Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи Гнездилова Полина Александровна

Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи
<
Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гнездилова Полина Александровна. Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи: диссертация ... кандидата культурологии наук: 24.00.01 / Гнездилова Полина Александровна;[Место защиты: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федераци].- Москва, 2014.- 203 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социокультурные аспекты формирования гражданственности учащейся молодежи в российском обществе 20

1.1. Феномен гражданственности в современном социокультурном контексте: сущность и методы исследования 20

1.2. Гражданственность в иерархии системы ценностей российского общества 47

1.3. Культурологический подход к исследованию гражданственности 61

1.4. Особенности формирования гражданского самосознания учащейся молодежи в условиях ценностных трансформаций в обществе 75

ГЛАВА 2. Образовательно-культурные практики: развитие гражданских качеств личности и формирование гражданственности 96

2.1. Современные подходы и образовательно-культурные модели формирования гражданских качеств личности 96

2.2. Социально-культурные условия воспитания гражданственности у молодежи в процессе кросскультурного диалога и межпоколенческого взаимодействия 115

2.3. Образовательно-культурная практика экскурсии как условие повышения эффективности процесса формирования гражданственности 124

ГЛАВА 3. Экскурсия как образовательно-культурная практика формирования гражданственности 140

3.1. Организационная модель экскурсии как образовательно-культурной практики по формированию гражданственности 140

3.2. Культурологический анализ результатов практической деятельности по проведению экскурсионных практик 154

3.3. Роль творческо-созидательной деятельности в повышении эффективности экскурсионных образовательно-культурных практик 158

Заключение 170

Список использованной литературы: 175

Гражданственность в иерархии системы ценностей российского общества

Проблема гражданского общества и гражданственности поднималась еще с глубокой древности в трудах Аристотеля, Демокрита и Платона, утверждавших, что гражданственность в своей первозданности выступает как гражданская добродетель или совокупность гражданских добродетелей развитые уникальной культурной системой – пайдейей, предполагалось, что данная система очень важна для формирования гражданского общества. В трудах Пифагора так же говорится о важности роли культуры в развитии общества. Особое внимание проблеме гражданственности и взаимоотношения человека с властью уделили Т. Гоббс, Дж. Локк, Г.Ф. Гегель. Чтобы выйти из естественного состояния некультурности, насилия и несправедливости, люди «должны вступить в гражданское общество», – писал Г. В. Ф. Гегель1.

Первая идеальная модель гражданственности была предложена еще И. Кантом, который писал о том, что «историю человечества можно рассматривать как выполнение тайного плана природы – осуществить совершенное гражданское объединение человеческого рода во имя наиболее полного развития всех задатков людей»2.

Российские ученые и мыслители разносторонне исследовали понятия гражданственности и гражданского общества, которые неразрывно связаны. В XIX и начале XX века проблематика гражданственности и качеств гражданина была исследована В.Г. Белинским, Н.А. Бердяевым, М.А. Бакуниным, А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовым, И.А. Ильиным, А.Ф. Лосевым, А.Н. Радищев, В.В. Роза 21 новым, В.С. Соловьевым, С.Л. Франком, П.А.Флоренским, А.С. Хомяковым и др. Это время стало периодом развития гражданского сознания, становления гражданского самосознания в России, зарождения и проявления гражданских качеств в среде российской интеллигенции. Обсуждая вопросы, относящихся к государственному устройству или положению его низших классов, ликвидируя крепостное право, учреждая государственно-правовую систему и участвуя в выборах в местные учреждения проходил процесс формирования гражданского общества в России1.

Идею образования и просвещения, духовное совершенствование граждан ставит во главу гражданского воспитания В.Г. Белинский2, который пишет о том, что вначале необходимо воспитать человека и лишь потом – гражданина. Духовно-нравственные аспекты человеческой личности, по мнению ученого, закладываются в семье, а задача государственных учреждений образования – сделать их гражданами, государства. Так, В.Г. Белинский подчеркивает важность роли образовательных учреждений в деле формирования гражданских качеств российской молодежи.

