Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокостюм в художественной культуре адыгов Хокон, Саида Энверовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хокон, Саида Энверовна. Этнокостюм в художественной культуре адыгов : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Хокон Саида Энверовна; [Место защиты: Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ].- Москва, 2012.- 24 с.: ил. РГБ ОД,

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одежда выступает одним из важнейших компонентов культуры социумов, в том числе, определяемых как «архаические» и «традиционные». Наряду с другими элементами они представляет собой единую систему жизнеобеспечения этнических общностей, которые сохранили базисные элементы своей традиционной культуры. В соответствие с дефиницией культуры как внебиологического механизма адаптации человека и социума к окружающей природно-социальной среде, традиционный костюм представляется важным элементом культуры и искусства, являясь универсальной формой адаптации человека к условиям окружающей среды, к ее природно-климатическим и ландшафтным особенностям. В костюме находит отражение тип хозяйственно-культурной деятельности. Отбор временем определил не только логическую рациональность народного костюма, но и сделал его визуально-пластическим отражением этнической картины мира. В традиционном костюме воплощаются метафизические ценности этноса, коллективные представления об окружающем мире и его структурных элементах, обеспечивающие адекватное восприятие бытия, его прошлого и настоящего. Этнокостюм через сложную систему норм регулировал правила поведения человека и деятельность всего общества, организовывал и контролировал их взаимодействие в ходе повседневной жизни и сакрально-ритуальной практики.

В современную эпоху всеобщей глобализации традиционная культура представляет особый мир смыслов и ценностей и зачастую выступает той основой, на которой базируется решение различных социокультурных задач, стоящих перед региональными сообществами. Сегодня практически никто из исследователей не оспаривает мнения о том, что в ходе культурной экспансии, выступающей орудием глобализации, происходит унификация национальных культур; традиционные культуры постепенно принимают специфические черты, выражающиеся в частичной утрате этнических ценностей. Роль научного сообщества на современном этапе заключается в сохранении вербальных и невербальных языков, необходимых мировой культуре. Важность сохранения для духовного здоровья человечества национального лица, языка, традиций и обычаев, фольклора подчеркивают многие ученые. Особую актуальность проблема идентичности приобретает в полиэтничном регионе, когда в ограниченных пространственных рамках соседствуют множество разнообразных культур и вполне логично встает вопрос самосохранения этнического самосознания. В этой связи особую роль приобретает изучение различных культурных феноменов, способных сохранить пласт традиционной культуры. Традиционная одежда как фактор национальной идентичености в данном процессе играет важную роль выразителя миропонимания и мироощущения этноса, переводя его на интернациональный язык художественно-эстетического восприятия.

Сегодня подлинные образцы народного костюма можно найти лишь в музейных коллекциях. Вследствие этого с каждым годом их уникальность и ценность лишь возрастают. Существуют противоречивые культурологические оценки значения этнокостюма в современной художественной культуре. В некоторых исследованиях отмечается, что «локальная культурная самобытность» сегодня более концентрируется исключительно в своих карнавальных проявлениях на сцене и уже практически утратила свой утилитарный прагматический характер. Можно согласиться с таким мнением, однако данная мысль в большей степени актуальна для мегаполисов. В региональных сообществах традиционные ценности сохраняются в более устойчивой форме, вследствие чего этнокостюм может восстановить некоторые аутентичные функции в быту (к примеру, празднично-обрядовые), а также быть полноценным средством выразительности в современном художественном творчестве.

Активное использование этнокостюма в художественных практиках современной Адыгеи приводит к появлению новых форм интерпретации костюмного комплекса. Однако современные образцы, равно как и способ их производства, зачастую далеки от аутентичных, что вполне естественно приводит к необходимости осознания критериев допустимости отклонения от эталона. Обозначенные выше аспекты создают определенное проблемное поле для культурологического исследования и, несомненно, требуют научной проработки.

Степень научной разработанности темы.

