Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Доклассическое и классическое понимание души человека 13
1.1 Магический подход - душа - мистический элемент внутреннего мира человека 13
1 2.Органический подход - душа как организующий принцип живого 25
1.3 Рационалистический подход - душа и психические явления в границах сознания»
Глава 2. Неклассическое и неоклассическое понимание души человека. 65
2.1. «Глубинный подход» - душа в рамках бессознательной сферы 67
2.2. Новогуманистический подход - неразъятое сознание, неосознаваемое и душа человека. . 78
2.3.Соотношение души и духовности - одна из стержневых проблем теории . души человека 102
Заключение 121
Список литературы 136
- Магический подход - душа - мистический элемент внутреннего мира человека
- «Глубинный подход» - душа в рамках бессознательной сферы
- Новогуманистический подход - неразъятое сознание, неосознаваемое и душа человека.
Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется тем, что происходящий «антропологический поворот» ориентирует гуманитарные науки на изучение общественных структур и процессов, в том числе и с точки зрения их личностного, человеческого, душевного наполнения.
В условиях фундаментальных изменений современного общества качественно изменяется взаимосвязь человеческого индивидуума и социальных структур, повышается степень личного и более осознанного тонкого участия в социальных процессах. Более яркими обострёнными становятся переживания людьми двух ипостасей человеческой жизни: индивидуальной и социально-культурной.
В контексте взаимоотношения автономного и гетерономного в духе человека также наиболее реально проявляет себя специфика того, что называют душой человека.
Между тем исторически получилось так, что в проблематике души накопилось много ошибок. Во-первых, душе человека отказано в реальности, так как она отождествляется с психикой или сознанием, или бессознательным, или с духом человека. Во-вторых, там, где реальность души более или менее признаётся, она получает либо эпифеноменальный, либо мистически-креационистский характер, ей отказывают в её объективном статусе. Очевидно также, что совершенно неприемлемым было признание существования души человека для тоталитарных систем. Проблема души человека может быть проигнорирована только вместе с проблемой бытия человека в качестве человека, а общества - в качестве человеческого сообщества. Всё это необходимо историко-логически исследовать и поправить. В - третьих, происходит явный рост интереса к анторопологической интерпретации культуры в её индивидуально-личностном аспекте, но такая смена ориентации столкнулась с известными
методологическими трудностями. Классические и неклассические теории,
анализирующие структуры-процессы социальной жизни, оказались
малопригодны для изучения проблем человеческой индивидуальности.Они
требуют эволюционного коррелирующего переосмысления
антропологического понимания культуры, тем более что здесь зарождается неоклассическая или пост-постмодернистская парадигма, с позиций которой также требуется разработка свойств души человеческого существа.
Проблемная ситуация состоит в том, что требуется смена видения души человека, теоретическое переосмысление того парадигмального кризиса, который образовался со времён Декарта в проблематике души человека. Как показывают имеющиеся исследования, теоретическая работа здесь начата, но она явно нуждается в своём продолжении.
Степень разработанности проблемы. Анализ литературы, посвященной теме «душа человека», показывает, что важное значение для осмысления данного элемента духа человека и современного понимания категории «душа человека» имеют труды авторов, посвященные анимизму. В них отражается наивное, но ценное чувствование и признание древним человеком того, что называют «душой» человека. Это работы Д.Фрэзера, Л.Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Э.Тейлора, К.Юнга, Ф.Александера и Ш.Селесника и других.
Важны размышления о душе античных мыслителей: Гераклита, Фалеса, Анаксимандра, Пифагора, Ксенофана, Парменида, Зенона, Демокрита, Протагора, Горгия, Гиппия, Продика, Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина. В них видны первые попытки осмысления категории «душа человека», сливающиеся для них с категорией «психика».
Искания средневековых философов Ибн-Сины (Авиценны), Ибн-Рошда (Аверроэса), Оригены, А. Августина, Ф.Аквинского, П.Абеляра, Альберта Великого, А. Кентерберийского, Б.Клервосского, Р.Бэкона, Дуне Скота имели особую значимость для дальнейшего понимания понятия «душа человека». Труды этих философов стали базисными для многих философов
будущих поколений, так как здесь несмотря на религиозную оболочку их работ, впервые утверждалась реальность души внутри всего духа человека.