Анализ понимания гражданственности в аспекте гражданского общества, представленный в работах Ю. М. Резника, показывает эволюцию отношения в обществе к гражданским качествам и ценностям, а так же подчеркивает, что при любой общественно-политической формации задача воспитания в подрастающей личности гражданина считалась одним из важнейших задач государства и общества. При этом гражданские качества всегда расценивались как духовно-нравственные качества человека, обуславливающие его отношение к самому себе, обществу и государству и определяющие социальное поведение3.

Поскольку культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей и занимается конкретно-историческими форма-1 22 ми этого бытия (подразумевающими как формообразующие элементы культурно-исторического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих эти типы систем ценностей и технологий деятельности)1, постольку и гражданственность, как результат «окультурирования» личности путем привития ценностных императивов и эталонных норм поведения, является предметом ее внимания.

Закономерности освоения и изменения традиций, ценностей и норм, являющиеся объектом изучения культурологии, обуславливают и характер процесса формирования гражданственности, поскольку данный феномен определяется, прежде всего, ценностным отношением человека, исходящим из признания им особой значимости понятий: «человек», «сознание», «культура», «добродетель» и формируется путем передачи опыта межчеловеческих (прежде всего, межпоко-ленческих) отношений.

В условиях девальвации духовных и нравственных ценностей, а также утраты части культурных традиций общества, регулирующих общественные отношения, естественно возросла необходимость осмысления феномена гражданственности в контексте культуры. Это обусловлено тем, что сегодня, когда акценты государственной политики перенесены преимущественно в область экономических процессов, основным предметом внимания все же должен быть человек, его развитие, трансформация его сознания и адаптация социального поведения к новым (в том числе экономическим) условиям жизни. Здесь становится актуальным вопрос о соотношении ценностей и целей – это вопрос об осознании стремления к идеалу как основное условие для саморазвития, поэтому образовательные задачи предполагают включение в них этических императивов как ориентиров образования, где соприкасаются культура и образование с жизненными целями и устремлениями человека

Особенности формирования гражданского самосознания учащейся молодежи в условиях ценностных трансформаций в обществе

Задача формирования гражданственности сформулирована сегодня во всех основополагающих нормативных документах, задающих стратегическую направленность образовательного процесса. Так, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (где четко прописано, что развивающемуся гражданскому обществу нужны образованные, обладающие активной жизненной и гражданской позицией, люди)1, в Концепции модернизации российского образования до 2010 года (где отмечается, что важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры)2 и в Федеральном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения (где особо выделено положение о том, что основой данного договора является согласованный общественный заказ на воспитание поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими активно и эффективно действовать в условиях инновационной экономики, на воспитание их в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с общечеловеческими и традиционными национальными ценностями)1. Совокупность перечисленных выше документов направлена на то, что в российском обществе формируется новое ценностное сознание, соединяющее в себе лучшие историко-культурные традиции гуманизма, духовности с новой ценностной ориентацией на достижение личного успеха и благополучия.

Воспитание духовно-нравственных качеств подрастающего поколения имеет приоритетное значение для общества, поскольку они являются целена-правляющими для развития всех остальных качеств индивида и определяют, в конечном счете, культурные особенности нации. Они выступают основополагающим фактором в формировании общества, его жизненных и экономических укладов.

Культурологическое значение духовно-нравственных основ и ценностных ориентаций любого социума обусловлено тем, что культурные традиции отражаются в социальных нормативах, негласно, но и устойчиво регулирующих взаимоотношения в обществе. Социальные нормативы, выраженные в форме сводов правил, установок и поведенческих стереотипов, обуславливают содержание моделей и практик социального поведения, на которое также оказывают влияние традиции, менталитет, нравы и обычаи, формирующие жизненный уклад общества, стили и образы жизни.

