Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста Пирожков Геннадий Петрович

Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста
<
Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пирожков Геннадий Петрович. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста : диссертация ... доктора культурологии : 24.00.01 Тамбов, 2007 387 с., Библиогр.: с. 285-378 РГБ ОД, 71:07-24/27

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОСТИКА (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) 37

1.1 Краеведение в социокультурном пространстве региона 37

1.2 Краеведение как социальный институт и комплексная наука... 66

1.3 Историко-философские подходы к изучению явлений краеведческой практики, перспективы краеведения 103

Глава 2 ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ 123

2.1 Культурологические подходы к формированию теории краеведения 123

2.2 Методология краеведения. Источники и методы краеведения в условиях информатизации общества 154

2.3 Экспертиза ценности краеведческой информации 191

Глава 3 КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 201

3.1 Концептуальные основания модели краеведческого образования 201

3.2 Краеведение как комплекс учебных дисциплин 224

3.3 Традиции и новации обучения краеведению 243

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 265

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 285

ПРИЛОЖЕНИЯ 379

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств, среди которых глобализация, информационный взрыв, социокультурные изменения, воздействующие на российскую действительность в условиях сложного этнического пространства. Остро стоят проблемы не только национальной идентичности, но и региональной политики, экономики, культуры, образования. Теория отстала от практики, многие объяснительные модели развития, концептуальные подходы, идеологические доктрины и политические решения потеряли эффективность, в научный оборот вводятся понятия, категориальный статус которых только устанавливается [367]. В этих условиях нужна новая стратегия, способная интегрировать в процесс глобализации общечеловеческое и национальное, общероссийское и региональное. В условиях нарастания регионализации социокультурного пространства [см. 386] необходимо найти решение вопроса об основных целях региональной культурной политики [см. ПО], в качестве субъекта которой выступает краеведение, активно воздействующее на социокультурные процессы в регионах.

Краеведение традиционно рассматривается как изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом, силами местного населения. В настоящее время оно утверждается как самостоятельная комплексная научная дисциплина, необходимое средство образования и воспитания, подготовки специалиста, которому предстоит жить и работать на территории, изучаемой краеведением. В этом смысле краеведение - суть и наука, и практика, и способ преобразования края. Единство достигается при правильной организации краеведческого образования, что актуализирует разработку концептуальных оснований его модели, основные элементы которой могут быть использованы в практической краеведческой и образовательной деятельности.

Краеведческая наука активно влияет на образование в регионе [см. 212; 213; 214; 483 и др.]. В связи с культурологизацией образования, то есть введе-

5 ниєм элементов систематизированного культурологического знания во все его сегменты [554], назрела необходимость совершенствования краеведческого образования как составляющей культурологической подготовки специалиста.

В последние десятилетия в исследовательском поле культурологии краеведческая проблематика обозначила свою остроту. Дело в том, что анализом проблем отдельных территорий занимались другие науки, что какое-то время было оправдано, являлось ответом на социальный заказ общества. Однако социология и политология, предлагая «быстрые» решения выхода из «тупиковых» ситуаций постсоветской истории, экономико-регионоведческая практика урегулирования региональных конфликтов все дальше уходили от теоретических исследований сущности местного, краеведческого, часто навязывая образцы западного пути. Культурологическая необеспеченность краеведческой проблематики привела к росту дискретности исследований, эмпирическая составляющая которых обособилась, теоретические константы политизировались. Отсюда, необходимость культурологической разработки проблем краеведения, краеведческого образования, что вызывает необходимость активного историко-краеведческого изучения регионов, их культуры, создание целостного видения истории России [367]. Позитивный интерес несет попытка использования краеведения в анализе региональной культуры, что позволяет выявить специфику развития страны через общее, частное и особенное ее территорий.

Культурологизация образования стимулирует совершенствование и оптимизацию краеведения, разрабатывающего широкий круг проблем, связанных с поиском эффективных средств воздействия на материальное производство и культуру региона. С краеведческой теорией и практикой связано научное прогнозирование развития субъектов РФ.

Краеведение - это не только сфера государственной деятельности, практической подсистемой краеведения является организованное массовое движение краеведов. Таким образом, в обществе есть более сильные детерминанты (власть, экономика и др.), есть более слабые (культура, инициативное краеведение и др.), но лишь во взаимодействии они образуют тенденцию социальной

6 эволюции.

Краеведение - это еще и отношение россиянина к малой родине (оно может быть неодинаковым [927]), это и то, что передается от отца к сыну с опорой на мораль, этику взаимоотношений, которые традиционны для России. Краеведческое знание может обуздать стихийность формирования стереотипов поведения, направить их в естественное русло, обусловленное чувством нормы, правила, естественного хода адаптации через «преемство» поколений.

Краеведческая наука причастна к решению и таких вопросов, как укрепление российской государственности. Значима она и как форма гражданского воспитания.

Научное и практическое значение имеют культурологические подходы в исследовании краеведения. Это не только обращение к современным методам, но и убеждение, что само краеведение является частным по отношению к целому, познаваемому во всем многообразии и в своей специфике -региональной (под регионом подразумевается часть территории, отличающаяся от других совокупностью относительно устойчивых особенностей: экономико-географических, культурно-исторических, национальных и др.; согласимся с учеными, выделяющими в качестве важнейшего признака региона следующее: его население «осознает себя принадлежащим к особой территориальной общности, имеющей свою хозяйственную и социокультурную специфику, регионально самоидентифицирующее себя, сохраняя свою локальную ментальность...» - в этом признаке преобладают социокультурные параметры регионального образа) и локальной (то есть местной, свойственной данному месту, не выходящей за определенные границы). Так краеведение учит человека воспринимать свою малую родину как часть всего Отечества, а повседневное, обычное - как достойное специального изучения, без чего невозможны фундаментальные выводы.

Актуален вопрос об использовании опыта советского краеведческого строительства. «Речь должна идти не только о репрессированных ученых, но и о репрессированных идеях и направлениях, научных учреждениях и центрах,

7 книгах и журналах, засекреченных архивах» [988]. Несвобода советской науки сформировала весь исследовательский процесс, для которого была характерна ориентация на одну универсальную теорию; подходы к решению исследовательских проблем часто сводились к подбору цитат из классиков, практическое исследование ограничивалось поиском фактов для иллюстрации соответствующих положений [см.100; 164; 165; 173; 328; 366; 815; 949]. В аксиоматические схемы не вписались как многие имена (А.И.Герцен [200]), так и целые научные направления, например, «областничество» (Н.М.Ядринцев, С.С.Шашков) как буржуазно-либеральное течение (А.П.Щапов). В результате советское краеведение как особый научно-политический феномен накопило целую систему свойств и качеств, сформировало особый образ науки и практической деятельности, собственные представления о функциях, задачах, назначении, критериях научности. В феноменологической характеристике этого явления: узкий набор тем; ограниченная рамками дозволенного источниковая база; слабо разработанный понятийный аппарат; собственный язык и стиль подачи материала, ура-патриотический колорит и накал эмоций и др. Краеведческие структуры были огосударствлены и партизированы, работали консервативно. Пропагандируя местничество, они были не восприимчивы к новому, закраевому. В памяти еще свежо краеведение, основанное на «воспоминаниях участников событий», сочетавших школьные учебники и вымыслы, сборниках умело подобранных документов, подтверждавших, что события повсеместно развивались в полном соответствии с научным коммунизмом. Отсюда и мнение, что краеведение - не наука [738]; лишь некоторые ученые пытались ставить отдельные проблемы краеведения, найти их разрешение, ничего принципиально не меняя [см. 208; 380; 451 и др.].

Только после 1985 г. было заявлено о грядущих кардинальных переменах, о возрождении российского краеведения [см. 183; 379; 476; 809; 810; 959 и др.]. Бесспорно, что краеведение и его подсистема - общественное движение могут успешно, быстро и стабильно развиваться только в демократическом государстве. Однако важно не только понять заблуждения советских лет, но и,

8 критически осмыслив позитивный опыт тех лет, творчески использовать его при обучении краеведению, оптимизируя влияние краеведческого образования на культурологическую подготовку специалиста.

Краеведение во многом оперирует инструментарием советской науки, часто не способно воспринимать идеи, связанные с изменением собственнических отношений, а быстрое трансформирование традиционалистских основ краеведческой деятельности невозможно при отсутствии массовой подготовки кадров.

Значительный ущерб краеведению наносит слабая материальная база информационных учреждений: в настоящее время нуждается в «капитальном ремонте 60% зданий музеев, 16 тыс. клубов, 11 тыс. библиотек, в аварийном состоянии находятся 2,5 тыс. клубов и примерно столько же библиотек. Ежегодно бесследно исчезают 4380 памятников» [775, с.215].

