Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозная и социокультурная самоидентификация "новых" пятидесятников в России Куропаткина Оксана Владимировна

Религиозная и социокультурная самоидентификация
<
Религиозная и социокультурная самоидентификация Религиозная и социокультурная самоидентификация Религиозная и социокультурная самоидентификация Религиозная и социокультурная самоидентификация Религиозная и социокультурная самоидентификация Религиозная и социокультурная самоидентификация Религиозная и социокультурная самоидентификация Религиозная и социокультурная самоидентификация Религиозная и социокультурная самоидентификация Религиозная и социокультурная самоидентификация Религиозная и социокультурная самоидентификация Религиозная и социокультурная самоидентификация
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Куропаткина Оксана Владимировна. Религиозная и социокультурная самоидентификация "новых" пятидесятников в России : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Куропаткина Оксана Владимировна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2009.- 257 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-24/12

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭТОС ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВА 24

1.1. Краткая история пятидесятничества 24

1 2 Основные компоненты религиозного этоса пятидесятников 25

1.3. Неохаризматизм на постсоветском пространстве 64

1.4. очерк истории пятидесятничества в России 69

ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ «НОВЫХ» ПЯТИДЕСЯТНИКОВ 81

2 1. Формирование «новыми» пятидесятниками собственной богословской позиции и практики 81

2 11 Богословские авторитеты «новых» пятидесятников 81

2 12 Устройство церкви и проблема пасторского авторитаризма у «новых» пятидесятников 83

2 13 Богослужение «новых» пятидесятников . 86

2 14 Откровения и видения в богословии «новых» пятидесятников 90

2 15 Духовная война в богосчовии «новых» пятидесятников 91

2 16 «Теология процветания»у «новых» пятидесятников 92

217 Освящение у «новых» пятидесятников 97

2 18 Эсхатология «новых» пятидесятников 98

2 2 «Новые» пятидесятники в религиозном мире России, самосознание в контексте отношении с другими религиозными группами . .104

2 21 Отношения внутри «новых» пятидесятников и их самосознание 104

2 2 2 Самосознание «новых» пятидесятников в контексте их отношений с «умеренными» и «традиционными» пятидесятниками 109

2 2 3 Самосознание «новых» пятидесятников в контексте их отношений с представителями протестантизма

«второй волны» (баптистами, адвентистами, методистами, евангельскими христианами) 112

2 2 4 Самосознание «новых» пятидесятников в контексте их отношений с «классическими» протестантами

2 2 5 Самосознание «новых» пятидесятников в контексте их отношений с с католиками 122

2 2 6 Самосознание «новых» пятидесятников в контексте их отношений с православными 123

2 2 7 Самосознание «новых» пятидесятников в контексте их отношений с представителями нехристианских религий 132

ГЛАВА 3. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ «НОВЫХ» ПЯТИДЕСЯТНИКОВ 136

3.1. Отношения «новых» пятидесятников с государством: сотрудничество и конфликты 136

311 Отношение к политике у «новых» пятидесятников 146

3 12 Патриотизму «новых» пятидесятников 150

3 13 Отношение к службе в армии у «новых» пятидесятников 152

3.2. Отношения «новых» пятидесятников с обществом сотрудничество и конфликты 153

3 2 1 Защита общественной нравственности «новыми» пятидесятниками 153

3 2 2 Семья для «новых» пятидесятников 156

3 2 3 Гендерные вопросы у «новых» пятидесятников J 59

3 2 4 Благотворительность в церквях «новых» пятидесятников 162

3 2 5 Результаты взаимодействия «новых» пятидесятников с обществом 165

3.3. Методы евангелизации у «новых» пятидесятников 167

3.4. отношение к образованию у «новых» пятидесятников 175

3 5. стратегии аккультурации и инкультурации у «новых» пятидесятников 179

3 51 Стратегии аккультурации пятидесятнических неофитов в среде нерусских народов 179

3 5 2 Инкультурации в русской культурной среде 182

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 188

БИБЛИОГРАФИЯ 201

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено самой энергичной части российского пятидесятничества - «новому» пятидесятничеству.

Пятидесятничество - это протестантская конфессия, которая возникла в США в начале XX в.,'названная в честь дня Пятидесятницы, когда, согласно 2 главе Деяний Апостолов, на учеников Христа сошел Святой Дух, и они стали говорить «на иных языках». В соответствии с этим, отличительным признаком пятидесятничества является «говорение на языках», или глоссолалия (произнесение во время публичной или частной молитвы нечленораздельных звуков), которая считается сакральным языком общения с Богом и признаком дарования сверхъестественной силы. С глоссолалией связана еще одна яркая особенность пятидесятничества - «крещение Святым Духом», которое пятидесятники обосновывают прямым повелением Христа (Ин 7:37-39) и практикой ранней Церкви (например, Деян 10:44) - возложение рук на неофита до или после водного крещения с молитвой о ниспослании ему Святого Духа, во время которой верующий впервые начинает «говорить на языках».

В американском пятидесятничестве, на которое ориентируются их российские единоверцы, принято выделять три «волны»: «классическое» пятидесятничество (начало XX в.), харизматизм (конец 1950-х гг.) и неохаризматизм (1970-е гг.). В России исторически сложилось другое деление пятидесятнических групп. В конце 1980-х гг., когда советская власть перестала преследовать пятидесятников, которые считались одной из наиболее опасных сект, они развернули бурную миссионерскую деятельность при активной поддержке западных проповедников. Дети советских пятидесятников стали с энтузиазмом заимствовать новые формы богослужения и проповеди (использование во время «служения» электрогитар и ударников, песни в современном стиле, шумные евангелизации, молодежный сленг и т.д.), а пришедшая в пятидесятнические общины молодежь - активно это воспринимать. Далеко не всем пятидесятникам это пришлось по вкусу, и поэтому произошло размежевание российского пятидесятнического движения на три группы: «традиционное», «умеренное» и «новое». «Традиционное» пятидесятничество в своем богословии ориентируется на первую, консервативную «волну» американского пятидесятничества, отрицательно относится к «осовремениванию» богослужения, осуждает чрезмерное увлечение других пятидесятнических групп «духовными дарами» и отказывается от отношений с государством. «Умеренное» пятидесятничество, как и «традиционное», ориентируется в своем богословии на первую «волну» американского пятидесятничества, однако, не принимая'бурных эмоциональных проявлений на богослужениях (криков, падений и т.д.), в целом лояльно относится к «осовремениванию» богослужения. «Новое» пятидесятничество в своем богословии ориентируется на третью «волну» американского пятидесятничества, выступает за использование массовой культуры в^богослужении для придания ему «современности» и-привлекательности длямолодежи, а также пропагандирует активное использование даров-Духа (исцелений, пророчеств, бурных эмоций,на богослужении и т.д.).

Эти три пятидесятнические группы не всегда легко выделить, поскольку позиции, пасторов и.отдельных верующих могут не укладываться,в описанные рамки* (хотя в целом,эти направления в них вписываются). Кроме того, эти группы объединяет хорошо осознанная общепятидесятническая идентичность. Однако разность богословских авторитетов (первая «волна» у «традиционных» и «умеренных», третья-у «новых»)-остается надежным маркером, разделяющим эти группы. Из-за этих богословских разногласий возникают конфликты, в частности, между «традиционными» и «новыми» пятидесятниками.

