Введение к работе
Предлагаемое диссертационное исследование посвящено изучению механизмов динамики локальной культуры в современных условиях. Теоретические положения применяются для анализа культурогенетических процессов, происходящих в контексте глобализации Центральной Азии на примере обновления культуры Кыргызстана.
Актуальность исследования. Проблемы культурогенеза сравнительно недавно стали предметом специального научного изучения. В науках о культуре эти проблемы в настоящее время формируются как самостоятельное направление. Всестороннее изучение проблем культурогенеза является весьма актуальным.
Культурогенетические процессы протекают перманентно. Современный этап социокультурного развития связан с масштабными инновациями и глубокими трансформациями. Исходя из этого, важно понимать механизмы генезиса новых явлений и их интеграции в уже существующие культурные системы, в первую очередь для того, чтобы интеграция нового не была бездумным копированием, а являлась процессом выработки новых форм, отвечающих потребностям социума. Изучение процессов инновации и модернизации представляет исключительную важность для выстраивания грамотной культурной политики государства. Не менее важным представляется изучение процесса сохранения и трансформации традиций в изменяющихся условиях.
Научная актуальность данной работы состоит в том, что без изучения культурогенеза, как одного из важнейших механизмов динамики культуры проведение исследований в этой области представляется практически невозможным. В настоящий момент назрела настоятельная необходимость как структурирования и обобщения накопленного эмпирического материала по трансформациям в современной кыргызской культуре, так и проведения комплексного изучения тенденций ее развития при помощи наиболее отвечающей этим целям культурогенетической методологии.
Значение данной работы определяется в первую очередь необходимостью комплексного исследования процессов обновления современной культуры Кыргызстана.
Объект диссертационной работы - современная культура Кыргызстана.
Предмет исследования диссертации - процесс обновления форм материальной, художественной и духовной культуры Кыргызстана.
Цель диссертационной работы - выявить особенности культурогенетических процессов в динамике культуры Кыргызстана в условиях глобализации.
В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:
изучить современные концепции культурогенеза.
проанализировать существующие работы в области современной социокультурной динамики Кыргызстана.
рассмотреть историю формирования культурных пластов наследия Кыргызстана.
выявить тенденции глобализационных процессов в культуре народов Центральной Азии.
проследить процессы и результаты обновления культуры Кыргызстана в современных условиях на примере духовной (религиозные практики), материальной (элементы культуры жизнеобеспечения) и художественной (музыка) культуры.
Степень научной разработанности темы диссертации. В современной науке различным аспектам культурогенеза посвящено значительное количество работ. Для исследования в первую очередь имели значимость монографии, диссертационные работы и научные статьи, посвященные теоретическим разработкам в области структуры и механизмов культурогенетического процесса. Это в первую очередь труды Э.С. Маркаряна, В.М. Масона, А.Я. Флиера, М.С. Кагана, А.С. Арутюнова.
Процессы эволюции культуры и культурогенеза в древности, в том числе и на конкретно-историческом примере Центральной Азии, разработаны в работах В.М. Массона. Развитие культуры республики в досоветский и советский период необходимо для понимания сложного процесса формирования культурных пластов наследия Кыргызстана, сложившихся к изучаемому периоду. Эти предпосылки во многом определяют тенденции современной социокультурной динамики республики. Развитием культуры Кыргызстана досоветского периода занимались В.В. Бартольд, А.Н. Бернштам, Е.Е. Кузьмина, Л.М.Мосолова, В.М. Горяева и др. Из исследований советского периода необходимо отметить работы Дж. Уметалиевой, О. Поповой, Л. Прытковой, А.Салиева и пр.
Проблемами глобализации культуры и ее трансформации в информационном обществе занимались М.С. Каган, Т.А. Мазаева, В.М. Межуев, Н.В. Тишушнина, B.C. Жидков, И.В. Кондаков, О.Н. Астафьева и др.
Учитывая важность для диссертационной работы исследований перечисленных авторов, можно все же заключить, что задачу изучения процесса возникновения инноваций, трансформации и наследования
традиций в современной культуре Кыргызстана они перед собой не ставили. Некоторые аспекты этого процесса нашли отражение в статьях периодической печати республики, часто имеющих описательный характер, и отдельных публикациях в научных сборниках и журналах. Системные исследования процессов развития современной культуры республики только начинаются.
Рабочая гипотеза исследования. В качестве научной гипотезы исследования выступает предположение возможности и необходимости применения культурогенетической теории при изучении процессов обновления современной культуры Кыргызстана для описания и объяснения механизмов возникновения новых культурных феноменов, наряду с наследованием и трансформацией прежних.
