Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте Метляева Татьяна Викторовна

Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте
<
Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Метляева Татьяна Викторовна. Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте : диссертация ... кандидата культурологических наук : 24.00.01 / Метляева Татьяна Викторовна; [Место защиты: Дальневосточный государственный технический университет].- Владивосток, 2010.- 210 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Имидж как явление современной культуры 11

1.1 Подходы к понятию «имидж», типологии и функциональные характеристики 11

1.2. Символическая природа имиджа 29

1.3. Миф как культурная основа имиджа 40

1.4. Проявление культурных стереотипов и социальных ролей в имидже 55

Глава 2. Игровой подход к формированию имиджа личности 73

2.1 Игра как феномен культуры 73

2.2 Театральность — основа игровой модели создания имиджа 83

2.3 Метод сценического перевоплощения как эффективный способ создания имиджа 93

2.4 Метод действенного анализа в технологии создания имиджа 107

Глава 3 Анализ эффективности игровой модели формирования имиджа. 119

3.1. Современные технологии и модели формирования имиджа 119

3.2. Разработка игровой модели формирования имиджа с применением театральных технологий 131

3.3. Внедрение игровой модели в практику имиджмейкинга 144

Заключение 159

Список источников и использованной литературы 163

Приложения 179

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Исследование игровой модели формирования имиджа в социокультурном контексте определяется научными и общественными интересами, обусловленными реалиями современной жизни. Имидж как феномен культуры, отражающий социальную действительность, является важной частью культурной парадигмы общества и самовыражения личности. Изучение технологии формирования имиджа, структуры и способов его функционирования в обществе, способствует выявлению общих и частных принципов его становления и развития.

Актуальность темы определена необходимостью осмысления ценности имиджа в современной культуре, качественность которой ведёт к жизненному успеху личности (обеспечивает ей психологическую и социальную устойчивость) в любой деятельности.

Социокультурный подход к имиджу как к образу-представлению, сложившемуся об объекте у целевой аудитории, учитывающий его символические, мифологические, стереотипные и социально-ролевые аспекты, является чрезвычайно важным. Поскольку в условиях рыночной экономики актуализируется востребованность «товара» (услуги, специалиста и т.п.), в позитивном имидже нуждается всё большее число политиков, предпринимателей, бизнесменов, государственных служащих и других лиц, стремящихся повысить свою успешность и быть востребованными обществом.

Данное диссертационное исследование посвящено проблеме формирования имиджа в социокультурном аспекте с помощью театральных методов.

Степень изученности проблемы. Учёные по-разному подходят к исследованию феномена имиджа. Так, Г.Г. Почепцов, И.А. Фёдоров, А.В. Косов [111; 229; 56] понимают его как массовый стереотип, отличающийся эмоциональной интенсивностью и повышенной устойчивостью. Имидж рассматривают как средство психологического воздействия на потребителя (Е.Б. Перелыгина [100], Е.Б. Карпов, А.В. Селезнёва [45]), как визуальные характеристики человека

(В.М. Шепель [162]), как символический образ субъекта (Е.Б. Перелыгина), как образ-представление, в котором в сложном и определённом взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики объекта (Е.А. Петрова [104]), как оценку (в форме мнения) некоего объекта (А.Ю. Панасюк [92]). Заметно увеличилось количество работ, посвященных анализу понятий, сходных с понятием «имидж», таких как «образ», «мнение», «репутация», а также в отдельных трудах анализируются подходы к формированию имиджа, востребованного целевой аудиторией (П. Берд [184], Э. Сэмпсон [207], А.Ю. Па-пасюк, Е.А. Петрова, В.М. Шепель, Г.Г. Почепцов, Е.Б. Перелыгина).

В работах Е.А. Петровой постулируется понимание имиджа как образа-представления, выражающего первое впечатление, производимое его носителем. В данной концепции имидж представлен как социально-, психологическое комплексное образование, включающее семиотические, когнитивные и образные аспекты, обладающее рядом свойств относительной константности, динамичности, ассоциативности, схематичности, незавершённости и др.

Наш исследовательский интерес связан с рассмотрением влияния различных социальных, специфически-ситуационных факторов (установок, стереотипов, социальных ролей) на формирование индивидуального имиджа (Е.А. Петрова, Н.А. Коробцева [123]). В исследовании имиджа и особенностей его построения значим подход к его пониманию через субъект-субъектное взаимодействие (И.А. Фёдоров, Е.Б. Перелыгина и др.). В трудах В.М. Шепеля представлен взгляд на имидж как на владение секретами личного обаяния и формирования облика личности с позиции ценностного подхода. Кроме того, имидж рассматривается как символический образ, т.е. образ, понимаемый как на семиотическом (невербальные знаки), так и семантическом (включая не только предметные, но и оценочные значения) уровнях (Е.Б. Перелыгина, О.Н. Морозова, С.Э. Носкова [88]).

