Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диалогическая природа культуры барокко Фархутдинова, Светлана Гусмановна

Диалогическая природа культуры барокко
<
Диалогическая природа культуры барокко Диалогическая природа культуры барокко Диалогическая природа культуры барокко Диалогическая природа культуры барокко Диалогическая природа культуры барокко Диалогическая природа культуры барокко Диалогическая природа культуры барокко Диалогическая природа культуры барокко Диалогическая природа культуры барокко
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фархутдинова, Светлана Гусмановна. Диалогическая природа культуры барокко : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01. - Нижневартовск, 2005. - 143 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. БАРОККО В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 11

1. Понятие и стиль барокко 14

2. Эпоха барокко как культурно - исторический феномен 36

3. Диалог в содержании культурных категорий барокко 58

ГЛАВА II. ДИАЛОГ КАК СУЩНОСТЬ БАРОККО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 87

1. Исследования и образы барокко в культуре современности 88

2. Барокко как форма диалога России и Запада 107

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128

БИБЛИОГРАФИЯ 131

Введение к работе

Актуальность исследования. Известно, что в истории культуры каждая эпоха представляет собой сложное переплетение различных духовных процессов, по-своему отражающих действительность. В свою очередь, культурные образы, возникающие в связи с теми или иными событиями, выражают основные тенденции и направления их диалога. Примером этому может служить эпоха барокко, которой по-прежнему посвящено немало исследований.

Интересным и целесообразным в изучении культуры является выявление диалогической природы барокко, которая расценивается, как постоянная способность актуализировать свой смысл и формировать новые пласты в сознании человека, в его микродиалоге через образы культуры. Активная личность, представляющая свое время и свою культуру, заинтересована в общении с Другим (замкнутой «на себя» культурой) как с «личностью», целостностью. Иная культура дана как встреча - диалог двух культур -исследующей и исследуемой. Только так она способна жить и развиваться, выходя за свои пределы и, в то же время, оставаясь собой.

Анализ эпохи барокко интересен в связи с тем, что она определила динамику формирования культур последующих эпох. Барокко становится все более актуальным и востребованным как в России, так и на Западе, ее роль выходит за свои хронологические границы, определенным образом затрагивая интересы современности.

Необходимо отметить, что именно диалоговая природа барокко пока не стала предметом должного внимания со стороны исследователей-культурологов. Вместе с тем, отечественные и зарубежные исследователи выдвинули немало положений, на основе которых возможна более полная концепция барокко и ее роли в истории цивилизации.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью представить сущность барокко более широко, чем художественный стиль. Его декоративная пышность, живописность и кажущаяся усложненность символизируют собой богатство форм и торжество зрелой культуры, ее открытость и готовность к диалогу с иными культурами. В этом удивительном и все еще недостаточно исследованном стиле выражена своеобразная завершенность культуры. Богатство исследуемого стиля и соответствующей эпохи раскрывается с помощью культурологического подхода и анализа.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является определение сущностной - диалогической - природы барокко, что позволяет по-новому оценить его место и роль в культуре.

В соответствии с данной целью в исследовании поставлены следующие задачи:

определение места понятия и стиля барокко в истории европейской культуры;

осуществление анализа существенных характеристик эпохи барокко как культурно-исторического феномена;

выявление диалогической сущности основных категорий культуры барокко;

определение роли образов барокко в становлении особенностей современной культуры;

рассмотрение специфики диалога западноевропейского барокко и отечественной культуры.

Объектом исследования является культура барокко, сформировавшаяся в период XVII - XVIII вв. и продолжающая, в несколько измененной форме, оказывать свое влияние на современную культуру.

В качестве предмета диссертационного исследования рассматривается диалогическая природа барокко, выступающая своеобразной формой общения между культурами различного типа.

В качестве гипотезы исследования выдвигается положение, согласно которому культура барокко содержит своеобразное диалогическое начало, заявляющее о себе в периоды относительной стабилизации, следующие за крупными изменениями и потрясениями в общественной жизни.

