Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен эзотерической культуры (Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования) Белякова Ольга Борисовна

Феномен эзотерической культуры (Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования)
<
Феномен эзотерической культуры (Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования) Феномен эзотерической культуры (Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования) Феномен эзотерической культуры (Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования) Феномен эзотерической культуры (Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования) Феномен эзотерической культуры (Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования) Феномен эзотерической культуры (Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования) Феномен эзотерической культуры (Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования) Феномен эзотерической культуры (Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования) Феномен эзотерической культуры (Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белякова Ольга Борисовна. Феномен эзотерической культуры (Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования) : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Тамбов, 2003 175 c. РГБ ОД, 61:04-9/71-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА КАК СУЩНОСТНЫЙ ЭЛЕМЕНТ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Понятие эзотерической культуры 14-24

1.2. Концептуальная основа духовных практик эзотерической культуры 24-36

1.3. Структура и систематизация эзотерической культуры 36-62

1.4. Антропологические аспекты содержания эзотерической культуры 62-69

1.5. Эзотерическая культура в духовной культуре человечества 69-91

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 91 -96

ГЛАВА II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

2.1. Социальные основания развития эзотерической культуры 97-118

2.2. Личностные позиции обращения к эзотерической культуре 119-127

2.3.Формы использования населением ценностей эзотерической культуры 127-154

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 155-157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158-164

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 165-175

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная актуализация эзотерической культуры обусловлена массой позиций, в том числе и переломными элементами во многих структурах бытия, обозначаемыми как кризисные. Привлекательность эзотерической культуры сейчас обусловлена ее интегральностью и возможностью объяснить сложные вопросы существования в силу самой ее природы. В ней объединены все средства познания, организованные вокруг единого принципа, позволяющего интерпретировать причины, следствия, смыслы и гармонию сложных отношений, образующие устройство мира и определяющие его развитие.

По традиции эзотерическая культура является древнейшей системой развития сверхкачеств и способностей человека и представляет собой первородную познавательную модель, опирающуюся на признание единства мира, объясняя его происхождение. Именно она выступает как «протодуховность» культуры, из которой впоследствии образовались отдельные сферы знания. В ней присутствуют единство знания и познания, признание сходства мира и человека, рассмотрение их как взаимопересекающихся суперсистем в процессах существования, функционирования, творения.

Имея в качестве доминантного направления развитие совершенной личности, эзотерическая культура создала специальные технологии, должные вывести ее на уровень всеобщего космического знания. Это предполагало долгий и тщательный процесс обучения той части людей, которые избирались как пригодные для этого и считались посвященными. Аспекты последнего определялись соответствующими качествами ума и нравственности, духовной зрелостью, которые без ущерба для психофизиологической структуры человека вместили бы в себя знания и могли быть ему открытыми в сложном процессе саморазвития и

самореализации. В силу этого, первоначально эзотерическое знание, и в целом эзотерическая культура, предназначались только для посвященных, так как создаваемые способности давали немалую власть над окружающими и, соответственно, налагали высокую степень ответственности личности.

Бурные процессы современности потребовали выведения в открытый мир многих элементов эзотерической культуры, обращения к внутренним силам личности, способным вернуть себе былую мощь и качественно существовать в окружающем пространстве.

Попытки многочисленных наук разработать необходимые технологии этого процесса из-за своих традиций и возможностей разделяют его на сегменты, что ярко просматривается в образе жизни и мышления, и выступают как фрагментарная деятельность, которая активизируется лишь под воздействием появляющихся школ или курсов по самосовершенствованию. Между тем, потребность общества в возрождении эзотерической культуры проявлена не только в трансформации ее в экзотерическую плоскость. В настоящее время уже функционирует достаточно хорошо разработанный социальный институт эзотерической культуры. Он представлен специализированными школами и курсами разного уровня, популяризацией эзознаний СМИ, тиражированием огромного числа периодики и литературы этих направлений, практикующими в нем людьми. При этом, большинство изданий изучается самостоятельно и пользуется значительным спросом со стороны покупателей.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что социум вступил в полосу эзотерического самообразования, ведущегося достаточно избирательно, но при этом бессистемно и архаично. Однако трансформация эзотерической культуры в часть повседневной культуры слишком очевидна и отрицать это было бы нелепо. Все население так или иначе соприкасается с элементами

эзотерических знаний и, следовательно, вплетает ее в личностную форму культуры.

