Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Символический обмен как феномен современной массовой культуры Стародумов, Артур Анатольевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стародумов, Артур Анатольевич. Символический обмен как феномен современной массовой культуры : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Стародумов Артур Анатольевич; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2012.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-24/105

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Массовая культура как предмет гуманитарного знания 17

1.1. Исторические формы представлений о массовой культуре 17

1.2. Характеристики современной массовой культуры 49

Глава 2. Символическое потребление в системе массовой культуры 67

2.1. Потребление как культурно-антропологический феномен 67

2.2. Массовая культура как аспект общества потребления 87

Глава 3. Формы и функции символического обмена в современной массовой культуре . 112

3.1. Теории обмена М. Мосса и Ж. Бодрийяра 113

3.2. Современные формы символического обмена 130

Заключение 144

Список литературы 149

Введение к работе

Актуальность исследования. Сложившаяся во второй половине прошлого столетия цивилизационная модель, которая получила название «общества потребления» и легла в основу идеологий подавляющего большинства развитых стран, в значительной степени стала источником кризисных явлений, которые сопровождали первое десятилетие 21в. Наряду с кризисом экономическим, затронувшим в основном материальный аспект существования человека, отчетливо проявляется и кризис идеолого-мировоззренческий, связанный с модификацией культурных и коммуникационных координат социума.

Идеологическое воплощение «общества потребления», современная массовая культура, зиждется на тех же предпосылках, что и идеология «свободного рынка» (в том варианте, в котором ее представляли «новые правые» и неоконсерваторы в 1980-е гг.). В их числе свободная инициатива, «крит» отношение к устоявшимся канонам и клише, экономическая востребованность как сущностная характеристика того или иного объекта или аспекта бытия человека, их опосредованная (медиатизированная) узнаваемость. Однако, постоянно декларируемая защитниками массовой культуры (к ним, хотя и с некоторыми оговорками, можно отнести французских «Новых философов», североамериканский «неопрагматизм», и, особенно, адептов киберкультуры) свобода мироотношения и самовыражения отнюдь не означает полного отсутствия идеологии. Еще в 1930-е годы, когда впервые серьезно заявило о себе производство «культурных благ» в форме кино- и музыкальной индустрии, Б.Брехтом и В.Беньямином была предпринята попытка анализа имплицитных идеологем, на которых основывается и которые предлагает обществу массовое производство культурных благ.

Отношение к феномену массовой культуры и в рамках специализированных гуманитарных дисциплин, и в современном обществе амбивалентно. С одной стороны, массовая культура зачастую рассматривается как низшая форма или самый низкий уровень развития аутентичной, как правило, элитарной, «настоящей» культуры; утверждается ее неспособность произвести что-либо достойное внимания. В этом случае критике подвергаются явная примитивность и клишированность, а также коммерческая направленность «поп-индустрии»: эту позицию условно можно обозначить как «академическую», присущую разного рода аналитическим и критическим течениям в современных гуманитарных дисциплинах. С другой стороны, массовая культура может расцениваться как продукт спонтанного творчества масс, способ их самовыражения, а посему – как данность и единственно возможная форма культурного бытия в глобальной цивилизации. Это позиция, скорее, «профетическая», которую исповедуют и сами представители поп-культуры, как правило, негативно настроенные по отношению к академическому сообществу и всеми способами подчеркивающие свои «нонконформизм» и пренебрежение к традиционным, конвенциональным ценностям.

В своей основе данные мировоззренческие позиции во многом субъективны и зависят от условных исходных точек, выбираемых тем или иным исследователем или публичным персонажем для обоснования своего отношения к массовой культуре. Однако констатация амбивалентности отношения к массовой культуры отнюдь не означает противоречивости самого феномена и не отменяет необходимости поиска исследовательских методик, которые позволяли бы объективно изучать данный феномен. Универсальность массовой культуры, ее способность интегрировать символические формы, выработанные традиционными, национальными культурами, беспрепятственно обменивать их друг на друга, свидетельствует о необходимости изучения в первую очередь ее коммуникационных составляющих. Сотворение вторичной, символической реальности, метаморфозы и взаимозамены одних знаковых конструктов на другие, являются главным ресурсом жизнеспособности культурного производства, условием его медиатизации (опосредованности масс-медиа) поддерживая существование всей системы массовой культуры, с помощью продуцируемых ею мифов «паразитирующей» на человеческой экзистенции. Более того, специфической чертой эволюции массовой культуры на современном этапе можно считать ассимиляцию ею форм традиционной культуры не только на предметном уровне (материальные объекты, их атрибуты или символические заместители), но и – на более глубоком уровне – механизмов взаимодействия индивидов и культурных общностей друг с другом, одним из которых является символический обмен (термин Ж. Бодрийяра).

Проблема настоящего исследования заключается: в противоречии между методологической и гносеологической значимостью структурно-антропологического подхода к изучению коммуникационных процессов в современной массовой культуре и степенью его реализации в отечественной культурологии; в противоречии между значением, которое приобретают различные формы символического обмена как идеологемы общества потребления, и степенью их концептуализации в рамках культурологического знания.

Актуальностью данной проблемы определяется цель исследования – выявить специфику современной массовой культуры как системы производства, распространения и потребления культурно-символических объектов («культурных благ») и охарактеризовать функции и формы символического обмена как основы данной системы.

Целью исследования обусловлена постановка следующих задач:

1. Охарактеризовать эволюцию представлений о массовой культуре в связи с трансформацией методологии культурологического знания.

2. Выявить характерные особенности, присущие массовой культуре на современном этапе (конец XX – первое десятилетие XXI в.).

3. Проанализировать сущность потребления как культурно-антропологического феномена.

4. Раскрыть специфику коммуникационно-символических опосредований потребления на современном этапе развития массовой культуры.

5. Проанализировать концепции обмена, представленные в работах М. Мосса и Ж. Бодрийяра.

6. Охарактеризовать формы символического обмена, интегрированные современной массовой культурой.

Объектом настоящего исследования является современная массовая культура как аспект общества потребления, предметом – формы символического обмена, детерминирующие производство, тиражирование и потребление культурных благ в современном социуме.

