Содержание к диссертации
Введение
1.Отражение идеи государственности в истории культуры с. 12
1 Понятие государственности и основные направления его изучения с. 12
2. Идея государственности в философской и культурологической мысли с.29
3. Идея государственности в истории политико- правовой мысли с.56
4. Отражение идеи государственности в художественной культуре с.71
Выводы по первой главе с.89
2. Идея государственности в современной русской гуманитарной культуре с.93
1 Идея государственности в современной русской политико- правовой мысли с.93
2. Отражение идеи государственности в современной русской художественной культуре с. 110
3. Идея государственности в современной отечественной культурологии с. 122
4. Место и значение идеи государственности в современной русской гуманитарной культуре с. 138
Выводы по второй главе с.154
Заключение с. 157
Список литературы с. 161
- Понятие государственности и основные направления его изучения
- Идея государственности в философской и культурологической мысли
- Идея государственности в современной русской политико- правовой мысли
Введение к работе
Актуальность исследования: Современная социокультурная ситуация в России характеризуется изменениями во всех сферах её бытования и особенно актуализируется в идее государственности. Ее идеал, сфокусированный в разнообразных формах выражения в рамках гуманитарной культуры, может являться нравственно- мировоззренческим ядром дальнейшего развития нашей страны.
Идея государственности относится к кругу основополагающих проблем истории русской гуманитарной культуры. В рамках последней, изучаемая идея является стержневой, поскольку встраивается в разнообразные формы её проявления: художественную культуру, философскую, культурологическую, политико- правовую мысли и аккумулирует в своём содержании многообразие формулировок общественно- значимой тематики: вопросов государственного устройства и национально-культурной идентификации, определение места и значения России в международном политическом пространстве, проблем национальной идеологии и патриотизма. То есть, являясь ценностной, теоретической формой размышлений русской культурно- исторической общности о своей государственной, геополитической сущности, идея государственности выступает интегративным фактором гуманитарной культуры России. Это придаёт указанной идее характер константы русской гуманитарной культуры, которая формирует её целостность и типологическую особенность.
Изучение идеи государственности как центральной проблемы гуманитарной культуры России имеет ярко выраженную практическую значимость для современного общественно- политического, духовно-культурного развития страны. В настоящее время важно найти те ценности, которые могли бы стать основой формирования единой общегосударственной идеологии обновляющегося политического, экономического, социального, духовно- нравственного бытия российских граждан, что в свою очередь требует осмысления роли государства как важного фактора культурно- исторического
з
развития России. Это обусловило актуальность изучения идеи
государственности и её места и роли в сфере гуманитарной культуры,
поскольку гуманитарная культура является фондом накопления тех ценностей,
которые в дальнейшем могут служить гуманистической основой формирования
новой общественной идеологии и находят отражение в идее государственности.
Идея государственности не только объединяет в себе гуманитарные ценности, обладающие общественно- политической, культурной значимостью, но и формирует определённые нормы их восприятия, основанные на разнообразии способов выражения данной идеи, таких как: художественные аллегорические образы России, философские утопические идеалы государства, политико- правовые модели государственного устройства и т.д. Поэтому смысл идеи государственности раскрывается через символику той или иной сферы гуманитарной культуры и воспринимается как на личностно- психологическом, так и общественно- политическом уровнях. В связи с этим чрезвычайно значимой становится проблема исследования отражения идеи государственности в русской гуманитарной культуре, с позиций её знаково-символического выражения, что позволит выяснить ценностные основания современной российской общественной идеологии, механизмы её формирования и пути дальнейшего развития.
Рассмотрение идеи государственности в комплексе форм её проявления в гуманитарной культуре России, не только способствует систематизации отдельных аспектов изучения данной проблемы, но и позволит наиболее полно выявить степень её общественно- культурной значимости. Кроме того, в ракурсе культурологического знания данная проблема может рассматриваться как гуманитарный фактор развития современного российского общества.
Изучение указанной идеи в рамках обозначенной темы ранее не проводилось. Данное исследование поможет развитию тех направлений современной культурологии, которые напрямую связаны с проблемой ценностно- смысловых, символических оснований идеологических проявлений в гуманитарной культуре.
Степень научной разработанности проблемы:
На сегодняшний день источниковедческий фонд изучения указанной проблемы располагает целым пластом публикаций, затрагивающих отдельные вопросы идеи государственности. Он включает в себя труды зарубежных и отечественных философов, культурологов, политологов, социологов, историков.
