Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян Согомонян Мадлена Николаевна

Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян
<
Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Согомонян Мадлена Николаевна. Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Ростов-на-Дону, 2003.- 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/544-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические аспекты исследования архетипов этнического самосознания 14

1.1. Понятийные аспекты этнокультурологической проблематики 14

1.2. Национально-этнические проблемы современной культуры 34

1.3. Культурная интеграция субрегиона 44

Глава 2. Генезис культуры донских армян 64

2.1. Исторические предпосылки возникновения армянской общности в различных условиях 64

2.2. Становление и развитие армянской Апостольской церкви на Дону. 80

2.3. Этнокультурные особенности донских армян 96

Заключение 130

Список литературы 133

Введение к работе

Актуальность исследования. Этнокультурология является одной из наиболее молодых (и вместе с тем актуальных) по своей проблематике ветвей культурологического знания. Культура, полагаемая в своей глубинной сущности как способ деятельности, имеет множество носителей (субъектов) различного системно-иерархического уровня. От культуры отдельного человека (личности) до культуры человечества прослеживается цепочка ее субъектов, важное место среди которых занимает этнос. В научной литературе существуют различные определения этничности, однако, общепринятого до сих пор не выработано (варианты такого комплексного определения представлены в работах С.Широкогорова, Ю.Бромлея, Л.Гумилева, в современных исследованиях В.Тишкова, С.Лурье и др.). Об этносах говорят как об «этносоциальных организмах» или как о биосоциальных образованиях, характеризуют их как социальные общности, со специфическими культурными моделями, обеспечивающими сохранение собственной идентичности.

Согласно современным научным представлениям под этносом понимается социокультурная общность, которой присуще единое название, «этноним», а также совпадающие элементы культурного бытия (язык, единая версия происхождения, историческая память, конфессиональная принадлежность, специфические компоненты жизнеобеспечения, групповая солидарность и др).

Этническая идентификация опирается на глубокие основания, уходящие в далекое прошлое. Именно поэтому невозможно судить об актуальном состоянии, этнокультурном статусе того или иного народа вне его истории. Этническая общность несет в себе своего рода социальный архетип. Согласно определению В. Тишкова этничность представляет социальную форму групповой лояльности имеющей экзистенциальное значение и проистекающей из человеческой потребности ощущать свою историческую преемственность и коллективную принадлежность. Обобщенный образ этнической группы выражается в понятии этнического стереотипа, позволяющего осознать целостность своего сообщества и его отличие от других аналогичных объединений.

Этнокультурология рассматривает бытие этносов через призму присущих им ценностей, стандартов поведения, способов жизнедеятельности. Её проблемное поле имеет отчетливо междисциплинарный характер, пересекается не только непосредственно с этнографической проблематикой, но и с областью исторического знания, опирается на положения и выводы философии культуры и философской антропологии. Этническая культура - это то, что определяет и поддерживает единство этноса, помогает сохранять устойчивость при всех зигзагах исторической изменчивости. Взаимопроникновением (производной) таких культурных явлений как традиции и новации, преемственность и модификации определяется актуальное состояние этноса. В современном мире, вступившем в новое столетие и тысячелетие, исследование этнических культур особо актуально. Этническая картина мира пестра и многолика, точная цифра ее составляющих до сих пор дискуссионна. Этнокультурология и этнография полагают, что количество этносов колеблется в пределах от 3 до 4 тысяч. Сюда включают такие структурные подразделения как субэтносы, собственно этносы, метаэтносы.

Части этноса, не входящие в компактную территориальную группу, ведущие жизнь как бы в отрыве от «материнского лона», именуют диаспорой. Само это слово в греческом языке означает «рассеивание». В мире существует множество диаспорных образований как древних, так и самых новейших. В результате глобальной активизации миграционных потоков в последнее столетие возникло значительное число новых диаспор. Однако, существуют диаспоры с тысячелетней историей, это прежде всего еврейская и армянская.