При этом интеллигенция как социальная страта, занимающаяся интеллектуальной деятельностью, тяготеет к психофизиологическим направлениям (йога, цигун, даосские, тибетские, суфийские системы, боевые искусства, другие направления и их модификации). Целевой посылкой в данном случае становится приобретение чистоты мышления, стойкой психики, оптимального здоровья, в целом - качественной и долгой жизни. Остальные категории населения тяготеют к вульгарно-маргинальным ее видам — магии, колдовству, которые часто накладываются на незрелую в нравственном смысле личность и могут причинить значительный вред как носителю этих знаний, так и его окружению.

Став проявленным пластом культуры, эзотерическая ее часть в современной интерпретации нуждается в серьезной проработке со стороны науки. Именно этим обусловлено обращение данного исследования к ее фундаментальным вопросам, к проблеме диалогического взаимоотношения выделенного феномена с элементами общечеловеческой культуры. Основанием для этого выступает его культурно-исторический анализ, который позволяет трактовать изучаемое явление как аккумулятор и транслятор субъективных ценностных установок, формирующихся в рамках объективной духовно-ценностной сферы.

При этом обращение к исследованию выделенной части культуры только начинается академической наукой, вследствие чего, здесь присутствует больше белых пятен, чем выявленных позиций. Таким образом, необходимость данного ракурса исследования обусловлена потребностью теории и истории культуры в раскрытии природы, структурных особенностей эзотерической культуры; изучении ее как первородной общечеловеческой культуры в развитии культуры современности, использовании ее элементов в жизни современного населения. Это позволит

6 заполнить ряд теоретических пробелов, соотнести динамику прогнозов развития культуры в зависимости от социальных и личностных потребностей в эзотерической культуре и создать условия для дальнейших теоретических разработок в этой области.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет утверждать, что существует значительное число публикаций, посвященных анализу собственно эзотерической культуры и ее направлений (Е.П.Блаватская, С.А.Токарев, Л.Н.Митрохин, В.М.Розин, П.Д.Успенский, В.В.Бычков, Т.Роззак, Р. Генон, К. Грасе, Р. Штейнер, М. Бесси, Г. Диллон, Н. Кензи, Р. Лефорт, К. Мутти, К.Поппер и другие).

Многие ценности эзотерической культуры развиты в работах
Вл.Соловьева, Флоренского, Тейяра де Шардена, В.И.Вернадского, научно
обоснованы в теории Пригожина. Сама гармония мира при этом предстает
как совершенство его выражения в организации иерархии смыслов и
значений и возможна лишь в целостности существования мира и человека.
Смысловые позиции эзотерической культуры рассматривались

Ю.Л.Изралевым, Ю.В.Курносовым, Н.И.Мартишиной, С.Б.Крымским, В.Е.Кемеровым, С.Д.Ржешевским, Л.П.Дмитриевой, А.Б.Ровнер, а также Папюсом, Е.П.Блаватской, Г.Дагдановым, О.Раджнеш, Свами Шивананды, А.Гхош, А.Бейли, А.П.Синнет, В.Мулдашевым, Ю.Каптеном, Ю.Ивановым, раскрывающими ее как одно из условий, обеспечивающих существование человека и формирование его культуры. Эзотерическая культура, в рамках которой формируется первооснова культуры человечества, исследуется в работах Д.Андреева, А.Безант, А.Бейли, Е.П.Блаватской, А.П.Еременко, М.Ф.Миловидова, С.А.Токарева, Л.Н.Молодцовой, В.В.Розанова, А.Д.Сухова, В.В.Бычкова, Ф.Кликса, Дж.Фрезера, Р.Штейнера, К. Кастанеды. Более того, ее технологии выступают как способы приобретения излагаемых знаний.

Рассматривая эзотерическую культуру как феномен теории и истории культуры, автор обращался к работам ряда специалистов в области культурологического знания. Отмечаются работы таких исследователей как Г.К.Ашин, А.Я.Гуревич, П.С.Гуревич, В.Д.Губин, М.С.Каган, А.Ф.Лосев, О.В.Ромах, Ю.Л.Изралев, В.И.Полищук, В.М.Межуев и других.

