Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности Чемерисова Наталья Васильевна

Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности
<
Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чемерисова Наталья Васильевна. Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Ростов-на-Дону, 2003.- 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/319-5

Введение к работе

Актуальность исследования:

На пороге XXI века, в эпоху «ноосферного выбора», человечество подошло к необходимости планетарной реформации, затрагивающей главные принципы жизнестроения, ценности и приоритеты - основы социо-культурного развития.

Современный мир, сформировавшийся под воздействием западноевропейской техногенной культуры, переживает системный кризис, требующий всестороннего и направленного решения. Человечество находится в активном поиске путей выживания, разрешения глобальных проблем.

Закрывая очеловеченному миру перспективные горизонты, кризис разворачивается в нескольких измерениях: во-первых, это касается жизнеориентирующей функции культуры, принципов жизнестроения, связанных с установками «прометеева человека» - покорителя природы, насаждающего техницисткое потребительское отношение к миру, которое и породило современные глобальные экологические проблемы, дальнейшее обострение которых чревато планетарной катастрофой; во-вторых, кризис захватывает ценностную культуру, что проявляется в снижении общего жизненного тонуса самого человека. Человек - в первую очередь духовное существо. И если прежние ценности и идеалы перестают убеждать и воодушевлять, то повсеместно ощущается апатия, утрата смысла жизни. Такого рода деформация духовно-нравственного ценностного каркаса цивилизации и представляет сегодня наиболее серьезную опасность.

Необходим мощный реформационный сдвиг - обновление жизненных смыслов и ценностей, для того, чтобы человек не утратил своего назначения субъекта социальных процессов, сохраняющего их в границах заданных целей и жизненных смыслов, и в этом отношении актуальность приобретает заданность специфического мироощущения, миропостроения русского космизма, общую идейную направленность которого можно обозначить как от оправдания человека - к оправданию космоса. Космизм исходит из представления о человеке как существе, обладающем неразрывной связью с Космосом, открытостью к людям, истории, бытию, Вселенной. Русский космизм это особое «космическое» сознание, включающее чувства мирового порядка, интеллектуальное просветление и убеждение в вечности жизни.

Несомненную важность приобретают смысложизненые идеалы и ценности русского космизма, особенно теперь в Постсоветской России, где на наших глазах происходит ломка старых представлений о мире и возникает новое отношение к нему. Идут активные процессы переоценки ценностей, которые протекают достаточно бурно. В одних случаях они приводят к озлобленности и неверию, в других - катализируют стремление к высшим идеалам, к поиску новых подходов в оценке духовного наследия русской культуры.

Актуальной очевидностью становится тот факт, что русские космисты смогли выделить главное из того, что нужно современному обществу, а именно глобальное понимание проблем и ответственное соучастие единого человечества в жизненных вселенских процессах; а также необходимость защиты Живого в мире.

На современном этапе актуальность данной проблемы обусловлена еще тем, что концепты русского космизма, составляющие его культурную парадигму, ориентированы, прежде всего, на духовно-нравственное совершенство человека и человечества. Здесь фиксируются закономерности, на основе которых должно осуществляться управление социально-природными процессами, как в интересах самого человека, так и для прогрессивного развития человеческой цивилизации на планете Земля.

Вне всяких сомнений данное явление в русской культурной традиции имеет множество положительных жизнеутверждающих сторон. Свойственная русскому космизму нацеленность на оптимистический финал истории, убежденность в улучшении мира, вера в счастливое будущее дает человеку силы жить, творить, надеяться. Космизм не отнимает право человека верить: верить в Бога, прогресс, человека, судьбу и пр., но и не навязывает ее. Как некая сверхрелигия, русский космизм гостеприимно открывает двери всем, желающим изменения себя и окружающего мира, желающим присоединиться к сокровищницам отечественной мысли и просто задуматься о себе, мире, Вселенной, прошлом и будущем, о смысле бытия как такового.

Степень разработанности проблемы:

Русский космизм - явление в нашей культуре чрезвычайно сложное, неординарное и противоречивое, но в то же время именно сегодня интерес к данной проблематике только усиливается. Это связано, в первую очередь, с осознанием всем человечеством той опасности, в которой оно оказалось на рубеже XX-XXI веков, с осознанием глобальности, системности кризиса, поразившего все человечество, а также с поисками путей его преодоления. Об этом можно судить по многочисленным публикациям в российских научных журналах, в исследовательской литературе. Имея своих сторонников и противников, обсуждение русского космизма и его проблематики выходит за рамки узконаучного, переходя в разряд открытых публичных дискуссий с участием не только ученых философов и естественников, но и экономистов, юристов, медиков, экологов-практиков, общественных деятелей.

