Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лидерство в структуре политической культуры Чуб Дмитрий Федорович

Лидерство в структуре политической культуры
<
Лидерство в структуре политической культуры Лидерство в структуре политической культуры Лидерство в структуре политической культуры Лидерство в структуре политической культуры Лидерство в структуре политической культуры Лидерство в структуре политической культуры Лидерство в структуре политической культуры Лидерство в структуре политической культуры Лидерство в структуре политической культуры Лидерство в структуре политической культуры Лидерство в структуре политической культуры Лидерство в структуре политической культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чуб Дмитрий Федорович. Лидерство в структуре политической культуры : диссертация... кандидата культурологии : 24.00.01 Санкт-Петербург, 2007 187 с. РГБ ОД, 61:07-24/93

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Лидерство как социально-культурный феномен стр. 9

1. Понятие и функции лидерства стр. 9

2. Типологический анализ взаимодействия власти и политического лидерства в истории культуры стр.22

3. Основные концепции лидерства стр.76

Глава II. Социально-культурные технологии формирования политического лидерства стр. 103

1 Социально-культурные ресурсы политического лидерства ..стр. 103

.2 Политический менеджмент как технология коммуникативной деятельности лидера стр. 128

3 Нравственные ценности политического лидера стр. 151

Заключение стр. 166

Библиография стр. 172

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Роль и значение лидера как субъекта политической деятельности во все периоды жизни общества была значительна и многогранна. За последние время она еще более усилилась в силу многих причин, важнейшей из которых, являются изменения в социально-культурной жизни.

Социальная трансформация заставила по-новому взглянуть на место и роль политического лидерства в современном мире. В условиях всеобщего процесса глобализации, модернизации, информатизации и демократизации общества политика обрела самостоятельную силу, стала ведущей, определяющей и решающей в эволюционном процессе. Она стала более рациональной, гибкой и открытой. Появились новые тенденции во взаимоотношениях между государствами, они приобрели более динамичный и взаимозависимый характер, приблизились к жизненным интересам всего общества.

Лидерство существует и осуществляется во всех этих областях, однако, подход к пониманию этого феномена существенно отличается, как в различных науках и подходах, так и в областях общественно-социальной жизни. Анализ взаимодействия этих составляющих является необходимым при рассмотрении вопросов, связанных с определением места и роли лидерства и политической культуры в истории развития общества.

Существующие принципиальные отличия в концептуальном определении понятия политического лидерства не мешают большинству исследователей придти к выводу, что в его основе лежит идея воздействия субъекта на объект, социальную группу, общество в целом. Кроме того, организация и формы коммуникации, моральные основы лидерства рассматриваются в неразрывной связи с политической культурой. Эти вопросы являются главными в исследовании и составляют основные проблемы диссертационной работы.

Совокупность обозначенных выше проблем определила актуальность исследования.

Цель исследования - изучить процесс формирования лидерства в структуре политической культуры.

Основные задачи исследования:

1. Осуществить анализ концепций лидерства в контексте
исторического развития общества;

  1. Систематизировать типологии лидерства;

  2. Раскрыть структуру и содержание политической культуры;

  3. Рассмотреть феномен лидерства в структуре политической культуры;

5. Выявить социально-культурные технологии политического
менеджмента;

6. Определить социальную ответственность политических лидеров.
Объект исследования: процесс формирования лидерства как феномена

в структуре политической культуры.

Предмет исследования: влияние лидерства на формирование, развитие и трансляцию политической культуры.

Степень разработанности проблемы. Огромное влияние на формирование современного знания о лидерстве оказали работы, составившие классику общественно-политической мысли. Это в частности идеи Геродота, Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Н.Макиавелли, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, И.Канта, Ф.Ницше, Э.Эммерсона, Г.Ле Бона, Г.Тарда, Б.Рассела, М.Вебера и многих других.

В отечественной культурологии, политологии, психологии, социологии накоплен определенный концептуальный опыт исследования лидерства. Однако до 60-х гг. XX века отсутствовали фундаментальные исследования, понятие «лидер» не имело самостоятельного значения и подменялось, как правило, такими понятиями как «вождь», «руководитель». С конца 60-х, начала 70-х годов постепенно это понятие входит в научную терминологию

5 вместе с появлением работ таких авторов как: М.Н.Афанасьев, С.Н.Васильев, Д.О.Волобуев, С.Т.Кулешов, С.С.Сокол, Н.П.Пищулин, М.Н.Трофимов.