Гипотеза исследования может быть сформулирована в следующих положениях:

1. На современном этапе развития общества потребления доминирующее значение приобретает его ментальная производная – медиатизированная массовая культура. Массовая культура на данный момент является не столько идеологическим воплощением общества потребления, копией товарного производства в сфере нематериального бытия человека, сколько его движущей силой, т.к. и материальные, и духовные потребности человека оказываются включенными в референциальную систему масс-медиа, «медиатизированы» символическим окружением.

2. Для понимания специфики функционирования современной массовой культуры особой эвристической ценностью обладает понятие символического обмена, подразумевающее способность человеческих индивидов и общностей продуцировать особое знаковое окружение – систему маркировок, наделяющих предметы или явления значимостью и престижем. В отличие от первобытных и доиндустриальных сообществ, в которых эта система является подвижной, а оценочные характеристики реципрокными (взаимообратимыми), массовая культура в нынешнем ее варианте основывается на статичных элементах символического обмена, жесткой системе бинарных оппозиций, детерминирующих мировоззрение и способы самовыражения современного человека.

Степень разработанности проблемы. Данное исследование носит междисциплинарный характер и включает подходы и концепции ряда гуманитарных дисциплин, прежде всего структурной антропологии, культурологии, философии масс-медиа, теории массовой коммуникации. Изучение массовой культуры как отдельное направление в гуманитарных дисциплинах появилось в конце 19 – начале 20 вв.; при этом первоначально исследования еще носили общий социолого-психологический (Г. Тард, Г. Лебон, У. Троттер, З. Фрейд, Э. Фромм – проблемы массового сознания и «психологии толпы») или обобщенно-философский (Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер – проблема подлинности человеческой экзистенции, А. Грамши – просветительская функция интеллигенции по отношению к пролетариату) характер.

Появление в Западной Европе работ, в которых анализируются те или иные аспекты массовой культуры (Б.Брехт, В. Беньямин, Т. Адорно), совпадает по времени с формированием концептуального аппарата культурной антропологии, предпринятого преимущественно исследователями первобытных нативных культур Америки (Ф. Боас, М. Мосс, А. Кребер, К. Клакхон, У. Сэпир, Л. Уайт, К. Леви-Строс). Основатель культурологии Л. Уайт в работе 1949 г. «Наука о культуре» отводит «символическому» главную роль в формировании человеческих культур любого ранга: от самых примитивных до современных. В результате в 1940-е гг. были предприняты попытки адаптировать разработанный исследовательский инструментарий к изучению современных, «цивилизованных» сообществ, первоначально преимущественно в рамках структуралистской парадигмы.

Первопроходцами применения культуролого-антропологического подхода для изучения общества потребления и массовой культуры являются канадский медиа-теоретик Г.М. Маклюэн и французский философ Р. Барт. Книгой 1951 г. «Механическая невеста» Маклюэн положил начало изучению предметов и явлений массовой культуры как артефактов, культурных феноменов, встроенных в сложную систему отношений между искусством и литературой с одной стороны и повседневной жизнью человека с другой. В последующих работах, «Галактика Гутенберга» (1962) и «Понимание медиа» (1964), этот исследователь формулирует свое учение об артефактах как «внешних расширениях» современного человека, не только формирующих каждодневное окружение, но и оказывающих влияние на характер его восприятия и мышления. Маклюэн с определенной долей оптимизма воспринимал наступающее господство электронных медиа, настаивая на тезисе о принципиальной новизне мироотношения «пост-письменной» культуры и рассматривая разделение культуры на элитарную и массовую как порождение отжившей свое культурной системы, ориентированной на печатный текст – «галактики Гутенберга»; поэтому его можно считать основоположником профетического отношения к массовой культуре. Р. Барт в сборнике эссе «Мифологии» (1957) анализирует повседневное окружение человека, предметы его обихода, используя метод бинарных оппозиций и показывая тем самым семиотическую «нагруженность» любых «незначительных» обиходных вещей. В этой же и последующих работах («Система моды», 1967) Барт излагает свою концепцию современных мифов как единиц смысла, продуцируемых массовой культурой и приводящих к формированию особой, вторичной реальности – ментального и смыслового мира современного индивида. Таким образом, Барта можно считать основоположником «академической», критической точки зрения на массовую культуру, рассматривающей ее в категориях неподлинности, фальсифицированности различными идеологическими конструкциями. В дальнейшем ряд положений семиотики массовой культуры разрабатывался У. Эко («Отсутствующая структура», 1968) и Ж. Бодрийяром («Система вещей», 1968, «Общество потребления», 1970).

С различных точек зрения формирование мира массовой культуры как компонента современного общества потребления, роль средств массовой информации в формировании социокультурных и материальных потребностей индивидов рассматриваются в работах Г. Маркузе, Х. Арендт, Р. Уильямса, Ф. Джемсона, Н. Лумана, Д. Фиске, Д. Хартли, Ж.-Ф. Лиотара, П. Вирильо, С. Зонтаг, Д. Ваттимо, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, Р. Хогарта, М. Эпштейна, Л. Мановича, Д. Харви, С Жижека и др. Современный немецкий философ и теоретик культуры П. Слотердайк в работе «Критика цинического разума» (1983) на основе анализа широкого спектра артефактов анализирует эволюцию общественного сознания в Германии 20-х годов 20 в., приведшую к зарождению массовой культуры в Европе и катастрофическим политическим последствиям. В отечественной культурологии специфика массовой культуры и «постмодернистской ментальности» рассматривается, в частности, в работах М.Н.Эпштейна, С.Н. Иконниковой, В.М. Диановой, Н.Н. Суворова, Е.Г.Соколова, О.Ю. Биричевской; в ряде публикаций А.С.Запесоцким, А.П.Марковым, К.В. Архангельской анализируется феномен потребления культурных благ и влияния на него средств массовой информации. Наиболее значимыми с методологической точки зрения для данного диссертационного исследования являются работы французского антрополога М.Мосса, в частности, «Дар. Форма и основания обмена в архаических обществах» и «Общая теория магии», в которых охарактеризованы основополагающие механизмы обмена в т.н. архаических культурах и проанализированы символические структуры, обусловливающие функционирование и поддержание этих механизмов.

