Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема гармонии в западноевропейской культуре Топчий Инна Владимировна

Проблема гармонии в западноевропейской культуре
<
Проблема гармонии в западноевропейской культуре Проблема гармонии в западноевропейской культуре Проблема гармонии в западноевропейской культуре Проблема гармонии в западноевропейской культуре Проблема гармонии в западноевропейской культуре Проблема гармонии в западноевропейской культуре Проблема гармонии в западноевропейской культуре Проблема гармонии в западноевропейской культуре Проблема гармонии в западноевропейской культуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Топчий Инна Владимировна. Проблема гармонии в западноевропейской культуре : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Ростов н/Д, 2004 132 c. РГБ ОД, 61:04-9/361

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историческое развитие представлений о гармонии в западноевропейской культуре

1.1. Античные представления о гармонии 13

1.2. Идея гармонии в западноевропейской философии и культуре 24

Глава II. Гармония в художественной культуре

2.1. Сущность гармонии 38

2.2. Музыкальная гармония 49

2.3. Синтез искусств как проявление гармонии 65

Глава III. Гармония как мера социокультурного развития

3.1. Гармония в контексте отношений человека и природы 83

3.2. Гармония как модель общественного развития 96

3.3. Гармония человека как идеал развития культуры 109

Заключение 120

Библиографический список 123

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Среди широкого круга проблем, находящихся в центре внимания представителей современной гуманитарной науки и, прежде всего, культурологии, наибольший интерес представляют те, которые связаны с определением перспектив развития современной культуры, путей гармонизации отношений человека с природой, обществом и самим собой. Динамизм и сложность социокультурных процессов, быстрая смена условий современной жизни, осознание противоречивости человеческого существования вызывают необходимость обратиться к тем устойчивым базовым ценностям и понятиям, которые на протяжении веков служили смысложизненными и мировоззренческими ориентирами. К ним, несомненно, относится и понятие гармонии.

Будучи полисемантичным понятием, обусловливающим широкий диапазон его применения, гармония обладает вместе с тем универсальным значением, отражающим извечное стремление человека к порядку, согласованности, целостному единству и в этом смысле предстает объектом внимания философов на протяжении более чем двух тысячелетий.

Наряду с осмыслением гармонии как объективного явления, проявляющегося в различных сферах действительности, важное значение с точки зрения обогащения культурологического знания, имеет исследование путей к гармонии как некоторому идеалу, поиск которых актуализируется в переломные моменты развития культуры и общества.

Рассмотрение проблемы гармонии в контексте западноевропейской культуры обусловливается также необходимостью выявления соотнесенности гармонии с различными, сферами культуры в качестве своеобразной меры социокультурного развития.

Исторически в европейской традиции (философии и культуре) проблема гармонии рассматривалась преимущественно в связи с социальной сферой.

4 Ввиду этого наиболее последовательную разработку проблема гармонии получила в рамках утопической мысли. В современных условиях развития человечества, когда признаются равноправными различные пласты знания, анализ утопических концепций гармонии, включая художественные проекты преобразования взаимоотношений человека и окружающего мира на началах гармонии, обнаруживая их конструктивные элементы, помогает определить перспективы и пути развития культуры, выработать ее оптимальные модели как альтернативу технократическому развитию.

Степень научной разработанности проблемы

Хотя панорама исследований, посвященных тем или иным аспектам проблемы гармонии, достаточно широка, приходится констатировать, что в современной науке довольно мало работ, рассматривающих данный вопрос с культурологических позиций.

Фундаментальный вклад в разработку понятия гармонии, определения ее сущности и смыслов внесли труды крупнейших европейских философов различных эпох - Пифагора, Платона, Аристотеля, Боэция, И. Кеплера, Г.-В. Лейбница, Г.-В.-Ф. Гегеля и др.

В современной науке гармония рассматривается в философском, эстетическом и искусствоведческом плане, исследуются также различные формы гармонии - музыкальная, архитектурная, социальная и др. Особый интерес представляют исследования, посвященные взаимосвязи различных форм гармонии.