Армяне (самоназвание «хай») - один из древнейших народов планеты. Полагают, что на земном шаре их численность в настоящее время составляет порядка 10 млн. человек. При этом в самой Армении проживает около 3 млн. Остальные расселены более чем в 100 странах, образуя в них диаспоры и этнические группы в основном дисперсного характера. Лишь в некоторых случаях возникли и закрепились диаспоры компактные, территориально очер- ченные. В России армяне живут издавна. Число их в настоящее время достигает 1,5 млн. человек. Значительные армянские диаспоры, (их называли «колонии»), в XVII - XIX вв. существовали в Петербурге, Москве, Астрахани и др. Особое место занимают армянские «гнезда» на Северном Кавказе и в устье Дона. Еще в XI - XII веках появились армянские поселения в Черкесии и Дагестане. Миграционные перемещения происходили и в последующие столетия.. Так возникли «черкесогаи» (армавирские), «амшенские» (причерноморские), «едигейские» (ставропольские) субэтнические группы. Четко обозначилась и закрепилась армянская диаспора на Нижнем Дону. Ей уже свыше 200 лет. Осмысление и анализ культурного бытия донских армян представляет несомненный интерес. Нарастание интеграционных процессов, стремительная социокультурная глобализация мира влечет за собой размывание и исчезновение многих этнических групп, уменьшение этнокультурного многообразия человечества. Как следствие - изучение культурных механизмов, позволяющих столетиями сохранять этнокультурные группы в ино-культурном окружении приобретает особую актуальность.

Степень разработанности проблемы. Проблема диаспоры как особой формы модификации целого этноса, её специфической субкультуры в недавнем прошлом почти не затрагивалась отечественной теоретической мыслью. Поскольку предполагалось, что этноинтегративные моменты преобладают над этнодифференцирующими, внимание концентрировалось прежде всего на конвергентных аспектах межэтнического взаимодействия.

В последнее десятилетие в связи с резкой и разноплановой актуализацией этнокультурологической проблематики, исследовательский интерес к ней существенно вырос. Несомненно, что диаспорные образования занимают заметное место в жизнедеятельности этносов. Многочисленные этнонацио-нальные землячества в крупных городах России, пестрая национальная чересполосица большей части Российской Федерации принимается во внимание не только научными сообществами, но и властными структурами.

Наряду с общими исследованиями по философии и теории культуры, этнологии и этнокультурологии появились работы, посвященные непосредственно проблеме диаспор. Назовем исследования таких авторов как М.Асвацатурова, В.Авксентьев, В.Айдинян, А.Вишневский, Г.Денисова, Ю.Жданов, В.Савельев, В.Тишков, З.Левин, Ж.Тощенко, А.Милитарев, Л.Хоперская, Т.Чалтыкова и др. В их работах дан анализ дефиниций понятия диаспоры, выявлены демовоспроизводственные, социологические, культурологические, психоповеденческие (ментальные) правовые аспекты жизнедеятельности этнических общин.

Осмысление сути диаспоры предполагает подключение и более широкого теоретического контекста: идей современной философии культуры и философской антропологии. Речь идет о работах отечественных исследователей последних десятилетий С.Артановского, Л.Баткина, В.Бранского, В.Библера, Г.Гачева, П.Гуревича, Л.Гумилева, Б.Ерасова, С.Иконниковой, М.Кагана, А.Кармина, Г.Кнабе, Н.Кузнецовой, Ю.Лотмана, Э.Маркаряна и

Серьезное место в литературе по этой проблематике заняли исследования ростовской школы (В.Давидович, Г.Драч, Ю.Жданов, М.Петров, Е.Режабек, В.Шкуратов, М. Заковоротная, С.Сущий). Обширен список собственно этнологических работ последних лет (Ю.Арутюнян, Ю.Бромлей, Л.Дробижева, Т.Грушевицкая, В.Кочетков, Н.Лебедева, А.Садохин, С.Лурье, Я.Ческов, В.Хотинец и др.) Наряду с вновь вошедшими в актуальный фонд работами русских мыслителей начала XX века, исследованиями зарубежных культурологов эти издания являлись теоретической основой, на которую опирался автор в процессе создания диссертации.

Отдельно следует отметить литературу по армяноведению. Она обширна. Среди авторов, писавших по истории, культуре и этнографии армян, можно назвать Э.Карапетяна, Р.Тер-Мкртчяна, К.Мелик-Пашаева, А.Тер-Сарингуляна, С.Арутюнова, С.Мкртумяна, А.Галоняна и др.