Исследования представителей эпохи Возрождения Д.Мирандоллы, П.Помпонацция, Э.Роттердамского, Ю.Скалигера, X. Вивеса, Т. Кампанеллы, А. Везалия, М. Монтеня, также внесли существенный вклад в осмысление этой проблемы. Характерным здесь является то, что им было дано лишь прикоснуться к самой поверхности явления, составить представление о предмете в самых общих чертах, но не обрести конкретные точные знания основанные на систематизации наблюдений. Наиболее ценной составной частью всего наследия Ренессанса было возрождение принципов объективного наблюдения.
Значимыми стали исследования в области души человека в философии Нового времени. В частности, эта проблема отражается в трудах Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница, Дж.Локка, Т.Гоббса, Д.Юма. Несмотря на то, что между рационалистами имелись существенные расхождения в трактовке мыслительной деятельности, они единодушно отстаивали приоритет разума. Значительны достижения и представителей Просвещения - Ж. Ламетри, Д. Батисты, Д. Морганьи, Ш Монтескье, Э. Кондильяка; труды К. Гельвеция, Д.Дидро, Т.Пейна, Т.Джефферсона, Вольтера, Б.Франклина, Ф.Пинеля, В. Кьяруджи, Г. Бурхааве, Б. Раша и других. Было начато исследование психической реальности. Большой вклад в исследование феномена души внес представитель немецкой классической философии Г.Гегель, в частности своей «Феноменологией духа».
Представители неклассической философии XIX-XX века также уделили особое внимание осмыслению категории «душа человека». В трудах А.Шопенгауэра, К.Хартманна, Ф. Ницше, Ф.Шеллинга, К. Каруса, Э.Гартмана, У.Джеймса, А.Бергсона, З.Фрейда и его последователей развивается новое так называемое глубинное понимание души человека.
Российская философская мысль, являясь органической частью мировой философии и культуры, обращается к тем же проблемам души человека, что и западноевропейская, подход и способы ее осмысления
носили здесь глубоко хронотопный характер. Особенностью всей российской философской мысли является то, что в ней в центре внимания в первую очередь находится человек, его душевная жизнь и душа. Душа понимается как средоточие, центр духовной жизни человека. Душа рассматривается как феноменология человеческой субъективности, как средоточие личного отношения человека к миру. На наш взгляд, российская философская мысль о душе человека является предметом объемного анализа, поэтому мы можем назвать имена только тех философов, которые внесли неоценимый вклад в понимание данной темы. Это, прежде всего А.Хомяков, И.Киреевский, П.Чаадаев, В.Соловьев, П.Флоренский, Н.Бердяев, Л.Карсавин, Л.Лопатин, С.Франк, Б.Вышеславцев, И.Ильин, П.Юркевич и другие.
Углубление в историю понимания души человека свидетельствует о том, что отношение к душе как к научной категории претерпевает эволюцию вместе с эволюцией самого человека как социального существа.
В связи со сложностью и многогранностью такой реальности, какой является душа человека, в современной отечественной литературе, на наш взгляд, этому понятию не уделяется должного внимания, несмотря на открытие в XX веке «духовной реальности» человека и появление работ и статей, посвященных этому феномену.
Большой вклад в понимание и осмысление души человека внесли представители неоклассического этапа в развитии философии, такие ученые, как В.Франкл, В.Лефевр, М.Мамардашвили, В.Федотова, А.Спиркин, А.Шишков, О.Лаврова, М.Гоголев, Л.Шарипова, А.Кузин, В.Зинченко, Г.Меньчиков, Р.Нугманов и др.
