Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова Неганова Галина Дмитриевна

Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова
<
Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Неганова Галина Дмитриевна. Феномен красоты в духовном наследии Е. Честнякова : диссертация... кандидата культурологии : 24.00.01 Ярославль, 2007 222 с. РГБ ОД, 61:07-24/110

Содержание к диссертации

Введение

1. Понятийно-концептуальный аспект феномена красоты 17

1.1. Красота в этимологическом и историко-культурном смыслах 17

1.2. Актуализация проблемы красоты в русской философской мысли на рубеже XIX-XX веков 33

1.3. Концепция красоты в дискурсе личности Е. Честнякова 49

2. Хронотоп красоты в художественном мире . Честнякова 75

2.1. Пространственно-временной континуум красоты в представлениях. Честнякова 75

2.2. «Кордон красы» Е. Честнякова как образ идеального мира 112

2.3. Идеал человека в контексте христианского миропонимания Е. Честнякова 133

Заключение 181

Библиографический список 191

Введение к работе

Конец XIX - начало XX века в русской культуре характеризуется как эпоха не только переходная, но и творческая. Свойства переходности проявились и в способности создания художником принципиально новой реальности, которая превышала в своей выразительности содержательность уже адаптированного мира; и в желании заглянуть за границы уже освоенного, превзойти в каждом новом творческом акте как устоявшиеся матрицы и коды культуры, так и себя вчерашнего; и в стремлении создать новый язык искусства, который был бы способен стать выразителем важных состояний культуры. Авторское сознание ищет новые ответы на вопросы, ставившиеся в предшествующие переходные эпохи: что такое искусство, каковы его возможности на новом витке культуры и т. п. Художник стремится решить проблему: способно ли искусство заниматься проработкой смыслов человеческого существования в новых социокультурных условиях. В связи с этим на первое место выдвигается вопрос об имманентных самому искусству основаниях, делающих его необходимым компонентом духовной жизни человека и общества и направленных, прежде всего, не на познание мира, а на его одухотворение, художественно-творческое преображение, на выражение духовной сущности человека и культуры. В центре внимания оказывается такое явление и понятие, как красота, которое уже не может рассматриваться лишь как качество произведений искусства или явлений жизни, поскольку предстает как результат человеческой деятельности.

Обращение к анализу духовного наследия Е. Честнякова в аспекте феномена красоты позволяет дополнить представление и о данном культурном явлении, и о самобытной культуре русской провинции, и о культуре России начала XX века в целом. Таким образом, актуальность исследования обусловлена, во-первых, востребованностью духовного наследия Е. Честнякова; во-вторых, тема диссертации находится в русле современной культурологической проблематики, связанной с заполнением пробелов в изучении русской культуры начала XX века.

Проблема исследования. Процесс формирования национального самосознания в России определяется совокупностью разнообразных взглядов жителей различных территорий страны. Знание о культуре России приращается знанием о культуре ее провинции, самобытным представителем которой является Е. Честняков. Проблема формулируется таким образом: каковы место и роль духовного наследия Е. Честнякова в контексте развития русской культуры в аспекте феномена красоты.

Цель исследования: соотнесение феномена красоты, актуализированного в духовном наследии Е. Честнякова, с развитием русской культуры конца XIX -начала XX века.

Сформулированной цели соответствуют следующие основные задачи представляемого исследования: -сопоставить концептуальные подходы к проблеме красоты в русской культуре конца XIX - начала XX века с пониманием феномена красоты Е. Честняковым; выявить специфику понимания концепта «красота» в духовном наследии Е. Честнякова; обосновать системное понимание хронотопа красоты в духовном наследии Е. Честнякова; систематизировать особенности произведений Е. Честнякова в контексте современного понимания процессов формирования культурообразующих начал русского народа;

Объектом исследования является духовное наследие Е. Честнякова как репрезентативная компонента русской культуры.

Предмет исследования - актуализация феномена красоты в духовном наследии Е. Честнякова.