Ряд работ посвящен теме армянских диаспор на Кавказе. Выделим такие работы как «Армяне Северного Кавказа» (Краснодар, 1965), Меликонян

Э. «Армянская семья в условиях диаспоры» (ж. «Советская этнография» №6, 1988), М.Минасян «Армяне Причерноморья» (Ереван, 1990), Р.Симонян «Едессия-Эдиссия» (Ставрополь, 1998), А.Хастян «Диаспора в структуре населения региона: становление региональной субобщности» (Ростов-Дон, 2001). Ее же кандидатская диссертация: «Армянские субобщности на Северном Кавказе: факторы социокультурной адаптации» (Ростов-Дон, 2001)

Наконец, имеется ряд работ, непосредственно касающихся культуры донских армян. Это работы М.Багдыкова «Нахичеванские находки» (Ростов-Дон, 1999), В.Бархударян «История армянской колонии Новая Нахичевань» (Ереван, 1996), «200 лет в единой семье (1779-1989) Чалтырь, 1989, Л.Мартемьянова «Социально-демографическая структура населения Мясниковского района» в сб. «Методология и опыт исследования межнациональных отношений» (Ростов-Дон, 1994), Л.Хоперская (в том же сб.) «Оценка состояния межнациональных отношений в Мясниковском р-не РО», «Новая Нахичевань и ново-нахичеванцы» (Ростов-Дон, 1996) и др.

Названные работы в совокупности и представляют ту литературную основу, на которую опирается настоящее исследование.

Цель предлагаемой диссертации: анализ историко-культурных предпосылок и факторов, сохранения идентичности армянского этноса в условиях многолетней диаспоры. Главным направлением исследования является поиск ответа на вопрос: что же позволило донским армянам в процессе двухвекового ассимиляционно-адаптивного взаимодействия с полиэтнокультурной средой сохранить свой этнический статус и самобытную национальную идентичность? Что специфичного обрели донские армяне за столетия жизни в иноязычной южно-российской среде?

Общая цель работы конкретизируется в следующих задачах: обозначить методологические аспекты анализа архетипов этнокультурного самосознания; охарактеризовать истоки становления армянской этнокультуры, представить культурные модификации бытия армянских этнических общин, мигрировавших в Крым и Приазовье; зафиксировать основные этапы развития армянского варианта христианства как важнейшего архетипа национальной культуры; исследовать историческую динамику культуры донских армян; изучить специфические особенности культурной жизни донских армян в современных условиях (язык, культура жизнеобеспечения, конфессиональные черты, формы высокой культуры - музыкальная, литературная жизнь и т.д.).

Объектом исследования в работе выступает диаспора донских армян как носитель культуры.

В качестве предмета исследования выделен процесс комплексной адаптации донских армян к культурным условиям русского субрегиона; формы сохранения национальной идентичности в условиях многовековой диаспоры.

Автор не ставил своей целью построить целостную модель современной диаспорной культуры донских армян. Это - самостоятельная проблема, требующая специального освещения. Основное внимание в работе уделяется обстоятельствам преемственности, влиянию традиций, исторической памяти, действию глубинных архетипов как того, что обеспечило устойчивость культуры и позволило сохранить этнокультурную идентичность диаспоры. Автор не рассматривает экономические, политические и правовые аспекты, концентрируя свой интерес на конфессиональных, социокультурных и ментальных (психоповеденческих).

Методологические и теоретические принципы исследования

Автор использовал методологические подходы принятые в современной отечественной философии культуры и философской антропологии. Прежде всего это присущие диалектическому видению принципы объективности, конкретности и историзма. Положения деятельностного подхода к изучению феномена культуры применялись в органическом сочетании с элементами ее аксиологического, антропологического, информационно-семантического анализа.

Исследование было выполнено на основе последовательно рационалистического подхода к изучаемой проблематике.

