Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Софийные мотивы в восточно-христианской художественной культуре IV - начала XV веков Бахарева Наталия Николаевна

Софийные мотивы в восточно-христианской художественной культуре IV - начала XV веков
<
Софийные мотивы в восточно-христианской художественной культуре IV - начала XV веков Софийные мотивы в восточно-христианской художественной культуре IV - начала XV веков Софийные мотивы в восточно-христианской художественной культуре IV - начала XV веков Софийные мотивы в восточно-христианской художественной культуре IV - начала XV веков Софийные мотивы в восточно-христианской художественной культуре IV - начала XV веков
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бахарева Наталия Николаевна. Софийные мотивы в восточно-христианской художественной культуре IV - начала XV веков : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 Нижний Новгород, 2007 215 с., Библиогр.: с. 173-215 РГБ ОД, 61:07-9/696

Введение к работе

з І.

Актуальность темы исследования. В последние два десятилетия в связи с освобождением от идеологических запретов российское общество получило широкие возможности обращения к своим цивилизационным истокам и идейному многообразию всемирной и национальной культуры. В сфере отечественного духовного и научного сознания вновь проснулся интерес к одной из вечных тем мировой культуры - и христианской культуры в частности - теме Софии-Премудрости.

После десятилетий разрыва с отечественными духовными традициями в поле зрения современных российских историков культуры и философии оказались практически на равных правах два различных как по своему происхождению и источникам, так и по историческому пути и влиянию на мировую, в т.ч. русскую, культуру явления: православная традиция осмысления понятия «София», имеющая богатейшую историю длиной в два тысячелетия, и софиология русских религиозных мыслителей второй половины XIX - первой половины XX вв. При этом приходится признать, что философский интерес в большей степени был проявлен к русской софиологии и ее крупнейшим представителям - B.C. Соловьеву, П.А. Флоренскому, С.Н. Булгакову и др. Изучение творчества софиологов входит сегодня в образовательные программы российских вузов. В то же время не менее значимым и актуальным как для культурной и интеллектуальной, так и для духовно-религиозной жизни современной России представляется осмысление представлений о Софии в традиционном наследии Православия. В свое время Русская Православная Церковь не приняла «софианские» идеи B.C. Соловьева и С.Н. Булгакова как искажающие догматы веры и чуждые православному вероучению, указав на их близость раннехристианскому «лжеименному» гносису. Лишь в силу стечения ряда исторических и частных обстоятельств избежали церковного осуждения софиологические взгляды П А. Флоренского. В то же время влияние «софианских» идей доныне сохраняется в отдельных кругах Русской Зарубежной Церкви. В условиях происходящего на наших

4 глазах объединения разделенных частей Православной Церкви на Родине и в изгнании «спор о Софии» может получить ожидаемое продолжение.

В связи с разрывом русского сознания со своими духовными традициями влияние софиологии можно нередко обнаружить и в среде отечественных православных неофитов, включая отдельных представителей старообрядчества. Наконец, в наиболее вульгарной и примитивной форме софиологические идеи используются современными сектантами, в т.ч «Белым братством», «Богородичным центром» и т.п Своеобразное преломление идеи русских софиологов получили в возрожденном движении Н.К. Рериха «Живая этика», а также в различных отечественных неоязыческих и эзотерических течениях.

Безусловно, русская софиология как яркое и самобытное явление русской культуры новейшего времени заслуживает внимания культурологов и философов. Однако для понимания идейных основ несопоставимо более значимой восточно-христианской духовной традиции важно изучение православной мифологемы Софии в ее аутентичных смыслах. Идеи о Софии представлены в обширном богословском наследии на протяжении всей истории Церкви. Наиболее устойчивые софийные аспекты христианского мировоззрения нашли отражение в литургико-богослужебной практике и в искусстве Православной Церкви, причем в последнем - в наиболее полном, системном и цельном виде, будучи встроенными в самые основы христианского образа. И в наше время живая церковная традиция, содержащая софийные компоненты как часть своего средоточия — христологии, постоянно актуализирует в органичных для себя формах комплекс идей о Премудрости Божией, пусть даже и в «свернутом» для современного сознания виде.

Несмотря на распространенность культурологического штампа о «софийности русской культуры», ответ на вопрос, в каких же конкретных проявлениях эта «софийность» заключается, пока еще находится в процессе становления. Присутствие в Интернете молодежных форумов, посвященных вопросу «что есть София», показывает востребованность и неисчерпанность для современного сознания этой темы Значительным культурным событием

5 современности стала выставка русских икон «София Премудрость Божия», организованная Государственной Третьяковской галереей в честь 2000-летия христианства и демонстрировавшаяся в главных центрах католического и православного мира - Ватикане и Москве. Сам факт, что вся история русской иконы была осмыслена через тему Премудрости, явился знаком актуальности, духовной и интеллектуальной привлекательности для современности этого аспекта христианской культуры

Степень разработанности проблемы и источниковедческая база исследования. Современное состояние изучения темы Софии в философской, культурологической и искусствоведческой мысли характеризуется выборочностью и разрозненностью исследованных вопросов и отсутствием целостного взгляда на генезис софийных идей и образов в православной традиции.

