Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Детский радиоспектакль в системе Ленинградской художественной культуры Терещенко Елена Юрьевна

Детский радиоспектакль в системе Ленинградской художественной культуры
<
Детский радиоспектакль в системе Ленинградской художественной культуры Детский радиоспектакль в системе Ленинградской художественной культуры Детский радиоспектакль в системе Ленинградской художественной культуры Детский радиоспектакль в системе Ленинградской художественной культуры Детский радиоспектакль в системе Ленинградской художественной культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Терещенко Елена Юрьевна. Детский радиоспектакль в системе Ленинградской художественной культуры : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Санкт-Петербург, 2002.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-24/26-3

Содержание к диссертации

Введение

1. Искусство для детей в системе культуры 8

1.1 Особенности картины мира взрослых и детей. 8

1.2 Советское искусство для детей . 17

1.3 Ленинградская художественная культура, адресованная детям. (Институциональный аспект) 33

2. Детский радиоспектакль как самостоятельная форма художественного радиовещания 44

2.1 Искусство радиотеатра в системе художественной культуры 44

2.2 Морфология детского радиоспектакля. 53

2.3 Особенности создания детского радиоспектакля . 66

2.4 Выразительные средства детского радиоспектакля. 77

3. Ленинградский детский радиоспектакль в истории советской культуры 90

3.1 Детский радиоспектакль в период формирования метода социалистического реализма. 91

3.2 «Оттепель» в детском радиотеатре. 95

3.3 Детское радиовещание в конце 60-х — начале 80-х. 104

3.4 «Перестройка» детского радиовещания. 114

Заключение 118

Список литературы

Советское искусство для детей

Советская культура - сложная, противоречивая целостность, характеристику которой пытались дать многие исследователи. Л.Г. Ионин определяет советскую культуру как моностилическую, т.е. такую «где все элементы (убеждения, оценки, идеологии и т.д.) обладают внутренней связностью и, кроме того, активно разделяются либо пассивно принимаются всеми членами общества» [50, С. 181]. По мнению Л.Г. Ионина,в основе советской культуры лежат два принципа, внешне противоречивых, а по сути тесно взаимосвязанных и дополняющих друг друга: первый из них - технократический принцип произвольности, создающий иллюзию легкости и безграничных возможностей преобразовательной деятельности; второй принцип - сакральный принцип органичности, позволяющий, благодаря признанию «объективных преимуществ социализма», обосновать справедливость и целесообразность деятельности любого рода. «Так, с одной стороны, возникает «освященная» рациональность, с другой -«святость» рационально обосновывается. Это сочетание и представляет собой сакральное ядро советской моностилической культуры, вокруг которого строились все сферы советской жизни: и экономика, и наука, и политика, и право, и все остальное, что только возможно» [50, С. 189].

В почти вековой истории советской культуры ученые выделяют несколько крупных периодов.

1917-1934. Начало этому периоду положили революционные события 1917 года, а завершил 1-й съезд советских писателей. «Этот период характеризуется тенденцией, получившей бурное развитие ещё в дореволюционной России, многовариантного культурного развития (отсюда и обилие группировок, художественных объединений, салонов, федераций и т.п.) - с одной стороны; с другой - тенденцией привести естественное многоголосие к вынужденному монологу, подавить любые альтернативные позиции» [28, С. 420].

1934 - 1956. «В следующем периоде возобладала именно эта тенденция. Догматически трактуемый творческий метод социалистического реализма стал единственной эстетической системой, господствующей в искусстве» [28, с. 420].

1956 - 1968. Это годы не только первой оттепели, которую принято датировать 1956-1961, но главное эпоха шестидесятых, которая началась в 1961 году XXII съездом, принявшим программу построения коммунизма, а закончилась в 68-м оккупацией Чехословакии, воспринятой в СССР как окончательный крах всех надежд. «Такие хронологические рамки позволяют выделить особый период в советской истории, период эклектичный, парадоксальный, но объединённый многими общими тенденциями. В эти годы советская цивилизация развилась в наиболее характерную для себя модель, сформировался особый тип «шестидесятника», личность которого так часто вспоминают сегодня. В эти же переломные годы произошли и коренные изменения в идеологии советского общества» [19, С. 5].

1968-1985. «Наименование «семидесятые» имеет право звучать столь же эмблематически, как общепринятое «шестидесятые», хотя период гражданской истории, о котором идет речь, начинается в 1968-м и заканчивается в 1985-м (начало «перестройки») [157, С. 6].

