Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Концепции дарообмена в традиционном обществе 15
1.1 Работы основоположников концепции дарообмена (анализ взглядов Н. Зибера и М. Мосса) 15
1.2 Исследования проблем дарообмена в XX веке 41
Глава 2. Генезис дарообмена в культуре коренных народов Камчатки 56
2.1 Дарообмен в традиционной культуре коренных народов Камчатки 56
2.2 Изменения в системе дарообмена в культуре коряков и ительменов в XIX-XX веках 75
Глава 3. Сувенир как одна из форм дарообмена в современной культуре коренных народов Камчатки 93
3.1 Подарок, сувенир, этнический сувенир как социальные феномены в современном обществе 93
3.2 Производство этнических сувениров как самоидентификация коряков и ительменов в XX веке 111
Заключение 124
Библиография 129
Приложение 142
- Работы основоположников концепции дарообмена (анализ взглядов Н. Зибера и М. Мосса)
- Дарообмен в традиционной культуре коренных народов Камчатки
- Подарок, сувенир, этнический сувенир как социальные феномены в современном обществе
Введение к работе
Проблема обмена как возмещения в процессе общения людей является актуальной в гуманитарных науках с прошлого столетия. Европейские гуманитарные науки до середины XX века традиционно концентрировались на таких элементах культуры, как политическая и экономическая система, классовая структура, международные отношения. Главным содержанием этих исследований были и остаются социально-экономические проблемы. Европейские этнографы, которые с XIX столетия стали активно изучать жизнь удаленных от техногенной цивилизации традиционных общин и племен, столкнулись с совершенно иным масштабом обществ, что не могло не сдвинуть фокус современных исследований в сторону социальных процессов. Среди данных социокультурных феноменов этого вида оказался обмен дарами.
Проблема дарообмена как одного из феноменов культуры у коренных народов Камчатки в XX веке практически не рассматривалась. В этой связи весьма перспективным является рассмотрение системы дарообмена на камчатском материале, так как в рамках современных аккультурационных процессов происходит синтез традиционного образа жизни коренных народов Севера и индустриальной российской культуры.
В XX веке для сохранения уникальных культур коренных народов Камчатки стали возрождать традиционные для этих народов праздники, основывать национальные школы. В среде коренного населения в наши дни наблюдается рост интереса к изучению родных языков. Возрастающий темп культурных изменений обостряет потребность в явлениях и традициях, способных быть и ценностными ориентирами, и источниками новых форм социальной интеграции традиционной культуры. Одним из таких ориентиров стало сувенирное производство, основанное на
4 традиционной культуре коренных народов Камчатки, истоки которого могут быть прослежены в становлении, развитии института дарообмена у первобытных и архаических народов.
Территориальные границы исследования определенны единой географической областью проживания коряков и ительменов, народов сохранивших традиционные виды деятельности, в том числе и традиционные формы дарообмена.
В диссертационном исследовании выделяются и рассматриваются два периода функционирования системы дарообмена. Критерием периодизации является наличие письменных источников позволяющих проследить различное понимание и функционирование дарообмена в традиционной культуре коряков и ительменов.
Первый период охватывает описание системы дарообмена, которые были сделаны в XVIII веке. В это время появились первые источники, в которых исследовались народы Камчатки, находившиеся на первобытной стадии развития, что дает возможность современным ученым рассмотреть функционирование архаической системы дарообмена в традиционной культуре коренных народов полуострова.
Второй период - XIX-XX века. Его начало связано с коренными
изменениями в традиционной системе дарообмена коренных народов
Камчатки под влиянием русской культуры. В этот период закрепляются
товарные формы обмена среди коренного населения Камчатки. В течение
XIX-XX века наряду с традиционными одной из новых форм дарообмена
становится этнический сувенир. Рассмотрение этнического сувенира как
наиболее репрезентативного элемента современной культуры коряков и
ительменов, что позволяет углубить научные представления, как об
историческом прошлом, так и о современных тенденциях в эволюции
) дарообмена коренных малочисленных народов Камчатки.
Теория дарообмена возникла в европейской антропологии в XX веке в связи с исследованием архаических обществ. Многие идеи о
5 функционировании первобытного общества развивались одновременно и в Европе и в России. Наиболее известным русским ученым, исследовавшим первобытную культуру и систему обмена как часть экономики уже в конце XIX века, стал Н.И. Зибер. В работе «Очерки первобытной культуры», вышедшей в 1883 году, Н.И. Зибер полно и достаточно точно дал характеристику торговой и договорной формам обмена1.