В богословском наследии софийная тема является частью главного направления теологической мысли - христологии, в связи с которой она рассматривается в христанской космологии, гносеологии, мариологии, эсхатологии и других разделах богословия. «Растворенность» софийной темы в христологии, ее связанность и подчиненность предопределили ее онтогенетическое присутствие и, одновременно, иконографическую «недовыявленность» в главных типах христианского образа. Особенности символической — т.е. полисемантичной в своей основе - восточно-христианской образной системы делают ее софийные аспекты почти неуловимыми вне традиционного сознания. Часто основаниями культурологических и искусствоведческих работ являются по сути верные, но самые общие представления о понятии Софии в истории православной традиции. Такое положение дел предоставляет широкое поле для исследовательской деятельности по изучению, систематизации и обобщению генезиса софийных идей и образов в восточно-христианской культуре.

Диссертация написана на основе изучения нескольких групп источников, которые можно разделить на две основные категории.

аутентичные раннехристианские и средневековые восточно-христианские источники (под аутентичностью здесь понимается принадлежность к культурной традиции и ее формированию),

богословские, философские и исследовательские труды XIX - начала XXI вв.

Одной из наиболее существенных групп источников является массив текстов, составляющих основу христианской традиции: Ветхий и Новый Заветы, патриотические сочинения, богослужебные тексты. Исключительное значение для раскрытия софийной темы в православной культуре имеют труды апологетов П в., Оригена, Афанасия Великого, отцов-каппадокийцев, Кирилла Александрийского, Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина, Григория Панамы и др. Не менее значимы литургико-богослужебные тексты Православной Церкви Эту группу источников дополняют системно излагающие основы православного вероучения догматические труды богословов XDC-XX вв. Н П. Малиновского, М. Помазанского, архимандрита Иустина (Поповича) и др., а также освещающие вопросы истории и практики богослужения Православной Церкви работы архиепископа Вениамина (Краснопевкова), АЛХолубцова, М. Скабаллановича, А.Д. Шмемана и др. Большую значимость имеют исследования патриотического наследия, осуществленные русскими патрологами и мыслителями ХГХ-ХХ вв. - С.Л. Бпифановичем, Л.П. Карсавиным, В.Н. Лосским, Г.В. Флоровским, И.Ф. Мейендорфом, архимандритом Киприаном (Керном), А.И. Сидоровым, КБ. Скуратом, В.В. Бычковым и др.

Еще одну группу источников составляют философские работы, затрагивающие тему Софии. В русской философской мысли тема Софии представлена двумя четко различающимися направлениями - модернистским и традиционалистским. Софиологические идеи основоположника первого направления B.C. Соловьева в начале XX в. нашли свое продолжение в сочинениях П.А. Флоренского, Е.Н. Трубецкого, Л.П. Карсавина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и др. В 1930-е гг. им были противопоставлены основанные на православной традиции труды о Софии в восточно-

7 христианском богословии и культуре В.Н. Лосского и Г.В. Флоренского. Первое направление в последние годы подкрепляется новыми публикациями работ современных авторов, испытывающих влияние русской софиологии -П.Н. Евдокимова, И Свиридова, МА. Можейко, МН. Громова и др. Опубликованы исследования творчества русских софиологов, проведенные А. Кожевым, Л.Е. Шапошниковым, И К Бонецкой, В.В. Кравченко и др. В то же время ряд появившихся в последние годы философских статей НК. Гаврюшина, С.С. Хоружего, М.В. Васиной и др. опираются на традиционные православные представления о Софии.

Важную группу источников составляет иконография артефактов восточно-христианского искусства византийского культурного ареала. Публикации памятников позволяют исследователю непосредственно и независимо изучать иконографию и выявлять семантику произведений искусства. Теория христианского образа затрагивается в трудах А. Грабара, Л.А. Успенского, В.В. Бычкова, Ю Г. Малкова, X. Бельтинга, Н. Озолина и др. Представления о византийской художественной культуре в ее важнейших памятниках раскрываются в работах Н.П. Кондакова, В.Н. Лазарева, В.Д. Лихачевой, О. Демуса, О.С. Поповой, Г С. Колпаковой, О Е. Этингоф, Е.А. Луковниковой и др. Древнерусскому искусству посвящены труды Г.В. Попова, Г.И. Вздорнова, Л.А. Щенниковой, В.Д. Сарабьянова, Н.С. Пивоваровой и др. Следует особо выделить научные работы, непосредственно затрагивающие различные аспекты темы Софии Премудрости Божией в восточно-христианском искусстве таких авторов, как Г.Д. Филимонов, И.Ф. Мейендорф, С С. Аверинцев, А.И. Яковлева, В В. Брюсова, Н К. Гаврюшин, Л.И. Лифшиц, Н.В. Квливидзе, И А. Шалина, О.Е Этингоф, Е.Б. Громова. Нельзя также не отметить работу большого коллектива авторов статей к увидевшему свет в 2000 г каталогу выставки русской иконописи ХШ-XDC вв. «София Премудрость Божия».