Уровень развития краеведческого знания, степень его образовательно-воспитательного и просветительного воздействия зависят от политической обстановки в регионе. Краеведение не развивается, если, например, СМИ властных региональных структур, руководители которых представляют левые организации, помещают статьи, в которых краеведы отрицают новые подходы к изложению истории и культуры края. В ряде случаев краеведение испытывает и давление демократической власти: с одной стороны, его специализируют на разоблачении преступлений коммунистов, с другой, за аксиому принимается неизбежность для России копирования импортных моделей и образцов. От ответа региональной власти и общественности на вопрос, каким быть краеведению - во многом зависит содержание краеведческого образования, уровень подготовки тех, кто будет обучать краеведению.

Эффективности краеведческого образования мешает явление «фольк-хистори» - совокупность квазинаучных трудов, созданных людьми, далекими от профессиональных занятий наукой [см. 181; 182 и др.]. Особый размах это явление получило на местном уровне: «фольк-хистори», «фольк-краеведение» стали фактором в социокультурной атмосфере, во многом потеснив научное

9 отечествоведение, прокламируя необходимость пересмотра модели краеведческого знания. Подобные факты есть в каждом регионе.

Массовыми тиражами с печатью качества РАН и МГУ выходят книги по истории выдающегося математика академика А.Т.Фоменко, который утверждает, что все события прошлого следует «омолодить» примерно на тысячу лет [см. 672, с. 19-26]. Наука в лице ее академических представителей сделала вывод: «революционная перестройка истории», предпринятая Фоменко и его последователями (Г.Каспаров, А.Зиновьев и др.), ненаучна. Особый вред «новые» взгляды наносят молодежи, которая еще не обладает достаточным образованием. «Мы живем в эпоху тотального непрофессионализма, разъедающего все общество - от властных структур до низших ступенек образовательной системы, - считает выдающийся историк и археолог, академик РАН В.Л.Янин. - Средняя школа плодит дилетантов, полагающих, что их мизерного и ущербного знания вполне достаточно для того, чтобы судить профессионалов. Общество, воспитанное на скандалах, жаждет негатива и эпатажа. Оно любит фокусы Дэвида Коперфильда и Анатолия Тимофеевича Фоменко...» [744; 986].

Негативно сказываются на краеведческом образовании ошибки в учебной литературе и периодике [см. 511; 833 и др.] (хотя есть много положительных примеров [см. 19; 369 и др.]). «Наплыву сырых, плохо документированных, а то и вовсе исследовательски-беспомощных публикаций» [400] способствует отсутствие научного аппарата в ряде центральных журналов.

Исследование актуализируют обращения к организации краеведческого образования научных центров (программа «Россиеведение» МГУ [937], комплексная программа «Краеведение» и ряд целевых проектов Союза краеведов России [950]); создание региональных краеведческих программ («Москвоведение», «Кубановедение», «Тамбововедение» и др.). В каждом регионе ныне существует несколько образовательно-просветительских краеведческих проектов, программ патриотического и гражданского воспитания. Условием успеха их реализации может быть определенная научно-

10 методическая координация деятельности участвующих в этом деле государственных учреждений и частных организаций, общественных объединений и меценатов. Поэтому необходимо ясное представление о программном коде краеведческой работы, путях расширения культурологической подготовки специалиста через краеведческое образование. Феноменологическую характеристику краеведения и концептуальные основы краеведческого образования расширяют:

новые тенденции в развитии обществознания, возрождение ряда обществоведческих дисциплин, особенно культурологии;

нарастающее внимание к краеведческой деятельности центральных госучреждений и властных структур субъектов РФ;

начало выхода основных гуманитарных наук из идейно-методологического кризиса [754, с.237], всплеск интереса к проблемам локальной истории и культуры;

- расширение научно-исследовательского инструментария: в
краеведческих изысканиях все шире используются современные методы и
приемы, полидисциплинарные подходы и др.;

- усиление междисциплинарного взаимодействия в связи с общим
прогрессом науки, развитием ее новых областей (в обществознании становится
заметной роль таких общенаучных категорий, как система, элемент, структура,
функция, информация, энтропия, вероятность, модель и др.);

- приобретение статуса общенаучного подхода (в концептуальном плане)
синергетикой [1], который открывает перспективы использования различных
методик к изучению краеведения.

Причинами возвышения краеведения являются: подъем национального самосознания и признание приоритета общечеловеческих начал; превращение россиян в реальных творцов государственной политики, в действительных хозяев своего края в условиях получения субъектами РФ самостоятельности; интеллектуальная востребованность в очищенном от фальсификаций

краеведческом знании; эмоционально-эстетическая потребность человека в осмыслении художественных произведений, памятников родного края.

Вышеотмеченные факторы и причины стимулируют глубочайшую перестройку краеведения. Определяющие стороны этого процесса: а) теоретико-методологическая (в частности, поиск нового синтеза регионального и глобального подходов и т.д.); б) учебно-методическая (изменение учебных программ и планов, новые требования к преподавателям и обучающимся, внедрение новых технических средств обучения и форм индивидуальной работы со студентами, учащимися и др.). Современным содержанием важно наполнить такие элементы структуры краеведческой реальности, как: краеведческая организация, ее идеология, отношения, нормы краеведения и др. Нельзя забывать о связи (прямой и/или косвенной) краеведения с ностальгией, космополитизмом, национализмом, территориальными претензиями и т.п.

Краеведческая наука, практика и образование, занимая соответствующее место в образовательной политике каждого региона, способны в конечном итоге оптимизировать культурологическую подготовку специалистов.

Состояние разработанности темы. Исследование предложенной темы проведено на стыке нескольких научных проблем.

1. Проблема места и роли регионов в России - одна из острых в современных дискуссиях - актуализирует значение трудов классиков исторической науки С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, П.Н.Милюкова, которые по богатству фактического материала, глубине теоретических концепций не имеют равных в историографии. Этническая история России рассмотрена в работах Л.Н.Гумилева, Д.С.Лихачева, И.Г.Прыжова, Б.А.Рыбакова, А.П.Щапова и др. Исследования Ю.М.Лотмана, Л.В.Милова, Б.Н.Миронова, Н.Я.Эйдельмана, Н.А.Янова позволяют проследить в российской истории соотношение этнического и социального. Все авторы признавали уникальность России, но понимали под этим различные проявления российской специфики: этнические, религиозные, культурные, политические. С учетом системного взгляда на проблему представляется, что специфика России, как и любой другой страны, не в уни-

12 кальности того или иного фактора, а в уникальности сочетания всех этих факторов. Это требует применения целостного подхода к анализу ее истории и культуры, изучению действительности, прежде всего, на региональном уровне.

Сложность общецивилизационной характеристики России в том, что она представляет собой «мир миров», охватывающий своими политическими и историческими границами сотни этносов, которые не просто соседствуют друг с другом, а веками сосуществуют вместе. Это условие сохраріения и каждого из них и целостности России. При этом в иерархии российских народов особое место занимает русский этнос и его культура. Для страны, подобной России, не может быть единой универсальной формулы перехода к прогрессивным формам социальной жизни. Поэтому необходима модель интегрального развития народов и территорий России, которая была бы ориентирована на различия, разные подходы, специфические условия, несовпадающие традиции и обстоятельства. Такая модель позволит выявить реальные основы союза «равно-разных» народов и создать благоприятные условия для развития каждого российского региона. Нужна новая стратегия, способная интегрировать в процесс глобализации общечеловеческое и национальное, общероссийское и региональное, обеспечить право народов на культурную и цивилизационную самобытность. Ведущей проблемой в этом направлении выступают социокультурные изменения, тесно связанные с пониманием нового современного статуса человека как «человека культурного» с его способностью к проективной деятельности, продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности.

Для краеведческого образования плодотворны изыскания в информационной проблематике (феномен информации привлекает внимание ученых разных направлений), положения и выводы ученых: от новых подходов к раскрытию сущности информации (Н.Б.Зиновьева, В.М.Тютюнник и др.) до вопросов философии информационной цивилизации (Р.Ф.Абдеев). Актуальны проблемы методологии информационных процессов (М.Г.Вохрышева), понятийного ряда информационных учреждений (Т.В.Майстрович). Заметный вклад в развитие

13 терминосистемы краеведения в активно информатизирующемся обществе внесли А.Н.Бученков, Н.С.Карташов, И.И.Михлина, В.В.Скворцов, С.О.Шмидт, Н.Н.Щерба и др.