В современной науке сложилось несколько специальных подходов к анализу феномена костюма и его функций: культурологический (А. Б. Гофман, Л. М. Горбачева, Н. А. Дмитриева, Н. Которн, К. Руан), этнографический (Л. П. и В. Л. Сычевы, Е. Н. Студенецкая, З. В. Доде, А. А. Иерусалимская), искусствоведческий (О. Б. Вайнштейн, М. Н. Мерцалова, Т. П. Неклюдова, Ф. Ф. Комиссаржевский), дизайнерский (Т. О. Бердник, Л. А. Сафина, Л. Тэйлор), специально-технический (Д. Ю. Ермилова, Т. В. Козлова и др.). В последнее десятилетие в гуманитарных науках наметились новые аспекты в исследовании костюма, позволяющие выявить его содержательные, структурные и статусные (социальные) свойства. Костюм рассматривается: как элемент коммуникативной культуры (Л. В. Петров, Е. и Н. Сорины); как фактор витальной необходимости (Ф. Дэвис, Б. Люси); как элемент эстетической (Н. Юдина, Т. Г. Маринко) и демонстрационной культуры (Э. Холландер, В. Стилл).

К началу XXI в. появились работы по теории костюма, рассматривающих его с точки зрения системного анализа. На концепцию данного исследования значительное влияние оказали работы отечественного искусствоведа, историка костюма Р. М. Кирсановой, которая рассматривает костюм как отражение истории, выявляет сущность и способы его социального и художественно-эстетического функционирования. Важным научным положением Р. М. Кирсановой является тезис об утрате культуры народного костюма в повседневной практике, и о том, что именно город аккумулировал в музейных собраниях и научных учреждениях сохранившиеся объекты и элементы аутентичного костюма: «Сейчас именно из города исходит знание об обрядах и костюмах, правилах их применения и использования. Художники по костюму обращаются к народному костюму, ориентируясь на лучшие музейные образцы, само существование которых стало возможным благодаря бережному отношению к костюму в русских деревнях и селах. Обращение современных художников, проектирующих городскую моду и создающих сценические костюмы к старинному народному искусству – результат длительного и сложного взаимодействия города и деревни».

Исследования последних лет в области костюма зарубежных авторов М. Бернарда, Ф. Дэвиса, Л. Тейлор, Э. Холландер, Э. Лури, С. Кюхлер, Д. Миллера и др. также реализуют системный подход. Работы Л. Тейлор построены на стыке искусствоведения, истории, этнографии и культурологии. Теоретический анализ костюма автор сопровождает подробным описанием всех видов одежды, начиная с середины XVI в. В исследовании Э. Лури одежда выступает в первую очередь в качестве важного носителя информации о человеке. Автор популярной работы «Взгляд сквозь одежду» Э. Холландер отражает свое видение истории одежды в контексте социально-экономических реалий, сквозь призму моды определяет роль костюма в искусстве.

Среди работ, в которых объектом исследования выступает непосредственно традиционный костюм адыгов, представляют интерес исследования Е. Н. Студенецкой. Автор прослеживает историю развития костюма, начиная с XVI до XX вв., а также выявляет типологию и классификацию адыгского костюма. Весьма ценны работы М. З. Азаматовой, в которых описывается традиционная одежда адыгов и дается подробная характеристика национального орнамента. Классифицирует орнаментальные композиции в художественно-прикладном искусстве адыгов Е. М. Шиллинг. Достаточно подробно исследует цветовую символику адыгского девичьего костюма Н. А. Нефляшева. В историческом дискурсе рассматривает одежду адыгов XIX - XX вв. Э. Л. Коджесау.

Анализ существующих источников выявил определенный пробел в культурологическом осмыслении адыгского костюма как парадигмы культуры этноса. Следует отметить, что в исследовательской литературе этнокостюм адыгов как элемент художественной культуры, его семиотический статус, равно как и проблемы его адаптации в современных условиях, не получили должного освещения, что вызывает необходимость культурологического исследования традиционной адыгской одежды.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования в данной работе является традиционный костюм адыгов, а предметом – место и роль этнокостюма в художественной системе традиционной культуры адыгов, а также его адаптация в современных художественных практиках.

Цели и задачи исследования

Основная цель работы – выявить значение традиционного костюма адыгов как парадигмы культуры в художественных практиках этноса.

В связи с этим в диссертации поставлен ряд определенных исследовательских задач:

1. Обосновать теоретические подходы к исследованию прикладной художественной деятельности в сфере этнокультуры.

2. Определить важнейшие культурологические подходы к анализу феномена костюма и его функций.

3. Выявить культурно-эстетические основы символики в традиционном костюме.

4. Выявить функциональные особенности аутентичного костюма по различным значимым критериям (природно-климатический, исторический, функциональный, половозрастной и др.)

5. Комплексно исследовать художественные принципы этнокостюма адыгов через архетипические и образные смыслы его элементов.

