Введение к работе
Актуальность темы определяется тем, что современная эпоха выявила ряд острых проблем, связанных с состоянием русской культуры и отношением к ней. Стало очевидным, что будущее России зависит не только от уровня профессионализма специалистов в области экономики, других сфер общественной деятельности, но и от формирования ответственности за судьбу своего отечества, своей культуры, качества, имманентно присущего русской интеллигенции.
Поэтому проблема места и роли интеллигенции в современной российской культурно-исторической действительности может и должна быть поставлена в качестве самостоятельной философской проблемы. Вопрос об интеллигенции - это по-прежнему вопрос о дальнейшем развитии России, поскольку именно интеллигенция оказывает огромное влияние на развитие профессионального и интеллектуального потенциала России, активизирует поиск национально-культурной идентичности, поддерживает интерес к собственной истории, языку, в целом, к культуре.
На рубеже столетий феномен культуры - и в обыденном его понимании, и в глубинном философском смысле - все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает все решающие события жизни и сознания людей нашего века. Если XX век считался веком современных технологий, то XXI век - веком культуры. Все духовные, социальные и исторические изменения на рубеже XX - XXI вв. можно расценивать как смещение центра всего человечества к оси культуры. Тем самым актуализируется обращение к системе культурных ценностей, в частности, русской культуры, к интеллигенции как наиболее активной хранительницы этих ценностей. Подобное обращение тем более своевременно, потому что данные ценности, к сожалению, утрачивают свою значимость. По наблюдениям российских историков, философов, политологов экспансия западной культуры становится все более агрессивной. Западное кино, одежда, музыка, иностранная лексика, поведение - все это сейчас задает образцы для подавляющего количества населения, особенно молодежи. Следовательно, для сохранения самобытности России, следует обратиться к собственным культурным истокам. А для этого необходимо осмыслить феномен интеллигенции как носительницы культурных ценностей, чтобы усилить ее влияние на коррекцию массового сознания в аспекте его самоидентификации с ценностными установками уникальной и величественной русской культуры. Именно интеллигенция способна осуществить эту задачу. В связи с этим в отечественной философии в последние годы появился целый ряд работ, в которых актуализируется и рассматривается проблема влияния интеллигенции на массовое сознание.
Культурно-историческая необходимость исследования сущности и функций русской интеллигенции дополняется внутридисциплинарной, куль- турфилософской необходимостью уточнения своего понятийного аппарата, в данном случае, концепта интеллигенции, тем более что в современном куль- турфилософском дискурсе происходит замещение данной категории понятиями креативного класса, экспертного сообщества.
Также актуальность исследования сущности интеллигенции, ее места в условиях социокультурного пространства России обусловлена проблемой объяснения и понимания новых социокультурных реалий, связанных с функционированием интеллигенции в современной культурно-исторической российской реальности. В частности, В.С. Степиным ставится вопрос о судьбе русской интеллигенции. Соответственно, требуется существенный пересмотр и развитие теоретических исследований данной проблемы.
Осмысление фундаментальных признаков, основных функций русской интеллигенции позволит решить актуализируемую проблему уточнения концепта интеллигенции, объяснения и понимания современного состояния интеллигенции, механизмов ее влияния на общественное сознание в аспекте формирования национального самосознания, русской культурной идентичности с присущим ей осознанием ответственности за судьбы своего Отечества и народа.
Степень научной разработанности проблемы. Тема теоретического осмысления феномена интеллигенции, ее атрибутивных характеристик, места и роли в культуре представлена исследованиями таких отечественных и зарубежных мыслителей как П.Н. Новгородцев, Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский, П. А. Сорокин, Г.П. Федотов, Г.В. Флоровский, Н.О. Лосский, священник Г. Кочетков, А.С. Хомяков, Вл. Соловьев, Ф.А. Степун, П.М. Бицилли, А.А. Кизеветтер, А.В. Гулыга, старец Филофей, Н.М. Карамзин, И.В. Кириевский, К.С. Аксаков, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, В.В. Розанов, Л.П. Карсавин, П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Р.В. Иванов-Разумник, И.А. Ильин, Н.Я. Данилевский, митрополит Иоанн, А.Ф. Лосев, Л.Н. Гумилев, И.Л. Вишневская, В.М. Богуславский, С.О. Шмидт, Р. Пайпс, М.К. Мамардашвили А. Дживелегов, Ю.М. Лот- ман, И.В. Кондараков, Л.А. Анненский, А.И. Подберезкин, Ю.А. Левада, М.А. Маслин, Г.К. Ашин, Э.Э. Буренкова, Э. Гидденс, Е.Ю. Зубкова, А. Иванов, Л.А. Кельман, О.В. Крыштановская, С.А. Кугель, Д. С. Лихачев,
В.Ш. Нахушев, Д. С. Попов, Э.Д. Фролов, J.J. Duderstadt, R. Pipes и ряд других.