Интерес к России не ослабевает у иностранных исследователей (Дж.Биллингтон, Н.Бэрон, Р.Пайпс, Р.Пипмайер, Д.Рейли, А.Уайлдмэн и др.). Некоторые зарубежные авторы пытаются развенчать укоренившиеся в общественном сознании предрассудки и стереотипы по отношению к России как стране, неспособной к самостоятельному развитию, обреченной копировать западные ценности и структуры и т.д. Но есть и другие примеры. Потребность осмысления российской специфики у зарубежных авторов часто связана с международной политикой, а не с попыткой понять ее внутренние этносоциальные и культурные процессы и закономерности. Растет интерес зарубежных авторов к состоянию отдельных регионов (Сибирь, Центральное Черноземье, Кубань и др.). Так, американских ученых интересует Сибирь, взаимоотношения этого региона с центром. В качестве главной концепции формирования региона они видят «центро-периферийную» (Н.Бэрон). Об интересе за рубежом к культуре российских регионов, состоянию краеведческого образования свидетельствуют материалы международной научной конференции «Краеведение в России 1890-1990: истоки, проблемы, возрождение» (Франция, 2000), участники которой обсудили, в частности, вопросы изучения региональной истории и преподавания «Москвоведения».

Таким образом, богатая научная основа для рассмотрения интерпретации российской истории в исследуемом контексте позволяет осмыслить особенности генезиса этнического и социокультурного пространства России, ее регионов, определить историко-культурологические подходы к изучению явлений краеведческой практики и некоторых концептуальных основ краеведческого образования.

2. История культуры российской провинции - предмет изучения представителей многих наук. За последнее время в историографии культуры заметны изменения. Однако сложность вносит сохранение «отраслевого» подхода к

14 изучению истории культуры, большинство работ написано в соответствии со сложившейся моделью: исследования по истории литературы, искусства, архитектуры, театра, музыки и т.д., дополняющие характеристику историко-культурной динамики в регионе, вписываются в группу «культурологических». В этом случае мы принимаем видение культурологии как интегрирующего познания окружающего нас мира культуры, его социокультурной динамики (В.Г.Рыженко, В.Ш.Назимова), междисциплинарный анализ, модернизацию методики «областных культурных гнезд» (Д.А.Алисов, М.Е.Бударин, В.П.Корзун, В.Г.Рыженко, В.Б.Шепелева), переход к интенсивному изучению «местной культуры» с учетом ее полифункциональности, в связи с чем интересны рассуждения Ю.М.Беспаловой, обращающей внимание на особую актуальность междисциплинарной проблемы социокультурного пространства. Каждое пространство, по ее мнению, - единое целое, его составные части объединены общими ценностями; каждое не только формирует особые человеческие типы и стили поведения людей, но и объединяет людей, населяющих его, чувством особого переживания пространства. Суть регионального (наиболее важного) аспекта проблемы социокультурного пространства - в соотношении общего и отдельного в культурной сфере. Универсализация культуры диалектически связана с многообразием ее содержания и форм. Региональная «пестрота» России делает эту связь более углубленной и значительной. Автор представляет региональную культуру в виде многозначного понятия. Это мнение представляется спорным, требующим для окончательного вывода о характеристике культуры каждого региона опоры на конкретно-краеведческий материал и его осмысление. Полагаем, что все же важнейшими чертами региональной культуры остаются ее открытость, стремление к диалогу, приращению ценностей, созданных как внутри, так и вне данной культуры.

Исследования региональной культуры представлены в изданиях музеев, архивов и библиотек (Воронеж, Краснодар, Ставрополь, Тамбов, Тобольск и др.). Структура изданий разнообразна, но налицо попытки отойти от упрощенных моделей, обратиться к темам подвижничества, поставить в центр исследо-

15 ваний фигуру краеведа как особого типа культурного работника. В этих локальных опытах наиболее заметна тенденция к реальной интеграции научных сил. Очевидна перспективность такой исследовательской модели для изучения отечественной культуры как истории развития культуры российской провинции, ее яркий пример - специальный журнал «Культурологические исследования в Сибири».

Изучением культуры регионов в рамках социального подхода занимаются историки, публикующие работы о развитии науки, культуры, архитектуры и градостроительства. Появились монографии, рассматривающие исторический опыт организации регионального пространства в связи с проблемами истории российской государственности и механизмов обеспечения региональной политики центральной власти по отношению к периферии [729 и др.]. Их авторы указывают, что на огромном и многообразном пространстве России сложились территории, выделяющиеся своей индивидуальностью - в этом признаке преобладают социокультурные (социально-психологические, культурно-личностные и др.) параметры, что делает такой подход полезным для учебного краеведческого курса.

Увеличение количества краеведческих работ - убедительное свидетельство возрождения постсоветского краеведения (автор солидарен с мнением С.О.Шмидта о том, что настала пора обобщающих историографических трудов).

Исследования истории культуры в масштабах регионов постепенно формируются не только в качестве особого научного направления, но и учебной специальности. Среди экспериментальных курсов, прошедших несколько апробаций, - курс «Культура Западной Сибири: история и современность». Особое место подобных курсов в краеведческом образовании подтверждают примечательные позиции ученых к выработке перспективных моделей образования. Положение о новом методологическом подходе к разработке модели вузовской подготовки (о дисциплине - география духовной сферы общества) высказаны С.А.Резниковым (Ростов-на-Дону). Духовные «параметры» каждого края, под-

черкивает ученый, в значительной мере детерминированы природно-климатическими условиями и полиэтнофункциональными характеристиками населения, поэтому должна существовать особая синтетическая дисциплина, которая опирается на географию культуры и населения, что значительно повысит возможности полномасштабного анализа региональных проблем и процессов. К важнейшим факторам регионального развития относят гуманитарные науки и образование исследователи Уральского отделения РАН и Уральского гуманитарного университета. По их мнению, регионы должны ориентироваться и на мировые достижения, и концентрировать усилия на узловых проблемах своего развития.

Такая постановка вопросов способствует активному введению в учебный процесс краеведческих курсов. Их освоение помогает осознать: в мире, в полиэтнической и многоконфессиональной России существует масса ценностей, многие из них отличаются от их собственных; любые ценности коренятся в традициях народа и являются для него закономерным плодом его исторического развития, накопленного опыта; только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалоге культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую [554].

Взаимовлияние культуры и образования - многоаспектный диалектический процесс, поэтому решение проблемы развития краеведческого образования, способного влиять на жизнь региона, предполагает учет, как внутренних тенденций его изменения, так и особенностей провинциальной культуры, региональной культурной политики. Это заставляет продолжить поиск теоретико-методологических подходов к созданию модели краеведческого образования с учетом того, что образование, зависящее от типа культуры и трансформирующееся вместе с изменениями в ней, являясь, как и культура, творческой сферой, определяет перспективы развития культуры.

3. Основные вопросы теории и методологии краеведения, осмысление культурологических основ краеведческого образования решались в русле

17 основополагающих концепций классиков науки (В.И.Вернадский, А.Мигдал, А.Уайтхед и др.). Опорными в исследовании явились новейшие положения истории, философии и методологии науки (в частности, исторической науки) (И.А.Желенина, В.В.Иванов, М.С.Каган, И.Д.Ковальченко, В.П.Кохановский и др.), теории познания (В.В.Ильин и др.). Общие вопросы методологии междисциплинарных исследований в историческом познании рассмотрены К.В.Хво-стовой и В.К.Финн.

Принципиальные положения теории и методологии краеведческой науки и образования помогли осмыслить труды основателей российского краеведения, среди которых: патриарх саратовского краеведения А.Ф.Леопольдов, родоначальник тамбовского краеведения С.А.Березнеговский; члены губернских ученых архивных комиссий В.Х.Хохряков (Пензенская), А.А.Тилло (Саратовская) и др.; редакторы «Памятных книжек» Ф.Ф.Павленков (Вятка), К.Н. Тихонравов (Владимир), Н.К.Чупин (Пермь) и др.; авторы исследований по истории местного края А.С.Гацисский (Нижегородская губерния), В.Д.Емельянов (Вятская губерния) и др.; известные педагоги, которые разрабатывали методику использования краеведческих знаний при обучении школьников, - Н.Ф.Бунаков, В.П.Вахтеров, Н.А.Корф и др. Принципиальные положения теории и методологии краеведения содержатся в трудах известных ученых-краеведов первой половины XX в. (Н.П.Анциферов, С.И.Архангельский, С.В.Бахрушин, В.В.Богданов, A.M. Большаков, И.М.Гревс, Н.В.Здобнов, Н.К.Пиксанов, Л.Б.Хавкина, С.Н.Чернов и др.), в работах современных исследователей, среди которых А.В.Камкин (Вологда), А.Н.Акиныиин, О.Г.Ласунский (Воронеж), А.М.Пашков (Карелия), Л.И.Сизинцева (Кострома), И.И.Михлина, Б.А.Трехбратов (Краснодар), С.О.Шмидт (Москва), Н.М.Инюшкин (Пенза), А.А.Слезин (Тамбов), Я.Е.Смирнов (Ярославль) и др.