Научный прорыв в этой теме осуществил М. Мосс. Он не только описал процесс обмена подарками, а предложил в «Очерке о даре», изданном в 1925 году принципы функционирования этой системы. Он рассмотрел дарообмен как совокупную тотальную поставку агонистического типа, присущей как архаическому, так и современному обществу . Таким образом, Н.И. Зибер и М. Мосс являются первыми учеными, предложившими исследование форм обмена в первобытном обществе не только как экономического явления, но и универсального, охватывающего все аспекты взаимодействия людей в обществе.
Впервые обмен дарами среди коренного населения Камчатки был рассмотрен СП. Крашенинниковым3 и Г.В. Стеллером4. Вместе с учеными Академического отряда Второй Камчатской экспедиции с 1732 по 1743 годы они были первыми исследователями общественного строя, материальной и духовной культуры первобытного общества, сохранившегося на Камчатке. Дарообмен рассматривался Г. В. Стеллером и СП. Крашенинниковым только как часть быта, а не всей системы жизнедеятельности коренного населения. Они достаточно подробно описали процедуру договорной дружбы, которая являлась основной формой обмена среди коряков и ительменов. В работах Г.В. Стелл ера и СП. Крашенинникова перечисляются предметы, которые чаще всего
1 Зибер Н.И. Очерки первобытной экономической культуры. - М., 1937. - 462с.
2 Мосс М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах // Общества. Обмен.
Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц., послесловие и комментарии А.Б.
Гофмана. - М.: Восточная литература, РАН, 1996. - С. 74 -222.
3 Крашенинников СП. Описание земли Камчатки. В 2 томах. СПб.: Наука, Петропавловск-Камчаткий:
Камшат, 1994.-T. 1,438 с; T.2,319 с.
4 Стеллер Г.В. Описание земли Камчатки. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор,
1999.-287 с.
выступали в роли подарка. Наблюдая народы полуострова, эти ученые создали описания традиционного хозяйства, религии и системы дарообмена. Особенная ценность работ В. Стелл ера и СП. Крашенинникова заключается в том, что в них описываются этнографические явления, которые в дальнейшем под влиянием русской культуры были утрачены.
Дальний Восток на рубеже XIX - XX веков изучали В.Г. Богораз1 и В.И. Иохельсон2 в рамках экспедиций, организованных Российской академией наук и Русским географическим обществом. В работах В.Г. Богораза, В.И. Иохельсона впервые прослеживается попытка системного изложения проблем дарообмена. Описывая развитие рыночных отношений на Камчатке, они охарактеризовали обмен и меновые связи среди коренного населения. В.И. Иохельсон рассмотрел обычай дружбы среди коряков, при котором обмениваются обязательными дарами как кредит. Таким образом, он зафиксировал социальную и экономическую функцию дарообмена. В монографиях этих ученых содержится богатый материал по материальной и духовной культуре коренных народов Камчатки, на который опирается данное исследование дарообмена.
Необходимо отметить исследование Н.Н. Билибина . Этот труд был написан на материале собранном корякским краеведческим пунктом Комитета Севера в 1930-1932 годах. Автор сравнивал дотоварные и товарные формы обмена у коряков на Камчатке. Н.Н. Билибин дал определение понятия обмен, а также описал характерные черты дотоварного обмена существующего у коряков и в XX веке с точки зрения марксизма. Это единственная научная работа, предлагающая исследование форм обмена у одного из коренных народов Камчатки как основополагающего элемента экономики.
1 Богораз В.Г. Чукчи: материальная культура. - Л., 1934. - 192 с.
2 Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация / Под ред. Таксами Ч.М. -
СПб.: Наука, 1997.-236 с.
3 Билибин Н. Обмену коряков.-Л., 1934.-40 с.
Еще одной работой в которой прослеживается попытка системного анализа проблемы обмена дарами среди коренных народов Камчатки является монография А.В. Антроповой1. Рассмотрев взаимоотношение народов крайнего Северо-Востока Сибири, она отметила важный момент, что в этом регионе «задолго до прихода русских создались все необходимые предпосылки для возникновения обмена»2. Автор обосновала существование обмена наличием общественного разделения труда и предложила в след за исследователями начала XX века рассматривать взаимный обмен продуктами между представителями различных хозяйственных комплексов как часть становления и развития рыночных отношений. Таким образом, можно отметить, что в рамках советской этнографии исследователи культуры коренных народов Камчатки чаще всего рассматривали обмен дарами как одну из составляющих их жизнедеятельности с позиций экономического материализма и марксизма.