Можно выделить несколько направлений разработки понятия гармонии в отечественной литературе. Значительная доля исследований гармонии приходится на 60-80-е годы прошлого столетия и не лишена некоторого идеологического налета. Тем большую ценность представляют работы А.Ф. Лосева, широкий диапазон научных интересов которого включал и исследование античных представлений о гармонии.

В философском плане гармония исследуется в работах В.Т. Мещерякова, А.Н. Деева и др. Здесь рассматриваются этапы становления гармонии как

5 философской категории, связанной с сущностью бытия, а также анализируются различные ее формы. Среди зарубежных концепций, развивающих философское понимание гармонии, следует выделить теорию А. Ламуша, в которой предпринята попытка соединения традиционных представлений о гармонии мира с теориями современного естествознания.

Исследованию гармонии как категории, занимающей центральное место в эстетике, посвящены работы В.П. Шестакова, который прослеживает историю ее формирования с античности до наших дней.

Разработку проблем архитектурной формы гармонии и ее взаимосвязи с другими формами гармонии содержат работы таких авторов, как Я.Д. Гликин, И.И. Шевелев, Ю.С. Лебедев, И.И. Бяльский и др. Значительное число исследований посвящено проблеме музыкальной гармонии, в том числе работы Н.С. Гуляницкой, Ю.Н. Холопова, Л. Шевалье. Э.М. Сороко исследовал математическую форму гармонии. Концепция гармонии как универсальной закономерности разработана М.А. Марутаевым. Вопросы взаимосвязи музыкальной и социальной форм гармонии нашли отражение в работах М.В. Есиповой, Г.Д. Гачева и др.

Разработка проблем взаимодействия человека, природы и общества в контексте культуры, связанных с темой диссертации, содержится в работах таких отечественных и зарубежных авторов, как П.С. Гуревич, В.Е. Давидович, Г.В. Драч, М.С. Каган, Н.Н. Моисеев, И.И. Бестужев-Лада, Д. Винер, Р. Тарнас, Л. Уайт и др.

При рассмотрении эстетических и художественных аспектов проблемы гармонии важное значение имели работы отечественных и зарубежных философов, эстетиков, историков искусства, музыковедов: А.А. Аникста, Ю.Б. Борева, В.П. Бранского, В.В. Ванслова, Н.А. Дмитриевой, А.Я. Зися, А.В. Иконникова, Т.Н. Ливановой, A.M. Михайлова, Е.Б. Муриной, В.О. Пигулевского, Л.Н. Столовича, В.П. Толстого, О.А. Швидковского, Т. Адорно, Э. Гольдзамта, Ю. Ёдике, Г. Зедльмайра и др.

Изучение формирования мифологических представлений о гармонии опирается на труды ЯЗ. Голосовкера, В.Б. Иорданского, Ф. X. Кессиди, М.А. Лифшица, Е.М. Мелетинского, В.М. Пивоева, B.C. Полосина, Е.Я. Режабека, О.М. Фрейденберг и др.

Анализ утопических концепций гармонии основывается на трудах зарубежных мыслителей XVIII - XX вв.: Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье, Р. Вагнера, У. Морриса, Э. Фромма и др., а также на работах российских исследователей П.И. Новгородцева, Э.Я. Баталова, СП. Батраковой, В.А. Чаликовой, В.А. Кутырева и др.

Обращение в ходе исследования к обширному материалу европейского искусства - музыки, живописи, архитектуры, скульптуры - также составило важную часть научных изысканий и позволило конкретизировать положения диссертационной работы.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что гармония по-прежнему находится в фокусе научного интереса представителей различных гуманитарных дисциплин. Однако, несмотря на обилие публикаций, исследование проблемы гармонии в контексте западноевропейской культуры с позиций культурологии нельзя признать исчерпывающим. Гармония исследовалась либо в сугубо философском ключе как универсальная категория бытия, либо как эстетическая категория, связываясь преимущественно с анализом произведений искусства. Недостаточно внимания уделялось проявлениям гармонии в различных сферах культуры. В этой связи особое значение приобретает рассмотрение гармонии как критерия (меры) отношений человека к природе, обществу и самому себе, в том числе через призму утопических концепций, а также исследование проявлений гармонии в искусстве как той области, где гармония обнаруживает парадигматические характеристики.

