Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв. Сафронов Вячеслав Иосифович

Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв.
<
Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв. Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв. Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв. Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв. Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв. Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв. Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв. Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв. Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв. Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв. Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв. Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сафронов Вячеслав Иосифович. Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 24.00.01 Ярославль, 2007 228 с., Библиогр.: с. 185-202 РГБ ОД, 61:07-17/172

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Предыстория формирования архитектурного образа Ярославля 16

1. Архитектурный образ Ярославля в начале - середине II тыс. н.э 16

2. Великий торг и опора государства и веры: архитектурный образ Ярославля в контексте исторических процессов второй половины XVI в 26

3. Богоизбранный град: Смута начала XVII в. как фактор трансформации регионального самосознания, обеспечившей культурный расцвет города в XVII в 41

Выводы к первой главе 47

Глава 2. Становление архитектурного образа Ярославля XVII в. в историко-культурном контексте эпохи 51

1. Социальный триумф и религиозная миссия. Предпосылки формирования архитектурного образа Ярославля XVII в 51

2. Ландшафтные черты архитектурного образа Ярославля XVI-XVII вв. 53

3. Храмы Ярославля в контексте общерусских художественных тенденций и формирования архитектурного образа города XVII в 62

4. Твердыня: крепостное зодчество Ярославля и гражданское строительство XVI-XVII вв. в контексте становления архитектурного образа города 83

Выводы ко второй главе 95

Глава 3. Этапы развития ярославской школы зодчества XVII в., как основной компонент формирования архитектурного образа города 99

1. Начальный этап ярославской школы зодчества XVII в 101

2. Период расцвета ярославской школы зодчества XVII в 116

3. Заключительный этап ярославской школы зодчества XVII в 132

Выводы к 3 главе 138

Глава 4. Художественные особенности доминант архитектурного образа города XVII в.: Успенский собор и церковь Иоанна Предтечи в Толчкове 140

1. Ярославский Успенский собор - доминанта архитектурного образа Ярославля XVIIB. Опыт реконструкции первоначального облика 141

2. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове - вершина ярославской школы зодчества XVII в. Опыт реконструкции первоначального архитектурного облика 150

Выводы к 4 главе 179

Заключение 181

Введение к работе

Диссертация посвящена анализу специфики архитектурного образа Ярославля XVI-XVII вв., с середины XVI века превратившегося в один из ведущих городов русского государства, выявлению особенностей формирования художественной целостности и неповторимости архитектурного образа города этого периода во взаимодействии с ландшафтом.

Помимо внешних характеристик архитектурного образа города: панорам с основных видовых точек при подходе к городу, его речных пейзажей, силуэтной линии, - важнейшим фактором понимания его образа является восприятие гармонии композиции его объёмно-пространственной структуры в целом и отдельных архитектурных сооружений, исключительное многообразие форм и типов которых оставила ярославская школа зодчества XVII в. Разработке проблемы этапов развития ярославской школы зодчества и типологии культовых сооружений Ярославля этого периода как важнейших составляющих его архитектурного образа в работе уделяется особое внимание.

Актуальность исследования. По словам Д.С. Лихачева, «в сохранении исторической преемственности развития культур изучение и сохранение образа городов играет первостепенную роль» [135, с.393]. Об актуальности этой общей темы свидетельствует острый интерес к ней со стороны искусствоведов, культурологов, философов, практиков искусства и общества в целом.

Особый интерес вызывает изучение образа города. Анализ образа города дает представление о культуре разных исторических эпох и периодов, о художественных векторах культуры. В контексте современных исканий, поиска в области национально-культурного и духовного самоопределения русский город мыслится как одна из важнейших смысловых матриц культурной истории. И его образ как эстетический, художественный

феномен, синтезирующий идеи и ценности, мифы и воспоминания, становится ключевым звеном самосознания человека в начале нового века.

Исследование находится в русле актуальной искусствоведческой проблематики, связанной с изучением русской культуры XVI-XVII вв., искусства этого времени, богатство и разнообразие которых дают пищу нашему духовному опыту и становятся основой для нового художественного поиска. Некоторые важные аспекты искусства позднего русского средневековья в настоящее время стали подвергаться переосмыслению, благодаря освобождению от идеологических ограничений и развитию науки. Новый взгляд на проблему «обмирщения» в искусстве XVII в., на соотношение «старого» с «новым», на проблему влияний, актуальная в науке проблематика исторической памяти сделали актуальным рассмотрение ярославского историко-архитектурного наследия этого периода в контексте становления архитектурного образа города. Важно осмыслить трансформацию в искусстве Ярославля старых мотивов и появление новых, изменение отношения к заимствованиям из западноевропейской культуры, взаимоотношение сакрального и профанного, специфическое оцерковление мирской жизни, составляющие основу парадигмы эпохи и в значительной степени определившие своеобразие архитектурного образа города в рассматриваемый период.