Источниковой базой исследования являются опубликованные прозаические и стихотворные произведения, миниатюры, наброски, черновики, записи в тетрадях и записных книжках Е. Честнякова, картины и рисунки художника; воспоминания его современников; не публиковавшиеся ранее материалы; находящиеся в личной библиотеке В. Лебедева книги,

6 принадлежавшие Е. Честнякову, с пометами художника; рукописные материалы «Словаря народно-разговорного языка произведений Е. В. Честнякова», предоставленные Н. Ганцовскои; материалы полевых экспедиций автора диссертационного исследования.

Методология исследования. Методологические подходы в исследовании отвечают теоретической базе современной культурологии, обогащенной методами и приемами других наук, в том числе искусствознания, филологии, социальной и культурной антропологии, лингвистики и этнолингвистики. Изучение феномена красоты проводилось в соответствии с методологией ряда обобщающих исследований по теории и истории культуры. Методологической базой диссертационного исследования является принцип позитивизма. В качестве методологического инструментария использовались системный, феноменологический и герменевтический подходы. В работе использованы методы: восхождения от абстрактного к конкретному; описательно-психологический; сравнительно-типологического и сравнительно-функционального анализа; лингвистический; системный.

Тема диссертационного исследования предопределила обращение к широкому кругу научной литературы, как теоретико-методологического характера (С. Аверинцев, А. Адамян, А. Ахиезер, М.Бахтин, В. Библер, В. Ванслов, Г. Гачев, А. Гуревич, В. Диденко, С.Дмитриев, В.Днепров, Е.Ермолин, В.Кантор, И.Кондаков, О.Кривцун, Ю.Лотман, Е.Мелетинский,

М.Некрасова, Э.Орлова, В.Пропп, В.Руднев, В. Сарычев, И. Смирнов, Ю. Степанов, Л. Столович, В. Топоров, Б. Успенский, А. Флиер, О. Фрейденберг, Н. Хренов), так и монографиям по теоретическим проблемам, связанным с исследованием феномена красоты (В. Ванслов, В. Россман, Л. Столович); текста и интертекста (А.Аверинцев, М.Бахтин, Б.Гаспаров, Л.Капустина, Ю.Лотман, В.Пропп, В.Руднев, В.Шкловский, Б.Эйхенбаум), художественного пространства и времени (М. Бахтин, В. Днепров, Е. Есин, Ю. Лотман, В. Пропп, В. Руднев, В. Топоров, 3. Тураева, Б. Успенский, Ф. Федоров,); мифа и ритуала, неомифологического сознания (А. Байбурин, М. Бахтин, Т. Берштам, Н. Велецкая, Б. Гаспаров, Л. Гуревич, Ю. Давыдов, Е. Ермолин, К. Жигульский, А. Левинсон, Ю. Лотман, Е. Мелетинский, А. Некрылова, О. Фрейденберг, Ю. Хабермас, Н.Хренов); фольклора (Л.Виноградова, В.Гусев, Н.Зоркая, Н.Криничная, 3. Минц, В. Плотников, В. Руднев, Ю. Соколов); лингвистики и этнолингвистики (В. Иванов, В. Колесов, Н. Толстой, В. Топоров, Ю. Степанов). Среди зарубежных наиболее значимыми для диссертационного исследования представляются работы Р. Барта (жизнь текста); М. Фуко (дискурс-анализ в исследовании культуры); Л. Филлипс и М. Йоргенсен (теория и метод дискурс-анализа), К. Леви-Строса (структурное исследование мифологии), В. Тэрнера (ритуалы как структурные коды), М. Элиаде (история религиозного символизма и теория мифа).

Ключевые концепты исследования. Система ключевых концептов обусловлена целями и задачами диссертационной работы.

Дискурс понимается не только как совокупность текстов (письменных и устных), но и как фрагмент истории (М. Фуко), как определенный способ представления мира или аспекта мира (такое понимание является общим в различных теориях дискурса).

Интертекстуальность представляет собой, по определению И. Смирнова, «слагаемое широкого родового понятия... имеющего в виду, что смысл художественного произведения полностью или частично формируется посредством ссылки на иной текст, который отыскивается в творчестве того же автора, в смежном искусстве, в смежном дискурсе или в предшествующей литературе» [222, с. 11].