Большой массив исследований был посвящен изучению такого аспекта идеи государственности как взаимоотношение государства и власти с различными сферами общественной жизни, происхождение государства и производных от него институтов. К этой проблеме обращались мыслители, начиная с Античности и заканчивая второй половиной 19 века (Аристотель, Платон, Цицерон, Т.Мор, Н.Макиавели, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ж.Руссо, Ш.Монтескъе, Д.Вико, Г.В.Гегель, Ф.Энгельс, О.Шпёнглер, Н.Я.Данилевский.).
В современной западной теоретической мысли: в трудах Альбрехта А., Доминика Руссо, Буржуа Б., Элкина С.Л., Грамши А., Хабермаса Ю., Бенжамина Р., Дюваля P., Fiedler R.A. (Филдера P.A.), Hantington С. (Хантриштона С), Keep J.L.H. (Кипа Д) рассматриваются преимущественно социально-политические аспекты проблемы государственности.
Исследования, посвященные изучению государственности, в рамках русской истории и культуры, являются дробными и одноаспектными. В относительно самостоятельную область исследования выделилась проблема изучения этических аспектов государственности в религиозной философии. Она представлена трудами русских философов: В.С.Соловьёва, Н.А.Бердяева, Е.Н.Трубецкого, Г.П.Федотова, И.Яковенко, пытавшихся найти социально-культурные взаимосвязи религии и государства в контексте исторического развития России.
Элементы изучения государственного строительства через призму формирования исторического сознания и общественной идеологии
предпринимались в трудах Н.А.Бердяева, П.Н.Милюкова,
Н.Н.Страхова, Д.С.Лихачёва, А.В.Лубского, И.В. Можайсковой, С.С.Аверинцева.
В современной отечественной исторической, философской, культурологической мысли исследования чаще всего посвящаются изучению места и роли государства в судьбах российской культуры: славянофильской, западнической, евразийской идеологии, исторической общероссийской правовой идеологии, национальной государственной идее России. Данный круг вопросов рассматривается в трудах Байниязова Р.С, Бегинина В.И., Валицкого А., Владимирова А.И., Володина А.И., Егорова Г.В., Кожинова В., Можайсковой И.В., Пул Р.Э.
Проблема власти в контексте общей проблемы государства рассматривалась в трудах Анипкина М.А., Егорова Г.В., Латипова А.Д., Ледяевой О.М., Гвоздковой Т.А., Махадео С.С.
Политико-правовой аспект в изучении российской государственности отражён в трудах Азаркина Н.М., Исаева И.А., Золотухиной Н.М., Аникевича А.Г., Бегинина В.И., Ледяева В.Г., Осадчего Н.И., Латипова А.Д., Коржихиной Т.П., СенинаА.С.
Ценностные основания становления и развития государственной идеологии России исследовались в трудах Юшковой Ю.Г., Морева Л.М., Сёминой B.C., Кузнецова А.Ю., Кондакова И.В., Галимбековой Ф.С. и др.
Обширно представлена в современной отечественной социологической, политологической, философской, юридической, исторической литературе проблема демократической государственности как элемента и инструмента построения гражданского общества, которая активно разрабатывается такими российскими учёными как Бессонов Б.Н., Гаджиев К.С, Голенкова З.Т., Левин И.Б., Барзилов СИ., Чернышёв А.Г., Магомедов К.А., Матузов Н.И., Резник Ю.М. и др.
Несмотря на представленное разнообразие концепций, подходов и гипотез, посвященных изучению отдельных сторон государственности, в целом анализ
6 её как знаково- символической системы ранее не проводился. Более
того, в отечественной и зарубежной культурологии отсутствуют работы,
посвященные изучению русской государственности как идеи, включённой в
систему культурных гуманитарных ценностей, выполняющей интегративную
функцию.
В связи с этим целью работы является изучение идеи государственности в качестве важной составной части текста русской гуманитарной культуры, выраженной знаково- символической системой ценностей, структурированной и типологизированной.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
І.Вьіявить значимость и формы отражения идеи государственности в русской гуманитарной культуре;
2.Изучить идею государственности как текст культуры, посредством герменевтического метода исследования;
З.Исследовать специфику знаково- символического выражения указанной идеи в русской гуманитарной культуре;
4.Выявить и обосновать значение идеи государственности в гуманитарной культуре;
5.Вычленить культуроформирующие компоненты идеи государственности, отражённые в различных сферах гуманитарной культуры в интегративном факторе ее бытования.