В Ярославле в период, изучаемый в данной работе, происходит создание яркой, выразительной объёмно-пространственной композиции города, гармонично сочетающей в своей планировке ландшафтно-природные, функциональные, исторические, семантические факторы с оригинальной архитектурой, созданной ярославской школой зодчества XVII в., и замечательными образцами столичной школы XVI в. Это время отличается особой интенсивностью культурно-художественной, духовной жизни, что пока не вполне соответствует характеру и масштабу научного интереса к эпохе «Ярославского регионального Возрождения» (Е.А.Ермолин). [69, с.50]. Практически не изучен и архитектурный образ Ярославля XVI-XVII веков.

Изучение исторического образа города важно и в связи с развитием в XX-XXI вв. городов с большим прошлым, трансформацией городского центра. Строительный бум, захвативший сейчас страну, в значительной степени коснулся многих исторических городов, в том числе и Ярославля, образ которого во многом определяется архитектурными доминантами, созданными в XVII в. В последние годы в исторических городах России появляются новые культовые сооружения, которые во многом являются своеобразной интерпретацией церковного зодчества XVI-XVII вв. В современной социокультурной ситуации актуальность исследования связана с сохранением архитектурных образов русских городов как хранителей культурных традиций и необходимостью их дальнейшего гармоничного развития. Для Ярославля, исторический центр которого в 2006 г. вошёл в Список всемирного наследия, охраняемого ЮНЕСКО, оно имеет особое значение.

Предмет исследования. Специфика русской (провинциальной) архитектуры XVI-XVII вв., как сформировавшегося в самостоятельном качестве вида искусства, отражённая в процессе формирования архитектурного образа Ярославля этого периода.

В этот период возникает ряд нуждающихся в изучении и интерпретации феноменов:

- формируется яркая, выразительная объёмно-пространственная
композиция города, гармонично сочетающая в своей планировке
ландшафтно-природные, функциональные, исторические, семантические
факторы;

- определяются структурные и композиционные закономерности
архитектурного образа города;

- появляются образцы столичной школы XVI в. и оригинальная,
самобытная архитектура, созданная ярославской школой зодчества XVII в.,
и происходит их взаимодействие с развивающейся градостроительной
тканью города.

Объект исследования - архитектурная среда и градостроительная структура Ярославля эпохи его расцвета, памятники архитектуры XVI-XVII вв., как сохранившиеся, так и утраченные. Границы исследования охватывают исторически сформировавшуюся территорию города XVI-XVII веков.

Хронологические границы исследования. Основное внимание в диссертации уделяется архитектурному образу Ярославля XVII в., в особенности от первого десятилетия после периода Смуты и до конца XVII в. В этот период возникает ряд феноменов, нуждающихся в изучении и интерпретации. Ряд явлений, рассматриваемых в диссертации, имел корни в градостроительной культуре города XVI в., начиная с периода соборного строительства после «великого» пожара 1501 г. Поэтому этот этап развития города также включён в исследование, но лишь в отдельных аспектах.

Проблема исследования состоит в том, чтобы понять, как происходило формирование архитектурного образа города в контексте изменения основной парадигмы эпохи через взаимодействие старого и нового, сакрального и профанного, реализацию на региональной почве культурной логики, характерной для эпохи Возрождения.

Цель исследования - представить всестороннюю характеристику архитектурного образа Ярославля XVI-XVII вв.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

осмыслить архитектуру Ярославля XVI-XVII вв. в контексте развития русского зодчества XVI-XVII вв.

выявить исторические и архитектурные предпосылки формирования ярославской школы зодчества XVII в.

- проанализировать становление архитектурного образа Ярославля
XVI-XVII вв., раскрыв характерные особенности архитектурных форм
Ярославля в этот период как основную составляющую архитектурного
образа города, основные композиционные особенности планировки и
объёмно-пространственной структуры города в процессе его развития в
XVI-XVII вв.

- изучить художественные особенности Успенского собора и церкви Иоанна Предтечи в Толчкове как вершин ярославского зодчества XVII в. и главных доминант архитектурного образа Ярославля.

Источники. В работе использованы натурные наблюдения, письменные источники различного характера: литературные, рукописные, фольклорные и т.д. Изучены картографические и иконографические материалы XVIII в., максимально приближенные по времени к рассматриваемой эпохе.

