Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Провинциальная культура и ее институциональное выражение в Бурятии Дементьева Виктория Викторовна

Провинциальная культура и ее институциональное выражение в Бурятии
<
Провинциальная культура и ее институциональное выражение в Бурятии Провинциальная культура и ее институциональное выражение в Бурятии Провинциальная культура и ее институциональное выражение в Бурятии Провинциальная культура и ее институциональное выражение в Бурятии Провинциальная культура и ее институциональное выражение в Бурятии Провинциальная культура и ее институциональное выражение в Бурятии Провинциальная культура и ее институциональное выражение в Бурятии Провинциальная культура и ее институциональное выражение в Бурятии Провинциальная культура и ее институциональное выражение в Бурятии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дементьева Виктория Викторовна. Провинциальная культура и ее институциональное выражение в Бурятии : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Улан-Удэ, 2004 162 c. РГБ ОД, 61:04-24/133

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования провинции и провинциальной культуры 15

1.1. Провинция как предмет философско-культурологической рефлексии 15

1.2. Особенности российской провинциальной культуры 39

Глава 2. Динамика институциональных форм провинциальной культуры Бурятии 69

2.1 Провинциальная культура в контексте развития культурных институтов Бурятии советского периода 71

2.2 Особенности институциональных трансформаций провинциальной культуры на современном этапе 99

Заключение 134

Библиография 141

Список сокращений 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сегодня исследование провинциальной культуры занимает одно из важнейших мест среди актуальных проблем науки и практики. Особую значимость оно приобретает в контексте процессов глобализации, которые наряду с позитивными изменениями, выражающимися в расширении возможности для взаимного обогащения культур, представляются многим ученым как несомненная угроза самобытности культур большинства народов Земли, поскольку предполагают стирание языковых и национальных границ в мировых масштабах, приближают человечество к единообразию.

Во многих странах, в частности в России, политика государства и общественных организаций направлена на повышение престижа провинциальной культуры. ЮНЕСКО включила Россию в список государств, которые располагают уникальными объектами культуры, расположенными большей частью в провинции, но представляют ценность для всего человечества. Большинство отечественных ученых обращаются к феномену провинции и ее культуры, признавая тот факт, что провинция обладает богатыми материальными ресурсами, составляет основу интеллектуального, культурного потенциала страны, может сыграть решающую роль в реформировании общества.

Актуализация проблемы исследования связана с тем, что провинциальная культура не только производит уникальные культурные тексты, но является сосредоточием самобытности, неповторимости, своеобразия, присущих каждому региону страны. Изучение провинциальной культуры необходимо, поскольку позволяет определить перспективы будущего развития российской провинции.

Одним из проявлений многообразия российской провинциальной культуры выступает культура полиэтнических регионов, сложившаяся в результате длительного, на протяжении столетий, сосуществования культур разных

народов. Примером провинциальной культуры такого типа является культура Республики Бурятия, сформировавшаяся в результате взаимодействия различных по происхождению культурных традиций.

Исследование провинциальной культуры Бурятии, как одного из субъектов Российской Федерации, актуально потому, что как в политическом, так и в геополитическом отношениях республика имеет весьма реальные перспективы стать одним из форпостов стабильности и гармонизации межнациональных отношений на востоке страны, ибо ценностные основания этих качеств составляют плоть традиционных культур народов, населяющих ее территорию.

Провинциальная культура Бурятии, как и других регионов, представляет систему конкретных институтов, играющих особую роль в функционировании провинциальной культуры и обусловливающих ее своеобразие. Однако в этом аспекте провинциальная культура Бурятии практически не изучалась.

Степень разработанности проблемы. Исходя из актуальности избранной проблемы, необходимо отметить, что разрабатывалась она в различных дисциплинарных направлениях. Так, первые попытки осмысления роли провинции в судьбе России предпринимались в XIX — начале XX вв. публицистами, общественными деятелями: И.С. Аксаковым, А.Н. Радищевым, М.Е. Салтыковым-Щедриным и др.1 Оформляется такое движение, как «областничество»2, которое выдвинуло идеи о самостоятельности национальных окраин, об антиимперском характере взаимоотношений между центром и провинцией. Однако работы названных авторов, как правило, не претендовали на научную объективность, поскольку они не ставили это своей целью.

Тем не менее, уже в 20-30-е гг. XX века, Н.П. Анциферовым, И.М. Гревсом, Н.К. Пиксановым и другими, в русле историко-краеведческого направления, была сформирована база для активного исследования местной

1 Аксаков И.С. Письма из провинции. - М., 1991; Радищев А.Н. Поли. собр. соч. - М.; Л.,
1952. -Т. 3.; Салтыков-Щедрин М.Е. Поли. собр. соч. -Л., 1965. - Т. 2.

2 См.: Кузнецова A.M. Сибирский федерализм: сущность, истоки, эволюция: Автореф. дис.
на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. - Улан-Удэ, 1999.

культуры, представленной в виде своеобразных «культурных гнезд» . Так, Н.К. Пиксановым было выдвинуто предположение об условности и подвижности территориально-поселенческих границ «культурных гнезд», а также предложена типологизация «культурного гнезда» по трем признакам: определенный круг деятелей, постоянное их функционирование и выдвижение питомцев. Вместе с тем, приоритетным для названных ученых было исследование конкретных памятников культуры. Что касается институтов культуры, то они оставались за пределами их научных интересов.

