Введение к работе
Актуальность исследования. Распад в конце XX века социалистических обществ Восточной Европы, в том числе и Чехословакии, определил иной вектор их культурно-цивилизационного развития.
В этих обществах произошли глубокие социокультурные трансформации, начался новый этап активного национального самоопределения чехов и словаков. Интенсивные глобализационные процессы обострили проблемы этнической и культурной идентичности народов. В этих условиях как в Чехии, так и в других европейских странах, активизировался общественный и научный интерес к культурному наследию, его сохранению и осмыслению.
В перспективе развития науки о культуре исключительную актуальность приобретает проблема аутентичной интерпретации истории художественной культуры Европы и ее своеобразных локальных феноменов. В этом отношении особый интерес представляет переосмысление наследия чешского архитектурного авангарда как яркого явления европейского модернизма.
В данной работе приоритет отдается исследовательскому подходу, включающему архитектуру как особый вид художественной деятельности в широкий социокультурный контекст. На первый план выдвигается анализ таких сфер культуры, которые определяющим образом обусловили своеобразие архитектурного творчества чешских мастеров. Ими явились политическая, социально-экономическая, духовно-психологическая сферы.
Архитектура является существенным способом выражения духа
своего времени, довлеющих тенденций развития общества в конкретный
исторический период, и, одновременно, выступает средством
коммуникации в системе культуры. Вместе с тем актуальным видится
применение к исследованию архитектурных комплексов
семиологического подхода, в рамках которого функциональное содержание архитектуры может интерпретироваться как означаемое, а архитектурные формы - как означающее. Данный подход расширяет методологическую базу исследования и переводит анализ локальных художественных явлений в область социальной теории. Кроме того, применение семиологического подхода в междисциплинарных исследованиях позволяет рассматривать различные явления культуры не только с искусствоведческой, но и с культурологической точки зрения.
Степень разработанности проблемы
Несмотря на широкую исследованность явления чешского архитектурного авангарда с периода его зарождения до сегодняшнего времени в научной литературе чешских теоретиков, не содержится комплексных исследований, рассматривающих данный феномен как
социокультурное явление. Можно выделить устойчивый корпус текстов, фиксирующий историю возникновения и развития чешского архитектурного авангарда как явления художественной жизни в трудах теоретиков и архитекторов, непосредственных участников данного движения.
Первые аналитические и критические суждения о развитии движения чешского архитектурного авангарда в контексте европейской культуры появляются уже в 1920 - 1930-е годы в трудах К. Тайге, Я. Э. Коулы, К. Гонзика, В. Орбтела, В. Штеха. Многочисленные публикации в форме полемических заметок, критических и теоретических статей архитекторов и теоретиков авангардного движения выходят в специализированных изданиях по вопросам архитектуры Stavba, Stavitel, Styl, Architektura CSR, Zivot, Index, Umelecky mesicnik, Volne smery, Veraikon, Zeme sovetu, ReD, Plan в 1910-1940-е годы. Литературу этого периода характеризует яркая полемическая направленность, дающая возможность полноценно проанализировать возникновение и становление авангардного движения в чешской и европейской архитектуре.
Следующий этап исследований приходится на 1960-1980-е годы, когда выходит ряд работ мемуарного характера, а также работы, посвященные деятельности отдельных представителей чешской авангардной архитектуры (Й. Цисаржовскш, К. Гонзик, И. Крога, К. Тайге). Эти исследования дают возможность широкого взгляда на явление в определенной исторической, а в особенности политической ретроспективе, так как с изменением социокультурной ситуации меняется взгляд не только на события минувших эпох, но и на предназначение определенных архитектурных произведений. Для литературы этого периода характерна критическая оценка чешского архитектурного авангарда, взгляд на его историю с идеологических позиций социалистического общества.
В 1990-2000-е годы в свет выходит ряд исследований чешских авторов (Р. Шваха, О. Новы, Й. Пехар, П. Урлих, Т. Тенбергер, В. Шлапета, В. Чумало), посвященных рассмотрению различных аспектов деятельности чешского архитектурного авангарда, в частности, вкладу архитектуры чешского авангарда в развитие градостроительства в период Первой Республики, а также попыткам решения социальных проблем и вопросам влияния нацистской оккупации на художественное творчество чешских мастеров. Однако в основном эти исследования носят описательно-искусствоведческий характер и касаются эволюции взглядов чешских архитекторов в пределах формообразования в рамках определенных художественных стилей.