Методология исследования. Методология основывается на системном анализе широкого круга историко-архитектурного материала, прежде всего -литературных, рукописных, картографических и иконографических источников, и натурном изучении большого количества памятников архитектуры, которые рассматриваются, как произведения искусства в соответствии с их спецификой, выявлением их формально-стилистических качеств, иконографических особенностей, а иногда - и символического значения. Архитектурный образ города рассматривается в работе, как синхронная («горизонтальная») система - комплекс сопряжённых разновеликих и разнотипных образов в рамках одного города, существующих как бы одновременно. В то же время дается рассмотрение архитектурного образа, как динамической системы (стадиально) в рамках органической цельности, которая представляет из себя единый образ города в развитии, и единую архитектурную школу для Ярославля XVII в. К методам, использованным в исследовании, относятся типология в диахроническом и синхроническом ракурсе, сравнительный анализ, искусствоведческий метод анализа архитектуры памятника. Ориентиром являются идеи специалистов по российской истории и истории русской культуры (А. Безансона [12,13], И. Ионова [84], И. Кондакова [103], Д. Лихачёва [134,135], Ю. Лотмана [136,137], Б. Успенского [244], Л. Чёрной [256], А. Юрганова [262]); современных культурологов и социологов (С. Аверинцева [1], М. Бахтина [10,11], В. Библера [15], Л. Ионина [83], А. Михайловой [144], В. Паперного [166], Т. Юрьевой [263]); искусствоведов и

теоретиков архитектуры (И. Бусевой-Давыдовой [28,29,30, 31], Г. Вагнера [32], Т. Злотниковой [72], А. Иконникова [76,77,78,79], Т. Каждан [90], Е. Кириченко [96], К. Линча [132], Г. Стернина [226]); специалистов по провинциальной культуре и отдельным видам искусства (В. Бочкова [24], Е. Ермолина [67,68,69], В. Козлякова [102], С. Овсянникова [157], А. Севастьяновой [209], М. Стовичек [227], и др.); специалистов по регионалистике (А. Белоусова [45], А. Пашкова [167] и др).

Одно из направлений интерпретации образа города - это воссоздание субъективных представлений о нем, мифов, «образов памяти», которые складываются в индивидуальном или групповом сознании. Другое направление - реконструкция образа города как объективной данности в том или ином историческом срезе. В рамках прежде всего такого подхода и произведено данное исследование, посвященное архитектурному образу Ярославля.

Методика основывается на системном анализе широкого круга историко-архитектурного материала, прежде всего - литературных, рукописных, картографических и иконографических источников, и натурном изучении исторической части города в целом и большого количества памятников архитектуры, которые рассматриваются как произведения искусства в соответствии с их спецификой, выявлением их формально-стилистических качеств, иконографических особенностей, а иногда - и символического значения.

Этапы исследования. На первом этапе проводился сбор эмпирического материала по теме исследования, велось натурное исследование и изучение памятников архитектуры Ярославля, велась работа с первичными источниками фонда ГАЯО, музеев города, ОАО «Ярреставрация», определялись методические подходы к проблеме. На втором этапе проводился анализ научно-методической литературы, классификация материала, определялась гипотеза исследования. На третьем этапе проводились анализ и обобщение результатов исследовательской работы, литературное оформление диссертации.

Гипотеза исследования включает в себя следующие положения:

1. Развитие базисного архетипа «града на горе» посредством
уникального сочетания природно-ландшафтных, историко-географических,
функционально-структурных, архитектурно-художественных факторов -
основа архитектурного образа Ярославля, расцвет которого приходится на
XVII век.

  1. Архитектурный образ города возникает на пересечении внешних характеристик, связанных с восприятием «со стороны» общих видов, речных панорам, силуэта, общей объёмно-пространственной структуры с высотных видовых точек, ритмов архитектурных доминант, - и особого, актуализированного как в планировочной ткани города, отдельных архитектурных формах и сооружениях, так и в их взаимосвязях ментального опыта горожан, проявляющегося в отношениях живописного и регулярного, сакрального и обыденного, небесного и земного и связанного в XVII веке с самосознанием ренессансного типа.

  2. Архитектурный облик Ярославля кон. XVII в. является итогом многовекового историко-культурного и экономического развития города, и представляет собой художественно цельный образ, который может рассматриваться, как произведение искусства.

4. Формирование архитектурного образа города происходило в
динамике его развития от основных структурно-планировочных констант
нач. XVI в. (пожар 1501 г. практически полностью уничтожил город) к
вершине его градостроительного и архитектурного искусства конца XVII в.
через создание и развитие собственной школы зодчества.

Исследования по теме. Архитектурный образ Ярославля в XVI-XVII вв. как целостность практически не изучен. В то же время этот аспект затрагивался в той или иной мере рядом исследователей, обращавшихся к русскому искусству и культуре XVI-XVII вв. в целом, и, в частности, к архитектуре Ярославля этого периода. Отдельные важные соображения можно найти в работах авторов, которые изучали ярославское зодчество XVI-XVII вв. (Б. Гнедовский [61], Э. Добровольская [56-62], Е. Караваева

[92], В. Маров [138], С. Новиков [155], С. Попадюк [180,181,182], И. Пуришев [187], А. Суслов [230], И. Тихомиров [236], и др.), и в работах по истории архитектуры данного периода, бегло касающихся Ярославля, которые принадлежат В. Выголову [44], И. Грабарю [49,50], М. Ильину [80,81], Е. Михайловскому [146], А. Некрасову [151], А. Павлинову [164], Т. Славиной [220], Н. Султанову [299], А. Типу [237,239,240], Ю. Ушакову [89] и др. Суждения по этому вопросу есть в работах исследователей, занимавшихся изучением древнерусской живописи XVI-XVII вв., и ярославской живописи в частности (И. Болотцева [21], В. Брюсова [25], И. Бусева-Давыдова [28,29,30,31], Т. Казакевич [91], С. Масленицин [139], Б. Михайловский и Б. Пуришев [145], С. Чураков [39], и др). Труды по истории градостроительства, касающиеся указанной проблематики, принадлежат Г. Алфёровой [2,3,4], А. Бунину [26,27], М. Гуляницкому [52], В. Кириллову [94,95], В. Косточкину [105,106], Г. Мокееву [147,148], В. Марову [138], В. Пилявскому [173], Л. Тверскому [231], А. Щенкову [261], и др. Наиболее глубокий анализ русского градостроительства этого периода приводится в книге, выпущенной Российской академией архитектуры и строительных наук и НИИ теории архитектуры и градостроительства «Градостроительство Московского государства XVT-XVII вв.» в 1994 г. под общей редакцией Н. Гуляницкого [52]. В ней, в отличие от других работ, где Ярославль упоминается лишь в контексте, содержится краткий обзор градостроительного искусства города. Смысловое значение пространственных форм средневекового города, символика архитектурных форм исследовались в работах А. Иконникова [77,79], М. Кудрявцева [110], Д. Лихачёва [134], и др. Большое значение имеют касающиеся этих аспектов работы, выполненные на ярославском материале Е. Ермолиным [69], Т. Юрьевой [263,264]. Исторические аспекты темы затронуты в работах, посвященных истории города или отдельным памятникам архитектуры, И. Барщевским [9], иеромонахом Владимиром [36,37,38], Н. Ворониным [42], К. Головщиковым [47], И. Дубовым [63,64], П. Козловым [100], протоиереем А. Лебедевым [111-120], Н. Первухиным [168], Я. Смирновым и Т. Гулиной

[160], епископом Сильвестром [218], протоиереем Троицким, а также в публикациях последних лет ярославских исследователей и работников музеев Е. Анкудиновои и А. Мельника [5], С. Блажевскои [19], Т. Рутман [191-194], и др.

Большое значение для воссоздания отдельных утраченных памятников имеют краеведческие публикации XIX - начала XX вв. В исследовании использована обширная краеведческая литература по Ярославлю как дореволюционных авторов, так и исследователей XX в. (И. Воейкова [41], В. Митрофанова [41], Н. Воронина [42], К. Головщикова [47], А. Грязнова [53], А. Израилева [74,75], А. Крылова [108,109], А. Лебедева [111-120], В. Лествицына [121-130], Н. Первухина [168], А. Титова [233,234,235], И. Тихомирова [236] и др).

В качестве основополагающих надо выделить труды Э.

Добровольской [56-61], В. Марова [138], С. Попадюка [180,181,182], А. Суслова [230], в которых освещаются разные аспекты, в том числе и исследованные в настоящей диссертации. Следует при этом отметить, что работы этих авторов носят в основном описательный характер, имеют высокий эмпирический уровень, однако, называя основные особенности ярославской школы зодчества XVII в., авторы не дают её полной характеристики, привязывают определение черт школы лишь к большим летним храмам, не рассматривая развития ярославского зодчества во всём многообразии его форм. Анализ трудов предшественников подвёл к необходимости раскрытия в диссертации характерных особенностей ярославской школы зодчества в динамике её развития на протяжении XVII в. Анализ сохранившихся памятников архитектуры этого периода и выявление иконографических особенностей утраченных памятников на основе источников различного рода позволил на основе композиционных, конструктивных, декоративных и функциональных признаков разработать подробную типологию культовых сооружений Ярославля XVII в., выявить конкретные этапы развития ярославской школы XVII в.

К образу города как предмету изучения обращались исследователи русской культуры, рассматривая его в различных аспектах. Сложившаяся в градостроительной науке концепция о планомерной застройке московским правительством в XVI-XVU вв. новых городов - крепостей по предварительному замыслу, с применением чертежей и «росписей», доказательно сформулированная в работах А. Бунина [26, с.262], В. Кирилова [95], В. Косточкина [105], Л. Тверского [231, с.93-99] в середине -второй половине XX в., на наш взгляд, остаётся основной и наиболее подтверждённой исследовательскими материалами. Однако подчёркнутые Г. Алфёровой живописные особенности новоземельных городов, также имеют свою правомерную доказательную базу [4, с.86]. Сочетание этих двух принципов в градостроительной практике русских городов XVI-XVII вв. в развитии архитектурного образа Ярославля не изучено.

Смысловое значение пространственных форм средневекового города, символика архитектурных форм исследовались в работах А. Иконникова [79], М. Кудрявцева [ПО], Д. Лихачёва [134], и др. и на ярославском материале в работах Е. Ермолина [68, с.95], Т. Юрьевой [264; С. 15].

Особое значение имеет проблема соотношения религиозного и светского в искусстве XVII века. Вторжение светских элементов в церковное искусство, которое рассматривалось М. Ильиным [81, с. 168], Б. Михайловским и Б. Пуришевым [145; с. 107-111], и др. как процесс «обмирщения» искусства, то есть утраты им религиозных начал, исследуется в работе на материале ярославской архитектуры XVII в. с противоположной позиции, сформулированной в недавнее время А. Панченко [165] и развитой в трудах И. Бусевой-Давыдовой [28,29], Е. Ермолина [69], Л. Лившица [133], - как «оцерковление мирской жизни и человека», а также в аспекте концепции ярославского регионального Возрождения, выдвинутой Е. Ермолиным [69, с.50].

Образ города в его архитектурном выражении рассматривается в соответствии с идеями Д. Лихачёва [135; С.393-398] в историческом аспекте, как сложная составляющая множества компонентов. В то же время, идеи К.

Линча [132; С.50-87] и Л. Трушиной [243; С.95-97] стали основой реконструкции восприятия архитектурного образа города XVII в. в динамике с позиций современного ему человека.

На основе изучения исторических документов и фотографий, а также краеведческой литературы выполнено исследование и графическая реконструкция главной доминанты города, важнейшей составляющей его архитектурного образа, утраченной в 1937 г. - Успенского собора, а также -исследование и графическая реконструкция первоначального облика вершины ярославского зодчества XVII в. - церкви Иоанна Предтечи в Толчкове.

Научная новизна работы. В диссертации впервые рассматривается формирование архитектурного образа Ярославля XVI-XVII вв. - одного из крупнейших русских городов в период его расцвета - не просто на историко-культурном фоне, а с точки зрения исследования градостроительной формы, где учтена производная глубинных социокультурных процессов эпохи, отразившаяся во внутреннем наполнении образа, визуализированного в конкретных архитектурно-художественных формах.

Переосмыслено представление о ярославской школе зодчества XVII в., а именно: впервые в этом аспекте комплексно рассмотрено и сохранившееся архитектурное наследие, и утраченные памятники архитектуры этого периода, изученные автором на основе историко-архивных и библиографических материалов.

Впервые на основе формальных признаков изменения архитектурно-художественного строя храмов Ярославля XVII в. были выявлены этапы развития ярославской архитектурной школы и представлена полная типология памятников культового зодчества этого периода.

Расцвет ярославского искусства XVII в. и актуализация его в архитектурном образе города рассмотрены в аспекте новых искусствоведческих взглядов на проблему «обмирщения» искусства XVII в., «эдемизации» городского пространства, соотношения элитарного и народного, проблему заимствований (на анализе композиции и

декоративного убранства церкви Ильи Пророка, церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, церкви Николы Мокрого, церкви Иоанна Предтечи в Толчкове).

Практическая значимость работы. Основные положения диссертации и выводы из неё позволяют по-новому интерпретировать культуру и искусство Ярославля XVI-XVII вв. через призму развития архитектурного образа города в этот период. Новая оценка историко-архитектурного наследия этого периода может дать новые импульсы в разработке концепции современного развития исторического центра Ярославля. Положения диссертации могут использоваться в трудах обобщающего характера, при чтении лекционных курсов, а также в конкретных исследованиях, посвященных отдельным проблемам русского искусства указанного периода. Введённые в научный оборот новые источники и открытия расширят круг представлений исследователей, занимающихся культурой и искусством XVI-XVH вв. Исследование имеет практическое значение при определении методических подходов в работе по реставрации архитектурного облика ярославских памятников XVT-XVII вв.

Положения, выносимые на защиту:

- градостроительные аспекты формирования архитектурного образа
Ярославля XVI-XVII вв. сопрягаются с особым ментальным опытом, что
выражается в эдемизации пространства города XVII в. и в особой логике
религиозно-символических взаимосвязей планировочной структуры и
основных доминант в мировоззрении современников;

- становление архитектурного образа Ярославля XVI-XVII вв.
происходит через разрешение проблем взаимоотношения старого и нового,
оцерковления человека и мирской жизни, взаимовлияний художественных
тенденций и школ;

архитектурный образ Ярославля в XVII в. создавался в результате возникновения ярославской школы зодчества, которая на протяжении столетия прошла в своем развитии три этапа;

типология культовых сооружений ярославского зодчества XVII в. и обоснование самобытности архитектурных форм ряда памятников.