Систематизация эзотерической культуры изучалась по трудам Папюса, В.С.Соловьева, Ю.В.Курносова, М.И.Шахновича, В.А.Хршановского, Ж.Тондрио, В.Кроу, Д.Ханта. Аксиологические аспекты исследуемого феномена разработаны Н.К. и Е.И. Рерих, В.В.Малявиным, Г.П. Симкиным, Дж.Нурбахш. Эта тема проходит в трудах А.Гхош, Рамачараки, Шивананды Свами, Плотина, Ямвлиха, Я.Беме. Доминантной позицией в них является признание эзотерической культуры как основы получения объективного знания, отражающего ценности гуманитарной культуры. Значительный пласт исследований был посвящен анализу мировой мысли о роли эзотерической культуры как фактора развития личности и общества. К этой проблеме обращались: Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, Н.К.Рерих, Т.Роззак, Ф.Кликс, рассмотревшие связь между эзотерической культурой и социальной эволюцией. Для исследования влияния эзотерической культуры на формирование личностных качеств автор обращался к трудам А.Свияша, Свами Шивананды, Б.Д.Дандарона, А.Гхоша, Е.И.Рерих, Г.Гюрджиева, П.Д.Успенского, Л.П.Дмитриевой, В.В.Малявина, Э.Стулова, Ю.Иванова, в чьих работах достаточно убедительно и разносторонне рассмотрен аспект взаимодействия личностных качеств и человеческих стереотипов.

Однако, в избранном ракурсе исследования не проводились или проводились фрагментарно, что и позволяет считать ее малоизученной. Таким образом, проблема может быть определена как неосвоенная, малоизученная, теоретическая значимость и новизна которой подтверждает актуальность исследования.

Исходя из этого, целью диссертационного исследования является изучение эзотерической культуры как фундамента общечеловеческой культуры и форм ее проявления в современности. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

обобщить и проанализировать существующие понятия и структуру эзотерической культуры;

выявить аксиологический и онтологический аспекты эзотерической
культуры, представить ее ценности как особую константу творчества,
продемонстрировать ее взаимопроникновения в науку, искусство, религию;

выявить воздействия технологий эзотерической культуры на
развитие антропологической формы культуры;

исследовать формы использования эзотерической культуры
современным населением и определить причины этих процессов;

разработать прогноз развития ценностей эзотерической культуры в
культуре общества.

Объектом исследования является эзотерическая культура как культурно-исторический, социально-культурологический феномен.

Предметом исследования выступают формы и содержание использования эзотерической культуры, вливающиеся в повседневную культуру общества.

Теоретико-методологической основой исследования стали философско-культурологические концепции о сущности, структуре, технологическом и организационном оснащении эзотерической культуры, ее присутствии во всех периодах развития культуры человечества и человека.

Базовыми позициями выступили положения о присутствии элементов эзотерической культуры во всех сферах бытия человека - науке, искусстве, религии, сказках, былинах, ритуалах, традициях; о рассмотрении ее как неотъемлемой части общечеловеческой культуры; о рассмотрении ее как

особом аккумуляторе, сохраняющим ценности; об изучении ее ценностей, имеющих особое значение в развитии способной личности.

Исследование опиралось на философские, исторические, этнографические, культурологические и искусствоведческие, психологические, информациологические и другие труды ученых.

Значительное воздействие на создание теоретических концепций автора оказали работы выдающихся мыслителей - А. Бейли, Е. Блаватской, Н. и. Е. Рерих, Шри Ауробиндо Гхоша, Б. Бреннан, М. Бахтина, Г. Батищева, Н. Бердяева, Р. Блаво, Ю. Иванова, Ю. Каптена, Л. Данилевского, В.Соловьева, П. Флоренского С. Франка и других о бесконечности ценностей эзотерической культуры, о сложном процессе становления духовных сил человека и так далее.

Основными методами исследования стали: контент-анализ научной литературы, метод системного анализа, диахронический, синхронический метод, включающий в себя функционализм и структурализм, типологический, сопоставительный, компаративный метод, методы социологических исследований.