Для 50-80-х гг. прошлого столетия характерно освещение культурного строительства в городах, селах и деревнях. Основная часть работ этого периода содержит историко-социологический анализ духовной и материальной сфер культуры обозначенного типа поселений. В исследованиях П.П. Великого, В.Л. Глазычева, Т.А. Кудриной и других рассматриваются становление и развитие учреждений культуры, преобразование сферы культурного обслуживания, достижения культурной революции4. Однако авторы названных трудов не претендовали на использование комплексного подхода в изучении провинциальной культуры, ими не ставилась задача анализа своеобразия и уникальности данного феномена.

С 90-х гг. XX века, в связи с кардинальными изменениями, происходившими в российском обществе, началось активное осмысление природы российской провинции, ее культуры. Предметом исследования становятся различные аспекты изучения провинциальной культуры. Первые попытки обозначить контуры проблемы наметились еще на научных симпозиумах и конференциях, проходивших в Санкт-Петербурге (1991-1992), Самаре (1992), Ярославле (1993), Пензе (1993), Иваново (1996) и др.5 Появился

3 Анциферов Н.П. Пути изучения города, как социального организма. - Л., 1926.; Гревс И.М.
Город как предмет краеведения // Краеведение. — 1924. - № 3. - С. 249.; Пиксанов Н.К.
Областные культурные гнезда. — М.; Л., 1928.

4 Великий П.П. Духовная жизнь советского села.- М., 1982.; Глазычев В.Л. От сельской
культуры к урбанизации // Культура в советском обществе: проблемы и перспективы. - М.,
1988.- С.36-46.; Кудрина Т.А. Культура современной деревни. - М., 1980.

5 См.: Бурлина Е.Я. Мифы о провинциальной культуре // Российская провинция. - 1994. -
№1.-С. 48-51.

целый ряд изданий периодической печати, ориентированный на актуальные вопросы провинциальной жизни: «Земство» (Пенза), «Провинциальные ведомости» (Волгоград), «Провинция» (Кемерово), «Регионология» (Саранск), «Российская провинция» (Новгород) и др.

В этот период наиболее ярко проявляется междисциплинарный характер исследования провинциальной культуры. Она становится объектом изучения различных научных направлений: социальной философии, исторической и социальной культурологии, искусствоведения и ряда других наук. В трудах В.Ю. Афиани, Н.И Ворониной, А.И. Кравченко, И.В. Иванова уточняется содержание понятий «провинция», «провинциальная культура», «культура провинции», «провинциальность» .

Продолжая традиции ученых - краеведов 20-30-х гг. XX века, В.Н. Козляков, А.Н. Севастьянова, Э.А. Шулепова, Е.Н. Селезнева акцентируют внимание на провинции как особом феномене социокультурного пространства, которое необходимо человеку для его духовной нравственной жизни7.

Большое внимание уделяется проблемам творческой личности в провинции. Здесь следует отметить исследования А.А. Данилова, B.C. Меметова, Е.А. Сайко и др. Для них российская провинция представляет собой уникальное образование со специфической социокультурной средой, которая влияет на формирование творческой личности, в свою очередь, благодаря деятельности данной личности создается неповторимое культурное наследие, не имеющее аналогов в других регионах.

6 Афиани В.Ю. Провинция: пространство и культурное взаимодействие // Российская
провинция XVIII -XIX вв.: Реалии культурной жизни. - Пенза, 1996. - С.25-37.; Воронина
Н.И. Провинциальная культура как исследовательская проблема // Регионология. - 1993. -
№2 -С.88 - 95; Кравченко А.И. Культурология: словарь. — М., 2000.; Чванов И.В. Российская
провинция как социокультурный феномен: Дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. -
Саранск, 1995.

7 Козляков В.Н., Севастьянова А.Н. Культурная среда провинциального города // Очерки
русской культуры XIX в.- М.,1998.- С. 125-202.; Шулепова Э.А., Селезнева Е.Н.
Социокультурные аспекты формирования историко-культурной среды // Культурология: от
прошлого к будущему. — М., 2002. - С. 46-70.

8 Данилов А.А., Меметов B.C. Интеллигенция провинции в истории и культуре России. —
Иваново, 1997; Сайко Е.А. Российская провинция как социокультурный феномен: Дис. на
соиск. учен. степ. канд. филос. наук. - М., 1997.

Одновременно в трудах В.В. Балаханского, Н.М. Инюшкина, Л.Б. Сукиной поднимается вопрос о методах изучения провинциальной культуры, специфике и особенностях ее функционирования . В статьях И.М. Быховской, Н.И. Резановой переосмысливаются процессы взаимодействия провинциальной и столичной культур, акценты смещаются на диалогичную форму общения10. Таким образом, в русле современных подходов провинциальная культура не рассматривается как культура «низшего порядка», а признается самобытной, обладающей своими неповторимыми чертами, присущими только ей. Наблюдается отход от отрицательных коннатаций, распространенных в художественной литературе и публицистике прошлых столетий. К сожалению, авторы приведенных работ не уделяли достаточного внимания исследованию провинциальной культуры как системы институтов культуры.

Тем не менее, важными системообразующими факторами культуры, по мнению социологов культуры В.Л. Глазычева, Б.С. Ерасова, Л.Г. Ионина, Э.А. Орловой, является деятельность институтов культуры. Так, Б.С. Ерасов предложил типологию данных институтов по функциональному признаку11. Однако в трудах этих ученых не затрагивается проблема развития институтов в провинциальной культуре.

