Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Библиотека в системе современной гуманитарной культуры Позднякова Раиса Алексеевна

Библиотека в системе современной гуманитарной культуры
<
Библиотека в системе современной гуманитарной культуры Библиотека в системе современной гуманитарной культуры Библиотека в системе современной гуманитарной культуры Библиотека в системе современной гуманитарной культуры Библиотека в системе современной гуманитарной культуры Библиотека в системе современной гуманитарной культуры Библиотека в системе современной гуманитарной культуры Библиотека в системе современной гуманитарной культуры Библиотека в системе современной гуманитарной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Позднякова Раиса Алексеевна. Библиотека в системе современной гуманитарной культуры : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Тамбов, 2005 189 c. РГБ ОД, 61:05-9/289

Содержание к диссертации

Введение

Глава.I Феномен библиотеки в культуре 15

1. Современные концепции библиотеки 15

2. Библиотека как социокультурный институт 41

3. Типы библиотеки в историко-культурном пространстве 65

Глава II. Библиотека в пространстве современной культуры 92

1. Библиотека в межкультурной коммуникации 92

2. Библиотека в культуре переходного периода 118

3. Библиотека в современной провинциальной культурной среде.. 140

Заключение 163

Список использованной литературы 167

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Библиотека как феномен культуры привлекает к себе исследовательский интерес с момента осознания ее как необходимого элемента жизни и деятельности культурного человека. Свидетельством тому являются высказывания о библиотеке как «науке жизни», «храме мудрости» античных и средневековых мыслителей. Философы эпохи Возрождения, выдающиеся деятели Нового и Новейшего времени рассматривали ее как необходимое условие для формирования автономной духовной жизни личности, как культурное образование, посредством которого человек реализует себя в цивилизационных процессах. Интерес к библиотеке обострился в условиях глобализации и информатизации современного общества, когда традиционная библиотека оказалась в затруднительном положении. В новых для себя условиях ей необходимо не только сохраниться в качестве автономной единицы культурного пространства, но и прорваться в будущую культуру, не растеряв свои информалогические и культуротворческие позиции. К времяопережающим свойствам библиотеки, позволяющим ей упрочить свою креативную сущность, относятся процессы изменения сознания библиотекаря и читателя. Опираясь на эти изменения, можно применять высокие гуманитарные технологии в формировании общественного сознания будущих поколений. В этом случае библиотека может претендовать на роль «культурного капитала» и представлять интерес как ценность с точки зрения социокультурных трансформаций. Вплетаясь в культурную ткань человечества, библиотека выполняет роль системообразующего элемента.

Трансформация библиотеки в контексте современных социогенных и культурных процессов может носить двоякий характер: 1) рекультурация,

4 т.е. коренная ломка представлений о содержании, функциях, месте и роли библиотеки в культурном пространстве, вплоть до ее упразднения. Результат этого процесса - деструкция сознания человека и социума, утверждение ценностно-нормативного вакуума (аномии). Аномия порождает негативного индивида, неспособного нести ответственность перед обществом и самим собой, она - яркое проявление социального одиночества и антикультуры; 2) второй вариант преобразований современной библиотеки носит «мягкий» характер и он предпочтительнее первого, так как связан с сохранением основных сущностных качеств библиотеки как культурного агента в диалоге культур; как кумулятора исторической, социальной и культурной памяти человечества. Тем самым создаются условия для конструирования гуманистически ориентированной личности. В этом случае все, даже незначительные изменения библиотеки, происходят под пристальным вниманием библиотечного сообщества, которое является органической частью современного культурного сообщества.

Обращение к библиотеке как к необходимой составляющей современной гуманитарной культуры, практикуемое в современном культурологическом знании, позволяет выработать целостное представление о ней как культурной форме, явленной в границах общечеловеческой и локальной культуры. Анализу подвергается структура библиотеки, система ее организации, находящаяся в эволюции своих институтов, социальных функций как сущностных характеристик библиотеки.

Информатизация общества толкает библиотеку по пути преобразования библиотечного фонда по системе гипертекста, что грозит деформационными искажениями не только библиотеке, но и читателю, так как сведенное до точки пространство стирает различие между тем, кто посылает, и тем, кто получает (воспринимает) информацию. Отсюда становится реальной угроза разрушения структуры межкультурного взаимодействия, в которой библиотеке отводится одно из ведущих мест. Кроме того, в современных условиях универсализации и глобализации

5 культурных процессов происходит не только межкультурная коммуникация (аккультурация и инкультурация), но и явно усиливается стремление отдельных (локальных) культур сохранить свою автономию и «самость» и тем самым избежать унификации. Библиотека как институциализированный элемент культуры находится в точке пересечения этих процессов. Поэтому автор предпринял попытку осмыслить культурологическую сущность библиотеки, проанализировать изменения, которые происходят сегодня в ней как культурном институте и как учреждении культуры.