Важное место в понимании данного культурного явления занимает мифологизация и архетипизация (Г.Г. Почепцов, В.Г Горчакова [19], А. Цулад-

зе [156], А.И. Коханенко [57]). Рассматривая использование мифологизации в процессе создания имиджа, исследователи в своих работах опираются на труды Р. Барта, К. Леви-Стросса, Е.М. Мелетинского [5; 66; 82] и др. В исследованиях Е.Г. Калюжной [44] постулируется имидж как культурный феномен. Имидж как зрелище и информационный продукт рассматривают Д.Е. Братьтшев [224], В.Г Горчакова, Е.Л. Доценко [27]. Так, В.Г. Горчакова определяет имидж как искусство моделирования образа через развитие человеческой личности, завершенной формой которого является индивидуальность.

Однако, рассматривая сущностные характеристики данного явления, исследователи практически не уделяли внимания приёмам и методам формирования имиджа. Комплексный подход к процессу создания имиджа в социокультурном контексте с использованием театрально-игровых приёмов в отечественной науке до настоящего времени не рассматривался. В данном исследовании имидж рассматривается как образ-представление, как явление, включающее символические, мифологические, стереотипные, социальные компоненты, ассоциируемые целевой аудиторией с определённой индивидуальностью; как управление впечатлением о себе у других людей с помощью смены поведенческих стратегий, заключающихся в предъявлении своего образа другим людям, и изменении его (перевоплощении) с учётом конкретной ситуации.

Объект исследования: имидж как явление современной культуры.

Предмет исследования: процесс формирования имиджа личности в социокультурном контексте с позиции игрового подхода.

Цель исследования: разработать игровую модель формирования имиджа в социокультурном контексте.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать и обобщить подходы к понятию «имидж», сложившиеся в современном социокультурном знании;

раскрыть специфику формирования имиджа личности как социокультурного явления, описать его содержательно-структурные компоненты и типы;

рассмотреть существующие технологии формирования имиджа личности;

разработать игровую модель формирования имиджа личности с учётом его социокультурной специфики;

оценить эффективность данной модели с точки зрения соответствия создаваемого имиджа существенным характеристикам имиджируемой личности посредством включённого наблюдения.

Источниковая база исследования. Для анализа эффективности предложенной модели было проведено интервьюирование и анкетирование. Всего в процессе исследования было проанкетировано 247 респондентов, подвергнутых смене образа, - это студенты сервисных специальностей и клиенты, чья профессия связана со сферой «человек — человек» и в требования профессиональных компетенций которых входит необходимость менять образ в зависимости от ситуации общения, умение проводить презентации, соответствовать статусу и имиджу предприятия. С помощью разработанных анкет и проведённого интервью анализировались произошедшие с имиджируемым изменения за время работы.

Другая анкета разрабатывалась для группы респондентов в количестве 186 человек - руководители, подчиненные, ученики, клиенты, близкие и друзья имиджируемых (целевая аудитория), которые оценивали и анализировали произошедшие с ними изменения.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Имидж как явление культуры" раскрывается с культурологической точки зрения при помощи семиотического подхода и методов: структурно-функционального и проектного.

Методологическая основа исследования сформировалась в соответствии с проблематикой. Используя структурно-функциональный метод в подходе к

процессу формирования имиджа в социокультурном контексте, мы опираемся на такие компоненты, как символ, миф, стереотип и социальная роль.

Семиотический подход в данном исследовании базируется на трудах представителей символического интеракционизма Дж. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера [84; 188; 185], так как именно в рамках этого научного направления исследуется процесс социального общения в аспекте его символического содержания. Опираясь на работы А.Ф. Лосева [70] в определении понятия «символ», можно отметить, что символизация как инструмент образного постижения действительности служит в процессе формирования имиджа средством, позволяющим обойти критику сознания к предлагаемому образу пред-с гавителей целевой аудитории.

