Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен украинской вокальной школы в контексте этнокультурологических проблем Антонюк Валентина Гениевна

Феномен украинской вокальной школы в контексте этнокультурологических проблем
<
Феномен украинской вокальной школы в контексте этнокультурологических проблем Феномен украинской вокальной школы в контексте этнокультурологических проблем Феномен украинской вокальной школы в контексте этнокультурологических проблем Феномен украинской вокальной школы в контексте этнокультурологических проблем Феномен украинской вокальной школы в контексте этнокультурологических проблем
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Антонюк Валентина Гениевна. Феномен украинской вокальной школы в контексте этнокультурологических проблем : диссертация ... доктора культурол. наук : 24.00.01.- Москва, 2001.- 428 с.: ил. РГБ ОД, 71 02-24/9-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Исторические и этнокультурные истоки украинского вокального искусства 31

1.1. Введение в проблематику 31

1.2. Культурологический феномен традиционного пения 4й

1.3. Формирование духовно развитых личностей в доклассический и классический период украинского вокального искусства 75

1.4. Выводы 116

ГЛАВА 2 Культурологическая дифференциация основ украинской вокальной школы 119

2.1. Этнокультурные истоки оперно-концертного исполнительства 121

2.2. Исследование диаспорных форм украинского вокального искусства.. 144

2.3. Верификация межкультурных диалогов в сфере вокального образования 161

2.4. Этноискусствоведческое изучение опыта вокального воспитания в НМАУ им. П.И. Чайковского 190

2.5. Формы самореализации выдающихся украинских певцов тоталитарного и посттоталитарного периода 206

2.6. Выводы 220

ГЛАВА 3. Содержания вокально-педагогического творчества 223

3.1. Введение в проблематику 223

3.2. Этнологические градации обучения профессиональному пению . .232

3.3. Проблемы речевой культуры вокалистов 263

3.4. Орфоэпия в художественном пении 279

3.5. Культурно-семиотический аспект украинского вокального тезауруса . 294

3.6. Теория этнокультурной рече-вокальной модальности 30?

3.7. Выводы 329

ГЛАВА 4 Украинская вокальная школа - феномен национальной метакультуры 333

4.1. Эйдос вокальности в контексте национальной культуры 333

4.2. Ситуативные роли украинской вокальной культуры в становлении художественной личности как этнознака 344

4.3. Выводы 377

Заключение 380

Список использованных источников. 385

Введение к работе

Актуальность исследования.

Концептуальной основой украинской культуры была и остается системо-творческая национальная идея. Это роднит ее с другими европейскими культурами, рефлексии которых по отношению к национальной идее также отразились в разнообразных культуротворческих актах, нацеленных на определение своего народа как этнознака. У культуры каждого народа есть своя, доминирующая художественная система. Относительно пения - существует понятие вокальности национального языка, певучести смого этноса, - качеств, традиционно коррелированных с историческим феноменом преимущественно вокальной специфики музыкального искусства украинцев, (о чем, в частности, метко высказался П.И. Чайковский, размышляя о музыкально одаренных личностях и музыкально одаренных народах). Наиболее же значительные достижения национальной культуры происходят при условии ее межэтнических диалогов. Об этом свидетельствует, к примеру, опыт Венской классической школы (по мнению Теодора Адорно, венский диалект - это всемирная школа музыки), которая развилась благодаря географическому положению ее столицы на перекрестье этнокультурных путей, а также - феномен интерэтнической специфики музыкальной культуры Венгрии, о чем немало писал Бела Барток. Именно в этом контексте - значима этнокультурная миссия Украины, исторические и геокультурные особенности которой, как центра между западноевропейской и восточной культурами, сообщают ее вокальному искусству знаковую роль, во многом зависящую от усиливаемой от поколения к поколению культурно-интегративной миссии феноменально одаренных личностей

5 украинских певцов.

Современная Украина является этнически полиномным государством: это не только культура полиэтнического состава внутри, но и культура украинства во всем мире. Проблема взаимодействий и взаимовлияний национальных вокальных культур Европы - традиционна, однако, требует ответа на вопрос, касающийся приоритетности в ее системе украинской (иначе говоря, какие культуры, в какое историческое время и каким образом повлияли на ее формирование, сделав такой, каковой она является нынче, и наоборот). Александр Кульчицкий, отводя Украине локусное (геополитически межевое между Востоком и Западом) место среди европейских национальных культур, заостряет внимание на том, что, поскольку ее историческая роль имела периферический характер касательно Европы, влияние на ее художественный мир трех культурных л/тайов (католицизма, ренессанса и просветительства) было в некоторой степени ослаблено в сравнении с их влияниями на особенности духовной жизни большинства европейских стран [264, 54]. Поэтому особое внимание в диссертации уделено изучению специфических условий историко-культурной изолированности Киевской Руси, которые повлекли за собой сохранение традиций церковного пения и определили преимущественно вокальную специфику дальнейшего развития украинской музыкальной культуры.

Исходя из этимологии понятия "вокальная культура", сознательно ограничиваем круг исследования изучением и систематизацией эволюции отечественных форм "ученого", - художественного сольного пения. Опираемся на идеи сформировавшегося в контексте идей возникшего во времена Просвещения, однако, всегда актуального диалога: "cultura -natura". Антропологический подход позволит охватить широкий круг культурных феноменов, а теоретический анализ и обобщения фактологических материалов обусловит переход от эмпирического к феноменологическому описанию явлений украинской вокальной культуры и их теоретическое обобщение (по мнению В.Я. Проппа, о происхождении любого явления можно говорить лишь после того, как оно будет описано) [384, 4]. Феномен антропологического ренессанса, очередную вспышку которого констатируем в посттоталитарный период и характеризуем системо-творческим фактором национальной вокальной культуры, соразмерный с периодами общественно-исторического динамизма, что вызывает исследовательский интерес к интенсификации индивидуального творчества.

В современной Украине происходит модификация процесса общественного культуротворчества, способствующая его взаимодействию с тенденциями гуманизации, гуманитаризации, а также - этнологизации системы образования, в частности - музыкально-профессионального. Это требует значительной переориентации историко-культурного общественного развития, способного обновить смысловое наполнение классической триады человеческих ценностей: образования, культуры и науки. В сфере профессионального вокального искусства, особенно в том, что касается научного осмысления его этнокультурологических основ, недостаточно разработаны вопросы специфики национальных вокальных школ. Ведь термин "школа", прежде всего, применяют для определения общей характеристики профессионального музыкального творчества целой страны, при условии достаточно ярко выраженного национального своеобразия. Это становится особо действенным в контексте международного провозглашения образования целостным феноменом. В тесной связи с ним пребывает феномен духовности, являющийся главным условием и созидательной силой формирования многокомпонентной системы ценностных ориентации украинского общества (О.Н. Олексюк), и одновременно - приоритетной темой культуроведческих исследований, традиционной сердцевиной современной педагогической антропологии. Поэтому является актуальным обсуждение и дальнейшее внедрение апробированных в эмпирическом опыте систем вокально-

7 профессионального воспитания, - тех, которые объединяют фундаментальные и прикладные стороны исполнительского и педагогического процесса.

Сущность проблемной ситуации, связанной с определением актуальности этнокультурно-феноменологичеекого содержания украинской вокальной школы, состоит в усилении научного интереса к роли национальных и мировых музыкальных традиций, сосредоточенных в культурно-историческом пространстве Украины. В частности, - к осмыслению их этнотипологии, которая должна базироваться на изучении знаковой специфики функционирования массовых и элитных форм вокального искусства; способствовать более разнообразному, этнологически направленному осмыслению современной художественной картины мира в контексте диалога культур, представленного здесь многоуровневым образованием, внутри которого происходит межотраслевой диалог вокальных специальностей, парадигм и национальных стилей pi его этноинтегративная функция в универсуме.

Проблемным вопросом современного культуротворчества является профессионализация до недавней поры - любительских форм сольного пения, а именно, открытие новых специальностей: "исполнитель народных песен" и."исполнитель эстрадных песен" в украинских вузах культуры и искусств. На Украине этот опыт - незначителен и заслуживает осуществленного в диссертации научного осмысления и систематизации.

Актуальной проблемой настоящего украинской вокальной школы есть отсутствие унифицированных собственных учебно-дидактических комплексов, наполнение содержания которых идентифицировало бы их формоизъявления как выразительно этнические. Задачей автора является проявление существующих и внедрение новых, нетрадиционных способов этнологизации содержания вокально-педагогического творчества и их научная унификация. Поэтому значительное внимание здесь уделено изучению фольклорных градаций "ученого" пения: речь идет о

8 дидактическом содержании процесса постановки голоса любого типа звукоизвлечения на украинском народнопесенном материале, являющемся образцом вокальных удобств для различных вокальных специальностей. Решение этого задания непосредственно связано с вырабатыванием ментального сознания воспитанников украинской школы сольного пения, а это способствует становлению этнознаковых черт национальной художественной личности.