Степень разработанности проблемы.

Описание библиотеки как культурного и образовательного центра встречается у античных авторов, средневековых мыслителей и деятелей Возрождения (Аристотель, Платон, Каллимах, Страбон, Ф. Кассиодор, П. д. Ашери, Г. Ноде и др.). Но, пожалуй, с века Просвещения библиотека становится предметом пристального и систематического научного интереса. Тогда же возникает интерес к библиотеке в России (В. Н. Татищев). К концу XIX века в Германии складывается самостоятельная наука о библиотеке (U. Jochum BibliotheKsgeschichte) и появляется отраслевое изучение библиотеки - библиотековедение. Оно в основном сосредоточивается на «внутренних» технологических проблемах жизни библиотеки в культурном пространстве и потому ограничивается культурно-утилитарной проблематикой (определение библиотеки, ее типологизация, каталогизация, фондирование и т.п.). Потребовалось изменение самой теории культуры, приобретение ею нового статуса, чтобы возник вопрос о библиотеке как формообразовании культуры. С целью наиболее полного изучения библиотеки как явления культуры ряд специалистов обратился к исследованию исторических типов библиотек, к истории рукописной и печатной книги, В этом направлении работали Н. Вержбицкий, И. Е. Баренбаум, Е. Л. Немировский, Б. С. Горбачевский, Б. П. Сапунов, М. И. Слуховский и др. Многие зарубежные и отечественные исследователи рассматривали феноменологию библиотеки. Здесь следует назвать известные

публикации А. Г. Глухова, Б. П. Иванова, С. И. Вехова, А. А. Гинкена, Д. Рескина, Р. Эмерсона, F. Milkay, R. Ferle, Т. Birta. Этими авторами библиотека характеризуется как хранилище книг. К этой же проблеме обращались писатели и поэты: Н. Гумилев, М. Цветаева, Г. Гессе, У. Эко, X.-Л. Борхес и др.

Изменение статуса библиотеки в информационном обществе, рост демократизма библиотечного дела, развитие новых библиотечных технологий заставили исследователей обратиться к разработке новой библиотечной доктрины, В этом плане значительных успехов достигли Н. А. Рубакин, Ю. Н. Столяров, Н. И. Тюлина, В. Р. Фирсов, Н. Ф. Федоров, В. Г. Гейнц, Н. С. Никитина, Н. Н. Щерба, а из зарубежных ученых — Д. X. Шира, Э. Кассирер, Х.-Г. Гадамер, М. Фуко, Р. Барт, П. Бурдье, У. Эко и др.

В 80-90-е годы XX столетия внимание исследователей привлекла деятельность библиотек как общенациональных учреждений культуры, которые являются «зеркалом эпохи». Этой проблеме были посвящены работы И. Багрова, Б. Ф. Володина, Л. Д. Данильянц, Г. А. Власовой, Т. В. Петрусенко, А. А. Деомидовой, Е. И. Кузьминой, И. Г, Трусова, 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма и современных зарубежных ученых Э. Эриксона, Ю. Хабермаса, А. Гидденса и др. Всесторонние преобразования общественной и культурной жизни в рамках процессов глобализации и мультикультурализма по-своему отразились на библиотеке как социокультурном институте и получили соответствующее освещение в работах В. М. Беспалова, С. Г. Матлиной, В. Плахова, Н. Н. Цыгановой, И.

A. Бутенко, М. Я. Дворкиной, Н. В. Жадько, А. И. Остапова, А. В, Соколова,

B. Р. Фирсова, В. Б. Чурбанова, А. Н. Ванеева, М. И. Слуховского, М Н.
Тихомирова, Н. С. Карташова, М. Ю. Лотмана, В. И. Межуева, С. А. Дятлова,
М. Делягина, Г. В. Палаткиной, французского исследователя библиотеки В.
Humbaire (Б. Юмбера).

Значимый интерес с точки зрения исследования библиотеки в современном культурном пространстве представляют труды крупнейших

7 философов XX века» которые ставили вопросы соотношения знания и мудрости (Ж. Маритен), о библиотеке в системе знаний (Х.-Л. Борхес, Х.-Г. Гадамер, П. Сорокин, М. Фуко, У. Эко, П. Бурдье и др.).