Сегодня акцент делается больше на социологические и психологические аспекты изучения проблемы лидерства. Среди социологов можно выделить работы В.И.Власова, М.И.Медведева, М.А.Козакова, Т.А.Штукиной, Р.Ф.Фуре, Е.В.Богатова, Ю.В.Ирхина, М.Ю.Федоровой, В.Г.Тихенького, Г.Г.Дилигенского, А.Я.Гозмана, Е.А.Шестопала. Среди иностранных авторов работающих в области социологии можно отметить работы Веселовского В., Мертона Р., Пэнго Р., Гравитца М., Хьюстона М., Штребе В., Стефенсона Дж.

Психологические аспекты данного феномена нашли свое отражение в отечественных разработках Г.М.Андреевой, В.С.Агеева, Н.Н.Богомолова, Л.С.Выготского, И.С.Кона, Р.Л.Кричевского. Среди зарубежных ученых следует выделить работы Фрейда 3., Левина К., Бернса Р., Майерса Д., Хорни К.

Важнейшую роль в изысканиях политического лидерства сыграли
политологические исследования И.А.Бердяева, В.И.Толстых, В.В.Ильина,
Р.Г.Мухаева, М.А.Василика, О.Н.Гундарь, Г.К.Ашина, Е.А.Кудряшевой.
Среди иностранных авторов уместно вспомнить работы Парсонса Т., Арона
Р., Хекхаузена X., Крозье М., Роджерса М., Турена А., Хоффмана С. В
культурологии, особого внимания заслуживают работы отечественных
ученых: Б.Д.Парыгина, Г.Л.Тульчинского, С.В.Перминовой,

И.М.Болотникова, Б.С.Ерасова.

Теоретико-методологической базой концептуального анализа является западноевропейская и российская культурологическая мысль XX века, ее аналитическое направление.

Основным методом исследования является исторический анализ, который позволяет проследить основные тенденции понимания и формирования политического лидерства. Лидерство рассматривается как определенный культурный феномен и объясняется как система взаимно

обуславливающих характеристик, и его содержание уточняется по мере исследования данного явления в процессе культурно-исторического развития.

Аналитико-тематический и типологический анализ применялся для выявления структурных составляющих политического лидерства. Прежде всего, это концептуальный анализ - раскрытие содержания самого понятия, его смысла, отличительных признаков; анализ основных видов лидерства, классификация, типология.

Научная новизна исследования. Существенно новыми являются следующие результаты:

  1. Представлена развернутая классификация концепций лидерства, сложившихся в процессе культурно-исторического развития гуманитарных наук, что позволило систематизировать типологии политического лидерства;

  2. Разработан методологический подход, позволяющий оценивать политическую культуру как открытую, многоуровневую ценностно-ориентированную систему;

  3. Выявлены и систематизированы факторы влияния политического лидера на процесс формирования и развития политической культуры;

  4. Показано, что социально-культурная роль лидера проявляется в интегративной, ориентационной, инструментальной, мобилизационной, коммуникативной функциях и в функции легитимизации, реализация которых происходит в конкретной социальной системе и зависит от степени зрелости ее политической, культурной, экономической сфер, уровня культуры населения, характера или типа политического режима и от индивидуальных качеств самого лидера;

  5. Раскрыто содержание социально-культурных технологий политического менеджмента;

  1. Проанализированы роль и проявление коммуникативных процессов у различных типов политических лидеров, обладающих статусно-ролевыми характеристиками и выражающих различные смысловые позиции в социально-культурном пространстве;

  2. Выявлены нравственные ценности, взаимообуславливаемые внутренней и внешней средой деятельности политического лидера.

Положения выносимые на защиту:

1. Разработан методологический подход к исследованию политической
культуры. В его основе - анализ факторов, определяющих характер
социальных связей в рамках политических сообществ, а также специфика их
взаимодействия с внешней средой. Политическая культура как открытая
социально-культурная система - это непрерывное взаимодействие и
взаимопроникновение ценностей политических сообществ и ценностей
общества в целом.

2. Технология формирования лидера в структуре политической
культуры - это процесс качественных изменений ценностей самого лидера,
политического сообщества, направленных на оптимизацию как внутренних,
так и внешних коммуникаций. Создание в политическом сообществе единого
ценностного пространства позволит повысить эффективность деятельности
лидера.