6. Раскрыть особенности использования национального костюма в художественной практике современной Адыгеи, а также способы его современной реконструкции.

Решение поставленных задач направлено на доказательство рабочей гипотезы, заключающейся в следующем: этнокостюм адыгов как визуально-пластический способ отражения этнической картины мира и морально-этического комплекса «Адыгэ хабзэ» в условиях современной жизни и художественной практики этноса выполняет этномаркирующую, культуротворческую и стилеобразующую функции.

Теоретико-методологические основы исследования

Системный подход при анализе костюма как социально-культурного объекта, представляющего самостоятельную художественную ценность в историческом дискурсе, осуществляется с опорой на труды Р. М. Кирсановой.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы последних лет в области изучения традиционного костюма: С. А. Яценко (концепция историко-культурной реконструкции костюма на основе комплексного подхода), З. В. Доде (типология реконструкций: аутентичная, аподектическая и гипотетическая), В. В. Давыдовой (системный подход к анализу костюма). При рассмотрении теоретических аспектов художественной деятельности в основу анализа были положены идеи классиков философской мысли и современных ученых, работающих в области фундаментальной эстетики: Г. Гадамера, Ю. Б. Борева, М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, М. Н. Афасижева, В. В. Бычкова и др.; философов и культурологов, изучающих особенности мифологического сознания: А. Ф. Лосева, О. М. Фрейденберг, А. Голана.

Необходимой основой диссертационного исследования стали теоретические работы, использующие этнографические методы исследования костюма в традиционных культурах (Л. П. и В. Л. Сычевы); труды философов, раскрывающих семиотические аспекты функционирования вещей в традиционных обществах (Ю. М. Лотман, П. Г. Богатырев, Б. А. Рыбаков, А. К. Байбурин, В. П. Руднев); исследования искусствоведов, рассматривающих костюм как искусство, изменяющееся в зависимости от контекстов эпохи (М. Н. Мерцалова, Т. П. Неклюдова, Ф. Ф. Комиссаржевский и др.).

Таким образом, в работе в рамках системного подхода привлекались следующие методы: метод культурно-исторической реконструкции; метод сравнительного анализа; комплексный метод; метод реконструктивной экстраполяции по документальным источникам и музейным экспонатам; семиотический метод.

Эмпирическую основу исследования составляют несколько видов источников. Важным источником сведений об адыгском традиционном костюме являются ранние труды этнографического характера, содержащие частичное описание одежды адыгов европейскими путешественниками (XV - XVII вв.): Ж. де Люка, Д’Асколи, Дж. Интериано, Э. Челеби, Я. Стрейса, Э. Кемпфера, Б. Тавернье и др.; работы исследователей культуры адыгов в эпоху Кавказской войны: К. Коха, Т. де Мариньи, Ф. Дюбуа де Монпере, И. Ф. Бларамберга, Дж. Лонгворта, Э. Спенсера и др. При исследовании костюма XVIII - XIX вв. богатым источником послужили описательные исторические и этнографические материалы советских исследователей по одежде адыгов: Е. Н. Студенецкой, М. З. Азаматовой, Е. М. Шиллинга, Л. И. Лаврова, Э. Л. Коджесау, Н. А. Нефляшевой, С. Х. Мафедзева, Л. Г. Нагайцевой и др.

Ценнейшие материалы представляют собрания музеев, в частности коллекции одежды, музейные фотоматериалы (Национальный музей Республики Адыгея, Северо-Кавказский филиал Государственного музея искусства народов Востока, г. Майкоп). Художественный альбом из серии «Бесценное наследие адыгов» из коллекции Национального музея Республики Адыгея представляет публикацию уникальных изделий адыгского золотошвейного искусства XIX - XX вв.

Визуальным источником диссертационного исследования послужили фотоматериалы Е. Н. Студенецкой в монографии «Одежда народов Северного Кавказа XVIII - XX вв.», а также рисунки У. Аллана, Г. Гейслера, П. С. Палласа, Ф. А. Рубо, И. Г. Георги, К. Гиллера, А. Орловского, Г. Г. Гагарина и др., опубликованные на специальных сайтах сети Интернет. Особую ценность использованным фотоматериалам придает то обстоятельство, что они всегда сопровождаются точным указанием на местность, где они были сделаны. Богатым источником исследования этнокостюма в художественных практиках РА послужило творчество современных авторов: живописцев и графиков Ф. Петуваша, А. Берсирова, Т. Ката; театральных художников и модельеров Л. Дауровой, Ю. Сташа, В. Мастафова, М. Хацуковой, М. Саральп и др.