1985-1991. 1985 г. вошел в историю России как год начала перестройки, объявленной М.С. Горбачевым, избранным Генеральным секретарём ЦК КПСС. К этому времени в стране всё более отчетливыми становились кризисные явления в жизни общества. Предпринимаемые попытки изменить ситуацию отчетливо выявили факт падения политического влияния КПСС и связанных с ней политических организаций, таких как ВЛКСМ и профсоюзы. В 1988 году на февральском Пленуме ЦК КПСС впервые в истории Советской России было заявлено о необходимости «свободного соревнования умов», «социалистического плюрализма мнений» (в речи М.С. Горбачева «Революционной перестройке - идеологию обновления»). Заканчивается история советской культуры в 1991, когда происходит распад СССР.

В основе официальной, т.е. насаждаемой партийным руководством картины мира было три компонента: сакрализованные фигуры Учителя и Основателя (Основоположника); сакрализованное учение, сопровождаемое огромными комментариями, связывающее его и мировоззрение общества; партия как институт, выступающий организатором всей жизни. Однако, изменения исторической ситуации требовали и трансформации официальной картины мира.

Так, например, в течение долгих лет идеологи партии внушали преклонение перед фигурой Сталина. Главным орудием поддержания такой картины мира был тотальный террор. Все несогласные подлежали немедленному уничтожению. После смерти Сталина и XX съезда КПСС произошли перемены. Методы прямого насилия стали заменяться идеологическим воздействием. Увеличилось число газет и журналов, ежегодно стало выпускаться больше фильмов, появилось телевидение. Теперь, когда «мудрого вождя» больше не было, необходимо было создать новый, более яркий и привлекательный образ будущего, ради которого стоило терпеть «временные трудности».

В 1961 году была принята «Программа КПСС», где было объявлено, что «Партия торжественно провозглашает: ньшешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». И далее рисовался яркий образ того, что ждет советских людей. Но, ни одно из перечисленных программных положений не было реализовано к 1980-му году. Хрущёв был отстранён, а у власти оказалась устойчивая группировка людей сталинских взглядов.

Ленинградская художественная культура, адресованная детям. (Институциональный аспект)

Когда ребёнок 3-4 лет рассказывает выдуманную историю, он не лжет в том смысле, в каком мы понимаем ложь. Он ярко представляет себе всё, что он говорит. Он не очень разбирается, где кончается реальное и начинается нереальное. В 3 - 4 года ребёнок начинает бояться темноты, собак, смерти, пожарных машин и т.п. Его воображение развилось до такой степени, что он в состоянии представить себя на месте других людей и вообразить те опасности, которым он никогда не подвергался. Любознательность ребёнка не дает покоя ни ему, ни другим. Он хочет знать не только причины всего происходящего, но и какое отношение все явления имеют лично к нему.

После 6 лет всё меняется. Ребёнок становится более независимым от родителей. Для него важнее мнение товарищей. Для контраста вспомните ребёнка от 3 до 5 лет. Он открыто обожает своих родителей. Он верит им на слово, что хорошо, а что плохо. Он употребляет слова, которые слышит от родителей, хотя не все ему понятны. После 6 лет ребёнок продолжает глубоко любить своих родителей, но старается этого не показывать. Он приобретает чувство собственного достоинства и хочет, чтобы его уважали. Стремясь избавиться от родительской зависимости, он всё чаще обращается за идеями и знаниями к взрослым людям вне семьи, которым он доверяет.

Поэтому неслучайна огромная популярность передач именно для этого возраста. Дошкольники и младшие школьники воспринимают передачи фрагментарно, отрывочно. Они ещё не понимают возможностей монтажных комбинаций звуков, сложностей композиционного построения передач. Воспринимать содержание сказок им во многом помогают ведущие: обычно, это сказочник, или один из персонажей, которые пересказывают в доступной форме сюжет, выделяют в нём главные темы, напоминают, о чём говорилось раньше. Ведущие также помогают малышу понять характеры основных сказочных героев. Дети верят в фактических персонажей, рисуют в своём воображении их «реальные» образы, сопереживают, сочувствуют героям, стремятся подсказать им правильное решение, помочь избежать опасности. Слушая сказки, дети получают первые представления о моральных категориях - добре, честность, справедливости, великодушие.

Репертуар детского художественного радиовещания отбирается с учётом особенностей восприятия с художественных особенностей сказок. Радиоспецифике близки те, в основе которых лежат шуточные, забавные, развлекательные ситуации и сюжеты, связанные с жизнью людей или персонажей из мира животных.