В методологическом отношении существенное влияние на диссертационное исследование оказали философские и культурологические

8 работы В Н. Лосского, А.Ф. Лосева, В.В. Бычкова, А. Грабара, Э. Панофски, Й. Хейзинги, М.Н. Соколова и др.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является генезис софийных мотивов в произведениях восточно-христианской средневековой художественной культуры византийского культурного ареала на основе комплекса православных представлений о Софии. Предметом исследования является доказательство онтогенетического присутствия и преемственного развития софийных аспектов в средневековой восточно-христианской образной системе.

Цели и задачи исследования. Целями исследования является систематизация софийных идей в богословии и выявление софийных мотивов в искусстве средневековой Православной Церкви с последующим обобщением генезиса софийных идей и образов в традиционной восточно-христианской культуре. Реализация этих целей обусловила постановку и решение следующих задач:

опираясь на широкий круг богословских и литургико-богослужебных источников, определить и систематизировать круг православных представлений о Софии,

выявить на иконографическом материале памятников восточно-христианского искусства софийные компоненты в основных типах христианского образа и образной системе монументального храмового декора;

проследить генезис иконографических средств в раскрытии софийной тематики от ранне- до поздневизантийского периодов;

выявить особенности осмысления темы Софии в художественной культуре Древней Руси.

Теоретико-методологическая база исследования. Сложность изучаемой темы, связанная с развитием софийных идей не только в вербальной, но и в невербальной формах, предопределила необходимость междисциплинарных подходов. Методологическую основу диссертации составляют следующие методы и принципы:

метод системного и комплексного анализа исследуемой проблемы,

методы философско-концептуального и сравнительно-исторического анализа;

сочетание исторического и логического подходов;

герменевтический принцип контекстуальной достоверности;

структурно-концептуальные (идеографические, семиотические,

иконологические) методы выявления семантики памятников искусства при анализе их иконографии.

Научная новизна работы. Научная новизна исследования заключается в следующем:

проведено подробное исследование богословских и литургико-богослужебных источников Восточной Церкви и выявлены как общецерковные представления, так и частные теологические мнения (теологумены) о Софии-Премудрости;

проведена реконструкция софийной семантики основных типов христианского образа путем анализа идейного контекста эпохи сложения основных христианских догматов;

выделены софийные мотивы в ядре системы монументальных росписей восточно-христианских храмов;

показан генезис иконографических средств в раскрытии софийных аспектов православного образа от ранне- до поздневизантийского периодов;

выделены специфические идейные и художественные особенности софийной темы в культуре восточно-христианского Предвозрождения;

показана преемственность софийных аспектов восточно-христианского образа в искусстве Древней Руси;

выявлены в древнерусском искусстве рубежа XIV-XV вв. новые формы осмысления темы Софии в таких самобытных явлениях национальной культуры, как высокий русский иконостас, икона А. Рублева «Святая Троица» и др.;

предложен вариант систематизации различных аспектов традиционных православных представлений о Софии.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что изложенные в ней результаты исследований расширяют имеющиеся научные представления о софийных аспектах восточно-христианской культуры. Они открывают возможности для дальнейшего философского, культурологического и искусствоведческого изучения темы Софии-Премудрости в православной традиции

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории философии, культуры, искусства, а также в современном реставрационном и художественном творчестве в виде теоретической основы моделирования программ монументального декора православных храмов и произведений иконописи.

Апробация исследования. Отдельные идеи исследования были изложены автором на конференциях «Филевские чтения» (г Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, 1997 г., 2003 г.), «Памятники христианской культуры Нижегородского края» (г Нижний Новгород, 2001 г.), «Аввакумовские чтения» (Нижегородская обл., с. Б. Мурашкино, 2003 г.), а также на ЕХ Международном симпозиуме «Диалог мировоззрений общественные инициативы и движения» (г Нижний Новгород, 2007 г ).

Структура диссертации. Структура и последовательность изложения материала обусловлены логикой, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического описания использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 215 страниц, в т.ч. список литературы из 450 наименований

Похожие диссертации на Софийные мотивы в восточно-христианской художественной культуре IV - начала XV веков