Опираясь на разработанные В. И. Вернадским положения гомосфери (т.е., человеческой сферы) и сформулированные Д.С. Лихачевым основы экологии культуры, внедряем данную понятийность в профессионально-вокальную сферу знаний. Другой объединяющей константой для академической, народной и эстрадной специальностей сольного пения являются, также впервые разработанные в диссертации, актуальные для культуроведения положения профессионального вокального тезауруса. Ведь профессиональная культура вокалистов требует не только знания правил орфоэпии, но и углубленного изучения существующей профессиональной терминологии, а также научного подхода ко введению в оборот новых лексических единиц (неологизмов, метаязыковых признаков). Это также проблемы вокально-художественной интерпретации переведенных на родной язык иностранных текстов, а также - исполнение на языке оригинала. Последнее предвидит не только заучивание фонетических и орфоэпических особенностей "чужого" текста, но и овладение техническими приемами, соотносящимися с определенной национальной школой пения. Это подтверждает семиотический подход к пониманию явлений национального вокального искусства как метакультурного феномена.

Семиотические аспекты искусства сольного пения являются важными составляющими, способствующими осуществлению его социокультурной миссии - полифункционального диалога индивидуума и общества. Семиотический тезаурус вокального искусства, - золотое сечение его тео-

9 рий и культурологии, - делает возможным определить его практическую полиязыковость как своеобразный социокод, который, будучи проводником для связи разных типов культур, фиксирует общепринятые смыслы определенной культуры. Это в достаточной степени объясняет необходимость изучения языка вокального искусства не просто как искусствоведческого явления, но и как культурологического феномена.

Кругу этпокультурологических проблем украинской вокальной школы принадлежат также способы универсализации ситуативных ролей национального искусства, типичным признаком которых является пространственно-временная общность многих положений смежных отраслей научных знаний. Национальная вокальная культура - это также мир артефактов: ее феноменов, соотносящихся, согласно с культурно-антропологическими признаками синергетического, ситуативного и сравнительно-музыкологического содержания. Систематизируя , опыт авторских школ "ученого" пения, засвидетельствованных на Украине вавилонским многоголосием, осуществляем культурологическое исследование основ национальной вокальной школы, сформированной в лоне общеевропейской вокальной традиции. Основные тенденции воспитания певцов Украины рассматриваем в пространственно-временной перспективе мультиверсума, где внутренняя полиэтничность приобретает черты этнокультурологического феномена.

По ходу исследования этнокультурного содержания музыкального искусства, в диссертации изучен эйдос вокальности в художественном творчестве, а также осуществлен эпистемологический анализ духовного наследия выдающихся украинских певцов. Выявление феноменологических черт украинского вокально-исполнительского архетипа интерпретирует авторскую концепцию, касающуюся разработанной культурологической теории К.Г. Юнга (относительно ментально-архетипного содержания национальных и диаспорных рефлексий вокальной метакультуры).

При помощи выявленных в данной работе и прослеженных в своей

10 динамике этнокультурологических феноменов мы доказываем прогрессивный рост исполнительских и творчески-педагогических черт украинской вокальной школы в разные исторические периоды: доклассический - старорусского певческого искусства (до XVI в.); классический - становление профессиональной школы хорового и формирование в ее среде основ сольного пения (XVII - XIX вв.); постклассический - вырабатывание профессиональных вузовских основ обучения сольному (оперному) художественному пению европейской традиции (конец XIX - XX вв.) и современный, - период расцвета национальных школ сольного пения. Направление магистральных путей вокального искусства, таким образом, преимущественно согласовано со стилевыми направлениями и спецификой музыкального мышления конкретного периода развития музыкальной культуры общества.

Эволюция вокально-педагогических принципов определяется также как проявление общих законов развития культуры этноса конкретного периода его истории. В современной общей педагогике это явление имеет название специфической закономерности профессиональной педагогики и характеризуется как один из критериев эволюции системы образования, в частности, - музыкально-вокальной. Такой подход актуален и своевременен: он способствует проведению анализа зарождения и развития этнологических параметров украинской вокальной школы, помогает проследить этапы формирования ее научно-методических основ в течение многовекового периода роста ее традиций в массиве этнокультурологических систем универсума.

В западноевропейской и американской этнологических школах господствует ориентация на поиски исследовательских материалов вне собственной этнической среды; сформированная на национальной почве, отечественная - интегрирует исторически устоявшиеся культурологические модальности полиэтнической природы академического пения, делая первые шаги на ниве создания системы сравнительных характеристик разнопрофильных форм сольной певческой традиции украинцев с целью уточнения теоретико-методической системы изучаемого феномена украинской вокальной школы как этнокультурологического модуса в системе современной мировой культуры.

Любой культуре свойственны как автохтонные, так же и гетерофонные факторы, что является отображением ее внутреннего и внешнего содержания. Проблематику вокального искусства как феномена культуры усиливает изучение его этнической специфики, которая, в ходе исторического развития, приобретает определенные изменения под влиянием активизирующихся иноэтнических связей, степень взаимопроникновения которых определяют потребности самой культуры. Вокальное искусство как элемент метасистемы культуры иерархически подвластно продуцированной им системе феноменов. Предложенная в диссертации, их типология сможет способствовать решению актуальных зтнокультурологических проблем и придаст им значение уникальных явлений художественной культуры.

Данный подход обусловлен взглядом на украинское певческое искусство как на феномен, исторически сложившийся в контексте бинарных геокультурных систем, а именно: восточнославянской и западноевропейской, что позволяет утверждать его метакультурную значимость и одновременно делает возможным моделирование украинской вокальной школы в виде этнической константы.

Предложенное определение актуальности исследуемой проблемы разъясняет содержание избранной темы: "Феномен украинской вокальной школы в контексте этнокулыпурологических проблем".

Степень разработанности проблемы.

В осуществленном здесь впервые этнокультурологическом изучении традиций украинской вокальной школы, анализе ее генезиса и системацизации этапов формирования, унифицирован ряд существующих исследовательских направлений, нацеленных на разносторонние аспекты

12проблемы, - до сих пор довольно разрозненные и эклектичные по степени научного внимания, учебно-методического обоснования и разработанности темы. Тем не менее, некоторые стороны избранной для изучения проблематики были освещены в ряде исследований. Среди них - вокально- педагогические работы украинских авторов и соискателей научной школы Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского: кандидатская диссертация М.И. Егоричевой "О психологических основах вокально-педагогического процесса"; монографии И.Е. Герсамии "К проблеме психологии творчества певца" и Н.Е. Гребенюк "Вокально- исполнительское творчество: психолого-педагогический и искусствоведческий процессы"; учебники "История вокального искусства" Б.Ф. Гныдя и "Вопросы теории вокального искусства" И.С. Колодуб; книги Д.Г. Евтушенко "Размышления о голосе" и "Вопросы вокальной педагогики: История, теория, практика" (совместно с М.Г. Михацловым- Сидорвым); исследование А.Г. Стахевича "Вокальное искусство Западной Европы творчество, исполнительство, педагогика"; кандидатские диссертации: "Культура речи в пенші" Е.В. Знаменской, "О соотношении речевой и музыкальной интонации в вокальном исполнительстве (к вопросу исполнения иноязычной вокальной музыки)" Т.П. Мадышевой и "Романсы и песни Я. Степового и их вокально-педагогическое значение" Т.Н. Михайловой, а также ее книга "Воспитание певцов в Киевской консерватории: Хронологический обзор с 1863 по 1963 гг." вместе с рукописью 2-го издания, где охвачен период по 1983 г. Анализ этих и других работ позволяет утверждать, что, несмотря на достаточно детально разработанную теоретико-методическую базу истории, педагогики и психологии вокала, а также - наличие реального эмпирического опыта, засвидетельствовавшего выдающиеся достижения украинских певцов, ни в одном из изученных источников не сформулировано понятие: "украинская вокальная школа", не предложено исследование ее генезиса, не рассмотрены формы внедрения современных специальностей сольного

13 пения, не осуществлены выявление и анализ лингвокультурных и иных проблем, решение которых является прерогативой данной работы.

В диссертации изучена этномузыковедческая деятельность Н.В. Лысенко, - знаковая для формирования культурно-образовательных основ украинской вокальной школы. Особенное внимание нацелено на научное обобщение культурологических традиций вокальной школы НМАУ им. П.й. Чайковского (бывшей Киевской консерватории, вобравшей в свою структуру Институт Н.В. Лысенко), где традиционно сконцентрирован лучший опыт и где были начаты отечественные исследования психолого-педагогических и учебно-дидактических проблем сольного пения.