  1. Охарактеризовано влияние на процесс формирования политического лидера как внутренних (философия организации, ее цель и стратегия, стиль и опыт лидера и т.п.) так и внешних факторов (законодательство, экономика, демография, культура, научно-технический прогресс).

  2. Современный политический менеджмент развивается как система интенсивных и эффективных социально-культурных технологий, которые дают возможность реализовать потенциал личности политического лидера, на формирование которого оказывают влияние базовые ценности и нормы, определяющие национально-этническую специфику культуры общества.

5. Роль нравственных ценностей в реализации системы политического менеджмента заключается в установлении этических регуляторов политической деятельности и формировании моральных принципов социальной ответственности лидера.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения работы могут быть использованы в учебных пособиях, методологических разработках и курсах ряда общенаучных и специальных дисциплин, таких как культурология, политология, политический менеджмент, политическая социология и др.

Апробация материалов по тематике работы. Основные положения и результаты исследования отражены в докладах и сообщениях на пяти научно-практических конференциях, в том числе и международных: «Формирование активной личности в современных социо-культурных условиях» (Санкт-Петербург, 2002), «Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения) (Санкт-Петербург, 2004), «Менеджмент XXI века: проблемы качества» (Санкт-Петербург, 2004), «Мировая политика и идейные парадигмы эпохи» (Санкт-Петербург, 2004;2006). Материалы к этим конференциям изданы на русском и английском языках. Также были опубликованы 9 научных статей по теме диссертации; 8 методических работ под грифом РИС СПбГУКИ: программы курсов «Политический менеджмент», «PR»; «Методические указания по написанию курсовых работ. Менеджмент. Политический менеджмент. Маркетинг. Реклама. PR.».

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения и библиографии, включающей 193 источника, в том числе 27 на иностранных языках.

Понятие и функции лидерства

Проблема лидерства, как в гуманитарных, так и в социальных науках на протяжении культурно-исторического развития общества всегда вызывала интерес. Не ослабевает он и сейчас, особенно в России после распада прежних культурно-политических, социальных и экономических отношений и созданием новых, связанных с внедрением новых реформ, программ, направленных на преодоление кризиса, модернизации общества, политической системы, руководства как страной в целом, так и отдельными отраслями культурного и политического развития. В этой связи нам представляется и актуальным и необходимым концептуальный анализ лидерства с точки зрения культурологии, которая помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте. Это подтверждается и мнением известного российского культуролога С.Н. Иконниковой: «Современный мир отличается особой напряженностью, динамизмом, противоречивыми тенденциями и альтернативными позициями. Культура обладает большим потенциалом в поиске согласия, утверждения приоритета общечеловеческих ценностей»1.

В различные исторические периоды, в общественно-социальных и политических науках и направлениях, в многообразных культурных и общественных сообществах и даже у разных людей, можно встретить неодинаковое представление и употребление понятий «лидерство - власть», «лидерство - руководство», «лидер - вождь». Поэтому, мы считаем необходимым, прежде всего, дать сравнительный анализ сущности этих понятий в рамках нашего исследования.

Естественно, возникает вопрос, что такое лидерство и как оно соотносится с властью, в частности, с политической. Несомненно одно, что лидерство всегда власть, неважно, подкрепленная ли механизмами права, морали, религии или чисто эмоционально. Но это всегда осуществление власти. Не случайно, что особый интерес к лидерам и власти возникает в переломные эпохи социального развития, когда реальной становится угроза дестабилизации механизма социального управления и многое зависит от функционирования политической системы и распределения власти в обществе.

Кроме того, власть может проявляться в самых различных формах: как сила - непосредственное воздействие на психику, либо ограничение действий объекта; принуждение - угроза использовать негативные санкции; убеждение - использование различного рода аргументаций; манипуляция -осуществление скрытого влияния на объект или его окружение; авторитет -на основе статусного положения субъекта или на основе его знаний и умений.

Политическая власть это комплексное понятие, охватывающее широкий спектр различных видов отношений. Основным ее видом является легальный авторитет, источником которого является признание людьми наличия у субъектов политической власти законного права командовать и, в свою очередь, подчиняться им. Однако она не сводится только к легитимным видам контроля, поскольку отражает многообразие политических отношений в обществе. Политическая власть всегда рассматривается как «власть над...».