Анализ литературы позволяет убедиться также в том, что толкование понятия «душа человека» во многих работах не обходится либо без мистификации , либо без натурфилософии души. Но на современном этапе
1 Андреев Д.Л. Роза мира.- М.. 1992.-С.69. 88. 77; Асауляк О. Книга огней: Экстазис.-М.. 1999.- 328 с; Барташевич И. О
заірооной жилій души человека, Мюнхен. І994.-12 с; Бсндлер Р., Гриндер Дж. Структура магии.- СПб.. 1993, Т.1.-202
с; Іїлаватская V..M. Загадочные племена на голубых юрах. -М..1993.-С.4-9.; Иванов Ю.Н., Иванова Н.М. Жизнь по
интуиции. - М.. С.1-12.: Иеромонах Серафим (Pop). Душа после смерти.- СПб.. 1995.-272 с; В.Трыпкин. Засмсртнос и
судьба. 11.1 Іовгород.- 2000.-340 с.
2 Аристотель. Сочинения. В 4-х.т.-М.,1975. Т.1.-С.394-396; Декарт Р. Рассуждение о методе. Сірасти душ и.-М., 1950.-
С.257-18,593-700; Ламстри Ж. О душе.-М..1983.-С58-167.; Онианс Р. 11а коленях богов. М., 1999.-592 с.
развития человека этого явно недостаточно. Появляются труды, которые исследуют душу человека как особую сущность1, однако эта работа - на новой неоклассической основе исследования - находится пока на стадии начала. В связи с этим диссертантом предпринимается попытка дать системный целостный историко-логический анализ понимания души человека после многих лет ее забвения.
Объектом нашего исследования является душа человека как феномен его духовной реальности.
Предметом исследования выступает эволюция понимания души человека, выяснение сущностного приращения в понимании души как особого образования во внутреннем мире человека.
Цель диссертационной работы — изучение эволюции понимания души, философско-онтологический анализ понимания души человека в различных состояниях социального бытия от анимизма до неоклассического этапа её понимания. В соответствии с поставленной целью в диссертации представляется необходимым решить следующие задачи:
провести анализ исторически наработанных идей по данной проблеме;
привести в систему все накопленное в виде стадий роста эволюции понимания души человека;
принять участие в разработке неоклассического понимания души человека.
раскрыть часть содержательной стороны неоклассической концепции души человека через соотношение души и духовности человека.
Теоретическую и методологическую основу исследования обеспечила установка на реалистический подход, основанный на научности, фактах, на диалектико-материалистическом методе и парадигмальном подходе, свойственном неоклассической философии.
Ллександср Ф., Селесник III. Человек и его душагпозпание и врачевание от древности до наших дней.-М., 1995.-608 с.:Лсфевр В.Л. От психофизики к моделироанию души// Вопросы философии 1990.-MV7.-C.25-31, 51-58.;Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.-М., 1992.-415 с; Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека.-Казапь,1999.-С327-339.; Федотова В.Г. Душевное и духовное///Философские науки.-1988.-№7.-С.50-58.; Франкл В Доктор и душа.-СПа.1997.-287 с.
Для нас были, прежде всего важны принцип логического и исторического, принцип детерминизма в современной его разработке; организмического подхода (В.Стёпин), дополнительности (Н.Бор), привлеченные для прослеживания динамики, эволюции понимания души человека со времен древнего человека и до наших дней, а также принцип интроспекции. Для осмысления методологических и методических вопросов существенное значение имели работы Фрэзера, Аристотеля, Платона, Плотина, А. Августина, Ф.Аквинского, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Гоббса, Р. Бэкона, Д. Локка, Г.Лейбница, Ф. Александера и Ш. Селесника, 3. Фрейда, А. Шопенгауэра, Э.Гартмана, М. Ярошевского, В.А Лефевра, В. Франкла, С.Л Франка, А.М Кузина, А.Г Спиркина, Э Фромма, Г.П. Меньчикова, И. Пригожина и других.
