Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России Кривощекова Гульнара Анваровна

Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России
<
Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кривощекова Гульнара Анваровна. Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01.- Тюмень, 2003.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/558-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема героизма в культурологии 14

1.1. Осмысление героизма в истории культуры 14

1.2. Понятие героизма 37

1.3. Героический опыт в культурно-историческом бытии народов Европы 46

1.4. Духовное величие человека как источник героизма 66

Глава 2. Онтология героизма 80

2.1. Сакрализация подвига в мифомышлении. Становление героического сознания 80

2.2. Герой как динамический центр культурного процесса. Подвиг как способ реализации социального идеала 102

2.3. Кризис европейской культуры и метаморфоза

героического мифа 118

2.4. Специфика представлений о героизме в России 132

Заключение. Героическая духовность в современном мире 143

Литература 147

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В советский период героизм был одной из наиболее популярных тем в этике и эстетике, а героизация «советского образа жизни» - частью идеологии и пропаганды.

Когда в конце двадцатого столетия идеал советского человека отошел в прошлое, а духовная жизнь России ознаменовалась переоценкой ценностей, распространилась идея о том, что героическое как проявление высокой нравственности совсем исчезло из современного прагматического «общества потребления».

Однако сегодня постепенно приходит осознание того, что нельзя
жить спокойно и счастливо в мире, где все еще не преодолены многие
социальные пороки: бездуховность, нарушение прав человека, нищета,
эксплуатация... К концу столетия с особой остротой обозначились
многие общественные противоречия: межнациональные,

межконфессиальные, межгосударственные. Войны, в том числе и локальные, вновь обостряют «черно-белое» восприятие жизни, способствуя высвобождению скрытой, подавляемой ранее ненависти и агрессии, толкая людей на крайние меры для достижения эгоистических целей.

Все отчетливее обнаруживается односторонность суждений о предсказуемости мира и возможности обретения человеком полного контроля над процессами природы и общества, которые были столь характерными для многих мыслителей XIX - начала XX века и остаются распространенными сегодня. Эти представления породили мысли о том, что героизм как деятельность в экстремальных, непредсказуемых условиях, направленная на служение человечеству, исчезнет навсегда. Но эти представления не учитывали всей сложности бытия. Современный человек все чаще сталкивается с самыми непредсказуемыми, разрушительными явлениями как в самом обществе (например,

международный терроризм), так и с явлениями природы,

спровоцированными, зачастую, деятельностью самого человека,

создающие экстремальные, опасные для жизни, ситуации, требующие героического поведения, основанного на разуме и высочайшей моральной мотивации.

Не оправдывает надежд и перенос всей ответственности за решения,
касающиеся судеб людей, только на государство. Устранение из
общественной жизни личностного участия и ответственности
конкретного человека за свою жизнь и судьбу своей страны и даже всего
человечества вырабатывает потребительские установки и

безответственность индивидов. Поэтому проблема становления

гражданского общества - это проблема формирования социально ответственной разумной личности. Раскрытие же сущности героизма с позиции понимания его как субъекта культуры, позволяет проникнуть в тайну становления Личности. Особую роль играют герои в полноценном воспитании молодежи; без них невозможно становление государственности.

Сегодня необычайно важна реабилитация нравственных общечеловеческих ценностей, без которых у общества нет будущего; возникает потребность по-новому осмыслить место и значение героизма в процессе становления и развития культуры Европы и России. По мысли Вяч. Иванова, герой - это и есть давнее имя личности, а потому только героическое сознание, воспринимающее все происходящее с миром «как происходящее с самим собой» (Д. Вико), может быть социально ответственным.

В таком контексте проблемой данного диссертационного
исследования становится выявление роли и места героизма в
современной культуре европейского типа. Актуальность темы

исследования обусловлена глубокими изменениями в культуре на протяжении всего XX века, продолжающимися по сей день. Наше время

предъявляет новые требования к человеку, вновь проверяя его на жизнеспособность. В переломные для существования культуры эпохи люди всегда воскрешают образ Человека-героя. Качественные изменения в культуре требуют поиска нового типа человека, адекватного изменяющемуся миру. В условиях хаоса и аномии герой выступает духовным ориентиром для общества, оставляя заметный след в культуре и память о себе в истории.