Для выявления мифологической и архетипической основы имиджа мы
опираемся на работы К.Г. Юнга, Р.Барта, Л.Г. Ионина [173; 6; 42] и др. в по
нимании символа, архетипического образа, жеста, а также работы имиджео-
логов Г.Г. Почепцова, В.Г. Горчаковой. Для разработки технологии игровой
модели формирования имиджа были использованы концепции роли Р. Лин-
тона [194]. ''

Сущность проектного метода заключается в разработке игрового подхода к имиджу, в создании требуемого образа. В связи с этим анализируются имеющие значение для культурологии работы Й. Хейзинги, К. Гросса, Ж. Пиаже, И. Гофмана [152; 191; 204; 21] и др., представляющих игру как культурно-историческую универсалию. В контексте данного исследования значимы идеи о социальной трансформации образа человека, смены им ролевой позиции в ситуациях социального взаимодействия. Так, авторы, теоретики театра Н. Евреинов, В Хализев [31; 151], рассматривая индивида с позиции театральности, полагали, что он по собственной воле преображает себя и демонстрирует окружающим совсем иной, чем изначальный, образ, необходимый в данной культуре в конкретных ситуациях.

Большую роль в определении теоретико-методологической основы исследования сыграли труды известных режиссёров и театральных деятелей, на

базе которых построена методика освоения нового образа. Прежде всего, это фундаментальная система К.С. Станиславского [129], основой которой является метод действенного анализа, а также работы его учеников и последователей, изучавших различные подходы к формированию ролевого образа. Так, М.А. Чехов [159] большое значение придавал пластическому решению роли и называл импровизацию «сущностью актёрской профессии». Большое значение мизансценированию придавал Вс.Э. Мейерхольд [81]. Продуктивными для разработки игровой модели явились работы Г.А. Товстоногова, Б.Е. Заха-вы, Д.Г Ливнева, И.Б. Малочевской [138; 37; 67; 78] и других авторов, применяющих метод действенного анализа в практике работы актёра над ролью. Данные работы послужили также основой проектного метода в диссертационном исследовании.

Для анализа эффективности игровой модели формирования имиджа были использованы методы: включённое наблюдение, анкетирование, интервьюирование. Кроме того, обоснованность диссертационной работы усилена применением некоторых психологических методов, таких как методика М. Рокича (для определения ценностных ориентации), тест-опросник Г.А. Айзенка для определения типа темперамента имиджируемого, на основе анализа которых подбирался ролевой репертуар для формирования необходимого облика.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Представление имиджа как социокультурного феномена позволяет показать, что его ядром является структура мифа, содержащая в себе символические и архетипические смыслообразования; социальные же характеристики имиджа: стереотип, социальный статус и социальная роль — находятся на периферии его смыслообразующей структуры.

  2. С точки зрения динамики своего формирования имидж образует триединый комплекс: Я-образ (самоимидж), воспринимаемый и требуемый имидж (социокультурный образец).

  1. Формирование имиджа личности — это управляемый процесс, адекватным методом которого выступает игровой подход с использованием театральных приёмов.

  2. Игровая модель формирования имиджа личности включает три последовательных блока: аналитический, деятелъностный и оценочный, каждый из которых, в свою очередь, предполагает самостоятельные этапы, направленные на решение конкретных задач.

  3. Эффективность игровой модели формирования имиджа определяется тем, что, находясь в соответствии с социокультурным обликом личности, она обеспечивает психологическую и социальную устойчивость личности.

Научная новизна исследования:

- определился системный подход к понятию имиджа в единстве его сим
волических, архетипических, стереотипных и социально-ролевых аспектов;

разработано понятие имиджа как деятельностно-образной системы личности;

установлено, что формирование имиджа личности - это целенаправленный процесс, к которому может быть применим игровой подход с использованием театральных методов;

впервые разработана игровая модель формирования имиджа и определена её эффективность.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

разработан, теоретически обоснован и экспериментально проверен социокультурный подход в работе над имиджем театрально-игровыми средствами;

предложенный подход можно рассматривать как основу методического руководства в практике имиджмейкинга;

материалы исследования могут быть включены в учебные курсы по культурологии, политологии, социологии, театральной педагогике, технологии формирования имиджа.

Апробация результатов исследования выразилась в выступлениях с докладами на: Второй Международной научно-практической конференции «Развитие межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в области моды, дизайна и культуры» (Владивосток, 2004); Четвёртом Международном симпозиуме по имиджелогии (Москва, 2006); Седьмом Международном симпозиуме по имиджелогии (Москва, 2009); Всероссийской научно-практической конференции «Семья, материнство и детство: современные тенденции и перспективы» (Пенза, 1999); Второй Всероссийской научно-технической конференции «Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии» (Самара, 2006); Региональной научно-практической конференции (Владивосток, 2007), а также в опубликованных 9 статьях, общим объемом около 3,4 печатных листов, из них 2 статьи опубликованы в журналах, рецензируемых ВАК.