Объектом исследования выступает проявление идеи государственности в контексте русской гуманитарной культуры.
Предмет исследования: Теоретические, художественные, знаково-символические формы отражения идеи государственности, содержащиеся в хронологически и типологически структурированных памятниках русской гуманитарной культуры.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Диссертационное исследование основывается как на общефилософских, культурологических принципах изучения идеологических явлений и процессов, так и на использовании методологии и теоретических концептов отечественной и зарубежной философии, политологии, культурологии. Базовыми позициями стали концепции о значении и роли идеи государственности в системе гуманитарной культурно- исторической целостности России.
Основными методами исследования являются :1.Метод системно-структурного исследования и семиотического анализа; 2.Типологический метод; 3.Контент - анализ научной литературы; 4.Герменевтический метод.
Научная новизна исследования:
І.Разработаньї параметры системно- структурного подхода в исследовании идеи государственности в русской гуманитарной культуре. К ним относятся: а)систематизация выражения идеи государственности в формообразующих и тематико- хронологических блоках; б)выявление внутренних принципов её организации в: философской, культурологической, политико- правовой, художественной формах, рассматриваемых как поле бытования данной идеи в гуманитарной культуре России.
2.Идея государственности рассматривается как текст гуманитарной культуры, транслирующий информацию посредством знаков-символов и создающий собственную систему общественно значимых ценностей: геополитическая общность населения, идейно- мировоззренческое единообразие;
З.Выявлены и проанализированы спецификации форм отражения идеи государственности: мировоззренческая ориентация философской мысли; интегративный фактор культурологического поля бытования; актуально-практическая значимость политико- правовых теорий; образно- ассоциативная характеристика художественной формы, что в целом создает сущность её знаково- символической выраженности.
4.Изучены факторы влияния идеи государственности на развитие и содержание русской гуманитарной культуры, формирование её' типологической особенности: мировоззренческий, регулятивный, интегративный;
5.Исследованы культурообразующие компоненты идеи государственности, выполняющие интегративные функции в гуманитарной культуре России-идеологический, религиозный, внутриполитический.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении механизма формирования идеи государственности и его включённости в структуру русской гуманитарной культурно-исторической системы ценностей, в построении её теоретической конструкции.
Практическая значимость исследования состоит в формировании комплексного подхода к изучению идеи государственности в рамках исторического развития и функционирования идеологических концептов в русской культуре. Данные, полученные в результате диссертационного исследования, могут использоваться при написании общих и специальных работ по теории и истории российской культуры, истории российского государства и права, а также в лекционных курсах по истории государства и права, теории культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1.В научном пространстве культурологии идея государственности представляет собой знаково- символическую систему, включающую в себя несколько уровней функіщонирования: 1)идейно- теоретический, знаками принадлежности к которому являются философские, культурологические, политико- правовые, художественные теории изучаемой идеи; 2)понятийный, куда относятся а)понятш составные, включающие комплекс представлений об элементах идеи государственности, ^единичные, представляющие собой понятия, художественные образы, выражающие значение идеи государственности в комплексе их применения к объяснению объективной её сущности;
2.Идея государственности представляет собой текст
культуры, организованный в знаково- символическую систему. Знаки-символы, организующие структуру данной идеи, находятся в ассоциативной связи с её характеристикой как реальностью и несут развёрнутую информацию о содержании образно- теоретических формулировок. Рассмотрение идеи государственности как единого сложно организованного текста аккумулирует в одном смысловом пространстве научные и художественные, политические и философские тексты, представляющие в совокупности одну культурно-историческую эпоху.
З.Идея государственности имеет различные формы выражения, среди
которых можно выделить: а) Философскую (ориентированную на общие
мировоззренческие, политические, национальные характеристики
государственности); б) политико-правовую (характеризующуюся
направленностью на формирование предложений по практической актуализации и реализации деятельности, ориентированной на решение проблем государственного устройства в соответствии с предложенными целями и задачами); в) художественную (выражающую знаково-символическое значение идеи государственности в контексте существования художественно-смысловой системы общественных ценностей); г) культурологическую, являющуюся интегративным фактором названной идеи в пространстве гуманитарной культуры. Каждая форма выражения идеи государственности представляет собой поле бытования в рамках целостной гуманитарной культурно- исторической системы России, где данная идея- есть комплекс смысловых, знаковых, содержательных, семантических и аксиологических элементов. Последние отличаются постоянной структурной целостностью в рамках всего культурно- исторического её развития.