Научная новизна исследования выражается в разработке целостного представления эволюции понимания души человека, в доказательстве её неэпифеноменального и не мистически-креационистского, а объективного реального статуса:
проведено исследование эволюции понимания души человека в контексте пяти стадий духовной реальности человека;
выявлено существование души в духе человека, элиминирующее отождествление души человека с психикой и духом человека;
обнаружена динамическая системная целостность в понимании развития взглядов на душу человека;
работа вбирает в себя рациональное в области исследования человеческой души; современная онтология души человека рассматривается с арелигиозных позиций.
На защиту выносятся следующие положения:
Основанием выявления эволюции понимания души человека от анимизма до неоклассического этапа являются соответствующие типы детерминаций.
В соответствии с ними различаются пять стадий понимания души человека: магическая, органическая, рационалистическая, глубинная,
новогуманистическая. Каждая из них представляет собой своеобразный методологический подход.
Магический подход - «выявляет» существование души; он основан на магическом телеолого-мотивационном типе причинности. В нем отражается наивное, но ценное чувствование и признание древним человеком того что называют «душой» человека.
Органический подход - выясняет физиологические основания существования души человека; он основан на механическом и биологическом типах причинности, пытается доказать физическое начало души без мистических предположений. Душа, которая представлялась на уровне мифологического мышления в виде двойника тела, теперь трактуется как искорка, атом, частица материальной стихии, как естественное явление.
Рационалистический подход - показывает существование души человека в рамках сознания; он основан на типе причинности, взятом лишь из естествознания и социальных детерминаций, что приводит к эпифеноменальности души. Основной тезис этого понимания - «Мыслю, следовательно, я существую».
« Глубинный подход» - объясняет существование души человека в пределах бессознательной сферы, на основе глубинных причин, гормического типа детерминаций. Основа понимания - тезис «Желаю, следовательно, я существую»
Новогуманистический подход — выявляет реальное существование души на основе неоклассического экзистенционального типа детерминации и неэпифеноменального статуса души человека. Душа реальный самостоятельный элемент во внутреннем мире человека.
Теоретическая и практическая значимость работы Результаты проведенного исследования могут представить теоретическую и практическую значимость в создании целостного представления об эволюции понимания души человека, ее реальном онтологическом образе, восполняя логико-исторические пробелы. Значимость философско-онтологического анализа состоит в том, что он
осмыслен не на декартовских и других основаниях эпифеноменальности души, а на основаниях неоклассического понимания духа и души человека.
Данное исследование дополняет общую теорию духа человеческого существа.
Результаты осмысления эволюции понимания человеческой души позволяют перевести на более высокий уровень понимания всю проблематику духовной деятельности человека и определить новые духовные ориентации людей.
Выявление реального статуса души человека ведёт к изменению практического отношения к различным проявлениям духа человека.
Всё это должно стать веским доводом в пользу того, что забота о душе человека, развитие его души должны стать не только частным, но и государственным делом.
Полученные выводы открывают новые возможности для дальнейшего философского осмысления души человека в плане неоклассического ее понимания. Душа человеческого существа - это то, что позволяет дать более основательное философское осмысление состояния общества на различных этапах его развития и понять самоощущение личности в социокультурной среде.
Введение в научный оборот на категориальном уровне понятия «душа человека» обеспечивает иной методологический подход в трактовке самого человека и вынуждает изменить саму постановку дела формирования человеческой личности. Всё это позволяет также обосновать нарождающиеся новогуманистические концептуальные подходы в культурологии, психологии, педагогике, психотерапии.
Полученные выводы могут быть использованы в качестве теоретической основы при составлении программ различного уровня по формированию культуры личности.
Результаты работы имеют выход, как в научную, так и в практическую деятельность. Реальный статус души на первый план выдвигает задачи нравственного воспитания, показывает методологические пути и средства
гуманизации общества и его педагогики, острую необходимость усвоения этико-этических норм и ценностей современным человеком.
Полученные результаты могут быть использованы при чтении курсов социальной философии, социальной антропологии, этики, спецкурсов по философии культуры по проблемам: «Человек, культура и душа человека», «Культура и душа человека», «Личность и душа человека».
