Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Социокультурные и цивилизационные процессы в Северном Причерноморье в античную эпоху. 14
1. Кочевые племена на берегах Северного Причерноморья и влияние их культуры на формирование культурогенеза региона 14
2. Складывание первых государств. Боспорское царство 39
Глава II. Духовный полифонизм в структуре культурогенеза региона 66
1. Греческая мифология на берегах Северного Причерноморья 66
2. Горгиппия как культурный центр Северного Причерноморья 93
Глава III. Архетип Великой Богини в духовной жизни народов Северного Причерноморья 116
1. Традиция изображения женского божества в искусстве Северного Причерноморья 116
2. Атрибуты Великой Богини Матери в духовном полифонизме
Северного Причерноморья
Заключение. 153
Список использованной литературы
- Кочевые племена на берегах Северного Причерноморья и влияние их культуры на формирование культурогенеза региона
- Греческая мифология на берегах Северного Причерноморья
- Традиция изображения женского божества в искусстве Северного Причерноморья
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к культурно-историческому прошлому России. Осознание того, что формирование российского государства – итог длительного и сложного процесса его культурогенеза, изучение народов, проживающих на его окраинах и, в частности, в социокультурном пространстве Северного Причерноморья, позволяет лучше понять особенности взаимовлияния их в сфере культуры.
Античная цивилизация оставила заметный след в истории Юга России, где, изменяясь, просуществовала целое тысячелетие. Здесь развивались независимые полисы и складывались государства, наиболее значительное из них – Боспорское царство, объединившее земли Керченского и Таманского полуостровов с прилегающими территориями на Северном Кавказе. Экономическая и культурная жизнь этого государства отличалась завидным «полнокровием».
Рассматриваемый период отличался активными миграционными процессами, происходившими в Северном Причерноморье: менялись народы, племена. Примечательной чертой их культуры был синкретизм, т.е. взаимодействие и взаимопроникновение различных этнокультурных традиций, обрядов, культов, которые представляли собой весьма сложную картину.
Значительную роль в формировании культуры Северного Причерноморья сыграла древнегреческая культура. Нужно отметить, что основная информация, которая помогла реконструировать процесс ее влияния на формирование социокультурного пространства Северного Причерноморья, накоплена в предметах материальной культуры, обнаруженных в многочисленных археологических экспедициях. Сопоставление материалов письменных и археологических источников позволяет выделить некоторые особенности складывания социокультурного пространства региона, получить информацию о духовной составляющей его культурогенеза. Все вышеизложенное выделяет особую роль археологии в обнаружении очагов духовной и материальной жизни Северного Причерноморья, появившихся здесь в результате влияния древнегреческой цивилизации.
По поводу греческой колонизации Северного Причерноморья сложилось несколько гипотез. Мы разделяем мнение кандидата культурологии А. Еременко о том, что причины возникновения греческой колонизации следует рассматривать комплексно, учитывая аграрные, торговые, металлургические и другие интересы, приведшие к массовым миграциям населения из метрополий (См. А. Еременко. «Тамань в евразийском социокультурном пространстве: проблемы формирования цивилизационной модели исторического развития региона»: Дисс. на соискание ученой степени кандидата культурологии. – Краснодар, 2000. – С. 70).
Итак, кочевые народы, побывавшие на социокультурном пространстве Северного Причерноморья, объединили степь и море, что привело сюда греческую колонизацию. Пестрым в этническом отношении регион постоянно обновлялся. Но древнегреческая культура, оказавшая огромное влияние на его формирование, не погибла, а плавно, континуитивно, перешла от античности к средневековью (Фролова, Н. Проблема Континуитета на позднеантичном Боспоре по нумизматическим данным// Вестник древней истории. – М., 1998. – №1. – С.247-262; Виноградов, Ю. Позднеантичный Боспор и Античная Византия //ВДИ. – №1.– С.233-246; Болгов, Н. Закат античного Боспора. Очерки истории Боспорского государства позднеантичного времени (IV-V вв.) – Белгород, 1996. – С.9-11, 14, 43, 50-63, 117-119, 121; он же: Боспор IV-V. И проблема позднеантичных государственных образований// Автореферат на соискание уч. степ. к.и.н. – М., 1994. – С.6).
Чтобы понять суть этих процессов, надо «заглянуть» в глубокую древность, следы которой скрыты под землей. Они фрагментарны, не раскрывают всего многообразия исследуемого социокультурного пространства, что заставляет обращаться к гипотетическим реконструкциям, формируемым методами культурологии.