4.Идея государственности в пространстве культуры представлена как культурно- историческая система функционирования и рассматривается в качестве мегасистемы в ракурсе всеобщности и общечеловеческой значимости её ценностных характеристик. Вместе с тем она является внутренней формой,
объединяющей разные варианты идеологических направлений
отечественной гуманитарной мысли. Это характеризует её как
культуроформирующую ценность, являющуюся интегративным,
мировоззренческим, регулятивным фактором развития русской гуманитарной культуры.
Гуманитарная сфера функционирования идеи государственности представляет собой форму теоретической самодетерминации культурно-исторической общности в комплексе смыслов, ценностей, сгруїіпированньїх в разнообразных полях бытования данной идеи.
5.Идея государственности объединяет в себе историко- культурное своеобразие России и содержит в себе «нейтральные» культурообразующие компоненты, способные выполнять интегративные функции, а именно: а)идеологический («мессианизм», сплачивающий общество на религиозно-патриотической основе, официальная государственная идеология монархизма, идеология славянофильства и западничества, социалистическая идеология, теории демократического устройства и т.п.); б)религиозный (христианско-языческий синкретизм, ставший возможным, благодаря официальной политике христианизации Руси, проводимой светской и религиозной властями); в)внутриполитический компонент, объединяющий социальные слои общества на принципах «служения отечеству и государю», «борьбы за светлое коммунистическое будущее», перестройки всех сторон социальной, экономической, политической, духовной жизни на основах демократизации и социальной справедливости, идеи укрепления вертикали исполнительной власти. Эти компоненты сплачивают общество на социальном, этническом, конфессиональном уровнях. Они способны осуществлять универсальный смысл (внеэтнический, внесословный, внерелигиозный), формирующий определённый ценностно-смысловой тип русской гуманитарной культуры.
Идея государственности на протяжении всей истории нашей страны выступала доминантной формой социальной интеграции, задавая единый для
II
российского общества нормативно- ценностный порядок как
символической основы культурно- национального единства.
Апробация работы: Основные теоретические положения и результаты исследования излагались на межвузовских научно- практических конференциях «Державинские чтения» (2001-2004гг.); международной научно- практической конференции «Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии», Тамбов 2003; всероссийской научно-практической интернет- конференции, Тамбов 2004; в межвузовских сборниках научных трудов.
Понятие государственности и основные направления его изучения
Изучение государственности как особого социально- культурного феномена занимает умы исследователей с глубокой древности и до наших дней. Невозможно назвать какого-либо известного философа или культуролога, которые совсем не касались бы темы государственности в каком- либо аспекте.
В обыденном сознании власть, государство и политика отождествляются. Как правило, в массовом сознании государство и власть приобретают образ символа высшего судьи, идеала национальной нравственности. Подобный синтез часто именуется термином «государственность».
В современной научной литературе термин «государственность» употребляется в различных смыслах: А) Как синоним государства вообще, государства того или иного типа (буржуазное, социалистическое и т.д.) а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа; Б) Для обозначения системы (механизма) диктатуры определённого класса или политической организации общества; В) Для обозначения системы органов государства - государственного аппарата; Г) При объединении в определённые группы каких-либо общих черт или признаков государства (например, тоталитарного, демократического государства).
Понимание сути «государственности» в основном связано с теми или иными характеристиками государства. Но, хотя понятие «государственность» этимологически и связано с понятием «государство», но не тождественно его частичным характеристикам. Соотношение этих понятий можно проследить, пользуясь определениями данными в энциклопедических словарях.