Для анализа заявленной темы особый интерес представляют работы по социальному пространству (В.Ф.Анурин, А.И.Кравченко, П.А.Сорокин и др.). Перспективным синтезирующим направлением является социоестественная история (Э.С.Кульпин, А.С.Пантин и др.). Понятие «этническое пространство»

18 раскрыто в работах по социальной философии (Н.Н.Седова, И.Л.Петрова, Н.В.Исакова), социологии (В.И.Ильин), политологии (В.В.Согрин), истории (В.П.Буданова), этнологии (С.Я.Лурье). Междисциплинарный синтез привел к выделению ряда новых направлений: этносоциологии (Л.М.Дробижева, А.А.Сусоколов, З.В.Сикевич), этнодемографии (С.А.Арутюнов), этнокартогра-фии (В.В.Карлов). Проблемам взаимодействия этнического и национального в социальном развитии посвящены работы В.А.Здравомыслова, А.А.Кара-Мурзы, В.Ю.Сухачева и др. (Правда, в этих исследованиях можно встретить прямо противоположные взгляды на сущность основных понятий). Многие ученые переходят к широкому видению роли культуры в социальном пространстве: она - полноценной компонентой общества, от нее зависит будущее людей; перед каждой цивилизацией и субцивилизацией стоит проблема взаимодействия с другими системами культур, восприятия иных культурных ценностей и часто переработки их на своей культурной почве, интеграции их в мировую культуру (Н.А.Томилов, Омск). Учеными создан целый ряд учебных пособий по вышеназванным вопросам. Но в целом проблема остается, необходимы новые методологические возможности для анализа (Г.П.Кибасова), полагаем, и с позиций краеведческой науки, что позволит осмыслить социально-этническую уникальность регионов России.

Понятие «социокультурное пространство» отражено в работах А.И.Арнольдова, О.М.Барбакова, Б.С.Ерасова, С.Н.Иконниковой, И.В.Колинько и др., благодаря предложенным ими подходам к проблеме получены сведения о свойствах социокультурного пространства региона, выявлены зависимость между ними, соотношение естественнонаучных и гуманитарных аспектов проблемы. С.И.Иконникова (Санкт-Петербург) исследует проблемы структуры культуры, этническое своеобразие культур, взаимоотношения культуры и личности, исторической преемственности и роли традиций. В.Г.Рыженко (Омск) изучает родиноведческие идеалы и традиции как фактор укрепления культуры российской провинции в XX в., актуализирует значение творческого наследия ученых-гуманитариев прошлого, разрабатывает истори-

19 ко-культурологические подступы к решению локальных культурно-исторических проблем. В.В.Варава (Воронеж) дает основные положения философии Отчего края. И.И.Михлина (Краснодар) показывает место краеведческой библиографии в системе российской библиографии. Т.И.Садохина исследует роль краеведческих изданий в культурной среде региона. Теоретико-методологическим аспектам изучения регионов России посвящены работы М.А.Орешиной. Отметим ее внимание к проблемному полю, проектам и отдельным работам по краеведческой регионологии, в которых одно из важных мест принадлежит проблемам соотношения «сложной диалектики целого и частного, общероссийского и местного», типологии познания и своеобразному индуктивному методу структурирования реальности, многократно ставившимся историками, краеведами, этнографами, лингвистами, экономистами, географами (А.Н.Акиныиин, О.Г.Ласунский).

Однако выработка решений, способных оказать влияние на характер и направление развития сложных социокультурных, информационных и других явлений, не может ориентироваться на знания, полученные в разных дисциплинах под разными углами зрения. Возникла потребность в новой объяснительной и социально-диагностической парадигме. Ее истоки следует искать в образе жизни людей, в их способности выживать в разнообразных обстоятельствах, находить адекватные способы взаимодействия со средой. Все это проявляется в таком глобальном по своему характеру явлении, как регионализация социокультурного пространства. Специалистами доказана важность учета процессов культурной политики, влияние культурологического образования на формирование регионального социокультурного пространства. Высшее образование в области культуры и искусства рассматривается ими как непременное условие эффективного развития общества в условиях его информатизации (Краснодарская научная культурологическая школа профессора И.И.Горловой).

4. Проблемами краеведческого образования в регионе в тех или иных аспектах занимаются различные социальные науки, большой интегрирующий потенциал несет в себе культурология. Международная комиссия ЮНЕСКО в

20 докладе о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. указывает, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, с другой, привить ему уважение к другим культурам. В российском образовательном процессе активно обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях культуросообразности и личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью понятий «образовательное пространство», «образовательный регион», «образовательные технологии» и др. Основным методом проектирования и развития образования становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой человека как ее творца, и субъекта, способного к культурному саморазвитию. В ряде регионов (Москва, Краснодарский край, Тюменская область и др.) на уровне администрации осуществляется поддержка науки и профессионального образования, осознана значимость культуролого-краеведческой подготовки специалистов, в учебных заведениях введены программы типа «Россиеведение», «Москвоведение», «Кубановедение», «Тамбово-ведение». Такая практика подтверждает правомерность создания учебных куль-туролого-краеведческих курсов как инновационных, занимающих «стыковое» положение между традиционными способами исторического изучения региона и осмыслением современных проблем его развития.

На разработку концептуальных оснований модели краеведческого образования повлияли идеи известных философов и педагогов (Г.Винекен, С.И.Гессен, И.А.Ильин, П.А.Сорокин и др.), современных ученых и практиков, работающих в социокультурной сфере (Ю.П.Азаров, И.И.Горлова, С.Н.Иконникова, А.Н.Леонтьева, И.В.Маркелова и др.), в центре внимания которых вопросы модернизации образовательной системы. Полезны исследования научной лаборатории «Профессиональное образование и карьера» МГУКИ (Е.И.Жданова, Е.В.Клеппер и др.).

Фундаментальное значение для осмысления темы исследования имеют концепции, обосновывающие сущность культурологического образования специалиста, в трудах И.И.Горловой и других представителей возглавляемой ею культурологической школы; значимы исследования Н.Н.Павелко, анализ Е.Ю.Третьяковой практики преподавания культурологии. Принципиальны для нашей работы положения трудов С.Н.Иконниковой, обосновывающие процессы гуманитаризации высшего образования [см. 318; 319]. Культурологическим, личностно-ориентированным называет образование, обращенное к человеку и ориентированное на культуру и личные смыслы, Е.В.Бондаревская [см. 140]. Изучен и применен в исследовании подход к краеведению как адаптационному механизму в общем и профессиональном образовании (Ю.С.Самохин), существенны размышления о возрождении библиотечного краеведения (В.А.Фокеев), идея «библиотечного отечествоведения» (Н.Н.Кушнаренко), материалы о направлениях и средствах подготовки специалистов культуры и искусств из работ М.П.Файзулаевой (Татарстан), И.Ю.Павловой (Чувашия), выводы лингвокуль-турологической школы (Тамбов), документы региональных конференций (Белгород, Воронеж, Калуга, Курск, Тверь и др.) по изучению сел, проводимых Всероссийским культурно-просветительным обществом «Энциклопедия российских деревень» (история и география; фольклор, этнография и культурология) и др.

Важнейшие вопросы теории и практики ИК нашли отражение в работах И.М.Андреевой, М.Г.Вохрышевой, Н.И.Гендиной, И.И.Горловой, Н.Б.Зиновьевой, Ю.С.Зубова и др.). Итог представлений об ИК - появление информационной культурологии.

Имеющиеся научно-педагогические исследования и передовой опыт обучения краеведению приводит лишь к формированию элементов краеведческого образования, что объясняется, на наш взгляд, слабой разработанностью теоретико-методологических вопросов краеведения как социокультурного феномена и недостаточным осознанием теоретиками и практиками сущности краеведческого образования как составляющей культурологической подготовки специа-

22 листа. В представленной формулировке тема не была предметом диссертационных и монографических исследований, практика обучения краеведению отражена в публикациях лишь сюжетно.

Объектом исследования выступает краеведение как социокультурный феномен.

Предметом исследования является краеведческое образование, осмысление его философско-культурологического, исторического, информационного содержания, теоретико-методологических основ и практики.

Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ краеведческого образования, его философско-культурологического обоснования и позиционировании модели «краеведческое образование» в концептуальном поле культурологии.

