Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции Бурлаков Владимир Алексеевич

Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции
<
Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бурлаков Владимир Алексеевич. Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 200 c. РГБ ОД, 61:99-13/252-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕВЕРНОРУССКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ 12

1. К истории вопроса . , 12

2 - Формы бытования эпической традиции, содержание и по этический склад былин 26

3. Особенности музыкального языка севернорусского эпоса и эпического речепения 45

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОВЛАДЕНИЯ СЕВЕРНОРУССКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ПЕНИЮ 64

1 Эпические знания, эпическое сознание эпическаяпамять - важнейшие компоненты эпического обучения 64

2. Повествовательный тип интонирования-артикулирования как основа севернорусской сказительской манеры зшуковедения и народного речепения в целом 90

3. Влияние севернорусской диалектной речи на развитие певческих качеств голоса „ .. 108

ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 117

1. Цель, задачи и система опытно-экспериментального обучения студентов севернорусской эпической традиции в классе сольного народного пения 117

2. Содержание, методика и результаты эксперимента 140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160

БИБЛИОГРАФИЯ 162

НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 184

Введение к работе

Актуальность жссдедоваяда.я. Народное пение как разновидность вокального искусства все более укрепляет свои позиции. Уже мало кто сомневается в необходимости обучения народному пению, овладения специфическими навыками народно-певческой манеры, которая на протяжении многих столетий развивалась как исключительно бытовая (приуроченная и не приуроченная) форма музицирования, до недавнего времени остававшаяся в тени внимания со стороны профессиональных музыкантов-исполнителей.

Интерес к народно-песенному исполнительству проявился в России на рубеже XIX-XX вв. Высокое мастерство певцов из народа, замеченное деятелями отечественной культуры, стимулировало более глубокое изучение народно-певческих традиций.

В контексте данной темы особый интерес представляют работы исследователей эпических песенных традиций и их наиболее совершенной разновидности — севернорусского песенного ска.зштель ства. (труды П.Рыбникова, А.Гильфердинга, А.Маслова, А.Маркова, А.Григорьева, Н.Ончукова, Б. и Ю.Соколовых, А.Астаховой, В.Базанова, В.Чичерова, Б.Путилова и мн. др.).

Музыкально-поэтический эпос в его исторически сложившихся формах (мифологические сказания, былины, баллады, исторические песни) принадлежит к высшим достижениям народного творчества. В нем сосредоточены высокие духовные, нравственные и патриотические идеалы народа, отражены национальные черты и миропонимание.

Эпическая традиция на Руси развивалась и передавалась поколениями благодаря существованию в крестьянской среде особо одаренных и специально обученных знатоков эпоса . Сказители были уникальными носителями «пическиж з-йанвш, &ПЯЧЄСКО& памяти и ЭПШЧОСКОЗРО сознания в рамках традиционной народной культуры (династия Рябининых, A.M. и М.С.Крюковы, М.Кривополенова, Ф.Конашков и др.).

Сегодня интерес к фольклору (и в частности к эпосу) со стороны ученых и практиков-музыкантов можно объяснить рядом причин общественного характера: переживаемым национальным кризисом, разрушением устоявшихся духовных и нравственных ориентиров, поиском новых социально-экономических, политических, морально-этических перспектив развития российского общества на рубеже XX-XXI веков. В этих условиях обращение к древнейшим пластам культуры, безусловно, способствует поиску объединяющей "национальной идеи", возрождению утраченных духовных ценностей, преодолению кризисных явлений в культурной жизни общества.

Важное место в процессе возрождения и развития отечественных традиций занимает профессиональное народно-певческое образование. Его организация положила начало целенаправленной подготовке в России высоко квалифицированных специалистов - хормейстеров народно-певческих коллективов (1966) и солистов - исполнителей народных песен (1979). К настоящему моменту сложилась достаточно развитая, многоуровневая (школа-училище-вуз) народно-певческая образовательная система, которая нуждается в совершенствовании. Педагогический опыт и формирующаяся научно-методическая база обучения народному пению пока не покрывают дефицита в разработке частных вопросов учебной работы с народными голосами (хотя здесь имеются определенные достижения, как в теоретическом, так и практическом планах, выражающиеся, в частности, в изданиях учебных и методических пособий, репертуарных сборников, хрестоматий и т.п.) .