Объект исследования — гармония в ценностно-нормативном пространстве культуры.

Предмет исследования - социокультурная рефлексия места гармонии в культуре.

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть становление предметной области и специфику понимания гармонии в западноевропейской культуре.

Учитывая недостаточную степень разработанности рассматриваемой проблемы, достижение заявленной цели связано с решением следующих основных задач:

выявить основные значения понятия гармонии в западноевропейской культуре;

обозначить специфику культурологического понимания гармонии;

соотнести понятие «гармония» с сопряженными ей понятиями (идеал, утопия);

проанализировать основные формы бытия гармонии в художественной сфере и их взаимосвязь;

рассмотреть синтез искусств в качестве проявления гармонии как единства в многообразии;

раскрыть содержание экологической, социальной, антропологической форм гармонии в культуре.

Методологические и теоретические основы исследования.

Теоретическую базу данной работы составляет совокупность взглядов, положений, концепций, содержащихся в трудах представителей отечественной и зарубежной философской, эстетической, культурологической, общегуманитарной мысли, в которых раскрываются различные аспекты проблемы гармонии.

Рассмотрение данной проблемы в контексте западноевропейской культуры относится к разряду междисциплинарных исследований, что обусловливает необходимость обращения в ходе исследования к различным областям знания - культурологии, философии, истории, искусствознанию, психологии, физике, биологии и другим гуманитарным и естественным наукам.

8 Многосторонность и сложность явления гармонии требует комплексного подхода к ее изучению. При определении специфики гармонии привлечение таких сопредельных понятий, как мера, пропорциональность, соразмерность, целостность и т.д. позволяет выявить сущность гармонии, объединить в единое целое все ее стороны, отражаемые вышеназванными понятиями.

Сравнительно-исторический метод, направленный на изучение эволюции идеи гармонии и динамики ее развития в западноевропейской культуре, позволил выявить этапы развития и многогранность этого сложного культурологического феномена от начальных представлений до современных концепций. Данная диссертация ориентирована на деятельностный подход к пониманию сущности культуры как процесса социально-значимой деятельности человека, рассматриваемой в диалектической взаимосвязи ее способов и результатов - норм, ценностей, смыслов, значений.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

на основе историко-культурологического анализа теоретических представлений о гармонии реконструированы ее основные значения;

показана комплементарность и, одновременно, нетождественность понятий «гармония», «утопия», «идеал».

- обосновано положение о гармонии как об объективном свойстве бытия
и как об условности в культуре;

проанализированы музыкальная, архитектурная и другие формы гармонии в художественной культуре и выявлена их взаимосвязь;

дано культурологическое осмысление синтеза искусств в качестве конкретной модели гармонии как единства многообразия;

гармония в культуре, выступающая в экологической, социальной и антропологической формах, представлена как мера отношений человека к природе, обществу и самому себе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение развития теоретических представлений о гармонии позволяет выделить три периода в истории учений о гармонии, в которые происходил

9 подъем учений о гармонии, обусловленный возрастанием объема определяемого гармонией бытия. Настоящий взлет учений о гармонии наблюдался в античности, когда были заложены основы математического истолкования гармонии. Второй период расцвета учений о гармонии приходится на эпоху Возрождения, когда на первый план выходило эстетическое и гуманистическое значение гармонии. Третий период развития учений о гармонии - Новое время - связан, во-первых, с философским и естественнонаучным осмыслением проблемы гармонии, утвердившим взгляд на гармонию как на объективное явление; во-вторых, с преимущественной разработкой проблем социальной гармонии.

2. Обобщение различных трактовок сущности гармонии и ее связей с
действительностью позволяет выделить несколько основных значений понятия
гармонии, конкретизирующих ее осмысление как единства в многообразии:
соразмерность частей и целого; внутренняя упорядоченность и мера бытия;
свойство объективной реальности, что аналогично в современной науке
понятию закона. Автор считает необходимым конкретизировать понимание
гармонии как согласованного единства контрастных начал, определяющего
целостность, упорядоченную организованность мира.