Методологическая основа исследования. Методологической основой настоящего исследования является совокупность подходов к изучению феноменов массовой культуры, сформировавшихся в гуманитарных науках к настоящему моменту, таких как метод структурного анализа текста, метод бинарных оппозиций, критический анализ первоисточников. В качестве базовых определений в работе используются следующие: обмен – интерактивное взаимодействие между двумя сторонами, каждая из которых в результате оказывается приобретателем символической или материальной ценности; символический обмен – интерактивное взаимодействие индивидов или общностей на основе принципа реципрокности («отдать больше, чем получил») (термин М. Мосса); символический обмен регулируется представлениями сторон о престиже, чести или долге; материальный обмен – интерактивное взаимодействие индивидов или общностей на основе принципа эквивалентности («отдать равное по ценности») и договорных отношений (контракта); материальный обмен в классическом его варианте предполагает наличие универсального эталона (например, денег), согласно которому может быть определена действительная ценность объектов обмена.

Организация и методика исследования. Подготовка диссертационного исследования проходила в два этапа. На первом этапе (2007–2008 гг.) в соответствии с поставленной целью и задачами работы была сформирована гипотеза, уточнена методология исследования; осуществлен критический отбор теоретического материала; проведен анализ степени изученности проблемы на основе отечественных и зарубежных источников. На втором этапе (2008–2011 гг.) был подготовлен текст диссертации, ее основные положения диссертации апробированы в серии публикаций и ряде учебных курсов, оценена степень решености поставленной проблемы и соответствие гипотезы полученным в ходе исследования результатам.

На защиту выносятся:

1. Типология и периодизация исторически сложившихся концепций массовой культуры. В развитии и становлении современных культурологических воззрений на массовую культуру выделены следующие 4 периода: 1) до-рефлексивный период (1830–1890-е гг.), совпадающий с установлением традиционных капиталистических отношений в большинстве европейских стран и Северной Америке, и характеризующийся осознанием ключевой роли масс в общественных и экономических процессах («классический марксизм»); 2) период элитаристских представлений о массовой культуре (1890 – 1930-е гг.), в рамках которого происходит признание факта существования «культуры масс» и открытие феномена повседневного существования человека, однако осмысливаются они лишь как низшие формы «настоящей», элитарной культуры и / или «подлинного» бытия; 3) период «культурологической революции» (1940 – 1960-е), в течение которого происходит расширение значения самого термина «культура», покрывающего теперь всю область духовного бытия человека, и – параллельно – апробация антропологических, семиотических и лингвистических методов для исследования самого широко набора фактов повседневной культуры; 4) рефлексивно-критический период (1970 – 2000-е) – становление и господство постструктуралистской парадигмы в гуманитарных дисциплинах, сопровождающееся установлением критического отношения к культурно-антропологическому инструментарию и расщеплением традиционных, «больших» объектов (в частности, «массовой культуры») на фрагментарные предметные поля, не связанные напрямую друг с другом.

2. Характеристика современного периода развития массовой культуры (начало 21 в.). Определены следующие фундаментальные черты, отличающие ее от массовой культуры на более ранних этапах становления: 1) тотальная опосредованность культурных феноменов механизмами симулятивной символической коммуникации – рекламой, пропагандой и массовой информацией («новостями»), ставшая реальностью благодаря компьютерным сетям; 2) идеологический инфантилизм («безыдеологичность») и агрессивность, выражающиеся в непрестанных декларациях «свободы самовыражения» и маргинализации действительных национальных, социальных, культурных и языковых различий; 3) интеграция массовой культурой элитарной, «высокой» культуры и установление формальных, количественных отличий между «элитарным» и «массовым»; 4) преобразование потребления культурных благ в основной механизм материального потребления, каковое теперь обусловлено наличием привлекательного образа объекта, «имиджа», и соответствующего окружения, «дизайна».

3. Сущность потребления как культурно-антропологического феномена. Характеристика потребления в обыденном, равно как и сциентистски-ориентированном, критическом сознании осуществляется на основании культурно- и идеологически-детерминированных категорий «достаточного» и «избыточного». Идея «естественных потребностей» человека, потребления как «стремления к достатку», характерная для классического капитализма и взаимосвязанной с ним протестантской морали и выраженная в иерархии потребностей А. Маслоу (1943), во второй половине 20 в. практически полностью вытесняется исторически более ранним представлением о потреблении как «обладании в избытке» (Г. Башляр, Ж. Батай, Ж. Бодрийяр), тем самым свидетельствуя о глубинной трансформации оснований современной культуры, возрождении архаических форм взаимодействия субъектов культуры.

4. Специфика коммуникационно-символических опосредований потребления на современном этапе развития массовой культуры. Ключевой для идеологии избыточного потребления, доминирующей в современном социуме, является представление о престижности избыточного потребления, маркирующая социальное поле в соответствии с представлениями индивида или группы и становящаяся движущей такого фундаментального фактора постиндустриального общества как мода. Функциональным измерением моды является идея т.н. «отсроченного обладания» – стимулирования индивида к приобретению материальных или культурных благ через серийное воспроизводство копий или моделей недостижимого объекта желания.

5. Трактовка концепций обмена у М. Мосса и Ж. Бодрийяра. Согласно М. Моссу, объектами обмена в архаических культурах выступают не столько предметы, репрезентирующие собственность или ценность, но «ритуалы вежливости», в которых экономическая выгода составляет лишь один, и не самый существенный, элемент. Элементы обмена объединены в систему «тотальных одалживаний», к которым относят:

1) Ритуалы тотального одалживания – сущность тотального одалживания состоит в том, что реальными субъектами обмена являются кланы, а не индивиды, причем дары никогда не становятся собственностью индивидов, являясь в буквальном смысле «недвижимым имуществом» клана.

2) Потлач – это обмен подарками, демонстрирующими превосходство, между представителями соперничающих племен; наиболее существенный его признак – это агонистика, иногда приобретающая отчетливые деструктивные черты (уничтожение даров, ритуальные убийства и т.п.).