Наряду с изучением провинциальной культуры в целом, в постсоветский период обострился интерес к локальным исследованиям, что инициировало появление большого количества научных публикаций, посвященных изучению

9 Балаханский В.В. Провинциальная культура и объяснение событий российской истории // Российская провинция XVIII - XX в. - Пенза, 1996. - Кн. 2. - С.225-233.; Инюшкин Н.М. Провинциальная культура: специфика и проблемы востребования // Российская провинция...С- 82-91.; Сукина Л.Б. Художественная культура русской провинции: проблемы и методы изучения // Выбор метода изучения культуры. — М., 2001.- С. 199-204.

Быховская И.М., Резанова Н.И. Культурный диалог «столица-провинция»: методологические принципы анализа // Культура российской провинции: век XX — XXI веку. -Калуга, 2000.-С. 17-19.

11 Глазычев В.Л. От сельской культуры к урбанизации // Культура в советском обществе: проблемы и перспективы. - М., 1988. - С.36-46.; Ерасов Б.С. Социальная культурология. -М., 1994; Ионин Л Г. Обыденная и профессиональная интерпретация // Структура культуры и человек в современном мире. - М, 1987. -С. 28-47.; Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. - М., 1987.

культуры отдельных регионов России, в том числе сибирских. Одним из сибирских регионов является и Республика Бурятия .

Некоторые аспекты развития культуры Бурятии советского периода, в том числе деятельность институтов культуры, частично отражены в таких основательных коллективных работах, как «Очерки истории культуры Бурятии», «Искусство Бурятской АССР», «История Сибири» (1937-1965), «Культура Бурятии в условиях развитого социализма» и других. Однако в указанных трудах культура республики не анализировалась в аспекте ее провинциальных характеристик.

Ряд публикаций отражают динамику конкретных институтов культуры Бурятии советского периода. Здесь можно выделить работы A.M. Герштейна, С.А. Максанова, Г.Л. Санжиева, Е.Г. Санжиевой, И.Ц. Хазагаевой и других, в которых рассматривается деятельность культурно-просветительных учреждений13. Становление и развитие театрально-зрелищных предприятий освещены в исследованиях Б.В. Базарова, П.С. Гуревича, В.Ц. Найдаковой, А.А. Политова, Л.С. Ходорковской и др.14

12 Баженова Г.Н. Культурная среда малого исторического города как социально-философская проблема: Дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. — М, 1998.; Салахова Л.М. Культура молодых индустриальных городов Восточной Сибири середины 1950-1980-х гг.: опыт Братско-Усть-Илимского территориально-производственного комплекса: Дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. — Иркутск, 2003.

Герштейн А. М. Культурно-просветительная работа в Бурятии в условиях развитого социализма (1959-1970). - Улан-Удэ, 1977.; Максанов С.А. Культурно-просветительная работа среди сельского населения Бурятии (в 20-х гг.) // Актуальные проблемы истории Бурятии. - Улан-Удэ, 1990.; Санжиева Е.Г. Культпросветработа — общепартийное дело. -Улан-Удэ, 1985.; Хазагаева И.Ц. Культурное строительство Бурятии 1970-1985 гг.: исторический опыт и проблемы развития: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. -Улан-Удэ, 1998.

1 Базаров Б.В. Общественно-политическая жизнь1920-1950-х годов и развитие литературы и искусства Бурятии. - Улан-Удэ, 1995.; Гуревич П.С. Русский драматический театр // Искусство Бурятской АССР. - Улан-Удэ, 1959. - С.85-102.; Найдакова В.Ц. Бурятский академический театр драмы им. X. Намсараева — последняя четверть XX в. (1975-2002). -Улан-Удэ, 2002.; Политов А.А. Из истории русской театральной культуры в Бурятии (1917-1929 гг.). - Улан-Удэ, 1972; Ходорковская Л.С. Бурят-Монгольский театр: очерк истории. — М., 1954.

Трансформация институтов культуры Бурятии с конца 90-х годов прошлого века освещена не только в работах исторического плана15, но и в исследованиях социологов и философов: А.В. Бильтриковой, Э.О. Доболовой, М.И. Добрыниной и др.16 В этих трудах обобщаются процессы культурного возрождения и роль творческой интеллигенции.

Хотя культурологический подход к осмыслению институтов культуры Бурятии еще не сформировался, но первые диссертационные исследования уже существуют: Т.Г. Балхановой, А.В. Гапеевой, В.В. Китова . Их ценность состоит в культурологическом анализе деятельности отдельных институтов культуры республики, создающем предпосылки для целостного представления о провинциальной культуре Бурятии.

Что касается деятельности таких институтов культуры республики, как библиотеки, музеи, учреждения клубного типа, театрально-зрелищные предприятия, творческие объединения, то некоторые из них рассматривались в работах специального характера, в которых не ставилась задача культурологического дискурса. Отдельные направления работы библиотек анализируются библиотековедами Р.Б. Ажеевой, Т.Л. Одоровой и др. Среди

Михайлова В.Т. Развитие бурятской профессиональной культуры в 1990-1994 гг.: Сб. науч. тр. - Улан-Удэ, 1995.- С.86-91.; Санжиева Е.Г. Формирование бурятской культуры как национальной на евразийском пространстве// Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: Материалы междунар. науч.-практ. конф. — Улан-Удэ, 2002.- С. 146-150.