3. Гармония отражает закономерный характер развития
действительности, внутреннюю и внешнюю цельность, согласованность,
соразмерность формы и содержания объектов и в этом смысле трактуется как
объективное свойство реальности, проявление фундаментальной
закономерности бытия. Вместе с тем, гармония выступает как некий
умозрительный конструкт, условность, сложившаяся в ходе культурно-
исторического развития, установка, с помощью которой человек объясняет мир
и свое место в нем. Из соотнесенности гармонии мира с фундаментальной
закономерностью проистекает западноевропейская традиция ее
рационалистического объяснения и исчисления.

4. Гармония проявляется в различных ощущаемых человеком сферах
бытия, принимая соответствующие формы, в наиболее полной мере реализуясь

10 при этом в художественной культуре - архитектуре, музыке и др. Особое место среди художественных форм гармонии занимает музыкальная гармония как прообраз всех других проявлений гармонии. Связь музыкальной и архитектурной форм гармонии обнаруживается в том, что гармония возникает как вертикально-горизонтальные связи элементов, лежащих в основе этих искусств, в особой роли дисгармонии и диссонанса как контраста, являющегося необходимым элементом гармонии музыкального или архитектурного произведения. Музыкальная гармония, подобно архитектурной гармонии, в некоторых концепциях выступает моделью общественных отношений, одним из средств построения гармоничного общества, что обусловливает ее связь с социальной гармонией.

5. Взаимодействие форм гармонии в художественной культуре
осуществляется в виде объединения разных видов искусства в единое
художественное целое на основе синтеза искусств, понимаемого как
неразрывная связь различных видов искусства, как реализация принципа
единства в многообразии, составляющего суть гармонии. В этом качестве
синтез искусств, осмысленный как теоретический принцип и творческая задача
в XIX в. романтиками, Р. Вагнером, У. Моррисом, представляется не только
идеалом художественной гармонии, но и гармонии искусства и жизни,
культуры в целом. В этом стремлении к решению внехудожественных задач
идея синтеза искусств неминуемо обретает утопическую составляющую.

6. Сближение гармонии с утопией становится еще более заметным в тех
ее формах, которые выражают отношение человека к окружающему миру, к
другим людям и к самому себе как основных моментах развития культуры.
Проблема гармонии в этих направлениях разрабатывалась, главным образом, в
рамках утопической мысли. Если при этом утопические концепции
Возрождения и Нового времени были ориентированы на реализацию идеала
социальной гармонии, то для теорий XX века наиболее актуальны разработки
таких форм, как экологическая гармония и гармония человека.

7. Гармония отношений человека и окружающей среды, включающей как
собственно природный, так и социальный мир, вплоть до непосредственного
места обитания человека - его жилища, выступает как экологический
императив культуры. Утопические проекты поисков путей к экологической
гармонии предлагают различные решения этой проблемы - от «бегства» в
природу до конструирования окружающей среды художественными средствами
(экологическая архитектура). Проекты идеала социальной гармонии
основываются на понимании ее как единства многообразия составляющих ее
элементов - экономических, политических, психических и т.д. Гармония
человека как единство его духовно-телесной организации выступает
ориентиром западноевропейской традиции саморефлексии, моделью человека,
находящегося в гармонии с самим собой и с миром.

8. Обращение к европейскому культурно-историческому опыту
показывает, что гармония человека являлась тем идеалом, к которому лишь в
той или иной степени приближалась западноевропейская культура в процессе
своего развития. Гармония, рассматриваемая в контексте западноевропейской
культуры, предстает в различных своих формах прообразом совершенства,
должной целью, мерой социокультурного развития и в этом качестве обретает
черты идеала. Этим обстоятельством обусловливается невозможность
реализации гармонии в полной мере, поскольку она является вечным идеалом
человеческой мысли и деятельности, и ее достижение означало бы конец
человеческого познания. Но, несмотря на это, гармонию все же следует
рассматривать не только как утопию, но и как модель, максиму, содержащую
черты совершенства человека и его отношений с миром, которая задает
направленность развития человека и культуры, и чем она больше, тем большего
может достичь человек и культура в целом.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования Научно-теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в культурологическом понимании места гармонии в социокультурном пространстве. Результаты исследования позволяют углубить

12 теоретические представления о гармонии, связанные с проблемами современной культуры. Основные разработки диссертации могут быть использованы в научных исследованиях, посвященных вопросам гармонии.