В настоящей работе понятие «архетип» используется для анализа этнокультурных предпосылок устойчивости диаспоры. Само это понятие, вышедшее из категориального аппарата К.Г. Юнга, обозначает содержание т.н. коллективного бессознательного. Это заданный в рамках поведенческих форм и традиций определенный подспудный образ деятельности и мышления. Архетип проявляется в регулярно повторяющихся актах осмысления окружающей действительности и своего внутреннего мира; в особенностях индивидуальных мотивировок и действий. Можно сказать, что такой архетип в какой-то мере выступает как паттерн переживаний, своеобразная доопытная форма того, как мир представляется действующему человеку. Архетипы могут быть соотнесены с тем, что называется «неявное знание». Это врожденная схема деятельности, задающая направленность наличной жизни.

Пересекаясь с «видимыми» формами осознания мира, взаимодействуя с традициями как наглядными стереотипами, архетипы помогают культуре не отрываться от своих глубинных истоков, прокладывая путь от прошлого к настоящему. Можно сказать, что именно архетипы, вкрапленные в разнообразные формы традиции, обеспечивают устойчивость диаспоры.

Обычаи, обряды, ритуалы - все, что умещается в понятие традиции, неотделимы от своих архетипических предпосылок. Поэтому вполне правомерно рассматривать религиозную деятельность, жизнь языка, бытовую культуру, искусство с его мифами и фантазиями как имеющее свою архети-пическую подоснову. Культура, утратившая архетипы, гибнет, удерживающая их - сохраняется.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: дана экспозиция и оценка основных методологических подходов, необходимых для исследования проблемы устойчивости многовековой диаспоры; очерчен внутренний механизм, обеспечивающий сохранение этнокультурной идентичности донской армянской диаспоры; представлена многофакторная устойчивость армянской диаспоры, продемонстрировавшей способность сохранять свою самобытность в самых сложных исторических коллизиях; зафиксирована и исследована важнейшая «стабилизирующее-охранительная» функция армянской Апостольской церкви; установлена и подтверждена фундаментальная «этноконсервирующая» роль армянского языка в разговорном и литературном его вариантах; представлены этнокультурные архетипы, скрепляющие и придающие устойчивость диаспоре - от культуры повседневности (жизнеобеспечения, быта) до «высокой» культуры (искусство, архитектура, музыка, литература); дана развернутая картина современных этно- и социокультурных процессов, происходящих в диаспоре донских армян: возрождение интереса к собственной истории, языку, культуре, идущие параллельно активизации продуктивного взаимодействия с доминирующим местным восточнославянским большинством (этнокультурный аспект) и всей русской культурой (социокультурный аспект).

На защиту выносятся следующие тезисы, образующие в совокупности и взаимодополнении, достигнутый исследовательский результат:

Противоречивое единство традиций и новаций характеризует этно- и социокультурную основу диаспорной жизни, выступая как совокупность разнообразных адаптивных моделей сохранения идентичности.

Самобытность армянской ментальное, быта, специфических черт культуры была проверена многими веками, продемонстрировав высокую степень устойчивости в сложнейших условиях жизни в иноэтническом ареале. Донская диаспора последовательно пройдя через несколько веков жизнедеятельности в тюркоязычном Крыму, и два столетия развития в условиях южно-российского региона сохранила ряд основных черт, вынесенных с далекой исторической родины - Хайастана (Армении).

Характерной особенностью диаспорной жизни донских армян стало формирование симбиотического (русско-армянского) социокультурного комплекса. В результате двух веков совместного проживания произошло известное сближение армянского донского и южно-русского менталитета. Наряду с армяноязычным в диаспоре возник развитый слой русскоязычной армянской интелегенции (писатели, учёные, врачи, журналисты, художники и т. д.), получили широкое распространение бикультурализм и билингвизм.

У народов, находящихся в многовековом рассеянии в самой значительной степени возрастает охранительная, консервативная функция основных этнокультурных признаков и прежде всего, носящих «эксклюзивный» характер. У армян к таковым помимо языка относится религия.

Система расселения народов, пребывающих в рассеянии представляет сеть диаспор, большинство из которых в такой исторической ситуации ощущает свою особую ответственность за сохранение национальной идентичности, и в известной степени позиционирует себя в качестве основного (одного из ведущих) этнического ядра - хранителя национальной традиции.

Представление о себе как об одном из значимых этнокультурных средоточий своего народа в известной мере присуще и донским армянам. Данное качество определило устойчивость диаспоры не только к иноэтни-ческому и инокультурному воздействию со стороны восточнославянского большинства, но и к влиянию непосредственно из самой Армении.