Впрочем, вотличие от западных неохаризматических проповедников, практически или совсем не связанных с «классическими» пятидесятниками, лидеры российских «новых» пятидесятников вышли из традиционной пятидесятнической среды и сохраняют связь со старшим поколением. Чаще всего они не считают себя чем-то принципиально отдельным от пятидесятнической традиции, а настаивают на том, что они всего лишь «новые» пятидесятники, которые сохраняют общую с «традиционными» собратьями пятидесятническую идентичность, но расходятся с ними в некоторых богословских частностях, используют более экспрессивные богослужебные практики и более современные методы проповеди.

Рассмотрим теперь общий контекст деятельности «новых» пятидесятников -религиозную ситуацию в постсоветской России. В начале 1990-х гг. отмечалась небывалая активность разных конфессий, в том числе протестантских, которые в связи с либеральным законодательством и легализацией религиозной жизни получили возможность свободно развивать миссионерскую деятельность. В разы увеличилось число последователей религий, количество религиозных организаций и конфессиональный спектр. «Новое» пятидесятничество на фоне религиозного бума в постсоветской России развивалось особенно успешно. Однако уже с 1995 г. стал наблюдаться спад динамики по всем направлениям, связанный с массовой потерей интереса к религии. В целом, Россия может считаться одной из наиболее секуляризированных европейских стран.

Протестанты представляют в России религиозное меньшинство, насчитывая 0,6-1,5% населения, причем этот показатель в течение последних нескольких лет практически не меняется. Общая численность всех пятидесятников в стране составляет около 300 тыс. человек (т.е. примерно треть или четверть всех протестантов). По данным Минюста РФ на январь 2008 г., пятидесятники занимают третье место по числу зарегистрированных организаций-.2 «Новые» пятидесятники как самые активные и энергичные члены пятидесятнического сообщества составляют в нем большинство. Они также выгодно выделяются и на фоне других протестантов: согласно исследованиям Каргиной И.Г., из всех протестантских церквей наиболее многочисленными являются общины «новых» пятидесятников, насчитывающие в среднем 200 человек.4

Таким образом, «новое» пятидесятничество довольно заметно на религиозной карте страны. Кроме того, оно уже стало значимым явлением в 1 Кузьмина O.E. Конфессиональный состав населения России. hltpV/ 2 Якунин В.И., Сулакшин С.С, Симонов В.В.и др. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. M., 2009. С.25. 3 Термин «церковь» понимается здесь в значении «община/организация христиан». 4Каргина И.Г. Протестанты в России современные тенденции (по результатам социологических исследований). http-// sec/1 lk/kar/gina 02 htm социальной сфере: общины «новых» пятидесятников наиболее эффективно реабилитируют алкоголиков, наркоманов, лиц без определенного места жительства, осуществляют иные благотворительные программы. «Новые» пятидесятники также приобретают определенный общественный вес: так, авторы ультраконсервативной «Русской Доктрины» (проекта, который ставил своей целью поиск национальной идеи для России на основе «традиционных ценностей»), выделив десять наиболее влиятельных религиозных организаций, поместили Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (крупнейшее объединение «новых» пятидесятников) на седьмое место;5 отметим также, что этот Союз был единственной протестантской и, шире, «нетрадиционной» религиозной организацией, включенный в этот список. Поэтому представляется интересным исследовать, во что и как верят «новые» пятидесятники. «Новые» пятидесятники сталкиваются с множеством проблем, главная из которых - восприятие их обществом как носителей американской культуры, и, следовательно, «чужих», «внутренних эмигрантов». Такое отношение имеет серьезные основания: протестантские организации, особенно баптистские и пятидесятнические, действительно являются, по выражению социолога религии С.Филатова, «протагонистами глобализации», которая основана на американских ценностях. Как отмечает тот же исследователь, мировоззрение представителей протестантизма второй и третьей волны «глобально по своей сути, они ощущают себя членами одного христианского мирового сообщества, которое постепенно покрывает собой страны и народы».6 Кроме того, возникшее в результате глобализации размывание культурных, государственных, национальных и т.п. границ помогло протестантским миссионерам активно распространять свое вероучение в странах, где была иная религиозная традиция. 5 Якунин В.И., Сулакшин С.С, Симонов В.В. и др. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. M., 2009. С.21. 6 Филатов СБ. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию.

Активность протестантских объединений, помимо глобализации, также связана с процессами секуляризации и т.н. десекуляризации. В 1960-1990 гг. социологи констатировали, что в результате модернизации произошло «расколдовывание» мира (термин М.Вебера): религия утратила прежнюю социальную значимость, а светские ценности стали активно вытеснять религиозные. Религия потеряла свои позиции в обществе, маргинализовалась до множества конкурирующих друг с другом практически равноправных групп -«духовного супермаркета»; кроме того, не она стала диктовать человеку нормы поведения, а он ей - какой ей нужно быть. Однако в конце XX в. стало очевидно, что религия отнюдь не отжила свой век: появилось множество новых религиозных движений, активно заявил о себе религиозный фундаментализм — не только исламский, но и христианский. Немецкий философ Ю. Хабермас в связи с этим заявляет о новой «постсекулярной» эпохе. Он ссылается на следующие обстоятельства. Во-первых, все очевидней становится зависимость современных светских государств и обществ от религиозных традиций и представлений: именно от них все больше зависит воспроизведение чувств гражданской общности и солидарности, разъедаемых господствующими рыночными отношениями. Во-вторых, современные западные общества сталкиваются с новыми религиозными сообществами, которые с большим трудом адаптируются к светским принципам устроения европейских обществ. Впрочем, все эти процессы не изменяют главной тенденции: западное общество остается секулярным. Однако религиозные организации активно стремятся отвоевать свои позиции.7

Особенно активно преимуществами глобализации и десекуляризации воспользовались пятидесятнические миссионеры как представители наиболее динамичного протестантского направления. Глобализация открыла им доступ в те страны мира, которые ранее были недоступны для протестантской проповеди, а десекуляризация дала им возможность, во-первых, активно участвовать в 7 См. Узланер Д. В каком смысле современное общество можно назвать постсекулярным. политической и общественной жизни стран, особенно тех, где совсем недавно были установлены демократические режимы, а во-вторых, пользуясь преимуществами «духовного супермаркета» (порождение эпохи глобализации -религия воспринимается как товар, который каждая религиозная организация, в условиях мировоззренческого плюрализма, предлагает секулярному потребителю), активно конкурировать с «традиционными» конфессиями, занимаясь пиаром своего «товара». Распространяя свое вероучение в России, они воспитывали в своих последователях неприятие национальной культуры и традиций как к «мертвых», на фоне которых пятидесятнический «товар» выглядел очень презентабельно; члены пятидесятнических церквей активно стремились изменить общество на основе универсальных ценностей, которые несла принципиально новая для России форма христианства. Однако такая позиция не принесла желаемых результатов: Россия не стала ни протестантской, ни просто религиозной, а общество и государство были явно на стороне «традиционных» конфессий.