Наименее изученными оказались прикладные аспекты формирования и духовного развития солистов в среде хоровых ячеек культового пения, что является особенностью феномена украинской вокальной школы, поэтому внимание исследователя было привлечено к магистральному направлению музыковедческих работ Г.В. Алексеевой, Н.А. Герасимовой-Переидской, Е.В. Герцмана, А.П. Лащенко, Ю.П. Ясиновского, и др. Полезным источштжедческим материалом стали работы по вопросам певческого образования и обучения церковному пению Н. Дилецкого, В.Ф. Иванова, Д.В. Разумовского, Д. Ростовского, Н.Д. Успенского, А.А. Кошица; унифицированные Ф.Е. Козицким дидактические формы вокального образования в Киевской Академии; выявленные Л.Ф. Корний и Л.А. Софроновой принципы эволюции форм духовного пения в музыке украинской школьной драмы; др. источники.

Не были пока сформулированы и разработаны ни этнокультурологический статус "ученого" пения на Украине, ни особенности адаптации иностранных вокальных практик (на разных уровнях исследования учебно-исполяительского целого), ни реальная этнокультурная миссия украинских певцов в мире. При изучении профессиональных вокальных школ до сих пор игнорировались способы регламентирования вокально-профессиональной парадигмы, а также -

14 частных, бытовых форм обучения пению. В контексте данной работы термин "вокальная школа" употреблен также в понимании общей характеристики вокального творчества персоналий, что отвечает западноевропейским методическим основам этнологического исследования вокальной музыки как индивидуального явления а также согласуется с идеями персонализма, генезис которых в украинистике восходит к Г.С. Сковороде.

Этнологические исследования народной песенности, произведенные в диссертации, имеют глубокие отечественные корни, начиная с работы П.П. Сокальского "Русская народная музыка" (1888 г.), которой было начато методику анализа вокальной музыки устной традиции с учетом понятий психолингвистической теории А.А. Потебни. Фундаментальные работы А.А. Потебни стали основой современной этнолингвистики, а также - методологического аппарата СИ. Грицы, А.И. Иваницкого, К. «Квитки, Ф.М. Колессы, С.Ф. Людкевича, В.И. Петра, которые развили его идеи, осуществив весомый вклад в процесс вырабатывания этнологических методов музыкального культуроведения. Однако, применение категорий данной научной отрасли к постижению принципов и созданию новых направлений развития профессиональной вокальной педагогики осуществлено здесь впервые.

Представленная в диссертации современная трехуровневая модель украинской вокальной школы отражает (согласно с предложенной И.М. Дзюбой концепцией трех концентрических кругов национальной культуры): а) этническую самобытность художественного творчества автохтонных деятелей украинского вокального искусства, а также -представителей украинской диаспоры, что обогащает содержание этностилевого феномена мировой культуры; б) подъём вокального творчества украинцев, принадлежащих к разным регионально-этническим группам, а также - национальных меншинств, чей прогресс является частью созидания украинского вокального искусства; в) достижения ведущих

15 национальных вокальных школ мира, которые имеют свои ниши в культурно-историческом опыте украинцев, что усиливает плюралистичность украинского искусства.

Источниковую базу исследования составили: профессиональная литература по теории и истории культуры и музыковедению; музыкальной, профессиональной и общей педагогике; культурологические аспекты музыковедения, педагогики, психологии, философии, языковедения; исторические и библиографические издания; словарно-энциклопедическая и справочная литература; опубликованное эпистолярное наследие, эссеистика и мемуаристика; летописные, литературоведческие и художественные источники; изученные автором существующие формы учебно-воспитательной и художественно-исполнительской работы; эмпирический (педагогический и исполнительский) опыт отдельных персоналий; разрозненные явления отечественной вокальной культуры, впервые унифицированные здесь в единую целостную систему "украинская вокальная школа".

Необходимой для осуществления этнокультурологических обобщений оказалась информация, сконцентрированная в исследовании украинских вокальных связей с американской, итальянской, канадской, немецкой, польской, русской, французской, а также шведской культурами через изучение деятельности певцов-эмигрантов. Приоритетными для нашего культурологического исследования стали современные темы, связанные с формированием нового культурно-образовательного идеала и новой парадигмы вокального творчества, разрабатываемые украинскими и зарубежными культурологами.

Цель исследования: научная унификация эмпирических, а также изучение и систематизация новых средств влияния на формирование художественной личности в сфере национального певческого искусства. На ее достижение направлено построение рабочей модели, сквозь призму функционирования которой станет возможным изучение поликультурных закономерностей формирования певцов-солистов в современном культурно-образовательном процессе. Это составляет смысловое наполнение этнокультурологической проблематики диссертации, состоящей: а) в создании вокально-дидактической модели; б) в определении научных перспектив ее применения в сфере прикладной культурологии, представленной в данной работе элитной областью: профессиональным сольным пением.

Главными задачами исследования являются: 1) изучение проблем вокально-профессиональной парадигмы этноса; 2) анализ традиций национальных школ как особой семиотической системы музыкального искусства, способного быть универсальным языком культуры, которая имеет характер открытой системы, интегрирующей в себе достижения мирового художественного пространства; 3) теоретическое обоснование этнокультурных особенностей тезаурусности украинской вокальной школы; 4) разработка моделей культурно-антропологической системы воспитания певцов-солистов разнопрофильного направления; 5) создание унифицированной системы этнологизации вокально-педагогического творчества.

Объект исследования - формы украинского сольного пения и их взаимодействие в историческом и этнокультурном; пространственном и временном; прикладном и художественном аспектах.

Предмет исследования - феноменологическое развертывание традиций украинской вокальной школы в метакультурном пространстве.

Ведущую гинотезу исследования составляют выдвинутые предположения о традиционных и современных формах этнокультурологической проблематики украинской вокальной школы как художественного феномена. Концептуально сформулированные автором, они актуальны для усиления ее научно-методического аппарата при помощи: а) изучения и систематизации опыта предтеч; б) приведения ее достижений к новым требованиям этноинтегративного настоящего. Такое

17 осмысление и унификация фактологического материала по истории, теории и методике украинской вокальной педагогики и исполнительства оказывает содействие определению культурного комплекса-системы: "украинская вокальная школа".

Концептуальную основу образуют новые культурологические тенденции дидактики профессионального сольного пения, структурированные в виде целостного философского соотношения между предметом и объектом исследования по принципу единства общего, особого и отдельного (индивидуального). Общее, - метакультурное образование этнокультурного феномена украинской вокальной школы, -дифференцировано на отдельные феномены и ноумены, которые, в свою очередь, питаются творчески-педагогическим и исполнительским опытом отдельных персоналий. Для решения очерченного круга проблем потребовалось применение комплексного междисциплинарного подхода, собственно, и характерного для избранного направления изучения певческой отрасли национальной художественной культуры. Научное решение поставленных в работе этнокультурологических проблем будет способствовать уточнению теоретического аппарата украинского вокального искусства как отрасли культурологических знаний, определяющей логическую соразмерность этих понятий, объединенных в исследовательской плоскости теории и истории культуры.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Ее составляют фундаментальные идеи современной науки: теория национальной художественной культуры; теоретические аспекты системного подхода к познанию культуротворческих профессионально-педагогических явлений; феноменологические аспекты теории творчества; эпистемология культуры; этнокулътурология и этноискусствоведение как составные части культурологии; структурный типологизм; теория личности; теория миграции. В процессе методологического сосредоточения, благодаря направлению этих факторов на вокальную

18 отрасль, создаются новые возможности профилизации, ее новых областей. В поисках теоретического обоснования автор опирается на: фундаментальные теоретические положения национальной художественной культуры, разработанные в трудах С. С. Аверинцева, А.А. Аронова, Б.-И. Антонина, С.Д. Бесклубенко, Н.А. Бердяева, Ю.В. Бромлея, В.И. Вернадского, B.C. Выготского, Г. Гегеля, И.М. Дзюбы, Д. Донцова, М.П. Драгомалова, Щ. Канта, СБ. Крымского, Д.С. Лихачева, И.Ф. Ляшенко, М.В. Поповича, Г.С. Сковороды, СИ. Улановой, А.Я. Флиера, Т. Шардена, О. Шпенглера; культурологические положения теоретико-музыковедческих исследований Э.Е. Алексеева, Б.В. Асафьева, И.А. Котляревского, Е.Н. Марковой, В.В. Медушевского, В.Г. Москаленко, Е.В. Назайкинского, А.В. Сокола, В.Н. Холоповой, Б.Л. Яворского; - научные исследования теории, истории и практики вокала, представленной работами Л.Н. Алексеевой, Д.Л. Аспелунда, В.А. Багадурова, Ю.А. Барсова, РС.В. Васениной, Г.Г. Веревки, И.Н. Вилинской, И.Е. Герсамии, М.И. Глинки, Б.Р. Гмыри, Б.Ф. Гныдя, Н.Е. Гребенюк, О.В. Далецкого, А.П. Даргомыжского, М.Э. Донец-Тессейр, Д.Г. Евтушенко, М.И. Егоричевой, В.В. Емельянова, И.С Колодуб, Н.К. Кондратюка, И.С. Кочневой, М.Л. Львова, Т.П. Мадышевой, М.Б. Микиши, Т.Н. Михайловой, А.Ю. Мокренко, Е.А. Муравьевой, А.Г. Стахевича, Л.Л. Христиансена, А.С Яковлевой; концепции, направленные на создание культурологической модели музыкально-художественного образования, составившие содержание работ Т.Н. Баклановой, Б. Бартока, Л.А. Венгруе, Н.А. Давыдова, Н. Дилецкого, М.С. Жирова, Л.С Зориловой, Т.Г. Киселевой, 3. Кодая, О.В. Комиссарова, В.А. Куринского, Н.Д. Леонтовича, Н.В. Лысенко, О.Н. Олексюк, В.А. Ремезова, О.П. Рудницкой, К.Г. Стеценко, Р.А. Тельчаровой, В.М. Чижикова; культурно-антропологические положения общей и профессиональной