3) Рудиментарные ритуалы одалживания – общей чертой этих ритуалов является вручение патрону в качестве символа признания своей обязанности предмета, лишенного материальной ценности, но являющегося свидетельством определенных, взятых на себя индивидом обязательств. Рудиментарные ритуалы одалживания являются переходной формой к т.н. «индивидуальному контракту», лежащему в основе материального обмена по принципу эквивалентности.

Ж. Бодрийяр в работах «К критике политической экономии знака» (1972) и «Символический обмен и смерть» (1976) вводит понятие символического обмена как подлинного социального акта, осуществляющегося в ситуации дара или жертвы (символический обмен предполагает возможность бесконечного взаимообращения социальных ролей вовлеченных в него индивидов), и противопоставляя его обмену на основе кода (примером такового является экономический обмен), базовой чертой которого является необратимость ролей, доминирование одного социального субъекта над другим.

6. Характеристика форм символического обмена в современной массовой культуре. Базовыми формами символического обмена в современной массовой культуре являются:

1) Принудительное одаривание – навязывание индивиду избыточных объектов потребления, как правило, символических, «в дополнение» к основным, как знак его интегрирования в определенную «общность» (например, в виде различных бонусов, скидок, подарков, прямого общения с поп-кумиром). Принудительное одаривание является структурным аналогом рудиментарных ритуалов обмена.

2) Виктимизированное приобретение – риторическое возведение траты средств и времени индивида на приобретение того или иного блага в ранг «жертвования». В этом случае индивид через приобретение становится «участником» решения определенной общественной проблемы, которую «социально-ответственная» организация декларирует как разрешимую совместными с аудиторией действиями. Виктимизированное приобретение является структурным аналогом потлача в архаических культурах.

3) Интерактивное удовлетворение потребностей – инверсия отношения «производство – потребление», когда потребители оказываются не конечной целью, но только звеном, элементом производственного процесса («пользовательски-ориентированный дизайн», интерактивные сериалы и реалити-шоу, books on demand и пр.). Интерактивное удовлетворение потребностей является структурным аналогом ритуалов тотального одалживания в архаических культурах. На субъектом уровне оно может быть охарактеризовано как взаимодействие двух общностей, вступающих в контакт, и в режиме реального времени (интерактивно) отвечающих на действия друг друга. На объектом уровне предметом обмена выступают интерактивные сервисы, возможности индивидов коммуницировать друг с другом и с теми, кто составляет их «круги общения».

Научная новизна исследования заключается в систематизации и периодизации подходов к изучению массовой культуры, сложившихся на данный момент в рамках философско-культурологических дисциплин, апробации структурно-антропологической методологии для анализа феномена потребления, выявлении форм символического обмена, являющихся имлицитными идеологемами «общества потребления», демонстрации специфики современной фазы развития массовой культуры. Особенное внимание уделено анализу тех продуктов массовой культуры, которые получили свое развитие в последнее десятилетие и распространяются преимущественно через интерактивные электронные медиа.

Новые научные результаты исследования, достигнутые в ходе выполнения диссертационного исследования:

1) обоснование алгоритма эволюции представлений о массовой культуре в связи с трансформацией методологии культурологического знания;

2) характеристика коммуникационно-символических опосредований потребления на современном этапе развития массовой культуры, включающая анализ представлений о демонстративной трате, престижности избыточного потребления и «отсроченном обладании»;

3) адаптация структурно-антропологического подхода, разработанного М. Моссом в ходе изучения культуры племенных сообществ, для выявления и описания форм и функций символического обмена в медиатизированной массовой культуре.

Кроме того, переведены и проанализированы тексты ряда западноевропейских и американских гуманитариев (М. Мосса, Д. Фиске и Д. Хартли, Р. Уильямса, Р. Хогарта), которые до настоящего момента были практически неизвестны русскоязычной аудитории.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Основные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей теоретической разработки культурологических, философских и социологических проблем, связанных с пониманием функционирования современной системы массовой культуры. Хронологизация представлений о массовой культуре, характеристика ее современного состояния могут быть включены в учебные курсы и образовательные программы по семиотике и культурной антропологии, теории массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью. Ряд теоретических установок исследования может стать методологической основой для эмпирических, культурно-антропологических и социологических исследований массовой культуры. Кроме того, концепция символического потребления и символического обмена в современной культуре, представленная в диссертационном исследовании, нуждается как в последующей детализации с учетом современной рекламной, коммуникационной и дизайнерской практики, так и в адаптации к решению прикладных исследовательских задач по изучению ментальных структур современного общества.

Апробация исследования и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям: публикация статей в научных изданиях (в общей сложности было опубликовано 7 статей объемом 3,79 п.л.); выступления на научных и научно-практических конференциях («III Межрегиональной молодежной научно-практической конференции», г. Киров, 2008; «Дистанционное обучение в высшем профессиональном обучении: опыт, проблемы и перспективы развития», СПб, 2009; «Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития», СПб, 2009; «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук», СПб, 2009); разработка и чтение лекционных курсов по дисциплинам «Основы рекламы», «Теория и практика связей с общественностью», «Теория и практика массовой информации» и «Имиджелогия» (в Кировском филиале Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, с 2005 г.).

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе, «Массовая культура как предмет гуманитарного знания», анализируются основные концепции и подходы к изучению массовой культуры; вторая глава, «Символическое потребление в системе массовой культуры», посвящена выявлению социокультурных детерминант идеологии общества потребления; в третьей главе, «Формы и функции символического обмена в современной массовой культуре», охарактеризованы основные формы символического обмена, представленные в современной массовой культуре и выступающие в качестве базовых идеологем общества потребления. Библиографический список включает 122 источника на русском и иностранных языках.

Исторические формы представлений о массовой культуре

Понятие культуры далеко не однозначно. Это понятие может трактоваться различно и подразумевать совершенно разные вещи в зависимости от целей, задач и контекста определения. Словарь русского языка СИ. Ожегова дает такое определение: «Культура. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 2. Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного. 3. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение»1. В свою очередь, философский энциклопедический словарь так трактует это слово: «Культура (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов»2. Определяя понятие культура, как мы видим, подразумеваются две основное сферы - сфера земледелия (природная составляющая) и сфера уровня развития человека (духовная составляющая).