Данная цель определила ряд взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:

рассмотреть «краеведение» в историко-философском аспекте, проанализировать и систематизировать основные положения культурологического подхода к краеведению;

выявить не изученные аспекты теории, методологии и источниковой базы краеведения, традиции и новации в его эволюции и провести соответствующую корректировку концептуальных основ краеведения;

раскрыть исторический, информационный и региональный аспекты философско-культурологического обоснования краеведения;

определить краеведение как социокультурный феномен, изучив региональные и типологически общие позиции его феноменистической характеристики, представить культурологические основы краеведческой теории, методологии и практики, разработать прогноз развития российского краеведения;

расширить структурные элементы краеведческой деятельности и образования в системе «власть - общество - учебные заведения» теоретическими и прикладными моделями социокультурной коммуникации в краеведении;

разработать культурологические основы краеведческого образования и концептуальные основания его модели;

продемонстрировать место и роль краеведческого образования в культурологической подготовке специалиста, направления оптимизации краеведения и интенсификации краеведческого образования, преобразования краеведческих знаний в научные дисциплины.

Основу источниковой базы исследования составили официальная и нормативно-правовая документация, архивные документы, музейные предметы, коллекции, фотоматериалы, региональные справочные издания, статистические данные. Привлечены публикации известных философов, историков, культурологов, краеведов, источники личного происхождения и др. Использованы периодическая печать, информация локальных и глобальных сетей. Основой анализа явился большой фактический материал публикаций практических работников информационных учреждений, преподавателей и учителей.

В обширном круге типологически различных источников заметны документы библиотеки и архива созданного и руководимого автором общественного объединения исследователей региональной истории и культуры ТЦК при ТООН РАЕН [см. 2; 3; 31; 301; 486; 643а] (автором созданы программы организационного и методико-технологического обеспечения его работы). По содержанию архив подразделяется на: документы, отложившиеся в процессе деятельности самого центра, материалы по истории и культуре ряда регионов, личные вещи и интервью с жителями Тамбовского края (архив устной истории) и др.

Изученный комплекс документов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, результаты анализа педагогического опыта, преподавательской практики коллег и учеников, итоги собственных экспериментов и деятельности по обучению краеведению, позволяют полно и с достаточной степенью достоверности решить задачи диссертационного исследования.

Методологической основой диссертационного исследования являются философские и культурологические концепции, раскрывающие закономерности

24 социального развития, формирования этнического и социокультурного пространства, общенаучные принципы и методы изучения общественных явлений и процессов, принципы диалектики. Базой исследования являются также положения о культуре как системной среде; о взаимосвязи образования и социокультурного уровня общества.

Многоплановость темы потребовала привлечения историко-философских, исторических, географических, психолого-педагогических и др. материалов, что обусловило использование междисциплинарного синтеза. Логическое построение работы основывается на междисциплинарном подходе к изучению краеведения как социокультурного процесса в условиях глобализации, информационного взрыва, социокультурных изменений, активно воздействующих на российскую действительность со сложным этническим пространством и трудностями выработки региональной культурной политики.

Теоретико-методологическим началом исследования стал цивилизацион-ный подход, который предполагает изучение субъективных «человеческих» факторов исторического процесса, выявление типологических черт изучаемой общности. Нам близко понимание провинциальной социально-экономической жизни и культуры как определенной «локальной цивилизации», которая нуждается в изучении с максимально большего количества точек зрения. Именно краеведение позволяет это сделать. Цивилизация характеризуется тем, что остается незамеченным ее носителями, составляет для них изначальную данность, впитываемую ими в процессе социализации, адаптации молодых поколений как нормативное начало жизни в семье, обществе. Такая характеристика цивилизации определяется в работе через краеведческую терминосистему, основные понятия которой - «край», «краеведческое образование», «культурное наследие народов края», «школьное краеведение», «региональная культурная политика», «краеведческая культура» как совокупность достижений человеческого сообщества определенного края, «культурные гнезда» (в культурологии, краеведении) как центры культуры регионов и др. Мы оперируем этими терминами при раскрытии и изучении определенных черт отдельных территорий страны, про-

25 винциальной жизни, отношений между людьми. При установлении характеристик локальной цивилизации того или иного региона мы применили термины, выработанные в рамках отдельной российской территории («региональный», «краевой», «среднерусский» и др.).

Формационный подход, ориентированный на выявление объективных причин, закономерностей и тенденций исторического процесса, не является в исследовании опорным, а использован сюжетно.

Основу диссертационного исследования составили также: исторический подход к изучению феномена краеведения; системный подход к изучению краеведческих процессов; единство исторического и логического в исследовании общественных явлений, проблем краеведения и краеведческого образования с учетом новых подходов - культурологического, информационного, социотех-нологического; традиции русской философской и исторической школ.

При анализе краеведения как социокультурного феномена и разработке модели краеведческого образования мы исходили не из законов, а из тенденций, так как социальный закон - это всего лишь описание вероятностных тенденций развития.

Методы исследования. Основополагающим является диалектический метод познания социальных систем. Принцип историзма позволил рассмотреть краеведение как социокультурный феномен и краеведческое образование в системе взаимосвязанной и причинно-следственной зависимости явлений государственной и общественной жизни на разных этапах истории России, в меняющихся условиях экономической, политической и культурной жизни с учетом современных процессов информатизации, регионализации и др. Методы моделирования позволили создать теоретические модели, в частности, общественной (инициативной) структурной части краеведения и краеведческого образования, реализовав их представление соответственно в деятельности ТЦК и в постановке краеведческого образования в разных учебных заведениях. Герменевтический метод позволил глубже уяснить специфику понимания социокультурной краеведческой деятельности и краеведческого образования, толковать

26 их как гуманитарную деятельность. Применялись также методы: сравнительно-исторический, проблемно-тематический; биографический, наблюдения и др. Использован ряд специфических методов. Интересные результаты дала экспериментальная работа по организации и руководству деятельностью ТЦК при ТООН РАЕН и созданной на его базе научной школы «Проблемы истории и культуры Тамбовского края».

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В новых социально-экономических условиях России, когда усиливаются процессы глобализации и регионализации, особую значимость приобретает развитие в субъектах РФ краеведения. Кардинально поменявшееся отношение к нему властных и общественных структур привело к значительным изменениям в системе государственного и общественного краеведения. В условиях информатизации общества краеведческая деятельность, став частью культурной региональной политики, координируется с работой научно-информационных и образовательных учреждений, творческих организаций, краеведов-общественников. Интерес к региональному историческому опыту, востребованность локального знания оптимизируют влияние краеведения на все стороны жизни территорий, прежде всего, на образование, воспитание и развитие молодого поколения, культурологическую подготовку специалистов, что ставит его в центр многих государственных и общественных процессов.

  2. Краеведение понимается как живое бытие культуры в ее целостности: как актуальное единство культурной деятельности человека и развития социума и как конструкция культурно-исторической преемственности. Краеведение есть феномен культуротворчества, проявляется и в порождении новых культурных ценностей и смыслов, и в актуализации уже наличествующих в массиве культурного наследия - через их переосмысление и толкование в индивидуальном мире человека. Историко-культурологический подход и ценностный анализ краеведения как социокультурного феномена, научный принцип дополнительности позволяют через критический анализ и творческое осмысление сущностей «старого» культурного наследия «нарастить» новые культурные конфигу-

27 рации, порожденные современными реалиями. Краеведение в этом смысле есть редкостный универсальный социокультурный механизм, соединяющий эти процессы, делая акцент на тех сторонах исторического существования, которые обладают наибольшей устойчивостью, независимы от времени и включают культурно-генетический код российской цивилизации. Оно позволяет человеку определить и занять свое место в культуре. Это одна из отличительных черт краеведения.

3. Краеведение как результат развития ряда социальных процессов есть ис
торически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятель
ности профессиональных работников и общественников. Как важный социаль
но-культурный и воспитательный институт, краеведение соединяет усилия об
щества и государства. Как бы ни совершенствовали пирамиду власти, в ее ос
новании в демократическом государстве всегда будут находиться структуры
самоуправления и самоорганизации. Поэтому общественное краеведение есть
институт формирования гражданского общества. Важный источник повышения
эффективности краеведения - координация действий с другими социальными
институтами, главный результат - динамизм социального действия краеведче
ской науки и образования.

4. Краеведение становится все более сложной, открытой, неравновесной
социальной системой; для объяснения такого объекта необходимы общая тео
рия, дополняемая частными (специальными) теориями, различные, в том числе
альтернативные методы. Это обусловливает разработку теории краеведения,
методологическую значимость для формирования которой имеет развитие наук
о культуре. Использование культурологического подхода расширяет спектр ис
следований, обновляет методологический инструментарий краеведа. Вопросы
теории рассматриваются с учетом информатизации общества, что расширяет
возможности краеведения в культурологической подготовке специалистов.
Чтобы краеведение стало развитым социальным институтом, помимо специ
альных учреждений, изданий и др., нужна подготовка специалистов, обладаю
щих культуролого-краеведческими знаниями, умениями и навыками, которые

28 позволят им вести диалог с прошлым и видеть перспективу своего дела. Эффективное краеведческое образование должно разумно и грамотно структурироваться в социокультурном пространстве каждого региона России.