Обратим внимание, что исторически жизненные уклады общества выражаются в комплексе культурных особенностей этносов, народностей и нации в целом, и в процессе адаптации к изменениям условий жизни трансформируются в экономические уклады, реализуемые сообществами на территории их проживания. В свою очередь, реализация того или иного экономического уклада находит свое отражение в смене приоритетов терминальных и инструментальных ценно стей, что приводит впоследствии к измененям жизненного уклада сообщества, образа жизни.

По мнению исследователей, в российском обществе в ходе реформ 90-х годов ХХ века произошла переоценка официальных социокультурных ценностей и идеалов, сохранявшихся незыблемыми в течение всего советского периода, в том числе, представления о советской гражданственности и патриотизме. В частности, Т. С. Колябина, считает, что преобразования общественных структур и отношений естественным образом предопределяют кризис старой системы ценностей и идеологии, а утверждение новых ценностных ориентиров происходит вместе с увеличением социальной необходимости в обновленном соответственно стилю происшедших перемен содержании основных человеческих ценностей1.

Особую актуальность в этой связи приобретает исследование гражданственности как социокультурного концепта, имеющего глубокое ценностное содержание и изучение динамики изменения ценностной ориентации, определяющей проявление гражданских качеств. Например, Л.З.Немировская отмечает согласованность развитие нравственности с развитием прогресса, ведь общественный прогресс состоит из прогресса личностного и нравственного2.

Задачи по формированию ценностно-ориентированных гражданских качеств диктуют особые требования к системам образования и воспитания, которые должны чутко реагировать на изменения, происходящие в современном обществе и своевременно реагировать на них путем поиска наиболее эффективных форм развития у учащихся качеств и компетенций, востребованных современным обществом.

Социально-культурные условия воспитания гражданственности у молодежи в процессе кросскультурного диалога и межпоколенческого взаимодействия

Таким образом, рассматривая гражданственность как форму передачи культурного опыта, следует отметить ряд существенных факторов: а) передача культурного опыта, прежде всего, опирается на ценные для общества достижения культуры общественных отношений, сохраняющих це лостность и жизнеспособность общества; б) результатом передачи культурного опыта является формирование цен ных для общества качеств личности, среди которых гражданские качества играют ключевую роль для передачи культурных норм поведения и моральных принци пов взаимодействия; в) способы и формы передачи культурного опыта, формирующего граж данственность, могут отличаться в обществах с разным уровнем развития, однако всегда сочетают в себе и межпоколенческие, и ровеснические взаимодействия; г) формирование гражданственности в России (как результата передачи культурного опыта в условиях многонациональности и многоукладности) невоз можно без создания единой ценностной платформы, на основе которой происхо дит выбор морально правильных и социально адекватных поступков.

В рамках культурологического подхода воспитательный процесс вообще рассматривается как процесса «окультуривания» личности, осуществляемый в культуросообразной образовательной среде, компоненты которой наполнены ценностными смыслами и позволяют человеку свободно проявлять свою индивидуальность, проявлять способность к культурному и творческому саморазвитию и самоопределяться мире культурных ценностей.

Необходимость воспитания гражданственности со школьного возраста обусловлена усилением в этом возрасте роли нравственных убеждений, когда пове 69 дение учащихся в гораздо большей степени определяется их моральными представлениями и понятиями, а также - сформировавшейся системой их взглядов на жизнь. По этой причине гражданственность целесообразно рассматривать на основе культурологического подхода как интегративное качество личности, включающее в себя такие компоненты как: мировоззренческий, познавательный и дея-тельностный.

Воспитание в современных условиях - это сложная система мер культурологического, социального, психологического и педагогического характера, направленных на формирование определенных качеств личности, необходимых для ее эффективной самореализации, социализации и адаптации в обществе для успешного развития.