Апробация результатов исследования Результаты проведенного исследования были изложены на международных, региональных, межвузовских научно-теоретических, научно-практических конференциях, в том числе на третьем Российском Философском Конгрессе:
«Потребности в кадрах социокультурной деятельности : состояние и перспективы изучения» (Казань, март 2001)-выступление на тему «Душа человека в системе образования», «Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования в эпоху социальных реформ» (Казань, март 2001)- выступление на тему «Информатизация общества и душа человека, «Российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве» (Москва, апрель 2001)-Тез. докл. Шестой междунар. конф. на тему «Душа человека», «Молодёжь и современность» (Казань, октябрь 2001)-выступление на тему «Неоклассическое понимание духовности и пути её формирования», «Культура. Творчество. Личность» (Екатеринбург, июнь 2001) .- Труд.науч.-практич.конф. на тему «Душа как мера развития личности», «Философская антропология: предмет, содержание и функциональная направленность» (Казань, октябрь 2001)- выступление на тему « К вопросу о погруженности культуру», «Идеалы «Пайдейи» в Евразийских реалиях начала XXI века» (Казань, октябрь 2002)-выступление на тему «Об исходных началах неоклассической философии», «Идеалы «Пайдейи» в Евразийских реалиях начала XXI века» (Казань, октябрь 2002)-выступление на тему «Духовность, развитая душа, толерантность- успех многокультурного образования», «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, сентябрь 2002) - выступление на
тему «Пуерилизм или рациональность?», «Потенциал культуры и её роль в модернизации Российского общества» (Казань, март 2002) - выступление на тему «Культура - это взаимосвязь творчества, духовности и души», «Проблемы и перспективы развития научно-исследовательской работы и художественной деятельности в вузах искусств и культуры России» (Орёл, март 2003) — Матер, всерос. науч.конф. на тему «Новогумманистическая рациональность - как возделывание и воспитание души человека», «Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования» ( Казань, март 2003) — выступление на тему «Новогумманистический потенциал в культуре», «Экономика и культура: современное состояние, перспективы развития региональные особенности» (Казань, февраль 2003) - выступление на тему «Иовогумманистическое понимание развития души и духовности как ценности жизни», «Человек в виртуальном мире» (Казань, октябрь 2003) -выступление на тему «Новогумманистическое понимание виртуальной реальности», «Интеграция науки и образования в культуру: Поиски, решения» (Казань, февраль 2001) - выступление на тему «Путь к духовности».
Магический подход - душа - мистический элемент внутреннего мира человека
Слово «душа» в повседневной обыденной жизни употребляется очень часто. Мы говорим: "Что-то невесело у меня на душе...", имея в виду свое грустное настроение. Переживая за кого-то , говорим: "Душа болит..." О добрых, отзывчивых людях нередко слышим: "...он душевный человек". О людях, поступивших скверно: "...нет у него души".
Что же такое душа? Может быть, она неземного происхождения, как утверждает религия? Или это наш внутренний мир? А может быть, это часть нашего тела или деятельность человеческого мозга? А может быть, это наша психика? Наш дух? Наше сознание или бессознательное? А может быть, это наше самосознание или человеческая рефлексия?
Над этой загадкой, над объяснением человеческой души всегда трудилась человеческая мысль, связанная с информацией и знанием.
Душа человека - это сложная и своеобразная реальность, а ее познание, понимание и формирование - сложнейшие процессы.
. Магический подход: душа - мистический элемент внутреннего мира человека
Самый первый взгляд на душу можно назвать анимизмом. Анимизм, демонология - это первый мировоззренчески-методологический подход -попытка рассматривать необъяснимые душевные явления как магические. Он основан на телеологическом мотивационном типе причинности . Что это такое? Как рождалось представление о реальности души человека?