В связи с негативным отношением общества и государства «новые» пятидесятники чувствуют необходимость выработать свою собственную богословскую позицию, которая соответствовала бы русскому менталитету, традициям и особым обстоятельствам современной России. Кроме необходимости налаживать связи с внешним миром, культурный поиск также обусловлен неудовлетворенностью духовных запросов самих российских пятидесятников теми «американскими» ответами, которые предлагаются в проповедях пасторов и в церковных библиотеках.

В этой связи важным становится обретение «новыми» пятидесятниками собственной идентичности, которая представляет собой состояние, основывающееся на рефлексивном чувстве самотождественности. Основным же способом обретения идентичности является самоидентификация -самоотождествление субъекта с определенной социальной группой или образом. Отметим, что интерес для исследования представляет не внутреннее, личное убеждение верующего человека в соотнесенности с каким-то объектом, а презентуемый образ религиозной группы, в соотнесенности с которым группа стремится убедить не только своих членов, но и светское общество. Как только религиозной группе это удается, она обретает настоящую идентичность.

Для такой группы важнейшими направлениями «quest for identity» (поиска идентичности) являются прежде всего поиски религиозной и социокультурной идентичности и построение соответствующей самоидентификации. В обретении социокультурной идентичности важнейшую роль играют два механизма: инкультурация (процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры) и аккультурация (процесс и результат усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм чужой культуры). Аккультурация нужна «новым» пятидесятникам для успешного миссионерства среди нерусских народов, инкультурация - для того, чтобы стать «своими» в собственной культуре.

Когда «новым» пятидесятникам удастся создать самобытное богословие и «вписаться» в русскую культуру, обрести четкую позицию по религиозным, социальным и культурным вопросам и через это - собственную, приемлемую российским обществом идентичность, то они перестанут быть маргинальными, полностью выйдут из «сектантского подполья».

Исследования, проводившиеся до этого, не дают исчерпывающего ответа на вопрос, каковы успехи «новых» пятидесятников в сфере поиска собственной идентичности, так как чаще всего посвящены отдельным группам «новых» пятидесятников или их деятельности в определенном регионе. Данная работа -попытка провести системный анализ стратегий поиска идентичности в российском «новом» пятидесятничестве по методологии «case studies».

Объектом исследования является «новое» пятидесятничество в России, а предметом - его современное положение в России. Хронологические рамки исследования - конец 1980-2000-е гг.

Целью работы является является исследование стратегий построения религиозной и социокультурной самоидентификации у «новых» пятидесятников, а также стратегий обретения ими религиозной и социокультурной идентичности.

Рабочей гипотезой исследования является предположение, что «новые» пятидесятники пока находятся в процессе богословского самоопределения и достигли определенных успехов в поисках социально-политической идентичности, однако испытывают трудности при построении «русской» культурной идентичности из-за несоответствия пятидесятнической субкультуры русскому культурному коду.

В рамках достижения поставленной цели и проверки предлагаемой гипотезы в диссертации сформулирован ряд конкретных научно-практических задач:

Проанализировать общие особенности пятидесятничества, обратив особое внимание на третью «волну» как наиболее авторитетную для российских «новых» пятидесятников;

Дать краткий обзор истории пятидесятничества в России;

Выявить идеологические группировки внутри «нового» пятидесятничества;

Проанализировать особенности вероучения и богослужебной практики «новых» пятидесятников;

Проанализировать отношения «новых» пятидесятников как внутри своей среды, так и с другими религиозными группами;

Проанализировать отношения «новых» пятидесятников с обществом и государством;

Проанализировать используемые «новыми» пятидесятниками стратегии аккультурации и инкультурации.

Проблемами поиска, формирования и обретения идентичности, а также феноменами идентификации и самоидентификации занимались Абельс X., Бауман 3., Берг П., Бурдье П., Гидденс Э., Гэй П., Дюркгейм Э., Кастельс М., Мид Дж., Московичи С, Парсонс Т., Теджфел X., Фрейд 3., Фромм Э., Хантингтон С, Холл

С, Шериф М., Эриксон Э. и др. Эти работы полезны для определения терминов «идентичность» и «самоидентификация», а также для обзора механизмов и стратегий этих феноменов.

В отечественной науке достаточно широко представлены исследования различных видов идентичности (социальная, личностная, культурная). Здесь следует выделить работы Авраамовой Е.М., Велика А.А., Гнатенко П.И., Дробижевой Л.М., Заковоротной М.В., Козыревой П.М., Кузнецова И.М., Магуна B.C., Малахова B.C., Тишкова В.А., Степанянц М.Т. и др.9 Эти исследования интересны использованием теоретических наработок психологии, социологии и культурологии в сфере исследования феноменов идентичности и самоидентификации для анализа постсоветского общества.

Широко исследованы механизмы инкультурации и аккультурации в работах классиков культурной антропологии Боаса Ф., Линтона Р., Лоуи Р., Малиновского Б., Мид М., Спайера Л., Фостера Дж., Фелана Дж., Хантера Д., Херсковица М. и др.10 Ими также исследовались процессы комбинации.культурных элементов контактирующих групп, в результате которых складываются принципиально новые культурные паттерны (исследования синкретизма в негритянских культурах Нового Света, в частности, синкретических религиозных культов), что оказалось очень полезно для исследования механизмов аккультурации, 8Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерактивную социологию, 2000; Бауман 3. Индивидуализированное общество, 2002; Берг П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности, 1995; Бурдье П. Социология политики, 1993; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда//Западноевропейская социология XIX начала XX веков. М., 1996. С. 256309; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, 2001; Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 314; Парсонс Т. Система современных обществ, 1997; Фромм Э. Бегство от свободы, 1990; Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности, 2004; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис, 1996; Giddens A. Modernity and Self-identity, 1991; Hall A., Gay P. eds. Questions of cultural identity, 2000; Mead G.H. Mind, Self and Society, 1967; Sherif M. Intergroup conflict and cooperation, 1961; Tajfel H. Social identity and intergroup relations, 1982. 9 Авраамова E.M. Формирование новой российской макроидентичности. //Общественные науки и современность. 1998. №4. С. 1929; Гнатенко П.И., Павленко В.Н. Идентичность: философский и психологический анализ, 1999; Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социальнофилософские аспекты, 1999; Козырева П.М. Современная конфигурация идентификаций и роль доверия в ее формировании. http:/Avuw.ecsocman.edu.ni/image';/piibs/2008/12/14/0000326546/Ko7vreva 3.pdf; Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под ред. Велика А.А. 2001; Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / под ред. Малахова B.C., Тишкова В.А. 2002; Религия и идентичность в России / сост/ и отв. ред. Степанянц M.T. 2003; Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / отв. ред. Магул B.C. Дробижева Л.М., Кузнецов И.М. 2006. 10 Вахта В. М. Проблема аккультурации в современной этнографической литературе США // Современная американская этнография. Теоретические направления и тенденции, 1963. C.184222; Hcrskovitz M.J. Man and His Works: The Science of Cultural Anthropology, 1948; Hunter D.E., Whitten P. The Study of Anthropology, 1976. применяемых пятидесятническими миссионерами при работе с нерусскими народами.