В 60-е годы в эфире детской редакции Ленинградского радио выходила музыкальная передача «Гуслина консерватория», в которой дети встречались с хорошо знакомыми героями книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Каждая передача была маленькой радиопьесой, длительностью 15 минут, в которой рассудительный музыкант Гусля, милый хвастун Незнайка и его подружка Синеглазка вели беседы о музыке, о музыкальных инструментах симфонического оркестра, о музыкальной грамоте.

Стихи В. Суслова, музыка С. Баневича. Роль Незнайки с блеском исполнила артистка Ленинградского радио заслуженная артистка республики М.Г. Петрова.

В сочетании с обаятельной легкой мелодией и весёлым ритмом эта песенка Незнайки как нельзя лучше соответствовала характеру героя. В ней лежала и сюжетная завязка всего цикла из 25 передач, которые передавались в течение 3-х лет. Незнайка хочет, чтобы его песню спел хор в сопровождении оркестра, но как выясняется, для этого ему надо многому научиться. Вместе с ним учатся и радиослушатели.

После первых же выпусков «Гуслиной консерватории» стало очевидным, что дети хорошо слушают передачу, но не запоминают большого количества музыкальных номеров, хотя музыка композиторов С. Баневича и Я. Вайсбурга была яркой, образной, мелодичной. Поэтому авторы ввели больше диалогов. Передачи начинались с разбора почты. Герой - Незнайка - делал ошибки, которые встречались в письмах детей. Как правило, подлинные имена ошибившихся не называли, чтобы не огорчать и не оттолкнуть детей от передачи. Затем ошибки исправлял музыкант Гусля. Вот несколько примеров загадок, которые предлагались детям. В программной пьесе «Утро в лесу», - взошло солнце, подул ветер, зашелестел лес, - надо было определить, в каком порядке вступали скрипка, виолончель и контрабас. В пьесе «Золушка едет на бал» дети должны были узнать, какие инструменты изображали цокот копыт и бой часов. В музыкальной картинке «В цирке» следовало вспомнить размер (метр) польки и вальса, которые танцевали медведи и собачки.

Нельзя было даже предположить, что «Гуслина консерватория» получит такое невероятное количество писем. Более тысячи на каждый выпуск.

Сказку любят и школьники. Школьники отделяют сказочное от действительности и в тоже время уже могут почерпнуть практический совет в сказочном сюжете.

Дети всех возрастов полны благородных устремлений к великим делам, которые, как им кажется, совершают взрослые. В раннем возрасте им достаточно просто копировать занятия взрослых: водить поезда, строить, играть в докторов. В школьном возрасте воображаемая жизнь детей частично отделяется от их реальной жизни. Теперь они проводят много времени за школьными занятиями, перед ними стоит задача научиться жить в коллективе. Когда у ребёнка остается время помечтать, его растущая независимость заставляет воображать великие подвиги, не имеющие ничего общего с обыденными делами. Считая, что они теперь сами знают, что хорошо, а что плохо, дети находят огромное удовольствие в историях, где добро борется со злом и побеждает. Дети должны пройти через стадию увлечения историями, в которых сверхчеловеческая сила и справедливость всегда побеждают в самую последнюю минуту. После этого они переходят к чтению более сложной и утонченной литературы.

Особенности создания детского радиоспектакля

Детское радиовещание конца 50-х - 60-х годов так же, как и все области художественной культуры, испытывало процесс обновления. Но «оттепель» в детском радиовещании - это процесс скорее внутренний, т.к. внешне творчест А во детской редакции полностью соответствовало существующим порядкам: активное сотрудничество с писателями, композиторами - членами Союзов, инсценировка книг, рекомендованных Детгизом, подготовка передач, приуроченных празднованию юбилеев Советской власти и т.д. Открытие железного занавеса практически не повлияло на круг авторов, даже наоборот, сузило его до пределов города: в частности, среди радиоспектаклей конца 50-х - 60-х годов 85% постановки по произведениям ленинградцев14. И. Бунина в детской редакции поставили только в 1970 году. Зато внутри этой замкнутой структуры была свобода действий, позволявшая реализовывать функцию художественно- эстетического воспитания.

Открытия этого периода и каждая в отдельности передача Ленинградского радио связаны с конкретными именами работников редакции этого периода.

Это, прежде всего главный редактор Ирина Александровна Русакова, от которой зависело самое главное - общее направление вещания, не только поддержка идей и задумок членов редакции, но и отстаивание своей позиции перед членами руководства. Окончив литературно-редакторское отделения Московского полиграфического института и проработав шесть лет сначала корреспондентом «Пионерской зорьки» в Москве, а потом «Пионерского вестника» в Ленинграде, в 1953 году она становится главным редактором детской редакции Ленинградском радио.

Одной из задач главного редактора являлся подбор кадров. Ирине Александровне удалось создать редакцию, члены которой проработали вместе около 20 лет, и считались самым дружным коллективом на Ленинградском радио.

Информация на основе материалов фонотеки Петербургского радио. Когда была сформирована новая редакция, вокруг неё сразу образовалась когорта молодых писателей. Радий Погодин первый свой материал (репортаж из пионерского лагеря) написал для детской редакции. Заметка, которую он принес, «была ужасной - ничего не понятно, абсолютно не литературный язык, но вдруг, мелькнул образ, да такой свежий, необыкновенный».15 Это подсказало Ирине Александровне продолжить работу с Радием Погодиным. Он начал писать и стремительно входить в литературу. И тогда появились его первая повесть «Муравьиное масло» (1957) и книга рассказов «Кирпичные острова» (1958). Он был другом редакции и не раз с благодарностью вспоминал, что именно Ирина Александровна первая разглядела в нем талант писателя.

Радий Погодин привел с собой целую группу начинающих писателей, которые только пробовали себя в литературе. Радио было самым удобным способом проверить свои способности. Так в редакцию пришел Виктор Голявкин. «Он был необычайно одаренный человек. По его произведениям поставлено очень много радиопостановок. Это, прежде всего «Мой добрый папа» (режиссер Н. Лифшиц, 1969), где детская и взрослая темы неразрывно связаны друг с другом. Трагическое и смешное, печаль и радость жизни - все это слилось воедино».16

Основное направление развития детской редакции Ленинградского радио в этот период - акцент на художественные передачи. Для официального источника информации, каким являлось радио, развитие тем, не связанных с идеологией, действительно было достижением, т.к. идейно-эстетическое воспитание слушателей при всех социальных трансформациях являлось главной задачей творчества на всем протяжении советского периода. Что конкретно подразумевалось под этим требованием, можно увидеть на примере преподавания литературы в школе. «В 8-м классе должны быть обобщены сведения о литературе, как форме отражения жизни и средстве идеологической борьбы... В 9-м классе - о литературе как форме отражения действительности и оружии общественно Из интервью с главным редактором детской редакции 1953-1969 ИА.Русаковой. Из интервью с литературным редактором детской редакции 1953-1969 Л.А.Флит. политической борьбы... В 10-м классе - о литературе в борьбе за построение коммунистического общества» [114, С. 7].

В этом контексте радиоспектакли с простым сказочным сюжетом и передачи о природе приобретают особый смысл. Неслучайно всесоюзную известность детской редакции Ленинградского радио принесла именно программа о природе. Это передача Виталия Бианки «Вести из леса» (1958-59), которая стала началом целого направления в радиовещании. «Вести из леса» являлись маркой детской редакции на протяжении двадцати лет, каждый месяц выходили в эфир и транслировались не только на весь Союз, но и в зарубежные страны. Эта передача послужила отправной точкой для дальнейшего радиотворчества таких писателей как Н. Сладкое и С. Сахарнов.

«Вести из леса» готовили коллективно, Виталий Валентинович привлек к её подготовке специалистов по химии и биологии. В создании передач участвовали доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой лесохимии лесотехнической академии Алексей Алексеевич Ливеровский, доктор биологических наук Нина Михайловна Павлова и писатели - Н.И. Сладкое, СВ. Сахар-нов и Э. Шим. Все собирались дома у Бианки, обсуждали, спорили. Специально для передачи записывали живые звуки природы, голоса птиц, зверей.

Постоянным режиссером «Вестей из леса» был главный режиссер радио Владимир Павлович Лебедев. «Он очень любил эту передачу, вел её с первого до последнего выпуска, мог по несколько раз переписывать кусок, пока не добивался нужной интонации»17.

Тот профессионализм и та серьезность, с которой создавалась передача, указывают на то, что говорить с детьми о природе значило нечто большее, чем вкладывается в это понятие сегодня. В. Бианки в своей передаче открывал ребятам неведомый зеленый мир, населенный удивительными животными и птицами. На основе этой передачи в 1961 году была опубликована книга с одноименным названием [22].

Детское радиовещание в конце 60-х — начале 80-х.

1985 г. вошел в историю России как год начала перестройки, объявленной М.С. Горбачевым. К этому времени в стране всё более отчетливыми становились кризисные явления в жизни общества. Предпринимаемые попытки изменить ситуацию отчетливо выявили факт падения политического влияния КПСС и связанных с ней политических организаций, таких как ВЛКСМ и профсоюзы.

Ослабление роли партии и комсомола повлекло и изменения в редакции детских и молодежных программ, которая опять оказалась очень чувствительной к социополитическим изменениям. Если в 1969 году отстранение старшего редактора было решением руководства, то в 1989 году члены редакции самостоятельно отказываются от существующего курса развития и переизбирают руководство редакции.

За короткие шесть лет перестройки грандиозные идеологические, политические, экономические, социальные перемены потрясли всю страну. Гласность, задуманная как средство борьбы с «недостатками социализма» без «подрыва его ценностей» немедленно обратилась к принципиальным вопросам о самой законности партийной власти - к её истории. Прошлое и настоящее оказались неразрывно связанными между собой. Осуждение сталинизма - определяющего периода советской истории - во всех его проявлениях привело к исследованию причин перерождения власти и возникновения административно-командной системы, а также поставило в центр общественного внимания содержание и стратегию собственно перестройки.

Детское радиовещание также влилось в процесс переосмысления прошлого. В 1989 году режиссером Г. Дмитренко был поставлен спектакль по пьесе В. Воскобойникова «Жизнь и смерть Даниила Хармса», который является иллюстрацией тех огромных изменений, которые произошли в обществе всего за четыре года.

«Рая: Даниил Иванович считал себя волшебником и любил пугать страшными рассказами о своей магической силе. Испытала на себе её и я. В какую-то очередную чистку Ленинграда мы были занесены в список на выселение. У нас отобрали паспорта, был назначен срок отъезда. Даниил Иванович узнал об этом и сказал, чтобы мы не волновались. Меня вызвали в милицию, Даниил Иванович, взяв меня за руку, пошел со мной. Он сел на подоконник, а я вошла в дверь. Мне задали пару вопросов, я на все ответила. ...Потом милиционер долго думал и сказал: - Завтра у управдома получите. Я спустилась по лестнице и увидела, что Хармс сидел, прислонившись к косяку, опустив руки, совершенно бледный, а на лице у него были крупные капли. А в конце декабря 31-го года целая охапка наших друзей: Хармс, Введеденский, Андронников, Сафоновы, Ермолаевы были арестованы»27.

Рассказ о важных событиях из жизни Д. Хармса постепенно формируют в сознании слушателей образ писателя. Неслучайно подобраны и произведения Даниила Ивановича. Стихи и короткие рассказы поэта являются органичным продолжением сюжетной линии повествования. Они звучат в исполнении Вячеслава Захарова, который сыграл в спектакле роль Даниила Хармса, а роль Раисы Максимовны исполнила Галина Гудова.

Процесс возвращения обществу истории отмечен снижением диктата власти. Это проявилось в некоторых изменениях в цензурной политике, снятии ограничений на печать, постановку и т.д. произведений, основанных на идеологических, политических, моральных и эстетических установках. Происходит тематическое переосмысление и многих передач детской редакции. Постепенно программы идеологического характера заменяются обсуждением проблем нравственности и других тем. В детском радиоспектакле эти изменения, прежде всего, отразились на выборе литературного материала для радиопостановок. Расширился круг авторов, в эфир стали чаще выходить радиоспектакли по книгам зарубежных писателей. В конце 80-х - начале 90-х звучат постановки по произведениям С. Моема, Э. Сигла, О. Уайльда, Д. Крюса.

Таким образом, заключительный этап развития детского художественного радиовещания в условиях советской культуры характеризуется основными тенденциями социокультурного развития периода «перестройки», что выразилось в ослаблении цензуры, обращением к истории сталинских репрессий и правом голоса членов редакции на переизбрание курса развития.

В 1992 году почти все члены редакции со своими традициями и опытом перешли на вновь образованное радио России, а на Ленинградском радио после самостоятельного расформирования, была создана редакция «Заячий остров» (старший редактор Людмила Виноградова), где основным направлением были художественно-публицистические передачи. 1992-1998 года на радио России -это расцвет детского радиоспектакля, тогда как на Ленинградском радио спектакли не ставятся.

В заключении, определяя значение детского художественного радиовещания в советской культуре нужно отметить, что на всём протяжении своего развития оно имело важную роль в формировании картины мира ребёнка, являясь областью, где был создан особый художественный мир, развивающий и сохраняющий принципы, основанные на общечеловеческих ценностях. Детские радиоспектакли, передачи о природе и приключениях, музыкальные программы и ещё многое из того, что было сделано детской редакцией Ленинградского радио, вошло в золотой фонд радиоискусства. Традиции общения с аудиторией и использования выразительных средств, сформированные на протяжении советского периода, и сегодня имеют большое значение в радиовещании для детей.

Похожие диссертации на Детский радиоспектакль в системе Ленинградской художественной культуры