Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии Стяжкина Татьяна Сергеевна

Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии
<
Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стяжкина Татьяна Сергеевна. Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Стяжкина Татьяна Сергеевна; [Место защиты: Рос. ин-т культурологии].- Москва, 2007.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/581

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Зарождение и развитие утопической мысли (исторический аспект) 16

1.1. Утопия как предмет теоретического осмысления 16

1.2. Доклассический период развития утопической мысли 31

1.3. Классический период в развитии утопических идей 47

1.4. Неклассический этап развития утопии 65

Глава вторая. Современная утопическая мысль: следование принципам и разрушение традиций 76

2.1. Истоки современных форм выражения утопических представлений 76

2.2. Рождение постнеклассическои утопии 82

2.3. Утопия человека-массы как важнейший тип постнеклассическои утопии 97

2.4. Конкретные механизмы, предлагаемые массовой культурой для воплощения утопического проекта в жизнь 101

Заключение 123

Список литературы 127

Введение к работе

Актуальность исследования. Рубеж XX-XXI вв. представляет собой время активного поиска вектора дальнейшего развития - как для человечества в целом, так и для отдельных его групп и общностей, намечающих для себя новые ориентиры, реализующих представляющиеся им перспективными планы, производящих отбор более эффективных механизмов, использование которых позволило бы добиться наибольших успехов и т.д. В результате современная ситуация характеризуется все расширяющимися и усложняющимися взаимодействиями отдельных стран и регионов, бурным развитием в области новейших технологий, серьезными изменениями, происходящими в отношении к ценностным приоритетам, в сфере культуры в целом. В контексте этих процессов немаловажное место занимают размышления о будущем, которые ведутся в самых разнообразных формах и отличаются предельно широким разбросом содержащихся в них представлений и точек зрения. В связи со всем происходящим - как в повседневной жизни, так и в области теоретических размышлений самого различного рода - в фокусе общественного внимания оказывается утопия как специфический социокультурный феномен, на протяжении практически всей истории человечества являвшийся одним из основных способов моделирования социальной картины будущего.

Особенности переходного этапа, переживаемого современным обществом, в первую очередь обусловлены разнообразными процессами, связанными с такими универсальными, всеохватными и явно не в достаточной степени изученными социокультурными явлениями, как глобализация и массовая культура, которые оказывают существенное влияние практически на все сферы жизни общества. В связи со сказанным необходимо учесть, что как глобализация, так и массовая культура согласно традиционным представлениям о них ориентированны на настоящее, но в

данной работе диссертант делает акцент прежде всего на еще одной характерной черте данных феноменов, органично присущей как массовой культуре, так и глобализации, а именно на их ориентированности в будущее. Во всяком случае, это будущее всегда представляет определенный интерес с точки зрения тех процессов, которые составляют содержание этих двух масштабных феноменов. Таким образом, обращенность к будущему оказывается той узловой точкой, в которой сходятся «интересы» утопии, глобализации и массовой культуры.

Важно также отметить, что как утопия в частности, так и утопическое сознание в целом в высшей степени подвержены влиянию тех исторических и социокультурных процессов и условий, в контексте которых они существуют и развиваются. В связи с этим становится очевидной необходимость изучения, анализа и осмысления тех изменений, которые претерпела утопия именно на современном историческом этапе, когда под влиянием изменяющейся социокультурной среды и определяющих ее содержание глобализации и экспансии массовой культуры жизнь общественного человека обретает новые черты, сталкивается с новыми проблемами, требует формулирования новых ориентиров или нового формулирования ориентиров.

Можно предположить, что в современных социокультурных условиях, а именно под влиянием глобализации и массовой культуры, формируется новый тип утопии, что функции и формы выражения утопического образа в современную эпоху значительно отличаются от тех, которые были характерны для утопий прошлого, что на данном историческом этапе утопия претерпевает существенные изменения как социальный проект, основной задачей которого является создание некоей гипотетической картины социального бытия.

Научная актуальность данной работы объясняется, кроме всего прочего, и тем, что современный тип утопии еще, по большому счету, не

стал предметом научных исследований. Отсутствие же теоретических работ, посвященных его изучению, создает препятствия для формирования целостной картины современного социокультурного процесса, в котором важнейшее место занимают размышления о будущем, в более или менее отдаленной перспективе ожидающем встречи с нашим современником.

Степень разработанности проблемы. Первая попытка научного осмысления проблем утопии и утопического сознания была осуществлена в работах зарубежных исследователей рубежа XIX-XX вв. - А. Кирхенгейма, А. Фойгта, А. Свентоховского1. Значимость данных работ очевидна, так как именно в них впервые утопия рассматривается как целостное историко-культурное явление. Существенно также то, что этими авторами выдвигается ряд предположений по поводу принципов классификации утопических произведений.

Примерно в это же время проблема утопии привлекает внимание и русских философов (Г.В. Флоровский, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франк, И.О. Лосский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков). Важно отметить, что в русской религиозной философии начала XX века превалировала негативная оценка утопии и утопизма в целом. Так, например, Г.В. Флоровский в своих работах подвергает жесткой критике мироощущение русского народа, для которого, с его точки зрения, свойственны «фетишизация иллюзий» и «одержимость утопией», ведущие к утрате свободы, слепому фанатизму и потере нравственных ориентиров . Схожие взгляды можно обнаружить и в работах Б.П. Вышеславцева, призывавшего русский народ «освободиться от

1 Кирхенгейм А. Вечная утопия. СПб., 1902; Свентоховский А. История утопий. М., 1910; Фойгт А.
Социальные утопии. М., 1906.

2 Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма. Вопросы философии, 1990, № 10; Франк С.Л.
Ересь утопизма / Квинтессенция: Философский альманах, 1991. М., 1992. С. 378-399; Лосский Н.О.
Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М., 1991; Вышеславцев Б.П.
Парадоксы коммунизма // Путь. 1926. №3. С. 110-118; Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер
// Вопросы философии. 1995. №6; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991; Новгородцев
П.И. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.,
1990. С. 204-221; Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Бердяев Н.А. Русская
идея. М., 2005.

3 Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма.

кошмара утопизма» . Несмотря на столь серьезную критику утопического сознания, философам данного направления удалось многое сделать для более глубокого понимания такого феномена, как социальный идеал, а также выявить и проследить преемственность утопических идей, обнаруживающуюся во взглядах русских и европейских мыслителей.

Значительный интерес к утопии характерен для отечественной материалистической философии конца XIX - начала XX в., в которой данный феномен рассматривался прежде всего как иллюзия или фантазия. Данная традиция восходит к работам Ф. Энгельса5, рассматривавшего утопию как вымысел, возникший в результате достижения обществом определенной стадии развития. Схожие оценки утопии давал и В.И. Ленин, определявший утопию как «фантазию, вымысел, сказку»6. Эта традиция была продолжена советскими исследователями, в основном представителями исторического материализма (работы В.П. Волгина, А.И. Володина, И.Н. Осиновского). В рамках указанного направления утопия понимается зачастую лишь как предшественница теории социализма и коммунизма, предвосхитившая на донаучном уровне эти научные, с точки зрения указанных авторов, футурологические проекты и поэтому постепенно утратившая свою прогностическую и познавательную роль.

Заслуга же исследователей данного направления состоит в том, что именно им удалось рассмотреть эволюцию утопии и утопического сознания на протяжении всей истории человечества и привлечь внимание научного мира к утопиям древности. Именно проблеме древних утопий уделяется значительное внимание в исследованиях - как зарубежных, так и отечественных - середины-второй половины XX в. У ученых возник

4 Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер. С. 35.

5 Например: Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. М., 1989.

6 Ленин В.И. Две утопии /Ленин В.И. Поли. собр. соч. М., 1961. Т. 22. С. 117.

7 Волгин В.П. История социалистических идей. М., Л., 1931; Володин А.И. Утопия и история. Некоторые
проблемы изучения домарксистского социализма. М., 1976; Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический
коммунизм, гуманизм, реформация. М, 1978;

интерес к утопиям отдельных народов и различных исторических периодов, что дало возможность рассмотреть развитие феномена утопии не только в исторической ретроспективе, но и в контексте культур разных стран и регионов. Например, А. Мортон, Л. Саржент, Д. Ледерер, Г. Логан8 исследуют английскую утопическую мысль, специальное внимание уделяя социальной теории Т. Мора. В отечественной науке появляются работы, посвященные утопической мысли стран Востока, а именно труды М.К. Арипова, A.M. Ушкова, А.А. Игнатенко и многих др.9, позволившие взглянуть на утопию не только как на явление, свойственное европейскому менталитету, но и как на феномен, имеющий общечеловеческую значимость. Не остались без внимания и разнообразные аспекты формирования и развития русской утопии. Данной теме посвящены работы А.И. Клибанова, К.В. Чистова, И.А. Исаева, В.А. Малинина, Р.А. Гальцева1 , в которых предпринимаются попытки обнаружить истоки русской социальной утопии в народных представлениях и легендах.

Во второй половине XX в. появляется ряд работ, в которых рассматривается проблема утопии и утопического сознания в странах Запада как в прошлые исторические периоды, так и на современном авторам работ этапе11. Особое внимание в ряде трудов зарубежных

Sargent L. More's «Utopia»: An interpretation of its social theory II History of polit. thought. Exter, 1984. Vol. 5, N 2. P.195-210; Мортон А.Л. Английская утопия. Пер. с англ. М., 1956; Lederer D. Thomas More's «Utopia»: Weltbild, Mencshenbild und Literatur II Weimarer Beitr. Berlin ; Weimar, 1985. Jg. 31, N 7. S. 1150-1160; George M. Logan. The meaning of More's «Utopia» I By George M.: Princeton univ. press, Cop. 1983.

9 Арипов М.К. Социальная утопия как течение общественно-философской мысли в Средней Азии.
Ташкент, 1989; Стульгинскис С.А. Космические легенды востока. Древние легенды. Современные
легенды. M., 1991; Ушков A.M. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность.
М.,1982; Игнатенко А.А. В поисках счастья: общественно-политические воззрения арабо-исламских
философов средневековья. М., 1989.

10 Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М., 1978; Чистов К.В. Русские народные
социально-утопические легенды. М., 1967; Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX-
начало XX вв. М., 1991; Малинин В.А. История русского утопического социализма. Вторая половина
Х1Х-начало XX века. M., 1991; Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992.

11 Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм Нового времени. М,
1991; Галкин В.В. Наука или утопия? Опыт исследования социалистических учений последователей Р.
Оуэна в Англии 20-40-х гг. XIX века. М, 1981; Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль
мышления. M., 1978; Чиколини Л.С. Социальная утопия Италии. XVI-начало XVII в. М., 1980; Баталов
Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М., 1982; Гутнова Е.В. Характерные черты
крестьянских утопий западноевропейского средневековья // ИСУ. M., 1988. С. 176-194;

исследователей уделяется взаимодействию утопических проектов со складывающимся в этих странах индустриальным обществом.

В конце XX в. взгляды на феномен утопии в отечественной научной литературе становятся более разнообразными, что следует связывать со все слабеющим влиянием коммунистической идеологии. Данная тенденция проявилась в существенном расширении тематики, уточнении предмета изучения, выделении его новых граней и сторон, осмыслении через призму утопии новых пластов социально-исторической реальности и духовной культуры. Также значительное влияние на рост числа исследований, посвященных утопии, оказало появление переводов работ известных зарубежных исследователей, таких как К. Манхейм, Л. Мэмфорд, Э. Тоффлер, М. Вебер, Э. Фромм, Е. Шацкий, К. Поппер, У. Моррис, М. Мид, Э. Блох и др. Именно на данном этапе становится очевидно, что исследования утопии можно четко разделить на два типа. Во-первых, это труды исследователей, рассматривающих утопию только как один из жанров художественной литературы, во-вторых, ряд работ, авторы которых расширяют представления об утопии и предпринимают попытки анализа последней как «образа мышления» (Г.М. Пономарева, В.А Чаликова, Д. Панченко, Е.Л. Черткова, В.А. Лекторский).

Следует обратить внимание на работы современных исследователей, чьи имена были частично указаны ранее, в которых феномены утопии и утопического сознания рассматриваются как многоплановые и полифункциональные явления. Яркими примерами исследований, в которых изучаются различные теоретические и исторические аспекты утопии, являются труды Э.Я. Баталова, В.А. Гуторова, Е. Щацкого, И.Г. Палий, Г.М. Пономаревой, Е.Л. Чертковой, В.П. Шестакова, В.А. Чаликовой и др. На современном этапе важную роль играют также

12 Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США; Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М., 1989; Гуторов В.А.

работы посвященные вопросам социального идеала, например, таких авторов как В.Е. Давидович, Э.В. Ильенков, В.А. Лекторский, А.А. Новиков, А.И. Яценко, П.И. Новгородцев и др.13.

Однако особым образом следует подчеркнуть одно очень важное
для данного диссертационного исследования обстоятельство. Дело в том,
что, несмотря на многосторонний и углубленный анализ утопического
сознания, вопрос о взаимовлиянии, взаимодействии,

взаимообусловленности утопии и массовой культуры в ситуации усиления глобализационньа процессов до сих пор, как видно, пребывал на периферии интересов авторитетных и наиболее известных исследователей разнообразной проблематики, связанной с утопической мыслью, что, несомненно, сказалось на тематике всего массива теоретических работ, посвященных изучению утопии. В результате приходится констатировать практическое отсутствие специальных, и тем более монографических, исследований, которые были бы посвящены тому аспекту данной проблемы, который привлек внимание автора настоящего исследования.

Источниковую базу диссертации составили различные виды текстов и материалов, которые можно сгруппировать следующим образом:

1. Большой массив древневосточных мифов и легенд, заключающих в себе множество утопических мотивов. Это мифы об Энки и Нинхурсаг, о Дильмуне, отдельные главы египетской «Книги мертвых» и др.

Античная социальная утопия. Л., 1989; Шацкий Е. Утопия и традиция. М, 1990; Палий И.Г. Социальная утопия России XX века: история и современность. Ростов-на-Дону, 1994; Пономарева Г.М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX - начала XX века: Дисс. на соиск. уч. ст. док. филос. наук. М, 1996; Черткова Е.Л. Утопия как тип сознания // Общественные науки и современность. 1993. №3. С. 71-81.; Черткова ЕЛ. Метаморфозы утопического сознания (от утопии к утопизму) // Вопросы философии. 2001. № 7. С. 47-58.; Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: (Очерки русс, философии и культуры). М., 1995; Чаликова В.А. Утопия и культура: Эссе разных лет. М., 1992; Чаликова В.А. Утопия и свобода: Эссе разных лет. М., 1994.

13 Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону, 1983; Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997; Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. № 6.; Новиков А.А. О парадоксах идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996; Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

2. Художественные произведения как отечественных, так и
зарубежных писателей, в соответствии с традицией относимые к
утопическим или, как минимум, содержащим утопические идеи: «Одиссея»
и «Илиада» Гомера, «Труды и дни» Гесиода, «Утопия» Т. Мора, «Город
Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, «Робинзон Крузо»
Д. Дефо, «Приключения Гулливера» Дж. Свифта, «Путешествие в Икарию»
Этьена Кабэ, «Непостоянная фортуна» Ф. Эмина, «Новейшее путешествие,
сочиненное в городе Белеве» В. Левшина, романы М. Хераскова «Нума, или
Процветающий Рима» и «Кадм и Гармония», «Путешествие в землю
Офирскую...» М. Щербатова, «3448 год. Рукопись Мартына Задеки»
А. Вельтмана, романы Г. Уэллса и др. Кроме того, в эту же группу можно
включить в высшей степени значимые для настоящей диссертационной
работы антиутопические произведения, такие как «Расселас, принц
Абиссинский» С. Джонсона, «Едгин» С. Батлера, «Колонна Цезаря»
И. Доннелли, «Грядущая раса» Э. Бульвер-Литтона, «Чевенгур» и
«Котлован» А. Платонова, «Мы» Е. Замятина, «1984» и «Скотный двор»
Дж. Оруэлла, «Дивный новый мир» О. Хаксли, произведения К. Воннегута,
Р. Бредбери, А. Азимова, Р. Шекли и др.

  1. Философско-литературные и богословские тексты, такие как «Государство» Платона, «Град Божий» Августина, «Левиафан» Т. Гоббса, «Басня о пчелах, или Частные пороки - общая выгода» Б. Мандевиля и мн. Другие.

  2. Особую группу составляют социально-политические трактаты А. Сен-Жюста, Гракха Бабефа, Морелли, О. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна, в которых высказываются идеи, носящие в целом утопический характер.

5. Разнообразные видеоматериалы - кинокартины
мелодраматического жанра («Горничная» Уэйна Уонга, «Красотка» Гарри
Маршалла и др.), видеоклипы, рекламные ролики, обращение к которым

позволило выявить ряд утопических образов, характерных для второй половины XX в. и являющихся порождением массовой культуры.

6. В самостоятельную группу следует выделить глянцевые журналы развлекательного характера - «Cosmopolitan», «Караван историй», «ЕИе», «Домашний очаг», «Vogue», «Harper's Bazaar», «Glamour», «GQ», «FHM, «Esquire» и др.

Благодаря использованию разнообразных типов источников автор стремился к рассмотрению феноменов утопии и утопического сознания с различных точек зрения, к выявлению основных черт утопии, характерных для различных периодов ее развития, а также тех изменений, которые претерпевала утопия на протяжении всей истории своего существования.

Новизна исследования. Новизна настоящей диссертационной работы обусловлена тем, что в ней

предпринята попытка проанализировать те изменения, которые произошли с утопией как уникальным социокультурным явлением на современном этапе в результате активного влияния, оказываемого на все социальные процессы массовой культурой и глобализацией, притом что на сегодня не существует специальных исследований, в которых утопическое сознание рассматривалось бы в его взаимодействии со сферой массовой культуры и процессами глобализацией;

разработана типология исторических форм утопии и выявлены характерные черты каждой из этих форм;

уделено значительное внимание анализу основных функций утопического сознания. Систематизируя уже имеющиеся научные разработки, посвященные этому вопросу, автор предлагает оригинальный перечень тех функций, которые, с его точки зрения, на протяжении всей истории развития утопии играли и продолжают играть в настоящее время существенную роль в ее функционировании в качестве специфического социального феномена, и дает этим функциям краткие характеристики;

разностороннему анализу подвергнут такой новый феномен, как постнеклассическая утопия, сформировавшаяся в контексте современной исторической и социокультурной ситуации;

Объектом диссертационного исследования является процесс развития утопического сознания как исторически и идеологически обусловленное социокультурное явление.

Предмет исследования составляет специфическая форма современной, - начала XXI века, утопии, возникшая, с одной стороны, как результат естественного развития упомянутого выше процесса, а с другой -как продукт взаимодействия его с набравшими к XX в. силу процессами глобализации и тотальной экспансии массовой культуры.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является выявление специфики, тенденций и основных направлений в развитии феномена утопии на современном этапе, а также особенностей его функционирования и трансформации в условиях глобализации и экспансии массовой культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Обосновать исходные теоретико-методологические позиции в исследовании утопии как исторически обусловленного социокультурного феномена.

  2. На основе детального изучения изменений, происходивших в рамках философско-литературного жанра утопии на протяжении всей истории его существования, выделить основные этапы развития утопической мысли и проанализировать особенности, характерные для каждого из них.

  3. В результате анализа утопической литературы выявить наиболее значимые функции утопии и утопического сознания, с тем чтобы на основе полученных данных рассмотреть специфику их проявления в обществе в современных условиях.

4. Выявить взаимосвязи, сложившиеся за последние десятилетия
между утопией и утопическим сознанием, с одной стороны, и такими
явлениями, как глобализация и массовая культура - с другой, и установить
те изменения, которые стали результатом этого взаимодействия.

5. Выявить и описать новые формы выражения утопического образа,
появившиеся в результате активного воздействия на утопию на
современном этапе ее развития массовой культуры и глобализации.

Методологические основы исследования. Цель и задачи
диссертационного исследования обусловили формирование

методологической базы настоящей работы, которую составили, во-первых, культурно-исторический метод, использование которого позволяет проследить весь исторический путь, пройденный утопией, во-вторых, историко-сравнительный, позволяющий рассмотреть анализируемое явление в социокультурном контексте и с учетом изменений, происходящих в тех областях, с которыми наблюдаются наиболее тесные взаимосвязи у являющейся предметом настоящего исследования утопии, и, в-третьих, системный подход, которой сделал возможным упорядочение и систематизацию полученных в результате проведенного анализа данных; в частности это относится к исследованию функций утопии и разработке типологии ее исторических форм.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Утопия может быть понята не просто как философско-художественное произведение, выражающее представления ее автора о должном устройстве общественной жизни, но прежде всего как сложное исторически обусловленное социокультурное явление, которое является продуктом общественного сознания, возникающим на определенном этапе развития общественных процессов в целом.

  2. Учитывая неразрывную связь утопической мысли с процессом развития философии, ее история, по аналогии с общепризнанными

историческими типами философствования, может быть разделена на ряд этапов, а именно на доклассический, классический, неклассический и постнеклассический.

  1. Будучи рассматриваемой в качестве сложного социокультурного явления, утопия обнаруживает в своем функционировании определенные свойства, проявления которых позволяют раскрыть ее сущность, выявить ее внутренние возможности и своеобразие. На основе анализа значительного массива утопических произведений автором работы были выделены следующие функции утопического сознания: прогностическая, мировоззренческая, аксиологическая, нормативная, моделирующая, адаптивная, экспериментальная, гедонистическая, поисковая, эскапистская, компенсаторная и идеологическая.

  2. На данном историческом этапе происходит складывание нового типа утопии - утопии постнеклассической, которая сумела вобрать в себя черты утопий предыдущих эпох и дополнить их новыми особенностями, диктуемыми историческим моментом, в частности процессами глобализации и распространения массовой культуры. Помимо традиционного для изложения утопических идей словесного текста, постнеклассическая утопия, в соответствии с требованиями времени, в большей степени оперирует тиражируемыми визуальными образами.

  3. На постнеклассическом этапе глобальные утопии отходят на второй план, уступая место утопиям индивидуалистского толка, которые, предлагая потребителю «четко разработанный механизм» достижения идеала, отличаются рационализмом и подчеркнутой прагматичностью. При этом ориентированная на индивида утопия постнеклассического типа рассматривает его не как уникальную личность, а как «человека-массу», человека толпы.

Научно-практическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее результатов при подготовке базового курса по культурологии для высших учебных заведений, спецкурсов, посвященных истории мировой культуры, проблемам утопического сознания и истории развития утопии, рассмотрению феномена современной массовой культуры, а также при изучении актуальных тенденций, обнаруживаемых в рамках перечисленных тем и проблем.

Апробация результатов проведенного исследования. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях сектора «Культурологические проблемы социализации» Российского института культурологии. Основные положения и выводы диссертации излагались в докладах на ежегодных конференциях-семинарах молодых ученых «Науки о культуре - шаг в XXI век» (Москва, 2004, 2005, 2006) и на международной научно-практической конференции «Человек. Культура. Общество» (Москва, 2005). Основные научные результаты диссертации отражены в пяти публикациях общим объемом около 1,5 п.л.

Структура диссертации определяется поставленной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы. Общий объем работы - 142 страницы. Библиография включает в себя 205 источник.

Утопия как предмет теоретического осмысления

История мировой мысли, начиная с Платона, которого считают родоначальником жанра утопии14, и заканчивая современными авторами, свидетельствует о том, что на протяжении веков и тысячелетий интерес к утопии как специфическому жанру литературы не только не ослабевал, но даже усиливался. Во вновь создаваемых утопиях в большей или меньшей степени изменялись основные сюжетные линии, более поздние произведения этого философско-литературного жанра обретали своеобразные черты и специфические особенности; некоторые из них довольно быстро были забыты, другие же более или менее решительно вошли в золотой фонд мировой философии и литературы. Еще в 1923 г. известный исследователь утопической литературы и составитель «Каталога утопий» В.В. Святловскии заметил, что «число известных ныне произведений типа утопий доходит почти до двух тысяч...»15. К нашему времени это число значительно увеличилось. Все это с достаточной очевидностью говорит о том, что присутствие в общественной жизни духа утопизма, или так называемого утопического сознания, рождающего утопические образы, вырабатывающего утопические проекты и ставящего утопические цели, является величиной чуть ли не постоянной.

