Содержание к диссертации
Введение 3
1. Обоснование нигилизма как способа мышления, определяющего характер культуры переходной эпохи 19
1.1. Феномен способа мышления эпохи 21
1.2. Основные характеристики нигилистического способа мышления 33
1.3. Нигилистическая ориентация способа мышления переходного периода 55
2. Нигилизм как субкультура отечественной интеллигенции 84
2.1. Инвариант нигилистической субкультуры отечественной интеллигенции 93
2.2. Характеристика нигилистической субкультуры отечественной интеллигенции на переходных этапах российской истории 99
2.2.1. Роль интеллигенции в изменении логических и этических понятий в структуре способа мышления эпохи 101
2.2.2. 'Феномен «русского революционного нигилизма» 112
2.2.3. Нигилистическая субкультура и власть: смена нигилистического способа мышления циническим 136
2.2.4. Эскапизм интеллигенции как уход от социокультурных проблем и способ сохранения внутреннего мира 147
Заключение 154
Библиографический список 157
Введение к работе
Актуальность исследования нигилизма как субкультуры интеллигенции в переходные этапы российской истории обусловлена интересом к трансформационным процессам, происходящим в России на протяжении всего XX в. Появилась острая необходимость анализа внутренних взаимосвязей богатого на конфликтные события прошедшего столетия. Невозможно говорить о выходе из общего социального кризиса, а тем более разрешить его последствия, без философского понимания глубинных причин происходящего. Кризисные моменты в истории культуры являются свидетельством ее исчерпанности, необходимости пересмотра ее основных ценностей. Данный процесс определяется как феномен нигилизма (от лат. nihil -ничто).
Актуальность проблемы исследования обусловлена также и тем, что в России нигилизм приобрел особый статус, поскольку - и это распространенное мнение - радикальность западных идеологических проектов обретает здесь крайнюю форму практического осуществления. И если теоретически, и терминологически отечественный нигилизм вторичен, то по силе практического отрицания «отжившего», скорости, с какой нигилисты от философских и литературных образов переходят к практическим действиям, и, наконец, по количеству образованных людей, втянутых в водоворот практического нигилизма - ему нет равных. П. А. Сорокин, например, отмечал чисто российскую способность к быстрой смене политических режимов «для защиты своей независимости и национальных ценностей»: Россия дважды за столетие кардинальным образом изменила социально-экономический уклад, решительно отбрасывая прежние, в том числе и фундаментальные ценности .
Актуальность исследования определяется также ролью интеллигенции в динамике российской культуры. Сущностное осмысление нигилизма как субкультуры отечественной интеллигенции дает понимание характера социокультурных трансформаций в переходные периоды истории России, поскольку именно интеллигенция всегда играла определяющую роль в развитии культуры, провозглашая идеалы, задавая цели, обозначая ценности общества и предлагая способы их осуществления. И тогда по самой логике возникает необходимость анализа эволюционного развития менталитета интеллигенции в переходные периоды, потому что она способна либо создать предпосылки для краха культуры в ее прежнем виде, либо формировать ориентиры новой культуры.
Тема исследования нигилизма как субкультуры в переходные периоды истории очень важна, поскольку ее носители активно участвуют в трансформационных процессах и определяют характер будущей социокультурной реальности.