Продуктивным аспектом исследования чешского архитектурного авангарда является изучение его как знаковой системы. Семиологический подход не является новым применительно к исследованию архитектурных объектов и имеет определенную традицию. Перенос лингвистических понятий на анализ различных знаковых систем, в том числе и на системы
искусства, можно увидеть уже в работах Ч. Пирса и Ф. де Соссюра. Рассмотрение архитектурных объектов с точки зрения семиотики встречается в работах Ч. Морриса, Бродбента, Бенсе, де Фуско, Скалъвини, У. Эко, Р. Барта, X. П. Бонты, Р. Кёнига.
В российской науке анализом языка архитектуры занимался А. В. Иконников, создав ряд фундаментальных работ в этой области, рассматривая, в частности феномен европейского архитектурного авангарда, а также другие исследователи, в частности, М. А. Алпатов, И. А. Бартенев, А. Л. Лунин, Е. И. Российская, Г. И. Ревзин, В. О. Маркузон, Б. А. Успенский и другие.
В отечественной литературе еще не предпринимались комплексные исследования чешского архитектурного авангарда как социокультурного феномена. Небольшая глава посвящена краткому обзору данного явления в книге А. В. Иконникова «Архитектура XX век. Утопии и реальность». Отметим также, что на русский язык переведена книга архитектора и теоретика Карела Гонзика «По пути к социалистической архитектуре».
Объект исследования: европейский авангард первой трети XX века.
Предмет исследования: архитектурная мысль чешского авангарда и ее практическая реализация.
В основание рабочей гипотезы положен тезис о том, что чешский архитектурный авангард является ярким локальным феноменом искусства, в котором проявились общие тенденции развития европейской культуры и, вместе с тем, в нем выразились поиски самобытного пути развития культуры, черты национального самосознания, обогатившие архитектурные образы эпохи модернизма.
Цель диссертации: выявление национального своеобразия архитектуры чешского авангарда как специфической модификации общеевропейского авангарда.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:
проанализировать социокультурные предпосылки формирования архитектурного авангарда в Чехии;
проследить на материале периодической печати 1920-1930-х годов эволюцию идей и взглядов чешских архитекторов и ее отражение в их творчестве;
- выявить, каким образом архитектура чешского авангарда
актуализировала духовные, социальные, политические, экономические
идеи и концепции данной эпохи;
рассмотреть диапазон творческих течений чешского архитектурного авангарда, их взаимовлияние, преемственность и полемику между их представителями в контексте развития общества и культуры;
- продемонстрировать связи архитектурного процесса с процессами, проходящими в других сферах искусства, а также с социальными и политическими событиями в чешском обществе;
определить, какие факторы повлияли на актуализацию национальных черт в архитектуре чешского авангарда;
- выявить социальную направленность решения задач в различных художественных направлениях чешской авангардной архитектуры.
Материалом для исследования послужили прежде всего, сами памятники чешской архитектуры, различные статьи чешских архитекторов и теоретиков в периодической печати исследуемого периода, сборники и монографии представителей чешского авангарда, современные фундаментальные труды по художественной культуре и теории архитектуры отечественных и зарубежных авторов, современные исследования чешских теоретиков архитектуры.
