Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума Плугина Наталья Александровна

Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума
<
Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Плугина Наталья Александровна. Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 Краснодар, 2005 156 с. РГБ ОД, 61:05-9/716

Содержание к диссертации

Введение

I. Философско-культурологический анализ культурно-досугового пространства современного социума 11

II. Подросток и его ценностные ориентации 36

III. Девиантность как социально-философская проблема современного социума 62

IV. Особенности моделирования культурно-досугового пространства современного социума в процессе формирования ценностных ориентации подростка с девиантным поведением 88

V. Культурно-досуговые центры по месту жительства как инструмент профилактики девиаций подростка в современном социуме (анализ результатов исследований в рамках гранта) ПО

Заключение 136

Список источников и литературы 141

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изменения, происходящие в общественно-политическом устройстве Российской Федерации, общее состояние социокультурной ситуации в стране максимально актуализировали проблему исследования роли и значения культурно-досугового пространства в формировании ценностных ориентации подростка. Пока недостаточно принимаются во внимание последствия их влияния на сознание, жизненные стереотипы, идеалы и ценности, принимаемые людьми, особенно молодым поколением.

Обращение к исследованиям ценностных ориентации подростка в условиях культурно-досугового пространства современного социума показало его актуальность, складывающуюся из противоречий между требованиями, которые предъявляет к нему социокультурная ситуация и

# неспособностью культурно-досугового пространства в полной мере
реализовать свои функции; между возможностями воспитательного
потенциала культурно-досуговых учреждений и недостаточностью
современных технологий и практического опыта его формирования; между
потребностями подростка в познании смысла жизни, формировании своих
ценностных ориентации и влиянием девиаций на эти процессы.

* Изучение роли культурно-досугового пространства особо
актуализируется в связи с тем, что оно рассматривается как средство
профилактики девиантности в подростковой среде, так как именно оно
должно стать катализатором досуговой самодеятельности и общественной
инициативы молодого поколения.

Сегодня назрела необходимость упорядочения системы образовательно-воспитательной работы по организации досуга, направленного на развитие личности и содействие ее духовно-нравственному и патриотическому формированию1. Об остроте указанной проблемы

1 О подготовке к защите Отечества и военно-патриотического воспитании молодежи в Краснодарском крае [Текст]: постановление Главы администрации Краснодарского края // Информ. бюл. Законодательного Собрания Краснодарского края. - Краснодар : 1995. - № 3. - С. 74-76.

4 свидетельствуют теоретическая и практическая значимость проводимого исследования, единство и различие в реализации интересов подростков, новые задачи по координации деятельности всех учреждений в сфере организации свободного времени как фактора воспитания этой категории населения, склонной к девиантности.

Кроме того, актуальность проблемы исследования определяется необходимостью оптимизации формирования ценностных ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума, без которых процесс становления личности малоэффективен1.

Исследование ценностных ориентации подростка актуализирует проблему, так как оно, с нашей точки зрения, поможет понять причины возникновения девиаций и направить усилия культурно-досуговых учреждений на избавление от них. Анализ имеющихся источников показал, что культурно-досуговое пространство как средство профилактики девиантности подростка в теории и истории культуры изучено недостаточно. Это и обусловило выбор проблемы исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Необходимость исследования ценностных ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума заставила обратиться к публикациям ученых различных отраслей гуманитарного знания, чтобы на уровне междисциплинарного подхода выяснить основные критерии исследования выбранной проблемы. Анализ научно-методической литературы, собственные исследования диссертанта свидетельствуют о трудно разрешимых проблемах процесса формирования ценностных ориентации подростка в современном социуме.

Изучению различных аспектов проблемы помогли сочинения Г. Риккерта, М. Вебера, П. Сорокина, А. Леонтьева и других. Публикации И. Горловой, Э. Соколова и Я. Флиера о функциях культуры дали возможность

Закон Краснодарского края. О культуре [Текст] // Информ. бюл. Законодательного Собрания Краснодарского края. - Краснодар : 2001. - №20(50). - Ч. 2. - С. 18-26.

5 сформулировать теоретическую основу функций культурно-досугового пространства. В диссертации использованы работы Л. Ионина, П. Гайденко, И. Мостового, занимающихся проблемами социологии и философии культуры. Диссертантом изучены работы уральских ученых В. Букреева, Ю. Вишневского, М. Гончаренко, Р. Поддубного и др. о культурно-досуговой деятельности. Состояние культурно-досуговой сферы достаточно подробно представлено в работах А. Маркова, Н. Ревякиной, В. Брожика. В трудах С. Иконниковой, Л. Рувинского, Д. Эльконина, И. Кона, А. Коэна, А.Леонтьева, В. Лисовоского отражены разнообразные вопросы воспитания и образования подрастающего поколения.

Обращение к работам М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, К. Маркса, Р. Мертона, Э. Росса, П. Сорокина и других позволило рассмотреть концепт «девиантность». О девиантном поведении как социальном феномене еще в советское время писали В. Афанасьев, А. Здравомыслов, И. Маточкин и другие. Особенности теории отечественной девиантологии изучены автором по работам В. Кудрявцева, Я. Гилинского, О. Осиповой, В. Шапинского, Л. Спиридонова, Г. Аванесова, В. Панкратова и других.

В социологии культуры проблема девиантности раскрывается через интеракционистский (Ч. Кули, У. Томас, Дж. Мид, Г. Блумер, Е. Гофман), позитивистский (Р. Парк, Р. Маккези, Е. Бержесс), структурный (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) подходы. Проблемы девиантности в молодежной среде изучались по работам В. Халилевой, Н. Слепцовой, Е. Васильева, В. Еремина, Г. Забрянского, И. Сундукова и др.

Анализ литературы показал, что степень научной разработанности проблемы не может быть признана исчерпывающей, несмотря на то, что исследование ценностных ориентации подростка в сфере культурно-досугового пространства, нашло свое отражение в философских, культурологических, социологических и других работах ученых, но еще недостаточно таких исследований в рамках теории и истории культуры.

Объект исследования - подросток в культурно-досуговом пространстве современного социума.

Предмет исследования - закономерности формирования ценностных ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума.

Цель исследования - философско-культурологический анализ культурно-досугового пространства современного социума для определения его роли в формировании ценностных ориентации и профилактике девиантного поведения подростка.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что в формировании личности подростка велико значение культурно-досугового пространства, которое структурируется нами как теоретико-методологическая модель, позволяющая изучить сложный и объемный процесс культурно-досуговых явлений, отражающих многообразие форм организации свободного времени подростка и четко ориентироваться на решении конкретных задач по формированию ценностных ориентации и адаптации молодого поколения в социуме в условиях образующегося в России информационного общества, научно-обоснованного управления региональными культурно-досуговыми системами, активного использования творческого потенциала личности подростка. Задачи исследования:

- осуществить философско-культурологический анализ культурно-
досугового пространства современного социума;

- исследовать процесс формирования ценностных ориентации
подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума;

- изучить девиантность как философскую проблему;

определить специфику моделирования культурно-досугового пространства как средства профилактики девиантного поведения подростка в современном социуме;

выделить культурно-досуговые центры как форму профилактики девиантного поведения подростка в современном социуме;

разработать основы модели интерактивной технологии социально-культурной коррекции подростка «досуг - пространство - время - традиции» и определить ее роль в формировании его ценностных ориентации;

- проанализировать результаты исследования, осуществленного в
рамках гранта фонда губернатора Краснодарского края: «Организация и
содержание творческого досуга как средства профилактики девиантного
поведения подростков».

Методологическая основа исследования - деятельностная концепция культуры и междисциплинарный подход, а также принципы всесторонности, системности, историзма, объективности и конкретности, концептуальные положения и методы теории и истории культуры (аналитический, компаративный, системный, аксиологический и др.).

Теоретическая основа исследования - труды отечественных и зарубежных ученых в области философии, теории и истории культуры, социологии, психологии, культурологии, антропологии, этнологии, раскрывающие сущность предмета исследования; а также системный, структурно-функциональный и личностно-деятельностный подходы.