В эволюционно-структурном отношении диаспора донских армян в настоящее время характеризуется противоречивыми системными чертами. Отличаясь с одной стороны быстрым количественным ростом и другими признаками, свойственными незрелым этническим общностям, находящимся в стадии формирования диаспоры, донские армяне,с другой стороны, безусловно представляют устойчивую, сложившуюся общину, одну из наиболее влиятельных этнокультурных компонент Ростовской области.

Совокупность исторических и современных особенностей развития диаспоры донских армян позволяет предположить, что наиболее вероятным сценарием развития ее на обозримую перспективу будет равнодействующая двух достаточно разведенных между собой процессов: усилением интеграционных социокультурных элементов, связанных с ассимиляционно-аккультурационным влиянием доминирующей в регионе восточнославянской этнокультурной среды; сохранением и развитием элементов своей социо- и этнокультурной самобытности в условиях сохраняющегося преимущественно дисперсного проживания в городской и компактно-смешанного в сельской местности.

В социокультурном аспекте диаспора донских армян прошла ряд исторических этапов, основными из которых являются: адаптационный (конец XVIII - начало XIX вв.); социально-экономической (середина - конец XIX вв.); комплексный (с конца XIX в.). На адаптационном этапе донские армяне приспособились к новым условиям своей жизнедеятельности; на социально-экономическом - определили свою региональную социопроиз-водственную нишу и заняли ее. В течение комплексного этапа армяне принимают активное участие во всех основных сферах жизнедеятельности регионального социума, в т.ч. в сфере культуры, науки и образования.

Апробация работы. Содержание диссертации обсуждалось на заседании отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ, кафедры теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии РГУ. Отдельные положения и выводы излагались на областной научно-практической конференции и на конференции молодых ученых в ИППК при РГУ (2002 год). Результаты исследования опубликованы в 4-х статьях и брошюре общим объемом 6,7 п.л.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что она может быть использована в учебном процессе образовательных учреждений диаспоры, в культурно-просветительских учреждениях, способствуя сохранению этнической самодостаточности в условиях иноэтничного окруже- ния, а также в разработке лекций по курсам «Регионоведение», «Этнология» и спецкурсам.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих 6 параграфов), заключения и списка литературы. Объем текста- 138 страниц, список литературы включает 160 наименований.

Понятийные аспекты этнокультурологической проблематики

Прежде чем осуществить этнокультурологический анализ тех или иных понятий или явлений, необходимо выяснить, что же подразумевается под самыми терминами «Культурология» и «Культура». Почему этот феномен породил вокруг себя огромное количество самых разных и порой противоречивых определений?

Культурология, как известно, - это наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия. Культурология формируется на грани многих наук: куль-турфилософии, кулътурпсихологии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, этнологии, семантики и семиотики, синергетики, истории культуры и т.д. Она интегрирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой, моделируя культурные конфигурации различных эпох, народов, этносов, конфессий, сословий, выявляя и систематизируя черты своеобразия различных культурных миров.

Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли Алвина Уайта. В рамках культурологической области исследований существуют разнообразные направления и школы, оригинальные концепции отдельных мыслителей. «Культурология выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой».

Таким образом, культурология изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, технологий и т.д.; изучает разумную человеческую форму существования, т.е. смыслы, которыми наполнен для человека мир. Целью культурологического исследования является понимание как своей, так и иной культуры, а предметом становится содержание общественной жизни.

Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов познания форм культурной жизни и изучает культурные объекты и процессы, развивается в общем интегративном процессе взаимодействия социальных, естественных, технических наук и гуманитарного знания. Как любая наука, она имеет свой понятийный аппарат, методологию и различные теории. В культурологии количество теорий напрямую соответствует количеству крупных культурологов.

Различия в мировоззренческих и методологических позициях мыслителей, изучавших феномен культуры, разнородность задач тех научных дисциплин, в рамках которых они проводили свои исследования, а также сложность и многогранность самого явления культуры породили и продолжают порождать различные теоретические подходы, направления и школы: эволюционизм (Э.Б. Тайлор, Г. Спенсер, Дж.Дж. Фрэзер, Л. Морган), диффу-зионизм (Ф. Гребнер, Л. Фробениус), функционализм (Б. Малиновский), культурный материализм (М. Харрис), структурализм (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида), психологическая антропология (3. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг, В. Вундт); семиотическое (Э. Кассир, Ю. Лотман), методологическое (А.Кребер, К.Клакхон), диалогическое (В.Библер), антропологическое (М.Мид) направления, культурный релятивизм (Н.Херсковиц) и другие.