В советский период изучением жилища, путей и средств сообщения, ремесел, фольклора занимались Н.К. Старкова3, Е.П. Орлова4. Особенностью их работы является сочетание полевых исследований с тщательным изучением языка коренных народов Камчатки. Наибольшее внимание описанию элементов быта коренных народов Севера уделяется в монографиях отечественных этнографов: В.В. Антроповой5, И.С. Вдовина , И.С. Гурвича и других ученых. Их монографии содержат богатый материал и множество иллюстраций, собранные авторами непосредственно в экспедициях на Камчатке, поэтому они служат одним
1 Антропова В.В. Вопросы военной организации и военного дела у народов Крайнего Северо-Востока
Сибири // Сибирский этнографический сборник. Вып. 2. - М., Л., 1957. - С. 99-245
2 Антропова Вопросы военной организации и военного дела у народов Крайнего Северо-Востока Сибири
// Сибирский этнографический сборник. Вып. 2. - М., Л., 1957. - С. 167
3 Старкова Н.К. Ительменская материальная культура XVII - 60-е годы XX вв.: Этнографические очерки.
г - М.: Наука, 1976. - 166 с.
4 Орлова Е.П. Ительмены. Историко-этнографический очерк / Отв. ред. Таксами Ч.М. - СПб: Наука,
1999.-194 с.
5 Антропова В.В. Культура и быт коряков. -Л.: Наука, 1971. -216 с.
6 Вдовин И.С. Очерки этнической истории коряков. -Л.: Наука, 1973. - 301 с.
7 Гурвич И.С. Этническая история Северо-Востока Сибири // Тр. Ин-та этнографии им. H.H. Миклухо-
Маклая АН ССР. Н.С. - Т. 89. - М.: Наука, 1966.-276 с.
8 из главных источников по истории культуры коряков и ительменов второй половины XX века. Несмотря на большой объем собранного и рассмотренного материала в работах данного периода нет систематического осмысление проблем дарообмена в культуре коренных народов Камчатки.
В конце XX века появляется ряд трудов, в которых рассматриваются проблемы коренного населения ранее не освещавшиеся или освещавшиеся поверхностно1. Наряду с экономическими вопросами в этих работах впервые рассматриваются проблемы организации национальных художественных промыслов как экономически рентабельного производства . В исследованиях конца XX века проблема становления и развития обмена дарами среди коренного населения Камчатки подробно и системно не раскрывается, но они дают материал для осмысления закономерностей развития художественного творчества на примере камчатского сувенира как формы дарообмена.
Несмотря на то, что жизнедеятельность коренных народов Камчатки в отечественной научной литературе освещена достаточно полно, специального анализа по проблемам дарообмена проведено не было. Имеющиеся исследования с XVII по XX век касаются лишь отдельных аспектов обмена дарами.
Во второй половине XX века Дальний Восток, в том числе и Камчатка достаточно активно изучались зарубежными исследователями. Отличие тематики зарубежных работ от советских и российских исследователей заключалось в интересе к проблемам социализации
1 Жорницкая М.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири.
- М., 1983. - 157 с; Мелитинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. - М., 1979.
< - С. 33-79, 80-94; Каплан Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и
Дальнего Востока. - M.: Просвещение, 1980. - 125 с, ил.; Кочешков Н.В. Этнические традиции в
і* декоративном искусстве народов крайнего северо-востока СССР XVII-XX вв. -Л., Наука, 1989. - 197 с.
j 2 Чубарова Л.И.Художественная обработка меха у коряков // Сельскому учителю о народных ремеслах
Сибири и Дальнего Востока. - М., 1983. - С. 64-87.; Моисеев Р.С. Экономические проблемы развития
народов Севера России в переходный период. - П.-К.: Камчатский печатный двор, 1999. - 216 с;
Мурашко О.А. Ительмены и камчадалы: метаморфозы этнической идентичности // Гуманитарная наука в
России: Соросовские лауреаты. История. Археология. Культурная антропология и этнография. - М.,
1996.-С. 358-377.