Внедрение результатов исследования: Основные результаты исследования отражены в учебно-практическом пособии «Формирование имиджа методами театрализации», за которое автор получил звание лауреата на третьем Интернациональном конкурсе «Имидж-директория 2007» в Москве. Кроме этого, материалы диссертационного исследования включены в учебный процесс специальностей: «Социально-культурный сервис и туризм» (Имиджмейкерские услуги) и «Домоведение» (Управляющий офисом) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) и в практический имиджмейкинг. Разработанная методика формирования имиджа используется выпускниками данных специальностей в профессиональной деятельности: управлении на предприятиях сервиса, в имидж-студиях, на телевидении, в педагогической и рекламной деятельности.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав и заключения, списка литературы, включающего 234 наименования, 7 приложений, содержащих ряд материалов, в которых отражены упражнения актерского тренинга, результаты тестирования и анкетирования.

Подходы к понятию «имидж», типологии и функциональные характеристики

Имидж как новое понятие находится в стадии научной разработки, в связи с чем в современной науке существует значительное количество определений данного термина с позиции разных гуманитарных наук. В частности, в новейшем философском словаре имидж представляют как «...целостный качественно определённый образ объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и/или индивидуальном сознании» [216, с. 418]. В словаре русского языка мы находим следующее определение: «имидж - (англ. image - образ) представление, мнение, образ, сложившиеся в обществе (или целенаправленно созданные) о каком-либо объекте (человеке, организации,, товаре)» [218, с. 93].

В отечественной науке одним из первых применил данное понятие О.Феофанов. Он рассматривает имидж как «...основное средство психологического воздействия на потребителя», определяя его как «образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями (социальными, эстетическими, психологическими и т.д.), не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего такой образ» [142, с. 90].

Нередко имидж определяется как непосредственно или преднамеренно созданное визуальное впечатление о личности или социальной структуре, индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения внимания к себе [163, с. 363].

Значима, на наш взгляд, точка зрения на данное понятие зарубежных исследователей П. Берд, Э. Сэмпсон [184; 207]. Так, Полли Берд даёт следующее определение имиджа: «...это общая картина вашей личности. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете. Ваши умения, вашу осанку, позы, язык тела, ваши аксессуары, ваше окружение и компанию, которую вы представляете, и т.д.» [184, с. 11].

До сих пор под имиджем нередко подразумевают лишь внешнюю привлекательность личности, но для того чтобы быть притягательной личностью, считают Е.Б. Карпов и А.В. Селезнёва, внешней выраженности мало: «Умение притягивать к себе - это и умение подать себя, которому способствует коммуникабельность, способность к эмпатии, рефлексии, самонаблюдению. Это умение генерировать психическую энергию, эмоционально располагать собеседника в процессе общения» [45, с. 56]. Интерпретируя данное понятие как набор качеств, которые люди ассоциируют с определённой индивидуальностью, можно сказать, что имидж выступает как своеобразная маска, создающая у людей то впечатление, в котором нуждается их создатель.

Ряд исследователей определяют имидж как явление социальное, культурное и психологическое одновременно: «Имидж — это система социального программирования духовной жизни и поведения субъектов общецивилизаци-онными и ментальными стереотипами и символами группового поведения, опосредованная мощью мотивации успеха, эталоном желаемого впечатления» [229, с. 45]. А также как: «...социально-психологическое явление, отражающее влияние на него не только сознательных, но и бессознательного компонентов психики различных социальных групп, мотивации их поведения, а также формирование образов, затребованных народными массами» [144, с.28]; «символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъективного взаимодействия, который, будучи образом субъекта, для социальной группы одновременно является и образом данной группы для данного субъекта» [100, с.23]; прием психологического воздействия, способ саморегуляции и самостроя, как «важнейший элемент предстартовой подготовки, необходимый атрибут любых достижений» [19, с. 7]; «совокупность стилевых особенностей, в котором стилевая характеристика выступает в качестве структурного компонента имиджа» [33, с. 53].