Анализ системы обучения и содержания учебного репертуара, используемого в классах народного пения, выявил явно недостаточное внимание педагогов к освоению студентами азов школы народного пения и характерности народных певческих стилей, в том числе севернорусского. Богатейшее наследие русского эпоса практически не используется ни в концертной, ни в педагогической практике. Образ певца-сказителя "Еояна" по-прежнему остается для исполнителей своего рода символом "старины глубокой". Вместе с тем, даже малочисленные примеры публичного воспроизведения эпических образцов свидетельствуют о большом интересе слушателей к этому жанру, о его редкостных художественных, выразительных и идейных качествах.

Кроме того, как показало исследование, обращение к эпическим произведениям в процессе обучения народному пению в высших и средних музыкальных учебных заведениях ощутимо влияет на уровень (эффективность) певческого развития учащихся с точки зрения приобретения ими основополагающих певческих навыков.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена как общими, так и частными целями и задачами народно-певческого образования, совершенствующегося в своей специфике и направленного на развитие народной почвенности отечественной музыкальной культуры.

Предметом исследования является процесс освоения севернорусского песенного эпоса в ходе профессионального обучения народному пению.

Объектом исследования представляется выявление условий, форм и методов совершенствования профессионального обучения народному пению с помощью освоения произведений севернорусского эпоса.

Цель исследования заключается в разработке содержания и методики формульного поэтапного обучения русскому эпическому исполнительству, направленному на совершенствование подготовки народных певцов и хормейстеров.

В основу исследования положена следующая гипотеза: целенаправленно подобранные произведения эпического жанра и методика формульного поэтапного их освоения интенсифицируют процесс профессиональной подготовки певцов народной ориентации, что выражается в росте не только их стилевой культуры исполнения, но и певческой школы, как таковой.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить ряд конкретных задачг:

1. Проанализировать севернорусскую эпическую песенную традицию с точки зрения специфики музыкально-поэтического языка и музыкально-диалектной речи с целью определения эффективности ее использования в учебном процессе подготовки исполнителей народного мелоса.

2 . Проанализировать, сопоставить и скоррелировать условия, методы и формы обучения эпическому песнетворчеству в быту и учебном заведении.

3.Раскрыть основные {акустические, фонетические, артикуляционные) параметры севернорусского эпического речепе-ния и обосновать целесообразность его освоения в процессе профессионального обучения народному пению.

3десь и далее определение "народный певец" употребляется в смысле жанровой направленности его деятельности.

4. Целенавратленно отобрать произведения севернорусского эпического жанра, с помощью которых возможно реализовать поставленные исследованием педагогические задачи в классе индивидуальной работы с голосом народного певца.

5.Разработать методику формульного поэтапного освоения произведений севернорусского песенного эпоса.

6. Прошвстзи педагогический эксперимент, апробирующий эту методику непосредственно в условиях учебной работы и в концертно-исполнительской практике студентов.

1. Определить основное, отвечающее специфике изучаемого в диссертации материала, понятие - "эпическое мышление". Методологической ооношой исследования стал принцип

комплексного изучения, соединяющий в себе исторический, теоретический и педагогический подходы к проблеме. Основным понятием, наиболее точно отвечающим специфике изучаемого в диссертации материала, является понятие вплческого мышленияг которое рассматривается как особая разновидность языкового мышления, представляющего собой возможность образного восприятия и воссоздания произведений эпического песнетворчества по имманентно-эпическим законам. При анализе и характеристике особенностей эпического песнетворчества мы опирались на известные в этномузыкове-дении терминологические обозначения.