9 коренного населения в советский период. Эрих Кастен, ученый из США, исследовал социализацию молодого поколения ительменов на Камчатке в 1994-1996 гг. и продолжает свои исследования до сих пор, а Петра Ретман из США в эти же годы изучала положение корякских женщин в социокультурном контексте современной Камчатки1. Ч. Оно из Японии, начиная с 2002 года и по сей день, занимается анализом этнолингвистики коренных народов Камчатки на базе этнолингвистической лаборатории Камчатского государственного педагогического университета. Несмотря на различные методы изучения культуры коренных народов Камчатки в отечественных и зарубежных работах дарообмен в них рассматривается эпизодически как часть экономики.
Отсутствие специальных работ по престижной экономике коренных народов Камчатки делает избранную тему весьма востребованной и актуальной. В настоящее время накоплено большое количество материала о культуре коряков и ительменов, но при этом отсутствуют монографии и публикации о феномене дарообмена в культуре коренных народов Камчатки. Имеющиеся в настоящее время в науке о культуре разработки по теории дарообмена, позволяют сравнить самобытные и заимствованные культурные элементы, показать ценность традиционной культуры на примере изменений в системе дарообмена коряков и ительменов Камчатки.
Теоретические достижения современной антропологии в области изучения престижной экономики позволяют рассмотреть систему дарообмена у коренных народов Камчатки в развитии и выделить ряд аспектов современной системы обмена подарками на примере использования одной из форм дара - это этнический сувенир. Под этническим сувениром понимаются вещи и предметы традиционной культуры коряков и ительменов, созданные на продажу.
1 См. например, Андерсон Д.Д. Тундровики: экология и самосознание таймырских эвенков и долган / Отв.ред. Попков Ю.В. - Новосибирск: изд-во сиб. отделение РАН, 1998. - С. V
10 Объектом исследования является дарообмен в культуре коренных народов Камчатки.
Предмет исследования - этнический сувенир, как этнокультурное проявление, часть системы дарообмена.
Цель настоящей работы состоит в описании, анализе,
систематизации, сопоставлении форм дарообмена в культуре коренных
народов Камчатки на примере появления и развития этнического сувенира.
В соответствии с целью исследования сформулированы его основные
задачи:
выявить характерные черты дарообмена в традиционном
обществе на основе сравнительного анализа работ ученных XX
века;
проанализировать изменение системы дарообмена у коренных
народов Камчатки с XVIII по XX в.в.;
рассмотреть формирование этнического сувенира как феномена
дарообмена культуры коренных народов Камчатки;
определить место и роль этнических сувениров в системе
современной культуры дарообмена на Камчатке;
изучить сувенир как способ этнической самоидентификации
ительменов и коряков. В основу работы положен хронологический принцип изложения материала, который позволяет организовать исследование, структурировать анализ, выделить проблемы и эволюцию взглядов ученых. Основными способами исследования в диссертационной работе были системный и историко-генетический метод. Системный метод позволяет изучать предметы и вещи коряков и ительменов, ставшие сувениром в современной культуре, как части целостного образования. Рассматривая взаимодействие сувенира с другими элементами культуры можно определить новое значение и интегративные свойства сувенира. Использование историко-генетического метода позволяет раскрыть
происхождение, социальные и психологические особенности процесса дарения у аборигенов Камчатки.
Положения, выносимые на защиту:
В культуре коряков и ительменов до колонизации и после нее существовала тотальная система дарообмена между оседлыми и кочевыми группами населения, которая являлась основой социально-экономической деятельности этих народов.
Основные изменения в системе дарообмена коренных народов Камчатки произошли в XIX-XX вв. и были связаны с активным влиянием русской культуры.
В XX веке в культуре коряков и ительменов формуется этнический сувенир как маркер этнической идентичности, являющийся основой для формирования более широких видов социальной идентичности, в том числе региональной, гражданской.
Новизна работы состоит в том, что впервые проведено исследование становления и развития этнического сувенира как вида социальной идентичности коренного населения в рамках современной полиэтнической культуры. Диссертационная работа представляет первый опыт рассмотрения дарообмена в системе культуры коренных народов Камчатки как системы взаимных поставок, имеющих утилитарные и неутилитарные функции. Впервые определена специфика явления дара в первобытном обществе и проведен анализ форм договоров и обмена у коряков и ительменов в форме дара на основе работ Н.И. Зибера, М. Мосса и других ученых. Разработаны новые подходы в определении функционального назначения этнического сувенира на Камчатке как вещи, предназначенной на продажу и сделанной по правилам традиционной художественной культуры, а также понимание этнического сувенира как средства этнической идентичности коренного населения.