Все вышеизложенное актуализировало недостаточную изученность смысловых, структурных оснований и механизмов функционирования культуры Северного Причерноморья как социально-духовной общности, развивающейся во времени и прошедшей в своем развитии стадии рождения – созерцания – расцвета – гибели. Сложные процессы, происходящие в этом регионе, выделили необходимость культурологического осмысления данной проблемы и актуализировали ее.
Степень разработанности поставленных в диссертации вопросов помогла выделить недостаточно изученные аспекты проблемы исследования и обосновать выбор темы.
Историография периода античности в Северном Причерноморье обширна и разнообразна. Она определяется комплексным подходом к изучению многочисленных источников и литературы и с достаточной полнотой освещает историю этого региона.
Обращение к древнегреческой культуре стало предметом исследования различных наук: археологии, истории, искусствоведения, философии, культурологии и др.
В диссертации получили отражение идеи Н.Данилевского, П.Сорокина, О.Шпенглера и др. о цивилизационных процессах и локальных культурах.
Значительный вклад в осмысление проблемы внесли труды М. Бахтина, Л. Гумилева, А. Флиера, Дж. Фрейзера, М.Элиаде и др.
Психоанализ архетипа Великой Богини в культуре народов Северного Причерноморья осуществлен на основе работ Д. Болена, Дж. Кэмпбелла, Б. Уокера, У. Эко, К. Юнга, и др.
В целом, исследованию проблем взаимосвязей и взаимоотношений между античными политическими образованиями в Северном Причерноморье с окружающим их миром местных племен, степных кочевников, в отечественном антиковедении посвящены труды М. Артамонова, А. Иванчика, М. Мошковой, В. Масякина, М. Ростовцева, Б. Рыбакова, К. Смирновой, М. Скржинской, А. Тереножкина, и др.
Древнегреческая цивилизация была объектом исследования Ю. Андреева, А. Боннар, Я. Доманского, Л. Ельницкого и др.
В результате интенсивных раскопок Тиры, Ольвии, Херсонеса, Пантикапея, Фанагории, Горгиппии и многих других греческих центров черноморского побережья накоплен и исследован огромный материал археологических, нумизматических и эпиграфических источников, анализ которого отражен в работах В. Блаватского, Ю. Виноградова, В. Гайдукевича, А. Масленникова, А. Русяевой, С. Сапрыкина, Д. Шелова, и др.) и оказался полезным в культурологическом анализе проблемы.
Интересный материал по изучению Боспорского царства обобщен в работах А.Еременко, И. Марченко, Ф. Шелова-Коведяева и др. В частности, нам близка мысль А.Еременко о том, что возникновение Боспорского государства – есть не что иное, как продукт синкретизации двух типов цивилизационных систем (См. А. Еременко. «Тамань в евразийском социокультурном пространстве: проблемы формирования цивилизационной модели исторического развития региона»: Дисс. на соискание ученой степени кандидата культурологии. – Краснодар, 2000. – С. 84).
Исследованию Горгиппии посвящены книги Е. Алексеевой, И. Кругликовой, Г. Цветаевой и др.
Греческая религия представляла собой очень сложный конгломерат разнородных, иногда противоположных по своей сути мифологических образов, божеств, культов, верований, о чем пишут Б. Александреску, Л. Альшер, Г. Бонгард-Левин, Г. Вальтер, Э. Грантовский, А. Кобылина, М. Кондрашов, Э. Крапп, А. Лосев, И. Марченко, В. Мещеряков, Э. Пауль, Н. Секерская, А. Щеглов, Р. Хигинс и др. Их работы помогли осуществить культурологическое «прочтение» исследуемой проблемы.
Исследован огромный массив литературы, посвященный коропластике, получившей распространение в этом регионе (Е. Алексеева, Т. Арсеньева, В. Денисовa, М. Кобылина, А. Коровина, Е. Леви, В. Пругло, А. Русяева, П. Силантьева, В. Скуднова, А. Шевченко).
Свою лепту в изучение Северного Причерноморья внесли кубанские исследователи М. Абрамова, П. Анфимов, А. Аптекарев, Н. Берлизов, А. Ждановский, И. Марченко, Е. Хачатурова и др. Так, относительно эпохи античности в исследуемом регионе Н. Берлизов и М. Абрамова высказываются за смешанный характер культуры, оставившей северокавказские и центрально-кавказские памятники, включая, очевидно, и сарматский компонент. В частности, М. Абрамова называет это культурной синкретизацией или ассимиляцией (См.: Берлизов, Н. Аланы – скифы// ИАА. Вып.2. Армавир. – М., 1996. – С.115-117; Абрамова, М. Об одной из гипотез о происхождении северокавказских алан.// ИАА. Вып.3. – Армавир, 1997. – С.37-38).