Практическая значимость исследования состоит в осмыслении проблем и перспектив развития современной культуры. Основные положения диссертации могут быть использованы при разработке программ и чтении лекций, спецкурсов, семинаров по проблемам европейской культуры.

Результаты исследования отражены в ряде публикаций: в тезисах конференций,1 в статьях учебного пособия по культурологии.2 Материалы диссертации также были использованы при ведении семинарских занятий по курсу истории и культурологии в Донском государственном техническом университете.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка используемой литературы, включающего 167 наименований. Общий объем работы составляет 132 стр.

«Историческое развитие представлений о гармонии» // Труды аспирантов и соискателей ростовского государственного университета, том VII. - Ростов н/Д, 2001. - 320 с. С. 182-184.; «Музыкальная гармония

как фактор патриотического воспитания» // Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях. Региональная научно-практическая конференция (2-3 февраля 2001 г.). -Ростов н/Д, 2001г. - 130 с. С. 80-82.; «Проблема музыкальной гармонии в европейской культуре» // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы III Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.). Том 4. Ростов н/Д, 2002.-480 с. С. 407-409; «Идея гармонии личности и общества в европейской культуре» // Труды аспирантов и соискателей ростовского государственного университета, том IX. - Ростов н/Д, 2003. - 480 с. С. 330 - 332.

2 «Культура и природа», «Научно-технический прогресс и культура», «Культура и глобальные проблемы современности» // Шишова Н.В., Грожан Д.В., Новиков Л.Ю., Топчий И.В. Культурология. Серия «Высший балл». - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 320 с. С. 153-155, с. 173-179, с. 299-306.

Античные представления о гармонии

Наиболее ранние представления о гармонии выражены в мифологии, которая является чувственно-образным отражением мира. Поиск гармонии составляет «единое ядро древних цивилизаций» (В. Иорданский). Миф фиксировал определенный порядок (социальный, культурный), система обрядов, табу его выражала и поддерживала. Нарушение этих запретов и ритуалов вело к нарушению гармонии социального и культурного мира. Регулярно повторяющиеся ритуалы, воспроизводящие мифы, направлены на приспособление личности к социуму и призваны гармонизировать взаимоотношения социальной группы и природного окружения. Как отмечает Е.Мелетинский, возникает определенный «мифологический баланс между представлениями об окружающем мире и нормами поведения, который «метафизически» подкрепляет социальную и природную гармонию, душевное и общественное равновесие».3 В качестве повествования миф подчинен гармонизирующей и упорядочивающей целенаправленности, ориентирован на целостный подход к миру, который исключает элементы хаотичности, неупорядоченности. Доминирующей целью мифа является не столько познание, сколько именно гармонизация и регламентация. Миф направлен на объяснение существующего социального и космического порядка так, чтобы поддерживать этот порядок, исключая необъяснимые события, «чтобы универсальная гармония не была поколеблена...Высшая реальность мифа -источник и модель всякой гармонии».4

В исследовательской литературе подчеркивается значение мифа для гармонизации отношений индивида и социума, особенно в переломные моменты человеческой жизни, а также в плане социализации личности, приспособления индивида к социуму. Отражая в фантастических образах реальные черты окружающего мира, миф выполняет социальную роль, внося «лад и строй» в жизнь родовой общины. В исследовательской литературе развивается мысль, высказанная Б. Малиновским, о практическом назначении мифа - поддержание равновесия в обществе, идея гармонизации жизни в мифе и при помощи мифа.