Тема культурфилософской концептуализации сущности и функционирования интеллигенции в русской культуре опирается на представление о культуре как сосуществовании отдельных качественно своеобразных, открытых к взаимодействию, равноценных культурно-исторических типов, разработанное в трудах таких авторов как Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Г.С. Кнабе, М.Н. Кокаревич, C.A. Jeffrey, R. Eyerman, B. Giesen, N.J. Smeller, P. Sztompka, R. Pipes и многих других. При этом каждый культурно-исторический тип представляет собой целостность, единство всех культурных феноменов как воплощений единой базисной системы ментальных доминант (главных ценностей, внутренней формы культуры, прасимвола культуры и т.п.), что обосновывается О. Шпенглером, П. Сорокиным,
-
Кребером, Г.С. Кнабе и другими исследователями.
Тема качественного своеобразия русской культуры, ее базисных ментальных доминант представлена в трудах таких авторов как Н.Я. Данилевский, П.Н. Новгородцев, Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский, П.А. Сорокин, Г.П. Федотов, Г.В. Флоровский, Н.О. Лосский, А.С. Хомяков,
-
С. Соловьев, А.В. Гулыга, Н.М. Карамзин, И.В. Кириевский, К. С. Аксаков, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов, Л.П. Карсавин, П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, И.А. Ильин, митрополит Иоанн, А.Ф. Лосев, Л. Гумилев, Ю.М. Лотман, И.В. Кондаков, М.Н. Кокаревич и другие.
В исследованиях названных авторов проведен поиск основных параметров, определяющих специфические черты русской культуры, ее духовные ценности, а, следовательно, заданы характеристические особенности русской интеллигенции, как наиболее полно воплощающей ментальные доминанты русской культуры.
Каждый автор акцентирует внимание на изучении определенных аспектов сущности и функционирования интеллигенции, в соответствии с ценностными основаниями своей эпохи, мировоззренческой позицией исследователя, осмысляет то новое, что к моменту исследования было наработано в рамках культурфилософских изысканий. Соответственно, актуализируется проблема культурфилософской концептуализации феномена интеллигенции, наиболее адекватно описывающей и объясняющей место и роль интеллигенции на современном этапе развития российской культурно-исторической реальности.
В советский и постсоветский период тема интеллигенции исследована в трудах многих авторов, таких как Р.О. Карапетян, В.И. Астахова, О.К. Арефьев, К.Г. Барбакова, Н.А. Аитов, В.А. Мансуров, В.Л. Соскин, М.Н. Руткевич, О.В. Крыштановская, И.И. Осинский, М.С. Каган, Л.Н. Коган, В.Н. Самченко, М.И. Добрынина, В.Х. Беленький, Ж.Т. Тощенко, A.D. Smith,
N. Rzhevsky, D. Rueschemeyer, M. Rueschemeyer, B. Wittrock, T. Lahusen, G. Kuperman и многие другие. Работы этих авторов определяют место и роль интеллигенции в социальной структуре советского и постсоветского общества, анализируют структуру интеллигенции как социального слоя, в основном реализуя методологические принципы классового подхода. Данные исследования, проведенные в рамках социальной философии, социологии, политологии и т.д., задают необходимость последующей концептуализации феномена интеллигенции как социокультурного образования, элемента социокультурной структуры.
Функции интеллигенции, ее роль в жизнедеятельности социума анализируются в трудах М.Л. Гаспарова, Ю.С. Степанова, Вяч. Вс. Иванова, И.В. Кондакова, В.М. Петрова, В.В. Кожинова, А.И. Солженицына, К.Б. Соколова, Б.Ф. Егорова, Т.Б. Романовской, Н.И. Балашова, Р.М. Байбу- рова, Ю.А. Левады, В.С. Жидкова, В.Н. Дмитриевского, А.В. Соколова, А. Кузнецова, Е. Смотрицкого, С. Климовой, J. Miller, S. Buckley, E.L. Davis, M.J. Gannon, M. Goldman, O. Lee Leo и др.