Теория и практика «case studies» изучены Гирцем К., Глейзером Р.', Йином Р., Миллером Ф., Стейком Р., Страуссом А., Хеймелом Дж., Эйзенхардтом К. и др.11 Их исследования помогли определить методологию исследования'

Проблемы религии и глобализации исследованы в публикациях Агаджаняна А.С., Бейера П., Бимана Л., Боли Дж., Игнатенко А.А., Кнорре Б., Красикова А.А., Лункина Р.Н., Модуро О., Нобутаки И., Спикарда Дж., Ричардсона Т., РояМ., Филатова СБ., Фрестона П., Хейнеса Дж., Эдогейма Э. и др. Эти исследования дают возможность всесторонне исследовать>трансформацию религиозной жизни в контексте глобализации, что имеет прямое отношение к пониманию пятидесятнической миссии.

Общие'характеристики протестантизма и-отдельно - пуританства исследовали ВеберМ., Гараджа В.И., Ерохин В.Н., ИсаенкоА.В., Капелюш Ф.Д., Макеев А.В., Манхейм Н., Несмиянова О.В., Покровский Н.Е., Ревуненкова Н.В'., Семанов A.M., Смирнов А.В., Федоров Є.Е., Хрулёва И.Ю., Чанышев. A.Ht и др.13 Их исследования полезны с точки зрения выявления характерных особенностей протестантского богословия и практики, которые лежат в>основе пятидесятничеств а.

Феномен ривайвализма (массового религиозного обращения) исследовали Брюс Д., Лихобабин В.П., Морган Д. и др.14 Их работы помогли "Гирц К. Интерпретация культур, 2004; Eisenhardt, К.. Building theories from case study research II Academy of Management Review. 1989. № 14 (4). P.352550, Glaser В., Strauss A. Grounded theory, 1967; Hamel J. (with Dufour S., Fortin D.).Case study methods, 1993; Miller F Use, appraisal, and research: A case study of social history/^The American Archivist- 1986. №49 (4). -P.371392; Stake R. The art of case study research, 1996; Yin R. Case study research: Design and methods, 1984. 12Религия її глобализация на просторах Евразии / под ред. Малашенко А. и Филатова С. 2005; Religion, Globalization, and Culture I Eds. Peter Beyer and Lori Beaman. 2007. 13 Вебер M. Протестантская этика и дух капитализма, 2002; Гараджа В.И. Протестантизм, 1971; Ерохин B.H. История религиозной реформации, 2004; Исаенко А В. Пуританская реформация в Англии, 1984; Капелюш Ф.Д. Религия раннего капитализма, 1931; Макеев А.В. Анализ философско-теологических основ трудовой этики англо-шотландских пуритан и российских протестантов, 2002; Манхейм Н. Религия в современном мире // Хрестоматия по социологии религии. 1996. С. 638656; Несмиянова О В., Семанов A.M. Неопротестантизм // Религиоведение. Энциклопедический словарь / под ред. Забияко А.П., Красникова A.H., Элбакян Е.С. 2006. С.686 - 687; Покровский Н.Е. Ранняя английская философия. Пуританизм, 1989; Ревуненкова Н.В. Ренессанс, свободомыслие и идеология Реформации, 1980; Смирнов А.В. Реформация и протестантизм. Словарь, 2005; Федоров С.Е. Пуританизм и общество в стюартовской Англии (позднее индепендентство), 1993; Хрулева И.Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке, 2002; Чанышев А.Н. Протестантизм, 1969. 14 Лихобабин В.П. Традиции ривайвелизма в американском протестантизме // Религия (ежегодник). 1999. С.260305; Bruce D. And they all sang Hallelujah, 1986, Morgan D. The great awakening in Wales, 1986. выявить характерную особенность протестантизма, особенно его американского варианта - способность к постоянному обновлению на основе заново пережитого религиозного опыта, который активно доносится до масс с помощью экзальтированных проповедей. Кроме того, изучение экспрессивных практик ривайвалистов XVIII-XIX в. (падений, трансовых состояний и т.д.) многое дает для изучения генезиса пятидесятнического богослужения.

Специфике американского евангелизма посвящены работы советских и российских ученых Гаджиева К.С., Каримского A.M., Кисловой А.А., Никифоровой Б.З., Нитобурга Э.Л., Фурмана Д.Е., Яковлева Н.Н.,15 которые помогли изучить исторический и богословский контекст возникновения пятидесятничества, которое является евангелическим течением.

Особенности протестантизма второй и третьей «волн» Реформации (эти направления, от баптистов до пятидесятников, в советское время относили к «сектам») в СССР до начала 1990-х исследовали Акинчиц А., Арестов В.Н., Гажос В.Ф., Гаркавенко Ф.В., Грыкив Е.А., Дружинин В., Заватски В., Калугин В.М., Клибанов А.И., Лешан В.Е., Митрохин Л.Н., Подоляк В.А., Тульпе И.А., Филимонов Э.Г., Цветогоров Э., Яковлев В.Г.16 Их исследования помогают изучить историю; протестантских деноминаций в СССР, их отношения' с обществом и государством.

В постсоветское время исследовательские статьи о протестантах писали ученые Васильева О., Каргина И.Г., Лопаткин Р.А., Оленич Т.С., Прокопец О.Н., 15 Гаджиев К.С. США: протестантизм религия американского образа жизни //Очерки истории западного протестантизма / отв. ред. Кислова Л.А. 1995.С.531; Каримский A.M. Модернизм и традиционализм в американском протестантизме 1970\ годов //Философия. Религия. Культура/Отв. ред. Тавризян Г. М. 1982; Кислова А. Религия и церковь в США в первой половине XIX века, 1995; Никифорова Б.З. Особенности кризиса религии в США и нетрадиционные формы религиозности, 1977; Нитобург

Э Л. Церковь афроамериканцев в США, 1995; Церкви в США. Вып 3. / под ред. Д.Е.Фурмана. 1981; Вып.4 1982; Яковлев Н.Н. Религия в Америке, 1987. 16 Акинчиц А. Эволюция сознания в новых поколениях верующих в советском обществе, 1988; Арестов В Н. Жизнь во лжи, 1983; Гажос В.Ф. Региональные особенности современного христианского сектантства и влияние процесса секуляризации на его эволюцию, 1984; Гаркавенко Ф И. Христианское сектантство в СССР, 1964; Грыкив Е.А. Воздействие социальных процессов на сознание и поведение верующих // Протестантские организации в СССР. - М., 1989 С 39-50; Дружинин В. В сектантской столице // По очагам сектантского мракобесия, 1931. - C.44-60; Заватски В. Евангелическое движение в СССР после Второй Мировой войны, 1995; Калугин В.М. Современное сектантство, его разновидности и идеология, 1962; Клибанов А.С. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем, 1973; Лсшан В.Е. Новые тенденции в эволюции религиозного сектантства, 1985; Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность, 1997; Подоляк В.А Миссионерская проповедь в протестантских общинах // Протестантские организации в СССР, 1989. С.138-148; Тульпе И.А. Социально-психологический анализ идеологии христианского сектантства, 1983; Филимонов Э.Г. Новые тенденции в идеологии и деятельности современного сектантства, 1977; Цветогоров Э. Сектанты и что они проповедуют, 1960; Яковлев В.Г. Проблема формирования научного мировоззрения и современное христианское сектантство, 1969.

Редькина 0:В. и др. Их работы дали как. представление о развитии протестантизма в постсоветской России, так и дополнительный материал об истории протестантских деноминаций в советское время.