В еще большей степени миф имеет значение для гармонизации отношений социального мира и природного окружения. Образу «мифа-гармонизатора» (С. Батракова) уделяли особое внимание исследователи первобытных культур.

Наиболее развитые представления о гармонии зафиксированы в античной, прежде всего древнегреческой, мифологии. Здесь впервые в ряде мифов воплощена вся многозначность этого понятия. Как отмечает В.П. Шестаков, «гармония выступает то неотделимо от вещей, то отделимо, в качестве определенного физического феномена или морального принципа, то в виде социально-политической или даже космической целесообразности; или же гармония выступает в утилитарном виде, не отличимом от вещей бытового характера или принципов производственно-практической деятельности».5 В гомеровской мифологии термин «гармония» означает соглашение, согласие, мир («Илиада»), а также в более конкретном смысле - скрепы, гвозди («Одиссея»), которыми Одиссей скрепляет корабль при строительстве. Это значение указывает на происхождение понятия гармонии от греческого harmodzo - сколачивать и на тот смысл, который закрепится за этим понятием, а именно: связывание, соединение различных элементов.

В античном мифе о Гармонии, которая была дочерью бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты, отражены представления древних греков о гармонии как порождении двух контрастных начал: красоты-любви и борьбы- войны. И это представление не случайно: уже древнее мифологическое сознание зафиксировало в образной форме сущностную особенность этого понятия - соразмерное единство двух разнородных начал, равновесие, согласованность противоположных элементов.

Древнегреческая мифология отразила представление о гармонии Космоса и человека, которая поддерживается «деятельностью» богов. «Их постоянное присутствие и помощь снимают возможность дисгармонии между вселенной и человеком, благодаря покровительству богов возвысившимся над страхом перед силами стихий. Никогда уже больше мир не казался людям таким обозримым, его гармония такой наглядной, боги такими доступными: они жили на земле, и их место пребывания - гора Олимп - было известно каждому. Отсюда, кстати, гармоничность мироощущения греков...».6

Мифологический образ мира древних греков предстает как единое целое, как «скрытый порядок мира», который проявляется в постоянном чередовании контрастов - жизни и смерти, любви и вражды, войны и мира, счастья и горя и осознание которого намечено уже Гомером. «Вечная гармония противоборствующих сил, - пишет Е.Я. Режабек, - которой в одинаковой мере подчинены люди, герои и боги — вот в чем заключен «скрытый порядок» вещей, художественными средствами прокламируемый поэтом».7

В мифологии гармония означает «порядок», предполагая наличие его противоположности. В этой связи, двигаясь «от противного», необходимо обратиться к мифам о хаосе, который выступает в качестве этой самой противоположности гармонии-порядка. Основной смысл греческой мифологии составляет превращение хаоса в космос, который в свою очередь устроен на принципах гармонии и порядка. Мифологии древнего мира присуща развитая космогония и теогония, основное внимание в которой уделено процессу общего мироустройства. При этом данный процесс описывается как переход от первоначального хаоса к упорядоченной гармоничной вселенной. Все древние мифологии в фантастических образах воспроизводят ход упорядочения, организации мира, преодоления изначального хаоса, часто в форме мифов о борьбе с драконами или чудовищами, воплощающими силы хаоса (борьба Ра со змеем Апопом, Зевса с титанами и т.п.). Образ хаоса присущ всем древним мифологиям. Хаос представляется как мрак или ночь (в некоторых полинезийских и африканских мифах, отчасти в греческой и индийской мифологиях), как бездна или пустота (греческий Тартар), как некое неорганизованное состояние, а также в виде неких демонических существ, таких как змеи или драконы, великаны и боги старшего поколения. «Превращение хаоса в космос оказывается переходом от тьмы к свету, от воды к суше, от пустоты к веществу, бесформенного к оформленному, от разрушения к созиданию». 8

Сущность гармонии

Одним из основных моментов в понимании гармонии, как показала ретроспектива учений о гармонии в западноевропейской философии, было признание ее объективности, которая состоит в том, что гармония отражает закономерный характер развития действительности, внутреннюю и внешнюю цельность, согласованность, соразмерность формы и содержания объектов. Гармония, как утверждают многие мыслители, существует в ощущаемом человеком мире, но она «недоступна для наших органов чувств и может быть осознана лишь в мышлении человека».29 Отсюда проистекает некоторая двойственность понимания гармонии: с одной стороны, она трактуется как объективное свойство реальности, проявление фундаментальной закономерности бытия, с другой стороны, гармония выступает как некий умозрительный конструкт, условность, сложившаяся в ходе культурно-исторического развития, установка, с помощью которой человек объясняет мир и себя в нем.