Главные источники по проблеме диссертации можно разделить на две группы. Первая группа источников - письменные. В них входят
12 монографии, исследования, статьи, публикации, а так же архивные документы. Информацию о коренных этносах Камчатки можно найти в письменных документах начиная с конца XVII и начала XVIII веков. Это отчеты служилых людей побывавших на севере полуострова - М.В. Стадухина, И.М. Рубца, Л.С. Мороско (Старицын), И.О. Голыгина. Сведения, накопленные землепроходцами, стали фундаментом всего последующего знания о Камчатке и ее народах1.
В XIX — н. XX вв. происходит активное освоение Дальнего Востока в рамках русских кругосветных экспедиций. Участники морских экспедиций зафиксировали интересные данные о процессе освоения Камчатки и ее народах. Сведения, собранные участниками экспедиций, носили часто форму описания впечатлений, которые использовались в данной работе в качестве дополнительного источника. Особый интерес для изучения аспектов культуры коренного населения Камчатки в XIX в. представляют научные исследования И.Ф. Крузенштерна2, В.М. Головнина3, О.Е. Коцебу4, К. Дитмар5. Чаще всего они описывали обмен дарами при прибытии в какой-либо населенный пункт. Можно проследить на основе их заметок, что набор подарков был почти идентичный на протяжении века - это чай, табак, спиртное, украшения, оружие и железные орудия труда со стороны путешественников, а коренное население преподносило пушнину, еду и услуги по перевозки. Среди материала изложенного этими исследователями сведения о даре между представителями коренного населения Камчатки отсутствуют.
1 См., Атлас географических открытий в Сибири и Северо-Западной Америке XVII - XVIII вв. / Под ред.
А.В. Ефимова. - М., 1964. - С. 26-31; Белов М.И. Русские походы на Камчатку до Атласова // Известия
Русского географического общества. - 1957. - № 1. - С. 30-31; Сергеев В.Д. Страницы истории
Камчатки. Дореволюционный период. - Петропавловск-Камчатский, 1992. - 189 с; Толкачева Н.В.
Присоединение, освоение Камчатки, ее народы в период с 1697 до 1917 гг. В российской историографии:
Автореф. Дис. Канд. Ист. Наук. - М., 2005. - 20 с.
2 Крузенштерн И.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежде» и
«Неве» / Под ред. А.И. Алексеева. - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1976.
3 Головний В.М. Путешествие на щдюпе «Диана» из Кронштадта в Камчатку, совершенное под
начальством флота лейтенанта Головнина в 1807-1811 г.г.-М., 1961.-480 с.
4 Коцебу О.Е. Новое путешествие вокруг света в 1823-1826 гг. Изд. 2-е / Пер. с нем.; Предисловие и
комментарии Д.Д. Тумаркина; Отв. ред. Я.М. Свет. - М.: Наука, 1981.
5 Дитмар К. Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855 г.г. - СПб., 1901. - 754 с.
. 13
В первой трети XX века коренные малочисленные народы севера России являлись объектом разностороннего изучения целого ряда выдающихся исследователей - Н.В. Слюнин1, В.Н. Тюшов2, В.П. Маргаритов . Данные авторы акцентировали свое внимание на описание природы, климата полуострова, а также на тяжелых условия жизни местного населения. Их работы характеризуются достаточно большой информационной насыщенностью по культуре народов Камчатки, при этом описание дарообмена дается эпизодически, в основном уделяли внимание дарам преподносимых путешественникам как гостям.
Особая роль в процессе сохранения и возрождения самобытной культуры коренных народов Камчатки принадлежит исследованию материальной сферы деятельности этих народов. Предметы и вещи домашнего обихода коренных этносов широко использовавшиеся в недавнем прошлом, утраченные и появившееся в настоящее время в качестве сувениров, представляют собой ценный материал, изучение которого дает возможность проследить эволюцию основных феноменов культуры народов Камчатки, в том числе, таких как дарообмен, через созданную ими символико-знаковую систему. Поэтому вторая группа источников - материальные.
Народы Камчатки, не имея письменности, фиксировали свои знания о природных и социальных процессах в устном народном творчестве, а также в произведениях декоративно-прикладного искусства. Традиционные предметы, используемые до сих пор в быту и создаваемые представителями коренного населения Камчатки, являются ценным этнографическим материалом для изучения истории культуры этих народов, в том числе дарообмена.
Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Естественно-историческое описание. - СПб.: Типогр. А.С. Суворина, 1900. - Т. 1 - 692 с, T.2 - 165 с.
2 Тюшов В.Н. По западному берегу Камчатки // Записки ИРГО по общей географии. - T.XXXVII. № 2. -
СПб.: Типография М. Стасюлевича, 1906.-521 с.
3 Маргаритов В.П. Камчатка и ее обитатели // Записки Приамурского отд. Российского географ, общ. - Т.
5. - Вып. 1. -Хабаровск, 1899. - 145 с.
При написании работы широко использовались материалы из фондов Камчатского областного краеведческого музея и краеведческого музея города Елизово, музеев поселках Эссо и Мильково. В качестве источников был отобран круг памятников, являющихся произведениями художественного творчества и представляющих предметный характер: украшения, одежда, оружие, культовые предметы, то есть вещи, определяемые как сувенир в современном обществе.
Понять особенности генезиса дарообмена народов Камчатки помогали дополнительные источники. Во-первых, в диссертации использовались труды по археологии1. Во-вторых, значительная часть современных представлений о системе дарообмена и развитии сувенирного производства на Камчатке основывается на статистических данных. В рамках данной работы было проведено социологическое исследование , основной целью которого было собрание сведений о количестве, видах и производителях сувениров на Камчатке. Статистические данные о видах и современных направлениях в сфере сувенирного производства позволят исследователям, местным органам управления, представителям коренного населения выбрать наиболее эффективные методы поддержания и развития уникального направления традиционного декоративно-прикладного искусства Камчатки.
Материалы диссертационного исследования можно использовать при подготовке обобщающих трудов по культуре коренных народов Камчатки, в краеведческой работе, при разработке регионального компонента образовательных программ исторического профиля.
1 Окладников А.П., Васильевский Р.С. Северная Азия на заре истории. - Новосибирск, 1980. - 160 с;
Васильевский Р.С.Происхождение и древняя культура коряков. - Новосибирск, «Наука», 1971. - 250 с;
Диков Н.Н. Археологические памятники Камчатки, Чукотки, и Верхней Колымы. - М.: Наука, 1977. - 387
с; Пономаренко А.К. Древняя культура ительменов Камчатки. - Петропавловск-Камчатский, 2000. - 312
с; Пташинский А.В. Культура охотников на морского зверя северо-восточного побережья Охотского
моря (I - II тысячелетие н.э.): Автореф. дис. канд. истор. наук. - М., 2002. - 18 с.
2 Ерискина H.B. Декоративно-прикладное искусство как предмет социокультурного анализа (на примере
культуры коренных народов Камчатки) // Экологические и социальные аспекты экономики Камчатки.
Материалы научно-технической конференции / Под ред. В.Н. Дегтярева. - Петропавловск-Камчатский:
КамчатГТУ, 2003. - С. 67-72
Работы основоположников концепции дарообмена (анализ взглядов Н. Зибера и М. Мосса)
Коренные народы Камчатки стали активно изучаться с XVIII столетия. Характерной чертой их образа жизни являлся общинный характер отношений. Посредством традиции укреплялись социальные связи, а молодежь усваивала знания и опыт предков. В настоящее время, обществом в России и в мире происходит осознание того, что малочисленные народы Севера, как и все народы, имеют право на этническую самобытность и полноценное развитие. Гарантией этого является сохранение природной среды их обитания, развитие традиционных видов хозяйственной деятельности, письменности, а так же изучение особенностей культуры повседневности, где ярче всего проявляется специфика жизнедеятельности этих народов.
В России в течение последних двух столетий сформировалась полиэтническая культура. Под давлением современных институтов традиционные нормы, ценности, способы производства и формы социальной организации, обычаи и модели семейной жизни, если и не исчезают, то сильно трансформируются. Осмысление одного из основных структурообразующих элементов культуры, такого как дарообмен сохранившегося с архаичных времен может привести к пересмотру сложившихся представлений о доминанте техногенного образа жизни и выявить новые стороны современных социальных процессов.
В XX веке происходит расширение и увеличение знаний о традиционной культуре неевропейских народов. Исследованием дарообмена и его функций в системе общества, влиянием дара на экономику и политические отношения занимались отечественные и иностранные ученые. Благодаря работам многих ученных и исследователей в XX веке формируется новый подход к изучению явлений культуры как сбалансированной системе, где каждый элемент важен и необходим1. Использование различных методов изучения дарообмена, которые были предложены в XIX - XX веках, помогает рассмотреть это явление в комплексе и увидеть, как обмен подарками функционирует в современном обществе.