5. Методологическое обеспечение краеведческих исследований имеет особое эвристическое значение, формируя основные контуры парадигмы краеведческого знания: междисциплинарность, системность, аппарат герменевтики, понимающие методики, персональная конкретизация, диалектизация и др. Очевидна необходимость привнесения в сферу краеведения нравственных, этических, эстетических и даже естественнонаучных элементов. Одна из задач методологии краеведения - установление основных принципов анализа его процессов и явлений, среди которых: историзм; объективность; социальный подход; принцип целесообразной целостности, определяемый группой крае-(регионо-) образующих факторов.

Для раскрытия культурологических аспектов методологии краеведения имеет значение организация и методика исследований, успех которых определяется тем, насколько результаты помогают понять существенное, способствуют углублению знаний об особенностях конкретного региона и показывают его отличия от других. От этого во многом зависит использование выводов и рекомендаций исследователей в краеведческом образовании, в системе культурологической подготовки специалистов.

Перспектива применения осовремененных и созданных автором теоретических и эмпирических методов краеведения состоит в отборе объектов изучения и трактовке полученных научных и практических результатов через призму культурологического и регионального подходов. Разработанные методики позволяют исследователям вскрывать тенденции культурологической эволюции краеведческих документов, вещественных и других источников (науковедче-ская, информационная, социокультурная, антропологическая сюжетика), вооружают их современным инструментарием для выявления сведений даже из малоинформативных источников. Эти методы и методики приводят к успеш-

29 ным теоретическим и практическим построениям и в краеведческом информационном поле, и в краеведческом образовании.

6. Краеведение охватывает все стороны и аспекты исторической эволюции
и современного состояния территории, поэтому вписывается в процесс культу-
рологизации образования. Наряду с приобщением к ценностям мировой куль
туры, обучаемым необходимо углубленное изучение отечественной культуры
(с учетом освоения регионального компонента), овладение краеведческим зна
нием, что соответствует ментальное народов России. Краеведческие дисцип
лины закрепляют общенаучные и специальные знания, соединяют теорию с
практикой, углубляют профессиональные умения и навыки.

Авторская программа развития краеведческого образования направлена на оптимизацию культурологической подготовки специалиста, становление его как профессионала и активного гражданина-патриота. Программа стимулирует диалогичность обучения, использование краеведческого подхода в структуре дисциплин регионального компонента учебных планов, особенно при подготовке специалистов культуры и искусств.

  1. Уровень краеведческого образования находится в прямой зависимости от подготовки преподавателя, который досконально знает предмет, научно компетентен, обладает гражданской позицией, нравственным кредо в любом контакте со студентами и с предметом преподавания, ориентирован на гуманистические ценности, активную общественную деятельность. Важный компонент становления будущего педагога - краеведческая культура (субординированный ряд понятий: общая культура, профессионально-педагогическая культура, краеведческая культура).

  2. Краеведческое образование решает некоторые задачи единства общества и природы в силу комплексности краеведческого знания, векового опыта социокультурной и этноэкологической адаптации молодежи через краеведение. Оно помогает увидеть природу, бытие и человека в контексте культуры («природа - культура мировая, национальная и культура родного края - я как творец культуры»), обусловливает решение задач через культуру, с опорой на тради-

ции и исторический опыт лишь при сбалансированном соединении составляющих обучения - адаптационной и технологической.

9. Катализатор обучения краеведению - наука. Важнейшие формы внедре
ния итогов краеведческой науки в практику: 1) подготовка для органов руково
дства краеведческими информационно-ресурсными учреждениями научно
обоснованных рекомендаций, способствующих оптимизации соответствующих
участков краеведческой работы; 2) разработка по итогам исследований доку
ментации не только по оперативному управлению, но и для принятия прогно
стических решений; 3) организация экспериментального внедрения итогов ис
следования на ограниченной территории для проверки и корректировки органи
зационно-методических решений перед их фронтальным внедрением; 4) фор
мирование пакета информационных документов и инструктивно-методических
пособий, адресованных различным категориям работников, проведение кон
сультаций, семинаров, мастер-классов в тех случаях, когда результаты исследо
ваний могут найти широкое применение в краеведческих информационных, об
разовательных учреждениях и общественных объединениях; 5) создание учеб
но-методических разработок по материалам и выводам законченных исследо
ваний краеведов с целью активного использования научных результатов в
культурологической и иной подготовке специалистов.

10. Построение краеведческих курсов основано на комплексности краевед
ческого знания. В концепции любой краеведческой дисциплины учитывается,
прежде всего, диалектика общего, особенного и единичного. Авторская модель
краеведческих курсов использует принципы принципы историзма, концентриз-
ма, диалога культур. Характеристика краеведения рассматривается во времен
ных и пространственных пределах, придается значение этизации преподавания,
используется воспитательно-адаптационный потенциал краеведения. В обще
образовательных и профессиональных учебных заведениях краеведческие дис
циплины предлагаются в рамках общей гуманитарной подготовки, внимание
акцентируется на усилении прикладного характера обучения; это требует учета
профиля учебного заведения, специальности обучающихся и др.

Анализ аксиологических оснований обучения краеведению, сделанный с учетом диалектической природы его ценностей и особенностей в учебных заведениях, позволил выработать практические рекомендации по оптимизации краеведческого образования как составляющей культурологической подготовки специалиста.

Основные научные результаты, полученные диссертантом: разработаны философско-культурологические основы теории, методологии и практики краеведения, выявлены исторический, информационный и региональный аспекты краеведческой деятельности, представлен науковедческий код ее анализа. Теоретическая концепция краеведения как социокультурного феномена воплощена в прикладных моделях, программах и технологиях краеведческой деятельности, в практике краеведческих структур, в обучении краеведению, модели краеведческого образования, которое рассматривается в качестве составляющей культурологической подготовки специалиста.

Научная новизна диссертации состоит в совокупности следующих компонентов:

  1. Впервые на основе междисциплинарного комплексного подхода и использования широкой источниковой базы, результатов экспериментальной работы проведено специальное исследование генезиса краеведения, краеведческого образования в проблемном поле культурологии.

  2. Краеведение рассматривается как социокультурный феномен, это: наука о краеведческой деятельности; комплекс научных дисциплин; область знания, характеризующая жизнедеятельность человека на своей земле, во времени и пространстве; педагогическая категория - механизм передачи адаптационного опыта от поколения к поколению; любая деятельность по изучению определенной местности в целях решения научных, производственных, самообразовательных задач. Выделены составные части краеведения по социальным (общественным) функциям, по отраслевым потребностям (содержательному аспекту), по организационно-канальному принципу; уточнена предметная направлен-

32 ность краеведения в учебных заведениях. Расширена терминосистема краеведения. Большой группе терминов дана авторская трактовка.

  1. Обобщен исторический и современный опыт подсистемы краеведения -краеведческого движения, представленного в России краеведческой сетью, большая часть которой входит в структуру государственного краеведения. Это, прежде всего, информационные краеведческие учреждения, научные и учебные заведения. Другая структурная часть - гражданское краеведение - представлена сетью общественных и кооперативно-коммерческих краеведческих объединений и представителями индивидуально-инициативного краеведения. Подтверждено, что движение краеведов может успешно развиваться только в демократическом государстве. Выявлены новые формы взаимодействия государственного и негосударственного краеведения, их структур в решении актуальных вопросов краеведческого строительства, коммуникативные связи и основные краеведческие технологии, интегративные связи. Показана роль государственных информационных учреждений и общественных объединений в создании краеведческих ресурсов и формировании информационной базы краеведения, развитии краеведческой идеологии, в подготовке квалифицированных кадров и оптимизации их деятельности. С учетом опыта ТЦК при ТООН РАЕН продемонстрированы принципы взаимоотношений общественных краеведческих объединений с властью, политическими организациями и бизнесом.

  2. Впервые рассмотрена культуроформирующая роль краеведения как социального института. В связи с новыми явлениями в жизни России уточнена и дополнена его характеристика, продемонстрированы место и роль в государственной и общественной жизни, формировании гражданского общества. Новым содержанием наполнены элементы структуры краеведческой реальности (краеведческая организация; краеведческие концепции; нормы краеведения и др.), выявлены их специфические черты на разных исторических этапах. Показана роль государственного и общественного краеведения в развитии краеведческого образования, представлена его стратегия.

5. В концептуальном построении нашей модели краеведческого образова
ния лежат следующие методологические основания: культурологизация совре
менного образования; его системность; использование полидисциплинарных
подходов и теорий; усиление междисциплинарного взаимодействия в связи с
общим прогрессом науки; перестройка краеведения и др.