Блок диссертационных исследований, касающихся в той или иной степени этой проблемы, включает работы Е. Алексеевой, Т. Арсеньевой, А. Еременко, Н. Молевой, Н. Сокольского, А. Терещенко, Н. Щурик, и др.
Важное место в исследовании занимает справочная литература, а именно, словари под редакцией В. Замаровского, И. Кулиано, Ф. Любкера, Б. Трехбратова, М. Элиаде и др.
В работе использованы результаты полевых исследований Е. Алексеевой, Ю. Виноградова, В. Горончаровского, И. Кругликовой, И. Поздеевой, Е. Савостиной, Г. Цветаевой, и др., хранящиеся в архиве Анапского археологического музея.
Однако анализ публикаций по выбранной проблеме показал, что степень разработанности ее в рамках теории и истории культуры пока недостаточна. Это объясняет актуальность проблемы.
Объект исследования – социокультурное пространство Северного Причерноморья.
Предмет исследования – социокультурные и цивилизационные процессы в Северном Причерноморье в античную эпоху.
Цель исследования – выявить влияние древнегреческой цивилизации на формирование социокультурного пространства Северного Причерноморья.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать социокультурные и цивилизационные процессы в Северном Причерноморье в античную эпоху.
2. Определить место кочевых племен на берегах Северного Причерноморья и их влияние на формирование культурогенеза региона.
3. Показать роль Боспорского царства в формировании социокультурного пространства Северного Причерноморья.
4. Описать мифологические образы, божества, культы, верования народов Северного Причерноморья и обозначить их место в межкультурном взаимодействии греческой и варварской культуры.
5. Выделить основные пути взаимодействия этнических контактов между древнегреческими полисами с окружающим их миром местных племен и степных кочевников.
6. Дать сущностную характеристику уникальному полифонизму духовной жизни Северного Причерноморья, выявив причины его возникновения и развития в рамках древнегреческой культуры.
7. Осуществить культурологический анализ социокультурного пространства города Горгиппии как феномена Северного Причерноморья.
8. Доказать, что архетип Великой Богини является основой положительной комплиментарности в культуре народов Северного Причерноморья.
Теоретико-методологическая основа исследования сложилась в результате изучения огромного пласта источников и литературы, значимость методологического статуса которых базируется на осмыслении влияния древнегреческой культуры на формирование социокультурного пространства Северного Причерноморья.
Комплексный и системный подходы позволили расширить исследовательское поле за счет включения в его инструментарий деятельностного, аксиологического, семиотического, диалогового и других научных методов. Исследовательский каркас диссертации опирается на методы причинно-следственных связей, абстрагирования, аналогии, сравнения, анализа и синтеза, моделирования и реконструкции.
Логика и логико-методологические принципы исследования опирались на идеи и теории М. Бахтина, Л. Гумилева, К. Юнга, А. Флиера, Дж. Фрейзера, М. Элиаде и др.
Сформированная теоретико-методологическая база конкретизировала и уточнила инструментальный аппарат исследования, его научную и практическую компетентность.
Научная новизна диссертационного исследования подтверждается новыми научными результатами, полученными соискателем, которые обусловлены:
1. комплексным и многоаспектным исследованием выбранной проблемы в концептуальной постановке культурологии, связанной с выявлением специфики взаимодействия культур в рассматриваемом регионе.
2. выявлением, изучением и введением в научный оборот материалов и источников, представляющих конкретно-исторический потенциал дальнейших теоретических изысканий в рамках обозначенной проблемы в области культурологического знания.
3. выделением алгоритмов и построением модели формирования социокультурного пространства Северного Причерноморья, сложившегося, в том числе, и под воздействием древнегреческой культуры.
4. определением и изучением составляющих духовного полифонизма в культуре Северного Причерноморья.
5. использованием системного сочетания различных подходов и методов из различных областей гуманитарного знания, в т.ч. археологии, истории, культурологии, теории культуры и др. для осуществления генетического анализа социокультурного пространства исследуемого региона.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Анализ источников и литературы по избранной проблеме дает основание утверждать, что на территории Северного Причерноморья происходили сложные процессы исторического и культурного развития, которые стали составным элементом культурогенеза этого региона и послужили толчком к его прогрессу. На заре своей истории древнейшие племена, населяющие Северное Причерноморье, имея свою своеобразную культуру, постепенно пришли в тесное соприкосновение с более развитой древнегреческой цивилизацией, которая отличалась высокой степенью развития производства, добычи и обработки металла, агрикультуры, строительства городов, развитием философии, литературы, искусства и художественных ремёсел. В результате этого взаимодействия началось взаимопроникновение культур, двустороннее культурное влияние взаимоотношений греков и местных племен, в котором первых называли «цивилизованными пришельцами», а вторых – « варварами». Итак, варвары обогатили древнегреческую культуру, влив в неё свои живительные силы и щедро напитав своими образами и сюжетами, и одновременно вплетали в свою канву культуры золотые нити непревзойденной древнегреческой цивилизации. Можно утверждать, что с появлением греков в Северном Причерноморье началась античная эпоха, которая стала частью античного мира.
2. Взаимоотношения греков с причерноморскими племенами, взаимовлияние эллинской и местной культур в скифо-сарматскую эпоху привело к тесному соприкосновению обитателей степей и гор с великими рабовладельческими цивилизациями Греции и Рима. Греки создали здесь первые города, в состав которых вошли и окружающие племена. Особенно ценен для нашего исследования вывод о том, что древнегреческая культура оказала значительное культурное воздействие на местные племена. В свою очередь, культура, быт и обычаи варваров влияли на культуру северочерноморских греков, что привело к возникновению неповторимой греко-варварской культуры. В этом случае вполне уместно говорить о культурологической составляющей в исследовании рассматриваемого пространства.
3. Культурологический анализ проблемы позволил утвердить мысль о том, что в культуре Боспорского царства соединилось несколько тенденций её развития: влияние Афин, которые претендовали тогда на первенство в искусстве Эллады; влияние традиций ионийского искусства, что позволило утверждать, что социокультурное пространство изучаемого региона сформировало свою «универсальную модель культуры», основные параметры которой складывались постепенно и включили архетипы, мифологию, символы, искусство, коропластику, религию, элементы быта, и др. Это – сложное, многослойное явление, представляющее собой органическое соединение различных культурных образований, самобытных и оригинальных по содержанию. Итак, в формировании социокультурного пространства Северного Причерноморья важную роль сыграло межкультурное взаимодействие греческой и варварской культуры, где связующим ядром выступала мифология и религия народов.
4. Формирование духовного полифонизма и диалога культур в исследуемом регионе связано с положительной комплиментарностью этносов, вовлеченных в единое культурное поле, что дало возможность отождествления местных богов с греческими божествами. Таким образом, ещё раз подтверждается мысль о том, что греки представляли собой в древности ту народность, которая на протяжении длительного времени имела постоянные связи с исследуемым регионом и оказала влияние на его развитие. Можно заключить, что Северное Причерноморье, включающее варварские и греческие образования, представляет собой единую динамическую систему, обусловленную суммой внутренних и внешних взаимосвязей. Их изменение в одной части системы неизбежно влекло изменения во всех других частях. И главной пружиной этого была, прежде всего, ситуация (или совокупность ситуаций) в причерноморской степи, для которой были характерны как специфические локальные явления, так и общие закономерности, присущие периоду эллинизма.
5. Горгиппия как культурный центр Азиатской стороны Боспорского царства соединила общие тенденции, характерные для Северного Причерноморья. Здесь были распространены все основные культы эллинистического мира, которые почитали в различных ипостасях. А древнейший образ Богини Матери стал той устойчивой структурой, на основании которой осуществлялась идентификация древнейших доэллинских представлений местных племен с образами греческих богинь Деметры, Афродиты Урании, Артемиды, что привело к появлению во II в н.э. синкретического культа Великой Богини Матери.
6. Трансформацию образа Великой Богини Матери в религиозных представлениях широких слоев населения Северного Причерноморья отражали терракотовые статуэтки, которые, постепенно теряя свою энергию и отчетливую структуру, возвращаются в Прасимвол. Древнейшая символика Великой Богини Матери является проявлением одного из аспектов Великого Духа Женского Начала, благодаря которому на территории Северного Причерноморья стал возможен диалог и взаимодействие греческой и варварской культуры. Великий Дух Женского начала стал интегрирующей формулой, которая проявляется в новых гранях, открывая новые смыслы, и благодаря которому на протяжении веков и тысячелетий происходит взаимообогащение культур, складывающих уникальную мозаику человеческой цивилизации.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные выводы могут послужить теоретико-методологическими ориентирами в дальнейшей разработке проблемы в культурологическом дискурсе; определением сферы применения на практике материалов при подготовке лекционных и специальных курсов, а также разработке учебных пособий. Результаты нашего исследования могут быть полезны в работе историко-археологических музеев юга России, в преподавании учебных дисциплин «Мировая художественная культура», «Культурология», «Кубановедение» и др.
Апробация и внедрение результатов исследования были представлены в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях: региональная научно-практическая конференция «Итоги и перспективы полевых фольклорно-этнографических исследований на Кубани». – Краснодар, 2005; межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие социокультурной сферы Северо-Кавказского региона». – Краснодар – Анапа, 2006; региональная научно-практическая конференция «Вторые аспирантские чтения». – Краснодар, 2007; региональная научно-практическая конференция «Наука, культура, образование глазами молодых ученых». – Краснодар, 2008; II междунар. науч. – практ. конф. «Этнокультурные технологии формирования российской идентичности в полиэтничном регионе». – Краснодар, 2009 и др.
Структура и объём диссертации обусловлены поставленной целью и задачами исследования. Она состоит из Введения, трех разделов, Заключения, Приложения.
Кочевые племена на берегах Северного Причерноморья и влияние их культуры на формирование культурогенеза региона
Чтобы понять, в каких условиях происходило взаимодействие греческих структур с варварскими образованиями, необходимо рассмотреть генезис греко-варварских взаимодействий, а также изменение демографической, политической и экономической ситуаций в Северном Причерноморье.
Северное Причерноморье еще до возникновения греческих городов прошло сложный путь исторического развития. Об этих отдаленных временах мы располагаем свидетельствами античной мифологии, древних историков, топонимики и археологическими источниками. О древнекубанском регионе писали Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Пталомей. От них стало известно, что именно на Таманском полуострове и на прилегающей части черноморского побережья до Анапы и далее жили синды.
Есть мнение, что древней группой племен в Северном Причерноморье были обитатели Северного Кавказа, его предгорий и горного Крыма (тавры). Вторым пластом были киммерийцы, вероятно родственные фракийцам (ср. свидетельство Страбона (1, 31, 21; XIV, 1, 4) о трерах). Возможно, преемниками киммерийцев были синды. Наконец, третьему, ираноязычному пласту принадлежали скифы [41, с. 95-96].
Исследуемое культурное пространство отличается разнообразием и богатством естественных условий, благодаря которым здесь обитал человек с незапамятных времён. Сюда тяготели народы с разных концов мира. Тысячелетиями евразийские степи были подобны клокочущему котлу, выплёскивавшему всё новые и новые бурные потоки народов, наводнявшие степные просторы, вливавшиеся в плодородные долины и останавливавшиеся в преддверии гор. Этот край с оседлым населением издавна притягивал кочевников. Он имел свой собственный путь развития, изменявшийся или прерывавшийся очередным нашествием, свои, установившиеся веками, культурные и торговые связи. Само географическое положение Кавказа между Передней Азией с её высокоразвитыми цивилизациями, евразийскими степями и Европой оставалось залогом контактов между местным горским населением и пришлыми ираноязычными племенами.
Таким образом, здесь чудеса природы слились с загадками истории таинственных народностей.
Понятие «географическое пространство» применительно к древнекубанскому региону означает форму пространственного конструирования мира в сознании человека. Возникнув в определённых исторических условиях, оно обрело различные контуры в зависимости от характера общих моделей мира, частью которых является.
Заселение древнекубанского региона шло несколькими путями. Один из них - западный, соединивший традиции карпатской культуры и закавказской кремневой индустрии. Второй путь шёл из Передней Азии через Закавказье.
Среди обитателей древнекубанского региона в разнообразных источниках упоминаются киммерийцы; скифы, савроматы, синды; меотские племена, греки-колонисты, сарматы, аланы; гунны, готы, авары, затем хазары, кыпчаки; монголы, генуэзцы-колонисты и др.
В разное время на этих землях обитали греки, немцы, чехи, евреи, армяне, молдаване, эстонцы, осетины, латыши, абазины, убыхи, карачаевцы, беснеевцы, кабардинцы, ногайцы, бжедуги, адамиевцы, а также адыгейцы. В настоящее время в регионе насчитывается свыше 50 автохтонных народов, говорящих на языках кавказской, индоевропейской и алтайской языковой семей.
На нахско-дагестанских языках говорят чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, даргинцы, табасараны, дидойцы, лакцы, рутилы и др.; на адыго-абхазских языках - кабардинцы, черкесы, абазины; на тюрских языках -кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы. В XVIII веке на эти земли были переселены запорожские казаки, русские, белорусы и другие народы. В Евразии нет больше региона, где бы существовало такое многоязычное сообщество народов. Это ведёт к необходимости осмысления роли культуры в формировании многослойных пластов истории рассматриваемого региона.