Научная новизна исследования. На основе философско-
культурологического анализа избранной проблемы подтверждена роль
культурно-досугового пространства в формировании ценностных

ориентации подростка, разработан механизм взаимодействия культурно-воспитательных и других учреждений, выявлено общее и особенное в определении специфики этого пространства и предложена концепция модели «досуг - пространство - время - традиции», внедрение которой помогло выделить культурно-досуговые центры по месту жительства как эффективные формы профилактики девиантного поведения подростка в современном социуме.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы состоит в том, что результаты и выводы, сделанные в диссертации, обладают методологической значимостью для определения места и роли культурно-досугового пространства в формировании ценностных ориентации подростка с девиантным поведением, что помогает понять причины такого поведения, проясняет внутреннюю логику, вырабатывает механизмы совместной деятельности учреждений и организаций в формировании целостного подхода к созданию условий для непрерывного воспитательного процесса в подростковой среде. Разработанные научно-практические положения и выводы могут быть использованы для анализа культурно-досуговой ситуации в регионе, создания многоуровневой программы по профилактике девиантного поведения подростков региона, при разработке досуговых программ подростковых клубов, культурно-досуговых центров и молодежных объединений, а также в дальнейших научных исследованиях по проблемам ценностных ориентации подростков в современном социуме.

Рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы в преподавательской работе, деятельности комитетов по делам молодежи и их координаторов, школ и центров детского творчества.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, объективностью экспериментальных методов исследования, соответствующих его цели и задачам.

Положения, выносимые на защиту:

1. Введение «культурно-досугового пространства» в категориальное поле исследования позволило сделать вывод о том, что оно является важным элементом в процессе самореализации личности подростка и утверждении его самоценности. Уникальность и значимость этой категории в теории и истории культуры - полное и всестороннее использование ее внутреннего потенциала и креативных возможностей для самоактуализации подростка в

9 современном социуме, дает возможность утверждать, что она играет важную роль в формировании его ценностных ориентации.

2. Ценностные ориентации - сложный философско-
культурологический и социально-психологический механизм,
определяющий основу взглядов подростка на окружающий мир, отношение
к другим людям, к себе самому, а также его мировоззрение, мотивации,
«философию жизни» и оказывающий существенное влияние на все стороны
его интеллектуальной деятельности.

3. Девиантность рассматривается нами как социально-философская
проблема в контексте континуальности культурно-досугового пространства,
в котором формируются ценностные ориентации подростка. Разрушительные
масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной
аномии: оно теряет свою историческую память, происходит девальвация
системы ценностей. Девиантность - результат многообразных процессов,
сложных взаимоотношений между обществом и конкретным человеком1, это
нарушение последним социальных норм, характеризующееся определенной
массовостью, устойчивостью и распространенностью (пьянство,
преступность, бюрократизм, тоталитаризм и др.).

Между «положительными жизненными процессами» и «отклоняющимся поведением» лежит широкий круг явлений, которые могут влиять и регулировать нормы поведения подростка. «Положительные жизненные процессы» формируются в культурно-досуговом пространстве, которое, с нашей точки зрения, должно регулировать нормы поведения подростка, нести позитивный заряд и влиять на формирование его ценностных ориентации.

4. Основные позиции теоретико-методологической модели
интерактивной технологии социально-культурной коррекции подростка
«досуг - пространство - время - традиции» укладываются в пространство

1 Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст] /Ю. А. Клейберг. - М.: 2001.

10 культурно-досуговых учреждений. Эта модель доказывает, что культурно-досуговые центры как формы профилактики девиантного поведения подростка в современном социуме имеют значительный потенциал его личностного и интеллектуального развития.

В широком смысле слова, данная модель, представляет собой метод исследования культурно-досугового процесса, формирующий «форму -образец», по которой можно определять отличительные черты культурно-досугового пространства современного социума. Это актуализировало проблему введения в исследование концепта «безопасность культурно-досугового пространства».

Апробация исследования осуществлена в выступлениях на университетских, краевых, межрегиональных и всероссийских научно-практических конференциях, а также в публикациях общим объемом 3,1 п.л.

Структура диссертации. Цель и задачи исследования обусловили структуру диссертации, состоящей из введения, пяти разделов, заключения, списка источников и литературы (254). Объем диссертации - 156 стр.

1. Философско-культурологический анализ культурно-досугового пространства современного социума

Культурно-досуговое пространство - вполне осязаемая философско-культурологическая категория, которую можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле как часть национально-регионального пространства. Исследование этой категории представляет огромный научный интерес, так как культурно-досуговое пространство является продуктом человеческой деятельности. Радуемся мы, или печалимся при мысли о том, что наше пребывание на земле ограничено во времени, - это зависит от нашего мировоззрения, от того, как мы умеем обратить наши способности на пользу ближним, и от следов тех видимых и невидимых трудов, которые оставляем после себя .

В широком смысле культурно-досуговое пространство - это творчество и возможности, реальность и мечты. На каждом этапе его исторического развития происходит процесс взаимовлияний категорий «непрерывное и прерывное», «бесконечное и конечное», «замкнутое и открытое», «сюжетное и событийное».

Следовательно, исследование этого пространства всегда привязано к опыту, к конкретной исторической реальности, достигающей предельных границ самопроявления бытия. Единственным и окончательным инструментом выявления истинности знания выступает практика, под которой понимают материально-чувственную деятельность по преобразованию искомого культурно-досугового пространства. Практика представляет единство субъективного и объективного. В. Соловьев писал, что истинную реальность имеет только целостность и целостное явление. Форма без материи имеет общую определенность, но не имеет собственного существования. Материя без формы имеет существование как потенциал или сила, но не имеет никакой определенности. Соединение же их обладает и тем

1 Липе, Ю. История древних цивилизаций [Текст] / Под ред. И. А. Задоя. - СПб : Издательство «Полигон, 1999.-С. 448.

12 и другим и есть, таким образом, определенное существование или

реальность1.

В качестве теоретической основы исследования культурно-досуговой

деятельности, как категории философско-культурологического знания, выступают методологические подходы, сформированные на основе традиционного в русской философии принципа целостности, согласно которому эта категория изучается в целостности бытия, а не в одной, произвольно выбранной его части. Человек - прежде всего создание природы, часть бытия, понимаемого как «все», как качество Вселенной быть и быть целостным. Он возникает вместе с бытием. Если природа как сущность человека разворачивается только в обществе, то само возникновение общества есть следствие природы человека. Взаимосвязи и отношения человека шире социальных. Несовпадение социального и общеприродного в

человеке позволяют опережать развитие существующих отношений и
ценностей2. Кроме того, сами эти отношения и ценности являются
проявлением глубинных связей человека с бытием, которые частично
охватываются понятием духовность, а точнее понятием целостности
взаимосвязей индивида с миром; лишь на основе этих фундаментальных
явлений жизни можно рассматривать человека и все его виды деятельности, в

том числе культурно-досуговой в ее связи с социумом.

Исследование выбранной проблемы требует обращения к

философскому принципу, который получил обоснование у Гегеля - каждое

явление имеет собственную необходимость, и эту необходимость,

породившую его собственное качество, нельзя смешивать с необходимостью,

функциями в мире других явлений. В данном случае исследуется категория -

культурно-досуговое пространство, а также то, как она взаимодействует с Щ

теорией культуры, культурологией, искусством, педагогикой, психологией и

т. д.

1 Соловьев, В. С. Философские начала цельного знания [Текст] / В. С. Соловьев. Соч. в 2 томах. Т. 2. - М.:
1998.-С. 286.

2 Каган, М. С. Философская теория ценности [Текст] / М. С. Каган. - СПб.: 1997. - С. 27.