Таким образом, лидерство является одним из проявлений власти, отличительным свойством политической деятельности, правом выдвигать руководителя, который ее осуществляет. Обязательное условие лидерства -обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную, психологическую и эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Как нами было отмечено, лидерство - это социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, лидерство есть везде, где есть власть, наконец, лидерство есть движение к власти.

Специфика понятий лидерства хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов - лидерство и руководство. Необходимо отметить, что руководство, прежде всего, относится к организации деятельности и к процессу управления. Наиболее полно различия между этими понятиями отражены в работе Б.Д.Парыгина .

Наиболее важной отличительной чертой является то, что лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной системы.

Под лидерством подразумевается характеристика психологических отношений, возникающих в группе «по вертикали», то есть с точки зрения отношений доминирования и подчинения. Понятие же «руководство» относится к организации деятельности группы, к процессу управления ею.

Лидера, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает, ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так или иначе, предлагается или навязывается. Это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выражать свое к нему отношение, в определенных случаях даже блокировать его.

Кроме этого, необходимо отметить, что руководство, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной и широкой системой различных санкций, которых нет в руках лидера.

2 Б.Д.Парыгин. Основы социально-психологических теорий. М., 2001. стр 85. Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован множеством различных факторов, таких как, должностные инструкции, внутригрупповая культура, социально-психологический климат и т.д. Лидер же принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности, за возможности формирования и поддержания как социально-психологического климата, так и внутригрупповой культуры.

В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее, что их объединяет. Во-первых, руководство и лидерство - средства координации отношений членов социальной системы. Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе. И, наконец, руководству, как и лидерству присуща определенная субординация отношений: в первом случае отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а во втором, - отношения никак не очерчены.

Личная преданность руководителю социальной системы - важное условие лидерства. Но если лидера связывают с окружением только личные отношения или даже личная зависимость, то лидер перестает быть рациональным. Тогда в поведении лидера доминируют подбор и укрепление преданного ему окружения, а его эффективность измеряется прочностью этих связей.

История знает простейший способ укреплять их - семейными, кровнородственными, родоплеменными узами, а в современной форме -дружескими, товарищескими или земляческими. Это приводит к идейным, партийным, групповым связям, что в свою очередь ведет к перерождению лидерства в вождизм, самого лидера - в предводителя, а его окружение в клан.

Социально-культурные ресурсы политического лидерства

Как мы уже отмечали, субъект и объект характеризуют крайние полюса, активные начала структуры лидерства. Применительно к лидерству взаимодействие ее агентов опосредуется целым комплексом средств или ресурсов. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является, кроме всего прочего, неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле ресурсы лидерства представляют собой все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Такое понимание лидерства достаточно расплывчато и не позволяет дифференцировать различные его элементы, т.е. субъект, объект, средства, поскольку в этом случае ресурсы лидерства включают все факторы, которые так или иначе способны повлиять на лидерство. К таким факторам можно отнести во-первых, собственные качества субъекта (компетентность, организованность и т.п.), во-вторых, некоторые свойства объекта (например, его политическую доверчивость, привычку подчиняться и др.), в-третьих благоприятную для субъекта ситуацию (экономический подъем, раздоры в оппозиции, международную обстановку и т.п.), и, наконец, материальные и иные средства воздействия.

При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, опосредующего взаимодействие агентов лидерства и служащего важнейшим социальным фактором подчинения и господства.

Поэтому, для изучения ресурсов лидерства предпочтительнее на наш взгляд более узкая трактовка этих ресурсов, их понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние на объект лидерства в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований лидерства. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Достаточно распространенным и плодотворным для понимания специфики различных видов лидерства является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги как всеобщий эквивалент стоимости на средства производства, землю, продукты питания и т.д.

Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они часто совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус - социальный ресурс. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Силовые ресурсы - это дисциплинарное и административное принуждение, а в государственном масштабе это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, милиция (полиция), спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником не столько лидерства, сколько власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: свободы, имущества и даже жизни.

Политический менеджмент как технология коммуникативной деятельности лидера

Политическая культура - сфера духовно-практической деятельности личности, социальных общностей, политических партий, общественных движений и организаций в связи с их отношением к существующему режиму власти и к государству.