16 Бильтрикова А.В. Интеллигенция и процессы национально-культурного возрождения
бурятского народа // Проблемы нового этапа культурного возрождения народов Бурятии (по
материалам соц. исслед.). - Улан-Удэ, 2001. — С.31-40.; Доболова Э.О. Процессы развития
культуры Бурятии в 90-е гг. // Проблемы нового этапа культурного... С.-74-84.; Добрынина
М.И. Русская интеллигенция в национально-государственном образовании современного
российского общества (на материалах Республики Бурятия): Автореф. дис. на соиск. учен,
степ. канд. филос. наук. - Улан-Удэ, 2000.

17 Балханова Т.Г. Композиторская школа в музыкальной культуре Бурятии как фактор
межкультурной интеграции народов России: Дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии.

Улан-Удэ, 2002.; Гапеева А.В. Национально-культурные центры как фактор стабильности межкультурных отношений в полиэтническом регионе: Дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии. — Улан-Удэ, 2002.; Китов В.В. Музыкально-инструментальное творчество бурят как фактор художественной культуры: Дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии.

Улан-Удэ, 2002.

Ажеева Р.Б. Инновационная краеведческая деятельность публичных библиотек // Инновационная деятельность библиотек и подготовка библиотечных кадров: Материалы III региональной науч.-практ. конф. - Улан-Удэ, 2002.-С.35-39; Одорова Т.Л. Развитие библиотечного дела в Бурятии во втор. пол. 40-х-90-е годы XX века // Страницы истории

публикаций, посвященных развитию музейного дела Бурятии обозначенного периода, следует выделить исследования Е.В. Бухаровой, К.М. Герасимовой, Л.П. Ивановой и др. Деятельность театрально-зрелищных предприятий, особенно Бурятского академического театра драмы им. X. Намсараева, наиболее полно раскрыта в трудах доктора искусствоведения В.Ц. Найдаковой19.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что культура Бурятии, как провинциальная, с позиции культурологического анализа не изучалась. Это обстоятельство детерминировало настоящее диссертационное исследование.

Цель исследования - раскрыть сущность провинциальной культуры Бурятии как морфологической единицы целостной культуры России.

Поставленная цель предполагает решения следующей совокупности задач:

определить особенности российской провинции как социокультурного феномена;

выявить сущность понятия «провинциальная культура»;

рассмотреть деятельность институтов культуры Бурятии советского периода в процессе их становления и развития;

дать культурологический анализ деятельности музеев, библиотек, театров, клубов и творческих объединений Республики Бурятия на современном этапе.

Объект исследования - деятельность институтов культуры - библиотек, музеев, театров, клубов, творческих объединений - в пространстве

книжной культуры. - Новосибирск, 1999.- С.60-87.; Петухова И.И. Национальная библиотека субъекта РФ: конституционное становление // Проблемы адаптации библиотек в современных условиях: Сб.ст. — СПб., 1999. - С.68-84.

19 Бухарова Е.В. Инновационные технологии в Музее природы Бурятии // Музеи Республики Бурятия: основные направления и перспективы исследований: Материалы науч.-практ. конф. — Улан-Удэ, 2000. - С.21-26.; Герасимова К.М. О концепции экспозиции Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова // Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. - Улан-Удэ, 1999. - Вып.2. -.С.4-10.; Чимбеев Н.Д., Иванова Л.П. Этнографический музей народов Забайкалья: проблемы и перспективы // Музеи Республики Бурятия: основные направления... - С.43-47.; Найдакова В.Ц. Бурятский академический театр драмы им. X. Намсараева - последняя четверть XX в. (1975 - 2002). - Улан-Удэ, 2002.

провинциальной культуры Бурятии постсоветского периода, как части российской культуры.

Предмет исследования - особенности деятельности библиотек, музеев, театров, клубов, творческих объединений как институтов провинциальной культуры Бурятии.

Методологической основой в разработке проблемы диссертационного исследования послужили работы общего характера о развитии и функционировании культуры, институтов культуры (Е.Я. Александровой, И.М. Быховской, П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, В.Л. Кургузова, Б.К. Малиновского, Э.А. Орловой и др.).

При выявлении особенностей феномена российской провинции и определении сущности провинциальной культуры России, ее типологических черт важную роль сыграли положения, сформулированные в трудах ученых различных направлений: социально-философского (Н.А. Бердяева, Н.И. Ворониной, Д.С. Лихачева, С.Я. Сущего, И.В. Чванова и др.), исторической культурологии (В.Ю. Афиани, Л.В. Кошмана, В.Г. Рыженко, Э.А. Шулеповой и др.), филологического (ЯЗ. Ахапкиной, Е.В. Кулешова, И.А. Разумовой и др.), историко-краеведческого (Н.П. Анциферова, И.М. Гревса, Н.К. Пиксанова, СО. Шмидта и др.) и т.д.

Изучение культурных институтов Бурятии опиралось на научные исследования историков, социологов, культурологов, искусствоведов республики ( Б.В. Базарова, Э.О. Доболовой, В.В. Китова, В.Ц. Найдаковой, Е.Г. Санжиевой, и др.).

Специфика объекта исследования, поставленная цель и задачи, а также новизна проблемы определили необходимость использования таких методов, как проблемно-логический, историко-культурологический, функциональный, а также метод системно-структурного анализа.

Так, с помощью проблемно-логического метода выявлена логика культурно-исторического развития российской провинции, закономерности и механизмы ее динамики как в целом, так и отдельной морфологической

единицы - культуры Республики Бурятия. Историко-культурологический метод исследования дал возможность рассмотреть феномен провинциальной культуры с позиции синхроники, анализируя различные составляющие провинциальной культуры в их взаимодействии. Обращение к функциональному методу позволило выявить особенности провинциальной культуры Бурятии, отражающиеся в деятельности ее институтов.

Кроме того, в диссертационном исследовании был использован метод системно-структурного анализа, который дал возможность исследовать провинциальную культуру как систему взаимосвязанных элементов, а также выявить специфику культуры Бурятии в контексте социокультурной целостности России.

Эмпирическую базу исследования составили:

- законодательные документы, нормативно-правовые акты органов
власти, касающиеся вопросов становления и развития институтов культуры;

художественная литература и периодические издания;

материалы Национального архива Республики Бурятия (фонд 955) и текущего архива Министерства культуры РБ;

Научная новизна диссертации заключается:

в определении особенностей российской провинции как социокультурного феномена, обусловленных геополитическим фактором, условиями формирования централизованного государства, неразвитостью средств коммуникации и др.);

- в анализе понятия «провинциальная культура» и ее функций (мемориальная, оппозиционная, аксиологическая и др.), типологических черт (амбивалентность, ориентированность на природу, приближенность культурных процессов к человеку и др.);

- в рассмотрении деятельности - музеев, библиотек, театров, клубов и творческих объединений - Бурятии советского периода в процессе их становления и развития;

- в культурологическом анализе деятельности музеев, библиотек, театров, клубов и творческих объединений Республики Бурятия на современном этапе.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для дальнейшего теоретического изучения феномена провинции, провинциальной культуры России, ее специфики в различных регионах. Выводы диссертации могут учитываться при определении стратегии дальнейшего развития культуры Республики Бурятия, а также в практической работе по совершенствованию деятельности библиотек, музеев, театрально-зрелищных предприятий, клубов. Материалы диссертации могут применяться при чтении лекционных курсов и спецкурсов: «Культурология», «Краеведение», «Регионология», «Провинциальная культура Бурятии», «Библиотеки Бурятии на современном этапе» и т.д.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Особые условия развития российской провинции сформировали определенный тип культуры - провинциальный, своеобразие которого проявляется в сравнении столичное-провинциальное, а сущность раскрывается в следующих характеристиках: амбивлентность, приближенность культурных процессов к человеку, включенность явлений культуры в бытие провинциального сообщества, непосредственность общения творцов культуры и ее потребителей и др.

  2. Несмотря на то, что развитие культуры Бурятии, как и страны в целом в советский период было подчинено коммунистической идеологии, проявились основные черты российской провинциальной культуры (медленный ритм культурной жизни, ориентированность на природу, приближенность культурных процессов к человеку, включенность явлений культуры в бытие провинциального сообщества, непосредственность общения творцов культуры и ее потребителей). Они были свойственны и культуре Бурятии, своеобразие которой нашло свое отражение в тематике произведений, выборе сюжетов,

образов, использовании определенных символов, присущих творчеству народов данного региона и т.д.

3. Провинциальная культура Бурятии постсоветского периода характеризуется значительными изменениями, а именно: появлением новых институтов культуры и расширением функций прежних институтов. Институты культуры отличаются большей самостоятельностью, которая проявляется во взаимодействии с другими субъектами культурной деятельности на международном и региональном уровнях. Приоритетной в деятельности институтов культуры стала функция сохранения и возрождения обычаев, традиций, ценностей народов республики.

Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в докладах на Международной научно-практической конференции «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (14-15 мая 2002 г., г. Улан-Удэ); IV Международном научном симпозиуме «Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур» (25-28 сентября 2003 г., г. Улан-Удэ); Всероссийских научных конференциях: «Открытые культуры» (23-25 мая 2002 г., г. Ульяновск), «Культура. Социум. Творчество» и на V Всероссийском научно-практическом семинаре «Досуг. Творчество. Культура» (19-20 декабря 2002, г. Омск); на научно-практической конференции «Будущее Бурятии глазами молодежи» (11-12 апреля 2002 г., г. Улан-Удэ); ежегодной конференции-семинаре молодых ученых «Науки о культуре-шаг в XXI век» (23-24 декабря 2002 г., г. Москва); научной конференции молодых ученых «Молодые ученые Сибири о культуре» (октябрь 2003 г., г. Улан-Удэ).

Основные положения диссертационной работы изложены в 7 публикациях, общим объемом 2,9 п.л.

Структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, две главы, по два параграфа в каждой, заключение, библиографию и список сокращений.

Провинция как предмет философско-культурологической рефлексии

Провинция - уникальное, своеобразное, во многом противоречивое явление, которое наполнялось разными смыслами в обыденном сознании, художественной литературе, а также научной мысли и получило большой резонанс как культурный феномен, способный производить только свойственные ему тексты, отличные от столичных. Причем, становление провинции в качестве обозначенного феномена возможно лишь в том случае, когда она обретет соответствующие смыслы и непосредственное значение для людей. Об этом неоднократно упоминали многие выдающиеся ученые Н.А. Бердяев, П.С. Гуревич, М.В. Ломоносов, Д.С. Лихачев, М.Ю. Лотман и др.

Обращение к исследованию данного явления предполагает анализ феномена провинции и особенностей его российского аналога. Для этого необходимо сначала уточнить понятийный аппарат.

Появление провинции связывают с римскими завоевательными походами и относят к I веку н. э.20 Отсюда первоначальное значение слова -«побежденная страна». Гораздо позже понятие было перенесено на периферийные области страны, управлявшиеся из столичного центра. Оно также использовалось для обозначения внеиталлийских регионов Римской империи.

В справочной литературе провинция (от лат. - provincia) рассматривается как 1) область, административно-территориальное деление; 2) местность, удаленная от центра; 3) все, что не центр . Если в России, в большей степени используется второе и третье значение, то для ряда зарубежных стран (Англия, Франция, Италия, Испания, Португалия и др.) провинция - это административно-территориальная единица. Однако вышеобозначенное определение, утвердившееся как на обыденном уровне, так и имеющее место во многих научных работах, не раскрывает сущности, уникальности данного явления, не подчеркивает его значимости, многоплановости, а указывает лишь на статус.

Зачастую ученые, говоря о провинции, оперируют такими словами, как «периферия», «регион», «локальный», не всегда учитывая, что эти термины несут разную смысловую нагрузку. В связи с этим, мы посчитали целесообразным обратиться к анализу перечисленных понятий, который позволит уяснить характеристики провинции.

Согласно словарю иностранных слов, дефиниции «провинция» и «периферия» идентичны по содержанию, но различны по происхождению; так, первое - латинского происхождения, а второе — греческого (periphereia — окружность; внешняя часть чего-либо, в отличие от центральной его части; часть страны, области, края, удаленная от центра) . Если слово «провинция» относит нас к дореволюционной России, то «периферия» больше ассоциируется с советским периодом. Мы считаем, что понятие «провинция» желательно употреблять в том случае, когда речь идет об уникальности, неповторимости явления, наполнении его (т.е. явления) особым сакральным смыслом. Понятие «периферия», как правило, лишено такого наполнения. Оно лишь констатирует факт противоположности той или иной местности центру.

Термин «локальный» раскрывается как «местный», отнесенный к определенному месту, «как ограничение места действия, распространение какого-либо явления, процесса» . Он больше подчеркивает именно ограниченность распространения. В случае обозначения явления локальным подразумевается, что за пределами данной местности (нескольких деревень,

Словарь иностранных слов. - регионов области) это явление больше не встречается. Например, локальный характер приобретают неповторимые художественные промыслы разных регионов (знаменитая хохломская роспись, тульские самовары и т.д.). Необходимо отметить, что термин «локальный» может употребляться как по отношению к провинции, так и к столице, обозначая сосредоточие в определенном месте специализированного культурного явления.

Одним из многозначных и распространенных терминов в современных научных исследованиях и в публицистике является «регион». Актуализация использования этого понятия связана с нарастанием процессов "суверенизации" в постсоветском государственном устройстве, в том числе и на территории России. Оно имеет несколько общепринятых трактовок, зафиксированных в справочных изданиях универсального и отраслевого характера.

Можно выделить следующие подходы к интерпретации слова «регион». Экономисты определяют его как хозяйственно-экономическую общность, географы подразумевают под ним административно-территориальную единицу, краеведы - историко-культурную область, культурологи рассматривают регион как культурно-цивилизационное, духовно-нравственное пространство. Общим для всех определений является ссылка на исторически обусловленный процесс формирования региона (будь то в административном смысле или в виде территориально-поселенческой единицы).

Т.А. Чичканова предлагает рассматривать регион как субъект исторический и как «всю остальную Россию» , кроме столиц, ставя, таким образом, знак равенства между регионом и провинцией. Мы не совсем согласны с позицией Т.А. Чичкановой, поскольку считаем, что в каждом регионе непременно есть как столица, так и провинция. Но в тоже время разный уровень социально-экономического, социокультурного развития российских регионов позволяет говорить о наличии региона-периферии и региона-центра. Чичканова Т.А. Развитие российской провинции: культурологический подход в исследовании. - Самара, 1997. - С.7.

По мнению Н.И. Ворониной, понятие регион связно с непохожестью, своеобразием, «чья уникальность базируется на специфике географического положения, природных и исторических условий» . Своеобразие же «провинциального» проявляется лишь по отношению к центру. В определенной степени мы согласны с точкой зрения исследователя, однако считаем, что своеобразие может проявляться как по отношению к центру, так и к другим провинциям, поскольку провинция все же предполагает определенную местность (часто провинция идентифицируется с какой-либо территорией, например, сибирская провинция, чувашская провинция) с присущим ей набором природно-климатических, культурно-бытовых, конфессиональных, социально-психологических особенностей.

Историко-культурные границы региона могут не совпадать, а в большинстве случаев и не совпадают с административными. Регионами называют такие обширные территории, как Урал, Сибирь, Центр, Верхнее, Среднее и Нижнее Поволжье, включающие в свой состав несколько национально-территориальных и территориально-административных образований. По мнению А.В. Даринского, выделение достаточно крупных регионов, объединяющих область, края и республики, осуществляется по комплексу факторов, в первую очередь, «по общности географического положения, исторических судеб, близости национального состава населения, его культурных традиций, природных условий и связанного с ними направления экономического развития и характера хозяйственной деятельности»26.

Таким образом, регион - это наиболее устойчивая историко-географическая единица, обладающая рядом константных признаков (социально-экономический, историко-культурный, географический и др.), которые позволяют раскрыть ее своеобразие по отношению к другим регионам.