Эта двойственность связана и с историей самого понятия «культура», и со спецификой его появления и употребления в русском языке.

Согласно этимологическому словарю Д. Харпера, первое употребление слова «культура» в Новое Время датируется 1440 г. (культура в смысле ухода за землей), а в 1510 г. оно впервые используется как синоним просвещенности («культивирование знаний»). И только начиная примерно с 1805 г. отмечается все усиливающееся в дальнейшем использование этого слова для обозначения совокупности интеллектуальных достижений человечества или духовной компоненты цивилизации . Немецкий философ Г. Риккерт в своей работе «Науки о природе и науки о культуре» (1910) разводит понятия природы и культуры, отсекая, таким образом, изначальный смысл термина как «возделывания произрастающего из земли». Под природой он понимает «все, что свободно произрастает из земли», а под культурой - все «что непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности»4.

В русский язык слово «культура» вошло довольно поздно - оно стало известно, как отмечает П.Я. Черных, лишь с середины 30-х годов XIX века: наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Рено-фанцем в 1837 г. «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Данный словарь выделял два значения: во-первых, «хлебопашество, земледелие», во-вторых, «образованность»5. Как отмечает современный исследователь Л.А. Сугай, за год до выхода в свет словаря Ренофанца, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию «культура», но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование - сочинение академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Д. М. Велланского «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира» (СПб.: Гуттен берговская тип., 1856. 502 с). По-видимому, именно с данного труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина «культура», но и становлению собственно культуро-лого-философских идей в России. Велланский писал буквально следующее:

«Природа, возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением [т.е. с осознанием - прим. авт.], произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования». Итог, к которому приходит Велланский, таков: «Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений»6.

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ. Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемый духовный потенциал человека и, во-вторых, осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к ми Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура - это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Однако, возможно, это только первый шаг к правильному пониманию и определению культуры. Как реализуется универсальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению? Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, Оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что открываем в мире и в самих себе. Смысл надо отличать от значения, то есть предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным.

В данной работе понятие культуры будет рассматриваться с точки зрения цивилизационной и мировоззренческой. Таким образом, культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Она включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей)7.

Культура элитарная и массовая. Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: многообразие культур в масштабах человечества, с акцентом на социо-культурных суперсистемах, и внутреннее многообразие культуры отдельного общества, города, когда акцент делается на субкультурах. В рамках же отдельного общества (равно как и в отношении субъекта творчества - восприятия) можно выделить:

- высокую (элитарную) культуру;

- народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов.

- массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

Потребление как культурно-антропологический феномен

В современных гуманитарных науках, исследующих феномен массовой культуры, переосмысливаются роль и значение потребительной стоимости и полезности, времени и пространства как культурных форм и, в то же время, как факторов производства. Деятельность, объединяющая в себе черты как производства, так и потребления и создающая вещные и нематериальные блага лишь в той мере, в какой они обеспечивают самосовершенствование личности, не создает, с точки зрения постмодернистской парадигмы, продукты как такие потребительные стоимости, другой стороной которых неизбежно выступает меновая стоимость. С переходом к эпохе постмодернити подлинное содержание полезности заключается не столько в универсальной потребительной стоимости продукта, сколько в его высокоиндивидуализированной знаковой ценности.

Исследуя экономические процессы с точки зрения их субъекта, постмодернисты (в частности, Ж. Бодрийяр) обнаружили феномен симулированных потребностей, разграничили понятия потребностей и предпочтений. Первые означают потребности, уже прошедшие социализацию; они заставляют рассматривать потребительское поведение как общественное явление; вторые основаны на субъективных устремлениях личности к самовыражению в потреблении. Называя инициированные подобным образом сущности символическими ценностями, постмодернисты отмечают их относительную несравнимость друг с другом, невозможность исчисления стоимости подобных объектов в количественно измеримых единицах цены или общей полезности.

Будучи изначально ориентированной не только и не столько на исследование объективных характеристик современного общества, сколько на изучение места и роли человека в нем, а также изменений отношения личности к институтам и формам этого общества, теория постмодернизма (особенно в своем «постмарксистском» варианте - использующем теримнологию социальной теории К Маркса, но центрирующемся не на категории прибавочной стоимости, но символической ценности - например, у Ж. Бодрийяра и Ф. Джемсона) глубже, чем иные направления социологии, проникла в суть явлений, происходящих на социопсихологическом уровне. Она ближе всего подошла к проблеме обусловленности современного производства и современной социальной структуры не столько объективными факторами и конкретными действиями человека, сколько субъективными обстоятельствами и системой мотивов и стимулов, определяющих его действия. При этом базовыми стимулами, определяющими человеческое поведение, со времен работ А. Маслоу (1943), считаются человеческие потребности; однако, их трактовка, равно как и интерпретация самого феномена потребления как сущностного аспекта социального поведения человека, сильно разнятся.

Характеристика потребления в обыденном, равно как и сциентистски-ориентированном, критическом сознании осуществляется на основании культурно- и идеологически-детерминированных категорий «достаточного» и «избыточного». В до индустриальную эпоху, особенно в Средние Века, изобилие материальных благ являлись одним из воплощений щедрости Бога; потребности человека, таким образом, должны были сообразовываться с наличным количеством потребляемых ресурсов. Как писал в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» немецкий социолог М. Вебер , «едва ли требует доказательства то утверждение, что концепция наживы как самоцели, как «призвания», противоречит нравственным воззрениям целых эпох. Перенесенное в каноническое право положение «Deo placere vix potest» (Едва ли будет угодно Богу), относившееся к деятельности торговца,., и определение наживы у Фомы Аквинского как turpitudo (позор [лат.]) (сюда включалось и связанное с предпринимательством, то есть этически дозволенное, получение прибыли)» очень ясно отражают средневековые умонастроения относительно деятельности тех, кто предоставлял материальные средства удовлетворения потребностей, отвлекая тем самым христианские души от следования главной своей задачи - ведения благочестивой жизни и подготовке к лицезрению Христа в мире горнем.