Из соотнесенности гармонии мира с фундаментальной закономерностью проистекает западноевропейская традиция ее рационалистического объяснения и исчисления. Идущая от пифагорейской идеи выражения гармонии посредством числовых соотношений, составляющих ее сущность, эта тенденция нашла продолжение в математическом исчислении перспективы в живописи, создания эталона в скульптуре и т.д.

В качестве универсального понятия культуры гармония связана с различными ощущаемыми человеком сферами бытия, проявляясь в различных формах - архитектуре, музыке, в социальных отношениях и т.д.

В аксиологическом измерении гармония связана с понятием идеала, соотношение ее с которым можно выразить словами В.Е. Давидовича: «Эстетический идеал - это порожденный воображением чувственно-воспринятый образ того диалектического противоречивого единства вещей, который именуется гармонией...Должная цель как достижимая гармония, несущая в себе черты совершенства человека и человеческих отношений -необходимый момент эстетического идеала».30 Гармония, выступающая высшей целью, образцом развития, может быть рассмотрена как идеал с учетом, однако, того, что гармония предполагает наличие противоположностей, в то время как идеал - образец совершенства - должен быть от них избавлен. Гармония относится к тем идеалам, по поводу которых Кант писал, что хотя их объективное существование затруднительно, однако их нельзя считать и бесплодными химерами, поскольку они выступают необходимым мерилом совершенного, по которому разум сверяет и оценивает степень и недостатки несовершенного. Вместе с тем невозможность реализации гармонии в абсолютном виде сближает ее с утопией.

Поскольку вопрос об определении сущности гармонии наиболее интенсивно разрабатывался в эстетической мысли, что способствовало более глубокому пониманию сущности гармонии вообще, то следует подробнее рассмотреть осмысление гармонии в эстетике.

Эстетическое понимание сущности гармонии исторически и логически следовало за математическим истолкованием гармонии. В отличие от математического понимания гармонии, которое сосредоточено в первую очередь на количественной определенности гармонии, эстетическое понимание связано со способностью гармонии выражать внутреннюю природу, качества вещей и явлений. Поэтому гармония связана с эстетическим переживанием, с эстетической оценкой и характеризуется через такие понятия, как мера, пропорция, симметрия, ритм, грация.

В античности наряду с традиционным пониманием гармонии как симметрии и пропорции Сократом и Платоном был поставлен вопрос о связи гармонии и красоты. Аристотель понимал гармонию как внутреннюю меру предмета и связывал ее в этом значении с понятием совершенства и красоты в противовес пониманию гармонии как простой арифметической пропорции. Вообще же в древнегреческой культуре гармония, в особенности эстетическая, играет особую роль, в значительной степени определяя специфику греческого мироощущения. «Прекрасное чувство этой счастливой гармонии, - подчеркивал Гегель, - ее дух и смысл проникают все те произведения, в которых греческая свобода осознала саму себя и представила себе свою сущность. Поэтому ее миросозерцание является серединой, в которой красота начинает свою истинную жизнь и создает свое светлое царство».31

В средневековой эстетике понятие гармонии служило основой для определения прекрасного. Основным мотивом различных эстетических воззрений Средневековья является понимание прекрасного как соединения совершенства, света и гармонии, или цельности, ясности и пропорции (integritas, claritas et consonantia). Однако поскольку источником и света, и гармонии, и совершенного является Бог, то и прекрасное есть Бог.