Отметим также исследователей из среды российских протестантов: Бачинина В.А., Каретникову М.С, Никольскую Т.К., Савинского С.К., Санникова B.C., Франчука В., работы которых дают возможность не только почерпнуть исторические и теологические сведения, но иллюстрируют поиски идентичности российскими протестантами на основе осознания исторической преемственности с антиклерикальными движениями в России в XV-XVI вв., а также с русским религиозным сектантством (хлыстами, духоборами, молоканами и т.д.).

Истории пятидесятничества в Америке и, в мире посвящены работы Андерсона А., Андроновой В.П., Бергундера М., Герлаха Л., Дьяченко О.В., Зудова Ю.В., Квебедо Р., Колмана С, Мартина Д., Томпсона Д., Ханта С, Харрела Д., Чжун Кван Супа, Шершневой СР. и др.19 Эти работы дают комплексное представление об истории, богословии и практике пятидесятничества в странах мира. Отдельно отметим фундаментальные работы историков пятидесятничества Синана В. и Холленвегера В.,20 которые представляют собой объемные исследования феномена пятидесятничества. В "Васильева О. Современный русский протестантизм: в поисках себя. BuWprotcstant/Article/Vas SovRus.php: Каргина И.Г. Протестанты в России современные тенденции (по результатам социологических исследований'). sec/I 1 k/kar/gina 02.htm: Оленин Т.С. Трансформация русского религиозного сектантства в свете современного философско-культурного знания, 2004; Прокопец O.H. Культура духоборов и молокан как новое художественное явление в Тульской области, 2000; Редькина O.B. Сельскохозяйственные религиозные трудовые коллективы в 1917-1930 гг.: на материалах европейской части РСФСР, 2004. 18 Бачинин В.А. Альтернативные формы христианской духовности в России. ; Каретникова М.С. Русское богоискательство. Buks/Historv Chiirch/Karet/index.php; Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 19051991 годах, 2009; Савинский СИ. Российское протестантство. Buks/protcstant/Savinsk RussProtest.php; Санников СВ. Двадцать веков христианства. T.2, 2001; Франчук В. Просила Россия дождя у Господа. Т.1, 2001. 19 Андронова В.П. Евангелическая экспансия в Латинской Америке // Очерки истории западного протестантизма / отв. ред. Кислова А.А.1995. С. 191211; Дьяченко О.В. Пятидесятничество в Беларуси, 2003; Зудов 10.В. Краткий очерк истории пятидесятнического движения // Вестник Челябинского университета. Серия 1 (история). 2003. №2(16). C.87-107; Чжун Кван Суп. Протестантизм в республике Корея, 2003; Шершнева СР. Харизматическое (неопятидесятническое) движение в США в 1960 1970е годы, 1985; Anderson A. Introduction to the Pentecostalism, 2004; Bergunder M. The Pentecostal movement and basic ecclesial communities in Latin America. 01991758127 1TM: Coleman S. The Charismatic gift// Journal of the Royal Anthropological Institute. 2004. №3 (26). P.421-442; Gerlach L.P. Pentecostalism: revolution or counterrevolution? II Religious movements in contemporary America. 1974. P. 669-699; Harrel D. All things are possible, 1975; Hunt S. The Alpha course and it's critics. An overview of the dcbates.hllp://: Martin D. Undermining the Old Paradigms Rescripting Pentecostal Accounts//PentccoStudies. 2006. Vol. 5. №1. P. 18-38; Quebedeaux R. The New Charismatics, 1976; Thompson D. Waiting for Antichrist, 2005. 20 Hollenweger W. The Pentecostals, 1988; Synan V. The Holiness-Pentecostal tradition, 1997. исследованиях Поева К., Поломы М., Рашковой Р.Т. и др.21 отдельно изучено пятидесятническое богослужение с точки зрения психологии религии.

Своеобразный вклад в исследование богословских особенностей неохаризматизма и «нового» пятидесятничества внесли протестантские апологеты Боумэн Р., Бюне В., Вреелэнд Д., Гудсон С, Макгрегор Р., Мохненко Г., Оропеза Б., Симпсон С.,. Скерцо И., Спичак А.И., Соув П., Уоррингтон К., Хауэртер М., Чамберс Дж., Эндрюс К. и др.22 Отдельно стоит упомянуть исследования светских антикультистов Кирилловой К.В. и Свартлинга П., а также православных апологетов Ефимова И. и Питанова В.Ю.23 При явной конфессиональной ангажированности и исследовательской предвзятости данных работ они, тем не менее, позволяют найти дополнительную- информацию по вероучению и практике неохаризматизма и «нового» пятидесятничества, а также помогают увидеть образ неохаризматов и «новых» пятидесятников в глазах других религиозных групп, а также светских деятелей.

Отдельно особенности пятидесятничества в советское время исследовали Граждан В.Д., Дмитренко Н.П., Мельник В.И. и Москаленко А.Т.24 Их работы важны для изучения специфики «традиционного» пятидесятничества, от которого уже в конце 1980-х отделилось «новое». В постсоветское же время историю 21Рашкова Р. Т. Религиозный аспект культуры // Вопросы научного атеизма . Вып. 23. Философские проблемы атеизма и критики религии. 1978. С. 184198; Poevve К. On the Metonymic Structure of Religious Experiences: The Example of Charismatic Christianity, html: Poloma M. The Toronto Blessing and Reviving Pentecostalism. httn://www3.uakron cdu/sociologv/MainStrcctMvstics21 .pdf 22 Боумэн P. Движение веры. Искушение здоровьем и преуспеванием, 2008; Бюне В Осторожно, пророки! http"/Avvvvv.blagovestnik.org/hooks/00066.htm; Гудсон С. Боги евангелия процветания. Боги в человеческом обличии.1іир://а5кгЬгЬіЬ1іе.Ьу ru/charisma/godsl .htm; Мохненко Г. Казнить нельзя, помиловать! http Buks/comporative hogoslov/mohn/index.Dhn: Оропеза Б. Что стоит за феноменом «святого смеха»? httpV/askforbiblie by ru/cliarisma/39.htm: Симпсон С. Врач? Исцелись сам! org/materials/heal thvself.php: Скерцо И. 39 ударов и 39 болезней. http-//askforbihlie.hv ru/charismn/cultofpcrson htm; Спичак А.И. Всегда ли Бог хочет исцелить?, 2007; Andrews С. An "Alpha" assessment Nicky Gumbel's "Gospel". http'/Avww.deceptioninlhechurch com/NickvGumbelsGospel.htm: Chambers J. The Confused World Of Paul And Jan Crouch. http'/A\ contused world.html: Howerter M. Kenneth Copeland. General teachings/activities. httpVAvvvw cephasmmistrv com/concland.hlml; cGregor R. The Latter Rain Movement: it's Continuing Influence. P.l. org/shield/lattcrrainl .htm; Sauve P. The Anointing: Bible and Fiction. Vrecland D. Reconstructing word of Faith theology: a defense, analyses and refinement of the theology of the Word of Faith movement. http'/Avww. victory/word 23 Кириллова К. Братство безгрешных. httpV/missioner kuraev пі/index,php?option=com docinan&task=doc dctailsfcgid=592<emid=47; Свартлинг П. Опыт неопятидесятнических движений в Швеции. http'/Avww.pla/nayamay org/50inswiss/; Ефимов И. Современное харизматическое движение сектантства. httn://apologctru,ru: Питанов В.Ю. Лжепророк Сандей Аделаджа. 24 Граждан В.Д. Пятидесятничество и современность// Вопросы научного атеизма. 1966. №2. С. 264-281; Дмитренко Н.П. Социально-этические воззрения современного пятидесятничества, 1980; Мельник В.И. Новый тип верующего в пятидесятничестве, 1991; Москаленко А.Т. Пятидесятники, 1973. российского пятидесятничества исследовал Чернов М.И., чьи статьи, написанные на основе архивных материалов, дали дополнительные сведения об истории пятидесятничества в советское время.