Все племена, в разное время побывавшие на землях древнекубанского региона, оказывали влияние друг на друга. Так, киммерийцев считают представителями индоевропейских народов, а скифы в степях Причерноморья слились с ними и сформировали «новую» скифскую культуру на основе киммерийского субстрата (Д. Раевский). Эта точка зрения поддерживается не всеми учеными.
С начала I тысячелетия до н. э. до рубежа VII в. до н. э. в степях Причерноморья, Крыма и частично на Северо-Западном Кавказе жили киммерийцы. Некоторые географические пункты Северного Причерноморья, в первую очередь, пролив Боспор Киммерийский, напоминают о киммерийцах. Наименование пролива встречается у множества античных авторов, начиная с Гекатея; он упоминал также какой-то киммерийский город, то есть греческую колонию в землях киммерийцев. Римский географ Мела, опираясь на утраченные теперь сочинения греческих географов VI-V вв., называл киммерийскими городами Мирмекий, Пантикапей, Феодосию и Гермисий, следовательно, киммерийскими землями считалось восточное побережье Крыма [189, с. 23] и южная часть Таманского полуострова. Имя легендарного народа киммерийцев, по преданию населявшего эти места задолго до появления греков, носил самый северный из островов архипелага. Киммериада, современный полуостров Фантал, и теперь отделен от материка ериком и валом, который так и называется - Киммерийский [178, с. 40].
Это название народа было широко известно: их имя прочно вошло в произведения греческих авторов и в книги Ветхого Завета, и в анналы ассирийских царей. Этот воинственный народ ураганом пронесся по просторам Передней Азии, сметая и выжигая все на своем пути. Библия устами пророка Иезекииля говорит про конных северных варваров так: «И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и поведу тебя и все войско твое, и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами» [Иез. 38,9]. Последнее появление киммерийцев в Малой Азии относится к концу VII в. до н. э. (614-611 гг. до н. э.). На рубеже VII-VI вв. до н. э. киммерийцев в степях Причерноморья и Крыма окончательно вытеснили скифы. В источниках упоминается о могилах киммерийских царей у г. Тиры в устье Днепра. Однако в археологии все еще остается нерешенная проблема соотнесения киммерийцев как этноса с определенной археологической культурой.
Греческая мифология на берегах Северного Причерноморья
Сам по себе факт связи мифологии исследуемого региона с Древней Грецией имеет историческое значение для формирования его культурогенеза. Не по ошибке же прародитель греков Прометей попал на территорию древнекубанского региона? Не случайно вход в греческий ад оказался в сердце Киммерии на Тамани? Не без причины сын и невестка Прометея отправились из Киммерии в Грецию восстанавливать род человеческий?
Есть основания утверждать: мифологическая связь древнекубанского региона с Грецией имеет свои точки соприкосновения. Так, кроме мифа о Прометее, в киммерийско-скифский период здесь были распространены мифы о скифах, которые имели с регионом тесные связи и оставили здесь свои могильники.
По одному из мифов, сам Зевс сбросил с неба скифам золотые дары - плуг, рало, секиру, чашу; по другому - прародителем скифов был младший сын Геркулеса, а по третьему - сам Геркулес научился стрелять из лука у скифа Тавтара.
Поразительная схожесть греческого мифа о Прометее и древнеиндийского о Матарашване, который также как Прометей, похитил у бога Агни огонь, скрывающийся в дереве. Связь с Индией у древнекубанского региона - в общности названий некоторых мест. Кубань (тюркское «куман» - лошадиная голова) - это видоизменённое название древней реки Гипанис (лошадь). Такое же название имеет приток реки Инда. Весь район Причерноморья близ современной Анапы назывался у древних греков Синдикой (Индией), а население - синдами (индами). На Кубани и в Индии существовала Корокондама. Самый древний язык дравидов - древних индийцев - во многих коренных словах, с одной стороны, близок к греческому, а, с другой, - к древнеславянскому языку.
По теории Латама, лингвистическое кольцо распространения арийцев в Европе охватывает многие народы, основываясь на языковых аналогиях дравидов, начиная с греков. На индоевропейских языках говорят латины, кельты, германцы, литвины, славяне.
На основании вышеуказанных примеров, известный ученый Э. Тайлор высказал точку зрения, что арийцы пришли не из Азии в Европу, а, наоборот, из Европы в Азию. Они осели в Индии и Иране, занеся в Индию названия рек, собственное название, и оставив на древнекубанской территории название местностей. Так ли это или нет, но сама по себе проблема Э. Тайлора, несомненно, имеет не только общенаучное, но и местное значение для исследуемого региона.