Паразитируя на потребности общества в героических ориентирах, возникает целый сонм созданных с помощью технологий псевдогероев, которые с экранов и страниц книг пропагандируют ненависть, насилие, самоубийство; а также политиков, эксплуатирующих образ героя не всегда в бескорыстных целях. Поклонение героям сегодня - зачастую поклонение созданным искусственно образам-призракам. В такой ситуации особенно важен разумный и критический взгляд на личностные образцы, предлагаемые общественности средствами массовой информации; важно понять, к чему апеллируют эти образцы - к низменным инстинктам «толпы», что характерно для лжепророков и псевдогероев, преследующих эгоистические, корыстные цели, либо к сознанию и совести сообщества разумных людей, созидающих уникальную культуру.

Справедлива мысль польской исследовательницы нравов М. Оссовской о том, что нельзя понять какую-либо культуру, не зная, какие образцы лежат в основе ее социально-воспитательной деятельности. Для современной же культуры характерно сомнение в возможности существования героизма в нынешних условиях и острая потребность в нем. Общество ждет и ищет новые личностные образцы, новых героев, которые помогли бы другим раскрыть смысл жизни в современной культуре, переживающей кризис.

Таким образом, понимание героизма как высвобождения в экстремальных условиях (и в кризисные периоды культуры) внутренних,

6 скрытых до времени творческих сил человека, позволяет глубже понять процессы, происходящие в недрах общества, в их связи с индивидуальным существованием человека.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что существует большой объем литературы о героях, проблема сущности героизма до XX столетия была мало исследована и отражена, в основном, в работах Д. Бруно, Т. Карлейля, А. Рено, Г.В. Ф. Гегеля.

Замечательную попытку осмыслить истоки героического энтузиазма предпринимает Джордано Бруно, исследующий героические порывы собственной души, в одиночку противостоящей средневековой ограниченности. Известна и знаменитая работа Томаса Карлейля «Герои, почитание героев и героическое в истории» как образец восхищенного преклонения перед историческими героями, исследующая феномен появления героев в истории, их влияние на прогресс всего человечества. Менее известен труд французского автора Армана Рено «Примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов», где затрагивается проблема соотношения в историческом процессе личностного и общественного. При всей значительности этих трудов все же в них остается не выявленной внутренняя связь духовности героической личности с конкретно-историческими и общекультурными условиями, не рассматривается процесс ее становления; появление героя и его устремления обосновываются идеалистически - через идею божественного провидения (Д. Бруно, Т. Карлейль). Для понимания взаимосвязи героизма с процессом исторического развития, а также роли в нем исторических героев, очень значимы работы Г. В.Ф. Гегеля.

Осмыслению героизма применительно к жизни православного российского интеллигента посвящена работа русского философа С.Н. Булгакова «Героизм и подвижничество». Проблему героизма с точки зрения православия затрагивают в своих работах Н. А. Бердяев, И.А Ильин, другие русские религиозные философы.

В конце XIX - начале XX века тема героя и героизма берется на вооружение российскими марксистами. Марксистская концепция героизма пересматривает историю с позиции классовой борьбы, героическими в ней признаются те образы, которые отвечают идее революционного преобразования мира. Здесь привлекает внимание работа Г.В. Плеханова «К вопросу о личности в истории»; пропитанная идеалами революции работа Ж. П. Лафарга «Образование героического идеала»; лекция советского общественного деятеля А.В. Луначарского «Героизм и индивидуализм».

Немало работ, пропагандирующих героизм, появилось в рамках
марксистско-ленинской этики. Особенно популярна эта тема была в СССР
в 50 - 70 годы. Именно в этот период началось освоение целинных земель,
северных регионов, разворачивались комсомольские стройки,

требовавшие от людей напряженной работы в экстремальных условиях. Возникла необходимость в изучении факторов, стимулирующих энтузиазм населения страны. Были проведены исследования, раскрывающие этическую и эстетическую стороны трудового и воинского героизма. Они представлены работами Волкогонова Д.А., Мовчан B.C., Селиванова Ф.А., Шестакова В.П., Сушкова И.М., Осадчего А.Я., Кияшенко Н.И., Кучеренко Г.А., Борева Ю.Б. и многих других ученых.

Необходимо особо выделить статьи современного российского историка Е. Сенявской, вскрывающей смысл и специфику процесса героизации в годы Великой Отечественной войны.

Отдельный интерес представляют собой работы отечественных исследователей героического эпоса в русской культуре, дающих богатейший материал для философских обобщений. Это работы В.Я. Проппа, А.А. Потебни, Б.Н.Путилова, Е.М.Мелетинского, глубокие исследования героических культур А. Ф. Лосева и А. А. Тахо - Годи,

выявляющие место образа героя в мифе, эпосе как самостоятельных культурных образованиях.

В последнее десятилетие в нашей стране были изданы работы, раскрывающие функцию мифа в процессе становления личности и роли образа героя в духовном опыте человека. В работах данного направления раскрывается влияние архетипа героя на поведение людей. Это психоаналитические исследования мифологий 3. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Абрахама, О. Ранка, Г. Закса, Дж. Хендерсена, А. Косарева и многие другие.

По-новому позволяют осмыслить истоки формирования героических образов в культуре, антропологические и этнографические исследования архаичных культур К. Леви-Строса, Д. Фрезера, Д. Кэмпбелла, М. Элиаде, М. Мосса и др.

Социологические исследования М. Вебера вскрывают влияние религии на формирование героических (харизматических) символов европейской культуры. В этом направлении интересны, кроме того, работы С. Московичи. Идеологический и религиозный аспекты рыцарства как модификации героизма, раскрывают работы зарубежных историков, исследователей культуры Ж.Ж. Руа, Ф. Кардини, Ж. Флори, этический аспект - работа М. Оссовской «Рыцарь и буржуа».

О героях и героизме в несколько ином направлении размышляет представитель русской дореволюционной социологической школы Н. К. Михайловский в труде «Герои и толпа», где героем выступает критическая личность, умеющая подчинить толпу своей воле. Тему героя и толпы затрагивают зарубежные социологи Г. Тард, Г. Лебон и многие другие исследователи. Среди социологических исследований представляет особый интерес работа П. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда», опубликованная в 1913 году. П. Сорокин вскрывает механизм воздействия социума на личность, который при помощи кар и наград

вырабатывает желательное (героическое, «услужное») и подавляет нежелательное (преступное) поведение.

Среди зарубежных исследований героизма выделяются работы Ю. Мисимы «Голоса духов героев», Ю. Китаямы «Героический этос», Б. Казенса «Портреты героев», Н. Коупленда «Психология и солдат», С. Кука «Героизм в истории», Д' Арну «Семь столпов героизма» и другие, которые еще мало известны в нашей стране. Небезынтересны и опубликованные в зарубежной периодике за последние годы статьи таких авторов, как М. Shermer, A. Schuller, M.W. Jacson, П. Кабакчиева и некоторых других.

Для понимания процессов, происходящих в современном обществе, в современной культуре и в душе человека, важны работы Э. Фромма, К. Ясперса, X. Арендт, М.С. Кагана, В. П. Бранского, B.C. Барулина, А.В. Павлова, И.Т. Касавина и др.

Все эти работы, разные по направленнности, открывают грани феномена героизма и аспекты его изучения, являются основой целостного и сущностного осмысления героизма, его места в истории и культуре европейских народов. Они важны для осмысления проблемы героической личности в современном типе культуры.

Цель и задачи исследовния. Цель данного исследования - выявление сущности героизма, его роли и места в истории и культуре народов Европы и России.

Цель достигается при решении следующих задач:

  1. Анализ представлений о героизме в научно-философской литературе.

  2. Анализ методологии исследования героизма в некоторых современных специальных науках и философии.

  3. Раскрытие сущности героизма.

  4. Исследование онтологии героизма как факта сознания и способа практической реализации социального идеала.

  1. Представление героя как динамического центра культурного процесса.

  2. Исследование изменений представлений о героизме в общественном сознании в связи с кризисом современной европейской культуры.

7. Исследование особенностей героизма в культуре России.
Объектом исследования является единство европейской культуры и

культуры России, рассмотренное в аспекте его эволюции.

Предмет исследования - герой как культурный феномен и героизм как уникальное проявление сущностных сил человека в экстремальных условиях, формирующее и активизирующее процесс культурного развития Европы и России.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Работа является своеобразным звеном, связующим конкретные науки с философско-культурологической основой.

Исследование героизма требует обращения к широкому спектру методов:

  1. Междисциплинарный подход предполагает обращение к философским, научным - в области психологии, психоанализа, этнологии, антропологии, социологии, истории - трудам зарубежных и российских философов и ученых, обращавшихся к теме героизма.

  2. Особое значение имеет психоаналитическое исследование мифов как способ выявления архетипической основы героизма.

  3. Эволюционный аспект культуры, рассматриваемый в диссертации, делает необходимым применение принципа историзма.

  4. С помощью метода сравнения и различения выявляются общие черты в героических образцах разных периодов развития европейской культуры и своеобразие героя российского, соотносится общечеловеческое и групповое, институциональное и индивидуальное в герое.