Особого внимания заслуживает этимология анализируемого понятия. Известно, что термин «утопия» возникает в результате соединения двух греческих слов: «отЗ» — нет и «тояо9 — место («оіЗтол:о9 ). Иными словами, буквальный смысл этого термина — место, которого нет. Однако в полном объеме его значение раскрывается лишь при условии обращения еще к одному греческому слову, очень похожему на первое и также состоящему из двух частей: еи — хорошо и «тотго ;», то есть совершенное место, страна совершенства (как переводит этот термин Е. Шацкий). Однако более точное значение «еіЗто7ГО ;» - прекрасная страна.

Сразу же после своего появления в качестве названия специфического социокультурного феномена слово «утопия» обнаружило присущую ему многозначность (как в этимологическом плане, так и в смысловом). Как пишет один из исследователей утопии Дж. Кейтеб, за все то время, что прошло после появления «Золотой книги» Мора, понятия «утопия» и «утопический» приобрели «множество значений, выходящих за пределы того, которое было предложено Мором...»16. Рассуждая о смысловом многообразии термина «утопия», М. Финли отмечает, что диапазон значения этого слова простирается от обозначения свойственного всем людям стремления к лучшей жизни до фантазий параноика и шизофреника17.

Несмотря на признанную полисемантичность термина, в научной литературе неоднократно предпринимались попытки отыскать такое определение утопии, которое могло бы вобрать в себя хотя бы основные признаки соответствующего ему феномена. Чаще всего сущность утопии пытаются вывести из соотношения воплощенного в ней идеала с различными сторонами общественной жизни, и прежде всего - с общественной практикой. Утопию, например, определяют как «несбыточную идею, неосуществимую мечту» или как «вечное царство неосуществимой мечты» и т.д. Трудности, обнаруживаемые на пути формирования единого определения данного феномена объясняются.

Доклассический период развития утопической мысли

По мнению автора данной работы, было бы уместно разделить всю историю развития утопической мысли на несколько, следующих друг за другом, этапов. Как уже было сказано, подобного рода типологию предлагает в своей работе и Баталов, однако нам представляется, что разработанный им вариант не является единственно возможным решением обозначенной проблемы. Поэтому, не вступая в прямую полемику с названным исследователем, мы предлагаем собственную типологию исторических форм утопии, в которой стремимся снять те отдельные возражения и несогласия, которые вызвала у нас типология известного российского исследователя, концепция которого в то же время во многом остается важной точкой отсчета при проведении настоящего исследования.

Итак, проводя аналогию с историческими типами философствования, как нам представляется, можно выделить четыре самостоятельных этапа в развитии утопической мысли, а именно доклассический, классический, неклассический и постнеклассический. Важно отметить, что утопии и формы их выражения, на основе изучения и осмысления которых оказалась разработана данная типология, были соотнесены с каждым из указанных ранее этапов не только согласно хронологическому принципу, но и в силу присущих им уникальных черт и особенностей. Как представляется, более подробное рассмотрение характерных черт утопий доклассического периода, к чему мы и собираемся в настоящий момент обратиться, кроме всего прочего, позволяет обнаружить истоки утопизма как социокультурного феномена и выявить те особенности, которые характерны для утопий именно этого периода.

В соответствии с распространенной точкой зрения, история утопической мысли практически отождествляется со всей историей мировой культуры. Так, по утверждению А. Свентоховского, «желая начертать историю утопии в мельчайших ее проявлениях, следовало бы рассказать всю историю человеческой культуры»42. Однако легко предположить, что, признавая обоснованность подобной позиции и обратившись к изучению феномена утопии, мы рискуем «растворить» его во множестве более или менее родственных ему явлений и проблем, которые неизбежно встретятся на нашем пути, решись мы предпринять грозящее стать необозримым исследование всей мировой культуры. В связи с этим, как представляется, сохраняет свою значимость задача выявления сущности интересующего нас феномена. Имея перед собой в перспективе именно эту задачу, мы в данном параграфе дополним уже данную выше общую характеристику термина «утопия», особенностей обозначаемого этим термином явления, а также его социальных функций и исторических типов обзором основных этапов развития феномена утопизма.

Как уже говорилось, согласно классификации Э.Я. Баталова, генетически первой формой утопизма является народная утопия. Отличительной чертой народной утопии является то, что она, в отличие от утопий следующих уровней, которые являются результатом целенаправленной деятельности философов, политиков и писателей, формируется стихийно.

Вместе с тем вопрос об истоках утопизма на данный момент остается дискуссионным. Существует множество точек зрения относительно времени и места появления утопических мотивов: от первых письменных памятников цивилизаций Древнего Востока.

Истоки современных форм выражения утопических представлений

Возрожденная в прошлом столетии утопия значительно отличается от утопии предшествующих веков. Стало совершенно очевидно, что «смерть» утопии была констатирована исследователями преждевременно , так как уже в середине XX века начинается новый этап в ее развитии, причем этап, отличающийся необыкновенным богатством и разнообразием происходящих в его рамках событий.

Для того чтобы выявить те изменения, которые претерпела утопия за всю свою историю, и охарактеризовать современную форму утопии, по мнению автора данной работы, уместно использование историко-сравнительного метода, поскольку данный метод позволяет наиболее четко выявить основные закономерности развития анализируемого объекта на протяжении длительного исторического периода.

Как уже отмечалось ранее, всю историю становления утопической мысли, по аналогии с основными историческими периодами развития философии, можно условно разделить на несколько этапов: доклассический, классический, неклассический и постнеклассический. Проведенный в первой главе анализ истории вопроса, несмотря на свою краткость, позволяет выявить существенные особенности перечисленных периодов и дать им достаточно аргументированную и подробную для целей настоящей работы характеристику.

Итак, первый этап в становлении утопического идеала, как уже отмечалось ранее, мы определяем как доклассический. Он включает в себя первые утопические представления и, уходя корнями в глубокую древность, длится вплоть до создания Платоном своих утопических работ.

В рамках исторически первого периода своего развития утопия формировалась стихийно, не являясь продуктом мыслительной деятельности какого-либо конкретного автора. Для утопических воззрений данного этапа характерна мифологизация утопического образа, точнее создание утопии в форме мифа. С этой особенностью утопической мысли связана и другая ее характерная черта, а именно однозначность трактовки утопических представлений и их неоспоримость, что обусловлено, в первую очередь, тем, что миф воспринимается как «неопровержимый факт бытия» (А.Ф. Лосев). Пространство мифа закрыто, завершено, и единственное движение, возможное в нем, - повтор, воспроизведение уже некогда свершившегося. Благодаря органичной вписанности мифа в повседневную жизнь древнего общества в формах обычаев и норм поведения, доклассические утопические представления преимущественно не входят с ними в противоречие (например, древнеегипетское утопическое представление о «полях блаженных» воспринимается не как нечто противоречащее наличествующему бытию, а как его логическое продолжение), а предлагаемый в доклассической утопии идеал практически не подвергается сомнению и принимается за желанную цель, в возможность достижения которой следует верить, и верить в нее не сложно.

Важнейшим отличием утопий данного периода является их обращенность в прошлое (миф о «золотом веке», миф о когда-то существовавшей «стране благоденствия» и т.д.) или устремленность к потустороннему миру (например, древнеегипетские «поля блаженных»). Данный факт свидетельствует об отсутствии в доклассической утопии прогностической функции как таковой. Миф, по существу, выступает как «утопия, обращенная в прошлое» (К.З. Акопян). По мнению Э.Я. Баталова, именно данный тип утопии является «генетически первой» формой утопии как таковой .

Похожие диссертации на Динамика утопического сознания: от мифа древних цивилизаций к постнеклассической утопии