В этой связи «культуру» как объект познания культурологии доносят до нас голоса прошлого, она сама представляет собой прошлое - но унаследованное, освоенное.

И в этом смысле она всегда находится в настоящем. Меняются времена, меняются люди, и чтобы понять смысл их поведения, нужно изучить их культуру, которая, оставаясь в настоящем, актуализирует прошлое и формирует будущее. В результатах человеческой деятельности, в форме завершенных материальных и духовных ее образований находят свое вопло щение особенности индивидуальной деятельности в различных типах культуры, типах человеческого общества, на определенных этапах его исторического развития. Здесь культурология опирается на этнографические описания, этнологию, на социологические измерения общества. Культуролог доводит свое доследование до социально-психологического уровня, выявляя национальный характер народа, менталитет (строй, особенности мышления) этноса и эпохи), здесь можно говорить не только о том, «что» производят, и не только о том, «кто» производит, каково культурное лицо (обычаи, нравы, традиции) этноса, а главное - о том, как производят. И это «как» характеризует прежде всего способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению.

Следовательно, культура характеризует обновляющееся бытие человека, а поскольку человек - это социальное существо, и его жизнь невозможна вне общества, то культура - есть самообновляющееся в процессе человеческой деятельности социальное бытие индивида. Весь мир человеческой культуры (как материальной, так и духовной) предстает живой и самовозобновляющейся субстанцией (т.е. тем, что самостоятельно существует, без всякой зависимости извне), основания которой - алгоритм, способы, характеристики трудовой, художественной и интеллектуальной деятельности человека. Весь вопрос в том, чем задается этот алгоритм, способ, характерные особенности (культурные особенности) жизнедеятельности народа.

Видимо, культура в этом плане - это уровень отношении, сложившихся в коллективе, т.е. нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителя данного этноса и различных его социальных слоев. Культура предстает формой трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и предметов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения.

Национально-этнические проблемы современной культуры

Бурные этнические процессы конца XX в. - многочисленные этнические конфликты, этническая напряженность в ряде регионов, формирование националистических, религиозных, культурных движений и объединений -убедительно свидетельствуют, что этнокультурные взаимоотношения и взаимосвязи являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов, а этнокультурные проблемы не утратили своей значимости и актуальности и сейчас.

В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытала бы на себе воздействие культур других народов. Именно тенденция культурной глобализации особенно обостряет интерес к культурной самобытности. Культурное многообразие современных народов даже увеличивается, и каждый из них стремиться сохранить и развить свою целостность и культурный облик.

Эта тенденция осознания и отстаивания собственной неповторимости и сохранения культурной традиции в очередной раз подтверждает общую закономерность, что человечество, становясь, все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнического многообразия. Человек живет в крайне разнообразном культурном пространстве, и это разнообразие проявляется во всех сторонах его жизни.

Социальные и культурные изменения всегда составляли важнейшую часть человеческой эволюции, и было бы ошибкой рассматривать этносы как некие раз и навсегда сформировавшиеся общности. Эти общности есть прежде всего результат развития и взаимодействия культур, а новые формы культурных различий, как и новые традиции, имеют самые разные источники, постоянно возникающие в процессе человеческой жизнедеятельности.

Этнокультурная проблематика уже давно привлекла внимание представителей самых разных наук, однако, несмотря на многолетние диспуты, до сих пор отсутствует какое-либо общепринятое определение этнической культуры. Это, видимо, обусловлено тем, что гуманитарные науки не пользуются единым методологическим основанием. Так, сам термин «культура» включает множество феноменов, часто противоположенных и взаимоисключающих, относящихся к различным уровням и формам реальности. Поэтому попытки свести все многообразие проявлений культуры к одному определению до сих пор оказывались безуспешными. Определение культуры формулировали многие ученые, вкладывая в него противоречивое, порой взаимоисключающее толкование от бытового понимания культуры как уровня воспитанности человека до понимания ее как мира созданных людьми культурных ценностей или до представления о культуре как всеобщем способе существования человеческого рода.