Провинциальная культура в контексте развития культурных институтов Бурятии советского периода

Советский период в истории России получил неоднозначную оценку в научной среде. Он ознаменовался большими достижениями в разных областях человеческой деятельности и диктатом коммунистической партии, подчинившей своей идеологии экономическую, социальную, политическую, культурную сферы общества.

По мнению С.Я. Сущего, особенности культурной политики советского периода, способ взаимосвязи центра и периферии, позволяют говорить о центростремительной-авторитарной форме функционирования отечественной системы, при которой влияние Москвы доминирует на всей территории СССР. В пространственном ракурсе происходил процесс стягивания культурного потенциала в столицу и его перераспределение на российскую периферию и национальные окраины. При этом культурное развитие национальных центров носило опережающий характер90.

Начальный этап советского периода проходил под эгидой культурной революции, определившей круг первостепенных задач, среди которых большое внимание уделялось работе по внедрению «культурности» в широкие массы. Реализация поставленных задач предполагала широкую просветительскую работу, ликвидацию неграмотности, распространение научных и технических знаний, развитие начального обучения и т.д.

Причем, среди всего провинциального пространства, государство отдавало определенный приоритет в культурном строительстве национальным районам, так как они зачастую не располагали современной промышленностью, еще не сформировалось профессиональное искусство и литература, отсутствовали национальные кадры рабочего класса, крайне низким был уровень грамотности населения и т.д. Такое положение сложилось в ряде отдаленных регионов, в том числе и Бурят-Монгольской автономной республике, образовавшейся в 1923 году. Тем не менее, нельзя сказать, что до установления советской власти в Бурятии не существовала система институтов культуры. Например, в городе Верхнеудинске в 1881 году открывается первая публичная библиотека, устраиваются любительские театральные постановки, открываются типографии, формируется круг национальной интеллигенции и т.д. Однако данные институты функционировали в основном в крупных населенных пунктах, и продукты их деятельности были практически недоступны большей части населения. А для реализации намеченных перспектив культурного строительства необходимость представляла такая система институтов культуры, которая осуществляла бы репродукцию, распространение, сохранение культурного продукта и во многом способствовала воспроизводству творческого сообщества, опираясь на воззрения господствующей идеологии.

Следовательно, в формировании провинциальной культуры Бурятии советского периода большая роль принадлежала культпросветучреждениям (библиотеки, музеи, клубы), поскольку они могли реализовывать комплексные задачи культурного строительства: повышение культурного уровня населенистраны, приобщение к творческой деятельности и развитие творческих способностей трудящихся.

Важное место среди обозначенных институтов занимали театрально-зрелищные предприятия и деятельность творческой интеллигенции, которые не только создавали культурно значимую информацию, но и транслировали ее широкому кругу потребителей. Необходимо отметить, что для различных регионов перечень этих организаций был практически одинаков, а количество и качество культурной продукции определялось предписаниями ЦК КПСС. Данные обстоятельства, несомненно, ограничивали культурный потенциал края, приводили к нивелированию региональных особенностей. Однако заинтересованность государства в конкретном виде культурной деятельности выражалась в финансовой, материально-технической поддержке обозначенных институтов.

Теперь более подробно остановимся на их деятельности и роли в провинциальной культуре Бурятии. Большое значение для данного типа культуры приобретает сформировавшаяся еще в дореволюционные годы национальная интеллигенция. Воодушевленная просветительскими планами советского государства, интеллигенция принимает активное участие в вопросах реорганизации культурных институтов и предлагает свой путь развития культуры Бурятии. Однако вопрос оказался достаточно полемичным, в результате этого сформировалось два диаметрально противоположных мнения. Одни ратовали за дальнейшее развитие дореволюционной культуры Бурятии, в которой значительное место уделялось бы устному народному творчеству, произведениям дацанской архитектуры и скульптуры, сохранению и транслированию традиций, обычаев, обрядов, религии (Б.Б. Барадин, П.М. Дамбинов, Ц. Жамцарано). Другие видели необходимость в создании новых произведений искусства, без опоры на традиции прошлого. В результате дискуссии возобладала точка зрения сторонников руководящих политических сил, которые считали, что следование традиционной культуре, где главное место отводится религиозной тематике, не может способствовать духовному развитию бурятского народа. Культура и искусство, по их мнению, должны отражать строительство новой жизни ранее угнетенных народов. Так с первых лет советской власти четко обозначаются границы дозволенного в сфере культурных преобразований. Творческая деятельность интеллигенции осуществляется в контексте приоритетов культурной политики государства, которая в условия региона приобретает черты провинциализма, преломляется через особенности провинциальной культуры.

На протяжении всего советского периода интеллигенция, бесспорно, занимала активную позицию в решении многих важных вопросов, в частности, касающихся реорганизации бурятского языка, просвещения неграмотного и малограмотного населения. Представители творческой интеллигенции являлись создателями произведений, которые считаются достоянием не только национального искусства, но и занимают достойное место среди мировых шедевров. Эти шедевры создавались при непосредственном взаимодействии с коллегами по творческому цеху, выносились на активное обсуждение широкого круга потребителей культуры.

Одной из форм организации творческой интеллигенции стали союзы, объединения, разнообразные общества, в которых осуществлялся обмен опытом, знаниями между их членами. Творческие союзы имели большое значение для художественной жизни регионов, поскольку открывали новые возможности для популяризации деятельности талантливых провинциальных художников, писателей, композиторов через их участие в организованных Союзами конкурсах, выставках, семинарах и т.д.