Теоретической основой исследования послужила психолого-педагогическая концепция развития личности в процессе художественной деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.), раскрытия способностей (В.М.Теплов, В.Н.Мясищев и др.), выражения единства эмоционального и интеллектуального в музыке {В.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский и др.). В работе использовались научно-методические взгляды методические взгляды на процесс подготовки преподавателя музыки (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цьшин и др.) и музыканта-исполнителя (А.Д.Алексеев, А.Л.Готсдинер, Г.Г.Нейгауз и др.), литература по вопросам этномузыки и этнофилологии (Б.В.Асафьев, А.М.Астахова, А,Ф.Гильфердинг, В.Е.Гусев, В.В.Дубравин, И.И.Земцовский, А.Л.Маслов, Ю.А.Новиков, В.Я.Пропп, П.Н.Рыбников, В.Н.Черемисина, Н.Г.Черняева, В.И.Чичеров и др.), по вокальной работе с народными певцами (Н.К.Мешко, Л.Л.Христиансен, Л.В.Шамина).

В ходе исследования использовались следующие методы:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, фольклористической, и другой специальной, научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Педагогический анализ опыта работы преподавателей кафедры хорового и сольного народного пения РАМ им.Гнесиных, кафедры народного пения ГМПИ и колледжа им.Ипполитова-Иванова и собственного педагогического опыта диссертанта.

3. Звуковая фиксация (аудио- и видеозаписи) вокально-экспериментальных занятий и специальных заданий.

4. Педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поисково-формирующего и итогово-формирующего этапов. Его участники - студенты ГМПИ и колледжа им. Ип-политова-Иванова, РАМ им. Гнесиных.

На.учна.я нозизыз. мссл&дошэ,и.шзз.. Диссертация является первым научным исследованием, освещающим проблему профессионального обучения народному пению через освоение севернорусской эпической песенной традиции с ее повествовательным типом интонирования-артикулирования (напевной

природой звуковедения) и фонетически округленным строем севернорусской диалектной речи ("окающим" характером открытой манеры звукообразования).

Теоретический ракурс позволил обосновать практические изыскания вокальных педагогов в совершенствовании процесса обучения народному пению, уточнить его содержание и последовательность изучаемого регионального материала, в котором раздел севернорусского эпоса должен занять соответствующее его специфике место.

Корреляция вопросов эпического обучения (формального и неформального) на основе изучения и обобщения научной и методической литературы помогла разработать теоретическую базу методики формульного поэтапного обучения народному пению в процессе освоения севернорусской эпической традиции и обозначить возможные пути использования, творческой переработки былинного материала с целью создания различных версий самобытного концертно-сценического репертуара. Практическая значимость работы, Результаты исследования предполагается использовать непосредственно в педагогическом процессе подготовки музыкантов средней и высшей квалификации по специальностям: "сольное народное пение" и "дирижирование народным хором". 

Разработанная на научной основе методика формульного поэтапного освоения эпических жанров севернорусской песенной традиции открывает возможности для более широкого и продуктивного внедрения их в педагогическую практику. Кроме того, исследование, носящее прикладной характер, ориентирует певцов, желающих исполнять эпос, в возможных способах овладения эпическим искусством.

Диссертацию дополняет отобранный и систематизированный (в Приложении) разножанровый эпический материал, рекомендуемый для учебно-педагогической работы и концертно-исполнительской практики.

Положения, выносимвю на защиту:

Обучение народному пению, осуществляемое на специально подобранном эпическом материале, с помощью разработанной диссертантом методики формульного поэтапного освоения севернорусской эпической традиции, помогает совершенствованию профессиональной подготовки исполнителей народных песен, поскольку оно: развивает правильные вокально-технические навыки и художественно-исполнительские приемы, необходимые как для овладения школой народного пения, так и для воплощения эпического стиля; » расширяет музыкально-диалектные знания и навыки в области русского народного пения; е обогащает репертуар народных певцов различными формами эпического песнетворчества.