Научная новизна исследования заключается в:

определении концептуальной основы, в которой эзотерическая культура выступает как единая первородная культура человечества, имеющая четкую структуру, теоретическую, технологическую и организационную основу, из которой как маргинальные образования сформировались наука, искусство, религия. Это позволяет считать ее универсальным способом освоения мира, где человек и мир существуют как взаимопересекающиеся суперсистемы, вложенные друг в друга, с чем связана их чрезвычайная зависимость от благополучия каждой;

обосновании положения о том, что глубокое постижение эзотерической культуры возможно лишь специально подготовленными людьми, способными достичь высоких уровней посвящения. Условием этого

становится наличие изначально необходимых качеств, развиваемых в процессе длительного и сложного обучения, что выводит их на уровень единого абсолютного знания и предполагает ответственное отношение к его использованию;

изучении специфики распространения ценностей эзотерической культуры, которые становятся достоянием масс в переходные периоды развития человечества. Эзотерическое знание дает человечеству новую культуру, основанную на законе духовной эволюции и движении к более высокому уровню осознания и зрелости человека. Следовательно, они не только приобретают статус экзотерических (открытых), но и выступают как элементы повседневной культуры населения. Этому способствует создание многочисленных социальных институтов эзотерической культуры, вбирающих в себя школы и курсы разных уровней и направлений, выпуск значительного числа литературы и периодики, популяризацию ценностей эзотерической культуры СМИ, значительное число людей, включенных в процессы ее изучения;

определении использования форм и содержания эзотерической культуры разными категориями населения. Интеллигенция тяготеет к психофизиологическим ценностям эзотерической культуры, в то время как остальные категории населения ориентированы на использование ее оккультных течений. Это позволяет выстроить определенные закономерности и прогнозировать дальнейшее развитие эзотерической культуры в обществе.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных материалов для ведения спецкурса «Эзотерическая культура как первородная культура человечества»; разработке на этой основе комплекса вытекающих из них проблем; применении материалов диссертации в разработке программ употребления аксиологических, онтологических, организационных и технологических

и позиций, созданных эзотерической культурой; проработке полученных выводов в курсах философского, культурологического, психологического направления в высших и средних специальных учебных заведениях, использовании знаний для самостоятельного овладения древними позициями с целью улучшения психофизиологического качества жизни. Положения, выносимые на защиту:

  1. Эзотерическая культура выступает как основа общечеловеческой культуры, в которой аккумулируется ее опыт, знания, основные направления. Антропологические, аксиологические, культуролого-онтологические элементы эзотерической культуры присутствуют в религиозных ритуалах, научных исследованиях, произведениях искусства, устном народном творчестве, сказках и сказаниях, которые в совокупности сохраняют, распространяют и вплетают в нормативную плоскость ее ценности. Подразделяясь на нормативную и маргинальную, она коррелируется во всех формах знания и ритуализации, выполняя базовую цель - совершенствование человека и его культуры.

  2. Антропологическая целевая установка эзотерической культуры -совершенствование личности, развитие ее как суперсистемы, способной только нормализовать свои психофизиологические и социальные проблемы, но и получать абсолютные знания посредством развития сверхспособностей, понимаемых как интегральный показатель мудрости, всезнания, владения своим психосоматическим состоянием и так далее. Это указывает на то, что она изначально была призвана к созданию высшего типа личности, что в древности, очевидно, выступало как обычное явление. Исследование содержательной, структурной, организационной, технологической позиций подтверждают это положение.

3. В переломные периоды развития общества ценности эзотерической
культуры становятся достоянием широкой общественности. То есть они
трансформируются в экзотерическую модель эзотерической культуры и

структурируются как хорошо работающий социальный институт, в котором присутствуют все его элементы: наличие интереса населения к данной проблематике, работа школ, институтов, студий и иных образовательных организаций, распространяющих эти знания; наличие масштабного преподавательского корпуса, способного обучать и распространять эти знания; широкое тиражирование книг и периодики по данным направлениям, популяризация знаний и информации в СМИ, включенность большей части населения в эти процессы. Следовательно, эзотерическая культура не только преобразовалась в экзотерическую, но и активно изучается населением, становясь онтологическим, нормативным элементом культуры повседневности.

4. Разные категории населения используют различные направления
эзотерической культуры. Интеллигенция тяготеет к поиску
психофизиологического комфорта, используя ее аксиолого-технологические
позиции, при этом занятия каким-либо направлением вплетаются в образ
жизни и становятся прототипом ежедневной оздоровительной программы.
Остальные категории населения используют вульгарно-маргинальные ее
элементы. На пике популярности находятся общедоступные направления
оккультизма: лечебная, любовная магия, мантическое искусство, астрология,
хиромантия, оккультная минералогия, которые используются достаточно
фрагментарно, в сложные периоды жизни. К ним прибегают как к
последнему средству исправления сложных жизненных ситуаций, пользуясь
многочисленными литературными источниками, которые помогают найти
нужные сведения, или услугами профессионалов, оказывающих помощь в этом.

5. Исследование подобных проблем поможет в прогнозировании развития
эзотерической культуры как целостного явления и ее отдельных
направлений, так как, выступая как постоянная культурологическая
категория, эзотерическая культура лишь модифицирует формы своего

проявления в конкретной эпохе, делая акценты на том или ином векторе эзотерической мысли.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены на региональных и международных научно-практических конференциях: «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» (Тамбов, 2002 г.), «Державинские чтения» (Тамбов, 2002-2003гг.), «Интеллектуальный потенциал культурологии» (Тамбов, 2003); а также в сборнике научных трудов «Языки и смыслы культуры» (Тамбов, 2003 г.). По теме диссертации имеется девять публикаций.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Понятие эзотерической культуры

Вся история общественной мысли пронизана интересом к эзотерическим явлениям как одному из фундаментальных элементов человеческой жизни. Каждая эпоха давала свои образы эзотерической культуры, соответственно, в истории культуры обнаруживаются попытки раскрыть понятие древнего феномена человечества. Данное понятие интересно тем, что его рассмотрением занимались и деятели науки, и популяризаторы эзотерической культуры.

В научной философской мысли прослеживается два ярких взгляда на проблему категории эзотерической культуры. Так, период вульгарного материализма отмечен пониманием эзотерической культуры как мировоззрения, «ослепляющего людские умы и сердца». Современная философская литература, учитывая изменения в науке и умах людей, по-новому рассматривает исследуемую часть культуры.

Греческое слово «esoteros» означает «внутреннее», «личностное», «закрытое». К этому термину тесно примыкает категория «культура», которая включает в себя два корня: КУЛТ (культ) - преклонение, почитание; УР - свет. Таким образом, культура есть почитание света. Сказанное предоставляет возможность трактовать понятие эзотерическая культура следующим тождеством: «esoteros» + культ + ур = почитание скрытого света. Именно категория «свет» проецируется на категорию «знание», обладание которым принадлежит особым по нравственным качествам и способностям людям, достойным обучения методикам получения Божественного Посвящения при достижении Божественного уровня. При адаптированном изменении данное выражение читается как восхождение к тайнознанию, преклонение перед скрытой истиной, сохранение Божественного знания (света). Как «знание, опасное для жизни», исторически обозначенное мифологическим табуированием определенной информации, эзотерическая культура предстает в трудах СБ. Крымского (73,С45). Однако, и в рационалистическом варианте можно говорить о знании, попадающем под такое определение. Так, существуют психологические запреты на прямое, внемодельное или внесимволическое соприкосновение с феноменами безмерности и абсолютности, которые не вмещаются в культурный интервал человеческого восприятия. И религиозное сознание откровенно формулирует такие запреты в виде утверждения о невозможности прижизненного прямого, лично наглядного общения с Богом. В эзотерической культуре знаком такой осторожности в случае соприкосновения с границами опасного знания является тайна. Это не просто иррациональный феномен, но и логический предел, граница между миром освоенных человеком явлений и стихийностью бытия. Поэтому эзотерическая культура вынуждена вводить понятие «тайна», но не табу, а также аксиологический комплекс ценность -норма - знание.

Шри Ауробиндо Гхош определяет эзотерическую культуру через категорию «сверхъестественное»: «Сверхъестественное - есть то, природы чего мы еще не постигли или пока еще не знаем, или возможностями чего мы еще не овладели» (133,С284). Однако, как известно, понятие «сверхъестественное» включает в себя не только персонифицированные сверхъестественные силы в виде личностных существ, но и все стоящее выше законов природы: сверхъестественные свойства реальных объектов, сверхъестественные связи и отношения между реально существующими явлениями и предметами, наконец, сверхъестественные способности самого человека. Таким образом, сверхъестественное представляет собой родовой признак, обозначающий целую группу конкретных верований и культов: фетишизм, анимизм, тотемизм, магия. И, конечно, понимание сверхъестественного как такой реальности, которая стоит над миром человека, характерно для монотеистических религий. Все сказанное указывает на неконкретность в понимании автора предмета внимания.

Дальнейшие рассуждения наводят на вопрос: присуще ли вообще понятие сверхъестественного эзотерической культуре? Скорее нужно говорить о его отрицании: эзотерическая культура считает используемые ею аспекты реальности глубинными природными закономерностями, которые также субстанциональны, но не противоречат известным природным связям, а являются их фундаментальным основанием. Открываемое ею - это не сверхъестественное, а предполагается, что оно и есть по-настоящему естественное, норма, а не альтернатива ей. Соответственно, для определения эзотерической культуры исключена возможность оперирования термином «сверхъестественное».

А.П. Синнет представляет древнюю культуру как науку: «Эзотерическая традиция - наука о духовных причинах и их следствиях, сверхфизическом сознании и космической эволюции». И далее дает некоторое пояснение: «Эзотерическая культура есть антропологическая теория и практика, которая дополняет и одухотворяет обычные понятия физической эволюции. Хорошо составленная, она позволяет понять путь, который человеческая душа проходит параллельно телу, но выше, в области духовной» (138,С6). С таких позиций понятие эзотерической культуры фактически раскрывается через определение ее как процесса космической эволюции человека. Однако, отдельные аспекты и положения идеи космической эволюции человека встречаются в религиозной философии, классических системах (А.Бергсон, Ф.Ницше, П.Тейярд де Шарден и другие), а также в русском космизме и так далее. Такое определение требует введения четкого ограничивающего элемента, разводящего понятие эзотерической культуры и приведенных выше категорий философских систем.

Е.П. Блаватская, основательница Теософского общества, предлагает следующее определение: «Эзотерическая Наука есть, прежде всего, познание наших связей с Божественной Магией и в ней неразделенности от наших божественных Я - последнее означает еще что-то помимо нашего высшего Духа» (16,С401). Автор применяет категорию «магия», и здесь вновь возникает проблема оперирования терминологией. Но Е.П. Блаватская поясняет: «Источник и основа слова Магия находится в Духе и Мысли, будь то на чисто божественном или на земном плане» (16,С401) - означает, что под духовным, сокровенным значением Магии автор подразумевал божественную жизнь в духе - «Великую Жизнь». Однако, традиционно данным термином обозначается самостоятельное направление эзотерической мысли, которое, кроме этого, никогда не углубляется до божественной основы мира. Безусловно, определение Е.П. Блаватской отражает сущность эзотерической культуры, однако, введение в него категории «магия» создает некоторое непонимание в целостности рассматриваемого явления.

Социальные основания развития эзотерической культуры

Возрождение в современном обществе интереса к эзотерической культуре поставило культурологические науки перед очень важной проблемой - изучением причин этого исторического явления. Несмотря на большое количество работ ученых, вышедших к настоящему времени, эта проблема так и остается принципиально нерешенной до конца. Увеличение интереса к феномену эзотерической культуры явилось столь открытым и убедительным свидетельством во всех сферах жизни современного общества, что многие современные исследователи этого феномена единодушны в признании его социальной обусловленности, влиянии на него экономических, политических, социально-психологических и культурных факторов, с которыми связаны религиозно-эзотерические искания в современном обществе.

Если названные факторы служат руслом непосредственного воздействия общего кризиса общества на все увеличивающееся функционирование в нем эзотерической культуры, то целый ряд социальных условий определяет его доминирующую роль в этом. В современном обществе люди чувствуют себя бессильными. Они теряют веру в то, что сами могут определять свою жизнь. Ведь инфляция, рост преступности, безработица, международные конфликты и другие проблемы сегодняшнего мира находятся вне пределов досягаемости действий отдельных индивидов. Теряя чувство принадлежности к целому, они начинают ощущать себя безымянными. В результате отношения обезличиваются, утрачивается связь корней, связь между поколениями.

Отвергая объективные критерии и основания исторического развития, исследователи чаще говорят о непредсказуемом и хаотичном движении общественных событий. Оспаривается единая социально-нравственная цель общественного развития, любая попытка опереться на какие-либо постоянно действующие принципы при анализе ведущих тенденций прошлого и особенно настоящей эпохи. Ученые отказываются связать прошлую историю и настоящее в некий единый нравственный миропорядок. Они объявляют, что всемирно-исторический процесс не имеет никаких в себе действительных корней и лишен закономерности. Все это говорит о том, что основные, определяющие причины, возрождающие интерес к эзотерической культуре у современного социума, носят социально-исторический характер.