Российскому пятидесятничеству на современном этапе его развития посвящены полевые исследования и статьи Лункина Р.Н. и Филатова СБ., а также Коскелло (Струковой) А. и Степиной А. в рамках проекта Кестонского института «Энциклопедия современной религиозной жизни России». Результаты их исследований опубликованы на различных интернет-сайтах, в сборнике «Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России» (2002), энциклопедии «Современная религиозная жизнь России», т.2 (2003) и в трех томах «Атласа современной религиозной жизни» (2005-2009), включающие описания конфессиональной ситуации в 78 субъектах Российской Федерации.26Данные работы являются наиболее полными и глубокими исследованиями особенностей современного «нового» пятидесятничества. Также нужно упомянуть Ковальчук Ю.С. (корейские миссии в азиатской части России),

Мышлявцева Б.А., Юшу Ж.Л., которые изучали «новое» пятидесятничество в контексте своих более обширных исследований по социологии религии.

Исторические, культурологические и социологические материалы, введенные этими исследователями, представляют огромный интерес. Однако, следует заметить, что современное состояние «нового» пятидесятничества рассматривается без глубокого анализа его религиозного этоса, его истории и российской специфики. Поиск «новыми» пятидесятниками религиозной и социокультурной идентичности и стратегии ее обретения до сих пор не являлись предметом специального изучения российской религиоведческой науки. Эта тема впервые рассматривается в рамках данного диссертационного сочинения.

Источниковую базу исследования составили: 25 Чернов М.И. Евангельское движение в Советском Союзе: трудности возрождения и внутренние противоречия, отношения с государством (1944-1955) // Свобода совести в России: исторический и современный аспект. Вып.2. 2005. С184-224. 26 Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России / отв ред. Бурдо М., Филатов СБ., 2002; Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания. Т. 2 / отв. ред. Бурдо М., Филатов С.Б , 2003; Атлас современной религиозной жизни. ТТ. 13. / отв. ред. Бурдо M., Филатов С, 2005-2009.

Ковальчук Ю.С. Корейский протестантизм и особенности его миссионерских практик в азиатской части Российской Федерации в конце XX начале XXI вв.,2006; Мышлявцсв Б.А., Юша Ж ,М. Протестантизм и его влияние на этнические процессы в Туве // Проблемы межэтнического взаимодействия народов Сибири. 2002. С.96-104. полевые материалы автора, собранные в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Калужской области (г. Калуга, г. Малоярославец, г. Обнинск), в Республике Татарстан (г. Казань), в Новосибирской области (г. Новосибирск), в Курской области (г. Курск), в Свердловской области (г. Екатеринбург, г. Нижний Тагил). Долговременные исследования проводились в церквях «Ковчег Завета» и «Жизнь с избытком» в г. Обнинске, в церкви «Краеугольный камень» в г. Казани и Русско-американском христианском институте; основой'долговременных исследований в церквях стали включенные наблюдения церковных служб, различных религиозных мероприятий и повседневной жизни верующих, в институте - включенное наблюдение за студентами — «новыми» пятидесятниками. В ходе полевых сезонов 2006-2009 гг. были взяты тематические интервью у лидеров и прихожан церквей, а также у сотрудников учебных заведений «новых» пятидесятников; книги, статьи и проповеди «классических» пятидесятнических (Виглсорта С, Вилкерсона Д., Даффилда Дж., Кленденнена Б., Мензиса У., Мюррея Э., Тозера А., Фи Г., Хортона Ст. и др.) и неохаризматических лидеров (Аванзини Дж., Аделаджи С, Боннке Р., Вагнера П., Джойнера Р.*, Коула Э., Коупленда К., Ледяева А., Принса Д., Самралла Л., Хейгина К., Хинна Б., Чо Ионнги Д., Экмана У. и др.) а также российских «новых» . пятидесятников (Бачинина В.А., Березы М., Боровских А., Дириенко А., Дубровского М., Иванова Е., Мищенко А., Неволина М., Подорожного Д., Полякова С, Римашевского С, Филинова С, Цюкало П. и др.), которые дают информацию о доктрине и практике пятидесятничества;

3) заявления, обращения и открытые письма «новых» пятидесятников (Президенту РФ, министру юстиции, прокурору, губернаторам и общественным деятелям), а также других религиозных и общественных организаций, упоминающих пятидесятников (заявления старообрядцев, лютеран и мусульман, а также экспертизы и открытые письма, связанные с борьбой пятидесятников с телеканалом «2X2», обвиняемый ими в безнравственности. На основе этих источников проведен анализ официальной позиции пятидесятнических лидеров по ряду религиозных, общественных и политических вопросов, а также восприятие «новых» пятидесятников другими религиозными группами и представителями светского общества; интервью в светской и конфессиональной прессе с пятидесятническими лидерами (Аделаджей С, Бендасом К., Витюком В., Дарбиняном С, Ледяевым А., Маттс-Олой Исхоэлом, Никитиным И., Реннером Р., Ряховским С, Судаковым В., Тимохиным С.) и другими религиозными деятелями, упоминающими пятидесятников (Патриархом Кириллом, главами лютеранских церквей Лыткиным В. и Пудовым В., старшим пресвитером баптистов по Саратовской области Смотровым П. и др). Этот источник позволяет проанализировать взгляды пятидесятников на события в религиозной, общественной и политической жизни страны, а также отношение к «новым» пятидесятникам представителей других конфессий; данные газет и интернет-сайтов пятидесятнических и иных религиозных организаций (православных, баптистских, евангелических, адвентистских, мусульманских), которые дают представление о конфессиональной трактовке различных событий; официальные письма и телеграммы государственных (Медведева Д.А., Миронова СМ., Полтавченко Г., Попова С.А., Путина В.В., Торшина А.П. и др.) общественных (Бокерии Л.А., Томчина Г., Шмакова М. и др.) и религиозных деятелей (Патриарха Кирилла, митрополита Калужского и Боровского Климента, архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, епископа Саратовского и Вольского Лонгина, архиепископов Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве Тадеуша Кондрусевича и Паоло Пецци), которые помогают увидеть степень государственного, общественного и конфессионального признания «новых» пятидесятников; данные светской периодики (газеты «Газета», «Коммерсант», «Новые известия», интернет-журнал «Русский журнал», интернет-порталы «Нравственность и закон», , «ИА Regnum», ,

, ), которые позволяют увидеть отношение светского общества к «новым» пятидесятникам; онлайновые версии газет и сайты, посвященные религиозной тематике («Благовест-Инфо», «Интерфакс-религия», «НГ-религии», «Портал-Кредо.ру», «Религия и СМИ», «Религио.ру», частично «Центр Сова», «Славянский правовой центр»), анализ которых позволил осуществить качественную оценку современного состояния «нового» пятидесятничества; данные из статей и книг протестантских и православных апологетов, а также светских антикультистов; работы российских протестантов, посвященные истории и богословию их движения в России; социологические данные по религиозной ситуации в Российской Федерации, собранные, в частности, Кестонским институтом в рамках исследования «Современная религиозная жизнь России». Их анализ позволил максимально полно изучить вероучение и практику разных церквей «новых» пятидесятников по всей России; фактические данные, взятые из исследований зарубежных и отечественных ученых, посвященных протестантизму в целом и пятидесятничеству в частности в России и в мире.