Определение феномена дарообмена и его социальные функции можно найти в работах философов, антропологов, культурологов предлагающих свои концепции развития культуры. В середине XX века получает признание теория дарообмена М. Мосса, изложенная в «Очерке о даре». Его исследования в некоторых аспектах предвосхищаются работой Н.И. Зибера «Очерки первобытной культуры», вышедшей еще в 1883 году. Ввиду того, что эти два ученых создали концептуальную базу исследования проблемы дарообмена как одного из фундаментальных феноменов культуры, их работы явились основными при анализе дарообмена в нашем исследовании, как в первобытной, так и в современной культуре.
Прежде чем изучить взгляды Н. Зибера и М.Мосса по проблеме дарообмена, рассмотрим, какие определения в современной европейской и русской науке даются основным понятиям, использовавшихся в диссертационном исследовании - это понятие «дар» и как синоним используется - «подарок». «дар» определяется как действие и предмет который дается безвозмездно, это пожертвование, подношение. А «подарок» - как вещь, которую подарили1.
«Подарить» по словарю В.И. Даля значит отдать что-то вовсе бесплатно и бесповоротно, безвозмездно, даром. В этом словаре сделано важное расширенное дополнение - дать в дар означает еще поднести, почтить, почесть кого-либо .
Более объемное определение понятия «подарок» дается в толковом словаре русского языка под редакцией Д. Ушакова. «Подарок - предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят кому-нибудь с целью доставить удовольствие, пользу»3.
Дарообмен в традиционной культуре коренных народов Камчатки
Повышенный интерес к традиционной культуре коренных малочисленных народов Дальнего Востока возник в рамках советской этнографии к концу XX века. Главным содержанием этих исследований были проблемы вхождения коренных народов в структуру социалистического хозяйства, при этом практически не рассматривалась система отношений в повседневности. Сдвиг фокуса современных этнографических исследований в сторону социальных процессов актуализировал изучение форм одного из основных институтов общества -дарообмена.
Наибольший интерес для исследования проблемы дарообмена представляют те этносы, которые в системе современной культуры сохранили хозяйственные виды деятельности и элементы быта, верования присущие первобытному образу жизни. На их примере можно проследить генезис системы дарообмена от первобытных до современных форм в течение нескольких веков, а также рассмотреть формирование новых форм дарообмена - этнического сувенира, выявить его место и роль в процессе адаптации коренного населения к рыночной экономике. К таким этносам, которые ведут традиционный образ жизни можно отнести коренные малочисленные народы Севера.
По данным камчатского статистического сборника за 2002 год на Камчатке проживают представители нескольких малочисленных коренных народов Севера - коряки, ительмены, алеуты, чукчи, эвены1. В диссертации рассматривается дарообмен в культуре коряков и ительменов, по нескольким причинам. Во-первых, эти два этноса являются аборигенами Камчатки, то есть обитателями полуострова, исстари живущими в данной местности и составляют на сегодняшний день большинство коренного населения полуострова1. Как отмечал И.И. Огрызко, на Камчатке в конце XVII (до 1697 г.) в. обитали лишь ительмены, оседлые и кочевые коряки2. Во-вторых, этнографическое изучение Камчатки начиналось с коряков и ительменов, следовательно, по их истории накоплен наибольший объем материала, чем по другим коренным народам, проживающим на полуострове. Все это дает возможность изучить обмен и договор в форме дара, появление рынка, а также рассмотреть функционирование архаических форм дарообмена в системе современной культуры коренных народов Камчатки на примере культуры именно коряков и ительменов. Изучение аспектов традиционной культуры коренных народов Камчатки имеет и общую цель - более глубокое понимание и раскрытие культурных механизмов, обеспечивающих устойчивое функционирование всех сфер жизни современного общества.