А что же предлагает на это тайнознание с ее широко развитой исторической связью между поколениями? П.Л. Лавров пишет следующее: «Прошедшее связалось с будущим в этом миросозерцании... Над человеком стала тяготеть обязанность, возложенная прошедшими поколениями; за исполнение этой обязанности он стал ответственен перед потомством, и жизнь стала звеном в ряду жизней; его действия стали событиями истории» (75,С49). Такая связь поколений способствовала сохранению исторических преданий, разработке самой истории, а также стремлению к нравственному совершенствованию, несущих опору философскому мировоззрению в эзотерической культуре.

Таким образом, обеспечение сохранения и развития духовных ценностей, осуществление передачи накопленного духовного наследия от поколения к поколению указывает на функцию эзотерической культуры преемственности или аккумулирования. С функцией преемственности -аккумулирования тесно связана функция коммуникативная, которая включает в себя процесс обмена информацией, взаимодействия, объединения людей по интересам, восприятие человека человеком. Здесь надо говорить и о распределении коммуникативной функции внутри самой эзотерической культуры - ее приверженцы взаимодействуют, например, с Абсолютом, Богом в медитации, молитве. Процесс функционирования эзотерической культуры в современном социуме отражает кризис идеологии общества. Современная идеология не в состоянии сегодня создать целостную, развернутую картину реальности. В ней нет духовных истин, человечески значимых аксиом. Кроме этого, современная идеология утратила свою относительную стабильность, она полна внутренних противоречий, вызванных общей растерянностью, крушением традиционной мысли. В результате внутренней противоречивости, которая присуща современному мировоззрению, происходит вполне реальный процесс изменения верований, умонастроений.

В свою очередь, эзотерическая культура в состоянии предложить идеологическое обеспечение общества. Оно строится на основе разработки духовно-идеологических систем, формирующих ценностные ориентации, ментальные установки определенной части общества. Выполнение эзотерической культурой функции идеологического обеспечения социума способствует устойчивости (или дестабилизации) отдельных социальных групп, общества в целом. И эта функция влечет за собой другую функцию эзотерической культуры - регулятивную или нормативную, состоящую в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, ритуалов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, обществ. Особенно большое значение имеет система норм, стандартов поведения, ценностных ориентацией, контроля.

Эзотерические взгляды, доктрины включают в себя миропонимание, миросозерцание, мирочувствование, мироотношение. Через них эзотерическая культура реализует определенные взгляды на человека, общество, природу, задает представления о быте, о категории Абсолюта и так далее. Это указывает на мировоззренческую функцию эзотерической культуры. В нарастающей распространенности данного феномена у населения отчетливо выражена потребность по универсальному воззрению. В современном социуме прослеживается поиск такого мироощущения, которое содержало бы в себе осмысленные цели, вдохновляющие идеалы, моральные ценности. Прежде таким спасительным убежищем была религия. Именно она вырабатывала представление о гармоничной жизни, об осмыслении земного существования, направленного к постижению вечных ценностей.

Личностные позиции обращения к эзотерической культуре

Личностные (индивидуальные) факторы начинают работать в направлении предрасположенности к эзотерической культуре не сами по себе, а становясь включенными в процессы и механизмы общественной психологии. Кризисное состояние современного общества несомненно активизирует у населения всплеск интереса к эзотерической культуре: «...взаимоотношения между индивидом и обществом, этими двумя противоположными сущностями, представляют собой долгую историю несчастий» - писал Дж. Кришнамурти (71,С. 153). А в условиях общего кризиса общества конфликт между обществом и индивидом обостряется. В современном обществе, которое стало таким механистическим, стандартизированным «...индивид оказывается более или менее подавленным, он должен приспосабливаться, прилаживаться к стандарту, установленному теоретиками... Индивид всегда стремиться вырваться из-под власти образцов...» (130,С153). Он старается найти себя, выяснить, что он представляет собой, утвердить себя.