Методология исследования построена на практике «case studies», которая включает в себя следующие задачи: формулирование задач исследования; выработка изначальной классификации эмпирического материала и методов его анализа; сбор материала; классификация полученной информации и ее анализ; подготовка отчета. К основным принципам «case studies» относятся: максимально полный набор эмпирических данных; классификация данных согласно цели исследования; постоянное обновление данных; верифицируемость данных.

К основным методам данного исследования относятся: историко-генетический (он позволил проследить происхождение и развитие пятидесятничества и всех его «волн»), сравнительно-исторический (использовался при изучении эволюции трех «волн» пятидесятничества и эволюции российского пятидесятничества), типологический (применялся при выявлении характерных особенностей различных пятидесятнических групп), а также включенное наблюдение, интервьюирование и анкетирование автором пасторов и служителей церквей, мониторинг локальных и религиозных СМИ и тематических Интернет-сайтов.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно впервые представляет комплексный анализ стратегий поиска «новыми» пятидесятниками религиозной и социокультурной идентичности. Впервые в отечественной науке составлено комплексное описание религиозного этоса пятидесятников.

Впервые дается типологическая характеристика «нового» пятидесятничества в рамках существующей теории о трех «волнах» в пятидесятничестве; также впервые дается полный анализ взаимоотношений «новых» пятидесятников как внутри своей среды, так и с другими религиозными группами; комплексно раскрываются механизмы адаптации вероучения, богослужения и практического богословия пятидесятников к российским реалиям.

В научный оборот впервые вводятся оригинальные материалы по современному положению церквей «новых» пятидесятников, собранные автором во время полевых исследований в 2006-2009 гг.

Основные выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы в различных регионах РФ для выработки рекомендаций по оптимизации взаимодействия государства и «новых» пятидесятников с точки зрения сохранения межконфессионального мира. Работа вносит свой вклад в формирование основ религиозной культуры у населения, что является необходимым условием для гармонизации конфессиональной ситуации.

Различные аспекты диссертации могут найти применение при подготовке учебных лекционных курсов по исследованию современных субкультур, практике «case studies», религиоведению и социологии религии.

Материалы диссертации использованы при подготовке двух коллективных монографий и представлены в 11 публикациях; апробированы в ходе участия в международных семинарах и конференциях, в том числе: на международном симпозиуме Международного общества социологии религии (ISSR) «Секулярность и религиозная жизнь» в г. Лейпциг (Германия) в июле 2007 г.; на международной научной конференции «Дни науки философского факультета» в г. Киев (Украина) в апреле 2008 г.; на международном семинаре «Религия и общество: кризис идентичности и новые вызовы постсекулярного общества» в г.Ялта (Украина) в ноябре 2007 г.; на международном семинаре «Этничность и власть: региональные, национальные и глобальные проекты» в г. Ялта (Украина) в мае 2008 г.; на Второй международной научной конференции «Мистико-эзотерические движения в теории и практике» в г. Санкт-Петербург в октябре 2008 г.; на Международной научно-практической конференции «Свобода совести в современной России: опыт, проблемы и перспективы развития в г. Екатеринбург в октябре 2007 г.; на международной научно-практической конференции «Религия и образование: российский и международный опыт» в апреле 2008 г.; на международном научном молодежном форуме «Ломоносовские чтения» в апреле 2008 г.; на Второй Всероссийской научной конференции «Национальная идентичность России и демографический кризис» в ноябре 2007 г.; на Всероссийской научной конференции «Стратегии России в историческом и мировом пространствах» в июне 2009 г.; на научно-практической конференции «Итоги 10-летия после принятия федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в г. Санкт-Петербург в июне 2007 г.; на научно-практической конференции «Время и вечность в науке, религии, культуре» в октябре 2007 г.; на конференции - семинаре молодых ученых «Науки о культуре -шаг в XXI век» в декабре 2007 г.; на Андреевских чтениях в 2006 и 2007 гг. и на Сретенских чтениях в феврале 2008 г.; на круглом столе в РГГУ «Религиозные процессы на постсоветском пространстве: современная ситуация» в марте 2009 г. 28 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Симонов B.B. и др. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М., 2009. 232 с; Якунин В.И., Сулакшин С.С, Сазонова Е.С. Правовое противодействие расовой, национальной и религиозной дискриминации. M., 2009. 224 с.

Исходя из задач работы, определяется структура работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

В первом разделе первой главы приведена краткая история пятидесятничества, а во втором разделе исследуются его общие особенности — как те, которые характерны для всего протестантизма, так и специфические для пятидесятничества. В третьем разделе дано описание богословия и практики двух самых известных неохаризматических лидеров на постсоветском пространстве, авторитетных для «новых» пятидесятников: Алексея Ледяева и Сандея Аделаджи. В четвертом разделе проанализированы различные точки зрения внутри «нового» пятидесятничества.

Во первом разделе второй главы проанализированы национальные особенности в богословии и практике «новых» пятидесятников по следующим позициям: 1) богословские авторитеты 2) устройство церкви и проблема пасторского авторитаризма; 3) богослужение; 4) откровения и видения; 5) духовная война; 6) теология процветания; 7) освящение; 8) эсхатология.

Во втором разделе второй главы проанализировано самоопределение «новых» пятидесятников в контексте их отношений с разными религиозными группами по следующим позициям: 1) отношения внутри «новых» пятидесятников и их самоопределение 2) самоопределение «новых» пятидесятников в контексте их отношений с «умеренными» и «традиционными» пятидесятниками; 3) самоопределение «новых» пятидесятников в контексте их отношений с представителями «второй волны» протестантизма (баптистами, адвентистами, методистами, евангельскими христианами); 4) самоопределение «новых» пятидесятников в контексте их отношений с «классическими» протестантами (лютеранами и реформатами); 5) самоопределение «новых» пятидесятников в контексте их отношений с католиками; 6) самоопределение «новых» пятидесятников в контексте их отношений с православными; 7) самоопределение «новых» пятидесятников в контексте их отношений с представителями нехристианских религий.

В третьей главе проанализирована социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников. Она рассматривается по следующим позициям: 1) отношения с государством: сотрудничество и конфликты (в этом же разделе: отношение к политике, патриотизм и отношение к службе в армии) 2) отношения с обществом: сотрудничество и конфликты (в этом же разделе: семья, тендерные отношения, социальное служение); 3) методы евангелизации; 4) отношение к образованию; 5) инкультурация в национальную традицию. В заключении подведены итоги работы.

В приложении 1 дана расшифровка аббревиатур - названий протестантских союзов.