- Успенский собор и церковь Иоанна Предтечи в Толчкове -доминанты архитектурного образа Ярославля XVII в; реконструкция архитектурного образа.

Личный вклад автора. При рассмотрении проблематики истории искусства Ярославля XVI-XVII вв. в архитектурном аспекте привлечены новые материалы, введённые в научный обиход диссертантом. Такими материалами являются результаты исследований колористики церкви Ильи Пророка, в которых автор участвовал в 1985 г. в составе научно-исследовательского отдела Ярославской реставрационной мастерской, результаты исследований автором в 1989 г. колористики церкви Богоявления, исследования и открытия автором первоначальных форм крылец, порталов и завершения церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, исследование и реконструкция образа ярославского Успенского собора XVII в., открытие шатровых форм завершений зимней церкви Николы Надеина, уточнённый архитектурный облик ярославских крепостных стен и башен XVII в. Впервые развитие ярославской школы зодчества XVII в. было рассмотрено во всей широте спектра сохранившегося архитектурного наследия и привлечения материалов по утраченным памятникам архитектуры этого периода. Выявление на основе формальных признаков этапов развития ярославской школы зодчества XVII в; разработка полной типологии памятников культового зодчества этого периода; введение в научный обиход ряда историко-архитектурных опорных факторов дорегулярной городской структуры, установленных автором и характеризующих историческую парцелляцию и древнюю планировку Ярославля. Выявлена модульность в построении композиции церкви Ильи Пророка (диаметр центрального барабана четверика и высота до подкрестного яблока центральной главы) и пропорциональные взаимозависимости как основы гармонической цельности архитектурного образа памятника.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации формулировались и публиковались автором в научных статьях

(6 публикаций), представлялись и обсуждались диссертантом в качестве

докладов - на научной конференции Ярославского государственного

университета им. П.Г.Демидова, и Ярославского историко-архитектурного

музея-заповедника (1993 г. - IV Тихомировские краеведческие чтения), на

научных конференциях Ярославского художественного музея - Научных

чтениях памяти И.П. Болотцевой (2004, 2005, 2006, 2007 гг.), посвященных

проблемам истории и теории древнерусского искусства, на международной

научной конференции Чтения Ушинского в Ярославском государственном

педагогическом университете им. К.Д. Ушинского (2004 г). Теоретическая значимость исследования.

- осмыслена проблема генезиса архитектурного образа Ярославля XVI-
XVII вв. на широком историко-культурном фоне;

осмыслены специфические особенности архитектурных и художественных форм Ярославля XVI-XVII вв.;

- выполнен типологический анализ ярославского храмового зодчества XVII
в.;

- раскрыты специфические особенности градостроительной структуры
Ярославля XVII в. как с точки зрения развития художественной формы, так и
в образно-символическом аспекте.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения общим объёмом 185 страниц, приложения с иллюстративным материалом и библиографического списка более 200 наименований.

Архитектурный образ Ярославля в начале - середине II тыс. н.э

Природный ландшафт, религия и социально-политическая география определяют архитектурный образ Ярославля домонгольских времен, эпохи независимости и середины II тыс. н.э., когда город вошел в состав Московской Руси. Высокий мыс при слиянии двух рек - так определилось природное своеобразие города. Такое месторасположение не было исключительным, но оно всегда создавало много возможностей для эстетических эффектов и художественного поиска. Эти возможности реализовывались и в образе Ярославля, который воспринимался, во-первых, как «град на горе»: «Ярославская гора - это нынешняя Стрелка: холм, ограниченный двумя реками: Волгой и впадающей в нее Которослью, а с третьей стороны -Медведицким рвом-оврагом. Здесь развернулись ключевые события начальной истории города, граничащей с мифом. В мифологической же проекции Ярославский холм суть мировая гора, сокровенная могила долетописных времен, главное Велесово капище и извечная Велесова родина» [69, с.22].

При этом эстетический компонент восприятия Ярославля, как указал Е.А.Ермолин, ссылаясь на русскую народную песню («Ярославль да город да на горе стоит, на горе стоит да во всей красоте, да ... лучше Питера, да краше Киева, лучше матушки да каменной Москвы...»), доминировал при актуализации мифологемы «града на горе»: «...песня фокусирует сакрально-космический архетип избранного града па горе, с акцентом на первенство в масштабе всей России. Причем выделенная точка пространства стягивает его здесь не силой принуждения, не логикой административного контроля, а эффектом эстетической неотразимости» [69, с.21]. Этот акцент, характерный для XVII в., проявится еще через столетие, когда в конце XVIIIB. Ярославль, превратившись в столицу одного из крупнейших наместничеств, будет переживать свой новый расцвет. На раме иконы Ярославских князей Василия и Константина с житием (1803, ЯХМ) мы видим ярославский Успенский собор на вершине земной сферы - явное подтверждение воскреснувших столичных амбиций.