Однако первый всплеск интереса к феномену русского космизма был отмечен в 80-е годы XX века. Так уж получилось, что творческий пафос Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского приглянулся партийным идеологам бывшего СССР своей «положительной направленностью». Они-то и решили объединить всю отечественную «эволюционную» литературу, представленную работами ученых, писателей, инженеров и т.д., которой к этому времени накопилось не мало, в единую философскую систему под именем «русский космизм». Постепенно на орбиту идей русского космизма стали вовлекаться все новые и новые имена. Советская интеллигенция радостно восприняла создание нового философского направления. Стали появляться статьи, публикации, книги, посвященные данной тематике, и постепенно словосочетание «русский космизм» прочно укоренилось в сознании уже не только интеллигенции, но и других групп людей, интересующихся отечественной культурой. О причинах популярности идей русского космизма в нашей стране, верно, говорила Л.В. Фесенкова. Суть ее мысли состоит в том, что человеку близко и нравится то, к чему он привык, что его окружает. Советского человека окружали космонавтика, научно-техническая революция, кибернетика. Все это органически вписывалось в идеологию русского космизма, поэтому последняя и прижилась на почве советской ментальносте.

К числу разработчиков идей русского космизма относятся: академик Н.Н. Моисеев, Ф.И. Гиренок, С.Г. Семенова, Л.В. Василенко, С.С. Хоружий, А.И. Субетто и многие другие.

Сегодняшний интерес к русскому космизму несколько отличается. И это связано с тем, что сфера обсуждаемых проблем русским космизмом необычайно расширилась и видоизменилась, это связано не только с реабилитацией забытой и репрессированной русской философской мысли, с опубликованием многих архивных работ, но и со стремительным развитием современной науки и, в первую очередь, в наукоемких отраслях космонавтики, биологии, химии и т.д.

В диссертационном исследовании автор, в первую очередь, опирался на труды классиков отечественной и мировой философской мысли: Платона, Г.С. Сковороды, А.Н. Радищева, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, М.О. Гершензона, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и других, а также обратился к трудам по истории русской философии В.В. Зеньковского, А.Ф. Замалеева, А.А. Галактионова, Ф.Ф. Никандрова, Г.В. Флоровского.

Проблему трактовки понятия «космизм» и его сущность рассматривают в своих исследованиях: Ф.И. Гиренок, М.И. Потапенко, А.В. Гулыга, И.Г. Громов, О.Д. Куракина, В.И. Дуденков, В.П. Казначеева и Е.А. Спирина, трактуя понятие космизма с точки зрения широкого понимания как специфического мировосприятия, как особенности рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего и во всем, как преобладание вселенского над индивидуальным.

Отрицая широкую трактовку русского космизма, в спор вступают, но уже со своих позиций Н.П. Ващекин, С.Г. Семенова, В.В. Казютинский, А.Д. Урсул, В.А. Кутырев. Для одних (В.В. Казютинский, А.Д. Урсул, Н.П. Ващекин) космизм рассматривается как идея выхода человека в космос, сопровождаемого активным преобразованием природы космоса и человека, для других (С.Г. Семенова) - мировоззренческая идея «активной эволюции» человека и мира, направляемой разумом, или же «последнее слово техники» (В.А. Кутырев).

Эволюция человека от биосферы к ноосфере как проявление гуманистической философской традиции, разработанная в трудах В.И. Вернадского, Тейярд де Шардена, продолжает развиваться в исследованиях B.C. Голубева, Э.В. Гирусова, А.Д. Урсула, Н.Н. Моисеева, А.А. Оносова. Ученые подчеркивают, что для выживания человечества есть только один путь - восхождение к ноосфере, всеобщий переход к ноосферному способу производства, где определяющим началом будет, в первую очередь, человеческая деятельность. А.Д. Урсул развивает идеи перехода к устойчивому развитию, где одной из ступеней развития и становления ноосферы будет космическое общество.

Проблема человека в русском космизме, как космопланетарного, эволюционирующего субъекта приобретает особую актуальность в работах М.И. Дробжаева, В.И. Дудникова, А.Г. Маслеева, Ю.В. Олейникова, А.А. Оносова, B.C. Поликарпова, Ю.Г. Волкова. Здесь авторами выявляется особая значимая роль человека разумного в эволюционирующем космосе. Историко-философское осмысление идей классиков русского космизма Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского находит свое отражение в исследовательских изысканиях С.Г. Семеновой, Н.К. Гаврюшина, И.А. Дудкиной, И.А. Кольченко, В.В. Лыткина, А.П. Огурцова, А.Д. Урсула, Л.В. Фесенковой. При рассмотрении различных направлений русского космизма автор обращался к трудам В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А. Чижевского, Вл. Соловьева, С. Булгакова, Е. Блаватской, Е. и Н. Рерихов, П. Флоренского, С. Франка, Ф. Гиренка, В. Дуденкова, А. Савина и др.