Основное население севера Камчатки - коряки. По роду занятия делятся на две культурно-хозяйственные группы - береговые (или нымыланы) и тундровые (или чавчувены) . Коряки граничили на северо-востоке с чукчами, на севере и северо-западе - с юкагирами, эвенами и на юге - с ительменами. И.С. Вдовин на основе заметок путешественников и исследователей XVIII - XIX в.в. подробно рассмотрел деление коряков по территориальному принципу и выделил несколько подгрупп: карагинцы, алюторцы, апукинцы, паланцы, коряки побережья Пенжинской губы, коряки северо-западного побережья Охотского моря и оленеводы1. Территорию расселения коряков-оленеводов и оседлых И.С. Вдовин очерчивал общими границами, где оленеводам отводились континентальные области, а оседлым — прибрежные . В научной литературе единой классификации коряков по подгруппам пока нет, поэтому в дальнейшем будем рассматривать данный этнос по основному делению на оседлых (береговые) и кочевых (тундровые) . Для традиционного хозяйства коряков была характерна комплексность. Оседлые занимались рыболовством, морским промыслом и охотой. Коряки-оленеводы основную отрасль дополняли охотой на пушного зверя, а иногда и рыболовством4.
В XVIII в. оседлые коряки, как описали их Г.В. Миллер, И.Г. Гмелин, Г.В. Стелл ер, СП. Крашенинников, Ж. Лессепс и другие путешественники, проживали небольшими поселениями, расположенными на берегах рек не далее чем в 10-20 километрах от устья. Зимнее жилище было полуземляного типа, оно являлось коллективным, в нем жили ближайшие родственники. Летние - это шалаши или балаганы, которые принадлежали отдельным семьям.
Подарок, сувенир, этнический сувенир как социальные феномены в современном обществе
Проблема дарообмена как возмещения в процессе общения людей остается актуальной в современной науке с прошлого столетия. Исследователи, рассматривая формы, функции обмена дарами в первобытной культуре, заметили, что учреждение дарения в европейской культуре сохранило свою обязательную силу и что процесс дарообмена является важной составляющей социализации личности на протяжении всей истории человечества1.
В России длительное время интерес к феномену подарка не выходил за пределы этнографии, изучавшей традиционные обряды и ритуалы. В современной российской гуманитарной науке наблюдается смещения интереса с проблем дара в архаическом обществе на проблему дарообмена в системе современного социума. Различным аспектам дарообмена в современном обществе посвящены исследовательские работы отечественных как культурологов, так и психологов, социологов и философов.
Философское осмысление обмена как принцип социальной жизни дано в работе С. Е. Ячина «Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена» изданной в 2001 году. С точки зрения автора «обмен - универсальное условие бытия всякого сущего. Его смысл - в замещении всяких затрат. ... Мир как «Космос», «Природа», порядок рушатся (а рушится он постоянно), когда обмен становится не эквивалентным (одна часть живет за счет безвозмездных затрат другой), в пределе наступает хаос» . Совместное человеческое бытие С. Ячин рассматривает в последовательности жертвы, дара, обмена. Исходя из того, что жертва через форму жертвоприношения незаметно переходит в дар, а дар в виде дарообмена переходит в обмен, автор указывает на то, что реальные отношения даже в первобытном обществе включали в себя и жертву, и обмен . Таким образом, используя работу СЕ. Ячина обмен дарами можно рассматривать широко, как культурную форму, как процесс замещения трат жизни, то есть ее воспроизводство.
Комплексное изучение проблем дарообмена в современной культуре стали предприниматься в отечественной науке в конце XX века. Наиболее яркий и интересный анализ сохранившихся аспектов обмена в форме дара сделал С. Абашин на примере традиционных обрядов узбеков . Ученый подробно описал социальный смысл, структуру некоторых семейных обрядов. В своей работе он показал значение расточительных обрядов, которые с точки зрения государства иррациональны и их пытаются заменить на новые рациональные. Но с точки зрения самих узбеков эти обряды имеют вполне ясный смысл, так как являются важным механизмом поддержания взаимоотношений между людьми. С. Абашин заметил, что обмен подарками у узбеков в XX веке продолжает осуществляться по традиционным принципам, которые были исследованы антропологами -обязанность давать, брать и получать дары, а также сохраняется основное назначение дарообмена. «Ритуальный обмен, который составляет основу доходов и расходов обряда в какой-то степени воспринимается людьми как магическое действие. Приносимы продукты и подарки являются своеобразными символами благополучия» . Как и многие исследователи традиционной культуры С. Абашин отметил, что ритуальный обмен - это не только обмен, который происходит в момент проведения какого-то одного празднества. Это явление непрерывно переходит от обряда к обряду. Обязательства, возникшие в результате обмена подарками и угощениями на одном обряде, передаются на другой обряд, где роли людей меняются1. Таким образом, С. Абашин подтвердил положение о том, что ритуальный обмен подарками является одной из форм кредитования и образует круговорот обязательной взаимопомощи.