Явный исследовательский интерес к библиотеке как центру знания с неизбежностью привел к возникновению когнитивных аспектов в изучении библиотеки, которые достигают своего апогея в конце 90-х годов XX века. К этому моменту наметились и обозначились контуры шести когнитивных парадигм библиотеки: 1) классификационная (М. Дьюи, Ш. Отле, Э. Р. Сукиасян и др.); 2) когнитивно-педагогическая (К. И. Абрамов, А. Я. Айзенберг, Н. К. Крупская, В. И. Терешин, О. С, Чубарьян); 3) когнитивно-психологическая (Н. А. Рубакин, К. И. Воробьева); 4) философско-знаниевая (М. И. Акилина, А. И. Ракитов, А. В. Соколов); 5) общекогнитивная (Д. Ликлайдер, А. И. Остапов, М. С. Слободяник, Э. Л. Шапиро, Д. Шира); 6) библиографическая когнитология (Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев, Л. В. Астахова).

Значительную помощь в работе над диссертационным исследованием оказали культурологические идеи, заключенные в работах зарубежных и отечественных исследователей культуры (Лесли Уайта, Дж. Мердока, Ральфа Л. Билза, Бронислава Малиновского, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, С. Н. Иконниковой, Э. В. Соколова, Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, О. П. Елисеева, П. Гуревича. О. В. Ромах, В. С. Семиной и др.). Перечисленный ряд авторов и их концептуальные построения свидетельствуют о наличии научного интереса к библиотеке и о попытках соединить всесторонние подходы к ней как феномену культуры с практической деятельностью реальной библиотеки, которая переживает сегодня сложное для себя время. Неоднозначность указанной проблемы, разносторонние попытки со стороны ученых и практиков предложить «свое», наиболее оптимальное решение дальнейшей судьбы библиотеки в ускоряющихся процессах глобализации, унификации и стандартизации культуры, заставили автора обратиться к проблеме библиотеки как феномену современной гуманитарной культуры и рассмотреть ее с позиции интегративного культурологического знания.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы, опираясь на методы философии, культурологии и библиотековедения, исследовать библиотеку как символат (образование) культуры, как культурную форму и полифункциональный социокультурный институт, развивающий гуманитарную культуру.

В ходе реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

рассмотреть особенности библиотеки как социокультурного института;

изучить основные типы библиотек в контексте историко-культурного пространства;

определить место библиотеки в системе межкультурной коммуникации;

выявить содержательную и функциональную особенности библиотеки в переходный период;

проследить влияние библиотеки на современную провинциальную культурную среду.

Объектом диссертационного исследования является библиотека как органическая часть современной гуманитарной культуры, рассматриваемая с позиции культурологического знания.

Предметом исследования выступает библиотека в своем институциональном выражении (как символат гуманитарной культуры) и как учреждение культуры, которое осуществляет полифункциональную деятельность в современном глобальном и локальном культурном пространстве.

Теоретико-методологической основой диссертационного

исследования выступают историко-культурные, культурофилософские, культурологические и библиотековедческие концепции библиотеки как

9 феномена культуры, институциализированного и оформленного в конкретно-исторические типы.

Основными методами исследования являются:

метод системного анализа;

метод философской герменевтики;

метод когнитивно-функционального анализа;

метод личностно-деятельностного подхода;

аксиологический метод;

семиотический метод.

При постановке и решении конкретных задач, связанных с исследованием библиотеки как социокультурного института и учреждения культуры, структуры библиотечного пространства, мы опирались на специальные методы и приемы, разработанные в историческом и теоретическом библиотековедении, а также на понятия, введенные в научный оборот М. Фуко, П. Бурдье, Л. Уайтом, Дж. Мердоком, Э. Кассирером, У. Эко, М. Ю. Лотманом.

Научная новизна диссертационного исследования определяется концептуальной неразработанностью культурологического подхода к изучению библиотеки как символата современной гуманитарной культуры. Подобный подход предполагает выявление факторов влияния культуры и общества на библиотеку как культурную форму, раскрытие механизмов взаимодействия общества и библиотеки в современном глобальном культурном пространстве, определение степени влияния библиотеки на локальные культурные процессы.

С позиции культурологического подхода к библиотеке достигнуты следующие результаты:

Во-первых, библиотека исследована как социокультурный институт с присущими ему сущностными характеристиками.

Во-вторых, показано, что развитие библиотеки как феномена культуры, развертывание ее конкретных типов и

10 форм находится в динамической зависимости от процессов, происходящих в обществе и культуре, особенно в той ее части, которая касается аксиологии.

В-третьих, раскрыта специфика библиотеки как агента межкультурной коммуникации. .

В-четвертых, показана креативная возможность библиотеки в переходный период.

В-пятых, выявлена культуротворческая и

культуросберегающая роль библиотеки в провинциальной культурной среде.