Теоретическая основа диссертационного исследования. Анализ накопленного материала, посвященного барокко, свидетельствует о явном различии в его характеристиках и оценках. К составившим теоретическую основу исследования относятся, прежде всего, труды отечественных исследователей: Б.Р.Виппера, Д.С.Лихачева, А.А.Морозова, А.М.Панченко, В.И.Полищука и зарубежных авторов: Я.Буркхардта, Г.Вёльфлина, К.О.Гартмана, К.Гурлита, Х.Тинтельнота. Историко-культурологический анализ понятия «стиль эпохи» сделан на основе трудов С.С. Аверинцева, В.Вайсбаха, Э.Кон - Випера, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, М.Ю.Лотмана, А.В. Михайлова, Н.Певзнера. При рассмотрении особенностей культуры XVII -XVIII веков были использованы труды Н.Бруно, И.И.Винкельмана, Д.Дидро, Г.Лессинга. Диалогическая природа культуры барокко исследовалась в опоре на работы Ж.Делеза, Ж.Женетта, Х.Ортега-и-Гассета, М.Фуко, Й.Хейзинги. В вопросах, связанных с диалогом и соответствующим методом, основное внимание было уделено работам Л.М.Баткина, М.М.Бахтина, В.С.Библера, М.Бубера, А.Ф.Лосева. Особое внимание в диссертации уделяется исследованиям места и сущности диалога в пространстве культуры барокко.

Методологическую основу исследования составляют, прежде всего, конкретно-исторический, герменевтический и типологический подходы к рассматриваемому явлению барокко. Такое исследование предполагает метод некоторого «вживания» в эпоху барокко, необходимого для понимания ее во всей многогранности и культурно - исторической целостности. Герменевтика как философский подход к действительности по В.Дильтею дополняется исторической реконструкцией ситуации оформления текста как выражения события жизни. В нашей работе герменевтический подход представлен как искусство понимания фиксированных в языке особенностей культуры

барокко. В работе использованы метод обобщения; сравнения: методы гипотетико-дедуктивного и системного анализа; а также элементы литературоведческого и искусствоведческого анализа.

Информационная база исследования. В числе источников диссертации автором были использованы также данные и сведения из коллективных монографий, журнальных статей, научных докладов и материалов научных конференций и семинаров различного уровня.

Степень научной разработанности проблемы. XVII-XVIII века - это особая, вполне самостоятельная эпоха в развитии европейской культуры, представлявшая собой различные варианты реакции на кризис ренессансного гуманизма и претерпевшая качественные изменения в мировоззренческом плане. Для нее были характерны острые переживания распада гармоничного представления о мироздании, склонность к противоречиям и крайностям, смятения мысли и духа, сознание несовершенства мира и человека. Все это явилось идейной подоплекой стиля барокко, выросшего на «развалинах» Возрождения.

Исследования, посвященные барокко и его роли в культуре, в течение последних десятилетий представляют собой отчетливое стремление объяснить характер данной эпохи. В публикациях зарубежных авторов, посвященных проблемам барокко, раскрывалась в основном тематика в рамках культурно-исторических, формально-стилистических направлений.

Вместе с тем, среди большого числа узкоспециализированных источников и обилия мнений по проблемам барокко, можно выделить серьезные теоретико-культурологические исследования. В работах зарубежных авторов, таких как Я.Буркхардт, Г.Вёльфлин, К.Гурлит, А.Ригль, стиль барокко рассматривается как особый культурный феномен. Сформировалась также соответствующая концепция, по-своему определяющая его ценность. Она существенно отличается от искусствоведческого понимания, принимающего во внимание в основном перцептивные, психологические факторы данного

7 феномена, а также от социологического подхода к решению исследовательских проблем, связанных с барокко.

В XX веке оживился интерес к национальным вариантам барокко. В частности, в исследованиях Д.С.Лихачева, С.Матхаузеровой рассматривается специфика барокко в культурах Центральной и Восточной Европы.

В настоящее время на симпозиумах, съездах славистов, проводимых в Москве и в Праге, на международных конференциях в Санкт-Петербурге по проблемам культуры XVII-XVIII веков, в Нижневартовске, по проблемам современной культуры, решаются насущные вопросы, имеющие непосредственное отношение к барокко. В специальных исследованиях, как, например, А.М.Панченко («Русская стихотворная культура», «Культура в канун Петровских реформ»), в монографиях по историко-архитектурной тематике культура барокко предстает предметом постоянных дискуссий, поисков и научных обсуждений.

Вместе с тем, анализ исторических, литературных, искусствоведческих материалов свидетельствует о том, что многие вопросы, связанные с барокко, остаются нерешенными. В частности, недостаточно разработан культурологический аспект темы. Сегодня очевидно, что барокко гораздо значительнее, чем художественный стиль, исследуемый в рамках искусствоведения, что его статус вполне может быть определен как особый культурно-исторический феномен. Этому и посвящено данное исследование.

Научная новизна диссертации. Выявление диалогической природы барокко существенно расширяет границы его исследования, меняет подход к его пониманию. В отличие от традиционных подходов и соответствующих истолкований, культурологический анализ позволяет расширить понятийный аппарат и методологию поисков, сформулировать идею диалогической природы культуры и характерного для XVII-XVIII вв. стиля, заявляющего о себе и в другие эпохи. В диссертации предложена систематизация существующих трактовок барокко и впервые сделана попытка выявить его диалогическую сущность. В отличие от аналогичных исследований, основное

8 внимание автором уделено пониманию барокко как выражению общекультурной тенденции к диалогу.

В частности, новизна исследования определяется следующими положениями:

1) в работе предлагается системное исследование понятия и стиля
барокко;

2) впервые достаточно полно представлена характеристика эпохи барокко
как культурно - исторического феномена;

3) выявлена диалогическая сущность основных категорий культуры
барокко;

4) определено многообразие проявлений культуры барокко в
современности, что позволяет расширить представление ее культурной
ценности;

5) показана специфика вживания особенностей западноевропейского
барокко в отечественную культуру.

Научно-практическая значимость работы заключается, прежде всего, в том, что обобщения, положения и выводы диссертации можно рассматривать в качестве основы дальнейших научных исследований барокко, а также темы диалогичности культуры в общем русле ее теории и истории. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут найти применение в области истории и социологии культуры, а также в учебных вузовских курсах по эстетике, истории искусства.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации были изложены на I Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, декабрь 2003 года), а также на очно-заочной практической конференции «Искусство в современном мире» (март 2004 года). Основные результаты исследования обсуждались на методологических семинарах кафедры теории и истории культуры Нижневартовского государственного педагогического института, отражены в публикациях автора.

9 Положения, выносимые на защиту.

1. Понятие «барокко» получает широкое признание в области
искусствоведения и литературоведения разных стран. Коренные изменения,
происходившие в его оценках, свидетельствуют о том, что барокко содержит
не только художественно-эстетические качества стиля. Современная
концепция барокко предполагает признание за ним определенного
культурно-исторического статуса.

2. Культурологический анализ, определив эпоху барокко как культурно-
исторический феномен, выявил возможности ее общекультурного
содержания. В частности, определение целостности культуры XVII столетия
ставилось в тесную связь с проблемой исторического типа культуры, типа
художественного сознания, с особенностями миропредставления эпохи.
Антиномичность свидетельствует об исторической переходности этой эпохи,
что выражает ее диалогическую природу.

Культура барокко представляет собой не до конца исследованный и определенный, выражаясь образно, гениальный «эклектизм», привносящий во все свою вневременную норму. Поэтому барокко можно определить не только как «стиль эпохи», но и как открытую в отношении канонов-и правил программу деятельности, содержащую в себе цель и бесконечное многообразие средств ее достижения.

3. В XVII веке диалогическая природа барокко выражается на уровне
категорий и понятий культуры. Барокко изменило мир культуры, сами
представления о ней. Это антитетичное осознание пространственности как
важнейшего фактора достижения всей барочной культуры. Время и вечность
как категория безвременья предполагали необратимость, быстротечность и
преходящесть, создавая невероятную напряженность барочного мышления.
Интерес к категории безвременья определился трагической историей XVII
века, и зафиксирован в теме бренности и соответствующих ей эмблемах.
Одна из наиболее популярных аллегорий барокко представляет мир в виде
театра, в котором человек - игрушка, марионетка в руках демиурга.

В категории инвенторства виделся диалог открытия. Категория игры раскрывала мотивы барочного состязания и совместного творчества. Категория пафоса выражала внутренний патетический отклик макрокосма человека на картину мира.

4. Влияние, которое оказало барокко на европейскую культуру в целом, позволяет установить новые связи и параллели в процессе возникновения и развития новых художественных образов, в том числе и в литературе, музыке, кинематографе, театре. «Игровая» культура становится культурой «играющей»: образами зеркала, маски, карнавала; принципами антиномии, остроумия, дисгармонии, что нашло свое отражение в культуре XX столетия. В результате происходит взаимопроникновение не только видов искусства, но и культур, что определяется общностью их источника и тенденциями развития в русле культурно-исторического феномена барокко.

5. Присущие барокко контрастность, многоликость и динамичность образов, стремление к слиянию искусств, к совмещению иллюзии и реальности свидетельствуют о многоплановости, полифоничности, об исходной диалогичности барокко. Эпоха барокко остается средством межнационального и межкультурного общения, во многом определившего форму продуктивного взаимодействия России и Запада.

Структура диссертационной работы обусловлена логикой исследования и последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав («Барокко в истории европейской культуры» и «Диалог как сущность барокко в современной культуре), заключения и библиографии. Общий объем работы составляет 143 страницы машинописного текста.

Понятие и стиль барокко

Прежде чем рассматривать понятие и стиль барокко как культурно-исторический феномен, остановимся на тех концепциях, которые во многом помогают нам раскрыть диалогическую природу этого культурного феномена.

Особо важна роль диалогических концепций М.Бубера, М.Бахтина, В.Библера, в культуре барокко рассматривается как целостность, совокупность феноменов, пронизанная единым стилем. «Феномены культуры - искусство, философия, нравственность, - писал В.Библер, - имеют действительно культурный смысл, в органоне данной культуры»1. Культура предстает неповторимым органическим целым, особой индивидуальностью, сопоставимой с индивидуальностью человека.

Например, предположение Л.М. Баткина заключается следующим образом. Исследователь пишет что: «Никоим образом не нужно исключать себя из прошлого, но и не навязывать прошлое культуре; не ощущать свою «вненаходимость» как методологическое исследование»2. Методологическая концепция М.М.Бахтина: «Диалог есть соприкосновение с миром культур, он неминуемо возникает внутри каждого социального субъекта, при котором внутренний диалог является исходной точкой всего диалогического мышления, в том числе и диалога культур».

Для М.М.Бахтина «диалог» - корень и основание для всех определений человеческого бытия, - бытия, обращенного к «Ты». Только в таком обращении бахтинский диалог есть коренная форма понимания личности и сути гуманитарного познания. С позиции философии поступка М.М.Бахтин решает и проблему ценности: не существует ценности, раз и навсегда данной: «общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте».

Диалог, как универсальная категория Большого времени, как особое свойство индивидуального сознания, глубоко связан с темой постоянно видоизменяющейся памяти культуры соотносимой М.М.Бахтиным с научным понятием «память жанра». Память дополняет бытие до его ценностной весомости и завершенности. Индивидуальная жизнь сохраняется в исторической памяти, с помощью которой происходит вхождение индивида в культурное целое, без утраты им своей индивидуальности. Каждая культура определяет в своей парадигме то, что следует помнить, у каждого смысла свой «праздник возрождения».

Культура постигает свою самобытность, глядя в зеркало другой культуры. Смыслы, которые возникают не «здесь» и не «там», а «между», формируются на границе между бытием и бытом, вечностью и повседневностью, в сфере вненаходимости и диалога.

Ситуация напряжения и неустойчивости эпохи актуализируется диалогами различных смыслов и формирует осознание культуры человеком, с его творческим потенциалом, посредством ее образов и идей. Это не подражание древним, а продуктивное использование их богатого наследия. В.С.Библер утверждает, что «эпоха осуществляет диалог в форме нововременного разума с самим собой (разум, рассудок, интуиция, здравый смысл) и другими формами восходящего познания»2. Это связано с появлением в эпоху рационального мышления глубокого убеждения, что власть над природой означает нравственное и религиозное обновление. Вот что писал об этом Ф.Бэкон: «...люди не должны думать, что исследование природы в какой-либо части как бы изъято от них запретом, напротив, смиренное и скромное обращение к «книге природы» посредством опыта и индукции, на него опирающейся, с соблюдением «трезвой меры», отпущенной человеческому разуму, и полезно, и благочестиво».

Согласно концепции «диалога культур» В.С.Библера, в диалогическом разуме, проникающем в самые различные сферы духовной жизни, оживают предшествовавшие формы разумения: разум эйдетический (античность), разум причащающий (средние века), и, наконец, собственно познающий разум Нового времени.

Полнота философско-эстетической выраженности природы барокко в нашем исследовании представляет собой тот бесконечный круг вопросов и подходов, касающихся данной культурной эпохи. Эта целостность ни из каких фактов не выводится и не доказывается.

«Целостность культуры - пишет Л.М.Баткин, - должна быть схвачена интуитивно, до систематизирующей обработки материала. Поэтому материал подсказывает, изучение прошлого становится возможным благодаря предвзятости, с которой историк культуры пытается осмыслить чужую культуру, через отношение к собственной»2.

Необходимым является определение целостности одной культурной эпохи в диалоге с другой, обладающей такой же полнотой и целостностью, как «инобытия» имени исследуемой культуры. Так, для определения культурно-исторической целостности эпохи особое значение имеет такое понятие, как «стиль». Стиль, как известно, категория искусствоведческая. Но понятие «искусство Ренессанса», к примеру, включает в себя не только искусство. Для его характеристики применимы и понятия «великий стиль», «стиль эпохи».

Эпоха барокко как культурно - исторический феномен

Ключевой образ барокко - Протей. Изменчивость, многоликость многих явлений этой культуры делают особенно заманчивой задачей уловить их сущность, но и создают особые трудности. Барокко манит и завораживает, как Цирцея, - другой излюбленный персонаж, - уклоняется от мало-мальски прямолинейных определений, не терпит однозначности.

Чем было барокко в истории культуры? Переломом в сознании, окончившимся установлением современных методов в мышлении, новой культурной и научной парадигмы, - или переходом от одной культурной ситуации к другой? Какова сущность барокко, его основные черты как эпохи и стиля, каковы основные эстетические категории и доминанты, законы поэтики? Хотя о барокко существует огромная литература, многие из этих вопросов не ставились вовсе, а многие не решены до конца.

Во второй половине XX столетия произошел своеобразный методологический поворот в исследованиях культуры Нового времени, особую актуальность приобрели проблемы целостности XVII столетия как конкретно-исторической эпохи, для которой прежде основной характеристикой выступала диалогичность. Определение целостности культуры XVII столетия ставилось в тесную связь с проблемой исторического типа культуры, типа художественного сознания, лежащих в основе разнообразных явлений. На первый план вышли фундаментальные вопросы типологии культуры, тогда как формально-стилистические и историко-стилистические проблемы искусства несколько утратили актуальность.

В определении сущности барокко легко возникают некоторые упрощения. Так, в принципе, возможно акцентировать все переходные свойства барокко, рассматривать процессы медленной трансформации, вызревания новых форм, - эта позиция разделяется некоторыми учеными и дает плодотворные результаты при объяснении части фактов1. Однако здесь есть и некоторая односторонность - наиболее острые, отвергающие старые элементы остаются в стороне. Ибо невозможно отрицать, что именно в XVII веке встает проблема формирования первой современной научной парадигмы, совершается поворот к современному научному познанию, к философской проблематике Нового времени, что радикально преобразует общий художественный облик эпохи, влекущий за собой необратимые перестройки в стиле и тематике2. Вопрос о согласовании переломности и переходности процессов, происходивших в это время, - отнюдь не схоластический. Характерно, что одно из фундаментальных исследований по культуре эпохи барокко завершается выводом, что «понятие своеобразия и понятия переходности эпохи не противоречат друг другу.

Чтобы ответить на поставленный нами первый основополагающий вопрос, определяющий специфику эпохи барокко, следует выйти за рамки отдельных художественных явлений, индивидуальных стилей. Основой для общего культурологического подхода к барокко следует считать обоснованное академиком Н.И.Конрадом диалектическое взаимодействие особенностей барокко, свидетельствующих одновременно об исторической самостоятельности и переходности этой эпохи, диалогической природе. По словам исследователя, «это была эпоха столкновения двух великих антиномий: средневекового и нового времени. Это была эпоха, когда средние века в последний раз громко, грозно и величественно заявили о себе - и уже особым голосом. Это была эпоха, когда новое время еще путано, но все увереннее поднимало голову».

Исследования и образы барокко в культуре современности

На пороге нового тысячелетия, примерно с середины 50-х - конца 60-х гг. XX века, возникает интерес к культуре барокко, вызванный весьма серьезными устремлениями - раскрыть объективные единые структуры, пронизывающие собой культуру в целом. Образ барокко представил собой идеальный объект для риторико-структуралистических концепций. Причина в том, что в XVII - XVIII вв., в числе прочих искусств целенаправленно культивировалась и развивалась риторика, доведенная до пределов своих возможностей, граничащих с абсурдом.

К риторической составляющей художественной культуры эпохи барокко обратились исследователи разных стран. Так, в XX столетии постепенно наметились возможности понимания риторики как фундаментального основания художественной культуры XVII столетия. В 50-х гг., на основании переосмысления классической риторической традиции, в первую очередь теории фигур, возникла новая теория риторики, названная неориторикой (термин Х.Перельмана, 1957). Неориторика сложилась в русле идей французского структурализма и стала пересечением многих наук - стилистики, лингвистики текста, структурной поэтики, семиотики, теории массовых коммуникаций, теории воздействия, теории рекламы.

Новую систему в изучении стилистики языка академик В.В.Виноградов трактует как общественно осознанную и функционально обусловленную совокупность приемов употребления. В стилистике речи автор опирается на стилистику языка. В исторических очерках описания русского литературного языка XVII -XIX вв., автор подчеркивал процесс усвоения опыта восточнославянских и западноевропейских образцов в церковнославянском языке древнерусской письменности, прежде всего в лексике и отчасти в синтаксисе.

Интерес и поворот к подходу и изучению барокко связан в основном с актуализацией проблемы риторических средств выражения. В 1954 г. в Венеции была проведена конференция «Риторика и барокко», на которой отмечалось, что для творцов барокко большое значение имел сделанный еще в 1570 г. перевод «Риторики» Аристотеля. Забвение риторики стало возможным в результате ее застывшего состояния, в связи с чем и возникает необходимость возрождать барочные традиции представителями неориторики.

Исследователи, в частности Ж.К.Арган, прослеживает в искусстве барокко установку соответствующей эпохи на «убедительность» (зрителя, слушателя, писателя), повлиявшую на выбор художниками средств выражений. Автор считает, что «теория аффектов», изложенная в «Риторике» Аристотеля, стала главным аргументом выявления всех средств человеческой души, которые могли служить для возбуждения необходимых реакций. Совершенное владение законами риторического слова являлось «материальной, формальной и действующей» причиной художественного текста и позволило, увлекать, волновать и убеждать зрителя как, например, автору «Подзорной трубы Аристотеля» (Э.Тезауро). Риторическое целое художественного высказывания заключало в себе секрет убеждения аудитории как возможности «варьировать истиной» (Ж.Делез).

Одним из наиболее крупных исследователей-структуралистов, рассматривающих эпоху барокко в тесной связи с риторикой, является французский ученый Ж.Женетт. По его мнению, риторика барокко является «темой формы», в которой «сочленяются воедино особенности языка и жизни», где проявляются «видение мира», посредством которого люди воспринимают окружающее пространство и существуют в нем. Автор анализирует тексты XVII в., выявляя в них характерные для того времени метафоры, метонимии и другие фигуры риторики. Мир барокко предстал как обратимый, иллюзорный, наполненный неразгаданными метафорами. Благодаря игре метафор автор выводит понятие «перевернутого мира», сущность которого состоит в симметричном перевертывании встречаемых предметов. Ж.Женетт по этому поводу пишет: «Мы оказываемся перед парадоксальным пейзажем, где горы и моря поменялись своими качествами, и, так сказать, своими субстанциями, где гора стала морем, а море - горой, но это головокружительное чувство отстоит как нельзя дальше от чувства стабильной уверенности, которую должно было бы внушить нам настоящее созерцание сущностей»1. Ж.Женетт отмечает диссонанс риторических фигур, таких как метафора и метонимия, посредством которого барочное письмо вводит «искусственность в обычный порядок вещей».

Похожие диссертации на Диалогическая природа культуры барокко