Координирующая функция философии в данном исследовании помогает координации объекта и предмета исследования через обнаружение общих уровней исследования, испытанных в философском знании, а также в других смежных науках, которые используются в диссертации с целью изучения различных характеристик в целом социокультурного пространства конкретного региона и места в нем культурно-досуговой деятельности как средства формирования ценностных ориентации подростка. Потребность в такой координации объясняется усложнением процессов, происходящих в регионе, специфичностью менталитета народов, населяющих этот край. В задачу исследователя входит координация принципов и методов, используемых в разные периоды жизнедеятельности общества, соотношение уже устоявшихся, классических подходов с новыми, складывающимися в современной методологии. Координирующая функция в данном исследовании имеет свои теоретико-познавательные и логические особенности, что позволяет соединить в характеристике объекта и предмета исследования самые различные подходы и методы исследования и избежать дублирования. Кроме того, координирующая функция исследования помогла выявить недостающие звенья исследования, которые можно обнаружить, опираясь на принцип движения познания от явления к сущности, т. е. от живого созерцания к абстрактному мышлению, а в рамках его - от эмпирического к теоретическому уровню познания, к обоснованию основных характеристик теоретического осмысления культурно-досуговой деятельности и ее функций.

Интегрирующая функция философии в данном исследовании помогает объединить множество составляющих культурно-досугового пространства, в рамках которого формируются ценностные ориентации подростка, способные образовывать некую духовную целостность1. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение

1 Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра [Текст] / Н. О. Лосский. - М.: 1991. - С. 67.

14 должно представлять единство. Системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития1.

Интегрирующая функция философии помогает соединить множество характеристик, которые окружают культурно-досуговое пространство, и способствует преодолению разобщенности различных сфер духовной жизни, учету культурных уровней каждого индивида, независимо от его умственного и физического развития, организации учебы и отдыха.

Культурно-досуговое пространство формируется при помощи функции социокультурной организации и регуляции, функции познания окружающего мира, функции аккумуляции, селекции и трансляции социального опыта, накопления, хранения и обмена информацией, защитно-адаптивной функции и функции сигнификативной, а также нормативной, и функции «психической разрядки».

Функциональное описание культурно-досугового пространства как работающего организма, призвано обслуживать потребности общества, нуждающегося в постоянном регулировании. Характеристику функций рассматриваемого явления можно осуществлять относительно ко времени, месту и обстоятельствам. Использование функционального метода относительно к обществу и его культуре дает право классифицировать основные функции культурно-досугового пространства по двум пересекающимся «осям»: одна — ориентирована на события окружающей среды, а другая — на события внутри культуры, чаще всего на решение «сиюминутных» задач.

Так, к примеру, функция защитно-адаптивная обеспечивает поддержание равновесия между подростком и окружающей его средой.

Алексеев, П. Философия [Текст]: Учебник / П. Алексеев, А. Панин. - М.: 2003. - С. 25.

15 Функция накопления, хранения и обмена информацией помогает ему впитывать ее через естественную память, письменные источники, в том числе, книги, а также электронные системы. Функция коммуникативная выражает стремление подростка к самоорганизации и саморазвитию через его связь с окружающим социумом. Ее эффективность зависит от увеличения информационных потоков, возрастания скорости и передачи информации.

Назначение функции сигнификативной — осмысление окружающей действительности через знаки и значения, благодаря чему культура «входит» в сознание, в духовный опыт подростка, образуя целостную картину мира. Функция нормативная, проявляющаяся в регулировании, координировании действий отдельных молодых людей и социальных групп. Она указывает на те пределы, рамки, в которых подросток живет и действует. Функция «психической разрядки» регулирует и регламентирует его поведение.

* Самыми простыми и естественными средствами разрядки являются смех,
плач, приступы гнева, исповедь, объяснение в любви, «разговор начистоту»,
праздники и ритуалы, игры, а также продукты массовой культуры: фильмы,
приключенческие романы, детективы и другие.

Функция компенсаторная или рекреативная также реализуется в сфере культурно-досуговой деятельности и совпадает с периодом культурного

досуга и отдыха.

Такое преломление функций культурно-досугового пространства в подростковой среде можно продолжать. Необходимо отметить функцию индивидуализации, как функцию, раскрывающую развитие способностей подростка, предуказанных природными задатками, биографией, жизненным опытом. Современное общество требует усиления работы по индивидуализации личности, ее самореализации. Все вышеизложенное говорит о полифункциональности культурно-досугового пространства как важного фактора регуляции деятельности подростка в современном социуме.

В своих исследованиях1 профессор И. Горлова доказывает, что процесс нашей деятельности делится на циклы, имеющие общую внутреннюю структуру. Каждый цикл, в свою очередь, состоит из трех фаз: производство духовных ценностей; потребление духовных ценностей, в ходе которого формируется человек; возвращение человеком приобретенных духовных сил общественной практике.

Такая функциональная схема культурно-досугового пространства
органически согласуется с тремя технологическими стадиями духовной
деятельности человека. Познавательно-творческая функция - это
экстериоризация способностей человека, опредмечивание результатов его
духовной деятельности. Просветительно-воспитательная функция - это
формирование человека путем интериоризации, внедрения в его сознание
добытых знаний и умений, путем распредмечивания объективированных
" результатов творческой деятельности. Функция организации социальной

практики - отрицание отрицания, экстеориоризация интериоризованных знаний и умений в форме выхода в практику, участия человека в практической деятельности общества и его социальных групп.

Вышеуказанные функции представляют собой три магистральных
направления организации культурно-досугового пространства, духовной
Ъ жизнедеятельности человека и общества, которые позволяют судить о роли

досуга в жизни общества и конкретного региона.

Но, как подчеркивает профессор И. Горлова, в духовной жизни полиэтнического региона ни одна из вышеуказанных функций не выступает в чистом виде, она всегда переплетается с другими функциями, выполняя тем самым и собственные и «чужие» задачи. Все функции, находясь во взаимодействии, и органически дополняя друг друга, помогают создать культурное пространство региона, в котором развивается и функционирует человек. Эти функции помогают сформировать в человеке многообразное и

Горлова, И. И. Культурная политика в современной России : региональный аспект [Текст] / И. И. Горлова. -Краснодар: 1999.

17 растущее поле взаимопонимания, терпимости и согласия, сотрудничества и диалога. Они защищают культурно-досуговую среду, охраняют нравственность, национальную систему ценностей, тем самым, приобретая смысл ожизненное значение1.

Важную роль в формировании методологии данного исследования сыграли работы М. Бахтина, в которых он разработал свое видение бытия и понимал его как бытие нравственное.

Под «бытием» М. Бахтин понимал поступок личности. При этом нравственным критерием поступка, его императивом, мыслилась им идея ответственности. Речь для него шла об экзистенциальном долженствовании свободной от нравственных всеобщих норм личности. В соответствии со своей природой личность, по М. Бахтину, разумеется, не изолированная монада: ее бытийствование состоит в общении с другими личностями, общении, имеющее, помимо этической стороны, также аспект эстетического любования. Чрезвычайно важно заметить, что бытие как нравственное деяние в воззрениях М. Бахтина - это существование во времени.

Интерпретировав суждения М. Бахтина к данному исследованию, можно утверждать, что с помощью культурно-досуговой деятельности можно воспитать человека, который своими талантами будет служить отечеству. Необходимо формировать идеал возрожденческого homo universalis - человека, владеющего искусствами. Перемена занятий, - вот, что доставляет нам удовольствие, - писал М. Пальмиери. Поэтому не следует желать сначала стать совершенным грамматиком, потом... наилучшим музыкантом, затем стремиться стать скульптором или архитектором, потому что ты потерял бы уже первую дисциплину. Посвятить себя многим наилучшим вещам - это и есть та цель, которая заставляет приобретать знания с наслаждением; сделай для себя обычным многое, воспитай себя всесторонне развитым во многих человеческих делах2...

1 Горлова, И. И. Культурная политика в современной России : региональный аспект [Текст] / И. И. Горлова.
- Краснодар : 1999. - С. 37.

2 Ревякина, Н. В. Итальянское Возрождение [Текст] / Н. В. Ревякина. - Новосибирск : 1975. - С. 129.