Эффективность воспитательных мер и адаптированность их под актуальные требования общества и государства зависят от того, насколько грамотно будут сформированы и организационно-педагогические и социально-культурные условия процесса воспитания. В данном случае под условиями понимается создание такого пространства (социокультурной среды), в которой представлена совокупность факторов, отношений и средств, обеспечивающих возможность учителю организовать процесс становления личности школьников и развития у них ключевых качеств и компетенций1.

Поскольку культурологический подход подразумевает системность при исследовании объектов, само понятие «процесса» необходимо изучать в его системной взаимосвязи с понятиями «качество» и «свойство».

С позиции теории систем, процесс развития, рассматриваемый как процесс качественных изменений в системе, происходит (согласно общесистемным закономерностям), поступательно, с изменением количественно-качественных характеристик, в сторону повышения уровня системной организации, т.е. – усложнения системы с одновременным повышением уровня иерархии1 (Рис. 1.1 а, б).

Говоря о системе воспитания гражданственности с позиции культурологии, как о целенаправленном процессе формирования личности с заданными свойствами (который, по сути, являет собой динамический процесс качественных изменений личности), мы можем на основе данной схемы выстроить системный алгоритм данного процесса (Рис. 1.2).

Управленческие исследования (Системный анализ факторов). –М.: Инст-т МИРБИС, 2008. – 193с. Данная модель позволяет описать процесс формирования гражданственности с позиции системного подхода и полностью соответствует сформулированному нами ранее положению, что под формированием гражданственности следует понимать процесс развития совокупности гражданских качеств, обусловленных духовно-нравственной природой личности.

Мы видим, что системообразующим ресурсом гражданственности (как комплексной характеристики) является набор востребованных обществом и государством актуальных свойств личности, которые, в свою очередь, образованы совокупностью гражданских качеств. При этом специфика внутренней структуры и элементный состав гражданских качеств каждой отдельной личности зависят от того, какие духовно-нравственные характеристики человека получат наибольшее количество возможностей для развития под влиянием внутренних и внешних факторов.

Согласно специальной теории индивидуальности В. М. Русалова, даже такие формально-динамические психические свойства человека, как эмоциональные реакции, не являются раз и навсегда строго фиксированными, а формируются и обобщаются по мере развития человека. Их развитие обусловлено, с одной стороны – биологическим возрастным развитием, а с другой стороны – сменой ведущих типов деятельности (игры, учебы, труда)1.

Естественно, и гражданственность развивается как результат активных культурных действий, что подтверждают и другие исследователи. В частности, О.Ю. Степанова, исследуя становление гражданственности молодежи в условиях трансформации российского общества, пишет о том, что культура активного действия определяется совокупностью гражданских знаний, т.е. осознанным принятием личностью принципов: конституционных обязанностей; признанием и принятием гражданского долга и прав. Автор подчеркивает, что нравственное содержание культуры активного действия проявляется в высоконравственных побуждениях, в духовности, в культуре общения т.д. При этом гражданственность выступает особым типом деятельности индивида, который включается в различные общественные организации и институты1.

Гражданская культура, по мнению многих исследователей, является показателем уровня развитости сознания и самосознания людей, а также - выражением их мировоззрения и отношения к нуждам и потребностям общества, что говорит о нравственной зрелости личности. Следовательно, без развития гражданских качеств и вне социокультурной среды, гражданская культура личности сформироваться не может в принципе.

Культурологический анализ результатов практической деятельности по проведению экскурсионных практик

Н. Б. Крылова, уделяя внимание вопросам культурологического подхода в образовании, пишет о том, что «в культуросообразной школе основной показатель – культурные умения школьника, полученные им в культурных практиках (что фиксируется педагогом с помощью портфолио или, например, зачтной системы). Чем многочисленнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем больше условий для становления образованности и культурной идентичности школьника»1.

Таким образом, можно утверждать, что роль образовательно-культурных практик в деле формирования культурной самоидентичности молодежи, резко возрастает в условиях целевой и ценностной вариативности в обществе.