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов диссертации:

в разработке ряда общенациональных и региональных программ развития библиотеки в условиях модернизации современного общества;

в создании специальных проектов на основе сотрудничества с международными гуманистическими организациями и центрами, которые позволяют превратить библиотеку в культурно-образовательный и воспитательный центр и вместе с этим решить вопрос о разнообразии носителей текстов, а также открыть доступ всем читателям (пользователям) библиотеки к национальным и мировым информационным системам;

выводы диссертационной работы позволяют уточнить и расширить представления о библиотеке как культурном феномене;

в преподавании общих и специальных курсов теории, истории культуры и библиотековедения, в практической

деятельности библиотек (частично в деятельности библиотекаря-когнитол ога),

Положения, выносимые на защиту:

  1. Библиотека как социокультурный институт выполняет в обществе информационно-знаниевую, коммуникативно-познавательную, образовательную, мемориальную, кумулятивную, культурную, креативную, рекреационную, воспитательную и библиотерапевтическую функции. Посредством названных функций библиотека приобретает в гуманитарном культурном пространстве современности статус информационно-культурного центра, в котором коммуникативно-познавательные ситуации, как семантические структурные конфигураторы, способны не только системно отражать культурно-знаниевые состояния пользователя (мотив, поиск, восприятие, осмысление, решение, действие), но и быть хранителем тезауруса культуры, объединяя в себе различные культурные эпохи, традиции, стили и направления. Тем самым библиотека содействует устойчивому развитию общества и человека, предоставляя последнему возможность продуманно и гармонично отвечать на «вызовы» времени.

  2. Библиотека появилась как ответ на потребность общества в накоплении, хранении, передаче знаний и культурного опыта, запечатленных в тексте. Динамика социально-экономического и культурного развития формирует книжный мир, его стили и направления, диктует ему свои требования, обусловливает организацию библиотечных фондов. Наряду с этим, библиотека сама оказывает мощное влияние на культурный процесс, на

12 отбор культурных ценностей посредством выработки собственной технологии отбора, хранения, передачи текстов, формата и качества их носителей, каталогизации и шифровки документов.

  1. Библиотека как относительно самостоятельная коммуникативно-познавательная система осуществляет процессы аккультурации и инкультурации как в синхроническом, так и диахроническом аспектах. Она способна проникать в мир иной культуры посредством воспитания у пользователя (читателя) культурной восприимчивости, правильной интерпретации проявлений коммуникативных свойств различных культур. Знания через пользователей библиотеки «перетекают» в другие культуры, а через них - в иные сферы деятельности, что позволяет библиотеке занимать стабильное положение в процессах межкультурных взаимодействий и сохраняться в пространстве мировой культуры.

  2. Наиболее явно библиотека демонстрирует свои креативные возможности в период модернизации общественной жизни. Посредством своих технологий и фондов она помогает культурному сообществу решать проблемы сохранения и долгосрочного управления культурой через письменно-фиксированное знание, печатное слово, получивших статус документа. Благодаря хранящимся в библиотеке документам она не только осуществляет передачу суммы накопленного культурного опыта, но и наполняет сознание читателей идеей культурного релятивизма, а через него формирует образцы культурной идентичности и осторожно заменяет

13 старую модель культурного человека новой моделью, минуя межпоколенный конфликт.

5. Библиотека как социокультурный институт занимает свое место в провинциальной культурной среде, выполняя миссию «культурной памяти». Используя своеобразие внутренней технологии по отбору, хранению, рубрикации и классификации текстов, библиотека осуществляет контроль за развитием культуры провинции, за его антропологическими последствиями. В этом случае ярко очерчивается ее библиотерапевтическая функция по отношению к духовному и физическому здоровью носителя провинциальной культуры. Удовлетворяя потребность в знаниях, библиотека гармонизирует сознание человека-«провинциала», вытаскивает его из набора однообразных ситуаций и тем самым сохраняет паттерны локальной культуры, преодолевает тенденции к глобализации, унификации и стандартизации культурных процессов.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре культурологии, ее основные результаты докладывались на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях: «Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии» (Тамбов, 2003); «Социальное партнерство трех секторов общества как фактор совершенствования системы социальной защиты населения» (Тамбов, 2003); «Профессионально-личностные качества специалиста социальной сферы как аспект социального образования в современном мире» (Тамбов, 2004); «IX Державинские чтения» (Тамбов, 2004); в научных статьях, помещенных в тематических сборниках. По теме диссертационного исследования опубликовано - 13 работ, общим объемом - 3,8 п.л.