В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля такие понятия как «государство», «государствовать» являются производными от слова «Государь». «Государство ср. царство, империя, королевство, земля, страна под управлением государя // Стар. Государствование, власть, сан и управление государя.1 Термин «государственность» не употребляется В. Далем, что позволяет утверждать о более позднем его происхождении.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова государство трактуется как «1) Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры; 2) Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.». «Государственность» понимается как «государственный строй, государственная организация».2
В публицистической мысли государство часто рассматривается в качестве основного института политической системы. Понятие «государственности» в публицистике как правило отождествляется с формами проявления функций государства в обществе. А.И. Владимиров даёт следующее определение государству: «Государство как система власти и управления осуществляет политику и руководство страной, организует, регулирует и контролирует совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций»3
Смысловое поле понятия «государственность» достаточно велико, что находит своё подтверждение в ряде зарубежных и отечественных исследований. Однако следует отметить, что термин «государственность» с античности до начала 20 века в отечественных и западноевропейских теориях в семантическом выражении сопоставим с проблемой взаимоотношения государства как политической организации общества с самим обществом как совокупностью граждан, подчинённых определённым законам общественного бытия, понимаемого в рамках существующей системы ценностей определённой эпохи, определённого общества. Другие аспекты понятия «государственность», связывающие его со всеми сферами культурно-исторического существования человека, изучаемого в комплексной структуре политических, философских, социологических, религиозных, исторических, культурологических теорий не находят в указанный период должного отражения.
Идея государственности в философской и культурологической мысли
Философская мысль располагает рядом универсальных характеристик по поводу идеи государственности. К ним следует отнести критерии оценки философских теорий, в которых отразилась данная идея и типологию их анализа. Типология философских учений, посвященных идее государственности может основываться на классической историко-тематической классификации, в которой выделяются Восточные концепции, Античные, Средневековые Западноевропейские, концепции эпохи Возрождения, Просвещения, философии Нового времени, в российской философской мысли, современные философские концепции. Критериями оценки идеи государственности в данных тематических блоках являются: 1)Культурно- историческая обусловленность основных ценностных характеристик идеи государственности; 2)теоретическая неделимость собственно философского текста и специфических символов идеи государственности; 3)обусловленность содержания идеи государственности методологией ассоциативного сопоставления общефилософских смыслов со смыслом идеи государственности в её реальном выражении.
Теоретическое обоснование идеи государственности можно условно разделить на две части: философская и культурологическая мысль, граница между которыми является условной и определяется формой, но не содержанием, так до начала 20 столетия культурологический фон общественно и теоретически значимых проблем культуры ещё не выделился в самостоятельную предметную область изучения. Изучаемая проблема в её культурологической значимости реконструируется в процессе выявления акцентов на обусловленных гуманитарной культурой значениях, ценностях и нормах. Мировоззренческий аспект изучения государства в рамках философского знания обусловливает периферийность его культурологического рассмотрения. То есть, идея государственности в культурологической интерпретации (Западноевропейской, Восточной,
Российской) представляет собой результат разграничения философской мысли на мировоззренческие и культурно - функциональные аспекты.
В рамках античной философии сущность идеи государственности видится как соотношение природного и нравственного. Идея государственности в трудах Платона, Сократа, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков, Антисфена, киников представляет собой символику духовных начал человеческой личности («возвышение души», аскеза, атараксия) и их соотношения с государством как политической системой, противопоставленной человеческой индивидуальности и одновременно служащей формой организации индивидуальных проявлений человеческой жизни в собственно общество.1 Символом античной идеи государственности является антиномия природного и нравственного, образно выраженная в соотношении аполлонического и дионисийского начал как естественных непосредственных основ идеи государственности, представляющих собой её образную, художественно мифологическую конструкцию и общественно значимых разумно выстроенных её оснований. «Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчёлы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа...ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарён речью... Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создаёт основу семьи и государства».2 Данная знаково- символическая поляризация ценностных оснований античного типа идеи государственности может быть выражена в противопоставлении понятий: 1 Национальное, мера, золотая середина, иллюзорно оптимистическое, состояние покоя, индивидуальность- 2)иррациональное, безмерное буйство, трагико- героическое, беспокойство, неудовлетворённость, уничтожение индивидуальности через мистическое единство. Представленные полюсы понятий образуют две античные философские модели идеи государственности - объективно-психологическую (Дионисийское) и искусственно- конструктивную (Аполлоническое). В эпоху средневековья идея государственности встраивается в контекст общих размышлений о совершенстве человека. Средневековая идея государственности - это противопоставление «греховной» реальности и «духовного» идеала.1 В качестве реальности выступает собственно государство со всеми его атрибутами - властью, обществом, отношениями; в качестве «духовного идеала» выступают те же атрибуты государственности, но уже в качественно ином восприятии - как моментов человеческого совершенствования, относящегося к идее государственности этическими сторонами. Основными качественными характеристиками средневековой идеи государственности в их обобщённой символической выраженности являются: каноничность, религиозный символизм, дидактизм, учительство, универсальность, психологическая самоуглублённость. Идея государственности в данном контексте выделяется как образно- ассоциативное сопоставление философских мировоззренческих ценностей и нравственно- религиозных идеалов государственного строительства, затрагивающих как правило этические его моменты. Данная тенденция встраивается в контекст философских размышлений Тертулиана, Оригена, Августина Блаженного, Ф.Аквинского, Р.Бэкона
Идея государственности в современной русской политико- правовой мысли
Современная русская гуманитарная культура как один из исторических этапов её развития обладает определённой степенью преемственности в различных своих аспектах - этическом, аксиологическом, знаково-символическом. В процессе современного поиска нравственно-мировоззренческих основ новой общественной российской идеологии данная преемственность имеет важное методологическое значение. Она способствует поиску традиционных ценностных ориентиров современной идеологии и формированию новых ценностей на основе принципа диалектической преемственности. Поэтому при определении содержания современной идеи государственности важное значение имеет анализ её ценностно- смысловой преемственности как важного методологического фактора, организующего целостность и культурную обусловленность различных проявлений общественной идеологии.
Политико- правовые ценности в гуманитарной культуре в целом и российской, в частности, имеют важное практическое значение-координируют общественные и индивидуальные проявления деятельности, направленной на изменение общественно- значимой действительности. В условиях современной российской политической, социальной, экономической, культурной ситуации данное значение находит своё непосредственное выражение в структуре идеи государственности, составляя её этико культурологический компонент. Этико- культурологический компонент государственности характеризуется включением в контекст её" теоретической выраженности элементов нравственной, регламентации как в рамках общественного сознания, так и в практической реформистской деятельности.
Современное культурологическое изучение политико- правового поля идеи государственности можно определить как выражение меры освоения социальным субъектом (на уровне группы или личности) идейно-теоретических основ мировоззрения, системы взглядов, имеющих непосредственное отражение в гуманитарной сфере российской культуры в культурно- исторической ретроспективе.
Любая социальная система, в том числе и система права, существует в рамках базовых принципов и начал, опирается на соответствующие им типы общественного сознания, включая элементы определённых представлений о культурно- историческом развитии государства в данный период; в ментально- культурологическом смысле определяется данными элементами, как культурно- психологическими предпосылками своего развития и гармоничного функционирования в соответствии с принципом преемственности в развитии любого общественного явления. В связи с этим следует признать существование правового сознания, как структурного элемента системы общечеловеческих, в том числе и Российских культурно-исторических ценностей. В период с 11 по 20 века отечественное правосознание характеризовалось процессом поиска национального идеала государственности, соответствующего культурным ценностным и смысловым приоритетам исторических эпох, требующих закрепления в часто меняющихся политических целях государства, но тем не менее имевших определённую идеологическую преемственность по вопросам власти.
Современное правосознание не имеет единого принципа формирования политико- правового идеала государственности что объясняется амбивалентностью ценностно-смысловых установок современного государства не вырабатывавшего направления своего культурно-исторического развития в соответствии с новым социально-политическим статусом страны. Исследователи современной политической ситуации в России: В. В. Согрин,1 Дробышевский B.C.,2 Плешаков А.П.3 и др. подчёркивают, что новые целевые установки потеряли идеологическую преемственность по линии соотношения власти с обществом. В комплексе анализа мнений указанных авторов и многих других исследователей, можно выделить некоторые существенные характеристики современного российского правосознания:
1 .Революционный переход от одной социальной системы к диаметрально противоположной привёл к тому, что российское теоретическое правосознание вынуждено было адаптироваться к ценностям западного политического и правового либерализма;
2.Современное российское правосознание находится в кризисном состоянии в процессе искания новых правоаксиологических установок;
3.Специфика современного российского правосознания проявляется также во взаимодействии с политико- правовой культурой общества, в характерном образе восприятия правовых ценностей;
4.Российское правосознание чрезмерно заполитизировано, что придаёт ему несвойственные политические черты;
5.Современному российскому правосознанию присуща эклектичность воззрений, представлений, взглядов, идей.