На этом этапе эволюция человечества, его социальное, культурное и интеллектуальное развитие связаны со стихийно рождавшимися сказаниями, преданиями, которые мы называем мифами. "Миф - это особое и наиболее сложное явление", - отмечал Г. Фракфорт, автор книги "В преддверии к
Ллсксамдер Ф.. Селесиик III. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и ло наших дней.-М.:І Іроірссс-Кулілура;Яхтсмсн. 1995.-С.19 философии", в которой точно и тонко улавливается не только специфика древнейших мифов, но и рождение их смыслов. Миф, действительно, особый вид, если можно так выразиться, иррационального творчества, отличный от сказки, фантазии, легенды, но несущий элемент последних. Он комплексный по своему характеру. Миф по-своему решает проблемы отношений и взаимодействия событий, сводя часто причинно-следственные показатели к материальной метаморфозе, сущность вещи- к ее происхождению и т.д. Он тесно связан с культом времени.1
"Миф, - указывал М. Мамардашвили, - есть способ организации и конструирования человеческих сил или самого человека, а не представление мире - правильное или неправильное. Это мы сейчас так его воспринимаем, потому что живем в рамках субъективно-объективного различения мира, в результате чего он предстает перед нами как предмет, который мы должны познавать. А на самом деле незнание нами чего-то в мире есть исторический факт, а не естественный, само собой разумеющийся. Миф не представление, а восполнение и созидание человеком себя в бытии, в котором для него нет природных оснований. И поэтому на месте отсутствующих оснований и появляются определенные "машины культуры", называемые мифом» . Иначе говоря, на наш взгляд, возникновение мифов объясняется духовной потребностью людей, их попыткой, желанием разобраться в загадочных предметах, в таинственных явлениях природы, объяснить мир, понять непонятное изнутри. Четкие, яркие мифологические образы подменяли подлинность мира, и в тоже время за всем этим была конкретная реальность, связь с которой пытался определить человек. Любая форма -общественное явление или природное, воспринятое эмоционально, преподносилась как действие и состояние божества или легендарного героя.
Люди не могли иначе представлять все то, что окружало их. Как справедливо замечал один из наиболее известных исследователей мифа
А.Ф.Лосев, обычное объяснение мифа сводится к тому, что он есть продукт незрелого мышления. А, следовательно, незрелому мышлению соответствовал и свой способ, метод познания.
Отметим, что на своей начальной стадии развития человек не обладал достаточными знаниями, но он все чаще угадывал устойчивые связи между природой и общественной жизнью. Постепенно он уясняет повторяемость смены дня и ночи, времен года, сезоны возделывания земли, посева, сбора урожая, охоты и рыболовства. Затем человек осмысливает всеобщие закономерности воспринимаемого им мира.
Таким образом, чтобы постичь глубинные связи, человеку требовалось абстрактное мышление. Но, на наш взгляд, нужна была и развитая душа. Она должна была пройти нелегкий путь развития и совершенствования. Человек первобытного общества был недостаточно развит, и причины бытия предметов и явлений природы были неизвестны древнему человеку. Поэтому явления и предметы человек ощущал с точки зрения своего соиричастия миру, их пользы или вреда, который они могли принести ему. А это является уже делом души в человеке. И, как нам кажется, именно такое положение вещей и явлений способствовало развитию у человека предположения, что за этими предметами явлениями и сопричастием с ними существует и действует некая мыслящая сила, мыслящее существо. Впоследствии это - Бог. А Бог - это обобщение, которое признает господство над миром сверхестественных сил, и в этом основа раннего религиозного сознания. Не находя внутренней опоры, люди вынуждены обращаться к Богу. Как указывал Э. Гуссерль: "Бог - это человек, перенесенный в бесконечную даль."1
«Глубинный подход» - душа в рамках бессознательной сферы
В начале XIX века победоносный оптимистический дух рационализма стал уступать место разочарованию. Разум был свергнут с трона новым осознанием иррациональной глубины психики. Новый дух времени выражался в том, что основной интерес был устремлён в сторону инстинкта и чувств. Произошёл отход от завоевания внешнего мира в область личного. Идея XVIII века - разум сможет сделать мир лучше - приобрела иллюзорный характер. Рассмотрим, почему и как это происходило.
Четвёртая стадия в понимании эволюции взглядов на понятие «душа» человека может быть названа глубинным подходом. Его можно оценить как наращивающий знания шаг, попытка объяснить «психические явления» на основе глубинных причин и влияние преимущественно психоаналитическими принципами. Произошло движение от разума в сторону чувства и веры.