Общеизвестно, что понятие «политическая культура» представляет собой обширную сферу культуры, которая непосредственно связана с политикой. Она выражается в достигнутом уровне, качестве и направленности политического бытия человека, политической жизни общества и, соответственно, в характере политических процессов, политической деятельности людей, доминирующих политических ценностей и образцов поведения, теорий и идеологии, политической социализации граждан и коммуникационной системы модернизации общественных отношений. Результат и мера политической культуры - соответствующий ей «политический человек», человеческая субстанция политики, качество политической жизни общества.

Политическая культура в широком смысле выступает как совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов, как интегральная характеристика образа жизни страны, нации, социальной группы, индивидов. Она представляет собой исторический опыт, историческую память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение

Само понятие «политическая культура» сравнительно недавно вошло в систему категорий политических и социальных наук. Существенную роль в процессе институализации данной категории сыграли работы американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы, которые были опубликованы в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века и посвящались изучению общественных явлений, находящихся как бы на пересечении сферы культуры и сферы политики. Однако изучение характера связей между социальной структурой общества и культурой, степени влияния традиций и обычаев различных народов и наций на развитие политического процесса, роли психологических факторов в политике имеет давнюю историю. То, что в настоящее время охватывается понятием «политическая культура», являлось предметом внимания многих мыслителей прошлого: Аристотеля,

Автором понятия «политическая культура», употребляемого в широком, философском смысле, является немецкий философ-просветитель И.-Г. Гердер (1744-1803), изучавший проблемы взаимодействия культуры и политики.

Политическая культура неотделима от уровня и качества развития человека. Она представляет собой комплекс тех элементов и феноменов общественного сознания, которые в значительной мере влияют на формирование, функционирование и совершенствование политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом, политической деятельности и поведению широких масс населения.

Существующие определения политической культуры можно разделить на две основные группы. В первую из них входят сравнительно узкие трактовки данного понятия, когда политическая культура сводится, по сути, к комплексу политических ориентации, установок и поведения индивидов. Ко второй группе относятся ее расширительные толкования в качестве важного компонента общей культуры, связанного с политикой. На наш взгляд, оба эти подхода не взаимоисключают друг друга. Главное, чтобы не упускались из виду ценностные элементы политической культуры и их ориентационные характеристики, особенности ее воздействия на политический генезис сообщества. По-видимому, можно сказать, что культура и политика соединяются и взаимообогащаются в данном феномене, который предстает, с одной стороны, как культура политической деятельности и политических отношений, а с другой - как «культурная» политика.

Политическая культура неразрывно связана с политической деятельностью и обусловливает определенный характер, «технологию» ее осуществления. Она тесно взаимодействует с политическим сознанием индивидов и социальных групп, однако вовсе не сводится к каким-либо отдельным его проявлениям. Поэтому политическую культуру нельзя рассматривать только лишь как совокупность некоторых знаний и ценностей, опыта, традиций и степени активности субъектов политики. Она выступает также как политико-коммуникативный процесс, способ реализации конкретных политических интересов людей, который находит выражение в целях, средствах и результатах их действий.

В своем реальном движении политическая культура существует в трех основных деятельных формах: духовной, включающей политический опыт, традиции, нравы, роли, ценности, ориентации и установки, способы выражения политических чувств и эмоций, осуществления политического мышления; предметной, охватывающей определенные способы и образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, которые материализуют достижения научной мысли, и коммуникативной, определяющей способы, стиль, приемы, средства политической деятельности, характер политического процесса.

Эти формы тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют конкретно-исторический уровень политической свободы людей. Чем демократичнее принципы властвования, чем разнообразнее и гибче способы контроля над политической властью, тем выше уровень политической культуры. Следовательно, в политической культуре выражается совокупность служащих определенным интересам образцов, форм, ценностей политического сознания, которые возникают в ходе политической деятельности, опосредуют процесс политического властвования и политического участия и являются наиболее типичными для политической системы, социальной группы или индивида способами выражения и реализации политической свободы.

Политическая культура - это не изолированное явление, а один из элементов глобальной культуры общества, взаимосвязанный с другими ее элементами - экономической, религиозной, правовой, организационной, управленческой, моральной и т.д. Именно поэтому политическая культура влияет на политическую жизнь общества в целом, на все, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в политике, а также пограничные зоны взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и нравственности. Это дает возможность рассматривать политическую культуру не только как один из элементов духовной жизни, но и как важнейший компонент политической системы общества.

Похожие диссертации на Лидерство в структуре политической культуры