Между тем, общеобразовательные учреждения, представляющие собой наиболее стабильные социальные институты общества и всегда вносящие значительный вклад в воспитание подрастающего поколения, в настоящий момент, за счет использования привычных, ставших классическими приемов и методов воспитания гражданственности, не смогут дать такой же эффект, как раньше.

На протяжении длительного периода практика воспитания подрастающего поколения утверждала правило: чтобы ученик вырос гражданином, надо предъявлять ему гражданские требования, и чем их больше, тем сильнее проявится гражданская ответственность. В конце 50-х годов XX-го столетия возродилось понимание того, что прямой зависимости здесь нет, а есть проблема гражданской мотивации: действия воспитывающего опосредуются и средой, и опытом личности. На основе этого положения задача воспитания гражданственности была сформулирована следующим образом: искать средство, чтобы человек учился сам ставить перед собой общественно значимые задачи и сам предъявлял себе требования, что явилось определнным шагом вперд от авторитарности, но недостаточным для подготовки личности демократического общества.

С конца 80-х годов, при развитии личностно-ориентированных подходов в образовании, одним из главных условий формирования гражданственности счи-1 Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике. URL: http://www.isiksp.ru/library/krylova_nb/krylova-000001.html (дата обращения 20.03.2014). талось воспитание правдой, одним из основных направлений работы по воспитанию гражданственности - формирование опыта гражданского действия, позволяющего учащимся практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе.

При этом источниками социального и способами передачи культурного опыта выступали: - гуманитарные дисциплины, которые вводят детей в мир человеческих отношений, в том числе через художественные, исторические образы, способствующие развитию эмоциональных основ гражданственности личности; - трудовое воспитание, реализованное в форме насыщенной деятельности, ориентированной на общественно ценные результаты и создающей возможности для самостоятельности и творчества.

Причем, считалось (А. Ф. Никитин, Я. В. Соколов и др.), что опыт социально-культурной деятельности в большой степени приобретается детьми в школьных коллективах, детских и юношеских организациях, в клубных, любительских, неформальных других объединениях, строящих свою работу на конституциональной основе, гуманистических и демократических принципах.

Во 2-й половине 80-х годов стало очевидным, что в демократическом обществе самодеятельные коллективы начали осуществлять свои социальные функции не только через требования к своим членам, но через требования коллектива к государственным и другим социальным институтам, и что, участвуя в работе таких организаций, молоджь начинает осознавать реальные проблемы своего народа и становится субъектом народовластия. Отсюда общая задача воспитателей и воспитанников была сформулирована как задача научиться различать выражение социального иждивенчества от ответственных обществ, наказов и требований.

Сегодня считается, что гражданские качества личности формируются там, где учащиеся старших классов и студенты вузов вовлечены в самоуправление (например, в школьных и студенческих советах) и решают вопросы не только учебной жизни, но и окружающей социокультурной среды во внеурочное время. В такой среде, предполагающей и межпоколенческие, и ровеснические формы поликультурной коммуникации, содержатся возможности проявления индивидуальной и общественной инициативы, ориентированной на гражданское объединение своих членов.

Ранее уже было отмечено, что в современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности.

В целях диссертационного исследования, автор считает целесообразным более подробно изложить результаты научных трудов тех авторов, которые посвятили свои работы анализу социально-культурных условий воспитания гражданственности в условиях современного общества в рамках отечественной системы образования.

Еще в период активных реформ исследования социального поведения молодежи в образовательной сфере показали, что в его формировании чрезвычайно велика роль так называемых «внешних» по отношению к индивиду факторов1. Большинство ученых, посвятивших свои работы в этот период поиску новых путей и способов воспитания, социализации или адаптации подрастающего поколения в изменившихся социальных условиях, устанавливали огромное влияние на формирование тех или иных качеств личности различных внешних факторов: культурологических, социальных, экономических, политических, социально-психологических и пр.2

Похожие диссертации на Культорологический потенциал образовательно-культурных экскурсионных практик в формировании гражданственности российской учащейся молодежи