Краеведческое образование рассматривается как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, полученных в результате обучения краеведению; это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом, накопленным жителями отдельных территорий страны, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к природе, человеческому сообществу, государству; это необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры.

Составляющими краеведческого образования являются: 1) комплекс краеведческих знаний и навыков, получаемых в процессе освоения широкого круга местных, краеведческих и региональных сюжетов при изучении базовых наук краеведения; 2) совокупность знаний, умений и навыков, вырабатываемых в процессе изучения учебных краеведческих дисциплин, спецкурсов, выполнения практикумов и других заданий, активизирующих самостоятельную работу обучающихся по изучению прошлого и настоящего родного края; эта база служит основой для продолжения образования путем самообразования; 3) социально значимый опыт, полученный во внеаудиторных условиях. Краеведческие знания, умения, навыки, востребованный социальный опыт ближайшего человеческого сообщества формируются в образовательную систему параллельно с получением систематизированных знаний в процессе общего образования, а также по изучаемым дисциплинам своей будущей специальности.

6. Методология культурологического подхода позволила научно обосно
вать программу развития массового и непрерывного краеведческого образова
ния, показать его перспективные направления, разработать принципы обучения

34 краеведению, определить цели и задачи краеведческого образования как составляющей культурологической подготовки специалиста.

Научно-теоретическая значимость работы. Разработан новый теоретический инструмент для культурологов, краеведов, специалистов, занимающихся культурно-краеведческой, информационной, образовательно-воспитательной деятельностью. Наработанный в отечественной и зарубежной практике начальный опыт в области краеведческого образования получает эффективный инструмент для дальнейшего совершенствования через разработанные автором концепции, программные коды на основе философско-исторической, культурологической, информационной и психолого-педагогической методологической базы:

определен предмет и очерчены границы междисциплинарного направления культурологического изучения краеведения;

намечен круг актуализированных практикой в условиях информатизации и регионализации России теоретических и прикладных проблем краеведения и краеведческого образования;

выявлены особенности теории, методологии и практики краеведения и обосновано применение новых исследовательских методов, а также новых подходов, технологий, методик;

через науковедческий анализ краеведения, осмысление его истории и разбор современной практики отмечены фундаментальные предпосылки перспектив краеведческой деятельности, представлены основные направления ее прогностики;

разработаны концептуальные основания модели краеведческого образования, программа его развития.

Осмысление десятилетнего опыта руководства соискателем ТЦК при ТО-ОН РАЕН и научной школы, сформированной на его базе, есть вклад в теоретическое обоснование процесса формирования гражданского общества.

Практическое значение исследования. Применение современного куль-туролого-краеведческого инструментария позволило предложить:

программу развития краеведческого образования как составляющей культурологической подготовки специалиста;

меры по оптимизации краеведческой деятельности информационных и образовательных учреждений, а также по оптимизации управления краеведческой деятельностью на уровне субъектов РФ;

организационное построение общественных краеведческих структур;

апробированные в образовательных учреждениях новые авторские педагогические технологии, обучающие и адаптирующие методики.

Материалы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих работ по теории культуры, истории культуры регионов России и разработке соответствующих разделов учебных курсов по культурологии, отечественной истории, педагогике, краеведению, а также для совершенствования системы управления социокультурной сферой, информационными и образовательными учреждениями, СМИ и др.

Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на кафедре общенаучных и гуманитарных дисциплин в ТФ МГУКИ. Промежуточные результаты исследования апробированы на конференциях по проблемам культуры, науки и образования: региональных (Формирование открытого образовательного пространства: межвуз. науч.-практ. конф. Тамбов, 27 дек. 2002 г. и др.), всероссийских (Педагогическая подготовка студентов в системе непрерывного профессионального социокультурного образования: Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 12-13 февр. 2002 г.; Формирование специалиста в условиях региона: новые подходы: 2-6 Всерос. межвуз. науч. конф. Тамбов, 2002-2006 гг.) и международных (Совершенствование профессиональной и гуманитарной подготовки режиссеров любительских театров: междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 10-12 окт. 1995 г.; Библиотечное дело -2002: библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания: 7 междунар. науч. конф. Москва, 24-25 апр. 2002 г.; Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития: междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 28 янв. 2003 г.; Библиотечное дело 2003: гуманитар, и технол. аспекты

36 развития: 8 междунар. науч. конф. Москва, 24-25 апр. 2003 г.; Информационная культура общества и личности в XXI веке: 14 междунар. науч. конф. Краснодар, 20-22 сент. 2006 г.).

Основные положения диссертации изложены в более чем трехстах публикациях, среди которых три монографии, терминологический словарь «Краеведение», учебник «Краеведение», допущенный Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для вузов культуры и искусств, ряд учебных (в том числе, с грифом Министерства культуры РФ, с грифом УМО вузов РФ) и учебно-методических пособий, статьи, лекции, тезисы; общий объем более 350 п.л.

Материалы диссертации внедрены в учебный процесс в ТФ МГУКИ, ТГУ, ТГТУ, ТЭТ, других учебных заведениях. С учетом изложенных концепций и подходов, анализа практического опыта автор разработал и в течение десяти лет ведет в ТФ МГУКИ и ТГУ учебную дисциплину «Историческое краеведение», имеющую гуманитарную направленность и синтетический характер. Результаты исследования используются в научной и практической работе ТЦК при ТООН РАЕН и работающей на его базе научной школы.

Краеведение в социокультурном пространстве региона

На протяжении всей истории России принципиальное значение для ее жизнедеятельности имела региональная специфика. В условиях движения к постиндустриальному обществу, изменения экономических и социальных отношений в стране [см. 981] она продолжает воздействовать на российскую действительность в условиях сложного этнического пространства.

Вместе со страной сложный путь за 200-летнюю историю прошли Тамбовская губерния и Тамбовская область, он отражает общие и специфические черты многих российских территорий. Постигая проблемы региона-68 (Тамбовская область), убеждаемся, что сегодня особую значимость приобретает развитие в каждом субъекте РФ краеведения. Историко-культурологический подход позволяет на примере крупного региона проследить становление, охарактеризовать основные этапы и показать важные проблемы государственного и общественного краеведения, выстроить траекторию взаимоотношений государства, общества и краеведческих структур [см. 653; 669; 670 и др.].

Тамбовский край занимает заметное место на краеведческой карте России. Понятие «тамбовское краеведение» хронологически охватывает более трех веков. У его истоков стоял политический деятель, великий поэт Г.Р.Державин (1743-1816): как правитель Тамбовского наместничества он много сделал для экономики, культуры, просвещения края. Позже формирование тамбовского краеведения происходило под влиянием новых явлений. Оно изучало и впитывало то, что индивидуально, своеобразно, специфично, что отражало особенности развития края, специфику хозяйственной, политической, культурной и духовной жизни местного общества. Становление тамбовского краеведения связано с именем С.А.Березнеговского (1797-1868), чье творчество стало достоянием российской науки, культуры, общественной мысли. Под руководством И.И.Дубасова (1843-1913), а с 1900 г. А.Н.Норцова (1859-1922) движение краезнатцев представляла ТУАК. В 1904 г., в год ее 20-летия, в знак признательности заслуг Николай II принял комиссию под свое покровительство.

Развитию краеведения способствовали: открытие в Тамбове первой публичной библиотеки (1830); Общества народных чтений, получившего великолепное здание от известного мецената России, камергера Э.Д.Нарышкина (1813-1901); Общества для исследования природы Тамбовского края и Военно-исторического общества; Физико-медицинского общества; создание музеев [см. 462]. Утверждению интереса к краеведению способствовал церковно-археологический комитет (1912). Краеведение в той или иной форме занимало немалое место в общественной жизни губернии. В Моршанске П.П.Иванов (1886-1942) производил уникальные раскопки, результатами которых до сих пор пользуются российские и зарубежные ученые. Авторитетом в те годы был редактор-издатель журнала «Баян» П.Н.Бигдаш-Богдашев (1877-1967). Руководя хорами в Тамбове, он одновременно создал певческие коллективы в ряде городов и сел. Только в 1915 г. «Народный хор» и его драматическая труппа дали 238 концертов и спектаклей (из них 68 в селах). Журнал «Баян» был единственным периодическим изданием подобного типа в провинции [см. 383]. Проявляли себя краеведы Козлова, Липецка, других городов [подробнее см. 644].

Таким образом, широта проблематики краеведческих исследований, включение в краеведческую работу квалифицированных сил, следование лучшим традициям отечественной науки свидетельствуют о стабильном развитии научного краеведения в провинции, становление которого связаны, прежде всего, с деятельностью крупных провинциальных ученых. Массовость объединений краезнатцев, разнообразие форм их деятельности и широта научных интересов, расширение демократических начал в организации краеведческой деятельности (добровольность, самоуправляемость, независимость и др.) на фоне возрастаю 39 щего интереса общества к отечествоведению убеждают в стабильно развивающемся научном краеведении в досоветской России.