Современное изучение этнических культур основывается на методах этнографического и исторического анализа, социологии, достижениях структурной лингвистики. Культура при этом рассматривается как система символов и значений, которая требует своей интерпретации и объяснения. При таком методологическом подходе старые эволюционистские теории культуры были потеснены новыми конструктивистскими концепциями. И хотя эти постмодернистские новации оказали большое влияние на современную этнологию, доминирует традиционный взгляд на человечество как на состоящее из реальных существующих этнокультурных общностей.

Культура - это внебиологически выработанный (не закрепленный генетически) и передаваемый способ человеческой деятельности. Такое комплексное понимание культуры на основе деятельного подхода позволяет найти адекватное определение феномена этнической культуры. Это совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности.

Сделаем краткий обзор определений понятия этнос. В советской науке в свое время существовало два конкурирующих между собой значения этого термина. В официальной науке признавалось только одно из них, то, которое разрабатывал Ю. Бромлей: этнос понимался как социокультурное явление. Этнической общностью, которую ученый называл этникосом, является, как он считал, исторически сложившаяся на территории устойчивая многопоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме).1 Это определение настолько же бесспорно, насколько и недостаточно содержательно. В полуофициальной науке было распространено альтернативное понимание термина - то, которое развивал Л. Н. Гумилев, очень популярное в 80-е гг. XX в. среди студенческой молодежи и напрочь отвергаемое научным сообществом - понимание этноса, как биологической единицы, «феномен биосферы». Значение, которое в итоге закрепилось за понятием «этнос», представляет собой нечто среднее между бромлеевским и гумилевским и в принципе вполне синонимично слову «народ». Впрочем, и в западной науке значение слова «этнос» (на порядок менее употребительного) объясняется сходным образом - как совокупность «людей, связанных общими обычаями -нацию»3 и столь же расплывчато. В западной науке слово «этнос» крайне редко употребляется в качестве термина.

Исторические предпосылки возникновения армянской общности в различных условиях

Предваряя анализ культурного феномена современных армян, необходимо, на наш взгляд, сделать краткий экскурс в историю культуры Древней Армении. Этническая история армян интересна и поучительна. Армения имеет богатую историю в силу своего уникального географического положения. В историческом прошлом жизнь армянского народа протекала на территории, известной в географической науке под названием Армянского нагорья. Современная Армения занимает северо-восточную часть этой территории. По преданию, именно на горе Арарат библейский Ной спасся от всемирного потопа.

Как крупный этнос армяне берут свое начало в древности.

Армянское нагорье находится между Малоазийским и Иранским плоскогорьями, в северо-западной части Передней Азии, занимает территорию от 3730 до 40 15 северной широты и от 38 до 47 восточной долготы. Нагорье имеет в среднем высоту 1500-1800 метров над уровнем моря и, будучи выше окружающих стран, иногда называется «горным островом».1 Средняя часть нагорья представляет собой обширное плоскогорье, изрезанное горами и долинами. Окруженная естественной стеной многочисленных горных хребтов и гор, эта средняя часть нагорья в древности была известна под названием Срединной страны (Миджнашхар).

Беря начало от вершин Арарата, на запад до реки Евфрат тянется горная цепь Армянского хребта, который вместе с составляющими его продолжение горами делит Срединную страну на северную и южную части. Обширный вулканический массив горы Арарат (Масис) с ее вершинами - Большим Араратом (5165 м) и Малым Араратом (3925 м) - находится почти в центре Армянского нагорья.1

Северную границу Армянского нагорья составляют Восточно-Понтийские горы. Их продолжением является горная система Малого Кавказа, которая тянется от берегов Черного моря до Мегринского ущелья р. Араке и состоит из ряда горных цепей. К западу от них возвышается огромный вулканический массив горы Арагац (4090).

Складчатая дуга Армянского Тавра обрамляет Срединную страну с юга. Южные окраины области древней Армении (Алдзник, Сасун, Мокк, Кордук) простирались в районе острогов Армянского Тавра и охватывали долины Западного и Восточного Тигра.