Научная новизна работы. Впервые герой и героизм рассмотрены как феномены культуры, т.е. в контексте культуры эпох и стран. Герой охарактеризован и как субъект культуры.

Герой исследован не только как тип личности, но и в других аспектах, т.е. комплексно, междисциплинарно.

Дар харизмы рассмотрен как неотъемлемый признак героической личности.

Выявлены общечеловеческие черты героической личности.

Определены и соотнесены различные типы героев и обозначено их место в культурно-историческом процессе через фиксацию в мифе, эпосе и т.д.

Показана связь становления героического сознания и самосознания с уровнем социализации, индивидуации и культурации личности.

В работе доказано, что героизм не есть нечто окончательно ушедшее в прошлое, а живое явление культуры, которое следует поддерживать и развивать.

Положения, выносимые на защиту.

  1. В диссертации устанавливается, что сакрализация образа героя в мифе играла важнейшую роль в традиционных культурах, обеспечивая их формирование (создание системы ценностей), защиту и распространение; формируя основы цивилизации. Раскрытие образа героя как его смыслового центра дает ключ к раскрытию смысла героизма вообще.

  2. В процессе социокультурной динамики героизм обусловливает характер культуры, приобретая разные формы, которые выступают ответом на «вызов времени» (реакция на потребности культуры).

  3. В периоды аномии, распада принятых традиций и норм, происходит деградация общественных отношений. Этот процесс

сопровождается активизацией мифологического мировосприятия и усилением потребности в новом культурном герое и новом идеале. Функцию разрушения устаревшего идеала, «демифилогизации» и «дегероизации» деятельности его адептов берет на себя критическая личность (так наз. герой-трикстер).

  1. Самоосуществление героической личности (культура) связано с преодолением стереотипов обыденного сознания (цивилизация). Трагедия героя состоит в его включенности в диалектическое противостояние между культурой и цивилизацией, и через это трансформируется и развивается культура.

  2. Современные средства массовой информации, существующие по законам рынка и обслуживающие «цивилизацию потребления», продуцируют псевдогероические образцы. Раскрытие технологий героизации позволяет каждому противостоять навязыванию ложных ценностей и ориентиров.

Практическая значимость работы:

Материалы диссертации могут быть использованы в преподаваниии социальной философии, этики, социологии, культурологии, политологии. Особо следует выделить значение диссертации для воспитания в семье и учебных заведениях нравственной личности, которая была бы устремлена к возвышенным идеалам героизма. Работа имеет так/же значение для деятельности СМИ, поскольку возрождает интерес к феномену героизма в повседневной жизни, в условиях формирования гражданского общества.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были апробированы в выступлениях автора на международных, республиканских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Культурологические аспекты развития Западной Сибири» (Тюмень, 1998 г.); «Теория и экология разума» (Тюмень, 2000 г.); «Ломоносовские чтения» (Москва, 2000 г.);

«Философское осмысление судеб цивилизации» (Москва, 2001 г.); «Северный город: проблемы образования, воспитания, развития» (Нягань, 2001 г.). Результаты диссертационного исследования были предметом обсуждения на заседаниях кафедры философии ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова, кафедры гуманитарных дисциплин ТГИИК, кафедры гуманитарных дисциплин филиала ТюмГУ в г. Нягани, кафедры философии ТюмГУ.

Структура и объем диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 190 наименований, в том числе 16 источников иностранной литературы. Содержание диссертации изложено на 160 страницах текста, библиография занимает 14 страниц.

Осмысление героизма в истории культуры

При попытке целостного и сущностного осмысления героизма через ознакомление со сложившимися в истории философской и научной мысли взглядами на это явление исследователь неизбежно сталкивается с многообразием представлений о героях и существе самого героизма. Такое многообразие интерпретаций порождено как динамизмом культуры Европы и богатством проявлений в истории самого героизма, так и различием практических целей, ради которых предпринимались исследования. Это обстоятельство, с одной стороны, затрудняет целостное понимание героизма как многоаспектного явления культуры, с другой же стороны, существенно раскрывает горизонты познания, позволяет глубже и всесторонне изучить феномен героизма в культуре. Само слово «герой» происходит от древнегреческого «heros». В Древней Греции героями назывались главные действующие персонажи мифов, «смертные полубоги» - люди, происходившие от божественных родителей (Ахилл, Геракл) и потому стоявшие на промежуточной ступени между богами и людьми. Героями считались и те лица, которые оказывали и продолжали после смерти оказывать влияние на жизнь сограждан. Ими становились основатели городов, заслуженные законодатели, великие благодетели, прародители племен и общин, к героям относили павших на войне, а также основателей философских школ и крупных поэтов. Таким образом, герой - это выдающийся человек, прославившийся своими подвигами на поле брани или исключительными достижениями в жизни.

В античности образ героя осмысливался, в основном, эстетически: через художественное творчество, мифы, эпос. С жизнью, поведением, поступками героев связывались понятия прекрасного, возвышенного (в том числе, например, «прекрасная смерть»). Но «герой», «героизм» как самостоятельные категории в античной философии не исследуются, потому как герой, со всеми присущими ему качествами и поступками, и считался человеком в полном смысле слова.

Платон и Аристотель в своих трудах рассматривали категории «мужество», «благородство», «смелость», «честь», «достоинство» применительно к человеку добродетельному. Аристотель благородным и мужественным называет того, кто «безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти и всем обстоятельствам, ведущим к смерти», кто действует, «как призывает разум и ради прекрасной цели» [6; С. 51]. Таким образом, античное представление о добродетели связывалось с образом прекрасного разумного человека, Человека в самом высоком смысле этого слова. Хоть тогда еще не было развито понятие личности, тем не менее, личностное начало обнаруживается именно в герое. А им мог быть, прежде всего, свободный гражданин, глубоко мыслящий цивилизованный человек, приносящий пользу своему государству и в этом видящий свое человеческое предназначение. От участия в создании, поддержании, защите общественного блага проистекают вышеназванные добродетели человека.

Для теологии характерно представление о героизме как явлении сверхъестественном, прорывающемся посредством избранных индивидов. Считалось, что появление героев обусловлено самим Божественным Провидением. Идеалистическая концепция не ищет истоков героизма в самой человеческой природе. Она направлена более широко - на постижение богоустановленных закономерностей бытия, от которых не свободен герой. Более того, герой специально направлен Божественным Провидением в мир людей, чтобы открыть им истину, с помощью которой человечество приблизится к счастью. Мыслители-теологи уверены в существовании направления, по которому ведет Божественное Провидение, неизвестное и непонятное большинству людей. Лишь только героям-подвижникам открывается знание этого священного пути. Отсюда - восхищенное преклонение перед гением героев, признание божественного происхождения их души, повелениям которой подчиняется разум.

Мыслитель XVI века Джордано Бруно раскрывает смысл героического энтузиазма - этой внутренней, прежде всего нравственной, устремленности героического человека к Божественной умопостигаемой истине, преодолевающей безобразия земного порока. Через прорыв к истине реализуется предназначение человека. Большинство же людей «погрязают в заблуждении», а их жизненное время «затрачивается на вещи поверхностные, то есть низкие и постыдные». Д. Бруно не только раскрывает в философском произведении [20], но и символизирует собой становление нового человека и нового типа культуры (основа которой -научное знание), в лоне средневековой схоластики пробивающейся через покровы «темного невежества» с помощью Homo heroicus. Он предрекает науке спасительную (героическую) роль для человечества и призывает «благородные умы, вооруженные истиной и освещенные божественной мыслью» «взяться за оружие» против этого невежества, «поднимаясь на высокую скалу и возвышенную башню сознания» [См.: 137; С. 258-259].

Пантеистическое постижение Бога Д. Бруно происходит через постижение единства природы, где единство становится основной чертой Божества. Здесь человечество выступает как частность во вселенской гармонии, а каждый человек - как возможность, либо реализующаяся в активном, имеющем высокие цели действии, либо погрязающая во мраке порока и небытия. Здесь решающую роль приобретает Любовь в высшем смысле этого слова - любовь к Божественной гармонии, открываемой через постижение истины разумом. Чтобы идеи и новые импульсы, дающие возможность сдвига сознания людей, можно было низвести с неба на землю, нужно очень большое духовное напряжение, колоссальная концентрация, фокусировка всех внутренних сил человека. Иногда в истории эту «миссию светочей» берут на себя героические одиночки, выполняющие высшее предназначение. Таковым одиночкой был и сам Ноланец, герой - ученый, философ, воплотивший в своей судьбе свое учение.