Научная новизна настоящего исследования следует из выбора предмета изучения, который представляет традиционный костюм с позиции занимаемого места и роли в художественном пространстве культуры адыгов. В настоящем исследовании:

- проанализированы системные качества этнокостюма как результата прикладной эстетической деятельности;

- выявлены характеристики этнокостюма, отражающие этническую картину мира адыгов;

- определена связь этнокостюма с мифологическими представлениями традиционных адыгов;

- систематизированы художественные приемы, технологии, использованные при создании этнокостюма;

- выявлено значение этнокостюма адыгов как источника новых идей для современных художественных практик;

- впервые проанализированы формы и результаты включения этнокостюма в систему современной художественной практики адыгов.


Характер и степень научной новизны проведенного исследования отражают основные положения, выносимые на защиту:

  1. Традиционный костюм адыгов, как один из основополагающих элементов традиционной культуры, является важным источником при изучении этнокультуры адыгов в целом.

  2. В традиционном костюме адыгов сочетаются принципы ландшафтного и антропного детерминизма, обусловленные этическими и эстетическими нормами этноисторического морального кодекса «Адыгэ хабзэ».

  3. Адыгский национальный костюм выступает объектом и ярким выразительным художественным средством различных видов искусства. Символические и художественно-эстетические функции костюма приобретают особую значимость в практике сценического искусства современной Адыгеи.

  4. В современной практике употребления этнокостюма возможно использование всех форм реконструкции костюма. Однако, в художественном пространстве Республики Адыгея наиболее актуальны аподектичный (обобщающий), основанный на совокупном комплексе источников при отсутствии артефактов, и гипотетический – базирующийся на обоснованных материалами предположениях, типы реконструкции костюма.

  5. Этнокостюм адыгов в современном обществе выполняет этномаркирующую, этностабилизирующую функции, а также функцию формирования художественного вкуса регионального социума.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Комплексное исследование функций традиционного костюма ведет к уточнению категориального аппарата культурологии в исследовании традиционных культур, способствует становлению культурной регионалистики, ее взаимосвязи с краеведением, историей, этнологией, искусствоведением.

Выводы исследования могут также применяться для анализа проблем этно- и культурогенеза народов Северного Кавказа, стать теоретической предпосылкой для искусствоведческих, этнографических и культурологических работ в сфере художественной культуры адыгов. Работа имеет научное значение для проведения сравнительно-исторических и типологических исследований в культуре народов данного региона. В частности, результаты настоящей работы могут найти применение при сравнительном изучении традиционной материальной и духовной культуры адыгов и других северокавказских народов.

Результаты настоящего исследования также могут быть использованы в преподавании дисциплин, связанных с изучением традиционной культуры, традиционного костюма, культурологии, истории и культуры адыгов, культурной антропологии, истории костюма и пр. в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вместе с тем материалы исследования помогут найти новые оригинальные решения современным создателям одежды.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК. Диссертационное исследование соответствует пункту 19 «Культура и этнос» паспорта специальности научных работников 24.00.01 – Теория и история культуры.

Апробация диссертационной работы. Отдельные положения диссертации нашли свое отражение в виде докладов на научно-практических симпозиумах и конференциях: «Неделя науки МГТУ» (г. Майкоп, ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2007 – 2010 гг.), «Региональная культура: традиции и современность» (г. Майкоп, ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2007 г.), «Актуальные проблемы гуманитарного развития региона» (г. Майкоп, ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2008 г.), «Развлечение и искусство – 3» (г. Москва, ГИИ, 2010 г.), «Региональное управление – XXI веку (Международная научно-практическая конференция)» (г. Майкоп, 2010 г.), «Кто я? И как искать моих? Процессы идентификации на ТВ и в сетях» (г. Москва, ГИИ, 2011 г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 10 научных работ, общим объемом более 4 п. л., в том числе в трех журналах, рекомендуемых ВАК.

Структура работы. Диссертация изложена на 156 страницах, состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, списка использованной литературы, включающего 184 источника на русском и английском языках. В приложениях представлены фотографии и иллюстрации к тексту, раскрывающие содержание параграфов диссертации.

Похожие диссертации на Этнокостюм в художественной культуре адыгов