Нагорье богато большими и малыми озерами. Озеро Севан (в древности - Гегамское море) является самым высокогорным среди больших пресноводных озер мира (находится на высоте около 1900 м над уровнем моря, поверхность - немногим меньше 1400 кв. км). В озеро впадают до 20 речек, а из него вытекает только одна река - Раздан (Зангу). Среди рыб, которые водятся в Севане, большой известностью пользуется местный вид форели - ишхан.

Ванское озеро (в древности Тосп, или Бзнунийское море) находится на высоте 1720 м над уровнем моря. Поверхность озера равна 3733 кв. км. Воды озера соленые. С древнейших времен здесь занимались рыболовством, добычей соли и селитры. Озеро Урмия (в древности Капутан) расположено в одной из впадин, лежащих между Армянским нагорьем и Иранским плоскогорьем.

Кроме этих трех больших озер, имеются многочисленные маленькие горные пресноводные озера. К ним относятся Арпи, Арчак (в Васпуракане), Гайлату (в Коговите), Цовк (ныне Гельджук) и др.

Через нагорье проходили два важнейших торговых и военных пути древнего мира, которые связывали Восток с Западом. Военно-стратигическое и торговое значение Армянского нагорья являлось одной из важнейших причин многих войн между державами Средиземноморья и Передней Азии. Ареной этих войн обычно становились Армения и соседние страны.

В III тыс. до н.э. Армянское нагорье, как утверждают многие видные исследователи, становится центром самобытной культуры Кавказа. Здесь плавятся медь, мышьяковистая бронза, добывается и перевозится на большие расстояния почти весь комплекс известных в то время полезных ископаемых. Ярко вырисовываются культурные и торговые связи Армянского нагорья, в частности бассейнов рек Аракса и Куры, с центрами южномесопотамской, восточносредиземноморской и северокавказской культур, куда ввозились руды и готовые металлические изделия. Передавались и методы металлообработки.

Территория Армянского нагорья и сопредельных областей является подлинным музеем полезных ископаемых и истории развития горнометаллургического искусства в древности.

О золоте, добываемом в Армении, свидетельствуют Гомер (конец II тыс. до н.э.), Гесиод (VII в. до н.э.), Сафо (VII - VI вв. до н.э.), Гекатей Милетский (VI - V вв. до н.э.), Софокл (V в. до н.э.), Геродот (V в до н.э.), Эврипид (V в. до н.э.), Ксенофонт (V - IV вв. до н.э.), Аристотель (IV в. до н.э.).

Древнегреческие источники свидетельствуют о добыче кварца и его разновидностей (опала, агата, гиацинта, халцедона) на территории Армении. Этим «камням» приписывались особые целебные и лекарственные свойства. Позднее Армения становится постоянным поставщиком строительного камня (туфа, базальта, мрамора), кедровой древесины для колесниц, соли, меди и бронзы, золота, серебра, свинца, олова, железа для древнего мира. Золото добывалось во многих областях Армянского нагорья, и о нем неоднократно упоминают источники древности.

Многие исследователи древнейшей истории еще в XIX в. помещали библейскую страну Эдем на Армянское нагорье с его четырьмя реками, а золото этой страны ассоциировали с армянским золотом. По Страбону, полководец Менон по поручению Александра Македонского (IV в. до н.э.) отправился в Армению, чтобы захватить золотые и серебряные рудники области Спер, но, встретив сильное сопротивление, возвратился в Грецию.

Согласно Плению Старшему («Естественная История»), Армения бы ла поставщиком всевозможных лекарственных растений, камней, шитых золотом одежд и знаменитых красителей. Армянское нагорье благодаря богатству полезных ископаемых занимало видное место в древнем мире. Обязательным условием развития древнейших цивилизаций было наличие меди, золота, серебра, свинца, олова, железа и других металлов, и поэтому каждое крупное государственное образование должно было мирными или военными средствами обеспечить себя необходимыми металлами и изделиями из них. Природные богатства Армянского нагорья всегда привлекали внимание сопредельных стран, поэтому испокон веков государства Передней Азии стремились подчинить себе эту область или, по крайней мере, установить с ней постоянно действующие торговые связи.

Похожие диссертации на Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты : На материале культурной жизни донских армян