*

к\

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Современные концепции библиотеки

Исследованию библиотеки, библиотечной деятельности посвящено достаточно много работ, опирающихся на отечественную и зарубежную традицию библиотековедения и культурологии. Над сущностью библиотеки как особом культурном образовании, в котором не только хранятся книги, рукописи и другие письменные документы, запечатлевшие слова, мысли и образы их создателей и хранителей и без помощи которых человек не может реализовать себя как субъект истории и культуры, писали заметные деятели Средневековья и эпохи Возрождения (Ф. Кассиодор, П. д. Ашери, Д. дю Мэн, Г. Ноде, Р. де Фурниваль). Но только с века Просвещения библиотека становится предметом пристального научного интереса. Тогда же возникает интерес к библиотеке в России (В. Н. Татищев). На роль библиотеки особое внимание обращал великий немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Он видел в библиотеке человеческую память. «Большая часть человеческого знания во всех отраслях, - отмечает он, - существует лишь на бумаге, в книгах, - этой бумажной памяти человечества... Поэтому лишь собрание книг, библиотека является единственной надеждой и неуничтожаемой памятью человеческого рода»1. Американский философ Ралф Эмерсон (1808-1882 гг.) представлял библиотеку как хранитель интеллекта, мудрости. Он замечает, что даже в маленькой библиотеке может быть огромное богатство, так как она представляет собой «общество мудрейших и достойнейших людей, избранная из всех цивилизованных стран мира на протяжении тысячи лет и представляет в лучшем порядке результаты своего изучения и своей мудрости» . Эту мысль Эмерсона как бы продолжает английский писатель Джон Рескин (1819-1900гг.), считающий, что всякая хорошо обставленная библиотека позволяет «вызывать тени величайших и гениальнейших людей, когда-либо существовавших, и заставлять их беседовать с нами на самые интересные темы» . Русский библиотекарь Н.Ф. Федоров (1824-1903 гг.) видел предназначение библиотеки в исследовательско-познавательной миссии. «Библиотеки, - пишет он, - не должны быть только хранилищами книг, не должны служить и для забавы, для легкого чтения, - они должны быть центрами исследования, которые обязательны для всякого разумного существа, - все должно быть предметом познания и все познающим». Но только в конце XIX века в Германии впервые возникает наука о библиотеке (U. Jochum Bibliothekswissenschaft, Bibliotheksuntersuchungen), которая на исходе XIX века оформляется в самостоятельное научное направление в изучении библиотеки — «библиотековедение». Возникнув, классическое библиотековедение сосредоточило внимание на социальных функциях библиотеки, типологиях библиотек, организации библиотечного дела. При этом свойственный специалистам-библиотековедам подход к библиотеке отличался некоей профессиональной ограниченностью, описательностью без надлежащей методологической глубины и культурологической широты представления самой проблемы. Здесь следует назвать, безусловно, интересные библиотековедческие работы Н. А, Рубакина, Ю. Н. Столярова, Н. И. Тюлиной, В. Р. Фирсова4 и других. Потребовалось радикальное изменение самой теории культуры, появление культурологии как особой науки и отрасли знания, чтобы изучение библиотеки приобрело культурологическое звучание. В 80-90-е годы XX века появляются работы В. М. Беспалова, Е. И. Кузьмина, С. Г. Матлиной, В. Ппахова, Э. Л. Шапиро, Н. Н, Цыгановой1 и других, в которых прослежена связь инноваций в библиотечном деле с динамикой культуры. Большое внимание библиотековеды и историки книги уделили изучению истории крупнейших библиотек древности, средних веков и нового времени. В этом направлении также работали Н. Вержбицкий, Т. В. Захарчук, И. Е. Баренбаум, В. С. Люблинский, Е. Л. Немировский2 и другие. Многие отечественные и зарубежные исследователи рассматривали библиотеку как социокультурный институт, изучали особенности ее истории. Здесь необходимо назвать труды А. Г. Глухова, Б. П. Иванова, С. И. Вехова, А. А. Гинкена, F. Milkay (Ф. Милкау), R. Fehrle (Р. Ферле), Т. Birta (Т. Бирта)3 и других. Библиотека характеризовалась ими в ретроспективном взгляде как хранилище книг. Историю библиотеки в России изучали такие известные русские ученые как А. Н. Ванеев, М. И. Слуховский, М. Н. Тихомиров1.

Труды названных исследователей подразделяются на три группы: история отдельных библиотек, история библиотек в конкретный исторический период, история книги как системообразующего элемента библиотеки. Среди них особое место занимает работа немецкого историка U. Jochuma Kleine Bibliotheksgeschichte (У. Йохум. Маленькая история библиотеки)2. Он пытался проследить место и роль библиотеки в контексте культурных процессов.