Новое видение исторического процесса появляется у мыслителей XVIII - XIX века, что было обусловлено прогрессивным развитием науки, человек же предстал сознательным двигателем этого процесса. Герои приковывают к себе внимание ученых, стремящихся постичь смысл истории через выявление роли и места в ней исторических персонажей. Встречаются противоположные точки зрения: от осуждения их как сильных защитников узаконенной власти (Джамбатиста Вико) до восторженного поклонения и восхищения, «гимна героям» истории (Томас Карлейль).

Д. Вико связывает проявления героизма с определенным уровнем развития человеческой культуры [26]. Он проводит параллель между развитием нации и развитием индивида - детство, юность, зрелость и старость, упадок и смерть, но его занимает дух и облик изучаемых культур, а не отдельный человек. По мысли Д. Вико, на пути прогресса закономерно появляется такая историческая модель общественной жизни, как «Век Героев», наступающий после «Века Богов». Правление героев-аристократов и их прославление присуще молодым нациям и свидетельствует о некоторой незрелости, неразвитости составляющих ее индивидов. Божественное Провидение здесь также присутствует: оно реализует свои намерения через деятельность человека, не осознающего (бессознательное!) последствия своей деятельности. Образы же героев, по мнению Д. Вико, должны рассматриваться как проявления человеческой ментальносте, что присуще конкретной эпохе, однако через которую проходят все народы. Анализируя труд Д. Вико [26], Pons А. подчеркивает следующее: «каждая языческая нация имеет своего Геркулеса. В это время появляется общность мыслей и провозглашается общий смысл ...ощущаемый ...всеми народами, всякой нацией, всем человечеством. ...Тогда появляются первые сказки и первые народные истории, содержащие справедливость» [186; С. 489-505]. Так, с возникновением сообществ людей, связанных единым мироощущением и миропониманием («общей душой»), на основе мифов, возникает первая мораль и осмысливается образ героя - борца за справедливость (причем у каждого народа он свой).

Понятие героизма

Еще большее разнообразие трактовок понятий «герой», «героизм» встречается в обыденном употреблении, и даже «размывание» этих понятий средствами массовой информации. Кого только не причисляли к славному племени героев: и эстрадных «звезд», и политиков (в телепередачах, например, «Герой без галстука», «Герой дня»), и бизнесменов, и людей, достигших общественного признания или просто популярных. Возникли именования «супергерой», «супермен». Что же в них героического, какие подвиги они совершили, на каком основании им «присваивается» звание героев? Очевидно, понятие «герой» становится сегодня при поверхностном использовании сходным с понятием «герой романа», «герой действия», где общее у них - в центральности образа.

Д. В. Ольшанский, говоря о российской современности замечает, что «понятие «герой» - из героической, из романтической эпохи. Оно сейчас несколько... неадекватно» [40, С.46]. Д. В. Ольшанский констатирует факт девальвации понятия, утраты им того значения, которое несло это слово раньше (в советский период). Но герои как образцы для подражания (люди, воспринимаемые как более совершенные) и герои как спасители страждущих были всегда, встречаются они и сегодня. Другое дело, что в само слово «герой» сегодня вкладывается несколько иной смысл, нежели столетия или десятилетия назад - это и имел в виду Д.В Ольшанский. Поэтому возникает необходимость в определении основного смысла понятия «герой» и выявлении современных модификаций героизма. Ведь говорится же, что у каждого времени свои герои, а значит раскрытие образа «героя нашего времени» должно помочь выявлению особенностей современной культуры.

Как уже отмечалось, в «теориях толпы» (С. Московичи, Г. Тард, Г. Лебон) «герой» рассматривается как динамический центр происходящего. В этом случае слово «герой» употребляется в значении «лидер» («вожак»), которое не несет моральной оценки поступков и облика человека. Еще более «очищено» от моральной оценки слово «харизма», в котором присутствует элемент загадочности, притягательности, одержимости (что и влияет властным образом на «массы»). Нужно заметить, что все эти характеристики в древности были связаны с героями; исторические герои также являются «харизматическими личностями». Сегодня же с образом героя не всегда связывают представление о «харизматической» личности.

Героическая личность - это личность, которая способна к героизму, к совершению подвигов - незаурядных, имеющих ярко выраженную положительную ценность поступков. Здесь речь может идти о высоких моральных качествах человека и его возвышенных устремлениях. Героическая личность - это потенциальный герой, актуализирующийся в подвиге. Героизм всегда проявляется в конкретных деяниях, именуемых подвигами. Подвиг - это обычно внезапная реализация героизма, обнаружение через него личности героя, чаще это дело случая, который может быть, а может и не быть. Подвиг может совершаться и обычным человеком, не предполагавшим в себе качеств героя. Подвигом именуются и длительные героические усилия, требующие от человека высокой мотивации, усилий воли, самопожертвования, и даже вся жизнь человека, когда она наполнена героическими поступками или посвящена (целиком подчинена) служению общезначимому идеалу. Именно такой человек является героем в полном смысле слова и его подвиг является не делом случая, а выражает духовную сущность человека, «логику его характера». В нашей работе большее внимание будет уделено именно данному виду подвига, хотя, несомненно, между его вариантами имеется внутренняя связь.

Так, подвиг имеет четкую пространственно-временную ограниченность, и это чаще единичный героический поступок личности (яркая вспышка), несущий глубокий символический смысл для людей и имеющий большое практическое значение в их жизни. Бытие подвига обусловлено экстремальной (непредсказуемой, «внеповседневной») ситуацией, задействующей весь физический и духовный потенциал участвующего в ее разрешении (выхода из нее) человека (группы людей), поэтому подвиг - это всегда прорыв, преодоление препятствий внутреннего или внешнего характера. Подвиг - это способ существования героизма, это и высшая оценка поступка личности.

Героическая устремленность - это внутренняя установка личности, потребность в совершении подвига, подготовка к подвигу, поиск экстремальной ситуации. Но такая устремленность может оцениваться как позитивно, например, в работах Д, Бруно (как «героический энтузиазм») или в марксистско-ленинской этике (как необходимое качество советского человека), так и негативно, например, в работах С. Булгакова (как историческая «нетерпимость и нетерпеливость»), Д. Вико (как проявление «нецивилизованности»). А понятие «геройствование» несет в себе оттенок осуждения неадекватного (неуместного) поведения.

Порою героем становится не тот, кто имеет соответствующие (героические) качества характера, а по случайному стечению обстоятельств. Например, когда в массе народа нарастает недовольство существующим порядком и достигает своего предела, то достаточно незначительного инцидента, который высвобождает скрытое негодование, ввергая общество в смятение и хаос. В этом случае героями формально становятся те, кто, находясь в среде «недовольных», сыграл роль «пускового механизма», а если этот человек оказался страдальцем или «активистом движения» (Емельян Пугачев, например), то сочувствие и симпатии оказываются на его стороне. Со временем его образ, обрастая домыслами, «мифологизируясь», причисляется к героям. Такой «герой» может быть героем в истинном значении этого слова, но иногда это просто более смелый из всех, но не обязательно - лучший; чаще это бывает «случайный» чловек.

Сакрализация подвига в мифомышлении. Становление героического сознания

Существование древнейших мифов о герое-предке позволяет проводить некоторую параллель между архаичными культурами разных народов. Через стадию архаики прошла и европейская культура, развившись на ее основе во многих вариациях через осмысление и трансформацию первоначальных образов и смыслов. Замечено, что образ героя-первопредка имеет много сходных черт с эпическими героями, а его культ позднее переходит в почитание героев исторических. Как справедливо отмечал Н. А. Бердяев (как и П. Флоренский), «культура родилась из культа», и «истоки ее - сакральны», она связана с религиозными основами и символична по своей природе [13; С. 195].

Культура, существуя посредством человеческой деятельности, предстает как «качество внутреннего мира человека, характеризующее его направленность вовне» и как «мир ценностей, способ их творчества, присвоения и изменения» [74; С. 98]. Или как «внутренний мир человека (душа) и выраженность этого внутреннего мира во внешних формах» [129; С. 559]. Одной их этих форм, выражающих душу человеческого сообщества в поэтическом языке, является миф о герое.

Культура - более широкое понятие, чем миф. Но миф, будучи явлением культуры, формирует ее; через миф и его преодоление развиваются и существуют культуры во всем многообразии форм и проявлений; и чем сложнее и динамичнее культура, тем сложнее и утонченнее ее мифология.

Динамичная европейская культура развивалась через преодоление одних мифов и созидание других, отражавших новое миропонимание. Героизм же в его функциях созидания, трансформации и закрепления ценностей, являлся важнейшим инструментом преобразования, развития культуры.