В связи с кризисом в общей мировой традиционной психологии перед психологами и философами в этой области вновь возникли сложные исторические задачи, как когда-то перед Декартом. Защищать физиологическую детерминацию означало идти назад к физиологическому подходу и к отказу от психической реальности. Отказаться от физиологической и социально —культурной детерминации означало отойти ещё более назад к магически — анимистическому подходу.
И традиционный рационалистический подход к психической реальности как к сознанию, основанный, несмотря на все старания, на классическом стиле мышления и классическом детерминизме, стал исчерпывать себя и даже приводить к тяжелым последствиям. Значит, надо было идти только вперед - к стадии качественно новой, к новому принципиальному открытию. Оно и было исторически сделано. Первые три подхода были разработаны и освещены в работе Ф. Александера и Ш. Селесника1, четвертый и пятый подходы были исследованы и выделены Г.П.Меньчиковым.2
Термин «глубинная психология» начал встречаться еще до открытия этих подходов. А сама глубинная психология включает ряд направлений: гормическое, понимающее, психоаналитическое, неофрейдистское, аналитическое, лингвистическое.1 Глубинная психология, глубинный подход -это новая, научная парадигма, это качественно иная стадия всей науки о духовной реальности, принявшая парадигму, основанную на так называемой гормической детерминации (гормо - желание).
Пятая стадия развития науки о духе была названа «гуманистической психологией». Гуманистическую стадию можно отнести к неоклассицизму -науке о духе и душе человека. Основная сущность неоклассицизма - возврат к человеку как уникальному существу, поворот к его духовности, но на новом витке спирали, вбирающем все ценное и учитывающем все понятные недостатки в классической традиционной рационалистической психологии и неклассической глубинной психологии. Признавая заслуги и глубинной психологии, гуманистическая преодолевает и ее недостаточность - недооценку специфических для человека высших побуждений к человеческому существованию еще и в третьем, человечески духовном, измерении. Преимущественным видом детерминации здесь является так называемая экзистенциальная детерминация. Экзистенциальная детерминация означает побуждаемость не только «низшими» мотивами и стимулами, но и смыслообразующими внутренними и высшими детерминациями. Неоклассическое понимание в гуманистическом подходе - это признание целостности сознания, неосознаваемого и души человека. Гуманистическая стадия - это все о человеке о его природе и сущности1 2.1.Глубинный подход - иррационализация и размывание души в поле неосознаваемых влечений
В течение всей истории цивилизации человечество постоянно пыталось пренебречь душой как предметом научного изучения или свести ее к чисто физическим субстанциям. Эти субстанции, названные Гиппократом «телесными жидкостями», или сухостью и влажностью тела, Морганьи рассматривал как локализованные процессы в мозгу, а Галль распознавал их по внешним неровностям черепа. Но они упрямо не желали исчезать из исследований и обсуждений (Ф.Александер и Ш.Селесник). Несмотря на все усилия механизировать человека, душа как предмет познания возникала вновь и вновь. Она присутствует в идеальном мире Платона, в откровениях Августина, в сочинениях гуманистов, в психогенном объяснении истерии Сиденхемом, в метафизическом тезисе Спинозы о фундаментальном единстве тела и разума, в жизненной силе Шталя и «нравственного лечения» умалишенных, предложенного Пинелем. В этот период, по нашему мнению, взгляды философов на понимание души человека выстраиваются следующим образом.
Новогуманистический подход - неразъятое сознание, неосознаваемое и душа человека
Если раньше человек рассматривался как вещь, функция, орудие, т.е. средство, то к концу XX века наука о духовной реальности окончательно повернулась в сторону человека1. Магический подход- «выявляет» существование души, органический выясняет физиологические основания существования души человека и пытается доказать физическое начало души без мистических предположений. Рационалистический подход показывает существование души человека в рамках сознания. Глубинный подход объясняет существование души человека в пределах бессознательной сферы. И только новогуманистический подход воочию выявляет реальное существование души человека на основе неоклассического экзистенционального типа детерминации и неэпифеноменального статуса души человека. Почему и каким образом это происходит?