Всякая техническая новинка, которая в той или иной степени облегчала человеческий труд, закономерно рассматривалась как попытка обмануть Провидение; избыток благ или товаров, вне зависимости от того, был ли он следствием усердного труда или благоприятного стечения обстоятельств, подлежал раздаче бедным - существовали специальные «обеты благотворительности», обязывавшие высшие сословия заботиться о наиболее обездоленных. Как замечает современный французский историк-медиевист Ж. Ле Гофф, «совокупность технических недостатков, трудностей, узких мест - вот что прежде всего держало Запад в примитивном состоянии. Совершенно очевидно, что в широком плане ответственность за эту бедность и технический застой нужно возложить на социальные структуры и ментальные установки»88. Несмотря на обилие технических приспособлений, доставшихся в наследство от Античности или заимствованных с арабского Востока, крайне ничтожное их число получало распространение в повседневном быту. «Не существует, вне всяких сомнений, иной сферы средневековой жизни, нежели техническая, в которой с такой антипрогрессивной силой действовала бы другая черта ментальности: отвращение к «новшествам». Здесь еще в большей мере, чем в прочих, нововведение представлялось чудовищным грехом. Оно подвергало опасности экономическое, социальное и духовное равновесие... В течение долгого времени на средневековом Западе не было написано ни одного трактата по технике; эти вещи казались недостойными пера, или же они раскрывали некий секрет, который не следовало бы передавать» . Установка на бренность дольнего мира, несущественность материальных благ способствовала тому, что количество наличных денег, на которые можно было приобрести эти самые блага и предметы роскоши, было крайне незначительным. При этом для христиан считалось предосудительным накапливать деньги и ссужать их под процент другим христианам - поэтому денежное хозяйство оказалось в руках ростовщиков-евреев, т.к. сфера денежного оборота являлась едва ли не единственным для них способом добывать средства к существованию: они, будучи исключенными из жизни христианской общины, стали заниматься тем, чем заниматься для настоящих христиан было греховно .

С зарождением и становлением буржуазного общества картина меняется: в 16 - 17 вв., в особенности в тех странах Европы, в которых доминировали протестантские конфессии, за субъектом экономической деятельности признается право производить столько материальных благ, сколько он способен произвести (доктрина «прощения через труд»). Ограничения из сферы производства переходят в сферу потребления - предосудительно теперь не много производить, но много тратить, и наиболее явно идеологию труда ради избыточного накопления демонстрирует кальвинизм - одно из направлений внутри протестантизма, названное по имени своего основателя Ж. Кальвина (16 в.).

Основой доктрины Кальвина является учение о предопределении, который в своей работе «О граде божием» развивал в 5 в. Августин. Суть этого учения проста: если Бог всеведущ и знает все будущее до скончания веков, то он уже предугадал появление и мысленно отделил спасенных от грешников. Следовательно - хотя Августин этого вывода в явной форме и не делает - судьба любого человека уже предопределена, и все его поступки обусловлены необходимым ходом истории, подчиняющейся воле Бога. Опасность этой доктрины для официальной церкви очевидна: если все уже предопределено, не имеет никакого смысла добродетельная жизнь - все равно грешникам уже предначертано гореть в аду, а избранным спастись. Примечательно, что едва ли не первым еретиком, осужденным католической церковью в период раннего Средневековья был именно сторонник августиновского учения о предопределении - монах Готшальк (8 в.), проповедовавший его простым смертным91. И с подобного рода еретическими взглядами католическая церковь будет вынуждена бороться на протяжении всех Средних Веков, вплоть до появления в 16 в. протестантизма, в котором учение о предопределение станет одним из базовых идеологических постулатов.

Кальвин писал по поводу свободной воли следующее: «Человек обладает свободной волей, но не потому, что у него есть свобода выбора между добром и злом, а потому, что он поступает по своей воле, а не по принуждению». И далее, опираясь на текст Августина, он поясняет: «Вместе с тем св. Августин признает, что вне присутствия Божьего Духа воля человека не свободна... Также, что свободная воля - пленница и не в состоянии делать добро. Также, что она не станет свободной, пока не освободит ее милость Бога...» «Свободная воля утверждается в милости Божьей... выражение «свободная воля» означает свободу: где дух Господень, там свобода... Если же они рабы греха, то как могут они хвалиться свободной волей? А если они освобождены, то как же они хвалятся, будто это их собственная заслуга? Или они уже настолько свободны, что не желают быть служителями Того, кто сказал: «Без Меня не можете делать ни чего»» .

Массовая культура как аспект общества потребления

Существенным элементом массовой культуры является совокупность коммуникационно-культурных опосредовании потребления, служащая идеологическим базисом общества потребления. По сути, одним из этих коммуникационно-культурных опосредовании выступает и идеологема «массовой культуры». Еще в самом начале 1950-х Т. Адорно замечал, что словосочетание массовая культура подразумевает продукт спонтанного творчества масс (именно так понималась «массовая культура» в странах соцлагеря), но в реальности таковым не является: это никакой не результат творчества, но продукт массового спроса, потребления.

На современном этапе развития глобальной цивилизации коммуникационно-культурные опосредования по существу выполняют функции метаязыка, сверх-структуры, направляющей избыточное потребление современного человека вне зависимости от социального статуса или этно-культурных атрибутов.

Ключевой для идеологии избыточного потребления, доминирующей в современном социуме, является идея престижа, маркирующая социальное поле в соответствии с представлениями индивида или социальной группы об избыточной демонстративной трате (Т. Веблен, Ж. Бодрийяр). При этом речь идет в первую очередь не только о материальных тратах, но о более фундаментальной характеристике той или иной социальной группы - способности произвольно тратить свое время. В до-индустриальную и капиталистическую эпохи досуг был символом роскоши, социального статуса и престижа; низшие социальные классы были вовсе лишены возможности тратить время по своему усмотрению. Все прочие элементы роскоши, украшения, декор, жилища и пр. также наследовали фундаментальные черты единичности, показной бесполезности и праздности, являясь избыточными подтверждениями статуса своего владельца.