Возможно, идея мифа зародилась в примитивной форме. По мере развития народов, она усложнялась, облекаясь в поэтические строфы. Первыми создали сложную и богатую мифологию греки. Почему же они отправили Прометея на Кавказ, а не оставили его у себя на Олимпе? Ведь тогда на Кавказе жил первобытный человек, не имевший религии, а Прометей - греческий бог? У горцев не было письменности, они довольствовались устной поэзией. Прометей был истым дикарём, не имевшим никаких представлений о религии и успевший только овладеть огнём. Поэтому греки придали мифическому Прометею свою окраску, а горцы - свою. У греков - это сложные формы поэзии, которую создавали первоклассные поэты и писатели. У кавказских народов, за отсутствием письменности, сказания о Прометее сохранились в устной форме и поэтому неоднократно подвергались изменениям и переделыванию. Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что у первобытного человека была тяга к творчеству, складывались предпосылки к возникновению культуры и тогда же родились её первые истоки. Продолжая мысль о связи греческой и древнекубанской культуры, можно обратиться к «Одиссее» Гомера, где с поразительной точностью описаны внешний вид и топографические особенности нынешнего Таманского полуострова. Сюда волшебница Цирцея послала Одиссея с наказом найти вход в ад, вызвать оттуда тень прорицателя Терезия Фивского и узнать от него, какая судьба назначена богами Одиссею и грекам, блуждавшим с ним после падения Трои по Чёрному морю. На Таманском полуострове есть несколько сопок, маленьких вулканчиков, извергающих часто грязи, а временами - дым и твёрдые лавообразные породы. Кратеры сопок жители полуострова называли «адом».
Сохранились греческие мифы и сказания кавказских аборигенов, рассказывающие о циклопах, одноглазых великанах-людоедах, обитавших в циклопических строениях из огромных камней. Они сохранились кое-где на территории исследуемого региона и носят название «богатырские хаты» - грандиозные циклопические гробницы первобытных людей или дольмены.
Расселившись по всему Северному Причерноморью, греки принесли на новую родину свои исконные культы олимпийских божеств, которым они поклонялись.
Традиция изображения женского божества в искусстве Северного Причерноморья
Образ Матери Великой Богини в произведениях искусства оказал большее воздействие на человечество, чем могущественные империи и даже религии, которые -сохранились только в виде своих художественных творений. М. Элиаде считал что образы - это «скважины», ведущие в надисторический мир. И это не единственное их достоинство: благодаря им различные «истории» получают возможность общаться между собой [240, с. 244]. Многотысячелетняя древность говорит с нами языком искусства, даже если все другие языки того времени канули в забвение.
Влечение к вечным образам вообще присуще представителям рода человеческого, для того они и существуют. Эти образы призваны увлекать, убеждать, восхищать, потрясать. Они основаны на откровении и являют собой первоначальный опыт божества [240, с. 246].
Архетип - широко используемое в теоретическом анализе мифологии понятие, впервые введенное швейцарским психологом и исследователем мифов К. Юнгом. У Юнга понятие «архетип» означало первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и априорно формирующие активность воображения, а потому выявляющиеся в мифах и верованиях, в произведениях искусства.
Процесс творчества поэтому есть не что иное, как трансформация архетипа в образ. При всей своей формальности, бессодержательности, крайней обобщенности, по мере того, как они становятся более отчетливыми, сопровождаются необычайно оживленными эмоциональными тонами, они способны впечатлять, внушать, увлекать, поскольку входят к универсально-постоянным началам в человеческой природе. Отсюда роль архетипа для художественного творчества. Тайна воздействия искусства по Юнгу состоит в особой способности художника почувствовать архетипические формы и точно реализовать их в своих произведениях. Тот, кто говорит архетипами, глаголит как бы тысячей голосов, но подымает изображаемое им из мира единого и преходящего в сферу вечного. Юнг предполагал, что архетипы присущи роду (человеческой общности или всему человечеству) в целом. В качестве вместилища («душевного пространства») для архетипов Юнг постулировал особенно глубокий уровень бессознательного, выходящий за пределы личности — то есть коллективное бессознательное.
Юнг попытался наметить систематику архетипов, например, архетипическое истолкование мифологемы Матери в её различных вариантах (Богиня и ведьма, Норны и Мойры, Деметра, Кибела, Богородица и т.п.) ведет к выявлению архетипа высшего женского существа, воплощающего смены поколений, преодолению власти времени, бессмертию.