Новогуманистическую стадию можно отнести к неоклассицизму в науке о духе и душе человека. Основная сущность неоклассицизма - возврат к человеку как уникальному существу, поворот к его духовности, но на новом витке спирали, вбирающем все ценное и учитывающем все осознанные недостатки в классической традиционной рационалистической психологии и неклассической глубинной психологии. Истоки этих гуманистических идей -в философских традициях гуманистов Возрождения и Просвещения немецкого романтизм, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого, Достоевского, а также в современном экзистенциализме и некоторых восточных философско-религиозных системах. Новогуманистический подход - открытие в человеке целостной духовной реальности, появление науки о духовной реальности человека, основанной на неоклассическом детерминизме, в который входят и собственно человеческий экзистенциональный тип детерминации, и не разъятое сознание, и неосознаваемое и душа человека.
Как было указано выше (в главе 1), крупнейшим открытием XX века было открытие «духовной реальности человека». Дух в человеке бытиен, а не вторичен. Он состоит из сознания, неосознаваемого и души человека. На протяжении всей истории философии и психологии, независимо от того, что делали с душой, она вновь и вновь напоминала о себе. Так же и в неоклассическое время сама душа, накопив знания о себе, совершила новый прорыв, заявив о себе. Новейшее неоклассическое время открыло душу человека как вполне реальный самостоятельный элемент в духовной реальности человека.
В мировой философии на сегодняшний день сложились три точки зрения в вопросе существования души человека. Первая - отрицающая душу у человека. Вторая - признает существование души у человека на словах, но на деле игнорирует её: сводит то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Третья - признает душу в человеке на деле и считает, что душа человека - это не вся психика, не весь дух человека, не его сознание, не бессознательное, не самосознание, не рефлексия, не «Я» человека, а особое образование во внутреннем мире человека. Такая точка зрения вытекает из работ А. Августина, позднего Ж.Ламетри, Г.Лейбница, В.Франкла, В.А.Лефевра, Р.Штейнера, В.Г.Федотовой, Г.П.Меньчикова, О.В.Лавровой и др. В гуманистическом подходе вырисовывается ряд позиций в понимании души человека. Они выглядят следующим образом.
Мы согласны с В.Франклом в том, что человек не является только продуктом наследственности и среды. Существует третий элемент принятие решений. Человек, в конечном счете, решает сам за себя . Уникальность человеческого существования как такового характеризуют три фактора: духовность человека, его ответственность, его свобода2. Всем этим занимается в человеке его духовная реальность. Встает вопрос: а какая сфера в духе человека руководит всем этим? И здесь мы выходим на проблематику того, что называется душой человека. Начиная уже с детского возраста и будучи взрослым, человек осознаёт особое значение слова «душа»..А.Савина в своей работе «Особенности представлений детей 5-10 лет 0 душе» подтверждает, что знания о душе являются важнейшим средством организации человеком своего внутреннего мира, понимания им других людей. У детей этот процесс происходит путем проб и ошибок: ребенок учится понимать себя и других, объяснять свои и чужие поступки, выстраивать линию собственного поведения. Т.е. все представления о внутренней жизни человека возникают в онтогенезе очень рано и в большой степени востребуются в подростковом возрасте. Полученные данные позволяют предположить, что открытие «Я», происходящее в подростковом возрасте, подготавливается переживанием «Я» своей субъективности, возникающей на седьмом году жизни3.
Душа в представлении детей от 5 до 10 лет есть внутренний феномен, недоступный зрению и осязанию. Она обладает такими свойствами, как прозрачность, способность покидать тело, перемещаться в пространстве и переселяться в другие тела. Она является началом более существенным, высоким, нежели тело; она призвана руководить, управлять; она всемогуща, душа - это эмоции, это мышление и память; это мои желания. Душа - это эмоционально-нравственное и этическое начало в человеке.4