В сфере массового спроса происходит расслоение утилитарного и престижного аспектов ценности предлагаемых товаров. И возникающий между этими характеристиками зазор со временем увеличивается. Общественное расслоение ярко проявляется в растущей роли престижного, или демонстративного, поведения. Этот феномен имеет глубинные социально-исторические и социально-психологические предпосылки. Он проявляется в тяготении отдельных людей и даже целых социальных групп к потреблению на показ, с целью демонстрации и подтверждения своих престижа и статуса. В. Терин определяет престиж как «исторически обусловленную форму обозначения социального положения человека или группы»124.

Способы демонстрации и подтверждения престижа в глазах окружающих многообразны. Таким было, например, упоминание о месте престижных предметов в демонстрации могущества предводителя народа киче. Не намного отличались от них средневековые европейские властители. Так «введенный в интерьер тронных и пиршественных зал балдахин приобрел не столько утилитарное, сколько сакральное значение, символизируя высшее покровительство монарху. Ту же задачу возвеличивания выполняли и королевские регалии»125.

В ряду исторически запечатленных популярных форм демонстративного потребления - организация пышных празднеств, пиров и застолий с обилием угощений и раздачей подарков. Очевидно, что в традиционных обществах в первую очередь социально-экономические факторы лежат в основе «потребления напоказ». Но к ним добавляются, а иногда и опережают их факторы психологические, которые проанализировал американский экономист и социолог Т. Веблен. Он пишет: «Человеческая склонность к соперничеству воспользовалась потреблением товаров как средством установления различий при завистниче-ском сравнении, наделив товары второстепенной утилитарностью и превратив их потребление в доказательство относительной платежеспособности. Эта косвенная или второстепенная польза потребительских товаров придает престиж потреблению, а также товарам, которые лучше всего отвечают состязательному аспекту потребления»126.

Показным, престижным (потребление во имя завоевания престижа) или статусным (цель - демонстрация высокого статуса) называют потребление, основным мотивом которого является демонстрация своего высокого социального положения (прежде всего социально-экономического). Средством демонстрации статуса является высокая цена демонстративно потребляемых вещей. Т. Веблен ввел в оборот понятия, обозначающее это явление: «показное (демонстративное) потребление» (Conspicuous Consumption), а также «показной (демонстративный) досуг», «показные траты».

Демонстративное потребление — это «использование потребления для доказательства обладания богатством», потребление «как средство поддержания репутации» "7. Этот стиль потребления был характерен для так называемого «праздного класса» - новых богатых американцев, которые старались подражать высшему классу Европы, но в отличие от него выставляли свое потребление напоказ. Это показное потребление позволяло праздному классу укрепить свое представление о себе как об элите американского общества. Активизация общения между людьми подталкивает развитие демонстративного потребления. «Средства коммуникации и подвижность населения представляют индивида на обозрение многих людей, не имеющих никаких других возможностей судить о его почтенности, кроме тех материальных ценностей (и, вероятно, воспитания), которые он, находясь под непосредственным наблюдением, в состоянии выставить напоказ» .

Индустриализация, стимулирующая переселение людей в города (урбанизацию), делает их жизнь более анонимной. Человек в городе постоянно находится в толпе и при этом не перестает быть одиноким. Его в течение дня окружают тысячи людей, которых он не знает, и которые не знают его. В этой ситуации лишь через демонстрацию потребления можно обозначить свой социально-экономический статус. Текст, который пишется в условиях анонимного существования, должен обладать определенной спецификой. Поскольку «читатели» текста могут это делать лишь мимолетно, то, по мнению Веблена, подпись, подтверждающая богатство человека, «должна быть сделана такими буквами, которые бы читались на бегу»129.

В городе общение носит анонимный и более широкий характер по сравнению с деревней. Отсюда различие в масштабах демонстративного потребления. В деревне все знают друг друга лично и с разных сторон. Человек может одеваться как угодно, но односельчане видят, сколько у него во дворе домаш них животных и каких размеров его дом, знают, как его семья питается. Здесь демонстративное потребление имеет мало смысла: богатство на виду, а бедность не скрыть хорошей одеждой. Совершенно иная ситуация в городе, где люди судят друг о друге в основном по отдельным штрихам, которые нередко являются сознательно сконструированными символами в виде стиля потребления или использования отдельных вещей. Поэтому горожане тратят на поддержание благопристойного вида существенно больше, чем деревенские жители.

Все это ведет к изменению структуры потребления: траты на его видимые формы в городе растут за счет экономии на скрытых формах потребления. Как отмечает Веблен, «для поддержания приличного внешнего вида городскому населению в большей степени, чем сельскому, свойственна привычка жить впроголодь»130. Благосостояние горожанина - в его одежде, автомобиле, а сельского жителя - в обильном столе, прочном доме. Жители крупных городов часто свысока смотрят на скромно и немодно одетых сельчан, но те, попадая в города, часто также свысока смотрят на своих городских родственников, экономящих на питании.

То, что на рубеже 19-20 вв., когда проводил свои наблюдения Т. Веблен, являлось еще второстепенной или косвенной пользой вещей, к середине 20 в. вышло на первый план. Ж. Бодрийяр уже в своей первой работе, «Система вещей», отмечал, что ценности престижного облика вещей оттеснили на второй план их первоначальную утилитарную значимость. Культ потребления, принявший в 20 в. массовый характер, - это еще одно звено в основании массовой культуры. Как отмечают западные маркетологи, ко второй половине 20 в. понятия «покупатель» и «покупка» сменились понятиями «потребитель» и «потребление», как некое постоянно действующее состояние подавляющего большинства людей западного общества.

Современные формы символического обмена

Фундаментальными формами символического обмена в современной массовой культуре можно считать следующие три: 1) принудительное одаривание, изоморфное рудиментарным ритуалам одалживания по М. Моссу, 2) вик-тимизированное приобретение, структурно аналогичное ритуалам потлача, и 3) интерактивное удовлетворение потребностей, структурный аналог ритуалов тотального одалживания. Каждая из этих форм характеризуется специфическим набором атрибутов и функций, и существует относительно независимо от прочих. Задачей настоящего параграфа является определение специфики каждой из них и описание ее структурных элементов на субъектном, медийном и объектном уровнях. Краткая их характеристика также представлена в таблице.