Краткая история пятидесятничества

Пятидесятничество возникло из методизма - ривайвалистского движения в англиканстве (XVIII в.), проповедующего последовательное достижение святости - освящение. Во второй половине XIX в. появились методистские группы (т.н. «движение святости» - Holiness Movement), которые практиковали глоссолалию и «крещение Духом и огнем». Особо следует отметить «черное движение святости», возникшее в негритянской среде и представляющее собой смесь африканской (языческой) и христианской традиций.30

В истории пятидесятничества обычно выделяют три «волны». Первая - это классическое пятидесятничество, появившееся в начале XX в. на основе «движения святости» после т.н. «пробуждения на Азуза-стрит» (Azusa Street Revival) в 1906 г. Из них выделялись так называемые «единственники», или «иисусники» (Jesus-only movement), которых возглавил Р.Макалистер.32 Как и все пятидесятники, единственники следовали богословию духовных даров - дар говорениях на иных языках (глоссолалии) они считали знамением крещения верующего Духом Святым. В отличие от других групп пятидесятников, унитарии по-своему трактовали общехристианское учение о Святой Троице. Они провозглашали крещение только во имя Иисуса Христа, признавая лишь Его «единым Богом».

Вторая «волна» возникла в конце 1950-х годов и связана с принятием Д. Беннетом, священником Епископальной церкви, крещения Святым Духом. Западные исследователи называют единомышленников Беннета харизматами (Charismatics). Это представители христианских деноминаций (включая католиков и православных), практикующих глоссолалию и крещение Святым Духом в пятидесятнической трактовке. Формально они не входят в пятидесятнические деноминации, а остаются в своей конфессии на положении особой группы.

Третья «волна», появившаяся в 1970-е, - это харизматы, вышедшие из своих конфессий, и ряд местных общин (в основном в Африке, Азии и Латинской Америке), создавшие свои деноминации - т.н. «неохаризматы» (Neocharismatics).33 Нужно отметить, что у лидеров третьей «волны», как правило, нет четкой системы взглядов; не только богословские акценты могут свободно смещаться, но и основы веры (Триединство Бога, Богочеловечество Христа и т. д.) то провозглашаются, то совершенно неожиданно опровергаются. Это связано, прежде всего, с акцентом на непосредственном духовном опыте, а не на доктрине: неохаризматы часто следуют в проповедях и богослужении собственным эмоциям, не особо заботясь об их «ортодоксальности».

Формирование «новыми» пятидесятниками собственной богословской позиции и практики

Наибольшим авторитетом у «новых» пятидесятников пользуются иностранные лидеры. Это и понятно: многие ассоциации были ими основаны, и до сих пор «отцы» сохраняют влияние на своих подопечных. Корейская миссия «Благодать» основана миссией «Благодать» (Лос-Анджелес), ассоциация «Царство Божие» - бразильскими миссионерами из одноименной церкви, ассоциация «Церкви веры» - У.Экманом, ассоциация «Общение Калвари» -американской миссией Calvary International, ассоциация «Виноградник» -американскими проповедниками из одноименной церкви Дж. Уимбера, церкви «Посольство Божие» С.Аделаджей, церкви «Нового поколения» - А. Ледяевым.410 Ледяев, несмотря на разрыв с главой РОСХВЕ С.Ряховским (см. раздел 2.2.1), остается авторитетным лидером для многих «новых» пятидесятников, хотя и меньше, чем десять лет назад.

Корейский пастор Йонгги Чо, несмотря на жесткую критику его служения миссией «Благодать», авторитетен как для ряда корейских церквей, так и для собственно российских. 13

Те общины, которые не находятся под непосредственной опекой зарубежных лидеров, тем не менее, учатся своей вере по их книгам и кассетам. Менее популярными, но все же авторитетными остаются лидеры Движения веры. К.Коупленд и" Дж. Аванзини, однако это обычно характерно для «фундаменталистских» церквей, остальные «новые» пятидесятники, как правило, относятся к этим лидерам скептически.

Хотя очевидна явная богословская зависимость «новых» пятидесятников от западных неохаризматических «отцов», тем не менее, все больше распространяется критика иностранных лидеров. Высказываются замечания в адрес Ледяева и Аделаджи.415 Пастор Владимир" Хвалов («Церковь Христа Спасителя», Ростов-на-Дону) говорит, что «духовный голод» заставлял их в свое время читать все подряд, но сейчас верующие повзрослели, и их кумиры рухнули. Церковь стала более самостоятельной и может отвергать «конфессиональную ересь».

Есть группа пятидесятников, и она постепенно набирает вес, которая считает, что в России были и должны быть свои лидеры. Епископы Павел Тимченко (СВСЦЕХ) и Игорь Никитин (АХЦ) апеллируют прежде всего к авторитету деятелей российского «евангельского движения», например, к И. Проханову.416 Епископ Павел Савельев (ассоциация., «Харизма», РОСХВЕ) отмечает, что корни российского «нового» пятидесятничества - прежде всего в русской пятидесятнической традиции. Однако своих лидеров, равных по авторитету зарубежным лидерам, у «новых» пятидесятников пока нет. Известный и популярный проповедник Денис Подорожный пока не предложил каких-то оригинальных идей.

Отношения «новых» пятидесятников с государством: сотрудничество и конфликты

«Официальное» пятидесятничество строит свои отношения с государством, прежде всего пытаясь его уверить в своей законопослушности, открытости для государственных органов и респектабельности.

Во-первых, чиновников регулярно приглашают на официальные общепротестантские мероприятия вроде молитвенных завтраков.624 Во-вторых, где можно, руководство союзов выражает свою лояльность власти: так, был осужден доклад совдепа США за критику реализации принципа свободы совести в России, нарушения прав верующих связываются исключительно с невежеством чиновников, а не с политикой верховной власти, а верующие обвиняются в том, что они сами не умеют строить отношения с государством; также подчеркивается, что руководство ориентирует своих верующих на строгое соблюдение закона.

Даже появление в октябре 2008 г. объемного списка религиозных объединений, в том числе и пятидесятнических, которым Минюст угрожал ликвидацией в случае неисполнения ими формальных требований законодательства, глава РОСХВЕ С.Ряховский одобрил и-заявил, что закон надо соблюдать всем;626 более того, лидер «новых» пятидесятников поддержал идею законопроекта «О сектах».

Подобная политика Ряховского приносит свои плоды. Во-первых, его поздравляют с разными праздниками В.Путин и Д.Медведев,628 а также высокопоставленные чиновники, в той или иной мере занимающиеся религиозными вопросами: В.М.Миронов, С.Собянин, С.А.Попов, Т.А.Торшин.629 Успехом дипломатии Ряховского можно считать поздравления» от таких консервативных и проправославно настроенных чиновников, как губернатор Кемеровской области А.Тулеев, представитель Президента в Центральном федеральном округе Г.Полтавченко, известный своими «антисектантскими» высказываниями, и депутат Госдумы А.Чуев, внесший в свое время в Госдуму законопроект о «традиционных» религиях.

Во-вторых, руководство Союза приглашается на официальные встречи с представителями? государственной власти, например, в. Министерство иностранных дел, Госдуму, а также к Президенту РФ. Глава РОСХВЕ также присутствовал на инаугурации Президента в 2004 г.