Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России Зайцева Татьяна Григорьевна

Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России
<
Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зайцева Татьяна Григорьевна. Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 Белгород, 2006 204 с. РГБ ОД, 61:06-9/613

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Адаптация в свете философско-культурологического исследования

1.1 Сущность и общекультурные аспекты адаптации мигрантов 12

1.2 Этапы миграции и адаптации в России на рубеже веков 42

Глава 2. Специфика социокультурной адаптации мигрантов

2.1 Толерантность как позитивная форма адаптации 86

2.2 Конфликтность как амбивалентная форма адаптации 129

2.3 Маргинальное как негативная форма адаптации 147

Заключение 168

Библиографический список 175

Приложение 199

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный мир по праву можно охарактеризовать как мир миграционный. Обострение межнациональных отношений, разрыв традиционных культурных, социальных, экономических и политических связей, общее снижение уровня жизни в бывших республиках СССР, спровоцировало массовые переселения людей, устремившихся главным образом в Россию. В конце XX - начале XXI в. миграционные потоки в нашей стране приобрели масштабный и многообразный характер. Миграционные процессы порождают многочисленные проблемы адаптации переселенцев к условиям инокультурной среды.

Адаптация, ставшая в последнее время объектом исследований многих гуманитарных дисциплин, до сих пор не находит целостного научного культурологического и философского обоснования применительно к специфическим условиям сегодняшней России. Эта острота ситуации и определила наш исследовательский интерес к затронутой проблематике. Сегодняшняя миграционная политика в России отличается фрагментарностью, отсутствием развитого менеджмента, слабостью инфоканалов, ресурсной необеспеченностью. В ряду наиболее значимых обстоятельств, обусловливающих такую ситуацию, выделяется недостаточная теоретическая обоснованность государственных мер по изучению этого вопроса. Именно необходимость оперативной актуализации аналитических поисков в быстро меняющихся условиях России последних лет побуждает нас обратиться к современным проблемам адаптации мигрантов.

Актуальность данного исследования объясняется необходимостью анализа социокультурной адаптации как особой подсистемы масштабного, занимающего десятилетия духовного выбора социального пути. Тенденции российских миграционных процессов современности указывают на необходимость перенесения акцента в государственном регулировании

4 адаптации с количественных параметров на качественные. К интересующим нас качественным параметрам, характеризующим состояние миграционной среды, относятся причины, мотивация и цели переселения, перспективы и результаты социальной адаптации. Это является ключевой детерминантой, дающей возможность обеспечить высокий уровень развития социокультурных позиций и определить перспективное будущее страны.

Российская реальность XXI в. обнажает и другие аспекты проблем адаптации. Перестройка экономики и смена социальных ориентиров, приобщение к западным формам и технологиям производства и западным культурным ценностям не могли не отразиться на менталитете населения. Общие тенденции ментального кризиса современности: миллионы людей оказались за границей, в условиях взаимодействия с очень изменчивой обстановкой жизни, на фоне утраты духовных и нравственных ориентиров. Сегодня Россия переживает, возможно, один из самых тяжелых духовных кризисов в своей истории, связанный, в том числе и с проблемами миграционной политики, и этническими «чистками» в бывшем едином территориально-идеологическом пространстве. Поэтому проблемы адаптации приобретают особое значение и должны стать предметом широкого философского и культурологического анализа.

Степень разработанности проблемы. Основные теоретические подходы изучения проблем социальной и экономической адаптации мигрантов поднимаются в произведениях исследователей как отечественной, так и зарубежной научной литературы, но к настоящему времени они не являются до конца разработанными.

К вопросам миграции и обустройству на новой территории обращались ученые в разные периоды. XIX в. связан с работами основоположников теории гражданского устройства - К.П. фон Кауфман (1867), С.Н. Южаков (1885), А.В. Дуров (1891). В начале XX в. переселение, колонизацию, и приживаемость мигрантов в имперской России исследуют: А.А. Кауфман (1905), А.Л. Трегубов (1906), П. Хворостинский (1907), А. Попов, Н. Шавров

5 (1911), Л. Сокольский (1912) и др. Разработкой данной проблемы занимались и зарубежные исследователи: Р.А. Пайерс (1867), Ч. Кули (1909), Р.Е. Парк (1928) и др.

С 60-х годов XX в. активизировался интерес к исследованиям проблем и различных аспектов адаптации в России. Можно указать на труды отечественных философов, социологов и культурологов по данной проблеме: А.И. Арнольдов, Л.А. Гордон, Т.Н. Заславская, В.Н. Кабузан, И.Б. Канатацкий, О.Д. Комарова, Н.М. Лебедева, Э.С. Маркарян, О.И. Пыжова, Б. Рыбаков и за рубежом: К. Оберг (1960), Д.Л. Энджел (1963), И. Кохен (1968), С. Нанда (1984), К.Р. Парке (1987), Д. Бери (1990), Ш. Эйзенштадт (1995) и др. Анализ трудов по межкультурной адаптации показал, что основы отечественной теории адаптации заложили: Л.Н. Гумилев, П.Н. Милюков, Г.Ф. Морозов, Л.Л. Рыбаковский, В.А. Ядов и др. Прежде всего, происходит философское осмысление и интерпретация как термина, так концентрация сути и содержания самого процесса адаптации: В.К. Егоров, В.П. Крутоус, В.Г. Крысько, Б. Рыбаков, К. Разлогов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова. Изменение социально-политической ситуации в нашей стране в последние десятилетия XX в., вызвало появление работ, посвященных адаптации к культурным ценностям и реалиям, к новым информационным технологиям и стандартам жизни: это исследования Г. Березовой, Н.П. Берлякова, П.С. Гуревича, В.А. Ионцева, Е.С. Красинца М.А. Клупта, Е.К. Кирилловой и др.

Социальные аспекты проблем миграций из малых городов России, масштабы и направления, рассматривают: Г.Ф. Габдрахманова, Ж.А. Зайончковская, Т. Рощина, Ю. Флоринская и др. Вопросы миграционной подвижности экономически активного населения российской провинции в связи с формированием новых жизненных позиций разрабатываются в трудах Е.М. Авраамовой, В.В. Гаврилюка, И. Збарской, А.А. Триноза и др.

Сторонники современных концепций миграционных проблем придают большое значение адаптационным механизмам и являются наиболее распространенными у российских ученых: К.А. Абульханова-Славская, Г.С.

Витковская, Л. Графова, Т.Д. Иванова, В. Иноземцев, В.Г. Крысько, Т.Г. Стефаненко, Е Филиппова и др. Новое поколение исследователей национальных проблем адаптации мигрантов представлено рядом авторов: А.Н. Аверин, Д.А. Гуков, И.А. Романов, А.В. Холод и др.

Предметом внимания ученых стали теоретические и практические вопросы, связанные как с определением понятия, так и структуры процесса культурологической адаптации, методов его исследования. Активно анализируются прикладные аспекты культурной адаптации личности.

Философские и культурологические исследования социокультурного пространства представлены трудами крупнейших ученых XX века: Н.А. Бердяева, В.К. Егорова, Ф.Ю. Зигеля, Э. Кассирера, А.Л. Крёбера, В.П. Крутоуса, И.О. Лосского, Ю.М. Лотмана, Ж. Мердока, А.С. Панарина, П.А. Сорокина, Ю.А. Шрейдера.

Толерантность как культурологический феномен адаптации исследуют: Дж.М. Бъюкенен, М. Вебер, П. Козловски, 3. Фрейд, Э. Фромм, Ю. Хабермас, Ф. Хайек; в российской науке: A.M. Байбаков, Г.С. Баранов, Н.А. Баранова, Г. Бондарева, В.П. Бранский, P.P. Валитова, Д.Ж. Валеева, Л.А. Громова, В.М. Золотухин, О.А. Лунина, Т.В. Носова, Д.С. Лебедев, И.В. Ключник и др. Проблема толерантности в отношениях между людьми уже издавна обсуждалась, хотя категориально до последнего времени не озвучивалась. Конфликтность как форму культурной адаптации исследуют: Ю.В. Арутюнян, Л.А. Гордон, В. Дятлов, Ю.Г. Запрудский, А.С. Юнусов. Конфликтная характеристика миграционных процессов большинством авторов рассматривается в парадигмах западной конфликтологической мысли, заложенных такими авторами, как Р. Брубейкер, Ч. Кули, К. Оберг, Г. Оллпорт, К.Паркс ,Л Пай, И. Стоунквист, из более ранних - Р. Парк. В фокусе исследования конфликтности, объектом внимания являются проблемы, связанные с социальными отношениями в условиях экономической дифференциации в работах Л.М. Дробижевой, Н.С. Данакина, Л.Я. Дятченко, В. Дятлова, Ю.Г. Запрудского, А.С. Кармина, Н. Козина, И.М.

7 Кузнецова. Маргинальность, обусловленную статусной неопределенностью и поиском социальных ролей, исследуют в своих работах А.А. Амирова, Р.К. Мертон, К.А.Феофанов, М.А. Шабанова, Т. Шибутани и др.

Анализ новейшего материала придает теоретическим схемам новизну и существенно корректирует их. Как пример можно привести исследования по проблемам беженцев в трудах Г.С. Витковской, по проблемам социальной адаптации вынужденных переселенцев работы В.Н. Амелина, В.В. Антипова, Д.А. Гукова, Е. Филипповой; по проблемам демографической ситуации труды Е.М. Андреева, А.Г. Вишневского, В. Волкова и др. Существенно дополнены исследователями проблемы миграции высококвалифицированных кадров, миграционной политики, психологической адаптации вынужденных мигрантов, авторами таких работ выступают М. Лянге, И.А. Малаха, А.В. Топилин, Н. Римашевская, Е.А. Клыгина и другие.

Проблемы адаптации как динамичного (изменяющегося) феномена современной культуры и постоянно изменяющейся формы требуют активного изучения, в том числе и с точки зрения философско-культурологического анализа.

Объект исследования - миграционные процессы в социокультурном пространстве современной России.

Предмет исследования - социокультурная адаптация мигрантов в современных Российских условиях.

Цель исследования - комплексный философский, культурологический и социокультурный анализ проблемы адаптации мигрантов в современных условиях Российской Федерации.

Реализация обозначенной цели обусловила постановку и решение конкретных задач:

представить концептуальный анализ адаптационных аспектов аккультурации мигрантов в новой социальной среде;

показать этапы и результативность адаптации мигрантов к изменившимся условиям жизни;

- проанализировать исторические и культурные предпосылки
современной российской миграции;

раскрыть феномен идентификации мигрантов как следствия и стимула адаптации в новой социально-экономической и культурной среде;

выявить специфику социокультурной адаптации мигрантов по векторам толерантности, конфликтности, маргинальности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философско-культурологические концепции о сущности, структуре адаптации как феномена культуры, оформленного в конкретно-исторические виды; фундаментальные теоретические обоснования исследований особенностей адаптационных механизмов аккультурации мигрантов, в условиях кардинальной смены социальных ориентиров. Теоретические положения о многообразии причин миграции стали источником классификационной схемы видов современной миграции.

Исследование диссертанта опиралось на положения ряда философских культурологических теорий, в которых делается попытка установить связь между макро- и микроуровнями социальной действительности, активности субъекта при обустройстве в инокультурной среде.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- представлена теоретическая модель адаптации, раскрывающей
феномен идентификации мигрантов в новой социально-экономической и
культурной среде;

- определены и проанализированы основные этапы и общекультурные
аспекты адаптации мигрантов;

- показаны процессы миграции и факторы, способствующие
стабильности и успешности социокультурной адаптации (материальное
благополучие, социально-экономический статус, перспективы
самореализации, верное выстраивание стратегии культурного
взаимодействия с принимающим населением); систематизированы виды

9 современной миграции по способам реализации и направлении передвижения;

- установлена результативность адаптационной динамики в зависимости от направленности интересов и мотивации позиций, реализация которых проявляется в различных формах: толерантность как соглашательство и примирение, конфликтность как борьба за статусные цели, маргинальность как одна из форм приспособления к новой среде в неблагополучных условиях.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Социокультурная адаптация является целостным динамичным процессом взаимодействия переселенцев с новой средой, в ходе которого происходит достижение целей, удовлетворение и развитие культурных и духовных потребностей, освоение нового «смысложизненного» пространства. Теоретическая модель изучения адаптационных процессов в постсоветском пространстве базируется на фундаментальном осмыслении основ адаптации и включает различные формы существования адаптации. Гарантом успешной адаптации выступает активная деятельность мигрантов, заполняющих ниши принимающего общества и образующих этнокультурные взаимодействия различного уровня, качества и интенсивности.

  2. Способность регулирования отношений с новым окружением выступает как показатель реакции ментальности субъекта на изменяющиеся условия, так и определенный способ аккумулирования культурных ценностей. Рациональная адаптация - это результат приживаемости, который складывается из диспозиционной готовности личности к позитивному взаимодействию, ценностной основой которого является практическое выражение межкультурной адаптации в различных формах.

3. Выделено несколько этапов, представляющих собой
последовательность стадий социокультурной адаптации: начальный:
усвоение действующих в новой социальной среде ценностей и норм,
овладение соответствующими формами деятельности; основной или

10 индивидуально-личностный; конечный, показывающий итоги адаптации (позитивные и негативные). Результатом позитивной адаптации является готовность мигрантов к межкультурному взаимодействию с различными структурами, понимание объективного характера российской поликультурности и отсутствие абсолютизации критерия негативных стереотипов как основополагающего в определении отношения к носителям инокультурной среды. К негативной, соответственно, -доминирование в личностной диспозиции эгоистических установок, неверие в возможность практической реализации модели социокультурного взаимодействия в условиях поликультурности, наличие устойчивых негативных установок.

4. Своеобразие вступления России в XXI век предопределило особую
роль и структуру трудовой миграции, связанной с трансформированием
механизма жизнедеятельности по культурологическим, профессиональным,
образовательным, духовным и другим аспектам. Векторные направления,
определяющие структуру миграции: иммиграция - эмиграция, внешняя -
внутренняя, первичная - вторичная, возвратная - безвозвратная, временная -
постоянная; организованная - неорганизованная, вынужденная -
добровольная, законная - незаконная, трудовая, научная, учебная.

5. Толерантность, конфликтность и маргинальность - это
своеобразные формы проявления состоятельности/несостоятельности
мигранта в процессе адаптации. Толерантные отношения способствуют
благоприятной и успешной адаптации переселенцев в новое общество.
Негативное отношение выражается в нерпиятии поликультурности как
мировоззренческой парадигмы и исторически сложившейся реальности,
сформированной под воздействием существующих стереотипов.
Неспособность влиться в новые условия действительности и
невозможность вернуться к прошлым, привычным - вовлекают
переселенцев в процессы маргинализации. Адаптация в виде
маргинализации является одной из форм приспособления к новой среде в

неблагополучных условиях, деятельность становится средством выживания, а не средством самореализации, трансформируя поведение и общественное сознание переселенцев.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования и проведенного анализа позволяют сформировать целостное представление о значении, расширяют представление о содержании, детерминантах и характере социального взаимодействия, создают предпосылки для оптимизации жизненных решений в условиях поликультурности.

Материалы исследования дают возможность использования полученных выводов при разработке учебных дисциплин для образовательных учреждений различного уровня по культурологии, философии культуры, этнологии и др., при написании учебных пособий, курсовых и дипломных работ. Теоретические материалы могут быть использованы преподавателями курсов повышения квалификации работников государственной службы и социальной сферы.

Выводы диссертационного исследования могут быть востребованы в ходе разработки, реализации миграционной политики' органов государственной и муниципальной власти, при выполнении программы «Улучшение качества жизни населения Белгородской области». Разработанные на основе диссертации рекомендации предоставят возможность грамотно информировать переселенцев о типичных проблемах адаптации в целях обеспечения эффективного ее регулирования.

Сущность и общекультурные аспекты адаптации мигрантов

Вся история общественной жизни - это история миграции и адаптации, так как социальная жизнь является процессом взаимодействия людей между собой. Миграция переселенцев связана с множеством культурных и социальных проблем адаптации, которые выявляются особенностями и различиями культур. Необходимость обустройства в инокультурной среде зависит от множества компонентов. Поиск оптимальных форм гармонического взаимодействия между народами и приживаемость в новом пространстве, являлась предметом интеллектуального дискурса на всем протяжении существования философской мысли.

Изучение и исследование процессов адаптации является насущной темой в связи с тем, что от степени адаптивности конкретно каждого переселенца и до последней стадии приживаемости в новую культурную среду зависит как климат общества в целом и жизнедеятельность всего сообщества, так и судьба каждого отдельного субъекта.

Исследование проблем цивилизованных отношений между народами с каждым годом становится все актуальнее, особенно, если учесть, что сам миграционный приток способен спровоцировать рост национализма, потребности в этническом самосознании и другие проблемные явления. Эти стороны миграции делают актуальными процессы адаптации нового населения и местного друг к другу - и тех, и других к изменившимся условиям. Естественно, что внутренняя миграция обладает большим адаптационным потенциалом, нежели миграция извне именно поэтому, для россиян в российских условиях, пусть даже и в новых, адаптация происходит мягче и результативнее как в общесоциальном, так и в индивидуально психологическом и духовном аспектах.

Понятие «адаптация» относится к группе общенаучных «концептов», которые действительны в различных отраслях знаний и используется в естественных и общественных науках. В литературе, исследующей проблемы адаптации, содержание этого термина в основном сводится к процессу приспособления.

В философии, социологии и психологии данное понятие используется при описании явлений, связанных с разнообразной деятельностью человека.

В XIX столетии в полной мере начинает использоваться понятие «культурная адаптация», хотя исследования взаимосвязи окружающей среды и жизнеобеспечения общества не проводились. Тогда ритуалы и символы объяснялись в качестве особых социальных образований, которые служили материально-культурным приспособлением человеческих обществ к природным условиям (см. А.В. Дуров (1891г.), Кауфман К.П. фон (1885г.), С.Н.Южаков (1885г.).

Интерес к проблеме межкультурной адаптации как таковой возник в мировой науке в начале XX века. Но, долгое время серьезные исследования проводились только этнологами при изучении аккультурации, которая рассматривалась как феномен группового уровня. Концепция адаптации как непосредственной связи культуры народа с внешней окружающей средой получила ведущее направление в 50-60 годы.

Прежде всего, происходит философское осмысление и интерпретация, как термина, так концентрация сути и содержания самого процесса адаптации (В.К. Егоров, В.П. Крутоус, В.Г. Крысько, Б. Рыбаков, К. Разлогов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова). И лишь позднее, с начала 90-х годов, более предпочитаемой и адекватной моделью изучения психологической адаптации мигрантов, по сравнению с господствовавшей в 70-80-х гг. моделью «культурного шока» (К. Оберг), считается так называемая (Дж. Берри) «стресс аккультурация».

В историческом плане исследования проблемы социальной адаптации можно выделить следующие направления. Первое - связано с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды. Содержание процесса адаптации описывается обобщенной формулой: конфликт - тревога - защитные реакции (К. Оберг, И. Кохен, К. Парке). Второе направление связано с гуманистической стороной общественного бытия. Цель адаптации рассматривается как достижение духовного здоровья и соответствия ценностей личности - ценностям социума (Г. Оллпорт, Дж. Энджел, Ш. Эйзенштадт). При этом предполагается развитие у индивида необходимых личностных качеств. С этой позиции процесс адаптации описывается формулой: конфликт - фрустрация - акты приспособления. Под фрустрацией здесь понимается неудача, разочарование, неосуществление какой-либо цели, значимой для человека. С точки зрения Я. Ким, при благоприятных условиях вхождения в новую культуру индивид проходит цикл «стресс - адаптация - личностный рост».

Определение понятия «адаптация» предлагается в одном из последних словарей антропологических терминов: «Адаптация — процесс взаимного приспособления между культурой и внешней средой, направленный на выживание и стабильность социальной системы. В узком биологическом смысле адаптация подразумевает, что организм претерпевает изменения в своей форме и в своем поведении, которые приводят к приобретению им качеств, дающих ему возможность выжить в определенных условиях. В контексте антропологии, адаптация означает, что культура является продуктом взаимодействия между внешней средой и стратегией жизнедеятельности, то есть, особой технологией освоения естественных ресурсов, экономикой и социальной структурой».

Наш анализ исходит из понимания адаптации как процесса установления способа взаимодействия между субъектом и окружающей средой, в результате которого происходит достижение определенной цели.

Прибывая в выбранный регион, мигранты неизбежно сталкиваются с целым комплексом проблем. В первую очередь - это социокультурные, наиболее трудноразрешаемые. Из всей совокупности таких проблем самыми важными (по значимости в жизни каждого человека) являются жилье, работа, сохранение социального статуса, поддержание привычного уровня жизни, учеба детей, духовная комфортность.

По существу здесь затрагиваются две основные сферы жизнедеятельности переселенцев: трудовая и социально-бытовая. Чем существеннее различия в условиях труда и жизни в местах выхода и вселения мигрантов, тем потенциально больше трудностей адаптационного порядка. Понятно, что положительные факторы адаптации помогают людям легче перенести приспособительный период. Тогда как отрицательные (трудности с приобретением жилья, не приносящая удовлетворение работа не по специальности, несвоевременная и низкая оплата труда и др.) усложняют адаптационные процессы и удлиняют период внедрения в новую среду, что указывает на степень их адаптивности.

Адаптивность каждой личности проявляется в способности к достижению состояния адаптированности. То есть, адаптированность предполагает состояние и уровень фактического приспособления мигранта, степень удовлетворенности своей жизнью в новой культурной среде.

Этапы миграции и адаптации в России на рубеже веков

Этапы адаптации выступают как социокультурный механизм в широком понимании, как целостный процесс взаимодействия культурных структур, норм, институтов и т.д., находящихся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Обоснование цели социокультурной адаптации основывается на диспозиционной готовности личности - к позитивному взаимодействию, рациональное включение в социосистему предполагает последовательность этапов адаптации.

Путь адаптации во временном исчислении - это ее этапы. В современной литературе по миграции эти этапы уже достаточно обговаривались.

1 этап - начальный, где адаптация предполагает усвоение действующих в новой социальной среде ценностей и норм, овладение . соответствующими формами деятельности. Это начальный этап, когда человек только начинает осваиваться (приезжает, осматривается, живет в состоянии эйфории по отношению к окружению и ожидания скорого благополучного решения своих проблем). На первом этапе у некоторых поселенцев происходит формирование защитных приспособительных & механизмов, снижение работоспособности, социальной и культурной активности. Иногда адаптация в этот период проходит в форме апатии или может сменяться агрессией. Отсутствует полноценное общение - другая культура, обычаи, традиции - переселенцы ищут свое место в жизни, иногда замыкаются в себе, на своих неразрешенных проблемах. Это реакция защиты и приспособления к новой окружающей действительности.

2 этап - основной или индивидуально-личностный. Происходит индивидуализация или преодоление противоречия между необходимостью «быть как все» и стремлением индивида к персонализации. В этот период намечается повышение социальной активности, принятие новой культуры, преодоление «культурного шока» (если это происходит), трудоустройство, приобретение жилья и т.п. Положительные результаты этого процесса приводят к закреплению адаптационных тенденций. Далее на этом этапе возрождается социальная активность привычная для личности, происходит понимание и принятие обычаев, традиций другой культуры, смена логики поведения при необходимости и сближение с новой культурой.

3 этап - результативный, показывающий итоги адаптации. Позитивный результат (с устройством, с жильем) - это положительный результат, когда адаптация получает новый стимул для развития и закрепления. Негативный -когда человек не может устроиться, обнаруживает: эйфория прошла, а реального результата не предвидится. Тогда наступает либо реадаптация или постепенная маргинализация, либо человек решает, что влиться в ситуацию, прижиться в эту жизнь не сможет и как финал - смена места жительства. На третьем этапе с положительным результатом можно считать, что адаптация состоялась. Мигранты перестают себя чувствовать мигрантами, идентифицируют себя с окружающей средой, по крайней мере, внешне и в основном, и уже не считают себя пришлыми. Если же адаптация не состоялась и речь идет о маргинализации представителей миграции (но человек при этом не меняет места жительства), то тогда можно сказать, что человек привыкает к своему новому социальному состоянию. Значит, адаптация произошла не в позитивно-социальной, а в деструктивной неплодотворной форме. Хотя человек остался в этой среде, он ее принял по-своему - отрицая общепризнанное и создавая свою собственную среду в новых условиях.