19 педагогики и психологии, высказанные А.Н. Алексюком, Е.Я. Васиным, Б.М. Бим-Бадом, М.П. Драгомановым, И.А. Зязюном, Я.А. Коменским, А.С. Макаренко, В.А. Моляко, СВ. Русовой, В.А. Сухомлинским, Б.М. Тепловым, К.Д. Ушинским, А.Я. Чебыкиным, Г.Г. Шпетом; - этнолингвистические положения, содержащиеся в работах М.М. Бахтина, В. Гумбольта, В.И. Петра, А.А. Потебни, Г.М. Сагач, Н.Г. Салмипой, Ф. Соссюра, Э. Сепира, Л.В. ХЦербы, Р. Якобсона; - феноменологические концепции культурологии: положения теории мифа К. Леви-Стросса, А.Ф. Лосева, В.Я. Проппа и теорию архетипов К.Г. Юнга; структурно-типологическую семиотику Ю.М. Лотмана, А.А. Потебни и Ф. Соссюра; историческую этнологию М.С. Грушевского, Д. Чижевского, Л.Н. Гумилева, а также - тематические работы современных авторов: Л.Л. Зализняка, И.А. Кресиной, СВ. Лурье, М.Т. Степико.

Поскольку использование теоретических методов предполагает соблюдение дистанционности субъекта и объекта, а эмпирических -наоборот, в данном исследовании применен рштегральный подход, вобравший такие методы: сравнительно-исторический (кросс-культурный; компаративный); метод моделирования; описательный; метод актуализации, позволяющий использовать современные знания, касающиеся педагогических явлений и процессов для лучшего понимания подобных - в прошедшем; ретроспективный анализ педагогического наблюдения и обобщений музыкально-педагогического опыта; метод пережитков, использование которого - необходимо в обучении и воспитании исполнителей народных песен; метод художественной репрезентации природных объектов; типологический (эмпирический) метод, включающий компонентный (антропологический) анализ.

Согласование понятий "этнология" и "культурология" осуществляем в русле концепции национальной художественной культуры, выработанной школой академика И.Ф. Ляшенко, который призывал ко внедрению идей модуса культурной жизни Украины в учебно-педагогический процесс, видя

20 в тематике данного исследования, наиболее репрезентованный, феномен украинской культуры: вокальный. Ученый развил понятие: "украиноведение" (предложенное М.П. Драгомановым и внедренное в 1905 г. М.С. Грушевским; неактуальное и саморефлективное в современной Украине), поэтому в диссертации термин "украинистика" взят в качестве опорного, того, который аккумулирует отечественные этнологические поиски; "украипика" - зарубежные студии. Таким подходом обусловлен исследовательский интерес, направленный на выявление этнических процессов, происходящих в периоды модификаций культурных традиций. Мысль о своевременности изучения ценностных исследований доминирующих явлений этнокультурных процессов сосредоточена в призыве ученого к последователям его школы: "...изучать национальную художественную культуру на действительно системно-целостном, а также эволюционно-процессуальном уровнях преемственности1" [289, 7]. Поэтому содержание диссертации было продиктовано необходимостью определения этнических констант в отрасли вокально-педагогическою и исполнительского творчества, а также - стр>тстурированием теоретических основ украинской вокальной школы и обоснованием имеющихся здесь доказательств этнознаковой функции творческой личности.

Осуществленный в диссертации анализ исторических устоев украинской вокальной школы и учебно-методических принципов воспитания солистов поможет выявлению, а также систематизации тех черт в отрасли национальной культурно-образовательной певческой практики, которые до сих пор оставались вне научного интереса. Речь идет об интерэтническом статусе профессионального пения на Украине, точнее - об отечественных особенностях адаптации иностранных вокальных практик (на разных уровнях исследования учебно-исполнительского целого), а также - об интегративной миссии украинских певцов в мире.

В диссертации проведено этноискусствоведческое сопоставление различных типов межкультурных контактов, осуществляемых как в лоне

21 украинской вокальной музыки и пения, так и вне ее культурного горизонта. И это объясняется тем, что украинская культура исторически развивалась в контекстах бинарных геокультурных систем, а именно: восточнославянской и западноевропейской. Об этом писал МП Драгоманов, укоряя украинофилов за нежелание перейти с "...узкой почвы украинско-российской на новую и широкую европейско-славянскую почву" [166, 404]. На основании изучения освоения украинскими певцами этнокультурного пространства ближнего и дальнего зарубежья, вводим в круг научных понятий диаспорные формы вокальной культуры. Это дает серьезные основания для утверждений о метакультурной значимости исследуемого феномена украинской вокальной школы, (представители которой имеют громкую мировую славу) и делает возможным моделирование этнической константы феномена национальной школы "ученого"пения.

Проблемный круг украинского вокального искусства создает полимерный процесс формирования этнически сориентированной творческой элиты, способной к культурологическому наполнению и воссозданию новых общественных тенденций информационно-семиотического содержания. Особую значимость приобретают научные обобщения форм самореализации выдающихся украинских певцов тоталитарного периода. Символы, творимые выдающимися носителями этнической вокальной харизмы данного периода отечественной культуры, -составляет имидж самих исполнителей, а также - жанров; мода на популярные песни-шлягеры и др. Их совокупность создает систему знаковых средств национальной культуры, накапливаемую в "текстах" широкого круга смежных отраслей знаний, сопричастных с нашей проблемой. Ведь украинская вокальная культура, как отрасль этнокультурологии, интегрирует научные знания на стыке истории, философии, искусствоведения, этнологии, этнографии, семиотики, лингвистики, педагогики, психологии, политологии, социологии, -синтезируя и, систематизируя под общим углом зрения комплексные

22 гуманитарные данные этих наук.

А.Я. Флиер ввел понятие "культурогенетика" и раскрыл ее возможности в системе социальных и гуманитарных наук, отмечая "...особый ракурс научного обобщения", касающийся "экстраутилитарных ценностно-нормативных механизмов", именуемых культурологией, имеющей "два крыла: фундаментальное и прикладное" [476, 127-128]. Эта установка во многом предопределила прихщипы моделирования самой структуры данного исследования в русле новой классификации фундаментальной культурологии. Научную систематизацию свидетельств взаимовлияния школ сольного художественного пения: украинской, русской (с их общими корнями, погруженными в исторические толщи певческой культуры Киевской Руси) и западноевропейских (в которых представлен художественный и педагогический опыт украинских певцов), осуществлено в русле последних достижений отечественной и зарубежной этнокультурологической мысли.

Профессиональное пение принадлежит к феноменам, сложившимся исторически; ему свойственна пространственно-временная переменчивость и функциональная устойчивость одновременно. Еще и поэтому примененные в диссертации методы дифференцированы на теоретические и эмпирические; исторические и типологические. Такой подход создает возможности для анализа этнологических параметров украинской вокальной школы, для прослеживания этапов формирования научно-методических основ (нацеленных на воспитание солистов) в течении многовекового периода ее возрастания в массиве этнокультурологических систем универсума.

В последнее время приходится наблюдать несколько однобокий подход к теоретическим явлениям вокального искусства в рсачестве готовой системы, в которой зафиксированы знания, а не как к способу для получения этих знаний. Существенная разница между этими подходами зиждется в понимании соотношения проблематики искусствоведческой

23 теории и художественной практики, исследованной в данном случае при помощи этнологических методов, соразмерных с научным инструментарием, свойственным для изучения гуманитарных явлений современности. Историзм этих методов имеет культурно-антропологическую основу и воплощен на Украине, благодаря плюралистическим тенденциям последнего времени. Типологизация позволяет диффереіщировать известные, а также - прогнозировать еще не выявленные аспекты национального вокального искусства.

Этнокультурологическое исследование традиций украинской вокальной школы имеет широкое содержание, раскрытое в диссертации преимущественно фольклористическими средствами как феноменологическое мировоззренческое направление современной украинской художественной культуры. Это засвидетельствовано филологической теорией, которую образуют исследованные проблемы речевой культуры певцов-солистов, а также — нетрадиционными способами решения таких проблем.