Другой важный момент конфликта общества и личности заключается в том, что личность все меньше имеет возможность понять и оценить общественное значение своей деятельности. В условиях, когда труд и общественная активность человека противостоят его индивидуальной сфере жизнедеятельности, то общественная деятельность личности реализуется преимущественно посредством манипуляций индивидуальными потребностями и интересами личности. Как раз об индивидуальной душе как о чем-то отдельном от коллективного говорит эзотерическая культура. Именно она делает упор на индивида. Налицо факт, что эзотерическая культура основывается на социально-психологических явлениях. Развитие человеческой индивидуальности характеризуется становлением потребности в придании смысла своему существованию, в ценностях и в духовной жизни - то есть формированием духовных потребностей.

Духовные потребности можно определить как требования человека к самому себе как духовному существу. «Духовное есть квинтэссенция социокультурного, сплав мировоззренческих идей и идеалов с чувствами, волей, потребностями, страстями, побуждениями, сплав, выражающий смысловые концентрации культуры», - указывал В.Л. Петрушенко (111,С28). Поэтому характер и степень причастности человека к социокультурному движению, степень гармонии его разума и чувств, знаний, убеждений и воли характеризуют степень его подлинной духовности.

Под философским понятием духовного следует понимать сферу исконно человеческого в человеке. К истинной духовности человек может идти через высокую Любовь, направленную на общее благо, через сознательное самопожертвование во имя спасения человечества. В подлинной духовности сочетается истина, добро, милосердие, красота, сочувствие, сопереживание. Такой гуманистический аспект, этическая доминанта, присутствующие именно в эзотерической культуре, по-новому зазвучали в настоящее время. Сегодня как никогда необходимо выявление гуманистического духа, который вдохновил бы человека на правильное применение своих сил, на то, чтобы познать природу и испытать богатства мира для построения счастливой жизни на Земле.

Этический аспект эзотерической культуры выделился из теологии и остается религиозным по духу, так как в нем присутствуют элементы почитания принципов и идеалов добра, стремления их выполнять в личной и общественной жизни. Большинство эзотерических доктрин содержит в себе этическую доминанту как основную. При различиях они сходятся в едином: путь выживания человечества - путь поисков гармонии человека с природой, с Космосом, со всем живым и неживым, а также осознание того, что основой всего, объединяющим началом является Дух, проявляющийся в принципах добра, красоты, радости существования, благоговения пред жизнью в творчестве, активной деятельности.

Как основание к развитию в человеке духовности первостепенное значение имеют вопросы, рождающиеся в глубине его сознания: кто он, какая причина вызвала его из небытия, каким образом возник, для чего живет и, самое главное, к чему он должен стремиться, какова конечная цель человеческого существования. Эти вопросы возникали и возникают у каждого физиологически и психически нормального человека, они характеризуют его как духовную личность. В духовности заключена потенциальная возможность человека к самосовершенствованию, саморазвитию внутренних сил, способность человека раскрывать свое внутреннее «Я», свое предназначение, роль во Вселенной. Духовность обеспечивает мотивационную сторону человеческой деятельности и концентрирует результат работы человека над самим собой, обосновывает, обеспечивает ответственность человека за самого себя, за судьбу свою, свои дела и поступки. Духовность в этом смысле есть способность человека творить, создавать себя, что является главными взаимосвязанными потребностями личности - самосознанием и самосовершенствованием -достижением гармонии духовных сил человека - разума, воли и чувств.

Конечно, не каждый человек обладает в одинаковой степени потребностью к совершенству. Но именно наличие стремления к совершенству определяет нормальное состояние духовной личности. А «духовная личность» определяет основную суть человека. Духовная личность составляет ядро человека, на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. И рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни, начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека является высшим благом, верховной ценностью. Потребность в самопознании, в духовном совершенствовании существует с тех пор, пока существует homo sapiens, и будет существовать, пока будет сохранен этот вид живых существ.

Процесс самосовершенствования может совершаться, с одной стороны, в рамках традиционной религии, с другой стороны, в рамках нетрадиционного религиозного сознания. Известны две основные формы искания человеческого духа. Первый путь - путь теистической религии, когда источник и цель совершенствования человек полагает не в себе, а в Абсолюте - Боге как личности, от Него получает помощь и к Нему стремится в совершенстве, стараясь уподобиться Богу. Этот путь религии основан на знании, зафиксированном в Библии, Ветхом Завете и так далее и интерпретированном богословами. Это - знание, получающее нормативный статус в обществе, где на его основе формулируются этический кодекс, стандарты идеала нравственности.

Похожие диссертации на Феномен эзотерической культуры (Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования)