Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Современная культура и технологическое творчество .16
1.1. Место и статус технологии в современной культуре 16
1.2. Образовательные, компьютерные и мультимедийные технологии в современной культуре 28
Глава 2. Музыкально-компьютерные технологии: историко-культурный и теоретико-методологический анализ 35
2.1. Генезис представлений об автоматизации и компьютеризации музыки в истории культуры 35
2.2. Музыкально-компьютерные технологии как инновационно- креативная область знания и творчества. МКТ и художественная культура 61
2.3. Музыкально-компьютерные технологии в контексте образовательной модели культуротворческой школы 83
Глава 3. Музыкально-компьютерные технологии и трансформации современной музыкальной культуры: инновационные научные и образовательные центры по разработке музыкально-компьютерных и мультимедийных технологий 118
3.1. Информационно-просветительская и культурная деятельность инновационного центра IRCAM 121
3.2. Музыкально-компьютерные технологии в современном мультимедийном повествовании (на примере деятельности инновационных образовательных центров) 130
Заключение .143
Библиография
- Образовательные, компьютерные и мультимедийные технологии в современной культуре
- Музыкально-компьютерные технологии как инновационно- креативная область знания и творчества. МКТ и художественная культура
- Музыкально-компьютерные технологии в контексте образовательной модели культуротворческой школы
- Музыкально-компьютерные технологии в современном мультимедийном повествовании (на примере деятельности инновационных образовательных центров)
Образовательные, компьютерные и мультимедийные технологии в современной культуре
Современная культура является динамично развивающейся системой в техногенном и информационном отношении, связанной с внедрением новых технологий, осуществляющих процессы виртуализации и мультимедиизации различных сфер жизни (в том числе и системы образования). Феномен технологической насыщенности, присущий современной культуре, отмечается во многих специальных исследованиях, направленных на изучение динамики технокультуры, являясь предметом междисциплинарных подходов, находящихся на стыке культурологии, социологии, антропологии, философии науки и техники и пр.
Диверсификация современной культуры осуществляется на фоне происходящих в мире процессов глобализации, а также развитых рыночных отношений. Данные процессы порождают в культуре особенности, существенно отличающие ее от предшествующих исторических типов культур. К таковым относится развлекательность, доминирование экранной культуры над текстовой, господство примитивных норм и типов поведения, проективность в творчестве, понимаемая как подмена художественного произведения и творческой деятельности созданием проектов посредством внесения искусственных элементов режиссуры в жизнь и творчество (например, жизнь как проект). Творчество в современной культуре трансформируется в креативность, понимаемую в данной связи как творчество малых форм. Это приводит к изменениям в антропологической сфере. Как пишет С.А.Гончаров: «Наличие электронно-виртуальной вселенной меняет и формирует новый образ человека».1 Мозаичность, как свойство восприятия и представления, обратное целостности, возникает как следствие отсутствия системообразующей идеи и стремления скрыть человека за словом, символом, цитатой, авторской позицией и т.п. Согласимся с О.А. Семенищевой в том, что в современной культуре «нивелируется высокое и почетное звание творца, становится популярной роль художника-дилетанта»,2 стремящегося осуществить режиссуру жизни (проект) через внесение в повседневность метафоры искусства, переплетение правды и вымысла и т.п.
Содержательная отработка концепта массовой культуры проводилась, уточнялась и конкретизировалась на протяжении всего минувшего столетия в трудах признанных мыслителей: Т. Адорно, Д. Белла, Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Тоффлера, О. Шпенглера и др. К числу типологических характеристик массовой культуры следует отнести «превращение культурных ценностей в потребительские стоимости (или товар)».3 Будучи рожденной непосредственными ожиданиями масс в организации и оформлении досуга, жаждой его разнообразия, массовая культура не только реализует эти потребности, но и культивирует их, воздействуя на различные возрастные аудитории через систему формирования вкусов и спроса соответствующих возрастных групп на определенные товары и услуги. К числу новоявленных в молодежной среде иллюзий следует отнести: установку на сиюминутный успех без видения дальнейших перспектив, жажду сенсации, стремление к легкой публичной жизни, выставление жизни и мелких успехов на показ через социальные сети, формирование поверхностных виртуальных контактов и т.п.
Отметим еще одну особенность современной культуры как самоорганизующейся системы, ее пластичность и способность адаптации к изменяющимся условиям жизни. Т.Н. Заборских указывает на два взаимозависимых начала: «высокое» и «низкое». «Один вектор направлен “вверх”, утверждая вечные ценности, другой — “вниз”, фиксируя обыденные представления жизни человека. Первое обеспечивает преемственность, единство системы, а другое гарантирует ее саморазвитие».4 Оппозиция «верхнего» и «низового» начал, обеспечивающих преемственность и саморазвитие системы также характерно для современной системы многоуровневого образования, в рамках которого с сожалением можно отметить нарастающие процессы массовизации, связанные с отказом от подлинной культуры и образования и заменой их примитивными потребностями, целями, ценностями и образом жизни, «которые отличаются стандартизированным мышлением, внешнеорганизованной формой труда, стереотипностью поведения, социальной адаптивностью, пассивностью, равнодушием и т.п.».5 Массовизация образования предполагает доступность, в целом невысокий уровень подготовки молодого специалиста, и, как следствие, девальвацию дипломов о высшем образовании.
На рынке труда оказываются востребованными «транспрофессиональные качества», позволяющие ориентироваться в динамично меняющемся мире постиндустриального общества: систематическая рефлексия, стратегическое мышление, опережающее воображение, развитые коммуникативные способности и т.п. Все это ставит перед системой высшего образования новые задачи, связанные с разработкой и включением в учебные планы курсов, содержащих новые образовательные и гуманитарные технологии, спроецированные на становление молодого специалиста и его адаптацию в профессиональной и творческой среде. Данную ситуацию С.А. Гончаров поясняет следующим образом: «Увязывание фундаментальных гуманитарных наук с техниками и технологиями их практического применения заставляет видеть не абстрактного человека и жизненную среду вообще, а конкретного человека, который находится в ситуации постоянной коммуникации…».
Музыкально-компьютерные технологии как инновационно- креативная область знания и творчества. МКТ и художественная культура
Стремительное развитие в ХХ веке электронных музыкальных инструментов и музыкально-программного обеспечения привело к появлению на рубеже веков нового направления в музыке, музыкальном образовании, музыкальной педагогике и информатике – музыкально-компьютерных технологий (МКТ), связанных с разработкой и использованием в образовательной и музыкальной практике специализированных программно-аппаратных средств, предназначенных для обучения музыке, технике музицирования, создания музыки, обработки звука, аранжировки, создания аккомпанемента и т.п. МКТ являются сферой междисциплинарного взаимодействия, будучи предметом исследования многих наук (музыка, информатика, педагогика, культурология, философия образования и т.п.). В связи с задачами данного исследования важно не только понять сущность МКТ, но и осознать специфику культурологического интереса к МКТ, как к новому культурно-цивилизационному феномену, высоко интеллектуализированному виду культурного творчества, инновационно-креативной области знания и творчества, имеющей глубокие исторические корни и историко-генетические основания для последующего возникновения в предшествующих исторических культурах минувших эпох (античность, Средние века, Возрождение, Новое время, Просвещение и т.д.). Специфика культурологического интереса к МКТ как феномену современной культуры отражена в культурологическом подходе к изучению данного явления. Прежде всего МКТ является предметом специфического интереса культурологии, поскольку данные технологии являются одной из конкретных форм существования современной культуры, отличающейся внутренним динамизмом, связанным с повсеместным внедрением инновационных технологий, процессами виртуализации и мультимедизации различных сфер жизни, доминированием экранной культуры над текстовой, развитием креативности как творчества малых форм, мозаичностью, проективностью, нарастающими процессами массовизации (в противоположность элитизации и развитию аристократических тенденций в культуре), с установкой на быстрый успех, сенсацию, публичность и т.п.
Наиболее содержательно-емкое и в тоже время лаконичное определение музыкально-компьютерных технологий представлено в монографии И.Б. Горбуновой и С.В. Чибирева, в соответствии с которым данный вид технологий определяется как «междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств, требующая знаний и умений как в музыкальной сфере, так и в области информатики».82 В контексте данного исследования были обоснованы различные подходы к моделированию процесса музыкального творчества с помощью музыкально-компьютерных технологий, позволяющих решать более частные проблемы: установление авторства музыкальных произведений и их принадлежности к определенным типам, определение возможностей создания музыкальных произведений с заданными параметрами звучания, восстановление неизвестных или потерянных фрагментов и т.п. В результате исследования авторами монографии был сделан концептуальный вывод о музыкально-компьютерных технологиях как о новой образовательной творческой среде, основными компонентами которой являются: 1) музыкальный компьютер (базовый элемент аппаратно-инструментального комплекса) и его процесса музыкального творчества: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. С. 5. программное обеспечение; 2) методическое сопровождение образовательного процесса с обоснованием возможности его обновления в форме учебно-методических пособий, программ, методических рекомендаций и т.п.
Специфика реализованного подхода состоит в необходимости учитывания двух важных моментов при разработке проблем моделирования процессов музыкального творчества: во-первых, совместимость компьютерных и традиционных музыкальных технологий и связанной с этим обстоятельством возможности изучения истории музыкальной культуры с помощью новых технических средств с точки зрения поступательности, преемственности, взаимопроникновения музыкальных стилей. Второе, — это отказ от использования готовых шаблонов и фрагментов как элементов творчества и сведения творчества к техническому использованию и комбинированию штампов, «заготовок».83
Творчество в данной связи понимается как процесс интуитивный, спонтанный, эмоционально насыщенный, направленный на создание нового. Отсюда логичен вывод: «такой подход обеспечивает более непосредственное изучение “чистого”, интуитивного процесса творчества, предохраняя от практики комбинирования и тиражирования готовых штампов».84 Саму ситуацию интуитивного, таинственного и загадочного в музыкальном творчестве А.В. Денисов поясняет следующим образом: «Природа музыкального искусства, живущего в непосредственном акте звучания, вариативна, не поддается дискретизации как целое. Точнее говоря, расчленению поддаются отдельные планы (вроде “мотив-фраза-предложение-период”). Значение же изолированных единиц имеет фиксированный, “точечный” характер и превращается в абстракцию. Их воплощение в реально существующий, живой смысл целого оказывается необъяснимой загадкой».85 Собственно природа интуитивизма в процессе
В данной связи также обратим внимание на то, что музыкально-компьютерные технологии являются конкретной и специфичной формой культурной деятельности и творчества в музыке в многоуровневой системе современного музыкального образования на различных ступенях его функционирования: начальная школа, средняя школа, старшая школа и высшая школа (о чем речь пойдет в параграфе 2.3.). В этом смысле МКТ можно отнести к числу новых, перспективных для человека сфер и форм культурной, профессиональной, образовательной и творческой деятельности, появление которых расширяет предметное поле культурологии. Будучи аналитической наукой, культурология в изучении музыкально-компьютерных технологий опирается на широкий эмпирический базис, формирующийся в результате изучения, описания и анализа:
Музыкально-компьютерные технологии в контексте образовательной модели культуротворческой школы
Понятие технокультуры является достаточно новым, нестрогим, часто используется как рабочее для нужд исследования. Но в целом оно включает два важных аспекта: указывает на технологии материального производства, прежде всего индустриального производства, находящегося под влиянием социокультурного контекста и одновременно активно влияющего на социальные процессы современности, одновременно с этим также являясь важной характеристикой современной культуры с ее бурно развивающимися информационными технологиями. Данные технологии являются неотъемлемым компонентом современной культуры и образования, оказывающим значительное влияние на становление личности молодого человека, его социализацию и профессиональную адаптацию.
Далее сделаем попытку определить место музыкально-компьютерных технологий в системе художественной культуры. Изменение культурного ландшафта предполагает наполнение его новыми объектами, идеями, технологиями и т.п., а также характеризуется стремлением его рационального и эмоционального обживания, попытками рефлексии и осмысления новых культурных феноменов. В данной связи А.А. Акатова уточняет, что «ландшафт культуры — это метафизическое ментальное пространство, создаваемое творческой личностью, насыщенное значимыми для конкретной общности или личности элементами (символами, образами, артефактами, ценностями, нормами и т.д.), в пределах которого культура проявляется как семиотический континуум».89 Данное ментальное пространство может быть типологизировано по различным основаниям.
Художественная культура, в соответствии с концепцией М.С. Кагана, состоит из трех подсистем: духовно-содержательной, институциональной, морфологической. Приведем некоторые характеристики музыкально компьютерных технологий в системе художественной культуры, опираясь на вышеуказанную концепцию. Духовно-содержательная подсистема связана с определением и выбором стиля и художественного образа: каждый исторический период вырабатывает как высокие образцы художественного творчества, так и формирует конъюнктуру, потребляемую обществом «здесь и сейчас». Появляются образцы высокого художественного творчества, воспринимаемые публикой как откровение («Гимны Небес»), но при этом следует указать на феномен тиражирования уже открытого, востребованного, удовлетворяющего усредненным вкусам. Развитие музыкально-компьютерных технологий и электронной музыки исторически было связано с научно-экспериментальной деятельностью, а уже затем последовало использование их в студиях звукозаписи, попытки эстетического экспериментирования в кинематографе, театральном искусстве, при постановке публичных перформансов и представлений и т.д.
В настоящее время музыкально-компьютерные технологии можно рассматривать в нескольких смыслах. Прежде всего они связаны с формированием новой творческой среды, в рамках которой используются интерактивные методы и способы воздействия на зрителя, разрабатываются новые средства художественной выразительности, новые музыкальные жанры, создаваемые в пространстве синтеза искусств и т.п. К числу новых средств художественной выразительности относится возможность создания при помощи музыкального компьютера новых тембров (так называемых «виртуальных инструментов», характеристики которых возможно менять в широком диапазоне). Создание не существующих ранее тембров средствами музыкально компьютерных технологий открывает новые возможности для аранжировки произведений. Отдельно следует упомянуть об использовании данных технологий в сфере образования при формировании высокотехнологичной информационной образовательной среды. В этом смысле музыкально-компьютерные технологии рассматриваются как новый педагогический инструментарий, обладающий многообразным творческим ресурсом, который способен органично взаимодействовать с системой классического музыкального образования. Поэтому музыкально-компьютерные технологии можно рассматривать как одну из культурных форм, противостоящую тенденции снижения интереса молодежи к классическому музыкальному искусству. Будучи одной из реально действующих в образовательной сфере «культуртехнологий», направленных на развитие и совершенствование человеческих качеств, МКТ можно рассматривать как способ преодоления антропологического кризиса, а также существующих диспропорций между материально-техническим ростом цивилизации и кризисом духовности, а также культурной развитости человека.
Институциональный аспект музыкально-компьютерных технологий в формировании современной художественной культуры связан с созданием различных инновационных форм организации художественного творчества и образования, таких как: аудио-архивы, электронные музыкальные библиотеки, виртуальные музеи, электронные журналы, профессиональные сообщества и новые сетевые формы коммуникации, дистанционные формы музыкального образования. В вышеперечисленных культурных формах музыкально компьютерные технологии присутствуют как существенный компонент, составная часть их организации, важный элемент образовательной системы (о чем подробнее будет сказано в параграфе 2.3).
Музыкально-компьютерные технологии в современном мультимедийном повествовании (на примере деятельности инновационных образовательных центров)
Предлагаемые курсы создавались изначально для профессионалов, но практика показывает, что с освоением данных МКТ справляются и любители. С.Т. Махлина, анализируя цифровые технологии (digital technics) в современном искусстве, делает следующий вывод о значительном расширении аудитории: «компьютер дает возможность в любое время воспринимать некое произведение любому количеству людей, делать зрителя творцом».137 В качестве примера для иллюстрации данного тезиса Т.С. Махлина описывает опыт взаимодействия композитора, программиста и художника в интерактивном проекте «Small Fish»138, который напоминает проекты, выполняемые в центре IRCAM, где осуществляется тесное сотрудничество технических специалистов (программистов, звукорежиссеров, звукооператоров) со специалистами в области музыкального творчества (композиторами и музыкантами).
Далее подробнее рассмотрим цель и задачи курса «Программная среда MAX — инструктаж по музыкальному программированию» («Max: Musical Programming»), так как он является весьма значимым в виду того, что формирует кругозор слушателей в области главной музыкальной программы, созданной в IRCAM. Данный курс был пройден диссертантом в процессе международной стажировки. Важным обстоятельством явилось то, что данный курс является единственным курсом на английском языке, предлагаемым Центром IRCAM международным специалистам. Преподавателями являются крупные специалисты в области МКТ: Грегуар Ларье (Gregoire Lorieux), специалист в области музыкальной информатики, и Бенджамин Тигпен (Benjamin Thigpen), композитор, специалист в области музыкальной информатики. Преподаваемая «среда Max» — это визуальная программная среда для операционной системы Macintosh (Mac OS X), соединяющая в себе музыкальный секвенсер подобно всемирно известным программам «LogicAudio» или «Pro Tools», с одной стороны, и звуковой редактор подобно редакторам «Adobe Audition», «Sound Forge» или «Peak», с другой. От слушателей не требуется глубоких музыкальных знаний, но при этом они должны уметь читать партитуру.
По окончании курса слушатели должны получить знания и навыки — от создания простых патчей («patch») до живого исполнения патчей. При этом под патчем понимаемся приложение, созданное в визуальном языке программирования Max, работающее в реальном времени для создания современной алогритмической музыки, интерактивных инсталляций и любых представлений в реальном времени (не только музыкальных). Таким образом, в ходе курса слушатели знакомятся со средствами и возможностями приложений, необходимыми для создания творческого проекта, а также овладевают технологиями разработки простых патчей для чтения и записи сэмплов, обработки голоса и звука инструментов в режиме реального времени, приобретают знания и навыки по программированию простых модульных приложений, что в результате позволит специалисту самостоятельно создавать «неограниченное количество новых синтезированных звучаний, расширить звуковой диапазон, тембровую и микро-акустическую перспективу, сонорное пространство».139
Преподавание происходит с помощью интерактивных демонстраций возможностей уже разработанных музыкально-компьютерных технологий. При помощи данных презентаций слушатели узнают краткую историю cоздания изучаемых технологий, получают представление о принципах строения визуальной программной среды и стандартах MIDI. Далее они переходят к изучению более сложных вещей (случайные и генеративные процессы, принципы управления информационными потоками, аддитивный синтез, синтез путем модуляции, чтение семплов, чтение звуков файлов (непосредственно с диска), гранулярный синтез, обработка и анализ сигналов в реальном времени, оптимизация производительности патчей и т.д.).
Овладев вышеперечисленными навыками и приобретя новые компетенции, музыканты, композиторы и педагоги выходят на новый уровень творчества, т.к. они могут не только квалифицированно использовать технические и художественные средства современных МКТ, но также создавать собственные, внося тем самым вклад в развитие музыкальной информационной культуры.
При характеристике деятельности инновационных центров А.Ю. Круглов отмечает, что критерием их успешной деятельности «является работа по усилению репутации центра в своей профессиональной сфере».140 Будучи значимым инновационным центром, IRCAM является организатором многих конференций и семинаров. В его стенах прошли известные международные конференции, посвященные проблемам современной компьютерной музыки, новой музыкальной информационной культуры, средствам музыкальной выразительности, музыкальному жесту и т.д. Следует отметить следующие конференции, ставшие значимыми событиями в жизни международного научного сообщества: – ICMC, ежегодная международная конференция по компьютерной музыке, начиная с 1984 г. по настоящее время; – ISMIR 2002, третья международная конференция «Информационный поиск музыки», в октябре 2002 года;