Источниковая база исследования. Основными источниками являются материалы периодической печати Кыргызстана, научно-образовательного журнала «Центральная Азия и культура мира» и альманаха «Курак» /искусство и культура/, дайджестов «Культурная жизнь Кыргызстана», научных конференций, столичных музеев. Кроме того, данные полевых исследований в области современной религиозной ситуации в Кыргызстане, отчеты Государственного Агентства по делам религий, музыкальные порталы, интернет-сайты, буклеты и отчеты ведущих компаний производителей товаров массового потребления.
Основные научные положения, выносимые на защиту:
I. Широкие возможности для изучения динамики культуры Кыргызстана представляет ее понимание как специфического способа человеческой деятельности. Кулътурогенез, являющийся основным механизмом динамики системы культуры, представляет собой перманентный процесс порождения новых культурных форм, наряду с наследованием и трансформацией существующих, в ходе которого в культуре возникают спонтанные, стимулированные или заимствованные новации, а часть существующих элементов трансформируется в результате адаптирования к изменяющимся условиям существования. С течением времени новые явления стереотипизируются и закрепляются традицией, которая является механизмом самосохранения культуры. На каждом этапе развития часть элементов культуры наследуется в неизменном виде для поддержания и воспроизведения исторического типа культуры.
П. Важную роль в изучении традиций и преемственности культуры народов и отдельных регионов играют пласты культурного наследия. Характер современных культурогенетических процессов во многом обуславливается тем, что культура Кыргызстана с древнейшего периода не
была однородной: процессы адаптирования к окружающей среде, в результате которых формировались соответствующие пласты, проходили посредством земледельческого и скотоводческого типов хозяйствования. Специфический пласт, значимый для анализа тенденций развития республики, сложился в советский период под влиянием перехода к оседлому образу жизни и в результате приобщения населения к общеевропейским ценностям через русскую культуру.
Процессы интеграции в мировое глобальное пространство в республике проходят в условиях переходного периода, когда формирование новой социокультурной системы связано с идеологическими поисками и происходящими в разных сферах коренными преобразованиями. Успех в этом отношении напрямую зависит от преодоления назревших социокультурных противоречий, связанных с проблемой «традиция-индивидуальность». Перспективным путем развития республики представляется синтез функциональных и жизнеспособных традиций с ценностями мирового сообщества и выработка на этой основе новых культурных форм, отвечающих потребностям социума и личности.
Культурогенетические процессы в сфере духовной культуры идут медленнее, чем в других, сильнее зависят от социокультурных предпосылок и, представляя исключительную важность для гармоничного развития общества, нуждаются в стратегически продуманной поддержке. Наиболее целенаправленный характер в республике носит обновление религиозных практик. В изменяющихся условиях возникли новые религиозные практики, как заимствованные (протестантизм, синтоизм, оккультные движения), так и созданные на основе местного культурного опыта (культ Манаса) или сочетающие ранние магические формы с представлениями современных нетрадиционных культов. Трансформировались древние верования (шаманизм) и исчезли не востребованные в современном обществе (буддизм). Быстро возродился и укрепился ислам, который был воспринят населением как наиболее традиционная вера кыргызов и поддержан государством в качестве ведущей религии. Вместе с тем наследовалось тенгрианство и некоторые направления христианства. Таким образом, в культуре утвердились разные практики, как на основе собственных традиций, имеющих спонтанный и стимулированный характер, так и пришедших с востока и запада.
V. Процессы обновления в сфере материальной культуры, связанные с
практической стороной деятельности социума, проходят активно и
показывают, что данная подсистема быстрее других приспосабливается к
новым условиям, а большинство трансформаций ее элементов носит
продуманный стимулированный характер. Наряду с традиционными для предыдущего периода напитками и пищей быстро стали популярными, а потом и привычными новые напитки: заимствованные из других культур (кока-кола из американской; тан и аршан через российскую из кавказской и монгольской), возникшие внутри культуры и трансформировавшиеся в изменяющихся условиях варианты традиционных напитков (шоро), изготовленные по древним рецептам, но с использованием современных технологий (бозо, кумыс). В короткие сроки в результате творческой активности отдельных людей и их коллективов, под воздействием процесса адаптирования к изменившимся условиям существования, сложилась новая система культуры жизнеобеспечения.