Культурный феномен представлен с точки зрения динамики культуры, как взаимосвязанные и взаимодействующие между собой понятие, образ и действие - три эквивалента культурных подсистем (мировоззренчески-познавательной, художественно-эстетической и соционормативной).

Неомифологическое сознание связывается с актуализацией интереса к мифу и использованием мифологических мотивов и сюжетов в художественных произведениях.

Текст рассматривается, в соответствии с позицией Ю. Лотмана, как «один из компонентов художественного произведения»; «художественный эффект в целом возникает из сопоставлений текста со сложным комплексом жизненных и идейно-эстетических представлений» [155, с. 24-25].

Хронотоп понимается как взаимосвязь художественно освоенных временных и пространственных отношений. «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп» (М. Бахтин) [19, с. 122].

Гипотеза исследования состоит в следующих предположениях:

Эстетическая составляющая феномена красоты в творчестве Е. Честнякова не всегда является доминирующей. Следовательно, его тексты принципиально не равнозначны художественным произведениям, потому изучение их не может замыкаться в границах искусствоведческой, лингвистической или литературоведческой методологии.

Феномен красоты, несмотря на уникальность его проявлений в самобытном творчестве Е. Честнякова, можно соотнести с соответствующими духовными векторами русской культуры конца XIX - начала XX века.

Представления Е. Честнякова о красоте связаны как с традицией, так и с новациями его эпохи и могут осмысляться в аспекте художественно-творческого преображения мира.

Изучение феномена красоты в духовном наследии Е. Честнякова дает возможность привести дополнительные аргументы в части характеристики самосознания русского человека первых десятилетий XX века.

Степень разработанности проблемы. Как культурологическая научная проблема феномен красоты осознается в результате смены научной парадигмы XX века и понимания в связи с этим факта размытости границ гуманитарного знания и отказа от традиционного видения научных дисциплин как обособленных. Одна из особенностей, определяющих приоритетность осмысления связанных с изучением феномена красоты вопросов, заключается в том, что понятие «красота» трактуется научными дисциплинами по-разному. В философии красота представлена как категория эстетики и исследуется как содержание сознания; в филологии - как лексема и концепт; история, изучая прошлое человеческого общества, представляет конкретную эпоху, в которой существовал тот или иной критерий красоты. Таким образом, с одной стороны, красота изучалась как концепт сознания, а значит, признается образно-человеческо-субъективная форма красоты; с другой стороны, феномен красоты еще недостаточно исследован в единстве с образом мысли, образом жизни, образом деятельности человека как субъекта, способного воспринимать красоту, понимать законы красоты и творить в соответствии с ними.

Решение обусловленной этим противоречием проблемы через обращение к личности дает возможность точнее понять как общие закономерности художественных исканий исследуемой эпохи, так и сущность творчества ее отдельных представителей. Обозначенная концептуальная позиция позволяет интегрировать отдельные свойства феномена красоты как явления культуры.

11 Творчество Ефима Васильевича Честнякова (1874-1961) - оригинального представителя культуры русской провинции начала XX столетия - дает благодатный материал для решения вышеназванной проблемы.

