуальность изучения хозяйст венно-экологического вмешательства людей в современных условиях связана с практикой целенаправленных социокультурных изменений.

За время существования каждой микрокультуры постепенно происходит становление, а затем развитие специфичных для нее форм экономической и культурной жизни людей. «Аборигены Севера и Сибири за тысячелетия своей истории выработали оптимальные способы освоения степей, тайги и тундры. Народами Севера были созданы различные типы хозяйств, основанные на знании специфики экологических условий занимаемой ими территорий. Они были жизнеспособны, обеспечивали развитие и воспроизводство этносов. Неповторимому опыту хозяйственного освоения Сибири соответствовала оригинальная духовная культура, служившая основой преемственности традиций, социальных отношений и этнических норм»1. Изменение условий жизнедеятельности членов общества влечет за собой изменение способов ее организации. Иными словами, можно говорить о чертах и особенностях хозяйственно-экологической парадигмы, специфичных для изучаемой микрокультуры.

Изменение структурных компонент хозяйственно-экологической деятельности во многом обуславливают динамику качественных, содержательных характеристик жизнедеятельности людей, массовые личностные сдвиги. Такие изменения в социокультурной среде, как появление новых технических средств для удовлетворения множащегося разнообразия запросов людей по отношению к питанию, жилищу, одежде, предметам бытового и личного назначения, вызвали изменения в образе жизни малочисленный народов Севера.

Интерес к динамике социокультурной жизни микрокультуры обусловливает выделение того уровня ее анализа, на котором можно было бы увидеть не только конечные результаты деятельности людей, но и процессы жизнедеятельности, в конкретных условиях существования: иными словами, рассмотреть в относительно узких временных пределах (одно-три поколения) хозяйственно-экологические аспекты формирования социокультурных «сред». Понятие «хозяйственно-экологическая парадигма» вполне отвечает такого рода требованиям.

Антропологический смысл социокультурных и хозяйственно- экологических оснований микрокультур

Определение сущностной черты любой культуры как универсального развития человека во взаимоотношениях человека и мира может быть применено к анализу микрорегионального типа культур. Но в зависимости от объекта исследования меняется содержание понятия, иерархия и содержание его признаков.

Иными словами, понятие «универсальное развитие человека» имеет конкретно-историческое содержание, и в каждом новом случае необходима конкретная интерпретация взаимоотношений человека и мира. А поскольку эти взаимоотношения специфичны в каждой культуре, а культура, в свою очередь, является производной от своего носителя - социального субъекта (общества, общности), то своеобразие отношений человека и мира в той, или иной культуре определяется особенностями данного (объекта и его исторической принадлежностью — ступенью социально-исторического развития. В нашем случае таким социальным субъектом (типом социальной общности) выступает микрорегиональный тип культуры.

Микрорегиональный тип культуры представляет собой характеристику деятельности человека, свидетельствующую о его развитии, об освоении им природных и социальных сил, о преобразовании духовного мира личности. Приобщение каждого конкретного индивида к ценностям мировой культуры через вхождение человека в мир ценностей микрорегионального типа культуры свидетельствует о реальном гуманизме микрокультуры. Микрокультура представляет собой «личностное измерение» общества, его человеческий потенциал, пронизывающий все сферы общества.

«Развитие человека» может быть конкретизировано через три ряда отношений: человек (общество) — природа, человек (личность) - общество, человек - человек. Но термин «развитие человека» по-разному трактуется в литературе. Представляется, что наиболее емким является понятие - универсальное развитие человека. Под этим понимается такое развитие, которое состоит в формировании индивида как субъекта деятельности, в присвоении индивидом своей общественной сущности посредством наиболее полного освоения достижений общества в различных сферах его жизнедеятельности, в реализации его деятельных способностей, потребностей, творческих потенций, в формировании у индивида чувства ответственности (за свой участок деятельности, за состояние окружающей его природной среди, за другого человека, других людей).

Понятие «универсальность», следовательно, представляет собой единство и взаимообусловленность противоположностей: творчества и репродуцирующей деятельности, активности, свободы человека и ответственности за нее, социализации и индивидуализации (как своеобразного преломления богатства социальных связей в сознании и поведении конкретного индивида).

Человек представляется и как средство микрокультуры, и как ее цель. Выступая в качестве средства, человек должен обладать именно теми свойствами, характеристиками, чтобы он мог выполнить роль восприемника и передатчика микрокультуры. Но выработка самих этих свойств означает, что человек овладевает опытом защиты от опасностей мира, от природной и социальной стихии. То есть каждый индивид, вступающий в жизнь, получает в свое распоряжение потенциал микрокультуры, в рамках которого данный индивид живет. В таком качестве человек является целью микрокультуры.

Признание человека целью микрокультуры означает, что она представляет собой как бы защитный пояс для человека: осваивая весь арсенал средств своей микрокультуры, совокупность технологических приемов - систему материальных и духовных ценностей и норм, необходимых для жизнедеятельности в определенных социальных и природных условиях, приобретая навыки деятельности и общения, человек тем самым овладевает инструментом, способом самоопределения в мире, то есть становится универсальным. Микрорегиональный тип культуры как защитный пояс есть постоянный поиск и нахождение оптимальных взаимоотношений между человеком и природой, личностью и обществом, человеком и человеком, гармонии человека с самим собой, взаимоотношений, имеющих конкретную привязку к определенному пространству и времени.

Похожие диссертации на Микрорегиональный тип культуры в условиях малонаселенного Севера: диалектика социокультурного и хозяйственно-экологического аспектов