Теоретико-методологические основания исследования.

Обозначенная предметная область диссертации предполагает использование в ходе культурно-исторического исследования комплексного характера методологии и предполагает, прежде всего, опору на развиваемый в современной философии культурно-цивилизационный подход. Это дало возможность использования таких исследовательских принципов, как объективность, когда ведущие теоретические положения проверены несколькими методами, сопоставлением полученных данных с результатами других исследований, когда ведущие детерминации русского космизма изучаются несколькими историко-философскими традициями, что отвечает его природе; целостность используется диалектическая, системная методология, позволяющая раскрыть полиструктурность проблемы, внутренние противоречия и перспективы развития; историзм, при котором логически выявляется этапность развития и многогранность русского космизма от самых начальных поисковых форм до современных состояний. 

Кроме того, автор использовал конкретные методы историко-философской реконструкции, концептуально-сравнительного анализа и ретроспективного моделирования отечественных философских направлений, текстуально-герменевтической аналитики и др.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования данной работы является русский космизм как уникальное явление русской мысли конца XIX - начала XX веков, сформировавшее цельный культурный пласт, в атмосфере которого формируются новые подходы к выработке целостной концепции мироздания, представления об органическом единстве мира и его теснейшей связи с Вселенной и Космосом. Предметом исследования выступают смысложизненные идеалы и ценности русского космизма.

Цели и задачи исследования.

Основной целью исследования диссертационной работы является выявление смысложизненых идеалов и ценностей русского космизма.

Исходя из указанной цели исследования, автор ставит основные задачи:

- Определить русский космизм как уникальный феномен русской культуры, воплотивший идею спасения и преображения мира.

- Выявить предпосылки становления космизма в русской философской мысли.

- Рассмотреть различные направления русского космизма, обозначить его ценности.

- Раскрыть духовно-нравственный идеал преображения человека и человечества, разрабатываемый русскими космистами.

- Выявить идеал общественного устройства через попытки социального прогнозирования на основе утопического мышления русских космистов.

- Раскрыть значимость научного знания через понимание интеллектуального идеала, выработанного космистами.

Научная новизна исследования определяется следующими положениями:

- Дано определение феномена русского космизма как спасения и преображения мира, его целенаправленной эволюции в качественно новое, более совершенное состояние на основе эволюционного совершенствования Человека. Доказано, что труды русских космистов подготовили антропологический поворот в общественном сознании и культуре.

- Проанализированы предпосылки русского космизма. Показано, что возникновение русского космизма было подготовлено всем ходом развития отечественной культуры, науки и философии, что он формировался под влиянием идеи обожения космоса, содержащегося в ортодоксальных представлениях православной церкви, формировал особенности духовно 10 нравственного сознания русского народа - его религиозность, искание абсолютного добра, чуткость к искажениям добра злом и возможность достижения жизни в Царствии Божьем.

- Доказано, что русский космизм стал провозвестником новой культурной парадигмы: уникального типа мировосприятия, выражающегося идеей всеединства всего сущего со Вселенной, гармонией Человека и Космоса, а также необходимостью активной эволюции в целях достижения бессмертия человека и человечества; как своеобразную направленность перспективного мышления, где формируются новые подходы к выработке целостной концепции мироздания.

- Рассмотрены смысложизненные идеалы и ценности русского космизма, определена их идейная направленность в русле возрождения духовного образа жизни, расширения миропонимания до вселенского уровня. Доказано, что труды русских космистов прокладывали путь гуманистической и антропологической перестройке науки.

- Показан переход от антропоцентризма к антропокосмизму, необходимость формирования антропокосмической модели развития.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Русский космизм - явление в русской философской мысли уникальное, специфическое, объединившее не только выдающихся философов и ученых (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, В. Соловьев, С. Булгаков и т.д.), но и писателей, поэтов, художников (В. Одоевский, А. Сухово-Кобылин, В. Хлебников, Н. Рерих и т.д.), сформировавшее цельный культурный пласт.

Русский космизм явился философским осмыслением национальной и всемирно-исторической катастрофы. Он вырос на переживании уникальности бытия, хрупкости истории и человеческой судьбы, тревоге за жизнь человечества. Космисты исходят из убеждения, что человечество живет не просто на «изломе времен», оно является свидетелем исчерпания исторического времени, его потенциала, невозможности продолжения истории в рамках времени, непреложности возвращения человеческой истории в лоно вечности.

Идеи русских космистов приводили к изменению культурных ориентиров, которые сдвигались в сторону признания человека наивысшей культурной ценностью.

2. Зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX века, его развитие обязано во многом непрерывному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога и возможность прогрессивного воздействия на культуру научного исследования в XX веке. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации. По своему генезису исходные интенции русского космизма были не техницистские, антропологические.