После 1917 г. краеведение оказалось под контролем большевистских организаций, которые сразу же поставили перед краеведами политические задачи и регулярно «чистили» их объединения. Комитеты РКП(б), разрабатывая меры по руководству краеведческой работой, вводили элементы краеведения в школу, на средства губполитпросветов организовывали музеи, в 1920 г. было создано «Общество истории, археологии и этнографии Тамбовского края». В 1924 г. краеведы губернии были объединены в «Общество изучения природы и культуры местного края». В 1927 г. в крае работали 15 обществ краеведов (450 членов). В условиях нарастающей политизации общественной жизни они обязывались, в первую очередь, объединять «слои трудящихся вокруг партии и Советской власти» [415; 500], что постепенно свело краеведение к агитационно-пропагандистской работе. Многие краеведы, не принимая политику большевиков, отходили от движения. В ноябре 1930 г. прошла первая волна арестов по делу «Воронежской контрреволюционной областной монархической организации «Краеведы». Аресты продолжались и позже. В 1930-е годы вместе со многими памятниками истории и культуры было ликвидировано и само краеведение.

Культурологические подходы к формированию теории краеведения

Формирование теории краеведения как системы основных идей испытывает влияние ряда обстоятельств. Так, многие глубинные представления о краеведении и его подсистеме - добровольном краеведческом движении -зависят от изменения взглядов на российский социум.

В последние годы резко изменились представления о государстве. В субъектах РФ краеведческие структуры все больше становятся объектом управления, специфика краеведческой деятельности предполагает руководство не как жесткое администрирование, а как реализацию управленческих функций применительно к конкретной деятельности. С этой точки зрения система управления пока не оформилась. Так, на федеральном уровне отсутствует субъект управления краеведческой деятельностью библиотек. В регионах типично положение, когда реализуются лишь отдельные функции управления, что подтверждает опрос 114 библиотекарей Черноземного Центра [363; 364]. Подобное положение с управлением краеведческой деятельностью сложилось в музейном и архивном деле, образовании.

С появлением у государства противовесов - институтов гражданского общества - краеведение испытывает заметное влияние уже не только государства, но и общественных структур. В новом статусе как институт гражданского общества развивается добровольное краеведческое движение.

Если в СССР краеведение - «малая» наука - было обязано (в плане организационно-тематическом, в рамках идейно-политических, в русле теоретико-методологическом) следовать в направлении генеральной линии «большой» науки, краевед мог считаться таковым лишь в той мере, в какой ощущал себя «бойцом партии», что нередко вело к профессиональным и нравственным деформациям, то в РФ роль науки, в частности обществоведения, щую в себе сведения природоведческие, исторические, по истории науки и техники, литературы и искусства, военного дела, быта и др.; систему научных принципов, идей, лежащих в основе краеведческого движения и обобщающих его исторический опыт; свод правил из разных областей краеведческой деятельности и др. Это раздел краеведения, в котором дается определение природы краеведческого творчества, его видов, форм, методики анализа, общественного значения; изучаются содержание краеведческой работы, ее методика, жанры и жанровые формы литературных краеведческих произведений, особенности языка краеведческой литературы, источниковой базы краеведческого исследования и т.д.

Структурными компонентами научной теории являются: 1) концептуальный базис; 2) дедуктивные средства; 3) содержательная надстройка; 4) эмпирический базис теории. Последнее в краеведении обязательно, так как не всегда его эмпирическую область можно зафиксировать с помощью понятий концептуального базиса; краеведение, включающее многоструктурное и разно объединенное движение краеведов, имеет организующее прикладное значение.

Первый компонент теории краеведения - соответствующие философские основания. Без него невозможно определение субъекта, объекта, предмета краеведения, его сущностных связей и противоречий, основных детерминаций. Под «философскими основаниями краеведения» мы понимаем философские идеи и принципы, которые содержатся в данной научной и учебной дисциплине и дают самые общие ориентиры для познавательной краеведческой деятельности. Философские основания наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют эвристическую и методологическую функции, способствуют формированию новых методов исследования, получению нового знания. Они историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому их «наборы» сменялись, но определенная преемственность сохранялась.

Приведем примеры. В XX в. человечество оказалось в условиях обострения глобальных проблем, что иначе поставило ряд мировоззренческих вопросов, включая и основной вопрос философии. Возникла новая форма зависимо 126

Таким образом, в региональных и локальных исследованиях базовые науки краеведения (история, культурология и др.) активно применяют новые подходы и технологии, что заметно обогащает теоретико-методологические основания краеведческой науки, позитивно влияет на краеведческое образование. Использование культурологического подхода расширяет спектр исследований краеведов, обусловливает обновление их методологического инструментария.

Концептуальные основания модели краеведческого образования

Реформируемая Россия испытывает влияние глобализации мирового порядка; растет необходимость нового подхода к осознанию экономических, социальных и идеологических тенденций, характерных для современного общества. Ведущей проблемой в этом направлении выступают социокультурные изменения, тесно связанные с пониманием современного статуса человека как «человека культурного». В философии культуры и культурологии как концептуальное и категориальное воззрение современных общественных наук сформировалось понятие «социокультурное пространство». Возникла потребность в новой объяснительной и социально-диагностической парадигме, позволяющей отслеживать психоантропологические и социально-экологические начала социально значимых процессов и явлений. Их истоки как раз и следует искать в человеческой природе, в образе жизни людей, их способности выживать в разнообразных обстоятельствах, находить адекватные способы взаимодействия со средой. Все это проявляется в таком глобальном по своему характеру явлении, как регионализация социокультурного пространства [ПО; 386]. Отсюда, цель региональной культурной политики - создание условий для развития культуры путем оптимального использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории.

Заметным субъектом культурной политики, отличающимся полиструктурностью (отдельные люди, общественные объединения, учреждения культуры, органы управления и др.), является краеведение, которое влияет на потенциал и ресурсы социокультурной среды конкретной территории. Анализ краеведения способен внести ясность в решение ряда проблем, возникающих в ходе формирования социокультурного пространства, определенного как научное направление [386J. Например, при рассмотрении следующих вопросов: поиск нового способа мышления при решении проблем социокультурного пространства как философской проблемы; характеристика мировоззренческой, информационной и социокультурной парадигм развития общества; воздействие этносоциальных территориальных общностей на организацию социокультурного пространства региона и др. С краеведческим знанием разумно увязывать потребность теоретиков и практиков в осмыслении универсальных, общечеловеческих ценностей, их стремление выявить особенности социокультурного пространства того или иного региона, определить задачи управления местными процессами. Включение краеведческого знания в подобный анализ вызовет потребность более глубоко осмыслить многообразие возникающих вопросов и повысит заинтересованность в их концептуальном рассмотрении.

Краеведение способно существенно повлиять на образование в регионе. Уже доказана важность учета процессов культурной политики, культурологического образования на формирование регионального социокультурного пространства: высшее образование рассматривается как непременное условие эф 1 фективного развития общества в условиях его информатизации [212; 213; 214; 483]. С этими основательными установлениями нельзя не согласиться.

Подобная общая ситуация имеет место и в других государствах на постсоветском пространстве. Так, на Украине в условиях формирования гражданского общества (Конституция Украины 1996 г. подвела правовую основу под его возникновение) определяющим фактором формирования новых жизненных ориентиров личности определено образование [см. 241], в системе которого заметная роль отводится краеведению (регионоведению). В ходе реализации Национальной доктрины развития образования разработаны модели деятельности учебных учреждений; в учебные планы включены разделы, связанные с изучением регионов Украины [506]. Значительное место в воспитании у молодежи чувства патриотизма и гражданственности отводится краеведческому образованию. Все это определило основной вектор изменений в педагогическом процессе: ведущим становится придание педагогическому общению, особенно в высшей шко 203 ле, диалогичности - качества, отражающего новую демократическую основу человеческих отношений [392; 465; 504; 635; 891].

Таким образом, ведущими тенденциями современного периода развитая украинского, как и российского, общества стали процессы гуманизации и демократизации общественных отношений. В рамках этих тенденций на Украине, как и на всем постсоветском пространстве, происходит утверждение новой образовательной парадигмы, определяемой как «гуманистическая», в противовес прежней - «просветительской». Немаловажное место в ней отводится краеведческому образованию. Система краеведческих знаний, воспитание в духе почтения к родному краю превращает людей в действительных хозяев своей земли, реальных участников государственной политики, активных созидателей гражданского общества. На таком общественном фоне активизировалась деятельность государственных краеведческих учреждений и краеведов-любителей в содержательном плане и в развитии новых направлений исследований.

Похожие диссертации на Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста