Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае Доровская Валерия Валерьевна

Социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае
<
Социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае Социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае Социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае Социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае Социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае Социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае Социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае Социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае Социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Доровская Валерия Валерьевна. Социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Комсомольск-на-Амуре, 2006.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/10

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА 15

1.1. Роль православных традиций в процессе освоения Дальнего Востока (конец XIX - начало XX вв.) 15

1.2. Принципы и культурно-историческая динамика отношений государства и церкви в советский, постсоветский периоды 18

1.3. Проблемы национальной и культурной идентификации в аспекте деятельности религиозных конфессий на территории Хабаровского края 60

ГЛАВА 2. ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХРАМОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ 84

2.1. Процессы возрождения православной духовности и особенности строительства храмов в г. Хабаровске и поселках края 84

2.2. Особенности формирования православной культуры в г. Комсомольске-на-Амуре как новом городе 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 158

Введение к работе

Актуальность темы исследования объясняется сложностью социокультурной ситуации в России в целом и в Хабаровском крае, в частности. Начавшийся в 1990-е годы процесс перестройки привел к крушению коммунистической идеологии, экспансии ценностей западной культуры, которая обернулась падением нравственности и ростом бездуховности. Кроме того, проникновение в российскую культуру «новых религий» на волне демократизации общества создало явную угрозу распада мировоззренческих идеалов и ценностей российской культуры, в ряду которых находятся традиционные (религиозные) духовные ценности.

Российское государство и православная церковь имеют исторический опыт регулирования отношений с неправославными христианскими конфессиями и религиозными нехристианскими общинами, и это особенно актуально сегодня, поскольку вопрос о веротерпимости является наиболее дискутируемым и проблематичным в сегодняшнем постсоветским российском пространстве. В последние десятилетия принято говорить о религиозном возрождении в нашей стране. Такое утверждение опирается на видимое увеличение количества верующих людей, восстановление и строительство культовых сооружений, растущую роль религии и религиозных организаций в культурной и социальной жизни. Однако «религиозный ренессанс» не затрагивает более глубоких слоев сознания, охватывает преимущественно среднее и старшее поколения.

Превращение религии в значимый фактор жизни современного российского общества сопровождается складыванием в религиозной сфере новой системы противоречий, которые оказывают воздействие на всю систему национальной безопасности страны, прежде всего на такой ее вид, как духовная безопасность. Исходя из этого, предполагается, что критерии обеспечения безопасности в религиозной сфере, можно определить как критерии, заложен-

ные в статье 11 части 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения.

Несомненную актуальность представляет исследование проблемы цер-ковно-государственных отношений в культурно-исторической ретроспективе и современном обществе. Их анализ позволяет учесть прошлый опыт, способствует выработке приемлемой концепции взаимоотношений государства и церкви, православия и других религий и конфессий на современном этапе, выбору способов церковно-государственного взаимодействия.

Анализ социокультурной специфики современного храмового строительства в исторической перспективе позволяет сделать вывод о роли русских православных традиций, возрождении культуры храмового пространства, о церкви как духовном институте общества, служащим одним из механизмов национальной и культурной идентификации.

В диссертационном исследовании предпринята попытка целостного анализа храмового строительства в Хабаровском крае через призму социокультурных аспектов церковно-государственных отношений.

Степень научной разработанности проблемы

Для мыслителей России всегда были значимыми вопросы веры и религии и, в первую очередь, православия, являющегося структурным ядром русской культуры и менталитета русского человека. Проблемы культуры взаимоотношений церкви и государства, религии, социокультурной роли церкви привлекали внимание философов, чьи работы вошли в русское классическое наследие: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, B.C.

Соловьева, Е.Н. Трубецкого и др.; современных мыслителей: С.С. Аверинце-ва, А. Меня, И.Н. Яблокова и др.

В современной России в значительной мере активизировался научный интерес исследователей к проблемам религии, отношения к ней общества, процессу возрождения православных традиций. Проблемам церковно-государственных отношений в культурно-исторической ретроспективе и на современном этапе развития общества в настоящее время посвящено достаточное количество работ исследователей. Среди них следует отметить работы В.А. Алексеева, С.А. Гвоздева, В.А. Куроедова, С.С. Левошко, М.И. Одинцова, В.И. Куприяновой и др. Хронологические рамки исследований в работах определяются периодом заселения Дальнего Востока в конце XIX в. - началом XXI века.

Анализ культурно-исторической ситуации, сложившейся в Хабаровском крае с точки зрения отношений государственных структур и церкви, содержат работы Л.В. Драгуновой, СМ. Дударенок, В.И. Куприяновой, М.Б. Сердюк и др.

Процесс возрождения традиций православной культуры в России сопровождается процессом глобализации, несущим угрозу утраты национальной и духовной идентичности. Анализу этих процессов посвящены работы Ю.Ю. Булычева, А.Л. Казина, А.И. Кугая, А.П. Серова, Н.К. Симакова, А.Н. Швечи-кова и др. Среди них особо следует выделить работу А.И. Кугая «Православие и самоидентификация России в XXI в.», в которой рассматривается процесс утраты идентичности, поскольку в последние годы навязываются ценности, чуждые российской культуре, в том числе духовные. По мнению А.И. Кугая, суть духовного кризиса, охватившего современную Россию, состоит в утрате надындивидуальных ценностей.

Поликонфессиональность в современной России как неизбежное явление в любой цивилизованной стране рассматривают Я.И. Здоровец, А.А. Мухина, МЛ. Свищев, Н.А Трофимчук и др. В работах М.П. Свищева, Я.И.

Здоровца поликонфессиональность анализируется с точки зрения религиозной экспансии, которая отражает государственные интересы преимущественно западных стран и несет угрозу духовной и национальной безопасности России.

Исторический опыт православия в области архитектуры в значительной мере определяет смысловое и художественное содержание храмового зодчества на современном этапе. История формирования русской храмовой архитектуры связана с культурно-историческим развитием России. В анализе специфики современного храмового строительства работе учитывались труды таких авторов, как М.В. Алпатов, Г. Арнхейм, А.В. Бунин, В.Л. Глазычев, Н.Ф. Гуляницкий, А.Э. Гутнов, А.В. Иконников, Г.И. Искржицкии, Т.Л. Кильпе, Н.П. Крадин, А.А. Лазарев, А.Г. Лазарев, Ф.А. Новиков, В.И. Пилявский, П.А. Раппопорт, Т.Ф.Саваренская, И.С. Серов, А.А. Тиц., Ю.С. Ушаков, О.Х. Хал-пахчьян и др. Обращение к литературе, посвященной градостроительству и храмостроительству, обусловлено тем, что авторы проектов современных храмов независимо от времени и места их постройки используют традиционные приемы и следуют в своей работе православным канонам.

Осмыслению социокультурных особенностей храмового строительства в Хабаровском крае способствовали культурфилософские и культурологические работы таких авторов, как А.П. Забияко, Г.И. Беневич, Я.С. Лурье, М.Н. Шахнович, В.Л. Рабинович и др.

Однако, несмотря на значительный исследовательский интерес к обозначенной теме, все еще остаются малоизученными многие ее аспекты. Так, слабо выделяется в исследованиях, посвященных церковно-государственному взаимодействию, вопрос о культурных формах церковно-государственных отношений, о том, какие из них являются наиболее востребованными в современной социокультурной ситуации Хабаровского края.

До настоящего времени мало работ, раскрывающих специфику современного храмового строительства на территории Хабаровского края и даю-

щих анализ с точки зрения традиций православного храмостроения. Не достаточно исследованными остаются проблемы влияния поликонфессиональности российского общества на ситуацию в храмовом строительстве Хабаровского края.

Объект исследования: Религиозно-духовная культура Хабаровского края

Предмет исследования: Культурно-исторические условия и социокультурная специфика храмового строительства в Хабаровском крае.

Цель исследования: выявить специфику процессов духовного возрождения и их реализацию в храмовом строительстве Хабаровского края. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

выявить принципы и динамику взаимодействия русской православной церкви и государства на дореволюционном, советском и постсоветском этапах развития российского общества;

рассмотреть культурно-исторические и социокультурные условия религиозного возрождения в постсоветский период развития России;

дать анализ современной конфессиональной ситуации в Хабаровском крае с точки зрения проблемы национальной безопасности и культурной идентификации;

выявить специфику современного храмового строительства в г. Хабаровске и поселках края в аспекте возрождения православных традиций;

рассмотреть процесс формирования православной культуры в г. Комсомольске-на-Амуре;

выявить социокультурную специфику храмового строительства в г. Комсомольске-на-Амуре;

дать анализ неправославных культовых построек в г. Комсомольске-на-Амуре с точки зрения традиций и стиля.

Источники исследования

Источники, содержащие необходимую для исследования информацию, можно условно классифицировать по нескольким группам.

Первая группа источников представлена опубликованными официальными документами нормативного характера. Это законодательные и нормативные документы, регулирующие религиозную деятельность: Конституции Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Федеральный закон).

Кроме того, деятельность религиозных организаций регулируется соответствующими нормативными актами. В их числе указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; приказы Министерства юстиции Российской Федерации; нормативные акты субъектов Российской Федерации.

Среди норм Конституции Российской Федерации 1993 г., регулирующих правовое положение религиозных организаций Русской Православной Церкви, следует особо выделить п. 5 ст. 13,ст. 14;п.2ст. 19,ст.28,29,31 и др.

В статьях 13 и 14 Конституции Российская Федерация провозглашается светским государством, основными принципами которого являются отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом, а также запрет на создание и деятельность общественных объединений, преследующих цели, направленные на разжигание религиозной розни.

В настоящее время основным нормативным актом в сфере регламентации правового положения религиозных организаций Русской Православной Церкви является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», принятый Верховным Советом РСФСР 25 октября 1990 г.

В свою очередь, церковь как организация имеет свои регламентирующие ее деятельность документы: «Устав об управлении Русской Православ-

ной Церкви», принятый Поместным Собором в 1988 г.; Устав религиозной организации «Русская Православная Церковь», утвержденный Патриархом Московским и Всея Руси 24 февраля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными определением Священного Синода от 6 октября 1998 г.

Вторая группа представляет собой опубликованные архивные материалы и иллюстративный материал. В эту группу вошли материалы Государственного архива Хабаровского края, помещенные в сборнике документов «Религия и власть на Дальнем Востоке» (2001 г.). В сборник вошли раннее не опубликованные и малоизвестные документы по истории государственно-церковных отношений с 80-х годов XIX в. до начала XXI в. В нем содержатся документы Совета народных депутатов, данные статистических бюро о том, каких масштабов достигла антирелигиозная пропаганда в период с 30-х годов до начала 60-х годов XX в.

К теме исследования имеют отношение и материалы, вошедшие в сборник документов «Православные храмы Хабаровска - свидетели истории», который подготовил Государственный архив Хабаровского края. Значительная часть документов сборника содержит информацию об истории строительства православных храмов в г. Хабаровске. В 2005 году вышло иллюстрированное издание «Хабаровск православный», в котором наряду с уже восстановленными храмами представлены построенные и строящиеся православные храмы Хабаровска.

В третью группу выделены материалы периодической печати, которые отразили исторический алгоритм отношений церкви и государства. Газетные и журнальные статьи в таких изданиях, как «Тихоокеанская звезда» (Хабаровск), «Молодой дальневосточник» (Хабаровск), «Приамурские ведомости» (Хабаровск), «Дальэкспресс» (Комсомольск-на-Амуре), «Панорама» (Комсомольск-на-Амуре), «Вечерний Комсомольск» (Комсомольск-на-Амуре), «Советский художник» (Москва) позволяют проследить динамику изменения отношения государства к церкви и православной культуре.

Четвертую группу представляет собой проектная документация, разработанная архитекторами Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре и касающаяся проектирования современных церквей и храмовых комплексов.

Хронологические рамки исследования определяются концом XIX -началом XXI века. Активное освоение территорий современного Хабаровского края, начиная с XIX в., осуществлялось переселенцами в рамках закрепления традиционной православной культуры. Историческое укрепление православной религии и храмового строительства на Дальнем Востоке было достаточно сложным, имело большие культурно-исторические паузы, обусловленные сменой идеологии, политического режима, периоды возрождения православной веры и храмового строительства. Чтобы выявить динамику храмового строительства в Хабаровском крае, мы обращаемся к советскому периоду истории России и постсоветскому современному периоду.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Формирование методологической основы диссертационного исследования обусловлено целеполагающей установкой и определено интегративной природой культурологической области знания. В работе применены приемы сравнительно-исторического, историко-типологического, структурно-системного и семиотического методов. Сравнительно-сопоставительные и ис-торико-типологические процедуры в анализе фактов на достаточно протяженном отрезке исторического времени позволили выявить закономерности во взаимоотношениях государства, власти, общества и церкви как духовного института, а также те общие тенденции, которые определяют их специфику; выйти на характеристики религиозной картины мира и места в ней человека, систему ценностей и ритуальную практику в соотнесенности с неправославной церковью (культурой) и новыми конфессиями. Приемы структурно-системного метода позволили рассмотреть структуру церкви как относительно устойчивую совокупность отношений элементов. Структурный анализ предполагает выделение фрагментов (элементов храма как целого) и установ-

ления между ними соотнесенностей, взаимосвязей. Семиотический метод исследования исходит из представления о любом тексте как особой целостной системе упорядоченных и взаимозависимых знаков и символов, через которую происходит накопление, поддержание, организация и передача культурного опыта. Храм может быть рассмотрен как целостный текст, аккумулирующий и передающий особого рода информацию. Приемы семиотического метода дали возможность выявить знаковую природу храма и его структурных элементов, определить их семантику. Научная новизна исследования

  1. Рассмотрены предпосылки и условия возрождения православной культуры в России в целом и в Хабаровском крае, в частности.

  2. Определены особенности процесса перехода церковно-государственных отношений на современном этапе из сферы политики в сферу социокультурных отношений.

  3. Выполнен комплексный анализ храмового строительства в Хабаровском крае, позволивший выявить тенденции возрождения православных традиций и определить специфику процессов формирования православной культуры.

  4. Показано, что в современных условиях храм становится центром формирования православной культуры в таких ее формах, как просвещение, благотворительность, миссионерская деятельность и др.

Теоретическая и практическая значимость

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты анализа социокультурных условий храмового строительства в Хабаровском крае помогут существенно дополнить представление о процессах формирования православной духовной культуры в современной России. Материал, вводимый в научный оборот, может дать основания для дальнейшего исследования проблемы в Дальневосточном регионе.

Содержащийся в диссертации материал может быть использован в вузовских курсах теории и истории культуры, культурологии, специальных курсов по истории православной культуры и православной архитектуры Дальнего Востока.

Содержащаяся в работе оценка современной религиозной ситуации в Хабаровском крае может быть полезной для администраций края и входящих в его состав городов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Динамика государственно-церковных отношений определяется социально-политическими и культурно-историческими условиями России. В процессе освоения Дальнего Востока в конце XIX в. переселенцы несли на новые земли традиционную православную культуру. Отношения власти и церкви строились с учетом необходимости идентификации осваиваемых пространств с пространством православной культуры. В советский период государство пыталось подменить православную духовность, определяющую ядро русской культуры, коммунистической идеологией и новыми ценностями, ориентирующими человека на построение нового общества, в котором не может быть места религии.

  2. Религиозное возрождение в постсоветской России было обусловлено разрушением идеалов и системы ценностей советского периода. Возникла необходимость формирования новой системы ценностей, требующей определенных духовных ориентиров, в качестве которых могли выступить ценности православной культуры. В условиях духовно-нравственного кризиса была осознана потребность возвращения России к национальной самобытности. Религиозное возрождение было связано и с процессами культурной идентификации человека и общества.

3. Конфессиональная ситуация в Хабаровском крае как пограничной
территории в настоящее время является достаточно сложной. Усиливается
активность новых миссионерских движений. Сдерживающим началом их

экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России вообще и Хабаровского края, в частности, может стать возрожденная и укрепленная в русской культуре православная традиция.

  1. Возрождение православной культуры осуществляется на уровне традиционных форм религиозной деятельности: просвещения, благотворительности и миссионерской деятельности, патриотического воспитания в военных частях и пожертвований на строительство или благоустройство храмов со стороны российских граждан, разного рода организаций, предприятий. Храм в современной социокультурной ситуации становится структурным центром формирования православной культуры.

  2. Храмовое строительство в г. Хабаровске отражает процессы возрождения традиций религиозной культуры, храмового зодчества преимущественно Московской школы XVII в. Это проявляется в конструктивно-композиционном решении храмов, символике, представляющей его как образ мира, как место спасения.

  1. Город Комсомольске-на-Амуре задумывался как город социалистической формации, в котором не может быть места православным традициям. Современное храмовое строительство в нем свидетельствует о процессе формирования православной культуры, следовании ее архитектурной канонической традиции. Освящение новых храмов воспринимается как символическое освящение всего городского пространства.

  2. Наряду с активным строительством православных храмов в городах Хабаровского края растет количество неправославных культовых построек, отличающихся стилевой эклектикой. Так, в г. Комсомольске-на-Амуре культовое здание баптистов содержит канонические элементы православного храма; в архитектуре церкви христиан веры евангельской наблюдается смешение различных стилей: католической и мусульманской культовой архитектуры. При их строительстве авторы проектов руководствуются соображе-

ниями практичности, целесообразности и удобства проведения публичных выступлений проповедников.

Апробация диссертационного исследования. Положения диссертации, а также отдельные материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры, представлялись на региональных научно-практических конференциях «Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы» (КнАГТУ, 2004), «Научно-техническое творчество аспирантов и студентов» (КнАГТУ, 2005), «Дальний Восток: проблемы межкультурной коммуникации» (КнАГТУ, 2006). По теме диссертации опубликовано 5 статей общим объемом 2,3 п.л.

Структура работы определяется целью и задачами исследования.

Диссертация общим объемом 172 с. состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка источников и литературы, состоящего из 162тх наименований.

Роль православных традиций в процессе освоения Дальнего Востока (конец XIX - начало XX вв.)

Задачи государственной дальневосточной политики России во второй половине XIX - начале XX вв. отожествлялись, в огромной степени, с историческим предназначением России на Дальнем Востоке, т.е. с ее православно-христианской миссией.

Служители Православной Церкви шли рядом с первопроходцами, повсеместно участвуя в открытии и освоении Дальнего Востока.

По мере укрепления позиций России на Дальнем Востоке государство все больше внимания уделяло строительству церквей в этом регионе. В каждом новом поселении, будь то большой город, или маленький населенный пункт, обязательно строился храм или устанавливался крест. Новая территория, открытая ли морскими экспедициями, полученная ли на условиях концессии, в реальном пространстве присоединялась созданием поста или означивалась воздвижением креста и начертанием на нем данного месту имени.

В русской культуре относительно крестововоздвижения на вновь осваиваемом пространстве существует мнение: ритуал крестовоздвижения может интерпретироваться двояко. С одной стороны, крест - христианский символ, принятие которого означало вступление в сообщество церкви и распространение благодати на верующего. С другой стороны, крест указывает на освоенность территории. Крестовоздвижение на глубинном уровне народного сознания идентифицировало именно присвоение пространства, а не приобщение к лону Церкви. Таким образом, традиционная знаковая система - ритуал крестовоздвижения - помогала на первом этапе освоения «оформлять», «простраивать» неким образом пространство, противопоставлять его «неоформленному», т. е. неосвоенному пространству. Однако сакральность и сакрализация мирского пространства обеспечиваются наличием или, соответственно, установлением в нем «центра», который определяется как «освящение пространства» [155:36]. «Благодаря парадоксу ритуала любое освященное пространство совпадает с Центром Мира, точно так же, как и время какого бы то ни было ритуала совпадает с мифическим временем «начала». Таким образом, реальность и долговечность постройки обеспечивается не только через преобразование мирского пространства в пространство трансцендентное («центр»), но и через преобразование конкретного времени в мифическое», - пишет Элиде в своей работе «Космос и история» [155:40]. Представление о бесконечном священном пространстве связывается с определенными представлениями о Боге: «внешние места молитвы (иудейская синагога, исламская мечеть, христианская церковь) вновь обретают характер предметной святости, становятся видимым залогом присутствия Бога. Бог обозначается как пространство», - уверяет В.В. Винокуров [51:440].

Пространство в религиозном сознании имплицитно связано с понятием «священного», высшим проявлением которого в теистических религиозных системах является опытное «переживание» Бога. Религиозная культура и искусство, «видимо», «слышимо» и «осязаемо» воплощающие и символически фиксирующие концептуальный уровень в социо-культурном пространстве, выступают очень важной подсистемой религиозного сознания, определяя национальное, цивилизационное своеобразие мировосприятия, мироощущения, мировоззрения [51:442].

Религиозное сознание всегда осуществлялось в контексте «практики религиозных людей, символики культа, религиозного искусства, архитектуры, пространства и времени», писал И.Н. Яблоков [156:195].

Первая военная экспедиция во главе с генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьевым вышла к берегам Амура 5 июня 1854 года. Прежде всего Муравьеву бросился в глаза высокий правый берег реки, густо поросший вековым лесом. Именно на этом месте и было заложено первое поселение - Хабаровка. В поселении Хабаровка первый православный храм был сооружен солдатами 2-й роты 13-го батальона Восточно-Сибирского полка в 1858 году под руководством капитана Я.В. Дьяченко. Православные верующие не могли обходиться без церкви. Несмотря на трудности, первостроители будущего города срубили деревянную часовню в честь святой Марии Магдалины, но пользовались ею как Божьим храмом, где совершались все основные службы. Освятил часовню Амурский архиерей Иннокентий Вениаминов. Святая Мария Магдалина, вероятно, не случайно была избрана первостроителями. Ее отказ от мирских дел и полное духовное служение Господу были близки и понятны первым жителям нового города. Память равноапостольной Марии Магдалины Церковь празднует 3 августа. Возможно, в этот день и была заложена часовня или завершено ее строительство на окраине России. Место для часовни было выбрано на склоне горы, недалеко от солдатских казарм. Краеведы считают, что она стояла на территории бывшего городского Центрального парка культуры и отдыха [117:5].

Комитет по заселению Дальневосточных земель считал, что строительство церквей и новых приходов является первой заботой правительства для закрепления исконных начал русской государственности в этом регионе. В своей работе «Россия на Дальнем Востоке: новая градостроительная концепция и православные храмы в русском стиле (вторая половина XIX - первая треть XX вв.)» С.С. Левошко пишет: «Православный храм для религиозного сознания переселенцев, которые в большинстве своем были православными христианами, - это некий неизменный стержень освоения нового культурного пространства. Возведение храмов или крестовоздвижение помогало первопоселенцам осознавать свою христианскую принадлежность и создавать привычный культурный порядок на новом месте. Храм, выступая в своем известном символическом значении, не просто отмечает пространство в сознании людей. Он уже организует его по законом своей материнской культуры -древним традициям русского храмового зодчества, помогает осознать некую этнокультурную идентичность (наравне с присвоением новому пространству имен исторической Родины и понятий русской православной церкви и культуры), воссоздать привычный культурный порядок, воссоединиться с реальным образом обжитого мира - Россией. Целенаправленная политика государства в этом вопросе обозначала Русскую православную церковь как официальную. Таким образом, культовое строительство являлось неотъемлемой частью градостроительных преобразований на Дальнем Востоке» [101:14].

Нормативные акты различного уровня, начиная с указов императора, регламентировали учреждение новых епархий, определяли штаты священнослужителей, размеры денежного содержание. Такое внимание властей к церкви не было случайным, ведь Русская Православная Церковь до 1917 года выполняла сугубо государственные функции: поддержание существующих порядков, ведение метрических книг, обучение и воспитание подрастающего поколения.

Принципы и культурно-историческая динамика отношений государства и церкви в советский, постсоветский периоды

После революции 1917 года радикально изменились и государственно-церковные отношения. По мысли А.Н. Бердяева, изложенной в работе «Истоки и смысл русского коммунизма», советская власть была сакрализированна и видела в церкви опасного конкурента. Советская Россия классический пример радикального секуляризма, извращенного понимания сущности принципа отделения церкви от государства, которую стремились отделить церковь не только от государства, но и от общества. Однако поиск новых моделей цер-ковно-государственных отношений в России на пороге революции был обусловлен отступлением светской и духовной властей от сущности церковно-государственного взаимодействия и последовавшей общественной реакцией [40:231].

Церковь была отделена от государства и школа от церкви. Все конфессии уравнивались в правах. Русская Православная Церковь уже не считалась официальной, государственной и, соответственно, лишалась земли, имущества и былых привилегий. В двадцатые годы была проведена огромная работа по инвентаризации культового имущества, передаче его в бесплатное пользование верующим, заключению договоров с религиозными общинами. Но на местах нередко нарушались требования Декрета об отделении церкви от государства и циркуляров об условиях передачи обрядовых зданий и обрядового имущества группам верующих. Руководство уездов волисполкомами и сельсоветами в этой работе проявлялось слабо, несмотря на подробный инструктивный материал. Были случаи требования арендной платы за передаваемые обрядовые здания, в то время как они передавались группам верующих в бессрочное и бесплатное пользование. Почти повсеместно описи имущества, принимаемого от фактических его владельцев, составлялись без определения цены каждого предмета или с преуменьшенной расценкой. Так, в январе 1923 года была составлена опись недвижимого имущества и капиталов Градо-Хабаровского Успенского собора [20:122]. А в феврале 1930 года на заседании президиума Далькрайисполкома было принято решение о закрытии Успенского собора, затем о его разборке [20:190].Часто наблюдались случаи закрытия храмов, уже переданных по договорам группам верующих, без соблюдения установленного порядка. С отделением церкви от государства церковь потеряла все права, которыми она была наделена царским правительством. Поэтому передачей гражданской власти ведения записей гражданского состояния Советское правительство стремилось закрепить за государством те юридические права, которые возникали в результате брака, смерти, рождения.

Гражданам разъяснялись принципы свободы совести. Это стало одним из слагаемых нормализации государственно-церковных отношений. В середине 20-х годов XX в. руководство религиозных организаций пересмотрело свои позиции по отношению к Советской власти.

В апреле 1925 года было опубликовано «Завещание Патриарха Тихона», в котором глава Русской Православной Церкви призвал паству «быть искренними по отношению к Советской власти и работе СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против нее» [78:242]. На I Дальневосточном съезде духовенства и мирян, проходившем 31 мая 1925 года, была принята резолюция, в которой было выказано восхищение энергией, железной волей и достижениями власти в ликвидации хозяйственного и политического хаоса, который царил в стране. Делегаты съезда выказали уверенность в том, что «...непреклонная воля и мысль пролетарской власти в конечном результате ее работы приведет к миру и соглашению между народами Дальнего Востока» [20:153]. Были проведены всесоюзные и региональные съезды протестантских конфессий, на которых была выражена благодарность Советской власти «за дарованную свободу совести». Так, адвентисты седьмого дня Дальнего Востока на своем съезде официально заявили о том, что «признают Советскую власть как законную, и поэтому готовы отдавать ей часть подати и налоги, а так же нести службу как гражданскую, государственную, так и военную только в Красной Армии» [20:8]. По окружным административным отделам было разослано циркулярное письмо административного отдела Далькрайисполко-ма об отношении к сектантам, в котором категорически запрещалось чинить какие-то бы ни было препятствия в деятельности баптистов и вообще сектантов, а также отдельных их представителей, если они не выходят за пределы дозволенного законом и распоряжениями высших ведомственных органов. Власти на местах пытались контролировать деятельность конфессиональных сообществ. Для этой цели было рекомендовано административным отделам принудить религиозные объединения сектантов организовать всю массу верующих в «двадцатки» и «пятидесятки», и при каждом из них иметь специальное здание для молитвенных собраний.

Как видно из плана работы агитационно-пропагандистского отдела Приамурского губкома РКП(б) от 1923 года, в стране методически и организованно развертывалась антирелигиозная пропаганда, которая занимала особое место в работе партийных и комсомольских органов. Антирелигиозное просвещение вписывалось в систему деятельности по ликвидации безграмотности, работу клубов, изб-читален, сельскохозяйственных кружков, увязывалось с правовым, патриотическим и интернациональным воспитанием, с пропагандой научных знаний. При этом учитывались местные, языковые, социальные особенности аудитории [20:170].

Процессы возрождения православной духовности и особенности строительства храмов в г. Хабаровске и поселках края

Возведение любого здания, включая и церковные сооружения, начинается с проектирования. Именно архитектор создает запоминающийся, неповторимый образ храма, вкладывая в созидательный процесс свои знания, весь свой творческий потенциал, и опыт, накопленный поколениями зодчих.

В знакомстве русских зодчих с западноевропейскими строительными новшествами значительная роль принадлежала Приказу каменных дел. Этот, так называемый, архитектурно-сроительный центр руководил возведением оборонительных, светских и культовых построек, как в Москве, так и в провинции. Он вводил единую меру для кирпича, стандартные размеры белого камня и бревен, способствовал распространению общих строительных правил и норм. У приказных дьяков имелись книги и руководства по строительному делу: «Книга, в ней писаны образцы столбам в церкви или палате или у мостов каменных и поясы около столбов и около церкви, где доведется делать», «Книга, в ней писано, как учить делать каменного дела церквей или палат» [114:226].

Дальневосточные православные храмы строились по прототипам уже реализованных проектов и на основе образцовых проектов храмов в соответствии с Высочайшим указом, действовавшим до 1917 года. Большинство из них построено в русском стиле. Содержание «русского стиля» в течение XIX - начала XX в. менялось и обозначалось различными терминами: - «византийский», «русский», «неорусский» стили и их варианты. В культовом зодчестве ДВ проявлен весь диапазон вводимого в практику древнерусского наследия. Превалирует тип приходского храма, бытует и тип соборного храма с компактным объемом и пятью шатрами или пятиглавием.

В небольших селениях был распространен исключительно тип приходского храма. Среди них - деревянная одноглавая бесстолпная приходская церковь, состоящая из вытянутых в направлении с запада на восток частей: колокольня (четырех-восьмигранная, шатровая), трапезная, храм с прямоугольной или многогранной апсидой.