1. Принудительное одаривание - навязывание индивиду избыточных объектов потребления, как правило, символических, «в дополнение» к основным, в виде различным бонусов, скидок, подарков, прямого общения с поп-кумиром и пр. Принудительное одаривание никогда не предполагает ситуации реального ответа (например, в форме отказа) или вопроса (если поп-звезда начинает отвечать на спонтанные вопросы, под угрозой оказывается сам «звездный статус»), являясь современным аналогом рудиментарных ритуалов одалживания, сохраняющихся и по сей день, в том числе и в индустриально развитых обществах (см. параграф 3.1). Именно по этой причине принудительное одаривание представляет собой наиболее поверхностный и потому - легко обнаружимый вариант символического обмена в современной массовой культуре; зачастую маркетинговые агенты прямо заимствуют форму существующих поныне рудиментарных ритуалов одалживания (например, подарки на день рождения), приспосабливая их к достижению своих сбытовых целей. По этой же причине принудительное одаривание раньше всех других культурных вариантов обмена оказывается обнаружено и проанализировано теоретиками-гуманитариями: выше, в главе 2, как пример такого концептуального анализа, было упомянуто учение К. Маркса о товарном фетишизме.

На субъектном уровне принудительное одаривание представляет собой взаимодействие двух агентов - индивида и общности, к которой этот индивид желает присоединиться. Как мы помним, в рудиментарных ритуалах одаривания особой значимостью для инкорпорирования субъекта в «сообщество избранных» обладает представление о негласной связи между индивидом и принимающей его общностью (nexum в архаической латыни), которое чаще всего воплощается в виде предмета, лишенного реальной ценности или потребительских свойств, но выступающего залогом принимаемых на себя обязательств; вручение этого предмета проходит в рамках определенного ритуала, «посвящения».

На объектном уровне вручаемый индивиду «дар», вне зависимости от того, идет ли речь о материальном объекте (подарок в буквальном смысле) или только предоставляемом преимуществе по отношению к другим (услуга, скидка и т.д.), может быть интерпретирован как фетиш. Фетиш как предмет, лишенный функции полезности, выступает в архаических сообществах как заместитель настоящего объекта желания, материальное воплощение нереализованной потребности, и именно по этой причине отношение к фетишизированному предмету зачастую сексуально окрашено . Французский психолог А. Бине в 19 в. ввел понятие «сексуального фетишизма» для определенных форм поведения представителей современного ему общества. Согласно его теории, можно различать два вида сексуального фетишизма, в зависимости от того, в какой форме индивиду является объект желания. Первый вид, физиологический фетишизм, представляет собой влечение к материальным объектам, метонимически ассоциирующимися с другим, главным объектом желания (например, ноги или волосы женщины, ткани, разновидности одежды). Второй вид, духовный фетишизм, представляет собой тягу к определенным ситуациям, способам поведения, «ролям» и т. д.2 1

То же самое разделение на объектом уровне можно обнаружить и в принудительном одаривании. В наиболее простом случае даримым объектом является некое материальное благо - к таковым относятся физические блага (подарки от «компаний»), их денежные эквиваленты (бонусы и скидки), а также то, что можно в некотором смысле назвать благами коммуникационными - автографы поп-звезд или фотографии поклонника с ними, подписанные автором экземпляры книг, и даже специфический вокабуляр, характерный для определенной социальной группы («арго») - начиная с названий брендов (brand names), известных лишь определенному кругу «посвященных», и до определенных слов или словесных оборотов («фишек»), которые являются отличительным признаком «своих». Наиболее полным медийным выражением данного вида принудительного одаривания, эквивалентного физиологическому фетишизму в смысле Бине, является реклама, сущность которой, как было показано во второй главе, состоит как раз в аберрантном наименовании предметов как способе внести в избыточное потребление схематизированные представления о престиже рекламируемого объекта.

Второй вид избыточного потребления, аналогичный духовному фетишизму, менее очевиден - во многом из-за того, что его объектом являются не физически ощутимые вещи, но ситуации или роли. Предпосылки формирования этого варианта избыточного потребления связаны с тем, что с постепенным формированием индустриальной экономической системы, целиком подчинившей целям своего существования современное общество, трудовая деятельность человека теряет свою естественную самодостаточность, индивид становится системным элементом, функционирующим по законам глобальной экономики. В данных условиях смысл и цель его труда определяются не им самим, а неведомыми ему факторами, труд становится следствием внешнего принуждения, что приводит к его отчуждению. Эту тенденцию одним из первых описал Маркс в своих «Экономическо-философских рукописях 1844 года»: «В чем же заключается отчуждение труда? Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это - принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут как от чумы. Внешний труд - труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому»202.

Зачастую не осознавая того, индивид отдает большую часть своей жизни тому, что лично для него лишено всякого смысла и имеет значение лишь для чуждой ему и довлеющей над ним экономической системы. Таким образом, современный человек перестал принадлежать самому себе. Достигнув вершины своего развития, западный капитализм приобрел форму нового рабовладельческого строя, при котором индивиды, включенные в торгово-производственные отношения, являются собственностью безликих сил, воплотившихся в западной финансово-экономической системе.

Отсюда у корпораций возникает настоятельная потребность в формировании «нематериальных форм стимулирования сотрудников», формировании «внутрикорпоративного климата», благоприятной «среды», нахождение в которой способствовало бы примирению индивида с всевозрастающим отчуждением от результатов своего труда. На решение этой задачи и направлены т.н. «внутрикорпоративные связи с общественностью» («внутрикорпоративный PR»): включение индивида в сообщество сотрудников, делающих «общее дело», осуществляется благодаря помещению его в ситуацию «профессионального роста», через роль «лучшего работника» и т.д. Иными словами, просто так работать уже никто и не даст.

Похожие диссертации на Символический обмен как феномен современной массовой культуры