Революционные, по сути, и глобальные по масштабам социально-экономические, политические и духовные перемены последних десятилетий заставляют по новому взглянуть на традиционные проблемы библиотековедческой науки, ответить на вопросы о миссии и роли библиотеки в новом постиндустриальном (информационном) обществе, определить ее статус и функции. Над этими проблемами работают И. А. Бутенко, Б. Ф. Володин, Л. Н. Гусева, Н. С. Карташов, В. М. Межуев, В. В. Скворцов, А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров, В. Р. Фирсов и другие. Столяров Ю. Н. считает, что характеристика библиотеки как культурного института есть лишь частный случай в определении ее социокультурного статуса и что библиотеку следует рассматривать в первую очередь как документно-коммуникационную систему .

Маркова Т. В. в кандидатской диссертации «Библиотека как феномен культуры» пишет о том, что целесообразнее и перспективнее, с точки зрения философии культуры, является изучение такой функции библиотек как систематизация культурного наследия. Выделение этой функции в качестве определяющей автор связывает с типологией библиотек2. Она предлагает рассматривать библиотеку средствами «длительной истории» культуры и общества, т.е. с учетом диахронического принципа рассмотрения проблемы. Кроме того, диссертантка не теряет из виду и синхронический принцип -«пространственное» взаимодействие библиотек с другими системами культурной коммуникации.

В этой связи нам представляется целесообразным в рамках системного подхода рассматривать библиотеку как формообразование поля культуры, которое имеет свое внешнее выражение, содержание, выполняет определенные функции в обществе и имеет свое особое предназначение в системе культурных связей в современном информационном (коммуникационном) пространстве. Следуя терминологии известного американского антрополога и культуролога Лесли Уайта, библиотека выступает в качестве символата1, т.е. «класса феноменов, существующих в реальном мире»3 и зависящих «от способности человека к символ ированию»3. Если символаты «рассматривать во взаимосвязи друг с другом, независимо от организма человека, т.е. в экстрасоматическом контексте, то эти предметы и явления становятся культурными элементами или культурными чертами»4, в основе которых лежит труд человека, а сами они — овеществленный человеческий труд.

Библиотека как социокультурный институт

Библиотека - это такой феномен культуры, который позволяет развивать наряду с духовно-нравственными качествами личности, ее индивидуальную профессиональную компетентность. Личностное развитие, в котором библиотеке отводится особая роль, имеет особенное значение, так как общество требует максимального использования того, что хранится в сознании людей. Таким образом, личностное развитие предполагает не только увеличение объема знаний индивида, но и его способность, опираясь на приобретенные знания, понять, оценить, а если необходимо, то и изменить мир. Эти процессы поставили в центр внимания библиотеку как инструмент культурной, социальной, информационной политики, направленной на достижение устойчивого развития современного человеческого сообщества на началах глобального гуманизма и коэволюции.

Современную библиотеку можно определить как целостную систему, включающую в себя три основных элемента: во-первых, информацию представленную в различных видах публикаций, размещенных на различных носителях; во-вторых, читателя (пользователя), в-третьих, библиотекаря-когнитивиста. Эта триада имеет основополагающее значение для правильного понимания сущности библиотеки как социокультурного явления. Совокупность этих структур образует библиотечное дело. Библиотека всегда, а в настоящее время особенно, представляет собой информационно-культурное учреждение, которое в условиях масштабного распространения новейших технических средств и приёмов обработки потока информации становится библиотекой, способной предлагать свои услуги в сетевом режиме.

История библиотеки - это и история книг, их жизни в библиотеке. Как опредмеченная мысль и символ эпохи они стоят на полках и ждут своего часа востребования читателем. Х.-Л. Борхес писал: «Библиотека - это что-то вроде магического кабинета. Там заколдованы лучшие души человечества, но они ожидают нашего слова, чтобы выйти из немоты»1. Когда книга попадает в библиотеку, она приобретает иной статус по сравнению с ее статусом, как домашнего предмета. В библиотеку поступают книги разной тематики и функциональной принадлежности. Там они проходят отбор, классификацию по отраслям знания, кодифицируются и расставляются на полках, согласно своему шифру. Чаще всего книга в библиотеке служит не только источником информации, но и знаний. При этом она одновременно является письменным текстом и авторским произведением. Книга существует в двух качественных состояниях: как конкретное воплощение творческого труда автора и как предмет, томящийся в шкафу. Чтение книги, спрос на нее, критика или восхваление пробуждают интерес к автору, а иногда и возрождают из забвения его самого и его произведение, но уже в ином социокультурном качестве, как часть нового бытия. Угасание интереса к автору вновь «убивает» его и превращает его творение (книгу) в вещь. Таким образом, многократное чтение одной и той же книги разными поколениями читателей есть важная характеристика ее ценности как символата культуры.

Библиотека - сложное формообразование культуры как системы. Она может быть описана как в духовно-когнитивных категориях, так и физически-технологических характеристиках. С одной стороны, ее можно изучать как определенным образом материально - технически технологически организованное учреждение. В этом случае необходимо знать насколько здание библиотеки удобно, вместительно, технически оснащено для накопления и длительного хранения книг, посещения и обслуживания читателей, быстрой доставки книг из фондов. И тогда история библиотеки включает в себя историю создания книгохранилищ, каталогов, оформления читальных залов, помещений для обработки, выставок, наконец, оптимальное освещение, отопление, укомплектование столами и стульями. Борхес Х.-Л. Собрание сочинений в 3-х т. - М, 1997. - Т. 3. - С. 274.

С другой стороны, библиотека - это носитель духовного и информационного богатства культуры, своеобразный книжный музей, где накапливается и хранится духовное сокровище человечества. В этом смысле она есть нечто более фундаментальное, чем отдельная книга или отдельная научная дисциплина. Как всякий культурный феномен, библиотека функционирует в материальном и духовном выражениях. Библиотека, собирая, храня и транслируя новые знания, формирует читателя и потребность общества и индивида в информации и знаниях. Работа библиотеки ставит вопросы о том, как и где должна храниться информация, как она должна передаваться пользователю. Это, в свою очередь, ставит вопрос о месте и роли библиотеки в устойчивом развитии общества, заставляет обратить внимание на когнитивный аспект деятельности библиотеки как социокультурного института. Безусловно, библиотека -источник знания и сокровищница культуры, но форма и способ хранения и распределения духовного богатства оказываются не безразличными для подготовки человека, способного их обрабатывать и усваивать. Уже школьники воспитываются так, чтобы быть способными проводить время в библиотеке. Для этого требуется усидчивость, внимание, память: все это, в основном, формируется в стенах самой библиотеки. Авторы пишут книги в надежде, что они будут храниться в библиотеке и, тем самым, существовать в вечности. Наконец, этос самого библиотекаря во многом определяется технологическими задачами: собирать, обрабатывать и давать читателю нужные книги. Классический тип библиотекаря - это библиотекарь, соединяющий в себе профессиональные навыки и специальные знания с широкой эрудицией, обладающий гибкостью мышления, способностью к инновациям и адаптации к разным, в том числе резко меняющимся внешним обстоятельствам. Наряду с профессиональной компетентностью он должен воспитывать в себе инициативность, отзывчивость, лидерство, коммуникативность. Такой идеальный образ библиотекаря стремится к идеальному образу читателя, оказывая ему помощь в поиске необходимых книг и получении полной и своевременной информации. Этому содействует его отказ от идеологических клише и политических идеологий, выработка абстрактного мышления, врожденные способности библиотекаря быть хорошим педагогом, консультантом, коммуникатором. Библиотекарь в идеале не имеет права претендовать на роль абсолютного авторитета, он должен выступать равноправным партнером в сложной сети общественной коммуникации.

Библиотека в межкультурной коммуникации

Самым распространенным видом трансляции культурных ценностей является межкультурная коммуникация, т.е. взаимодействие и взаимовлияние культур. Коммуникация предполагает общение, обмен мыслями, сведениями, идеями, передачу определенного содержания сознания (индивидуального или коллективного) посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях.

Приведенное определение понятия «коммуникация» при дальнейшем теоретическом синтезе может дать достаточно верное представление о коммуникативно-познавательной деятельности и роли библиотеки в этом виде деятельности, поскольку:

-во-первых, в определении понятия «коммуникация» уже заложена идея, смысл интеллектуальной деятельности (общение, обмен мыслями, сведениями; передача содержания от одного сознания к другому), указаны средства и способы этой деятельности;

-во-вторых, определение познания по своей сути деятельностно, поскольку оно рассматривается как деятельность отражения;

-в-третьих, определение понятия «деятельность» как человеческой формы активного отношения к окружающему миру, взаимосвязано с терминами «коммуникация» и «познание», что объясняется единством отражения, предметно-практической деятельности и коммуникации.

Рассматривая особенности межкультурной коммуникации, следует остановиться на процессах взаимопроникновения (конвергенции и ассимиляции) культур или аккультурации.

В «Философском энциклопедическом словаре» аккультурация определяется как «процессы взаимовлияния культур, восприятие одним народом полностью или частично культуры другого народа, обычно более развитого».1 Американский ученый Билз Р., изучавший проблемы культурных контактов, под результатами взаимодействия культур понимал аккультурацию как «восприятие, т.е. усвоение значительной части другой культуры..., как адаптацию, т.е. совмещение изначальных и заимствованных элементов в гармоничное целое..., как реакцию, когда возникают множество разных контраккультурационных движений...» . Процессы аккультурации могут носить как агрессивный (американизмы, стереотипы массовой культуры, религиозный (сектантский) миссионизм и т.п.), так и неагрессивный «мягкий» характер.

Библиотека и книга в процессе аккультурации действуют неагрессивно, они проникают в мир иной культуры посредством воспитания у пользователя (читателя) культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации проявлений коммуникативных свойств различных культур. Ярким примером «мягкого культурного взаимодействия» явилось взаимопроникновение культур народов бывшего СССР. За годы существования союзного многонационального государства не были утрачены элементы национальной духовной культуры (научные, литературные, художественные школы, республиканские библиотеки различного профиля). При доминанте русского языка, государственную поддержку имели языки других народов, что нашло отражение в принципах комплектования библиотечных фондов как научных, школьных, так и публичных библиотек.

Процесс аккультурации не может осуществляться без внедрения, т.е. без стремления создать новый образ мира, оригинальную «картину мира» как совокупность рациональных знаний и представлений о более совершенных ценностях, нормах и правилах, о менталитете культур других народов.

Вместе с тем, в духовной жизни общества может происходить и такая культурная экспансия, которая определяет новый стиль мышления и поведения, новую моду, формы общения. При этом «новый» стиль мышления превращается в новый образ жизни. Так, бутылки с безалкогольным напитком «Пепси», превратились в конце XX века в музыкальное направление «в стиле Пепси», а затем в «поколение Пепси». По тому же пути прошел и процесс «карнавализации» русского языка. Для него стало характерным изменение семантической сущности лексического материала, внедрение эвфемизмов (благозвучных терминов), слоганов, иностранных слов и понятий, сниженной лексики родного языка, скудного набора слов из тюремного сленга; нарочито развязный стиль общения. Эти деструкции языка, их внедрение во все формы вербального мышления активно используются современными средствами массовой информации (как традиционными, печатными, так и относительно новыми электронными), инициируя их распространение и закрепление в общественном сознании как эстетической нормы. Особенно широко это явление представлено в молодежной среде. Манипуляторы от культуры вбрасывают в общественное сознание поток ложных понятий и смыслов, коверкая трансфер знаний. За этими явлениями стоят не только обеднение и искажение языка, речевого общения, развитие непонимания, распространение ложных смыслов, но и отвращение к чтению, работе с книгой как к традиционному виду культурной деятельности. В этой ситуации неизмеримо возрастает роль библиотеки как института культуры, призванного формировать гармоничный мир личности. Библиотека располагает большим арсеналом средств для осуществления продуктивной, креативной по сути, межличностной и межкультурной коммуникации. К ним следует отнести в первую очередь библиотекаря как актора, осуществляющего коммуникативную деятельность. Библиотекарь -это работник библиотеки, который выполняет профессиональные библиотечные операции.1 Однако в данном определении не отражены особенности профессиональной, нравственной и культурной деятельности библиотекаря. Они нашли свое отражение в Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря, принятого в 1999 году. В нем, в частности, говорится, о том, что библиотекарь обеспечивает высокое качество, доступность и комфортность библиотечных услуг, строит свои отношения с читателями (пользователями) на основе уважения их личностей и их информационных потребностей, заботится о высоком общественном статусе библиотеки.1 Библиотекаря, который выполняет сложные операции анализа и синтеза информации, накопления, обработки, порождения и передачи новых знаний можно назвать библиотекарем-когнитологом. Библиотекарь-когнитолог способен обеспечить не только доступ к информации, но и как писал Х.-Г, Гадамер, обеспечить общность мироориентации своей и читателя, так как в ходе общения в библиотеке между субъектами общения возделывается общее поле реальной человеческой коммуникации. На основе этой общности возникает нравственная и социальная солидарность, которая является общим способом мироистолкования.2 Выступая агентом общения, библиотекарь способен ускорить изменение личности как носителя определенной культуры, либо в восприятии паттернов иной культуры, либо в отторжении образцов антикультуры. Это позволяет утверждать, что распространяемые через библиотеку культурные паттерны, обладают достаточно высокой ценностью, которая во времени не утрачивается, а сохраняется и актуализируется. Это относится в первую очередь к линейному печатному тексту (книга, журнал, газета, альбом и т.д.). Возникнув в определенные исторические отрезки времени и оформленные в виде печатной продукции, они выступают как высокоценные культурные образцы. Вместе с тем, в последнее десятилетие XX столетия стали возникать новые культурные паттерны (электронные СМИ, компьютер,

Похожие диссертации на Библиотека в системе современной гуманитарной культуры