Имя Е. Честнякова в 1970-е годы получило не только всероссийскую, но и мировую известность. В интервью журналу «Сельская молодежь» С. Ямщиков возвел значение духовного наследия Е. Честнякова до уровня Н. Федорова, Вл. Соловьева, В. Розанова и других русских мыслителей конца XIX - начала XX столетия (1991. - № 12. - С. 2). В.Курбатов в статье «Откровение Ефима Честнякова» ставит Е. Честнякова в один ряд с К. Циолковским, Н. Федоровым, В. Хлебниковым, В. Татлиным [120, с. 129]. О жизни и творчестве Е. Честнжова написаны сотни статей и несколько книг, в том числе две монографии [112; ИЗ]. Искусствоведы В. Игнатьев и Е. Трофимов, авторы этих монографий, обратили внимание на фольклорные, народно-поэтические истоки художественного творчества Е. Честнякова. В. Игнатьев в «Дневниковых записях» оставил такое наблюдение: «Честняков - художник будущего, и очень трудно хоть сколько-нибудь приблизительно определить то время, когда начнется истинное открытие этого мудреца» [111, с. 22]. В. Сапогов в статье «Окруженный хором муз...» отметил, что искусство Е. Честнякова «органически синтетично и синкретично» и высказал предположение о существующих параллелях между произведениями художника и «философией общего дела» Н. Федорова [209, с. 216]. В. Поваров, имевший возможность работать с рукописями Е. Честнякова и участвовавший в подготовке материалов к изданию его стихов, суждениий и отдельных высказываний, в статье «Своеобразие философского мировоззрения Ефима Честнякова (1874-1961)» обращает внимание на приоритет общечеловеческого в духовном наследии художника. И. Переверзева в статье «Новое в эстетических взглядах Е. В.Честнякова» отмечает, что «...записные книжки Е. Честнякова таят в себе россыпи философских, экономических, исторических изысканий, ставящих их автора в один ряд с выдающимися мыслителями России» [187, с. 75], а его теория универсальной культуры Е. Честнякова, «глубоко оригинальная по форме, в то же время является отражением процессов, происходящих в духовной жизни общества» [187, с. 73]. В. Шапошников, автор романа «Ефимов кордон» и ряда статей о художнике, подчеркивает, что в творчестве «шабловского мудреца» в начале всего было слово [102, с. 75]. Р. Обухов, составитель сборника стихотворных произведений Е. Честнякова, называет поэтическое творчество «плавильным тиглем» его духовной жизни [271, с. 14-15]. Н. Ганцовская и последователи ее научной школы изучают специфику художественного языка Е. Честнякова, привлекая внимание к такому важному элементу творческой манеры, как народно-разговорная лексика.

Отдельные грани творчества Е. Честнякова исследуются искусствоведами, филологами, философами, но феномен красоты, без постижения которого вряд ли возможно понять его теорию универсальной культуры, до настоящего времени не рассматривался. Это позволяет перенести в поле культурологического дискурса изучение текстов Е. Честнякова, которые, таким образом, вписываются в контекст гуманитарной мысли его эпохи.

Научная новизна исследования заключается в следующем: - феномен красоты в творчестве Е. Честнякова соотнесен с духовными векторами русской культуры конца XIX - начала XX века; - определены место и роль феномена красоты в духовном наследии Е. Честнякова; - обосновано системное понимание хронотопа красоты в художественном мире Е. Честнякова.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем: -осуществлено целостное монографическое исследование феномена красоты в духовном наследии Е. Честнякова; -в научный оборот вводятся результаты анализа феномена красоты в духовном наследии Е. Честнякова; -дополнены представления о формировании культуры русской провинции первых десятилетий XX века.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в вузах и школах в рамках регионального компонента, в рамках спецсеминаров и факультативов экскурсоводческой и культурно-просветительской направленности; во внеучебной поисково-исследовательской деятельности школьников.

Личный вклад диссертанта состоит в дополнении представлений о динамических процессах, происходивших в коллективном сознании носителей русской традиционной культуры и в художественном сознании России начала XX века на основе выявления особенностей феномена красоты в духовном наследии Е. Честнякова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Введение в научный оборот результатов исследования феномена красоты в духовном наследии Е. Честнякова позволяет дополнить представления о специфике русской культуры начала XX века в целом и культуры русской провинции в частности.

2. В понимание феномена красоты вносится новая аргументация на основе анализа верифицированных на вербальном и визуальном уровне текстов Е. Честнякова, которые представляют собой целостную образную модель его «универсальной культуры», в которой принцип красоты является определяющим.

3. Духовное наследие Е. Честнякова имплицитно включает в себя представления о красоте, имманентные такой основе народной культуры, как традиционный нравственный идеал и вера, а также культурным новациям начала XX века.

4. Эстетическая составляющая феномена красоты в духовном наследии Е. Честнякова не является доминирующей. Воплощение в текстах представлений Е. Честнякова о красоте подчинено целям и задачам его «теории универсальной культуры».