VI. Культурогенетические процессы в сфере художественной культуры республики носят скорее спонтанный характер и полностью зависят от деятельности креативных личностей. В городах возникли группы из числа непрофессиональных музыкантов в форме андеграунда развивающие такие новые направления как рок, рэп и джаз. На фестивалях и в специализированных клубах исполняются песни собственного сочинения преимущественно на русском и английском языках, наметилась тенденция создания произведений на кыргызком языке, в ресторанах - заимствованные из западных и восточных культур. В сельской местности, среди иностранцев и ценителей фолка востребована традиционная этническая музыка и песни. Существует тенденция создания произведений на основе сочетания этнофолка с музыкой новых жанров; получила развитие специфическая форма кочевого фольклорного театра. На официальной сцене доминирует ориентированный на молодежь жанр популярной музыки, как использующий образы и мелодии народного искусства, так и подражающий модным в определенный период зарубежным исполнителям. Вместе с тем в культуре сохраняется сформированная в предыдущий период оркестровая (симфоническая и камерная) и оперная музыка.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые:
процессы и механизмы обновления сфер материальной, духовной и художественной культуры современного Кыргызстана становятся предметом интегративного культурологического исследования.
переосмыслено и уточнено содержание концепта «культурогенез» на основе аналитического изучения разработок ведущих специалистов в данной области.
предложен опыт применения теории культурогенеза к анализу процессов динамики локальной культуры. Тем самым устранен
имевшийся пробел между теоретическими и прикладными исследованиями в этой области.
проведено системное изучение пластов наследия Кыргызстана в качестве историко-культурной базы современных культурогенетических процессов.
На основе анализа обновления наиболее репрезентативных для республики элементов духовной, материальной и художественной культуры - религиозных практик, культуры жизнеобеспечения и музыки выявлены основные тенденции развития современной культуры Кыргызстана.
Методологическая и теоретическая основа диссертации связана в первую очередь с необходимостью применения системно-синергетического и культурологического подходов в изучении современных изменений культуры Кыргызстана. Это дало возможность рассматривать культуру республики как изменяющуюся целостность. Основная цель работы вызвала необходимость изучения явлений культуры как элементов системного развития целостности.
Применение историко-типологического метода в работе было обусловлено необходимостью описания современного типа культуры Кыргызстана, сложно соединяющего в себе наследие многовековой традиционной культуры, советского пласта и инновационных явлений в культуре современности.
Компаративный метод использовался при выявлении особенностей протекания глобализационных процессов в культуре Кыргызстана в сравнении с культурами республик Центральной Азии и по отношению к аналогичным процессам в мировой культуре.
Для анализа изменений, происходящих в современной культуре Кыргызстана на примере отдельных ее явлений, использовался показавший большую эффективность генетический метод. Он предполагает исследование процессов или явлений на основе анализа происхождения, наследования и последовательности стадий самообновления.
Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование является научным вкладом в разработку культурогенетической проблематики. Предложен опыт системного изучения процессов и механизмов обновления современной культуры Кыргызстана на примере ее отдельных подсистем. Положения работы могут быть использованы для изучения аналогичных процессов в других национальных культурах и при построении современной теории культурогенеза - одной из фундаментальных проблем культурологии, поскольку динамика порождения и самообновления
культуры является неотъемлемой составляющей человеческого бытия и охватывает все формы деятельности людей.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов по истории культуры Кыргызстана и в целом республик Центральной Азии конца XX - начала XXI веков, что представляется особенно важным в связи с малочисленностью пособий, анализирующих современный период культурного развития региона. Результаты работы также представляют важность для планирования современной культурной политики и при соответствующих условиях могут быть применены для прогнозирования, проектирования и оптимизации протекания культурогенетических процессов в республике.
Апробация и внедрение результатов работы. Результаты предпринятых исследований были представлены в ряде докладов, в т. ч.: исследовательской конференции «Новое в гуманитарных науках», (Кыргызстан, Бишкек, ФПОИ, 2008 г.); международной научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» (Россия, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2009 г.); международном научном симпозиуме «Гуманизм XXI столетия: к идеологии самосохранения человечества» в рамках форума «Дни Петербургской философии» (Россия, Санкт-Петербург, 2009), на учебных семинарах и заседаниях кафедры. Основные результаты были изложены в ряде публикаций в т.ч.: периодическом научном издании «Культурологические исследования» (Санкт-Петербург); журнале, рекомендованном ВАК Минобразования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований - «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена».
Структура и объём диссертации. Структура диссертационной работы
определяется поставленными целями и задачами исследования. Диссертация
состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных
источников и литературы. Общий объем исследования составляет стр.