Возвращаясь к творчеству М. Бахтина, нужно констатировать, что у него культура имеет единый смысл (идею). Этот смысл - диалог. Все размышления М. Бахтина о диалоге имеют один смысл — культура и диалогизм в контексте культуры (бытие культуры, встречи культур, взаимопонимание культур). Диалог, с точки зрения М. Бахтина, есть способ взаимодействия сознаний. Понимание, по его мнению, возникает там, где встречаются два сознания. Понимание вообще возможно при условии существования другого, понимающего сознания. «Актуальный смысл принадлежит не одному (одинокому) смыслу, а только двум встретившимся и соприкоснувшимся смыслам. Не может быть «смысла в себе»— он существует только для другого смысла, то есть существует только вместе с ним. Диалогические отношения, по М. Бахтину, это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Эти мысли ученого подчеркивают важную роль диалога в формировании ценностных ориентации подростка, в организации окружающего его культурно-досугового пространства.

Подчинение индивидуальности диалогу1 - утверждение совершенно иного имиджа подростка, для которого идея строящей себя самое творческой индивидуальности, или идея автономного субъекта, явно перестает быть определяющей.

Культурно-досуговое пространство как философско-

культурологическая категория формируется на основе синтеза методологического инструментария философии, истории, теории культуры, психологии, этиологии, социологии, этики и других гуманитарных наук. Но на пути интеграции гуманитарного знания, охватывающего эту категорию, находится огромное терминологическое разнообразие, показывающее ее сущность.

Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии [Текст] / Э. Сепир. - М.: 1993.

Эта категория сформировалась на основе определённых традиционно сложившихся культурно-ценностных доминант двумя путями. Один - на основе знаний, заимствованных из различных областей гуманитарного знания; другой - путем самостоятельной разработки и обоснования базовых составляющих, не имеющих прямых аналогов в других науках.

Разработка содержательной основы этой категории ориентирована на интересы и запросы тех, для кого организовываются культурно-досуговые мероприятия, и формируется на духовности, гуманистичности, просвещенности, высоконравственное, креативности, созидательности, творческой ориентированности. Она включает качества, характерные для исторической макродинамики культуры, а именно прогресс, эволюцию, адаптацию, усложнение, универсалии, социальный организм, социальный контроль и другие. Одновременно эта категория отражает аспекты локальности и самодостаточности культурных явлений и процессов (этничность, самобытность, самоценность, пассионарность, цикличность, ритм, фазы существования).

При формировании ядра понятийно-категориального аппарата культурно-досугового пространства учитываются следующие моменты:

культурные объекты, на которые направляется внимание подростка: их особенности, формы деятельности, принадлежность к направлению культуры и др.;

культурные процессы, в рамках которых разворачивается формирование культурно-досугового пространства;

культурные функции, которые осуществляют культурно-досуговые учреждения в рамках определенного социума;

культурные значения проводимых акций: культурные смыслы явлений, оценки и оценочные критерии; культурные ценности, которые сохраняются, распространяются посредством организационных мероприятий, а именно, материальные, мемориальные, художественные, нравственные, религиозные, научные, и др.;

культурные нормы, которые воспитываются у подростка в условиях социокультурного пространства организаторами культурно-досуговых мероприятий: правила, традиции, мораль, этика, эстетика быта и досуга, общение и др.;

культурная среда, в которой проводятся мероприятия: учреждения культуры и искусства, среда жизнедеятельности - окультуренные территории, населенные пункты, исторические и культурные памятники, а также социально-информационная среда взаимодействия в обыденной жизни в специализированных областях деятельности людей;

субъекты культуры и их устойчивые организации, которые осуществляют культурно-досуговую деятельность личности подростка, определенной социально-функциональной группы и коллектива и др.;

процессы и результаты усвоения продуктов культурно-досуговой
* деятельности подростками, а именно, воспитание и обучение, социализация и

инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация и др.;

культурная мотивация организуемых мероприятий: индивидуальные и групповые интересы, потребности и необходимость, помощь нуждающимся и потерпевшим и др.;

культурообусловленное поведение и состояние сознания молодых
Ь людей, на которые осуществляется воздействие;

культурные аспекты специализированных областей деятельности культурно-досуговых организаций;

культурные институты, участвующие в организации культурно-

досугового пространства: фонды, учреждения культуры и досуга,

образования и социального обеспечения, творческие организации,

учреждения охраны наследия и накопления информации и др.; I

культурно-интеграционные и дифференциальные процессы и явления,

которые возникают в результате деятельности культурно-досуговых

организаций: консолидация, солидарность, самобытность и др.;

межкультурные взаимодействия, возникающие в результате организации культурно-досуговых мероприятий: сотрудничество, взаимопомощь, взаимодействие, заимствования, толерантность, культурный синтез и др.

Все вышеперечисленные характеристики культурно-досугового пространства свидетельствуют о том, что данная категория имеет огромный потенциал и нуждается в осмыслении в философско-культурологическом знании. Культурологический анализ места культурно-досугового пространства в системе современного государственного и негосударственного регулирования жизни общества предполагает наличие конкретного определения этого феномена. Поэтому осуществление культурологического анализа этой категории проходит путь от исследования её этимологической характеристики через формирование модели и её составляющих к определению назначения в современном российском обществе.

Именно культурологический анализ проблемы дает возможность определить культурно-досуговое пространство как один из важнейших аспектов социокультурного заполнения проблемного поля исследования.

Анализ культурно-досугового пространства как культурологической категории базируется на сочетании методологических характеристик деятельностного подхода в понимании культуры, который рассматривает культурно-досуговые мероприятия как способ деятельности определенной группы людей или одного человека на выполнение конкретной программы или определенной задачи, опирается на тезис, выдвинутый современным культурологом В. Давидовичем, который считает, что культура, будучи способом деятельности «обнаруживается в мире объективированных (опредмеченных) культурных ценностей. Будучи родовой характеристикой

22 человека, она является тем, что позволяет внести в мир и личность смысл, человеческое значение»1.

Анализ многочисленных источников и литературы показал отсутствие четких критериев характеристики рассматриваемой категории и её оценки. Поэтому данное исследование основывается на междисциплинарном подходе, который позволяет раскрыть особенности культурно-досугового пространства.

Анализируя культурно-досуговое пространство, автор обратился к методу культурно-исторической реконструкции, который не только зафиксировал факт существования культурно-досугового пространства в истории России, но и помог раскрыть его внутреннюю структуру.

Анализ многочисленных источников позволил назвать культурно-досуговое пространство многоплановым и многоуровневым явлением. Это -форма взаимодействия человека, культуры и общества. Без исторического и теоретического соотнесения с прошлым немыслимо изучение современного состояния культурно-досугового пространства как средства формирования личности. Такое соотнесение все еще остается в философско-культурологическом знании практически «белым пятном», и это несмотря на то, что у культурно-досуговых учреждений и организаций имеются богатые исторические традиции.

В культурно-досуговом пространстве можно выделить две фазы: фаза приготовления и фаза участия. Фаза приготовления является вспомогательной. Она может быть продолжительной и характеризуется двумя условиями: необходимостью и достаточностью.

Первое условие - необходимость приготовления обуславливается следующей фазой и в некоторых случаях невыполнение условий первой фазы приводит к срыву второй. Второе условие исчерпывается предельно-потребным количеством каких-либо операций или действий, исчерпывающих

1 Давидович, В. Е. В зеркале философии [Текст] / В. Е. Давидович. - Ростов-на-Дону : Феникс. - 1997. - С. 141.

23 соответствующую достаточность. Выполнение условия достаточности позволяет перейти из первой фазы во вторую. Однако, если не соблюдено условие полноты, то уже после перехода во вторую фазу может возникнуть необходимость возвращения назад, т. е. в первую фазу, что может вызвать определенные осложнения организации культурно-досугового пространства. Поэтому второе условие достаточности и полноты рассматривается в единстве, целостности и в дополнении одного другим. Оптимальный вариант успешной организации культурно-досугового пространства - выполнение обоих условий.

Первая фаза характеризуется исходной направленностью приготовления: получения «входного разрешения» во вторую фазу или отсутствием этого «входного разрешения». Если первая фаза является сложной, то она может понизить настроение, а в некоторых случаях даже не осуществить переход во вторую фазу. Первая фаза не является обязательной. Заложенная природная жизнерадостность при удачном выполнении первой фазы повышает внутреннее равновесие, создает ощущение благополучной жизни даже при тех же заботах. Продолжительность первой фазы может быть самой различной и определяется количеством и объемом подготовительных операций.