Так, в 1940 году был организован Союз композиторов Бурятской АССР, а в 1932 году создан единый Союз писателей и художественных работников во главе с коммунистической фракцией в нем. В Союз художников, который образовался в 1933 году, входило 16 художников-самоучек, продолживших свое обучение в центральных учебных заведениях страны. В числе первых членов Союза художников были Ц.С. Сампилов, Р.С. Мэрдыгеев, Г.Е. Павлов, А.А. Окладников и др91.

Работа творческих союзов была ориентирована на создание произведений, отвечающих требованиям метода социалистического реализма, суть которого состояла в «правдивом, исторически конкретном отражении действительности, взятом в ее революционном развитии, с позиции партийности и народности»92. Подобные ограничения в творчестве не позволили более полно отразить национальную специфику, показать своеобразие художественных произведений.

Однако деятельность художников, поэтов, писателей, композиторов была пронизана любовью к родному краю, которая жила в душе каждого обитателя провинции. Они являлись выходцами из глубинки, которые воспитывались на традициях, обычаях, фольклоре бурятского народа, при непосредственной близости к природе. Условия становления творческой личности не могли не наложить отпечаток на их деятельность. Например, богатые фольклорные традиции, созерцание природного разнообразия края, воплощаются в живописи. Особое предпочтение отдавалось портрету и пейзажу, отражающим этнографические мотивы («Любовь в степи», «Пастух» Ц.С. Сампилова, «Бурятский улус», «Кыренский дацан» А.Е. Хангалова, «Тайлаган» Р.С. Мэрдыгеева и др.).

Зрители, видя реалии окружающего их бытия, ощущали свою причастность к подлинному искусству. В этом проявляется такая черта провинциальной культуры Бурятии, как более тесное общение между художником и потребителем, когда личности деятелей искусства были знакомы широкому кругу земляков, студенческой молодежи и всем, кто интересовался их творчеством.

Особенности институциональных трансформаций провинциальной культуры на современном этапе

Современный этап в истории России еще не получил объективной оценки в научных публикациях. Тем не менее можно обозначить некоторые тенденции, присущие ему.

За последние десятилетия в российском государстве были проведены радикальные преобразования, которые привели к существенным изменениям во всех сферах жизнедеятельности (экономической, политической, социальной и культурной). Все более значительное место в жизни общества занимает рыночная экономика, предполагающая либерализацию цен, разгосударствление собственности. Преобразуются культурные институты. Происходит процесс суверенизации регионов, основанный на новом типе отношений центра и периферии - диалогичном. Россия активно включается в решение важнейших международных вопросов.

Задача параграфа состоит в том, чтобы дать культурологический анализ деятельности музеев, библиотек, театров, клубов, творческих объединений Республики Бурятия на современном этапе.

Развитие провинциальной культуры Бурятии на современном этапе происходит в условиях рыночных отношений, которые потребовали от государства и местных органов самоуправления иной стратегии поведения в области культуры. Прежде всего, разрабатывается правовая база отрасли, внедряются федеральные и региональные программы сохранения и развития культуры, активизируются процессы национально-культурного возрождения.

Если в советский период система правового обеспечения культуры строилась унифицированным образом для всех регионов бывшего СССР, то на данном этапе они получили возможность самостоятельно принимать необходимые законодательные документы, позволяющие регулировать деятельность институтов культуры, защищать их права. Например, после утверждения федерального Закона «О культуре» в 1992 г., Республика Бурятия приступила к обсуждению республиканского Закона «О культуре», который был принят впервые в 1993 г., а затем доработан в 1996 г. В этом документе (последняя редакция) были определены права и свободы этнических общностей в области культуры, освещены вопросы управления и экономического регулирования культурной деятельности и т. д.

К сожалению, нестабильное положение экономики затруднило реализацию некоторых статей настоящего закона. Например, согласно статье 23, государственное финансирование отрасли должно быть не меньше 6% средств республиканского и местного бюджетов. Однако на протяжении всего рассматриваемого этапа реальные цифры не превышали и 2%.Вследствие этого, институты культуры Бурятии практически лишились материальной поддержки государственных органов власти и местного самоуправления. Это привело к сокращению и неудовлетворительному состоянию материально-технической базы многих учреждений культуры и искусства, особенно на селе. В связи с этим для населения республики потребление продуктов деятельности данных институтов стало ограничено, а в некоторых случаях даже недоступно.

В этих условиях была необходима четкая стратегия поведения государства и регионов, направленная на сохранение сети учреждений культуры в городе и на селе. Одним из важных государственных проектов стала федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства в 1993-1995 гг.», которая позволила установить гарантии поддержки государством сферы культуры.

Среди приоритетных направлений политики государства в области культуры в программе были выделены: сохранение объектов национального культурного наследия народов России, содействие возрождению и развитию культуры российской провинции, обеспечение сохранности, дальнейшего формирования и эффективного использования архивного, библиотечного, музейного фондов России и др. Программа позволила частично профинансировать проекты, которые поступали из регионов. Например, в 1994 г. по целевой программе «Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия» произведена реставрация церкви Воскресения в г. Кяхте Республики Бурятия.

К сожалению, нестабильность бюджетного финансирования осложнила реализацию утвержденной федеральной программы. Поэтому многие проекты, заявленные субъектами РФ и отобранные по конкурсу, не получили финансовой поддержки.

Похожие диссертации на Провинциальная культура и ее институциональное выражение в Бурятии