Концентрация в человеке нравственно-культурного начала и его действие во благо общества предстает важнейшим двигателем культурного процесса. Так, исследование разных аспектов героизма: выявление смысла его сакрализации через понимание социокультурной общности как целостного организма с его внутренними регулирующими механизмами (социология); раскрытие процесса становления героического самосознания с помощью исследований психоанализа и культовых практик архаичных этносов (например, роль инициации); прослеживание метаморфоз героического мифа через понимание его как отражения ментальности (души) человеческого сообщества в процессе развития его культуры, а также коллизий, связанных с этим: все это и есть исследование особенностей и этапов творения героическими личностями культуры (посредством ее влияния на сообщество людей и наоборот).

В древнейших верованиях обнаруживаются истоки героических архетипов (матрица), сохраняющихся при изменениях культуры и периодически прорывающихся в коллективном и индивидуальном мифотворчестве в разные времена. Выходя из «глубины бессознательного», архетипы и сегодня оказывают влияние на поведение людей (что издавна используется идеологиями различного толка). Э.Фромм констатирует, что душа современного человека «все еще не вышла из века каменного», хоть и мозг его живет уже двадцатом веке, имея ввиду отставание духовно-психологического развития от развития интеллектуального [154; С. 90 - 91].

Чтобы понять душу современного человека, который «родом из прошлого», необходимо обращение к верованиям тех немногочисленных культур, сохранивших еще черты архаичности. Возможно, в этих верованиях кроется загадка многих культурных явлений, ведь мы признаем, что существует неразрывная связь времен и поколений. «Прошлое - это колодец глубины несказанной ...практически начало истории той или иной людской совокупности» [89; С. 35].

Сакрализация мира была важнейшим инструментом влияния на человека и его поведение, что делало его не свободным, но ответственным за каждый свой поступок перед богом общины (как говорит С. Московичи, «Бог - это общество», и потому Бога можно понимать как смысловой центр «в образе», «стягивающем» общину в единое целое). Этнолог М. Мосс пишет, что представления древних базировались на вере в священное - потустороннее, сакральное, близкое по содержанию понятию «мана». «Мана» объединяет «множество идей, которые мы обозначим такими выражениями, как колдовская сила, магическое свойство вещи, магическая вещь и сверхъестественное существо» [99; С. 194]. Это сила «духов предков и духов природы» [99; С. 207]. Данная категория мифологического мышления свидетельствует о понимании древними людьми взаимосвязи всех вещей, явлений и событий и знании того, что человек своими безответственными действиями может нарушить хрупкую гармонию мироздания, за что неминуемо будет наказан.

Но страх перед силами окружающего мира не должен был парализовать волю человека, что сделало бы проблематичным его существование. Чтобы действовать, человек должен был научиться ориентироваться в мире и «налаживать контакт» со сверхъестественным, «приручая» его (а, по сути, убеждая себя не бояться, создавая иллюзию хотя бы некоторой прозрачности - понятности, освоенности мира). Так, на основе эмпирических наблюдений многих поколений, вырабатывалась мифологическая концепция миропонимания (представляющая собой высочайшую ценность для человеческого сообщества!), и уже реальность, интуитивные догадки и предчувствия органически вплетены в вымысел.

Идея сотворения мира связывалась с мифическим единоборством сил Хаоса и Космоса, а они, согласно верованиям - сакральны, причем Хаос - «праматерь» всего, «начало бытия». «Эта первоначальная ситуация, названная состоянием Хаоса, соотносится как с хаотическим состоянием яйца и эмбриона, так и с райским бессознательным состоянием несотворенного мира» [165; С. 37]. Тяготение к Хаосу постоянно присутствует в мире, Хаос - более древнее образование, нежели Космос, он - обитель и источник «маны».

Космос противоположен Хаосу, представляет собой «божественное творение; он священен в самой своей субстанции и структуре. В расширительном смысле все, что есть совершенного, наполненного, гармоничного, плодоносного, ... все священно». «Космос есть образцовое творение бога, его шедевр» [165; С. 35]. Жизнь - это постоянное творение Космоса, т.е. того пространства, что отвоевано божественным предком (предками) человека у Хаоса, но, хоть и план Космоса разумен, проницаем для разума, однако он постоянно тяготеет к Хаосу. В космически-упорядоченное, отвоеванное человеком у Хаоса бытие, постоянно вторгаются хаотические силы - в виде разрушений, стихийных бедствий, нападения «чужаков», болезней, немощи и смерти; в конечном итоге, к нему ведет нарушение установленных предками законов. Через образы «Космоса», «Хаоса», священного -«маны» формируется «образ мира» и система важнейших принципов поведения, запретов и общезначимых ценностей; возникает первая мораль.

Похожие диссертации на Герои и героизм в культурно-историческом бытии народов Европы и России