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры философии и политологии Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Основные идеи и научные результаты исследования, а также отдельные материалы, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в 5 публикациях (общий объем 2,3 уч.-изд. л.), тезисах выступлений и докладах на ряде научных конференций (Всероссийская научно-практическая конференция «Экскурсия в современной культуре», Санкт-Петербург, 1999; Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения Д. Н. Ушакова «Русское слово: синхронический и диахронический аспект», Орехово-Зуево, 2003 (доклад пленарного заседания); Всероссийская научно-практическая конференция «Философия и поэтика текстов В. В. Розанова "Уединенное" и "Апокалипсис нашего времени"», Кострома, 2003; Всероссийская научно-практическая конференция «Василий Розанов в культурно-историческом пространстве России», Кострома, 2004; Международная научная конференция «Проблемы фразеологической и лексической семантики», Кострома, 2004; Межрегиональная научно-практическая конференция «Формирование правовой системы Российской

16 Федерации и ее влияние на становление государственности нового типа в Костромской области», Кострома, 2004; Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы истории, теории и методологии социально-гуманитарного знания», Кострома, 2006).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (в первой главе «Понятийно-концептуальный аспект феномена красоты» рассматривается концепт 'красота'; освещаются те стороны актуальной для русской культуры рубежа XIX-XX веков проблемы красоты, которые для Е. Честнякова стали предметом осознания и осмысливания; концепция красоты художника анализируется в дискурсе его личности; во второй главе «Хронотоп красоты в художественном мире Е. Честнякова» на материале произведений словесного и изобразительного творчества художника, отражающих его представления о совершенном обществе и идеале человека, феномен красоты анализируется во взаимосвязи временных и пространственных отношений в дискурсе традиции и культурных новаций его эпохи; особое внимание обращается на многослойность контекста; хронотоп красоты определяется как доминантный в творчестве Е. Честнякова), заключения и библиографического списка, включающего свыше 200 наименований.

Красота в этимологическом и историко-культурном смыслах

Феномен красоты волнует человечество на протяжении тысячелетий. Еще в древних мифах ставился вопрос о сути прекрасного. Так, шумеры отождествляли красоту с пользой, древние египтяне - с жизнью. Красота в русской мифологии, в первую очередь, связывалась с природой и трудом земледельца. «Красота существенна в истории человечества, - отмечал М. И. Каган. - Мы имеем в ней существенно целесообразный творческий мотив истории» [124, с. 547].

В «Энциклопедическом словаре по культурологии» красота трактуется как «фиксируемый понятием мысленный образ реального предмета, достигшего высокой степени совершенства и гармоничности», и как «построенная воображением мысленная модель предмета, гармоничные черты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца». Созданный мыслеобраз вступает в отношения с реальной действительностью и оценивает ее различными мерами красоты. Красота при этом понимается как «эстетическая категория, отображающая определенную меру совершенства предмета и, вместе с тем, меру его эстетического восприятия и переживания художником (и любым другим воспринимающим при наличии вкуса) в качестве высшей эстетической ценности». Из чего следует, что красота как явление культуры может состояться при наличии, по меньшей мере, предмета с определенными эстетическими свойствами и субъекта, способного воспринимать эстетические качества предмета, т. е. «красота возникает в ситуации человеческого отношения к миру, своеобразного субъект-объектного отношения, в котором человек в конечном счете соразмерно встраивается во всеобщую гармонию вселенной» [286, с. 204]. Красота как концепт (факт культуры), в отличие от понятия1, не только мыслится, но и переживается. В структуру концепта входят: «исходная форма (этимология); сжатая до основных признаков содержания история; современные ассоциации, оценки и т. д.» [228, с. 43].

Одним из основных способов формирования концепта является язык, и именно в языковой картине мира (в виде совокупности концептов) отражается культурное знание народа. В современном русском языке красота - это и свойство по значению прилагательного красивый; и все красивое, прекрасное; и красивая, привлекательная внешность. Среди значений слова красивый -«приятный на вид, отличающийся приятностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий и т. п.» и «отличающийся полнотой и глубиной внутреннего содержания», «благородный, достойный в нравственном отношении» [217, II, с. 123,120]. До середины 1930-е гг. это слово имело еще одно значение, утраченное впоследствии,- «производящий эстетическое впечатление» [234, с. 1498]2.

Согласно «Этимологическому словарю славянских языков», «термин красота заведомо экспрессивное слово во всех языках», из чего следует, «во-первых, неизбежность стирания и обновления этой лексики и, во-вторых, метафорический способ самого формирования и обновления слов красота , красивый » [287, с. 95]. Этот вывод подтверждается и рассмотрением лексемы красота в синхроническом и диахроническом аспектах.

В древнерусском языке жили два слова: краса и красота. Первое - более раннего происхождения и восходит к индоевропейскому kresiti оживлять, освежать; воскрешать - глаголу, в свою очередь образованному от существительного kresb, обозначающего летний солнцеворот, т. е. возрождение; и kresati - создавать, творить . Семантически слово краса «убедительно реконструируется как цвет жизни , откуда затем - красный цвет, румянец (лица) , цветение, цвет (растений) и, наконец, более общее - красота » [там же, с. 97].

Актуализация проблемы красоты в русской философской мысли на рубеже XIX-XX веков

Еще Ф. Достоевский признавал: «Красота - это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут...» [91, XIV, с. 100]. Работая над романом «Идиот», писатель отмечал: «Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного - всегда пасовал. Потому что это задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал - ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался» [91, XXVIII/2, с. 151].

Красота являет собой «отличительное качество всякой эстетической предметности». Потому вопрос о красоте, как указывал М. И. Каган, «возникал и развивался в связи с вопросом о конкретной сущности индивидуального явления» [124, с. 545, 548]. В русской философской мысли исследование проблемы эстетического отношения искусства к действительности связано, в первую очередь, с В. Белинским, признававшим первостепенное значение действительности и потому рассматривавшим искусство как одно из проявлений жизни, и Н. Чернышевским, развившим эти взгляды критика и попытавшимся связать объективность эстетических свойств предметов и явлений с отношением человека к действительности. В конце XIX - начале XX века вопросы красоты искусства и красоты в жизни исследовали виднейшие представители русской культуры: Н. Бердяев, С. Булгаков, Л. Толстой, С. Трубецкой, Н. Федоров, П. Флоренский. Статьи по вышеназванным проблемам публиковались не только в центральных, но и провинциальных периодических изданиях. Принцип отбора материала для освещения актуализации проблемы красоты в русской философской мысли обозначенной эпохи состоит в следующем. Во-первых, диссертация Н.Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», поскольку сформулированный в ней тезис «прекрасное есть жизнь» получил развитие на рубеже XIX-XX веков. Во-вторых, работы Вл. Соловьева по данной проблеме как философа, идеи которого во многом определили художественное сознание исследуемого периода. В-третьих, те издания, с которыми был знаком Е. Честняков или есть указание на то, что имел к ним доступ.

В воспоминаниях И. Серова отмечено влияние на духовное развитие Е. Честнякова его сестры Александры [215, с. 327-328], увлекавшейся философией; в ее личной библиотеке были работы С. Булгакова, О. Шпенглера, Д. Юма, а также книги о жизни и творчестве Вл. Соловьева, Ф. Ницше, З.Фрейда, религиозная литература [там же, с. 261-262]. Установлено, что Е. Честняков читал журнал «Научное обозрение» [113, с. 40]; полагаю, также и «Мир искусства» (стоявшие во главе редакции журнала С. Дягилев и А. Бенуа находились в довольно близких отношениях с княгиней М. Тенишевой, бывали в ее доме и в мастерской и среди будущих художников обрели сторонников; Е. Честняков некоторое время находился под влиянием мирискусников [113, с. 56], а с С. Чехониным в течение нескольких лет жил в одной квартире); и «Вехи» («Сборник статей о русской интеллигенции»), входивший в число книг, принадлежавших А. Честняковой. Как было отмечено выше, Е. Честняков читал литературу различной направленности, но мы рассматриваем ту ее часть, в которой затрагивались проблемы красоты.

«Прекрасное есть жизнь» - этот тезис диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) стал на протяжении последующих десятилетий основой для острой полемики. В 1893 году диссертация была переиздана12. Востребованная моментом, она не могла остаться незамеченной. В 1894 году Вл. Соловьев в своей рецензии «Первый шаг к положительной эстетике» отметил основную заслугу «этого старого, но не устаревшего трактата» [224, VI, с. 429]13.

Пространственно-временной континуум красоты в представлениях. Честнякова

Художественное произведение, отражая объективный мир, одновременно представляет созданную автором концепцию этого объективного мира -художественный мир, своего рода модель мира в целом. Художественный мир, по определению Ф. Федорова, - это «органическое единство объективного мира и мира сознания художника» [249, с. 5]. Его координаты «соотносимы с существующими, возможными, мыслимыми координатами мира реального»; это и «концепция объективного мира, его оценка, его версия», и «картина мира, сложившаяся в сознании художника, в сознании культуры» [там же]. Ю. Лотман характеризовал художественный мир как динамическую систему. Художественный мир неисчерпаем, он «создается не только автором, но и читателем, зрителем, слушателем» [155, с. 9]. Основными координатами художественного мира являются пространство и время, вне которых он не существует. «Пространство и время включают в себя весь комплекс проблем, связанных с "жизнью" художественного текста, от лингвистических до философско-культурологических, - отмечал Ю. Лотман, - ...включают идеологию определенного художественного текста в общественно исторический и культурный контекст... связывают данный текст с "внетекстовым" миром» [155, с. 18].

Проблемой осмысления художественного пространства и времени давно и плодотворно занимаются как зарубежные, так и отечественные исследователи. Так, П. Флоренский, изучая пространство в живописи, показал условность прямой перспективы [259]. В.Пропп исследовал пространство волшебной сказки [196]. М. Бахтин развил идею о неразрывности времени и пространства: «...приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп» [19, с. 124]. В художественном хронотопе время уплотняется, становится художественно-зримым, пространство же втягивается в движение времени. Каждый компонент художественного мира обретает пространственно-временной статус. Ю. Лотман определил художественное пространство как модель мира автора, выраженную на языке его пространственных представлений. При этом «пространство в художественном произведении моделирует разные связи картины мира: временные, социальные, этические и др.» [158, с. 252]. Категория художественного пространства и времени стала также предметом исследования в работах В. Днепрова, В. Топорова, 3. Тураевой, Б. Успенского.

Можно утверждать, что художественный мир создается в соответствии с той концепцией пространства и времени, которая сформировалась в сознании эпохи. Для русской культуры конца XIX - начала XX века характерно наличие архаического модуса, связанного с сакрализацией пространства и времени.

Модели мирового пространства как в традиционных культурах, так и в развитых религиях строились по общему принципу - священный центр и внешняя область. Исследуя священное и мирское - два образа бытия в мире, М. Элиаде отмечает, что для священного мировосприятия пространство и время не однородны и не беспрерывны. Так, «неоднородность пространства проявляется в опыте противопоставления священного пространства, которое только и является реальным, существует реально, всему остальному -бесформенной протяженности, окружающей это священное пространство» [284, с. 22]. С проявлением священного однородность пространства разрывается и обнаруживается противопоставляемая нереальности, воспринимаемой как вся огромная протяженность окружающего мира, абсолютная реальность - «Центр Мира». Поскольку «никакой мир не может родиться в хаосе, однородности и относительности мирского пространства», то обнаружение «Центра» равносильно Сотворению Мира: «...открытие священного пространства позволяет обнаружить "точку отсчета", сориентироваться в хаотической неоднородности, "сотворить Мир" и жить в нем реально» [там же, с. 23].

В произведениях Е. Честнякова главной пространственной точкой предстает его родная деревня Шаблово. Здесь создатель теории универсальной культуры творил свой художественный мир.