Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблема. звуковой ' агрессии становится острейшей проблемой современности, проблемой выживания, человечества в техногенную эпоху.; Все меньше на планете остается тишины и спокойствия, необходимых .' человеку с физической,. психологической и духовных точек зрения. По словам ЦД.Ильина, «шум выманивает человека из
его духовного убежища, из его сосредоточенности, вызывает его оттуда.
раздражает, связывает, так что он живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. Шум перекрывает все:, во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия.. Во внутреннем — возникновениеслова, рождение мелодии...»'.
Воистину, тишина является единственной настоящей роскошью XXI века,
она.пронизывает собой все и проявляет свою загадочную сущность во всех
сферах; человеческой жизнедеятельности. Ценность тишины заключается в
том, что она принимает форму всего, с чем соприкасается, но при этом
сохраняет свою, собственную целостную природу, которую можно не только
ощущать, но также."слышать" -и "видеть" через определенные явления, образы
и знаки природы, которые.своим сакральным совершенством наполняют мир
духовными состояниями и смыслами. В связи с этим существует возможность
изучать феномен тишины с различных точек зрения: философско-эстетической,
религиозной, культурологической, искусствоведческой, психологической,
экологической и.др. |
Актуальность изучения тишины на. материале живописи обусловлена . следующими обстоятельствами:
Во-первых, тишина является структурным элементом не ТОЛЬКО ЖИВО
ПИСИ; но и практически любого вида искусства (театра, кино-, поэзии,
архитектуры, музыки. и др.), становясь компонентом конкретной знаковой
системы. Каждый вид искусства, используя индивидуальные средства.для
создания образов; вырабатывает свою собственную символику цппины. В
связи с этим возникает необходимость рассмотреть тишину в пространстве
художественного творчества, '
Во-вторых, живопись как. выразительная форма бытия, является образно-символическим отражением смыслов, бытия (нравственных, поэтических, религиозных, философских и. др.). По этой причине тишину в живописи невозможно изучать без взаимосвязи с религией и философией.
В-третьих, тишина в живописи, являясь незримым слоем произведения, выражается через созданные художником видимые формы; которые способны передавать различные состояния и настроения, степени молчания, тишины и звучания. В связи с этим представляется необходимость рассмотрения тишины через визуально - знаковую символику изобразительных средств.
1 Ильин Н.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий//Ильин И.А. соч. в 10 т. Т;3-М: Русская гнига, 1994. С. 121.
В-четвертых, интерес современности к забытым религиозным истинам и к духовно-нравственным аспектам творчества позволяет рассматривать тишину в живописи как результат глубинных мировоззрений художника, а также как отражение национального мировосприятия, мироощущения и миро-чувствования, в чем проявляется духовная самобытность культуры. Любая кулыура по-своему уникальна, своеобразна, и соответственно образ тишины в живописи различных культур отличается. своей спецификой. Это дает возможность ' осуществить сравнительный ' анализ проявлений тишины в худопественных культурах разных стран.
Степень научной разработанности темы. Феномен тишины, в отличие от молчания,, пустоты, безмолвия, не получил достаточного осмысления Е философских и культурологических исследованиях. В искусствознании тема тишины раскрывается, только, на" материале музыки (диссертация И. М. Некрасовой «Поэтика тишины в отечественной музыке 70-90х г. XX в.»). Научные публикации^ в которых рассматривается феномен : тишины в
. живописи, отсутствуют. По этой: причине теоретическая база исследования опирается в основном на отдельные мысли, упоминания, высказывания и наблюдения философов, историков, теософов и [ искусствоведов, косвенно затрагивающих проблему тишины. :В связи с этим определились основные концепций исследования природы тишины: философская, религиозная и искусствоведческая.
Исследование тишины в философии античности опирается на нравственно-этические идеалы. Философы античности рассматривали, созерцательную акустику тишины через Космос и природу, обозначив самое большое количество значений, имеющих отношение к тишине; таких как: «самопознание» (Фалес); «первоначало — алейрон», воздушная природа души «архэ - первичная инстанция», рождающая природу многообразия вещей (Анаксимандр); акустика и астрономия числа как единая самосущая субстанция (Пифагор и пифагорейцы); единое и непрерывное бытие. (Ксенофан); созерцательная, безмолвная добропорядочность «калокагатия», поэтика природы (Парменид); абсолютный и непрерывный, атомный космологический континуум и пустота (Парменид); «атараксия» (безмятежность, невозмутимость, душевный покой (ДемОкрит, Эпикур); мыслительно-интуитивное углубление в космос, видимое обнаружение невидимого (Анаксагор); София -мудрость (Аристид); человеческое сознание реальности как достояние космоса,. бесконечный предел становления вещи: (Платон); умозрение как начало познания, материя. - небытие - идеальное начало идеи и формы, образное и ..божсствсннос.начало кшкдой.вещи (Аристотель).