Наиболее развернутая концепция красоты содержится в эстетических взглядах Эриугены. Только гармония, полагает он, может соединить все части в единое целое и создать единство, которое является одним из главных условий прекрасного. Красота вообще основана на гармонии и пропорции, она заключается не в отдельных частях, а в целом.

Гармония в контексте отношений человека и природы

Вопрос об отношениях природы и человека как субъекта культуры в нынешнее время является наиболее актуальным. С момента своего появления на Земле человек начинает активно преобразовывать природу, в результате этой деятельности все дальше отдаляясь от нее, выступая в качестве покорителя и эксплуататора. Результатом этого многовекового воздействия стало все обостряющееся столкновение между природой и человеком, выражающееся в виде экологического кризиса, нарушении естественного баланса и т.д.

Причины утраты гармонии с природой разными исследователями называются различные. По мнению Л. Уайта, истоки подобного отчуждения следует искать в христианской концепции мира, которая вытеснила языческий анимизм. Каждое дерево или река имели своего духа-покровителя, у которого необходимо было получить соизволение для каких-либо действий по отношению к этому дереву или реке. Л. Уайт полагает, что этот анимизм, который ограждал природу от человека, был разрушен христианским представлением о том, что человек как бы возвышается над природным миром. Эта установка представила человека в роли хозяина природы, имеющего право ее эксплуатировать, способствовала покорению природы.92

Существует точка зрения, согласно которой корни отчуждения от природы уходят в дохристианские времена. Так, ряд современных исследователей (например, Ю. Яковец) указывает в качестве исходного момента разрыва человека с природой неолитическую революцию, когда произошел переход от простого потребления даров природы к производящему хозяйству, когда человек начал вести самостоятельное существование, формируя техносферу, когда возникли общество и проблема его взаимоотношений с природной средой.

К. Маркс считает, что все беды человечества начинаются с появлением частной собственности, которая порождает не только эксплуатацию человека человеком, но и эксплуатацию человеком природы.

Э. Фромм усматривает начало утраты гармонии с природой в факте возникновения человеческого сознания, это разрывает естественные связи человека с природой, разрушает изначальную гармонию с ней. Человек не может вернуться к состоянию дочеловеческой гармонии с природой, поэтому он ищет единства с ней на основе своих разумных, сугубо человеческих способностей.

Однако история развития европейской культуры свидетельствует о том, что свои способности человек употреблял скорее на обеспечение независимости от природы, для чего ему потребовалось постичь ее тайны и, следовательно, противопоставить себя ей. Это обусловило утилитарный подход к природе, апофеоз которого выражен в знаменитой формуле: «Природа не храм, а мастерская».

Превращение природы в простой объект научного знания обеспечило многочисленный ряд важных открытий, став нормой человеческой деятельности, убедило человека в могуществе его разума. Направленность западной культуры на практическую деятельность, подкрепленная протестантской установкой на индивидуальную активность, содействовала преобразованию и покорению природы. Интенсивное развитие науки и техники дало возможность усовершенствовать орудия производства, добиться большей эффективности в обеспечении продуктами труда, сделать жизнь человека максимально удобной и комфортной и даже увеличить продолжительность самой жизни. В то же время стремление человека преодолеть зависимость от природы приводит к возникновению новой зависимости - от техники, машин. Тем самым мощь человека одновременно оказывается его слабостью. Из помощника человека техника превращается в его повелителя. По словам Н. Бердяева, техника становится последней любовью человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви.93

Изобретение и применение различного рода приспособлений, которые могут облегчить труд и жизнь в целом, сделало неотъемлемой частью человеческого бытия технику. Усовершенствование технических средств на основе научных знаний приобрело все больший масштаб, ускоряя темп в эпоху Нового времени. Научная революция кардинально изменила не только способы и средства деятельности, но и мировоззрение людей, отношение к окружающему миру - как социальному, так и природному. Распространение в массовом сознании точки зрения, сформулированной Ф. Бэконом, согласно которой научное знание есть техническая власть над природой, оказало огромное влияние на развитие западной культуры и мировой цивилизации в целом.

Похожие диссертации на Проблема гармонии в западноевропейской культуре