В 1899-1903 годы была разработана, рассмотрена и утверждена Управлением строительных и дорожных частей ДВ большая группа проектов церквей на основе Альбома типовых чертежей, утвержденного Священным Синодом. Все они запроектированы в дереве, изначально рассчитаны на обшивку сруба, как правило, на каменном основании, с довольно высокой четырехгранной скатной кровлей самого объема храма, восьми-, четырехгранными шатровыми колокольнями, завершающимися небольшими луковичными главками. По преимуществу, сооружения одноглавые (декоративные главы поставлены на сомкнутый свод) с лаконичным и выразительным декором. Их отличают развитые, довольно проработанные, декорированные в «крестьянском вкусе» крыльца и колокольни, украшающие здание церкви. В некоторых проектах деревянных церквей прослеживаются формы стилевой архитектуры. С.С. Левошко отмечает использование пилястр для всех сочленений стен и объемов, выделение цокольной части горизонтальной тягой, выделение декором фриза, специфический декор оснований куполов, наличников окон, фронтонов [101:7]. Гармоничность целого, выдержанный в едином стиле декоративный строй обработки главных членений, частей и элементов зданий, простота и в то же время художественная выразительность этих фасадов, использование приемов стилевой архитектуры, уже вошедших в народное зодчество, свидетельствуют о профессионализме авторов проектов, разработанных в русском стиле. Фольклорный вариант русского стиля, являясь самым демократичным архитектурным направлением, адекватно отражал духовный климат эпохи. Общая устремленность искусства к народу в «русском» стиле соединилась с ориентацией на поэтику, приемы и формы народного искусства и доступность массовому восприятию. В то же время народное зодчество ассимилировало приемы и формы стилевой архитектуры.

Традиционная для деревянного храма русской деревни композиционная схема: бревенчатые стены, щедрое украшение резьбой очертаний, основных форм и членений сооружения, кокошников, тимпанов, фронтонов, карнизов создает парадный, устремленный ввысь празднично-нарядный образ.

В храмовой архитектуре Дальнего Востока конца XIX - начала XX в. происходит переосмысление наследия деревянного народного зодчества. При этом если «традиционная городская архитектура», т.е. деревянная жилая застройка была очень распространенным явлением в городах Дальнего Востока, то деревянные храмы именно в городах сооружались редко. Деревянная церковь в городе (особенно современном), в сравнении с гражданской застройкой, являет чисто национальное архитектурное явление.

Все градостроительные начинания на Дальнем Востоке были предопределены новым направлением восточной политики России. Формирование нового культурного образа вновь присоединенных к Российской империи восточных территорий осуществлялось посредством определенной архитектурно-градостроительной концепции. На русском же, советском ДВ, храмов после революции 1917 года не только не строили, но и тотально разрушали. Со сменой политического строя новая власть начала уничтожать не только храмовые постройки, но и храмовых служителей, лучших представителей духовенства высокого духовного сана, приходских священников. Стремление искоренить Веру привело за годы советской власти к катастрофическому душевному и духовному ослаблению последующих поколений. Русская Православная Церковь давала первопоселенцам надежду и силы, вдохновляла на освоение новых земель, а возводимые храмы показывали, что земли эти отныне и навсегда находятся под защитой не только русских воинов, но и Русской Православной Церкви. К 1917 году в Хабаровске действовало три каменных храма. Иннокентьевская церковь, которая размещалась на склоне Военной горы, на берегу реки Чердымовка (сейчас Амурский бульвар), давала городу небесное покровительство святого Иннокентия Иркутского, защитника Сибири и Дальнего Востока; собор Успения Божией Матери, который был возведен на Средней горе, на «участке в квартале №5» по улице Муравьева-Амурского расстилал Покров Богородицы, а список Албазинскои иконы, находившийся в соборе, охранял восточные рубежи России от захватчиков так же, как Казанская икона Божией Матери охраняла западные. Третья, самая молодая церковь Хабаровска, строилась на Артиллерийской горе (Большинство историков и краеведов считают: церковь находилась на месте пересечения улиц Барановской и Корсаковской, ныне улиц Ленина и Волоча-евской) в честь покровителя Приамурских казачьих войск Алексия-Человека Божия [117:37]. Место под строительство храмов выбиралось на возвышенности в соответствии с традицией укреплений в русских городах.

Похожие диссертации на Социокультурные особенности храмового строительства в Хабаровском крае