В стремлении доказать истинность и своевременность очерченных для исследования проблем, нами изучены многочисленные культурологические "срезы" реальных парадигм украинского пения: традиционной, профессиональной, а также - любительской, недавно введенной в учебные программы вузов культуры и искусств, с использованием интегральной методологии этнологического исследования, синтезирующей различные подходы из сферы смежных отраслей гуманитарных знаний. Осмысление современных процессов этнологизации художественного творчества является приоритетным направлением развития украинской вокальной школы, хотя и не единственным в системе современных культурологических знаний. Его проблематику определяет иерархическая соразмерность понятий "украинская вокальная школа" - "украинская художественная культура". Сплоченные вокруг этнокультурных интересов; находясь в состоянии длящегося диалога, они образуют ту открытую

24 этнонациональную систему, в которой представлены свершения разных вокальных школ мира, и которая представляет украинскую вокальную культуру в мире.

Эмпирической базой исследования выступил произведенный анализ существующих этнокультурных традиций украинской вокальной школы и определение перспектив их развития в творчестве выдающихся персоналий.

Оиытно-зкепериментальной базой исследования стали: Киевский национальный университет культуры и искусств - КНУКиИ (факультет музыкального искусства); Национальная музыкальная академия Украины им. П.И. Чайковского (вокальный факультет). Экспериментальная работа осуществлялась и в рамках личной деятельности автора, заслуженной артистки Украины, по внедрению многоуравневой (вокально-исполнительской, просветительской, научно-публицистической, учебно-дидактической) художественной модели этнокультурного содержания.

Исследование выполнено в несколько этапов.

Работа над темой была начата в 1996 г., под эгидой доктора искусствоведения, профессора НМАУ им. П.И. Чайковского, академика

И.Ф. Ляшенко J

Первый этап исследования (1996 - 1998 гг.) - подготовительный, в него вошло изучение необходимой научной литературы и ее классификация; вырабатывание понятийного аппарата и выбор методического инструментария. Был произведен комплексный анализ состояния реальной вокально-профессиональной структуры, сформировавшейся на Украине в связи с внедрением новых специальностей сольного пения. В связи с этим были изданы учебные программы для студентов вокальных специальностей: "Постановка голоса" и "Музыкальная этнология". На общественных началах были проведены сольные концерты-лекции авторского клуба "Слово и песня" (Киевский Дом актера, Дом писателей НСПУ, Киевский дом Учителя), а также - одноименный цикл радиопрограмм.

Второй этап исследования (1999 - 2000 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы и апробации результатов. Были написаны и опубликованы: основные статьи; 1-е изд. монографии "Украинская вокальная школа: этнокультурологический аспект"; учебное пособие "Постановка голоса", получившее гриф Министерства культуры и искусств Украины "Для высших музыкальных заведений". Произведено внедрение коїщепции в тематике авторского курса лекций для студентов вокальных специальностей. В этот период была экспериментально апробирована теоретическая модель профессионального вузовского образования певцов академического, народного и эстрадного звукоизъявления в виде учебно-дидактического комплекса-системы.

Состоялись многочисленные сольные концерты-лекции по тематике авторского цикла "Антология украинского сольного пения"; продолжалась апробация результатов исследования в ходе научно-практических конференций, а также - в общественной деятельности автора, действительного члена Международной педагогической академии (Москва).

Третий этап исследования (2001 г.) - окончательное уточнение концепции. Издана вторая редакция монографии; автор проходит научную стажировку в Институте дополнительного профессионального образования, на кафедре истории культуры Московского государственного университета культуры и искусств, у доктора педагогических наук, доктора культурологии А.А. Аронова, ставшего научным консультантом диссертации, написанной в этот период.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации.

Описание научных результатов согласовано с трехуровневой дифференциацией степени их новизны на полученные впервые, усовершенствованные и получившие дальнейшее развитие, а именно: - впервые сформулированы закономерности индивидуального, общего, пространственного и временного родства этнокультурологических феноменов украинской профессиональной вокальной парадигмы и научно

26 обоснованы следующие понятия: "украинская вокальная школа", "национальный вокальный архетип"; "ситуативные роли национальной вокальной культуры"; "этнокультурная рече-вокальная модальность"; осуществлена культурологическая дифференциация исторических основ украинской вокальной школы и обоснованы принципы верификации межкультурных диалогов в формах профессионального вокального образования; усовершенствован (по принципу унификации) разрозненный опыт систематизации исторических типов обучения сольному пению как дидактической системы; получил дальнейшее развитие тезис о пользе народно-песенного репертуара: доказано, что этнологизации содержания вокально-педагогического творчества придает динамизм культурологическим процессам, характеризующимся сложным соотношением феноменов-приоритетов эмпирического и теоретического уровней; осуществлена культурологическая классификация современных профессиональных и любительских, художественных и пріікладньїх форм украинского сольного пения на имеющиеся в опыте (феномены) и находящиеся на периферии опыта (ноумены); создана научно-практическая база для унификации учебно-дидактических и теоретико-методических основ, направленных на воспитание певцов академических, фольклорных (народно-академических) и эстрадных специальностей, для чего: а) заложены основы украинского вокально-педагогического словаря; б) разработаны информационно-семиотические положения вокально-культурологического тезауруса как объединяющей константы вокальных специальностей; в) разработана и теоретически обоснована этнокультурная модель рече-вокальной коммуникативной структуры этнологизированного содержания; - осуществлено этноискусствоведческое осмысление феномена диаспорных форм украинской вокальной культуры; произведены научные обобщения форм самореализации выдающихся украинских певцов тоталитарного и посттоталитарного периода; изучена природа вокального эйдоса в различных художественных сферах; - научно обоснована система ситуативных ролей национальной вокальной культуры, согласно особенностей функционирования которой доказана этиозпаковая роль художествешіьгх личностей в формировании метафеномена украинской вокальной школы; - выявлены и систематизированы принципьі поливариантных (внутренних и внешних) межкультурных связей, которым здесь предоставлен системотворческий статус, определяющий ее феноменологичность.

В среде исторических ценностей этноса имеет значение формирование единой целостной системы знаний в сфере духовного просветительства. Создание такой системы в сфере искусства сольного пения, согласно лучших традиций украинской вокальной педагогики, вносит коррективы в среду традиционных представлений об истории украинской вокальной культуры, наделяет ее чертами приоритетности, характерными для этнокультурологического феномена, функционирующего в системе национальных вокальных школ универсума.

Практическая значимость исследования. В процессе приобретения личного исполнительского и педагогического опыта воспитания певцов разнопрофильних типов звукообразования, а также детских голосов, состоялось внедрение авторской концепции. Приведенные в диссертации теоретические обобщения и предложенные здесь новые решения этнокультурологических проблем украинской вокальной школы нашли свое практическое воплощение: 1) в тематике разработанных лекционных курсов; 2) в культурно-просветительском содержании благотворительных авторских циклов сольных концертов-лекций 1995 - 2000 гг.; 3) в проблематике выступлений в прямом эфире украинского радио, а также

28 - авторских программах УТ-1: "Альфа и Омега", "Канал "Д", "Свичадо" и УР: "Ярославов вал", "Семья"; в интервью Всемирной службе радио "Украина" и т.п.; 4) в дальнейших разработках учебных планов, программ и методических рекомендаций для вузовских специальностей сольного пения; 5) в прикладном значении авторских публикаций, имеющих культурологическое содержание. Содержание концепции раскрыто во втором издании монографий "Украинская вокальная школа: этнокультурологический аспект"; учебном пособии "Постановка голоса", имеющем гриф Министерства культуры и искусств Украины "Для высших учебных заведений". Данные результаты широко внедрены в учебно-воспитательный процесс вокального образования Украины.

Апробация результатов исследования.

Диссертация была обсуждена на совместном заседании кафедры истории культуры и и кафедры теории и истории народной художественной культуры Московского государственного университета культуры и искусств. Отдельные положения диссертации дискутировались по ходу выступлений автора на конференциях (в том числе - международных) в Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского, Киевском национальном университете культуры и искусств, Государственной академии руководящих кадров культуры и искусства и Детской академии искусств, состоявшихся в Киеве в период 1995 - 2001 гг.; на Четвертом международном конгрессе украинистов (Одесса, 1999); во Всеукраинской научной конференции "Музыкальный ландшафт Украины: школы, регионы" (Сумы, 1999); во время Научных чтений памяти академика И.Ф. Ляшенко (Киев, 2000), а также в работе Съездов Международной педагогической академии (Москва, 1999 - 2001); Муниципальной научно-практической конференции "Шаг в будущее" на базе Национального технического университета "Киевский политехнический институт" (Киев, 2001); Х-й Международной - "Язык и культура" (Киев, 2001). На монографию, пособие, а также - художественно-

29 просветительскую концертную деятельность автора имеются положительные отзывы в печати.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исследование полиязыковой и поликультурной тезаурусной природы профессионального вокального исеусства, предметную основу которого составляет семиозис этнокультурного общения.