А.Ю. Панасюк полагает, что «...имидж объекта - это оценка (в форме мнения) некоего объекта, мнение рационального характера или эмоционально окрашенное, возникшее в психике (в сфере сознания и (или) сфере подсознания) определенной или неопределенной группы людей на основе образа, сформированного (целенаправленно или непроизвольно) в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного — на основе восприятия уже оцененного кем-то образа (на основе восприятия, мнения), сформированного в психике других людей, с целью возникновения аттракции — притяжения людей к данному объекту» [93, с. 25].

С позиции данного диссертационного исследования заслуживает внимания оценка имиджа как информационного продукта и как зрелища [20].

Представляя данные трактовки термина «имидж», необходимо отметить, что в своей работе имиджмейкеры делают акцент на построение коммуникаций, и имидж ими рассматривается как организация коммуникативного пространства для воспроизводства желаемых впечатлений, шифруемых в образах и символах. Последние есть знаковые характеристики, где присутствуют содержание и форма. Причем имидж является наиболее эффективной подачей формы.

Игра как феномен культуры

Прежде чем приступить к анализу игрового подхода в формировании имиджа, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть игру как основу жизнедеятельности человека. Культура исторически имеет игровой характер, что проявлялось в шаманских обрядах, театрализованных представлениях, культовых поклонениях богам в период посева и сбора урожая, в чётко отработанных сценариях восхождения на трон царственных особ и т.д. Игра используется и современным человеком, помогая раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры, выработать определённые навыки, стать более гибким, реализовать себя как личность.

Именно за этот вид деятельности, ответственный за созидание человека, Й. Хейзенга определяет его как homo ludens - человек играющий. Автор трактует основные функции игры следующим образом: «Мы стремимся насколько возможно подготовиться к таким исключительным ситуациям, репетируя свои реакции и добиваясь, таким образом, их большей подконтрольности с помощью фантазии и игры» [152, с. 90].

На наш взгляд, применение игрового подхода в процессе создания имиджа представляется продуктивным. Анализ трудов учёных, работающих в этом направлении, показал широкий спектр характеристик сущности игры.

«Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе и имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Игра - занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта и т.д.;

- исполнение сценической роли;

- преднамеренный вид действий, преследующих определенную цель, интриги, тайные замыслы» [218, с. 628].

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни всегда привлекала к себе внимание исследователей и философов. Уже Платон видел единственно правильный путь жизни в игре, которая представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. Аристотель также видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В «Поэтике» философ говорит о пользе словесных игр и каламбуров для развития интеллекта. Таким образом, Аристотель одним из первых отмечает практическую значимость игры для культурного развития человека.

Игра, по мнению Т.А. Кривко-Апинян, как никакое другое явление принадлежит всей истории культуры. На страницах многочисленных литература ных и философских сочинений с древности до наших дней игра встречается как символ, как аналогия, как модель особого поведения и отношения к происходящему [59].

Многочисленные исторические факты позволили И. Хейзинги составить обзор игр разных эпох и народов и, более того, предложить особый историко-культурный методический прием: рассматривать игры того или иного народа как факт его перехода к культурному состоянию, а игровой элемент в различных видах деятельности — как свидетельство культурного потенциала общества. По мнению Хейзинги, игра воплощается в мифе, культе, в празднике, когда посредством игры рождаются движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение и предпринимательство, ремесло и искусство, поэзия, образование и наука. Поэтому они уходят «корнями в почву» игрового действия и взаимодействия. Игра во все времена была способна целиком захватить играющего. Она находится на границе с серьезным: сама превращается в серьезное, а серьезное — в игру.

Й. Хейзенга считает: «культура есть игра, так как она дает человеку то, чего не очень много в реальной жизни: красоту, романтику, максимальное проявление человеческих достоинств» [152, с. 47]. Он посвящал свои исследования культурным идеалам (что сегодня можно было бы назвать процессом построения желаемого имиджа), не тому, чем были, а тому, чем хотели казаться люди. В процессе же создания имиджа, на наш взгляд, сочетается игра воображения, символов и образов.

Игра существует в контексте культуры, которая диктует ей форму и содержание. Рассматривая игровой подход в технологии создания имиджа, можно сказать, что «играющее» мышление имеет важнейшую культуросози-дающую и культуроразвивающую функцию. И хотя игра (или точнее игровое поведение) была определена природой для стимулирования умственного развития, она является основой для формирования механизмов сотрудничества с партнером и соревнования с соперником, для снятия психологических стрессов, для отдыха и разрядки. Игра присутствует на всех этапах развития личности, и также имидж формируется в процессе становления и развития человека как личности.