3. По мере исследований выявляется тот факт, что целостное, одухотворенное, гармоничное восприятие мира как живого и нравственного всеединства бьшо характерно для русской культуры на протяжении длительного периода ее истории и нашло свое воплощение во всех формах теоретического и художественного творчества.

4. В русском космизме выделяют три направления: естественнонаучный (К. Циолковский, В. Вернадский, Н. Холодный и т.д.), религиозно философский (Н. Федоров, В. Соловьев, С. Булгаков и т.д.) и эстетическое художественный космизм (В. Одоевский, В. Хлебников, Н. Рерих), каждое из них занято поиском сознания, которым можно было бы «зацепить» и удержать распадающийся человеческий мир. И в этом смысле не так уж важно, кристаллизуются эти поиски в виде философии «общего дела», учения о ноосфере и множественности разумных миров или в представлениях о заселении людьми космоса. В любом случае осуществляется прорыв к «философии света и радости» [118, с. 187].

В русском космизме удивительным образом переплелись религиозный, естественнонаучный, фантастический, утопический, реалистический и художественно-поэтический элемент этого учения и нет необходимости разрывать философскую идею космизма. Наоборот, актуальна задача, показать философию русского космизма во всей его полноте, единстве, как значительное явление в развитии не только русской, но и мировой философской мысли.

5. Специфика и особенность русского космизма в отечественной философской мысли заключается в акцентуации роли человека в эволюции природы и общества, планеты Земля и всего Космоса, в необходимости повышения роли сознания, этических принципов в развитии мира. Само преобразование мира тесно связывается с необходимостью изменения человека, его физических, психических, нравственных и социальных параметров. Человек рассматривается как существо становящееся и требующее своего бессмертия для освоения Космоса. Все это окрашено в светлые гуманистические тона, в поиск «нравственности земли и неба» (К.Э. Циолковский), активной эволюции прогресса от технического к органическому через средства психофизической регуляции, через управление духом материи и одухотворение мира и человека. Русский космизм определяет человечеству простое и емкое предназначение: вселиться в свой дом - во Вселенную. Таковы ориентации культуры, выработанные русским космизмом.

6. Аксиология русского космизма в целом обозначена антропологической заданностью, приоритетом одухотворенной, преображенной человеческой личностью, состоящей в неразрывном единстве со Вселенной, с Космосом. Все это синхронизирует с ценностями Разума, Добра и Красоты, вносимыми и развиваемыми человеком в самом Космосе. Немаловажное значение в русском космизме занимают ценности коллегиального содержания: родство, соборность, братство, единение. Они выступают связующим звеном духовно-нравственного возрождения человечества на пути к общепланетарному Дому.

Наука, научное знание приобретает наивысшую ценность, как способ, как инструмент достижения поставленных задач в деле регуляции природы; выхода человека в Космос и освоения им Вселенной; создания высоконравственного общественного устройства на основе братства и родства; «рождения» нового современного не страдающего Человека и многое другое.

7. Смысложизненные идеалы русского космизма: идеал духовно-нравственного преображения человека, где вера в человека, в его разум, в его совершенствование, в его активную «психофизическую» эволюцию становится важнейшим нравственно-философским принципом, необходимостью превращать зло в добро, направлять энергию человека в благую и жизнестроительную; идеал социальный, где «братство», «отечественность», «соборность», и нравственность выступают непременным способом существования человеческого общества; интеллектуальный идеал с верой в интеллектуальное могущество, в возможность применения науки во благо человеку и человечеству - становятся идеологическим основанием становления и развития нового «космического мировоззрения», опора которого -планетарный гуманизм. Тем самым русские космисты способствовали выработке новой культурной парадигмы всечеловеческого масштаба.

Русский космизм предстает как опыт перспективного мышления, он интуитивно нащупывает нить развития жизни и бесстрашно экстраполирует ее «сверхэволюционное» развитие на всю историю в целом.

Научно-практическая значимость исследования.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы и выводы могут быть использованы в научной, преподавательской, лекционной работе, в базовых курсах по философии, культурологии, естествознанию, в спецкурсах по истории отечественной научно-философской мысли и русской традиции глобального синтетического мышления, в осмыслении современных проблем футурологии и глобалистики. Исследование представляет интерес для философов, культурологов, политологов, экологов. 

Результаты исследования имеют значение для практической деятельности в области осуществления философской стратегии выживания человечества.

Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на кафедре исторической культурологии факультета философии и культурологии РГУ, на научных конференциях аспирантов и соискателей РГУ.

Основное содержание исследования отражено в четырех печатных работах автора, общим объемом 1,95 п.л.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 150 наименований. Общий объем диссертационного исследования составляет 139 страниц.  

Похожие диссертации на Культурная парадигма русского космизма, идеалы и ценности