Во-вторых, Ярославль - город на великой реке, что определяет многие параметры его архитектурного образа. Город фасадами был всегда развернут к реке, точнее к рекам - Волге и Которосли. Волга и Которосль - главные улицы города. Издавна реки были также и своего рода торговыми улицами. «Здесь находилось поселение Медвежий Угол - фактория, место торговли и ремесел на Великом Волжском пути из варяг в арабы, который связывал Балтику и Беломорье с Хазарией, Персией и Багдадом. Волжские караваны, идущие с Балтики, сворачивали здесь, чтобы идти дальше по Которосли» [69, с.22]. Правда, торговля на Волжском пути довольно рано иссякла. До XVI века влияние торговли и ремесла на архитектурный ландшафт Ярославля не было определяющим. Наличие торга, рынка имело второстепенное значение.

Социальный триумф и религиозная миссия. Предпосылки формирования архитектурного образа Ярославля XVII в

Выход из кризиса был сопряжён с большими затратами, хозяйство страны переживало упадок. В финансовом кризисе был и Ярославль, который, однако, быстрее других городов смог оправиться от него благодаря возобновившейся транзитной торговле. В 1620 г. в Ярославле возобновили чеканку денег.

Царствование Михаила Фёдоровича стало периодом восстановительного строительства Русского государства. Укрепление экономики страны повлекло за собой строительство новых городов, и к 1653 г. на территории Российского государства появилось не менее 45 новых укрепленных пунктов [26, с.265]. Как уже говорилось выше, продолжалось и освоение Сибири. Одновременно со строительством сибирских городов, следуя за продвигавшимися южными «засеками» и валами, возникали города на Дону, в верховьях Оки и на Волге. В 1654 г. в результате воссоединения Украины с Россией «возвратилась в лоно Русской государственности» древнейшая столица Руси - Киев.

Как считает А.В. Бунин, проанализировавший размеры городов, количество дворов по переписным и межевым книгам, отдельные сообщения летописцев об эпидемиях, войнах и пожарах, население российских городов в XVII веке значительно выросло. «В конце XVII века Москва, занимавшая около двух тысяч гектаров и вмещавшая в себя более 16-ти тысяч дворов, свободно могла иметь до двухсот тысяч жителей» [26, с.268]. Второй по значению город России - Ярославль, насчитывавший по описи с 1646 г. 2803 двора при территории примерно в 360 гектаров, мог иметь от 30 до 50 тысяч жителей. Косвенно это может подтверждать и бурное строительство многочисленных больших приходских каменных церквей, развернувшееся в городе в этот период.

«Если сопоставить эти цифры с населением западноевропейских городов, ... Ярославль превзойдет все крупнейшие города Ганзейского союза» [26, с.268].

В период царствования Михаила Романова Ярославль занимал третье место по денежным платежам в казну с торговли, и второе место по населению после Москвы, имея 803 торговых места на посаде, 24 торговых ряда, 29 иноземных торговых факторий [61, с.46].

С образованием единого всероссийского рынка усилилось значение купечества. Особую роль в экономике Русского государства XVII в. играли ярославские купцы, наиболее богатые из них составляли 1/6 часть гостей государевых - самой богатой прослойки русского общества, определявшей экономику государства. Значительные богатства, приобретённые ярославскими купцами, позволили им стать ктиторами многочисленных каменных церквей Ярославля XVII века, заменивших деревянные.

Наряду с купечеством возросло влияние ремесленных слоев населения.

Самой сильной социальной прослойкой стало дворянство, сосредоточившее в своих руках и войско, и административное управление, и многочисленные поместья.

Соборное уложение 1649 года упразднением «белых слобод» ликвидировало льготы по налогообложению жителей монастырских слобод. В Ярославле отмена льгот Спасского монастыря на посаде привела к окончанию «посадской войны», долгое время возглавлявшейся Епифанием Андреевичем Светешниковым. Но одновременно монастырь получил участок земли между монастырской северо-восточной стеной и городскими укреплениями на валу, что позволило ему закончить строительство каменных стен и башен вокруг обители.

Культурное своеобразие Ярославля в XVII в. определил Е.А. Ермолин: «По итогу Смуты в городе в отсутствие политической демократии возникла демократия церковно-общинная. Культура Ярославского регионального Возрождения - это культура пробуждения религиозно ориентированной и социально ангажированной творческой личности, ее мирского самоутверждения, получившего сакральную санкцию. Возникают особые отношения между человеком и Богом, основанные на взаимном доверии и своеобразной близости. И, как следствие, реабилитируются земная жизнь, человеческая активность на мирских поприщах, общественная солидарность. Тварный мир осознается как пространство личностного и общественного человеческого действия, реализующего план повсеместной эдемизации реальности.