Тишина Средневековья характеризуется философами как созерцательное
. переживание человеком незрймой,но существующей, единой Личности Бога. Афанасий Александрийский.'считал, что .«человек, б .создан по подобию божьему созерцателем, ум которого покбиЛся на знании сущего». По словам св. Августина, «неуспокоенность человека. заканчивает свое смятение в Боге». Тишина по Августину - это. экстаз, промежуточное состояние между сном и
смертью, при котором душа, оторвавшись от телесных чувств, воспаряет к Богу, сущность которого Абсолютная Вечность, Мировая Душа.
Эпоха Возрождения рассматривается в философии как начало светской чувственности. Тишина этого времени выражается как созерцание красоты проявленного духа в видимых материальных творениях божьих (А.Ф. Лосев).
Философская концепция тишины Нового времени основывается уже не на созерцании божественной красоты мира, а на самосозерцании индивида, гения
экспериментов. Рационализм уводит человека в мир опытов, доказательств и
теоретических объяснений. Человек Нового времени, по мнению Р. Гвардини, «начинает терять точку опоры» и в нем зарождается чувство «оставленности», «бездомности». По В.Ф. Шеллингу, «Новый мир начинается с того, что челот век отрывается от природы, чувствует себя покинутым».
Тишина философии модернизма, выражаясь через нигилистическое отношение человека к миру и к самому себе, представляется «самостным тотальным одиночеством, нулевой степенью инаковости» (у Э. Левинаса). Тишина шизофрении как чувство угнетенности, оторванности от всех социоструктур (у Ж. Делеза). Самоотвержение Ж. Батая, своим стремлением «не хотеть больше быть всем» и «похоронить мысль заживо» напоминает философско-религиозные концепции Востока. Восточный смысл уединения по М. Хайдеггеру состоит в том, что в одиночестве «каждый человек только и достигает близости к существу всех вещей, к миру».
Философы постмодернизма, оказывая сильнейшее влияние на искусство, считали, что цель современной живописи заключается в представлении нечто непредставимого, немыслимого и выражения того, «что нельзя увидеть» (Ж. Лиотар). Анализируя творчество пост-культуры, современный теоретик искусства, Н. А. Хренов, считает, что художник XX века «ощущает потребность с помощью чувственной формы видимых вещей выразить то, что непосредственно выразить невозможно, т.е. сверхчувственные ценности».
Аналогичные предположения освящаются в трудах В. В Бычкова, В.Д. Диденко, А. Л. Казина, Н. Б. Маньковской, М. В. Михайловой, и др.
Тишина в русской философии представляется как торжество истины, добра и красоты, отражается в темах сострадания, любви и веры. Смыслами тишины у С. Соловьева наполнены идеи преображения, одухотворения, воплощения «откровений высшей жизни», создания «вселенского духовного организма»2. Тишина у П. Флоренского - это такое «состояние духа, при котором открываются двери горних миров», у С. Франка - сфера «непостижимого». Дух тишины таится в «художественном созерцании» И. Ильина, «софийной красоте» С. Булгакова, «выразимой невыразимости» А. Лосева, в «метаисторическом озарении» Д. Андреева.
Тишина как форма философско-религиозного мировоззрения буддизма, даосизма и дзэн-буддизма рассматривается через такие понятия как медитация, нирвана, пустота, небо, ничто, созерцание, гармония и др. В этом аспекте
2 Диденко В.Д. Духовная реальность и искусство: эстетика преображения - М.: Беловодье, 2005, С. 38.
использовались труды философов, теософов, историков и представителей отечественного востоковедения: Г. М. Бонгард-Левина, Л. С. Васильева, Г. Д. Гачева, Т. П. Григорьевой, В. Е. Кемерова, В. В. Малявина, А. А. Маслова, А. Меня, Ю. В. Мизуна, В. В, Налимова, Н. К. Рериха, Е.И. Рерих, В. Н. Топорова, Е. А. Торчинова, Н. В. Абаева, А. А. Накорчевского, Ю. К. Шуцкого, а также зарубежных исследователей: Ян-Чжу, Р. Штайнера, Д.Т. Судзуки, Шри Ауробиндо, А. Швейцера, Джидду Кришнамурти, М. Элиаде, Син-Юня, Ошо
Раджнивд, Далай-Ламы, X. И. Дейви, Д. Чаттопадхъяи, Фэн-Ю-ланя и др.
Тишина священнобезмолвия в православном исихазме выявляется в трудах Макария Египетского, св. Исихия Синайского, Иоанна Лествйчника, Григория Синаита, Григория Паламы, Нила Сорского, св. Феофана Затворника, прот. В.В. Зеньковского, архимандрита Софрония, прот. Г.В. Флоровского, арх. Киприана, прот. А. Шмемана, И. Мейендорфа, Петра (Пиголя), А. Меня, игумена И. Экономцева, а также философов Н.О. Лосского, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, С. С.Аверинцева, С. С. Хоружего, О. Г. Ульянова, А. С. Ригина и др.
Искусствоведческий блок включает в себя источники, которые в той или иной мере способствовали выявлению особенностей тишины в художественном творчестве и, в частности, в живописи. Искусство Китая и Японии исследовали Го-Жо-сюй, А. Бенуа, Ю.М. Лотман, В. В. Малявин, Н. А. Виноградова, Н. С. Николаева, Е. В. Завадская, Т. П. Григорьева, А. М. Кантор, Ю. М. Лотман, В.В. Малявин, К. Ф. Самосюк, Д.Т. Судзуки, Н. С. Сычева, Е. Медкова, Дж. Роули и др.
Выявлению особенностей тишины в религиозной и светской живописи Западной Европы способствовали исследования таких авторов как И. Тэн, Б. Беренсон, Б. М. Бернштейн, М. Дворжак, X. Зедльмайр, У. Эко, Р. Лонги, Дж. К. Арган, Д. де Вое, Д. Арасс, А. В. Степанов, Н. С. Николаева, И. Е. Данилова, Н. Н. Никулин, Н. А. Смирнов, М. Н. Соколов, М. И. Свидерская, К. М. Долгов, В. Н. Лазарев, В. Г. Власов, А. В. Камчатова, В. А. Крючкова, Н. Н. Никулин, В. Н. Прокофьев, В. Л. Глазычев, Д. Э. Харитонович и др.
Тишина в русской православной иконописи является отражением религиозных исихастских традиций и выражается через покой, созерцание, умозрение, смирение, покаяние, умиротворение и др. Духовный и символический мир русской иконописи исследовали М. В. Алпатов, М. М. Аленова, Н. А. Барская, В. Г. Брюсова, С. Н. Булгаков, В. В. Бычков, Г. М. Лихачев, А. Ф. Лосев, А. С. Преображенский, Н. В. Покровский, О. В. Соддатенкова, Н. М. Тарабукин, Е. Н. Трубецкой, Л. А. Успенский, П. А. Флоренский и др.
На определение самобытности тишины в русской светской живописи с точки зрения духовных и образных исканий художников повлияли исследования: М. В. Алпатова, А. Н. Бенуа, Н. И. Беспалова, А. Г. Верещагиной, О. П. Вороновой, А. Г. Габричевского, П. П. Гайденко, М. Германа, С. П. Дягилева, Р. С. Кауфман, Е. И. Кириченко, О.Я. Кочик, Ф. С. Мальцевой, Д. С. Мережковского, М. Г. Неклюдовой, М. В. Нестерова, К. С. Петрова-Водкина, Е. И. Поляковой, Г. Г. Поспелова, Н. К. Рериха, А. А. Русаковой, А.
А. Рылова, Д, В. Сарабьянова, В. В. Стасова, Г, Ю. Стернина, П. К. Суздалева,
. Н. О. Тамручи; В. С. Турчина, А. А, Федорова-Давыдова, П. Д.Эттингера, Т. В.
Юденковой, идр. . .' ''...
Для обоснования тишины в живописи XX века использовались работы следующих авторов: С. С. Аверинцева, Р. Барта, М. М. Бахтина, В. В. Бычкова, В; В. Ванслова, В. В. Вейдле, Ф.Гваттари, М. Ю. Германа,Т. Горячевой,Г.Б. Зайцева, В. В. Кандинского, Н. В. Ковтун, Ю. М. Лотмана, К. С. Малевича, Н. Б. Маньковской, X. Ортега-и-Гассета, В. И. Раздольской, Г. Рида, Д. В. Сарабьянова, М. Н; Соколова, О. Тарасова, В. Турчина, Н. А. Хренова, А. Худошина, А. Д. Чегодаева, У. Эко, Т, С. Юрьевой, А. К. Лкимовйча, М. Ямпольскогр, и др. .
Объект исследования — живопись как феномен культуры.
Предмет исследования — образно-символические проявления тишины в живописи.:
Цель работы: . сравнительный. анализ выразительных особенностей тишины в живописи Китая, .Японии, Западной Европы и России.
Задачи:
рассмотреть феномен тишины в природе, жизни человека и в искусстве;
проанализировать философско-религиозное понимание тишины;
определить роль тишины в художественном творчестве;
исследовать специфику выражения тишины в живописи;
выявить символику тишины в живописи Китая и Японии;
—' раскрыть особенности тишины в религиозной и светской живописи Западной Европы;
: - исследовать образ тишины в православной иконописи и живописи . России;- .
--выявить значения тишины «новой сакральности». в живописи пост-
культуры. ',: .'''. .'.
Методологические и теоретические основы исследования определяются спецификой научной проблемы, целью и задачами исследования. Они предполагают применение разнообразных исследовательских приемов и рассмотрения с позиций разных научных методов.
Основными методами, применяемыми в данном исследовании, являются: эмпирический, сравнительно-исторический и логико-смысловой метод познания, сформулированный П, Сорокиным, сущность которого состоит в нахождении основного принципа : (основания), пронизывающего все компоненты, придающего смысл и значение каждому из них и создающего из хаоса разрозненных' фрагментов космос. В.данной работе таким основанием является тишина как эстетическая репрезентация в живописи.
Процесс осмысления, символических значений тишины, выявляемых в природе, жизни, человека, религии, философии и искусстве предполагает использование культурологического подхода. Для рассмотрения проявления тишины в творчестве и образно-символических значений тишины в живописи, с точки зрения художественной специфики и духовности использовались
' ' 7
фшюсофско-эстетический, философско-религиозный и историко-искусствс ведческий подходы (история живописи, философии и религии), Представ ленные в работах; В. В. Бычкова «Эстетическая аура бытия», «Художественны; апокалипсис культуры», Н.Д. Хренова «Образы- великого разрыва», A. Элементы научной новизны данного исследования заключаются в следующем: ;'' 1 і Тишина в исследовании впервые осмыслена как духовно эстетический феномен, в. символической.. форме представляющий собоі многообразие значений и смыслов в актах.субъективного мировосприятия и переживания; выявлена специфика тишины, имеющая отношение к природе, жизни человека и к искусству. Рассмотрены религиозно-метафизические концепции, в которых тишина понимается как одухотворенная форма переживания «божественных, человеческих и природных обстояний» (И.А..Ильин). Тишина в философии і религии становится символом Божественного Первоначала. Определено значение духовного смысла тишины в художественном процессе; выявлено, что тишина художественного процесса на разных этапах его осуществления выражается в виде момента предвосхищения образа, созерцания, наблюдения, размышления, уединения, очарованности, служения, растворения художника в мире прекрасного; в связи с этим, рассмотрена тишина художника, тишина в произведении искусства и.тишина зрителя. Выявлена специфика выражения тишины, в живописи, представленная совокупностью: изобразительных и композиционных средств (форма, конструкция, свет, тень, Цвет, пропорции, воздушное пространство, тон, полутон, ритм и др.); неизобразительных средств (использования символа, аллегории, художественных тропов и Т.Д.) и индивидуального ВИДЄНЮ , ... художника,. выражающегося в создании: собственной стилистики, манеры изображения, авторского почерка. ':.:.' 5. Выявлена символика тишины, в. традиционной китайской и . даосизма, и дзен-буддизма. Тишина в этой живописи представлена как медитативный отпечаток духовно-созерцательной. Деятельности художника, '.'"' ' " '..' ;- 8 ' ' '' ': ' "''' расшифровывающего смыслы бытия через знаки природы. Определены особенности религиозной живописи Западной Европы, выражающие тишину надстояния идеализированного бого-человека над.миром в итальянской живописи и тишину предстряния земного человека перед естественной божественной данностью в живописи художников нидерландской школы. Для тишины в светской живописи Западной Европы характерно переживание человеческих состояний в различных моментах бытия. Рассмотрены состояния тишины в православной иконописи, выражающей идеациональный (бого-духновенный) характер православной веры. Раскрыта самобытность тишины в русской светской живописи как состояние мистического духовного психологизма и причастности к сокровенному. Определена характерная особенность тишины в живописи посткультуры, которая является Отражением идей авангардизма, модернизма, сюрреализма, демократического реализма и других направлений XX века. Выявлены типологические состояния тишины «новой сакральности», выражающиеся через систему «новых художественных кодов» и формирующие образы пустоты, отрешенности; депрессивное, неприкаянности, драматизма человеческого существования. Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут.быть, использованы при разработке общик и специальных курсов^ в проведении семинаров, и практических занятий по курсам «Культурология», «Религиоведение», « История искусствам Данный материал может быть продолжен в исследованиях по; различным видам и жанрам искусства,: а также при изучении, творчества отдельных художников, скульпторов, архитекторов, режиссеров театра и.кино, и др. Основные, положения и результаты работы могут быть использованы в практических, спецкурсах по дизайну, графике, живописи, монументальной росписи и др. На основе материалов диссертационного исследования автором разработаны программы и лекционные материалы по дисциплинам «Живопись», «Графика», «История искусства». Апробация полученных результатов. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и культурологии и кафедре истории и теорий искусства Российского государственного профессионально-педагогического университета. Различные аспекты проблематики диссертационного исследования получили разработку в статьях, тезисах докладов, выступлениях на международных научно-практических конференциях: «Композиционная подготовка в современном художественном образовании: педагогический аспект» (Шадринск, 2008); «Философско-культурологические и педагогические проблемы современного дизайна и искусства» (Екатеринбург, 2010); «Полифония культур как креативная основа художественного образования», Екатеринбург, 28-29 октября 2010 г.; «Креативные основы художественного образования, Екатеринбург, 28-30 марта 2011г. ' Положения, выносимые на защиту: 1, Определена уникальность тишины, которая состоит в том, что она . невидимая,.ощущаемая и неощущаемая (физически), слышимая и беззвучная, имеет воплощение в. природе, обыденной жизнедеятельности, философии, религий и в искусстве. Тишина в природе определена как. естественная необхбдимая форма бытия, не принадлежащая . человеку, как некий надличностный и надврёменной, покоящийся сам в себе мир, соотносимый с понятиями пустота, ничто, вечность, гармония, абсолют, космос, вселенная и др. Тишина в жизни человека как состояние внешнего и внутреннего покоя. Тишина в искусстве является элементом знаковой системы того или иного способа художественного творчества и имеет самое большое количество смыслов. 2. Анализ философских концепций позволяет сделать выводы, что в Сравнительный- анализ религиозных- духовных практик (индуизма, буддизма, исихазма) показывает различные способы познания Божественной истины, а также общность в целях .духовного самосовершенствования и стремления к гармонии. Поиск высшего смысла в индуизме осуществляется через Медитацию, различные формы отшельничества и через абсолютное .. очищение, освобождение и опустошение разума в нирване. В китайском даосизме через, медитативное растворение с природой и пустотой Дао, в японском дзэн-буддизме через созерцание изменчивой красоты! природного мира. В православном исихазме через безмолвное, молитвенное общение с Богом. Общими качествами тишины всех трех религий является.йдея духовного восхождения, стремления к просветлению, прозрению, очищению и к состоянию Чистого бытия. 3- Анализ художественного творчества, Показывает, что тишина является источником и соучастником творческого пути, выражается в моментах вдохновения, созерцания, восхищения, проникновения, прозрения и т.д. Творческий путь, в своем стремлении постичь суть вещей, проникнуть в . глубинные смыслы бытия, в чем-то близок пути религиозных исканий. Тишина в произведении искусства - состояние статичного: равновесия, застывшей вечности, «мироостановленности» (X. Зедльмайр), гармоничное единство всех элементов изображения, целостность и глубина содержания. Тишина зрителя - экстатическое созерцательное погружение в. произведение искусства, поиск расшифровки смыслов, откровение, прозрение и т.д. Ю ' Выразительность, тишины в живописи является результатом индивидуальной манеры художника, которая в свою очередь состоит из целого ряда (визуальных и невизуальных), изобразительных, композиционных и ассоциативно-образных элементов. .. Основным визуальным средством выражения тишины является художественная форма; как образно -символическая интерпретация смысла, идеи. Тишина формы состоит в ее обособленности, отстраненности от других форм, в ее самосуществовании, самозначимости, в божественной единственности и неповторимости. Все остальные средства выразительности (визуальные и невизуальные) подчиняются целостности формы, способствуют выявлению совершенства формы (колористического, материального, пластического). Сравнительный анализ тишины в живописи показывает, что религиозно-философская направленность на осмысление и переживание бытия стимулировала небывалый расцвет художественной культуры различных эпох, и народов. Тишина японской и китайской живописи - это созерцательно--иррациональный. знак . мира. Иконографичное отражение не природы как таковой, а духа природы. Человек в китайской живописи стоит, ниже природы, в японской живописи человек и природа одно целое; Выразительными, средствами воплощения тишины.. в живописи являются;. символические каноны; отражающие идею. Пустоты Дао. Тишина в китайской живописи выражается через . незаполненные изображением . участки, которые символически выводят естественные формы природы из пустоты, и одновременно возвращают. их в пустоту. Японская живопись воплощает тишину философского раздумья о красоте и гармонии. Отличительными признаками японской живописи является символическое отождествление изображения с человеческими сущностями. 6. Анализ произведений западно-европейской живописи показывает, 7. Русская иконопись в отличие от телесной архитектоничности Тишина русской светской живописи в отличие от европейской тишины, полноты бытия — это тишина не присутствия в бытии, тишина сокровенного ожидания. Отличается от безжизненной отрешенности западно-европейской живописи самобытной поэтичностью, задушевностью,, прозаической сентиментальностью, непосредственностью и грустью. Русская живопись в целом, сформировала тишину духовного психологизма, который в западной живописи практически отсутствует. 8. Тишина в живописи пост-культуры выражается через новые .Живопись сюрреалистов - тишина .параллельных миров, иных уровней «подсознания и сверхсознания» (В. Бычков). В отличие от беспредметной тишины авангардистов, тишина сюрреалистов.состоит в новой за-поэтической, . за-ассоциативной и за-иррациональной созерцательности. V Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, . списка литературы,.. иллюстративных приложений. Библиография включает 260 наименований. Объем работы составляет. 170 страниц.
японской живописи, обусловленная религиозно-метафизическими традициями
являет собой тотальность, многомерность, многозначность, вездесущность и
всеучастие, она Оккупирует собой все многообразие мира. Тишина, видимая и
античности тишина проявляется как пространство созерцающего духа,
нравственно-этический космос. Тишина Средневековья - сверх-категориальное
трансцендентное бытие в Едином. Эпоха Возрождения сформировала тишину
чувственно-эстетического созерцания мира. Тишина философии модернизма -
сверх-чувственная интроспекция, отражающая идеи «интуитивизма, герме*
тизма, фрейдизма, мистико-религиозных и оккультных течений» (В. Бычков).
Тишина в русской философии— творческое созерцание духовности бытия.
что религиозная живопись художников итальянской школы выражает тишину
идеализированного мира, рафинированной устойчивой материи, упоря
доченной, математически-вычерченной статики пространства. Выражается в
монументальной обобщенной цельности, материальной плотности и
колонноподобной (Р. Лонги) статуарности фигур, в состоянии застывшей
отрешенности лиц, в монолитном архитектонизме. Нидерландская религиозная
живопись выражает тишину предстояния человека перед Богом. В отличие от
итальянской живописи в картинах нидерландцев отсутствует идеализированная
телесность фигур и равнодушие к деталям. Тишина ощущается через
исключительную «сделанность» и материальность всех . элементов
изображения, это тишина магической реальности, отражающей идею «нового
благочестия», по которой Бог пребывает во всех земных вещах. Светская
живопись Западной Европы, соединяя в себе религиозные и гуманистические
идеи, воплощает тишину счастья и полноты жизни (реальной и вымышленной),1
чувственно-эстетической зрелищностй в самых разно-образных .темах и.
сюжетах. ...
итальянской живописи, естественной реалистичности Нидерландцев, создает
тишину мира заоблачного, бестелесного . и призрачного, невесомого и
ускользающего. Тишина в русской иконе — это пространство мира горнего. Не
живые люди, а святые, ангелоподобные существа, не лица, а лики, не стоят на
земле, а парят, зависают в завоздушном небесном пространстве.
формы, вызывает другие ощущения. Идеи «новой сакральности» воплотили в
авангардной живописи тишину — «пустыни небытия», «супрематического нуля»
(К. Малевич) путем создания чистого цвета,; лишенного материальной
предметности. Тишина в живописи модернизма - это сверх-иррациональное
отторжение, выражается через идеи одиночества, замыкания, отчуждения.Похожие диссертации на Феномен тишины в живописи : сравнительный анализ