Выявлехппле автором этиологические закономерности обучения профессиональному пению, которые представляют системо-творческий феномен, отражающий: а) соотношение его академической, народной и эстрадной сольных форм; б) взаимоотношения певцов с природой собственного голоса, представленные здесь в виде вокально-экологической модели, соотносящейся с биосферной концепцией культуры.

Разработанные методы этнологизации вокально-педагогического творчества, представляющие теорию этнокультурной рече-вокальной модальности, котрая содействует формированию актуальных черт производителей этнокультурных ценностей общества.

4. Выведенное понятие украинской вокальной школы как этнической константы национальной художественной культуры, функционирующей в открытой этнонациональной системе культуротворчества, где сосредоточены традиционньїе и современные формы профессионального пения.

Выявленные и изученные этнокультурологические проблемы украинской вокальной школы, которые определяют тенденции её развития в виде целостной полиэтнической системы, синтезирующей в себе достижения профессионального вокального искусства национальных школ культурного универсума.

Исследование этнокультурологичеекой проблематики истории, традиций, опыта украинской вокальной школы, а также определение её теоретического комплекса (в виде рече-вокальной системы национальной художественной культуры), способствующего установлению сложного механизма межэтнических взаимодействий и межкультурных диалогов; согласовывающего направления музыкально-творческого развития традиционного и профессионального, массового и элитного вокального искусства в этнологическом русле родственных областей знаний.

7. Сформулированное автором утверждение относительно того, что специфику культурологического познания форм украинского сольного пения создает синтез усных и письменных; речевых и вокальных; педагогических и психологических, а также других сродных аспектов.

8. Исследование реальной жизни украинской вокальной школы в виде функционирования системы взаимодействующих этнокультурологических феноменов, дифференцированных в диссертации на универсальные и локально-этнические; традиционные и новаторские.

Структура и объем диссертации.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Объем рукописи - 428 страниц. Библиография насчитывает 553 позиции вместе с основными публикациями автора.

Формирование духовно развитых личностей в доклассический и классический период украинского вокального искусства

Отечественные традиции профессионального вокального искусства -производные от динамических культурно-образовательных структур древнерусского церковного пения. По мнению русских культурологов, ментальной доминантой этноса есть погруженность в универсальное, в общечеловеческое, а не в индивидуальное; Н.А. Бердяев проблемы культурной антропологии видел в закабалении человека продуктом его деятельности [68, 522 - 523]; [475]. Составные украинской этнокультурологии - это способы познания и ментального структурирования культурной среды: элементы культуроведческой традиции, создающие систему символов, структурирующих деятельность этноса; ценностной же доминантой этого процесса есть человек. Например, СИ. Уланова, автор онтологической концепции отечественного феномена двоеверия, утверждает, что культурное сознание человека в XVII в. формировали "...характерные признаки национального гносиса, близкого как к византийской теории художественного познания, так и к традиционным формам жреческо-шаманского комплекса языческой славянской культуры" [467, 11]. Особенности формирования духовно развитых личностей певцов-солистов в этнокультурных условиях зарождения и развития хоровой культуры "ученого" церковного пения Древней Руси - содержание данной проблематики.

Основы устоявшихся сейчас представлений о происхождении и путях развития профессиональной певческой культуры на Руси были заложены в XIX в. Их приоритет принадлежит Д.В. Разумовскому и В.М. Металлову. В частности, Д.В. Разумовский отредактировал массив церковных книг, написал серию биографических очерков о певцах, композиторах и музыкальных деятелях Древней Руси и Византии; о греческом церковном пении; о М.И. Глинке как о церковном певце; уложил программы преподавания церковного пения, проч. Ему принадлежит высказывание, свидетельствующее о кордоцентричности отечественной методики обучения церковному пению: "...юноши... должны петь не голосом, а сердцем" [391, 37 - 38]. Однако, по мнению Д.В. Разумовского, "... единственным источником древнерусской музыки было церковное пение, поскольку народные песни в давних записях не сохранены"; в то же самое время, ведущей мыслью многих его работ является следующая идея: "... при изучении памяток церковного пения их мелодические основы следует искать в народном, "светском" пении" [402, 28 - 29]. Д.В. Разумовский и В.М. Металлов утверждали, что древнерусское церковное пение происходит от южных славян при посредничестве болгар, однако, оно было превращено в течение веков на своеобразные этнорегиональные диалекты [313]. (У И.Ф. Ляшенко это - "этностилевые диалекты") [292, 141]. Позиции этих исследователей развиты, в частности, Н.Д. Успенским, который акцентировал на воспитании высокого вокального мастерства, касающегося умения правильно интонировать, запоминать типовые приемы голосоведения, создавать новые мелодии по образцу фитов [469, 135]. Согласно гипотезы А.В. Преображенского, в греческой нотописи существовало две системы: сложная византийская и другая, более простая для восприятия при ее экспортировании в иноэтнические культурные шфШ [383]. Автор третьей гипотезы возникновения древнерусской церковной музыки, СВ. Смоленский, в отличие от своих современников, медиевистов XIX -ТВ., ратовал за национальное происхождение, развитие и музыкально-стилистическую самостоятельность отечественного церковного пения [427]. На Украине с начала XX в. формируются свои учебные критерии определения концепции церковного пения, засвидетельствованные представителями восточной и западной культовых вокальных традиций. Это, в частности, историко-музыковедческие исследования Н.А. Гринченко, П.Ф. Козицкого, а также, изданные за рубежом, обзоры украинской церковной музыки Б.Н. Кудрика и П.П. Маценко. Значимы современные исследования украинских музыковедов: Н.А. Герасимовой-Персидской (о роли церкви в музыкальных реформах на стыке XVI - XVII т., а также - о месте партесного концерта в культуре эпохи и итальянских влияниях в украинской музыке XVII -в.); Л.Ф. Корний (изучение истории украинской школьной драмы и духовной музыки XVIII т., а также публикация найденных ею архивов, свидетельствующих о наборах украинских певчих для культовых коллективов России в течение всего XVIII і.); работы по истории украинских духовных песнопений Ю.П. Ясиновского, Ю.В. Медведика; изыскания Т.В. Гусарчук - н.\ х2 с жизни и творчестве А. Л. Веделя; монография Л. А. Кияновской о стилевой эволюции музыкальной культуры Галиции XIX - XX вв. и др.

Среди исследователей древнерусского церковного пения XX в. дискутируется, в частности, тезис о том, что христианское певческое искусство было перенесено на Русь из Византии в виде целостной системы с готовыми стилистическими нормами, жанровыми разновидностями и репертуаром литургического пения. Таким образом, была заимствована достаточно развитая культура церковного пения, образцы которого были принесены из Византии греческими певцами. Дальнейшее развитие канонизированных напевов происходило в условиях новой для них ладо-интонационной сферы, в рамках профессионального искусства, которое выработало самобытную, до сих пор не расшифрованную систему знаков письма (речь идет о кондакарном пении XI - XIII е-в.).

Совокупность исследований музыковедов и лингвистов в последние годы свидетельствует о том, что они основаны на познаковом анализе расшифровок русской знаменной нотации XII в. в сравнении ее с византийской. Это позволило оценить процесс ассимиляции византийского пения на Руси в согласовании двух тенденций: 1) византийской трансляции и 2) приспособлений, базирующихся на собственной системе музыкального мышления [8, 168]. В этом отношении интересны работы Г.В. Алексеевой об истоках церковного пения; В.А. Багадурова об историческом развитии церковного и светского пения; упорядоченный Н. Грузинцевой хронологический список медиевистов и др.

Верификация межкультурных диалогов в сфере вокального образования

Проблемы межкультурных диалогов в сфере вокальной культуры находят свое отражение в трудах мемуаристов, историков, философов, источниковедов. Некоторые аспекты нашли свое воплощение также в отечественных музыковедческих исследованиях Н.А. Герасимовой-Персидской, СИ. Грицы, И.Ф. Ляшенко, СВ. Тышко, М.Р. Черкашиной, К.И. Шамаевой, Н.Г. Шахназаровой, И.Н. Юдкина; трудах историков, мемуаристов и других авторов, с работами которых ознакомились во время разработки данной проблематики; с концептуальностью которых соглашаемся либо нет по ходу ее изучения. Интерес привлекли исследования А.Г. Стахевича в области вокального искусства Западной Европы в исполнительском и педагогическом аспектах музыкально-художественного творчества, в частности - учение о певческом голосе в оперной культуре Италии в XVII - XVIII вв. [438]; [439]. Вопросами диалогов немецкой и украинской культур занимается М.Р. Черкащина, сопоставля эстетику Р. Вагнера и Л. Курбаса, а также И.Н. Юдкин, исследующий этноискусствоведческий аспект артикуляционных форм этих двух национальных культур. Сравнительные проблемы народнопесенных парадигм славянского эпоса представлены в работах СИ. Грицы. Отношения "Восток - Запад" в славянской музыке времени барокко и проблемы межкультурных контактов в музыкальной культуре Италии и Франции (временного отрезка от барокко - до романтизма) разработаны НА. Герасимовой-Персидской [116]. Вопросы диалога итальянской и украинской культур первой половины ХЕХв. составляют тематику трудов Н.Н. Варварцева [86]; [87]. В работах Н.И. Кузьмина и К.И. Шамаевой прослежены исторические условия музыкального образования на Украине во второй половине XIX в., в частности, - практики учителей-иностранцев. Однако, проблемы верификации межкультурных диалогов в сфере украинского профессионального образования и альтернативной (частной) вокальной педагогики являются одной из научных прерогатив данного исследования, и разрабатываются здесь впервые. Нами выявлено, что, перенесенная на канву профессионального обучения, внешняя этнокультурная диалогичность со временем оказалась подчиненной общению целых школ, созданных вокальными педагогами.

Результаты обучения в официальных заведениях удовлетворяли не всегда. Поэтому, во все времена существовал своеобразный институт частных вокально-педагогических практик, представленных не только певцами, но и композиторами, дирижерами, концертмейстерами и даже музыкантами-инструменталистами, опыт которых еще не достаточно исследован.

Вокальные педагоги-иностранцы. Этнокультурний характер украинской вокальной пардигмы был спричинен миграционными процессами собственно вокальных жанров, вслед за которыми мигрировали их творцы и носители. Возникновение образовательной школы в музыкальном искусстве всегда предвосхищает формирование школы исполнительской. Влияние оперного жанра, репрезентованного иностранными исполнителями иностранного репертуара, само содержание оперной и концертной жизни Украины формировали вокальные вкусы и ориентиры исполнительской школы, представленной здесь иностранными специалистами сольного пения. Во времена внедрения оперной манеры пения на Украине практиковали не только певцы, но и дирижеры, композиторы и музыканты-инструменталисты. На то время, когда в Киеве впервые был открыт класс сольного (итальянского) пения в Институте благородных девиц (согласно его Статута 1838 г.), в городе не нашлось ни одного отечественого педагога вокала, поэтому, для обеспечения нужд дисциплиньї были приглашены зарубежные: Брис, А. Ванке, Голли, Г. Пфенинг, К. Роллинг, А. Фабри [504, 79 - 80]. Сохранились сведения об ученице А. Фабри, Е. Рафалович (контральто), которая была также профессиональной пианисткой, имеющей значительный успех в концертной деятельности; выступала в обоих амплуа даже в Милане [259, 61]. Киевский институт благородных девиц сосредоточил лучшие музыкально-профессиональные силы и имел значительный рейтинг, предвосхитивший рейтинг будущей консерватории. Здесь работали украинский композитор и пианист И. Витвицкий, чешский музыкант и педагог А. Паноцный, а также - Н.В. Лысенко. Известным вокальным педагогом был также флейтист из оркестра оперного театра, бывший крепостной музыкант из оркестра корсуньского князя П.П. Лопухина, А. Химиченко.

Среди итальянских педагогов, заложивших фундамент Киевского вокально-профессионального образования конца XIX - начала XX вв., выделяется Ксшилло Эверарди (1825 - 1899 гг.), который в 1880 - 1897 гг. преподавал в Киевском музыкальном училище. Всемирной славы певец (бас-баритон), ученик Гарсия и Ламперти, он передал свое педагогическое мастерство Марии Павловны Алексеевой-Юневич, которая стала одним из первых преподавателей Киевской консерватории 1913 г. (вместе с Э. Гандолъфи, В.Цветковым и Е.Н. Шперлинг). В классе К. Эверарди работал концертмейстером Б.Л. Яворский [84, 23]. В России и Украине К. Эверарди воспитал таких известных певцов, как: тенор Д.А. Усатов; И. Тартаков (лирико-драматический баритон, в конце карьеры певца 164 главный режиссер Мариинского театра); меццо-сопрано: М. Славина, М. Фигнер (Мей); сопрано: М. Дейша-Сионицкая, Н. Салина, Б. Павловская (Берман), В. Зарудная (Иванова), С. Лысенко; бас Ф. Стравинский; баритон М. Бочаров; камерна певица 3. Лодий (сопрано) и тенор П. Лодий, и др. В Киеве его учениками были В. Лоский (оперний певец, бас, а так же -режиссер Большого театра в Москве); X. Лурье, Е. Николаева, 3. Рудина, М. Шнабек и др. Противник вокально-педагогического научного познания, Эверарди, скажем, так оценивал немецкую вокальную школу с ее основательной методической базой: "...у них - много теорий, масса литературы, но в результате, мало хороших певцов, да и те учились в Италии" [84, 7]. Скептически относился к теории вокального искусства и не считал ее наукой, повторяя за американским вокальным педагогом Русселем: "Пение - не наука... Как только вокальное искусство станет наукой.., так и преподавание, и исполнительство сделаются общим достоянием, а до тех пор преподавание, ведущее к истинной цели, останется в руках наиболее опытных людей, способных физически и духовно работать в этой сфере" [84, 7-8]. Он с недоверием относился к попыткам научно обосновать ту или иную вокально-педагогическую систему, считая даже научно-педагогическое наследие своих учителей Гарсия и Ламперти "...отражением взглядов на вокальное искусство как итог многолетнего опыта" и прибавлял, что учился не по их книгам, а у них, как у живых людей [84, 7].

Этнологические градации обучения профессиональному пению

Украинское вокальное искусство профессиональных образовательных и исполнительских форм связано с фольклором и функционально, и генетически. Истоки стилистики профессионального пения украинцев открываются в процессе изучения музыкальных проявлений, типичных для культурной жизни Украины в исторической перспективе ее развития. Традиционное дифференцирование развитых форм отечественного вокального искусства на профессионально-академическое общеевропейского направления; народно-профессиональное (сюда принадлежит вокальный фольклоризм и эстрадное пение фольклорной ориентации) и аутентичное сегодня требует конкретизации некоторых существенных позиций этнологического содержания, продиктованных потребностями существующих критериев музыкального профессионализма. Эти критерии связаны с углублением процесса ассимиляции музыкально-вокальной стилистики фольклора и малых профессиональных форм вокального воплощения, предопределяющих качественно другие, нетрадиционные типы связей, которые необходимо учитывать, уча певцов разных профессиональных направлений и звукоизъявления. О.В. Далецкий считает, что благодаря народным песням возникает так называемый "...режим естественной саморегуляции -"санаторий" для голоса, необходимый и начинающим вокалистам, и опытным певцам" [150]. Следует отметить, что тема воспитания личностей музыкантов на народнопесенном материале есть также заботой инструменталистов. По мнению Н.А. Давыдова, "...формирование исполнительского мастерства происходит в органической связи с воспитанием высокой культуры музыканта, первоисточником которой есть народная песня, усвоенная в раннем детстве [...] это составляет национальную определенность музыкально-художественного мышления худооюника, способного к расширению своего чувственно-эмоционального потенциала на безграничном материале музыки всех народов, эпох и стилей" [147, 11].

Сегодня нелегко осознать и охватить всю меру диффузного процесса между народным и профессиональным искусством, результатом чего есть их взаимопроникновение. Критерий этого взаимопроникновения -актуализированная дистанция между естественным и искусственным,-природой и культурой. Исполнительские формы народнопесенного репертуара есть результатом профессиональных педагогических усилий, направленных на воспитание голоса и художественной личности, несущей ответственность за сохранение (экологию) естественного в естественном: вокальной природы - в песенной и наоборот. Существует метод художественной репрезентации естественных объектов [156, 339]. Экстраполируя его положения на этнологические проблемы обучения профессиональному пению, приходим к выводу: экологические особенности индивидуума формирует искусство, - особенно, если этот процесс направлен на естественный объект этого самого индивидуума, (а именно - его собственный голос), а также - на сохранение этнокультурной фоносферы, поскольку "...и "экология музыки", и "музыкальная экология" - понятия, неотделимые от забот об окружающей среде, об экологии в общепринятом сегодня смысле [340, 9]. Вокально-педагогическое воспитание готовности личности должно быть направлено на экологическую заботу о вокальном здоровье. Актуализация экологических методов в контексте нашей проблемы воспитания певцов разного профиля на материале народной песни углубляет структурирование семиозиса вокальной культуры, расширяет спектр ее знаковости. Вокальная экология, таким образом, - категория вместе с тем и педагогическая, и исполнительская, и валеологическая. Это наука о сохранении и защите вокально-естественных данных в процессе обучения и амортизации певческого голоса. Воспитание экологического сознания, как совокупности стратегий и технологий взаимодействия человека с природой, должно быть первостепенной задачей вокально-образовательного процесса. Его основными методическими принципами являются: 1) соответствие вокально-педагогического процесса этапам формирования вокально-экологического сознания; 2) когнитивность обучения, высшей задачей которого есть интеллектуализация эмоций (пробуждение и формирование постоянного исследовательского интереса к природе и естественному, чем является и естественный певческий голос, и народнопесенный репертуар); 3) перцептивная связь (живые примеры, пение педагога, раздражители сенсорной системы ученика: слуховые впечатления от просмотров спектаклей, концертов, а также - от естественной ячейки бытовой вокальной культуры и т.п.); 4) практическая связь, которая обеспечивается педагогическим воздействием на певческий голос. Совокупность этих методов разрешит выработать систему экологических представлений вокальной индивидуальности, сформирует критерии выбора репертуара, сделает ее более чуткой к поискам удобств в пении, сосредоточенных на фиксации естественных ощущений (ведь известно, что вокалист себя не слышит адекватно). Одной из задач данного исследования есть выявление общих черт в связях вокальной педагогики и фольклористики на разных уровнях исполнительской, педагогической и композиторской вокальной практики, сосредоточенной в кругу традиций украинской вокальной школы. Это создаст массив предпосылок для этнологизации процесса обучение пения, а значит, сделает такие связи плодотворными.

В Древней Греции формированию вокального этоса, было посвящено популярное возмущенное выступление Платона против художников-новаторов, которые "...смешивали терени с гимнами, песни — с дифирамбами", то есть: в регистры, издавна принятые для определенных жанров, начали внедряться жанровые разновидности, а значит - другие образы, что подменивало вековые традиции [122, 114]. Подобное начало происходить в украинском вокальном культуроведении, с тех пор, как народную песню начали исполнять в салонном интерьере.

Во времена Средневековья, в вокально-теоретических пособиях по выполнению органума - "...для звуков, которые выходили за пределы диатонической системы, применялся термин "absonia". Им назывались звуки, известные теоретически, но не пригодные для "хорошего пения" [246, 5]. Со времен Гвидо Аретинского (когда певцам уже не нужно было заучивать с голоса сложные и длинные мелодии, так как они уже владели системой сольмизации), состоялась значительная инволюция вокального слуха, которая стала причиной затормаживания процессов ориентации в сложных интонационных ситуациях, требующих развитой фантазии и аналитически мобильного слухового аппарата певцов. Воспитание голоса певца на материале народных песен, знакомство с оригинальными приемами народного исполнительства способствует более осознанному пониманию студентом скрытых возможностей своей музыкальной профессии, связанных с нетемперированным, а также - темперированным строем, о существовании которых даже некоторые зрелые исполнители не всегда имеют представление.

Ситуативные роли украинской вокальной культуры в становлении художественной личности как этнознака

Очерчивая понятие ситуативности, как культурологической категории, укажем, что прибегаем к изучению ситуативных ролей художественного творчества как совокупности обстоятельств, которые определяют весомость, вид и меру участия субъектов культуротворчества в создании этнических констант, а также обеспечивают их открытость для вхождения в культурный мультиверсум. Концептуальной основой данного материала является исследование этнокультурного содержания отдельных ситуативных ролей украинской вокальной школы, в контексте которых происходит творческий процесс становления художественной индивидуальности. Материалом для изучения ситуативного содержания художественного творчества стали исполнительские традиции оперы Виталия Кирейко "Лесная песня" на либретто композитора по одноименной драме-феерии Леси Украинки. Избранная для исследования в качестве объекта культуротворчества, совокупность обстоятельств, ставших толчком для написания этого произведения; судьба его постановок, а также, связанные с этим, целевые фрагменты творчества авторов и исполнителей, - корифеев украинской художественной культуры, - представляют интерес в процессе доведения ролевых влияний ситуативности на формирование индивидуального исполнительского стиля.

Культантропологический аспект "ситуативной этничности" первым обнаружил Ф. Барт, который акцентировал внимание на конструировании так называемых культурных маркеров, с помощью которых разграничивают этнические группы [540]. Примененный им функциональный подход к проблемам ситуативности заставляет сосредоточиться на сущностном содержании феномена этничности, воплощенном в его внешних связях. Содержание ситуативной модальности изучает И.Б. Пясковский: на примере логико-структурных конфигураций поэтических текстов "славильного" и "инициацийного" модусов жанров украинского народнопесенного творчества. В частности, он считает, что "...дальнейшее изучение "ситуативных модусов" даст неоценимый материал как для музыкальной фольклористики, так и для структурной лингвистики и антропологи" [390, 122]. По мнению исследователя вопросов музыкальной психологии В.И. Петрушина, "...ситуативная ориентация в построении художественных образов чаще всего свойственна молодым и неопытным исполнителям" [369, 93]. Этот автор, на основе художественной ситуативности, выработал три уровня основных подходов к созданию художественных образов: субъективный, объективный и их симбиоз как свидетельства значимости исполнительской личности и ее художественных достижений. О явлениях чрезмерной впечатлительности, заостренной чувствительности, согласованных с творческой природой наблюдательности художника качеств, помогающих "...глубоко входить в мир мысленных ситуаций" пишет филолог Р.В. Пихманец в исследовании теоретических и методических аспектов психологии художественного творчества [374, 50]. В языковой ситуативности существуют принципы моделирования, в которых "...можно, например, сослаться на ситуации обозначения процессов через имена существительные в индоевропейских языках...", то есть, если представление о вещи мотивирует изображение события через предмет [257, 17]. Все это - варианты исследования опредмеченных явлений художественной деятельности человека с целью выявления способов культуротворчества.

Объединение этих, на первый взгляд, несовместимых аспектов ситуативности в контексте этнокультурологических проблем украинской вокальной школы становится возможным, благодаря этнологическому (культантропологическому) подходу к изучению ситуативных ролей. А это - совокупность обстоятельств, которое образовывает ментальное содержание художественного процесса формирования индивидуального исполнительского и педагогического стиля и оказывает содействие становлению художественной личности как этнознака в круге национальных метакультурных феноменов. Ведь в национальной художественной культуре этническое может репрезентовать себя и в качестве доминантной жанровой структуры, и через стиль, и через композиционные матрицы, но наиболее полно реализует себя "....через определенные содержательные моменты, а значит, и через тот нелегко улавливаемый менталитет нации, которая благодаря своей личностной структуре ярчайше выражается и передается с помощью художественных концептуально-образных моделей самой действительности и отношения к ней человека определенного этноса" [474, 314].

Вокальное искусство в своем развитии использует достижения многих художественно-стилевых систем. По утверждению некоторых исследователей, национальная своеобразность искусства еще не является стилем [230, 4]; [289, 30]. Поэтому важно проследить закономерности функционирования знаковых систем культуры сольного пения, в которых особую роль сыграет язык как один из стойких фрагментов культуры, и вместе с тем -национально специфическая форма проявления его универсальной функции. Речь пойдет о таких ситуативных ролях национальной вокальной культуры, при которых происходит специализация уже развитых рече-вокальних умений и навыков, направленных на создание индивидуального художественного стиля исполнителя.

По мнению И.Ф. Ляшенко, "...становление индивидуума как творца этнокультурных ценностей происходит под влиянием, с одной стороны, особенностей ментальное, психологии данного народа, со второй, - акта этнической самоидентификации, осознания художником своей этнической независимости" [289,28]. В соответствии с концепцией Д. Чижевского, каждая нация вливается в контекст общечеловеческой культуры именно благодаря своей своеобразности, оригинальности [499]. Актуализируя проблему соотношения общечеловеческого и национального, Д. Чижевский предлагает такие способы формирования понятия национального типа: а) исследование народного (традиционного) творчества; б) характеристика наиболее блестящих исторических эпох данного этноса; в) характеристика творчества виднейших деятелей этого народа [499]. Подчеркивая важность культурологического подхода к изучению индивидуального творчества, Д. Чижевский, следовательно, наметил направление дальнейших исследований и критериев типизации, принятых в украинике. Философ убедительно доказывает, что украинской ментальности присуща абсолютизация бессознательного фактора и избирает фигуру Г.С. Сковороды воплощением символических традиций в украинской философии "сердца", интерпретированной им как совокупность интерпретированных смыслов трансцедентальной реальности. В их круге -феноменологические исследования Б.-И. Антонича относительно доминирующей роли в создании новых художественных явлений ярких творческих личностей; архетипизация художественных фигур и теория множественности "артистической" идеи - в сравнении со вредом от фетишизации таких абстрактных терминов как "поступь", "направление"; работы И.Я. Франко, посвященные раскрытию тайн художественного творчества; наконец, труды Д. Чижевского о соответствии "больших стилей" определенным культурно-историческим эпохам [14]; [477 - 478]; [500].

Похожие диссертации на Феномен украинской вокальной школы в контексте этнокультурологических проблем