Современные технологии и модели формирования имиджа

Процесс формирования имиджа сложен. Современная культура столкнулась с необходимостью разработки (концептуальной) модели формирования имиджа, способствующей выявлению условий, необходимых для успешного воплощения замысла имиджмейкера и его эффективной реализации.

В связи с этим считаем необходимым проанализировать уже существующие модели, технологии, отработанные российскими имиджеологами и имиджмейкерами Академии имиджелогии и Лиги профессиональных имиджмейкеров, опыт которых явился основой нашего эмпирического исследования.

Первая модель, представленная Е.А. Петровой, рассматривает процесс формирования имиджа на пересечении трёх факторов:

1). Психосемантический фактор (власть, авторитет, доминирование, сила), в котором точкой отсчёта является сам человек (как индивидуальность, либо представитель некоторой социальной категории).

2). Фактор интегральной оценки («правильный» — «неправильный», «хороший», «плохой» и т.д.), включающий в себя характеристики привлекательности того или иного имиджа, его эмоциональный статус.

3) Фактор «референтности» или фактор, отражающий степень психологической близости воспринимаемого имиджа реципиентом [100, с. 46].

Данная модель позволяет разработать подходы к формированию имиджа на начальном и завершающем этапах, глубоко проанализировать психологи ческую настройку имиджируемого на создание нового имиджа. Процесс же самого формирования нового образа в данной модели не рассматривается.

Вторую технологию, представленную А.Ю. Панасюком, можно отнести к коммуникативным, даже если объектом имиджа будет не только человек, но и товар или же целая система (например государство). Он выделяет две самые важные, по его мнению, технологии формирования имиджа - это орг-технологии.

Первая из них — определение аудитории имиджа (группы людей), у которой необходимо формировать имидж - нужное мнение о данном объекте (человеке, организации, товаре и т.д.). Определение аудитории имиджа зависит от потенциальной возможности ее влияния на судьбу клиента. Если клиенту необходимо, чтобы сформировали его имидж для победы на выборах, следует озаботиться той аудиторией, которая будет голосовать (или которая будет влиять на тех, кто будет голосовать). Если клиенту необходимо подняться по административной лестнице, то в данном случае будущей аудиторией имиджа могут быть администрация этого учреждения, а также коллектив.

Итак, в ходе реализации оргтехнологий определение характера аудитории имиджа - одна из первых организационных задач, которые необходимо решать имиджмейкеру.

Вторая оргтехнология называется: определение наличия «проблемы имиджа». На данном этапе необходимо решить вопрос о наличии или отсутствии «проблемы имиджа» и найти ответы на следующие вопросы:

1) какое мнение должно быть у аудитории имиджа о данном клиенте, т.е. каким должен быть status id - идеальное состояние мнения о клиенте? Ответ на этот вопрос должен быть получен либо в ходе предварительной беседы с клиентом, либо когда клиент знает только задачу, в ходе специального социологического исследования: какие характеристики прототипа имиджа будут вызывать положительное (или отрицательное) отношение к нему со стороны членов аудитории имиджа;

2) каким является в данный момент мнение аудитории имиджа о данном клиенте, т.е. каким является status quo — фактическое состояние мнения о клиенте? Ответ на этот вопрос может быть получен в ходе социологических исследований аудитории имиджа.

3) есть ли расхождения между status id и status quo?

Если выявлено, что данные статусы совпадают, т.е. что у данной аудитории имиджа мнение о данном объекте такое же, какое и необходимо клиенту, то делается заключение: нет необходимости в формировании подобного имиджа клиента, т.к. он уже существует. В данном случае устанавливается отсутствие «проблемы имиджа».

Если выявлено, что у данной аудитории имиджа мнение о клиенте не совпадает с тем, которое ему необходимо, констатируется наличие «проблемы имиджа» и принимается решение о формировании у данной аудитории имиджа необходимого мнения.

При формировании имиджа имеется несколько уровней целеполагания:

1) создание в психике членов аудитории нужного образа данного объекта;

2) создание у аудитории определенного мнения о данном образе (объекте);

3) образование аттракции - психологического притяжения к данному объекту членов аудитории (либо отторжение от него).

Как правило, при формировании имиджа создается положительное мнение об объекте (возможно и отрицательное). Положительное мнение как результат процесса формирования имиджа — это оценка данного объекта как обладающего хорошими качествами, определенными достоинствами, как полезного, значимого, отвечающего определенной системе ценностей либо аудитории, либо - даже всего человечества.

Похожие диссертации на Игровая модель формирования имиджа в социокультурном контексте