Вторая фаза является основной и главной. Она позволяет наслаждаться свободным временем, укрепляет здоровье, повышает внутренней тонус, создает и повышает внутренний потенциал. «Философское» спокойствие второй фазы позволяет «забывать» первую фазу, несмотря на ее сложность и затраченные силы1.

Во второй фазе может даже не существовать понятия времени или существовать условно. «Пространство и время выступают здесь в роли огромной сцены, на которой разыгрываются физические явления»2.

1 О мерах по защите нравственного, духовного и физического здоровья подрастающего поколения [Текст]:
постановление Главы администрации Краснодарского края от 10 авг. 2001 г. № 1247 // Краснодарские
известия. -2001.-22 авг. - С. 2-3.

2 Полольный, Р. Г. Освоение времени [Текст] / Р. Г. Полольный. - М.: Политиздат, 1989. - С. 23.

Необходимый атрибут второй фазы - «свободное состояние», не зависящее от одиночества или присутствия коллектива, а зависящее от смены окружающих условий. При наличии внешних «агрессивных» факторов окружающей обстановки «свободное состояние» может безвозвратно пропасть. Вторая фаза диктует первой перечень и порядок действий и операций по приготовлению.

Важным моментом успешности организации культурно-досугового пространства является знание в фазе приготовления возможных обстоятельств второй фазы. При недостаточном знании будущих обстоятельств требуется предугадывание или предвидение. Подросток обладает определенными способностями перейти «барьер неизвестности». Однако, как правило, наибольшие успехи в этом деле получаются в тех областях, которые легко поддаются количественно-информационным измерениям. Качественно-ценностная информационная сторона1 является наиболее сложной и недостаточно развитой и отстает в прогнозировании. Предвидение всегда являлось спутником человеческого бытия. В настоящее же время в связи с осложнившимися условиями образа жизни, деформации ценностных ориентации, нравственной дезориентации человека текущие и долгосрочные прогнозы способствуют устойчивости позиций личности, уводят его от просчетов и ошибок.

Качественное осмысление и уплотнение культурно-досуговой деятельности, несомненно, проблема важная. Качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями может быть определено через соотношение количества и качества удовлетворяемых индивидуальных и групповых культурных потребностей. Потребность - движущая сила поведения подростка. Он чаще всего объясняет свои действия потребностями, которые стимулируют его деятельность, выступают в качестве причины поведения. Нормирование потребностей, необходимых для

1 Каган, М. С. Философская теория ценности [Текст] / М. С. Каган. - СПб.: 1997x45.

25 всестороннего развития личности подростка, является необходимостью при становлении культурно-досугового пространства. Если потребности и интересы составляют механизмы человеческого поведения, то досуг, естественно, должен быть направлен на их формирование. Деятельностный характер потребностей создает адекватные представления об их природе, а, значит, и о путях их формирования, что особенно важно в осуществлении осознанной деятельности.

Содержание деятельности подростка должно быть поднято на иной,
более качественный уровень для формирования знаний, умений и навыков его
самореализации, возможностей самовыражения, самопознания1,

самоутверждения, без чего он не может адекватно развиваться и эволюционировать в интеллектуальном пространстве.

Обращаясь в далекое прошлое, можно представить древнейший пласт культурно-досуговой деятельности. Тот факт, что множество древнейших предметов человеческой культуры было обнаружено в пещерах, говорит о том, что пещера была решением существовавшей, быть может, уже в доисторические времена проблемы «работы и досуга». Древнейшим народам не были известны ни табак, ни алкоголь. Они не знали тщательной подготовки к организации своего свободного времени. Тесный и опасный мир, климат, неведомые силы, влияющие на первобытные народы, живущие в мире «одушевленных» вещей и вездесущих духов создавали для них «трудное» время2. Оно является основной характеристикой времяпроизводства древнего человека, и, быть может, синонимом сегодняшнего понятия «работать», т. е. заниматься каким-либо делом, применяя свой труд.

Борьба за существование «вне дома» означает нескончаемый поединок с окружающим миром. Воздействие окружающих людей, вещей и климата ставят под угрозу планы и дела человека. Дома человек находится в

1 Уфимцева, Н.* В. Русские: Опыт еще одного самопознания [Текст] / Н. В. Уфимцева // Этнокультурная
специфика языкового сознания. - М.: 1996. - С. 144-162.

2 Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении [Текст] / Л. Леви-Брюль. - М.: 1994.

26 безопасности среди своих близких, может отдохнуть от работы, снять усталость, провести свой досуг1. Независимо от мировоззрения он ищет отрыва от «мира».

Когда же отступает «трудное» время и улучшаются обстоятельства, человек наслаждается «хорошим» временем. Люди собираются совершенно свободно, никуда не опаздывая, т.к. опоздать в древнейшие времена было нельзя.

Человек, что вполне естественно, не способен пребывать в постоянном напряжении; он не может безраздельно отдать себя творчеству, что граничило бы с одержимостью и свидетельствовало бы о постигшем его психическом расстройстве. Субъекту культурного взаимодействия необходимы «передышки»; должен он получать время и для, условно говоря, «энергетической подзарядки»2.

«Хорошее» время - хорошая погода, наличие пищи, благоприятное место или местность, плюс определенное намерение есть совокупные условия проведения досуга древним человеком. Наличие пищи есть первое условие для общественного сборища и, можно предположить, для проведения досуга. Чем древнее и примитивнее народ, тем большее пространство занимало то, что он считал своим домом. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что, чем более оседлую жизнь ведет человек, тем больше времени он может «тратить» на досуг.

Параллельный анализ исторических фактов и их разноречивых оценок современниками позволяет произвести своего рода «перекличку времен».

Всю нашу эпоху пронизывают два лейтмотива: с одной стороны, положительное отношение к средствам «духовного развития индивида», с другой - беспокойство за духовный мир человека, находящегося под нивелирующим влиянием учрежденных им организованных форм проведения досуга.

1 Опалев, А. В. О некоторых базовых категориях теории обеспечения национальной безопасности [Текст] /
А. В. Опалев // Вестн. РАЕН: общественно-науч. журн. - 2004. - Т. 4. - № З.с.14.

2 Акопян, К. Культура в глобализирующемся мире. Геокультура [Текст] / К. Акопян // Безопасность Евразии.
- М.: 2002. - С. 406. - № 4 (10).

Основная дилемма человеческого существования (помимо потребностей «биологического и материального выживания») - как прожить отрезок жизни, который не занят сном и работой, - нашла своё выражение в трудах М. Монтеня и Б. Паскаля1.

О проведении досуга писал французский философ М. Монтень, который подчеркивал одиночество человека в результате прогрессировавшего отхода от религии и нравственного давления постфеодального общества. Чтобы избавить человека от этого гибельного влияния, М. Монтень предложил одну панацею-развлечение. Он писал, что разнообразие всегда облегчает, размораживает и отвлекает. Если я не могу одолеть засевшее во мне неприятное представление, я «стараюсь улизнуть от него и, убегая, петляю из стороны в сторону, пускаюсь на всевозможные хитрости; меняя местопребывание, занятия, общество, я спасаюсь в сумятице иных развлечений и мыслей, и там несносное представление теряет мой след, и я окончательно ухожу от него... Справедливо ли, что даже искусства используют вложенные в нас самою природою легковерие и слабоумие и извлекают из них свои выгоды? Оратор, как утверждает риторика, лицедействуя в фарсе, именуемом его судебной речью, будет тронут звучанием своего голоса и своим притворным волнением и, в конце концов, даст обмануть себя страсти, которую старается изобразить...» .

Ответ М. Монтеню появился столетие спустя, когда уже была создана коммерческая культура, и ослабление религии сказалось на образе жизни среднего человека. Беспокойство, поиски духовного и физического разнообразия и разрядки стали распространенным явлением в жизни каждого человека. Именно тогда Б. Паскаль и высказался против полной подчиненности человека самоубийственной суетности.

Он размышлял о том, сколько беспокойств, опасностей и невзгод навлекают на себя люди, живя при дворе или сражаясь на войне, о вечных

1 Mass Culture. Glencoe, 1965, p. 46-57; Culture for the Millions? Boston : 1968. - P. 28-40.

2 Монтень, M. Опыты [Текст] IM. Монтень - M. - Л.: 1960. Кн. 3. - С. 68,71,72.

28 распрях, неистовствах, дерзких, а порою и преступных замыслах и т. д., - и пришел к выводу, что главная беда человека - в его неспособности к домоседству1. Таким образом, стремление к расширению культурно-досугового пространства, которое по М. Монтеню является средством самосохранения, по Паскалю означает самоубийство. Эта словесная дуэль продолжается по сей день.

Рассматривая развлечение как потребность, присущую всему человечеству, М. Монтень, сам того не подозревая, сделал первый выстрел в столкновении оценок моральных, эстетических, психологических и социальных функций развлечения, считая, что отказывать людям в удовольствии нет никакого смысла.

Паскаль, убеждения и идеи которого были глубоко религиозными, ратовал за духовный прогресс, считая, что потребность в развлечении и стремление к уходу от действительности не так уж неискоренимы из человеческой природы и на борьбу с ними следует мобилизовать другие, более благородные побуждения.

Период времени от М. Монтеня до Б. Паскаля характеризуется образованием современных национальных государств и гибелью средневековых социальных устоев. Главной задачей интеллектуалов нового периода стало примирение в сознании каждого индивида религиозного2 и морального наследия прошлого с жесткими требованиями зарождающейся национальной экономики.

В эпоху феодализма государство и церковь регламентировали досуг с помощью целой системы правил, твердо установленных для каждого сословия. Между элитой и массами не было никаких точек соприкосновения в сфере культурных интересов3; не существовало и «среднего класса» -буржуазии, который мог бы усложнить положение вещей. Разногласия

1 Паскаль, Б. Мысли [Текст] / Ж. де Лабрюйер. Характеры. - М.: 1974. - С. 143,144.

2 Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта [Текст] / У. Джеймс. - М.: 1993. - С. 23.

Орлова, Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию [Текст] / Э. А. Орлова. - М.: 1994.

29 возникли именно тогда, когда «два класса» пришли в соприкосновение. Точную дату этого события установить трудно, поскольку процесс, повлекший за собой перемены, происходил медленно. Несомненно лишь то, что он был связан с большими социальными переменами, приведшими к появлению «среднего класса». Художник, прежде непосредственно зависимый от потребителя своего искусства, стремившийся угодить какому-то одному богатому патрону, стал заботиться об удовлетворении вкусов быстро растущей аудитории. Процесс этот, хотя и протекал с различной скоростью, захватил все крупные европейские государства. К середине XVIII в. в них появились писатели и драматурги, которые специализировались на удовлетворении нужд новой аудитории. Именно тогда и был поднят вопрос об угрозе, которую популярное искусство, все более дополняющее досуг, несет цивилизации.

М. Монтеню первому удалось сформулировать основные положения этой, проблемы, и его формулировки живут по сей день.

В XVIII веке буржуазия располагает достаточным досугом. Человек искусства превращается в профессионала. Начинаются первые поиски путей примирения искусства с популярной культурой. К XIX веку «средний класс» становится более могущественным, утверждаются массовые средства культурной коммуникации1.

В книге английского автора М. Арнольда «Культура и анархия», написанной уже во второй половине XIX в., проявилось глубокое беспокойство по поводу того, что быстрый рост индустриализации грозит уничтожить культуру, которая в его представлении является «идеей совершенства как внутреннего состояния ума и духа». Значение подлинной культуры для человека, по мнению М. Арнольда, увеличивается в силу того, что цивилизация-становится все более «механизированной и неорганичной». М. Арнольд исследовал некоторые специфические явления досуга и, повторяя Паскаля, обрушивался на массовые игры и спорт, усматривая в них

1 Матвеева, Л. В. Психологические границы информационной безопасности человека в медиакоммуникации. Труды международных конференций «Интеллектуальные системы», «Просвещение», «Интеллектуальный САПР». IEEE AIS'W CAD-2004. - М. Физматлит. - С. 233.

проявление все того же стремления уйти от правды жизни: «...спорт и игры, которыми занимаются растущие поколения мальчиков и юношей, будут когда-нибудь способствовать созданию улучшенного физического типа... Пока же наше поколение мальчиков и юношей приносится в жертву будущему»1.

М. Арнольд ополчался также на производителей литературы для массового потребления, которые пытаются дать «так называемым массам интеллектуальную пищу», приспособленную к уровню их развития. Подобную «обработку умов» М. Арнольд считал несовместимой с подлинной культурой, которая «воздействует совершенно иным способом». Как и многие критики того времени, он избрал основной мишенью своих нападок прессу, в особенности американскую. М. Арнольд считал, что не существует альтернативы между эзотерическим художественным производством и суррогатами, ищущими популярности на рынках сбыта. Он и его единомышленники создали концепцию, по которой искусство, не будучи чем-то исключительным, лишь снисходящим до «среднего человека», вместе с тем не должно оставлять «жизненного пространства» ни для каких продуктов популярной культуры. Главной функцией искусства они считали всеобщее освобождение человечества, его защиту от любого вида социальных манипуляций, проповедь истины и свободы.

Таким образом, вопрос о роли культурно-досуговой деятельности и вкусе публики, о влиянии духовной жизни эпохи на человеческую личность были основными в постоянных дискуссиях в самые различные времена и эпохи.

Делая попытку введения «культурно-досугового пространства» в предметное поле философско-культурологических категорий, можно сделать вывод, что оно выступает одним из условий самореализации личности, утверждением её самоценности, уникальности и значимости для общества, а также полного и всестороннего использования его внутреннего потенциала,

1 Arnold, М. Culture and Anarchy. - L.: 1869. - P. 29.

31 креативных возможностей для самоактуализации в конкретном социокультурном пространстве1. В этом смысле можно утверждать, что культурно-досуговое пространство предоставляет сейчас наибольшие возможности, благоприятные условия для духовного роста и самореализации человека.

Интересно заключение Э. Фромма о том, что в результате радикальных изменений в обществе, возможно создать условия для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, для самореализации личности подростка. Культурно-досуговое пространство в этом случае можно рассматривать как один из элементов механизма удовлетворения этих потребностей. Следовательно, подтверждается тезис о том, что интеллектуальный потенциал личности подростка является важным моментом в её самореализации и условием социального развития общества, а значит, одним из путей осуществления этого процесса.

Выбранную категорию можно рассматривать с нескольких сторон. Так, ее информационно-образовательная сторона помогает осуществлению процесса получения знаний, которые способствуют самореализации личности в духовном и интеллектуальном развитии.

Исследование социокультурного пространства изучаемого региона заставило обратиться к методологии, которая позволила рассмотреть соотношения между культурно-досуговым пространством и формами отношений между людьми, что оказалось очень продуктивным в нашем исследовании, касающемся формирования личности подростка. По мысли А. Ахиезера, предмет исследования не редуцируется ни к человеческим отношениям в любой их форме, ни к культуре, но нацеливает познание на переход между этими двумя аспектами человеческой жизни и деятельности, на их взаимопроникновение, взаимокритику, на способность человека эффективно совершать этот переход, рассматривать эту способность как

1 Кудрявцев, В. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход [Текст] / В. Кудрявцев. - М.: 1997. - С. 16.

32 возрастающую ценность. Суть человека в данном случае рассматривается в его интеллектуальном, нравственном, творческом напряжении, направленном на развитие способностей обеспечивать собственное производство, собственную выживаемость, жизнеспособность. Это развитие может обеспечивать воспроизводство, то есть быть достаточно эффективным1.

А. Ахиезер утверждает, что жизнь людей обеспечивается их собственной способностью воспроизводить себя. Этот процесс включает, с одной стороны, воспроизводство отношений субъекта во всем их многообразии, - как ко всем, кто находится в рамках МЫ, сообщества-субъекта, семьи, общины, рода, общества в целом, государства, так и к людям вне своей общности, к ОНИ, а с другой стороны - воспроизводство субкультуры соответствующее МЫ.

Весь пафос рассматриваемой методологии нацелен на выявление способности соответствующего субъекта обеспечивать свою выживаемость, точнее, его способности повышать свою способность это делать. Важнейший элемент этого подхода - реальное выявление возможностей формирования все более эффективных программ развития, повышения влияния в обществе более эффективных форм культуры. Различия в этой эффективности носят цивилизационный характер. В обществе, где формируются национальные интересы, они входят в конфликт с «установкой архаической ментальности»2.

Сейчас российское общество, с одной стороны, подвергается воздействию архаической инверсионной культуры3, с другой, - растет способность формировать решения, отвечающие изменяющимся условиям, средствам и целям усложняющегося мира. Но эти воздействия неоднозначны. Первое угрожает эффективности решений второго. Для того чтобы осмыслить происходящее, необходимо глубоко осмыслить пути выхода

1 Ахиезер, А. Философские основы социокультурной теории и методологии [Текст] / А. Ахиезер // Вопросы
философии. - 2. - № 9. - С. 29.

2 Яковенко, И. Российское государство : национальные интересы, границы, перспективы [Текст] / И.
Яковенко. - Новосибирск: 1999. - С. 206.

3 Леонтьева, В. «Контркультура» и культуротворчество [Текст] / В. Леонтьева // Высшее образование в России. - М.:
2001. -№1.

33 России из расколотого состояния. Именно социокультурная теория позволяет рассматривать мир как живую человеческую деятельность, но не в её абстрактной изолированности, а как способность превращать мир из предпосылки в результат. Человек утверждает себя, осмысляя, преодолевая одну опасность за другой, и его может спасти лишь понимание, что путь его спасения от бесконечных опасностей лежит через развитие способности к самоосмыслению, самоизменению, саморазвитию1.

В ходе исследования особенностей выбранного объекта мы выделили два направления: теоретическое и практическое. Первое, связано с необходимостью обновления теоретических представлений, второе - с насущной необходимостью защищать принципы формирования культурно-досугового пространства, в котором присутствует данный объект. Эти направления рождаются в процессе интенсивного развития общества и побуждают к обновлению теории и к поиску практических решений.

Предлагает рассматривать этот процесс в парадигме социокультурного паритета, что позволит найти наиболее эффективные приемы исследования, в том числе и теоретическое осмысление феномена культурно-досуговое пространство. Причем, теоретическое осмысление культурно-досуговых процессов позволяет воспроизвести на конкретной модели разнообразные эффекты, способствуя теоретическому осмыслению выбранной категории, а многокритериальная оптимизация этого процесса позволяет отыскать конкретные решения исследуемых проблем.

Далее, при изучении культурно-досугового пространства в рамках исследуемой проблемы возникает множество вопросов, связанных с выяснением механизмов взаимодействия составляющих этого пространства. Привлечение разработанной в результате исследования модели дает новый импульс развитию культурно-досуговой динамики. Проверка на модели гипотезы о механизмах регуляции культурно-досугового пространства

' Ахиезер, А. Философские основы социокультурной теории и методологии [Текст] / А. Ахиезер // Вопросы философии. - 2. - № 9. - С. 45.

34 составляет теоретическое направление, а попытка разрешить посредством модели проблему устойчивости этого пространства - практическое.

Можно также утверждать, что сложилась довольно четкая типизация культурно-досуговых видов деятельности человека. Так, можно типизировать рекреационные виды деятельности по следующим признакам: возрасту, уровню интеллектуального, физического развития, приобретенным умениям и навыкам, времени, месту проведения и т. д.1.

Традиционной является следующая типизация досуговой деятельности: декоративно-прикладные виды искусства; танцевальные виды; виды сценического театрального искусства; различные виды музыкального искусства; хобби; виды спорта и спортивные игры; клубные формы; социальная рекреация (банкеты, воскресные базары и т. д.); загородная рекреация; специальные мероприятия (юбилеи, торжества) и другие.

Рассматривая проблему культурно-досугового пространства в контексте избранной темы исследования, можно выделить несколько подходов в её исследовании. Так, системно-динамический подход характеризует меняющееся состояние культурно-досугового пространства в обществе, обуславливая это неустойчивостью равновесного состояния, в рамках которого происходят всевозможные изменения в нем.

Культурологический подход позволил рассматривать культурно-досуговое пространство как тесное взаимодействие разнообразных форм, средств и методов формирования ценностных ориентации подростка.

Синергетический подход в контексте проблемы состоит в представлении взаимодействия составных частей рассматриваемой категории как хаотически развертывающегося процесса, в котором на первый план выходят то одни, то другие характеристики общества. В хаосе взаимодействия составляющих культурно-досугового пространства организуется сложный спектр, характеризующий «ломкую» динамику

' Журавлева, И. Культурно-спортивный комплекс в сфере досуга [Текст] / И. Журавлева, В. Науменко. - М.: 1986.-С. 44.

>*'

35 культурного процесса в целом. Возможность пульсации обусловлена хаотическими «перескоками» состояния системы из области притяжения одного аттрактора в область притяжения другого.

Информационный подход заключается в обращении к таким понятиям, как количество информации, энтропия, кодировка, инверсия и т. д. Здесь образ культурно-досугового пространства предстает как сочетание социальных процессов с информационными, коллективное сознание, несущее в себе духовные ценности, формируется в передаче информации от индивида к индивиду, единое информационное пространство создает возможность управления массовым сознанием1.

Генетический подход состоит в отождествлении системы духовных ценностей с набором генов. Взаимодействие всех составляющих культурно-досугового пространства отождествляется с генетическим взаимодействием.

Иерархический подход к категории «культурно-досуговое пространство» состоит в представлении ее как иерархически организованной системы, в которой каждый этаж занимает определенная часть структуры.

Трофический подход состоит в обращении к принципу: верхний уровень развивается за счет нижнего. Таким образом, в структуре культурно-досугового пространства образуется цепочка, каждое звено которой органично связано с предыдущим и последующим и органично вытекает одно из другого.

Феноменологический подход - диалогический процесс, включающий не только обмен информацией на каждом этапе формирования культурно-досугового пространства, но и сложное взаимопроникновение одного этапа в другой, их своеобразный «диалог» друг с другом.

Социологический подход обосновывает наличие исследуемой категории на уровне исторических общностей (государство, общество, семья).

1 Вишневский, Ю. Культурные запросы населения и оптимизация управления деятельностью учреждений культуры [Текст] / Ю. Вишневский // информационно-аналитические материалы соц. Исследования. - М. : ИМХО,2005.-112с.

36 Таким образом, культурно-досуговое пространство есть категория философско-культурологического знания, которая требует дальнейшей разработки, так как в ней заложен огромный потенциал, который играет важную роль в формировании ценностных ориентации личности подростка.

Философско-культурологический анализ культурно-досугового пространства современного социума

Культурно-досуговое пространство - вполне осязаемая философско-культурологическая категория, которую можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле как часть национально-регионального пространства. Исследование этой категории представляет огромный научный интерес, так как культурно-досуговое пространство является продуктом человеческой деятельности. Радуемся мы, или печалимся при мысли о том, что наше пребывание на земле ограничено во времени, - это зависит от нашего мировоззрения, от того, как мы умеем обратить наши способности на пользу ближним, и от следов тех видимых и невидимых трудов, которые оставляем после себя .

В широком смысле культурно-досуговое пространство - это творчество и возможности, реальность и мечты. На каждом этапе его исторического развития происходит процесс взаимовлияний категорий «непрерывное и прерывное», «бесконечное и конечное», «замкнутое и открытое», «сюжетное и событийное».

Следовательно, исследование этого пространства всегда привязано к опыту, к конкретной исторической реальности, достигающей предельных границ самопроявления бытия. Единственным и окончательным инструментом выявления истинности знания выступает практика, под которой понимают материально-чувственную деятельность по преобразованию искомого культурно-досугового пространства. Практика представляет единство субъективного и объективного. В. Соловьев писал, что истинную реальность имеет только целостность и целостное явление. Форма без материи имеет общую определенность, но не имеет собственного существования. Материя без формы имеет существование как потенциал или сила, но не имеет никакой определенности. Соединение же их обладает и тем В качестве теоретической основы исследования культурно-досуговой деятельности, как категории философско-культурологического знания, выступают методологические подходы, сформированные на основе традиционного в русской философии принципа целостности, согласно которому эта категория изучается в целостности бытия, а не в одной, произвольно выбранной его части. Человек - прежде всего создание природы, часть бытия, понимаемого как «все», как качество Вселенной быть и быть целостным. Он возникает вместе с бытием. Если природа как сущность человека разворачивается только в обществе, то само возникновение общества есть следствие природы человека. Взаимосвязи и отношения человека шире социальных. Несовпадение социального и общеприродного в человеке позволяют опережать развитие существующих отношений и ценностей2. Кроме того, сами эти отношения и ценности являются проявлением глубинных связей человека с бытием, которые частично охватываются понятием духовность, а точнее понятием целостности взаимосвязей индивида с миром; лишь на основе этих фундаментальных явлений жизни можно рассматривать человека и все его виды деятельности, в том числе культурно-досуговой в ее связи с социумом. Исследование выбранной проблемы требует обращения к философскому принципу, который получил обоснование у Гегеля - каждое явление имеет собственную необходимость, и эту необходимость, породившую его собственное качество, нельзя смешивать с необходимостью, функциями в мире других явлений. В данном случае исследуется категория культурно-досуговое пространство, а также то, как она взаимодействует с Щ теорией культуры, культурологией, искусством, педагогикой, психологией и т. д. Координирующая функция философии в данном исследовании помогает координации объекта и предмета исследования через обнаружение общих уровней исследования, испытанных в философском знании, а также в других смежных науках, которые используются в диссертации с целью изучения различных характеристик в целом социокультурного пространства конкретного региона и места в нем культурно-досуговой деятельности как средства формирования ценностных ориентации подростка. Потребность в такой координации объясняется усложнением процессов, происходящих в регионе, специфичностью менталитета народов, населяющих этот край. В задачу исследователя входит координация принципов и методов, используемых в разные периоды жизнедеятельности общества, соотношение уже устоявшихся, классических подходов с новыми, складывающимися в современной методологии. Координирующая функция в данном исследовании имеет свои теоретико-познавательные и логические особенности, что позволяет соединить в характеристике объекта и предмета исследования самые различные подходы и методы исследования и избежать дублирования. Кроме того, координирующая функция исследования помогла выявить недостающие звенья исследования, которые можно обнаружить, опираясь на принцип движения познания от явления к сущности, т. е. от живого созерцания к абстрактному мышлению, а в рамках его - от эмпирического к теоретическому уровню познания, к обоснованию основных характеристик теоретического осмысления культурно-досуговой деятельности и ее функций.

Подросток и его ценностные ориентации

Подросток - представитель социально-демографической группы общества, которая имеет совокупную характеристику, включающую особенности социального положения, социально-психические свойства, формирующиеся под влиянием социально-экономических, культурных и других особенностей. Именно в этот период формируются сознание и социальный статус личности, развивается критическое мышление, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск своей аргументации происходящих событий и оригинальных решений. В этом возрасте еще достаточно сильно влияние установок и стереотипов, свойственных предшествующему возрасту, т. е. детству. И, поэтому, в период активной ценностно-созидательной деятельности подростка с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, недостаточной включенности его в систему общественных отношений в поведении молодого человека появляются противоречивые черты и качества - стремление к идентификации и обособленности, конформизм, негативизм, подражание или отрицание общественных норм, стремление к обобщению и уход от внешнего мира. Такая неустойчивость и противоречивость оказывает влияние на многие формы поведения молодого человека, формирует ростки девиантности.

В современном российском обществе усложнился и удлиннился процесс социализации личности: вступая в самостоятельную жизнь, завершая образование, получая профессию, позволяющую получить статус самостоятельности и материальной независимости, молодой человек становится с одной стороны более ответственным и серьезным, а с другой -ведет себя еще как подросток . Кроме того, на формирование поведения подростка еще влияют семья, школа, средства массовой информации, молодежные коллективы и организации1, а также досуговые формы проведения свободного времени. Каждый элемент этой системы имеет свои особенности, специфические черты воздействия на его развитие.

Таким образом, подросток живет в общем социокультурном пространстве, на нем отражаются все события, происходящие в окружающем мире, в том числе и влияние молодежной субкультуры2. Поэтому любые действия, связанные с разработкой, к примеру, молодежных программ, не могут не учитывать сложившейся ситуации.

Как уже говорилось, духовный кризис, имеющий место в современном обществе, формирует социальный и культурный инфантилизм, и одновременно влияет на социальную неадаптированность и проявление черт девиантного поведения человека . Наблюдаются тенденции к дегуманизации и деморализации в культуре и искусстве (насилие, секс, жестокость, натуралистичность), что, конечно, прежде всего, отражается на поведении подростка, разрушает, принижает, деформирует его образ жизни.

Изучая ценностные ориентации этой группы молодежи, необходимо исследовать культурную и социальную среду, в которой она формируется, а это предполагает использование системно-функционального подхода, что позволит обратить внимание на проблемы формирования ценностных ориентации, определяющих нравственный стержень подростка и оказывающих влияние на его социальную активность, подход к миру и самому себе, жизненную позицию. Сложившаяся социокультурная ситуация в образе жизни подростка заставляет обратиться к исследованиям, посвященным изучению его ценностных ориентации.

Юношеский возраст - это период интенсивного формирования системы ценностных ориентации, влияющих на поведение, характер, культуру личности. Молодой человек уже достаточно владеет понятийным мышлением, сформировал определенные моральные установки, занимает определенное социальное положение в кругу семьи, школе, среди своих сверстников. По мнению другого отечественного ученого В. Ядова, именно в юношеском возрасте формируются ценностные ориентации, влияющие на жизненные цели и мировоззренческие установки в формировании характера, взаимоотношения с окружающими, которые могут привести как к положительным, так и негативным последствиям.

Девиантность как социально-философская проблема современного социума

Во все времена общество пыталось подавлять и устранять нежелательные формы поведения человека, для чего использовались различные формы и методы воздействия на его сознание. Такое состояние человека исследовалось учеными самых разных научных отраслей знания.

Д. Уолш утверждает, что «социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус»1, то есть только субъективное обозначение, «ярлык», а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.

Более широкую трактовку определения концепта «девиации» дает Г. Аванесов, который под отклоняющимся поведением понимает действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам .

Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана, прежде всего, Р. Мертону и А. Коэну. Так, Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями»3.

Рассматривая девиации относительно подростковой среды, можно заметить, что здесь отклонения происходят в сфере индивидуального поведения не только тогда, когда они представляют собой определенные поступки, запрещаемые общественными нормами. В каждом обществе формируется множество субкультур, нормы существования которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества.

Н. Смелзер отмечает что, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Как правило, девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. В связи с этим, ученый выделяет три основных компонента девиации:

а) человека, которому свойственно определенное поведение;

б) норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;

в) другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение.

Таким образом, девиантность подростка можно определить как отклоняющееся поведение в сфере определенной субкультуры, сложившиеся нормы формирования которой не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, взглядам, культурным пристрастиям и т. д.1.

Теория девиантного поведения относится к «сквозным» теориям, то есть специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе норм жизнедеятельности.

Отклоняющееся поведение подростка можно оценивать с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются.

В чем же сущность категорий «социальная норма», «культурная норма» и отклонений от них в подростковой среде?

Они, с нашей точки зрения, определяются исторически сложившимися в конкретном обществе пределами, мерами, интервалами допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, пристрастиями молодых людей определенного возраста, взглядов, субкультуры. Категория «норма» находит свою поддержку и воплощение в законах, традициях, обычаях, в культуре в целом, во всем, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.

Похожие диссертации на Ценностные ориентации подростка в культурно-досуговом пространстве современного социума