Методологическая основа исследования. Сложный материал исследования потребовал использования контекстного историко-культурологического подхода и комплексной методологии. Основной методологический принцип заключается в исследовании авангардной архитектуры с одной стороны как объекта, обладающего внутренними специфическими характеристиками, а с другой - как процесса, детерминированного внешними условиями развития. Сложность и многоаспектность исследуемой проблемы позволяет относить ее к разряду историко-теоретических проблем. Поэтому для исследования используются:
сравнительно-исторический подход, с помощью которого рассматривается эволюция архитектурных стилей и направлений в контексте социально-исторических изменений, а также находятся параллели в развитии архитектуры и других видов искусства;
искусствоведческий подход, позволяющий исследовать конкретные памятники в их сопоставлении с данными теоретических и документальных первоисточников, а также отзывов архитектурной критики;
для более полного выявления смысловой нагрузки архитектурных объектов в социокультурном контексте необходимым явилось применение семиологического подхода. В соответствии с исследованиями ученых в области архитектурной семиотики предлагается рассматривать архитектуру как средство коммуникации между человеком и окружающим его социумом, пространственной средой, другими людьми, архитектором и потребителем. Ввиду того, что в область архитектурной семиотики на ранних этапах исследований были перенесены многие лингвистические понятия (как и в область семиотики культуры в целом), каждый культурный объект полагается текстом, который, соответственно, может быть прочитан и интерпретирован определенным образом.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что явление чешской авангардной архитектуры рассматривается с двух позиций: с одной стороны как совокупность сменяющих друг друга и полемизирующих друг с другом направлений архитектурной мысли и практики, а с другой - как средство коммуникации в системе культуры, несущее от архитектора и заказчика к потребителю художественно-эстетическое, утилитарно-практическое и идеологическое содержание произведения архитектуры. В соответствии с содержанием, заложенным в архитектурном объекте, он выполняет определенные функции, организуя окружающее пространство и протекающую в нем человеческую жизнедеятельность.
Автор предлагает свою периодизацию и выделяет две основные стадии в развитии чешского архитектурного авангарда - «романтическую» и «прагматическую», в связи с чем появляются новые определения, подчеркивающие характер творческих поисков архитекторов. Такое разделение позволяет представить данное явление в соотношении с социокультурными процессами, протекающими в европейской культуре исследуемого периода.
Впервые в отечественной науке чешский архитектурный авангард рассматривается как целостное социокультурное явление и составляющая общеевропейского авангарда эпохи модернизма.
Теоретическая значимость исследования. Исследование проясняет вопросы, связанные с художественным языком архитектуры и его идеологическим содержанием на примере чешского архитектурного авангарда. Оно помогает пересмотреть и заново оценить роль советского конструктивизма в развитии европейских архитектурных стилей. Исследование призвано восполнить пробел в отечественной научной литературе в вопросах, касающихся чешской архитектуры XX века в аспекте исторической культурологии. Выводы диссертации могут быть полезны для изучения актуальных процессов, происходящих в современной мировой архитектуре.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Результаты исследования могут быть использованы в лекциях и спецкурсах по теории и истории культуры, истории европейской художественной культуры, истории искусств, в реализации национальных архитектурных проектов, в культурной политике.
Положения, выносимые на защиту:
- движение чешского архитектурного авангарда складывалось на основе определенных социокультурных предпосылок, существенное место среди которых занимали: промышленный переворот и политические события в Европе конца XIX- начала XX века; рост национального самосознания, стремление к возрождению нации и обновлению ее культуры;
движение чешского архитектурного авангарда периода Первой республики явилось не только этапом развития архитектурно-художественной мысли; оно носило ярко выраженный социокультурный характер, являясь деятельной силой в формировании нового уклада жизни и общественного сознания, становлении новых социальных институтов; оно изменяло пространство человеческой жизнедеятельности, тем самым решая актуальные задачи, стоящие перед молодым демократическим государством и его культурой;
на художественно-формотворческие поиски чешских архитекторов-авангардистов оказали значительное влияние идеи западноевропейской «новой архитектуры»; поиск новой идеальной архитектурной формы связывался мастерами с идеей нового жизнестроительства, основанного на достижениях научно-технического прогресса и свободе творчества;
возникновение Первой Чехословацкой республики послужило толчком к значительным изменениям в творческой практике чешского архитектурного авангарда; значительную роль в формировании новых теоретических программ, направленных на изменение общественного сознания средствами архитектуры, сыграли идеи русского конструктивизма;
дуализм чешской функционалистской архитектуры, ее разделение на «научное» и «эмоциональное» направления, объясняется утилитарной направленностью, сочетающейся со стремлением к сохранению эстетической составляющей, основанной на поэтике современной художественной формы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на теоретических аспирантских семинарах и заседаниях кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А. И. Герцена, публиковались в сборниках научных трудов. Всего по теме диссертационного исследования опубликовано пять работ.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и иллюстративного приложения. Общий объем диссертационного исследования составляет 200 страниц.