Отдельные положения доктрины Юнга об архетипах, само понятие архетипа оказали широкое воздействие на мысль и творчество исследователей мифа и религии (М. Элиаде, Дж. Кэмпбелл). М. Элиаде употребляет и рассматривает в едином «гомологическом ряду» символику разных традиций как проявление одной и той же интуиции человеческого «духа» в его космической неизменности [194, с.32].
Один из самых ярких представителей экзистенциализма Карл Ясперс в отличие от популярной во всей Европе первой половины XX века теории культурных циклов, развитой сначала О. Шпенглером, а позднее А.Тойнби, делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития.
Тождественные по своему характеру архетипические образы обнаруживаются в несоприкасающихся друг с другом культурах, что исключает объяснение их возникновения заимствованием. Все архаические культуры, будь они земледельческими или же морскими, почитали женское начало в образе Матери Великой Богини. Имена этой богини многочисленны, поскольку у каждого племени, каждого народа существовал свой локальный культ, который давал Богине иное имя. Это и Terra Mater, или Tellus Mater, хорошо известная из средиземноморских религий, которая дает жизнь всему живому [240, с.319]. Это богиня земледелия и плодородия Деметра и её дочь Кора, богиня любви, красоты и плодородия Афродита, малоазийская богиня Кибела. На Востоке культ Матери Мира, богини Кали или Дурги, очень распространен, а в индуизме, можно сказать, он является преобладающим.
Великая Мать, воплощающая в себе производящие силы природы, под различными именами почиталась многими народами, причем связанные с ней мифы и ритуал оставались, по существу, одинаковыми. Кибела, Деметра, Афродита, Астарта, Иштар - все они лишь разные облики любящей и рождающей, убивающей и животворящей Матери-Природы. Но было в ее культе и нечто иное, более глубокое - поистине материнское начало в мировом Божестве. Эти поиски почти столь же стары, как и сама религия. Наиболее чистый и возвышенный характер это почитание Бога в женском образе приобрело у поклонников Исиды, самой популярной богини Египта [145, с. 114]. Миф об Исиде очень напоминал сказания о Деметре, Кибеле и Киприде. Так же, как и они, богиня потеряла любимое существо, и во дни ее скорби жизнь на земле замирала. Естественно, что новые реформаторы старались слить образ Исиды с образом Матери богов. От них, вероятно, и берет начало космическое истолкование религии Исиды. По словам Плутарха, она есть «женское начало природы, и она вмещает в себя всякое порождение». В другом месте он изображает богиню как источник вселенской красоты. Исида наполняет собой наш мир всем прекрасным и благим, что имеет отношение к рождению. Соединившись в сознании народа с Деметрой и Кибелой, Исида все больше приобретала черты универсальной Богини. Она олицетворяла мировой Океан и Лоно богов, судьбу и законы природы [145, с. 115].
Великое женское божество заняло очень видное место в религиозных представлениях обитателей Боспора как в азиатской, так и в европейской частях. В Фанагории и других центрах азиатского Боспора получил распространение культ Афродиты. Она почиталась в разных ипостасях: Афродита Урания, Афродита Апатура, Афродита Анадиомена.
Вместе с тем, на всем побережье Боспора с раннего времени большим почитанием пользовалась Деметра, богиня хлебопашества и заупокойного культа. Популярность этого культа была обусловлена большой ролью земледелия, а также близостью этой богини местному женскому божеству.
В Херсонесе главным божеством-покровителем города была богиня Дева. В ее образе слились Артемида Парфенос, Артемида Таврополя, Ифигения [146, с. 104]. Однако этот культ имел местные корни - он был связан с Таврской богиней и почитанием Великого женского божества, которое было свойственно ряду племен Северого Причерноморья. Отголоском культа этой богини у меотов и скифов являются многочисленные изображения ее на произведениях торевтики, главным образом золотых бляшках, изготовлявшихся боспорскими мастерами специально для местной племенной знати.
В Горгиппии знали египетскую синкретическую богиню Афродиту-Исиду, покровительницу плодородия и жизненного начала, торговли и мореплавания, владычицу душ умерших. В анапском археологическом музее хранится небольшой бронзовый бюст (III в. н. э.) Афродиты со стилизованными рогами в виде полумесяца, обращенного вверх, и тремя колосьями. Определить изначальную функцию богини Исиды трудно. Джеймс Фрэзер делает предположение, что в далеком прошлом Исида была деревенской богиней зерна. Египетские жнецы, срезав первые колосья, (Осирис — бог зерна), клали их на землю, били себя в грудь, причитали и обращались с молитвой к Исиде. В числе эпитетов, которые применяют к Исиде в надписях, есть такие: «зеленая богиня, цветок, подобная зеленеющей земле», «Владычица хлеба».