Вместе с тем, в данных исследованиях понятия интеллигенции, экспертного сообщества, креативного класса и т.п. зачастую используются как синонимы. Представляется необходимым провести сравнительный анализ данных концептов с целью экспликации их различий, выявить культурные и методологические основания замены понятия интеллигенции понятиями креативного класса и т. п.
Отметим, что при всем многообразии реконструкций феномена интеллигенции остается проблема, определяемая противоречием между сложившейся современной культурно-исторической реальностью и устоявшимся понятием интеллигенции, проблема объяснения и понимания новых социокультурных реалий, связанных с местом и ролью интеллигенции в современной России, проблема приведения в соответствие этих реалий и теории. Сегодня отсутствует интегративное функциональное определение данного феномена, которое бы реконструировало феномен интеллигенции как наиболее полное воплощение ментального ядра русской культуры, показывало основное предназначение интеллигенции - аккумулировать русскую культурную идентичность, созидать, хранить и транслировать культурно-историческую память и духовные ценности нации в глобализирующемся мире и тем самым разрешало противоречие между реальным существованием и должным статусом интеллигенции в современной России. Обозначенная проблематика определила объект и предмет диссертационного исследования.
Объект исследования. Русская интеллигенция как социокультурный феномен.
Предмет исследования. Культурфилософский анализ концептообра- зующих признаков, основных функций интеллигенции.
Предмет исследования. Культурфилософский анализ концептообра- зующих признаков, основных функций интеллигенции.
Цели и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является концептуализация сущностных признаков, места и роли интеллигенции в рамках российской культурно-исторической реальности.
Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач, определяющих содержание работы:
-
-
Выявить специфику и значение культурной компоненты в концептуальных реконструкциях социальной действительности.
-
Выявить доминирующие тенденции в изучении социальной структуры общества
-
Определить положение интеллигенции в социокультурной структуре российского общества.
-
Раскрыть основные функции интеллигенции в системе российского общества, показать их интегративный характер.
-
Выявить специфику положения интеллигенции в современной России и показать причины замещения понятия интеллигенции в современном философском и общетеоретическом дискурсе понятиями интеллектуальной элиты, креативного класса и т.п.
Методологические и теоретические основания исследования обусловлены спецификой предмета исследования и решаемых исследовательских задач.
Методологическим базисом для историко-философской реконструкции концептуализаций структурирования общества, выявления значимой роли культурообразующих признаков элементного состава общества стали работы Платона, Аристотеля, Т. Парсонса, Б.А. Чагина, В.Ф. Чесноковой, Т.И. Заславской, О.В. Крыштановской, Ю.В. Арутюнян, Л.А. Гордон, О.И. Шкаратан, В.Х. Беленького, В.В. Радаева.
При определении места интеллигенции в социокультурной структуре современного российского общества мы опирались на труды таких авторов как И. Непомнящих, Д.С. Попова, М.Е. Добрускина, М.К. Мамардашвили, В. Кремень, Э.Д. Фролова, А.В. Квакина, Г.С. Померанц, Л.А. Келеман, З.Т. Голенкова, Л.А. Беляева, Т.И. Заславская, В.С. Кирпичников, В.В. Радаев, О.И. Шкаратан, Т.Н. Васягина, В.И. Ильин и др. Эти исследователи включают российскую интеллигенцию в состав среднего класса, они замечают, что в результате реформ конца ХХ века большинство представителей интеллигенции оказались в нижних слоях российского общества.
Методологически значимыми для диссертационного исследования являются идеи, посвященные специфике русской культуры, месту и роли интеллигенции в российской культурно-исторической действительности. Например: идеи Н.А. Бердяева об интеллигенции как о совокупности духовно избранных людей страны; мысли С.Н. Булгакова об интеллигенции как главном проводнике культурных и духовных ценностей в толщу стомиллионного народа; исследования Ю.М. Лотмана о выполнении культурно-исторической функции, осуществления интеллигенцией связи времен; идеи Д. С. Лихачёва о принадлежности к интеллигенции только через воспитание на основе знаний классической культуры, наличия духа терпимости и уважения к чужим ценностям и т. п.
Теоретическим базисом для экспликации двойственного положения интеллигенции в современном российском обществе, несоответствия между ее реальным положением и должным статусом существенными для нас стали представления таких авторов как Г.К. Ашин, Т.И. Заславская, О.В. Крыштановская, В.А. Ядов, Н.М. Ремашевская, О.И. Шкаратан, Э.Э. Буренкова, Дж. Конради, И. Селейни, А.И. Подберёзкин, А.А. Ермолин, Е.Г. Ясин, Д. А. Гранин, М.Я. Геллер, А. Иванов, В.Ш. Нахушев, А.А. Гусейнов, Н.Е. Покровский, Г.В. Андреевский, А.А. Данилов, А.В. Пыжиков, Е.Ю. Зубкова.
Задача построения дефиниции интеллигенции как идеального типа решается на основе общелогической методологии типологизации и исторического метода.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
-
-
-
Определены тенденции в развитии представлений о социальной структуре общества, которые заключаются в актуализации значимости культурной компоненты в концептуальных реконструкциях действительности.
-
Впервые в отечественной культурфилософской литературе осуществлена системная историко-философская реконструкция концептуализаций интеллигенции как социокультурного феномена и, соответственно, главного элемента социокультурной структуры общества и дана синтезирующая дескрипция функций интеллигенции.
-
Выявлено двойственное (реальное и должное) положение интеллигенции в современной России.
-
Выявлены причины замещения понятия интеллигенции в современном философском и общетеоретическом дискурсе понятиями интеллектуальной элиты, креативного класса и т. п
Положения, выносимые на защиту:
-
-
-
-
Основной тенденцией в эволюционировании представлений о социальной структуре общества является переход от концепта социальной структуры общества к ее концептуализации как социокультурной.
-
Интеллигенция представляет собой центральный элемент социокультурной структуры российского общества, поскольку обеспечивает реализацию основных функций, необходимых для существования и сохранения своеобразия российской культурной системы:
аккумулирующей, которая заключается в умении осмыслять и формулировать основные ценности, ментальные доминанты русской культуры на основе собранного и проанализированного материала и, тем самым, синтезировать русскую культурную идентичность;
трансляционной, заключающейся в умении связывать воедино разные составляющие социокультурной структуры российского общества путем передачи духовных ценностей и, тем самым, синтезировать социокультурную идентичность, от чего зависит степень единства и прочности общества;
культурно-исторической, означающей умение интеллигенции как социокультурной общности профессионально заниматься исследованием и сохранением культурно-исторического наследия.
-
Двойственное положение интеллигенции в современной России заключается в разрыве между реальным и должным статусом. Статус должного означает полноту функционирования интеллигенции, выполнение основных функций в синтезе. Реальное положение означает неполноту функционирования интеллигенции, распад целостности культурной функции, представляющей единство аккумулирующей, трансляционной и культурно-исторической функций.
-
Неполнота выполнения имманентно присущих интеллигенции функций становится методологическим основанием замещения понятия интеллигенции в современном философском, общетеоретическом дискурсе категориями интеллектуальной элиты, креативного класса и т.п.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выводы диссертационного исследования могут найти применение в теоретических исследованиях, направленных на понимание места и роли интеллигенции в современной российской культурно- исторической действительности как модуса русской культуры, стремящейся к утверждению своей идентичности в глобализационных потоках.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при подготовке учебных курсов и пособий по философии, культурологии, отечественной истории.
Апробация работы
Основные положения и результаты данного диссертационного исследования были представлены и обсуждались на методологических семинарах кафедры философии ТГАСУ, ТГПУ; II Всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 2006); III Всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 2006); Всероссийской научной конференции (г. Волгоград, 2006); региональной научно-методической конференции (г. Томск,
-
-
-
; Международном молодёжном политологическом форуме «Форос- Сибирь 2006» (г. Новосибирск, 2006); II Международной конференции «Исследование мира и миротворческий дискурс в системе образования» (Томск,
-
; III Международной конференции «Исследование мира и миротворческий дискурс в системе образования» (Томск, 2008), XIV Международной научно-методической конференции «Университетское образование» (Пенза, 2010).
Объем и структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 170 источников, 20 из которых - на иностранном языке.
Похожие диссертации на Феномен русской интеллигенции : опыт культурфилософской концептуализации
-
-
-
-
-
-
-
-