Тогдашний расцвет - едва ль не главное историческое основание для ярославских амбиций. Хотя тогда, быть может, только зримо претворились, запечатлелись мифические смыслы ярославского урочища как образа «русского рая»» [69, с.28].

Начальный этап ярославской школы зодчества XVII в

Начальный период ярославской школы зодчества следует рассматривать с 1617 г. - даты заложения новой церкви Входа в Иерусалим в Спасском монастыре по 1650 г. - даты окончания строительства церкви Ильи Пророка. В этот период в основном отрабатывались и развивались конструктивные и композиционные приёмы, заложенные ранее, в XVI в. (Богоявленский собор Авраамиева монастыря, собор Никитского монастыря в Переславле-Залесском, и т.д.) с постепенным нарастанием декоративного богатства в отделке фасадов. При этом строятся как большие приходские храмы, поставленные на высокий подклет, главенствующее значение в асимметричной живописной композиции которых занимал четверик летней церкви (церкви Николы Надеина - 1620 г., Рождества Христова - 1644 г., Ильи Пророка - 1647-1650 гг.), так и небольшие храмы без подклета, состоявшие в основном из четверика, увенчанного одной главой (церковь Никиты Мученика - 1641 г., тёплая церковь Леонтьевского прихода -1635 г).

Большое значение в заложении основ ярославской школы зодчества XVII в. имела строительная деятельность Спасского монастыря. В монастыре, недавней резиденции временного русского правительства и молодого Михаила Романова, московскими зодчими, присланными царём, вместо полуразобранной Входоиерусалимской церкви XIII в. закладывается новая церковь Входа в Иерусалим с приделами Ярославских Чудотворцев и Михаила Малеина - духовного патрона молодого царя. Как показала Э.Д. Добровольская [56], это был небольшой, поставленный на подклет, асимметричный по композиции храм, в декоре которого сочетались блестящие приёмы обработки белокаменного цоколя с использованием «катушечного» межэтажного пояса и сложного профиля белокаменного цоколя. Фрагмент северной стены этого храма был восстановлен ярославскими реставраторами в конце 1950-х гг. под руководством Э.Д. Добровольской.

В 1620-е гг. в монастыре над Святыми воротами возводится надвратная шатровая церковь Введения во храм, с устройством с западной стороны её аркады галереи и высокой каменной дозорной башни, перекрытой четырёхскатным тесовым колпаком. Приёмы декора в виде ширинок с шашками, прорисовка основных архитектурных форм галереи говорит о том, что на этом памятнике работали те же мастера, что и на церкви Николы Надеина. Тогда же в смотровой башне была заложена шахта для часового механизма, который был куплен у Московского Кремля в связи с начавшейся реконструкцией Спасской башни. [230, с.24], Одновременно перестройке подверглась и звонница, на которой над ярусом звона появилось два больших шатра. Основания шатров сохранились до нашего времени, несмотря на перестройки памятника в XIX в. [230, с.32].

Первым каменным храмом на территории ярославского посада стал, как уже отмечалось, построенный на месте двух обветшавших деревянных церквей Никольский храм, к названию которого сразу стали прибавлять имя его ктитора - купца государевой сотни Епифания Андреевича Светешникова, по прозванию Надей (Надея). А.И. Суслов считает прототипами этого храма собор Никитского монастыря в Переславле-Залесском (1562-1564 гг.) и Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове (1552-1554 гг.). В этих памятниках массив четырёхстолпного храма с колокольней, папертью, галереями и приделами объединялся в одну асимметричную живописную композицию. Наиболее характерным образцом композиции, который мог послужить основой для ярославских храмов на ранней стадии развития архитектурной школы, на наш взгляд, является всё-таки Богоявленский собор, (рис. 7.) поставленный на высокий подклет, имеющий живописную композицию с примыкающими к основному четверику приделами, имеющими как шатровое завершение, так и одноглавое с поставленными в основании барабана кокошниками.

Колокольня, поставленная в этом комплексе на юго-западном углу, была похожа на древние звонницы, что мы видим в графической реконструкции образа этого храма, принадлежащей Баниге [73, с. 134]. Как показали исследования Э.Д. Добровольской, при строительстве церкви Николы Надеина зодчим использовались те же средства архитектурной выразительности, которые мы встречаем на церкви Входа в Иерусалим Спасского монастыря, построенной, по-видимому, московскими мастерами в 1617-1619 гг.

Похожие диссертации на Архитектурный образ Ярославля XVI-XVII вв.