Все переселенцы проходит свои периоды адаптации. В каждой персональной жизни, каждый индивид этот путь проходит с неизбежностью. Поскольку речь идет о том, чтобы приспособиться к новым условиям, каждый переселенец, еще не ставший никем в этом обществе, вынужден определять приоритеты своей деятельности: что в первую очередь важно, что в первую очередь нужно достичь, на что обратить внимание, а что можно отложить на завтра. Экономическое обеспечение является основной задачей мигрантов. Если мигрант приехал не с капиталами, а является рядовым членом общества, то вынужден, прежде всего, искать соответствующую своему образованию и квалификации работу. Приоритетный вопрос для основного большинства мигрантов - это работа. Человек может найти работу, а может и не найти (по специальности). Значит, результат поисков работы скажется на результатах первичных этапов адаптации. Если у человека есть работа, он ею удовлетворен, и она способна обеспечить его и его семью, хотя бы в минимальной допустимой форме и он согласен с этим, тогда считается, что первый этап на пути адаптации положительный.

По данным В. Амелина, «постоянную работу имеют - 53% мигрантов. Временно занято -15%, подрабатывают от случая к случаю - 5%, не работает каждый четвертый мигрант. К группе безработных принадлежит каждый пятый мужчина и третья часть женщин. Самый высокий уровень безработицы отмечается в группе мигрантов с неполным средним образованием - 44%. Наибольшая занятость у лиц с высшим образованием -72%)).1 Как отмечает Г. Витковская, «численность зарегистрированных (получивших статус) вынужденных мигрантов в России отражает не столько реальные масштабы процесса, сколько ограничительную российскую политику приема, проявляющуюся в отсутствии необходимой государственной поддержки мигрантов».2

Толерантность как позитивная форма адаптации

Адаптация мигрантов в новой культурной среде, сложный процесс совмещения разных ценностей, приводит к альтернативным результатам: принятие новых условий или же противостояние им. Первое возможно, лишь при наличии склонности к терпимости и соглашательству, отказу от привычного, готовности к изменению и гибкости, в целом к толерантности. Второе - и источник, и результат конфликтности. В зависимости от этих результативных альтернатив адаптационные процессы проходят либо безболезненно, либо порождают дальнейшие формы противостояния в целом.

Многосложность общественной жизни, естественно, определяет и многоаспектность и многоуровневость проявления, а значит и изучения интересующего нас явления. Неудивительно, что относительно новое в истории социального знания понятие толерантности, уже вызвало к жизни огромное количество подходов. В данной работе категория толерантности рассматривается лишь в связи с проблемой адаптации к меняющейся среде и историческим реалиям. В соответствии с этой целью проанализированы подходы к проблеме и позиции отнюдь не всех авторов.

Вхождение в новую культурную среду, совмещение разных культур приводит к обогащению личности, развитию ее духовных и творческих способностей, расширению кругозора, способствует выработке толерантности. Именно толерантность как свойство личности проявлять готовность к согласию с обществом и другими его членами является очень действенным механизмом адаптации в сложных условиях социальной действительности.

Неслучайно в политике, культуре, образовании, даже в быту в последнее время популярно понятие толерантности: общество заинтересованно в формировании этого качества у своих членов как одного из условий дальнейшего стабильного движения. В этом и заключается актуальность проблемы толерантности.

Но, в еще большей степени она актуальна в отношении мигрантов: слишком значительными были за последние полтора десятилетия подвижки населения в стране, чтобы не сказаться на взаимоотношениях между коренными и новыми жителями любого региона, вовлеченного в этот процесс. Чем плотнее переселенческий массив в населенном пункте, тем заметнее различные формы противостояния: от скрытого или явного недоброжелательства, до откровенного противостояния. И это обстоятельство - одно из проявлений дестабилизации общества. Вот почему так важен консенсус между гражданами и их лояльное отношение к государству.

В Париже 16 ноября 1995 года, 185 государств - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции ЮНЕСКО (включая и Россию), приняли «Декларацию принципов толерантности». Определив толерантность как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».1 Миграционные процессы влияют на внутриполитическую ситуацию в стране и поэтому, становится актуальным вопросом реализация государственной целевой программы «Национальная стратегия содействию становления гражданского общества» и воспитание у россиян толерантности. Она позволит способствовать воспитанию граждан лояльных государству и своему персональному окружению.

Для мигрантов проблемы толерантности особенно актуальны потому, что изменения их жизни - процесс, вдвойне сложный как в социально-экономическом, так и в смысле приспособления к новой среде. Именно сейчас, проблема формирования терпимого отношения к людям иной национальной, конфессиональной, исторической и культурной принадлежности стала особенно актуальной. Существующие проблемы требуют своего изучения и рассмотрения причин, их порождающих. Их выделение и определяет структуру размышления.

В современной отечественной и зарубежной гуманитарной мысли нет единства в понимании толерантности в аспекте социокультурной адаптации. Понятие толерантности по-разному трактуется у разных авторов, до сих пор эта проблема находится на стадии теоретического определения. В «Советском энциклопедическом словаре» толерантность трактуется как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.2 Но, толерантность как мировоззренческая позиция несводима к психологическому состоянию терпимости, так как в основе благожелательного отношения к окружающим лежат признание и понимание многообразия мира, в том числе в общественной жизни. Вот почему академик В. Тишков, совершенно правильно определяет толерантность, как личностную или общественную характеристику, «которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу».1

Действительно, мигранту приходится сталкиваться с тем, что он со своим внутренним миром, со своими эталонами бытия попадает в новый мир, зачастую с иными ценностями, к которому он либо вынужден приспособиться, либо с готовностью их принимает. Толерантность как духовная установка имеет место только во втором случае. И только в этом случае адаптация проходит безболезненно и результативно.

А.В. Петровский понятие толерантности определяет, как «способность длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей».2 Это определение скорее психологического, чем социального уровня. Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть.3 В переводе с латинского толерантность (tolerantia) означает - терпение.

Толерантность можно объединить в системе таких понятий как «другие» среди «наших», когда под значением «наши» предполагается население страны, города, поселка. Тогда толерантность можно обозначить как национальное и государственное самосознание населения, которое в процессе социализации, необходимо воспитывать. Как правило, «чужих» (мигрантов), не воспитывают, а вынуждают к определенным действиям, демонстрирующим терпимость к новому окружению. В противном случае, пришельцы просто отторгаются как чужеродный компонент (маргиналы, изгои или диаспора).

Известное изречение А.де Токвиля о том, что между свободой и равенством народ всегда выбирает равенство, в полной мере относится к «загадочной русской душе»,1 поэтому «наши» (мигранты) в отечественной культуре должны быть «равными нам», такими же, как мы. В определенной ситуации, «чужой» оказывается не таким уж чужим, кроме того, иногда он бывает лучше «своего». А «свой» становится хуже «чужого», когда желает и пытается выделиться, чем-то отличиться, поэтому становится «предателем» по отношению к «своим» (переселенцам).

Ассоциация со словом «терпимость» предполагает, что толерантность может быть внешней, только демонстрируемой, и внутренней, в установке на определенные формы поведения, осознанная готовность к лояльности по отношению к иному, непривычному, чужому и т.п. Внешняя толерантность является тактическим средством, а внутренняя связана с личностной сущностью, с характером поведения человека. Рассматривая с другой стороны, категория «толерантность» будет связана с этнокультурной и конкретно-исторической спецификой. Проявляясь внешне как толерантное, поведение переселенца может быть связано с нерешительностью, безынициативностью, безразличием или даже пренебрежением к их социальному окружению. Проявление индивидуальности и активной жизненной позиции мигрантов способствует благоприятной адаптации в новое пространство.

Похожие диссертации на Социокультурный анализ адаптации мигрантов в современной России