Апробацшя результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения диссертационной работы на кафедре хорового и сольного народного пения РАМ им. Гнесиных, ГМПИ и колледжа им. Ипполитова-Иванова; в выступлениях автора на педагогическом семинаре (РАМ им. Гнесиных, 1997г.) и Всероссийской научно-практической конференции (РАМ им. Гнесиных, 1998г.); в публикациях научно-методических статей, а также в учебной работе классов сольного народного пения РАМ им. Гнесиных и ГМПИ и колледжа им. Ипполитова-Иванова .

Структура диссврта.цшш:

Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии и нотного приложения. Объем работы составляет 200 страниц машинописного текста. Из них 161 страница основного текста, 22 страницы библиографии и 17 страниц нотного приложения. 

К истории вопроса

В устном творчестве русского народа эпос занимает одно из центральных мест. Время создания эпических песен, сказов, былин скрыто в глубине веков. До нашего времени дошли былинные сюжеты, созданные и переработанные в эпоху Киевской Руси (VTII-XII века н.э.).

Киевский цикл былин, как правило, связан с исторической личностью князя Владимира, в образе которого выступали богатыри, свято хранившие стольный град-Киев. В другом - Новгородском - цикле отражались быт, нравы и обычаи свободной северной вечевой республики, с ее пирами, заморскими путешествиями, торговлей, мятежами и всенародными соборами. К героям новгородских былин относятся Василий Буслаевич, торговый гость Садко, пахарь-богатырь Микула Селянинович.

Относительно места возникновения былинного творчества мнения исследователей разделяются. Одна версия полагает первоначальной основой этого жанра - южнорусскую традицию. Другая - утверждает самостоятельность зарождения эпоса в каждом регионе Руси - Новгороде, Киеве, Ростове, Чернигове и др.(160,с.4-5).

Так или иначе, но ко второй половине XIX века былинные традиции сохранялись в основном на Севере России - в Архангельской и Олонецкой губерниях. В большинстве уездах этих губерний записано по несколько десятков былин, в Мезенском уезде - 17 0. "Ни в одной другой губернии России ничего подобного не наблюдалось: былинный жанр был либо малочисленным, либо вовсе отсутствовал. Совсем нет былин в Псковской, Смоленской, Ярославской, Костромской, Тверской, Курской, Тамбовской, Пензенской, Казанской и Астраханской губерниях. По одной былине записано в Волгоградской, Владимирской, Калужской, Орловской, Воронежской, Рязанской губерниях. Единичны записи в приураль ских губерниях : Пермской и Уфимской. Семь былин зафиксировано в Московской губернии; из них четыре записано в самой Москве, в мещанской среде. Немного больше записей сделано в Поволжских губерниях: Нижегородской, Симбирской, Саратовской . Около 40 записей былин, вернее, песен на былинные сюжеты, произведено среди донских, терских и уральских казаков.

Из сибирских губерний по числу записей выделяются Томская (29 былин) и Енисейская (12 былин), а также Якутская область (15 былин)"(134,с.21).

Особо следует остановиться на былинах, записанных от казаков. Еще В.Ф.Миллер указывал на их коренное отличие от северных былин, обусловленное, прежде всего многоголосным исполнением(165). Особенность музыкальной фактуры казачьих былин, их сюжетная фрагментарность и текстовая лапидарность побудили известного собирателя и исследователя казачьего фольклора A.M.Листопадова назвать их "былинными песнями"(154, с.31) . Это мнение разделяет A.M.Астахова(100). Таким образом, казачьи песни на былинные сюжеты лишь условно можно отнести к былинам.

Отсутствие былинной традиции в большинстве средне- и южнорусских губерний нередко объяснялось издержками собирательской работы, которая в прошлом носила случайный характер . "Не объясняется ли преобладание былин в Симбирской и Нижегородской губерниях деятельностью Языковых, Шейна, священника Фаворского, которые поспешили вовремя - 14 спасти угасающие остатки былин?" - задается вопросом A.M.Лобода(156,с.90).

Однако известно, что П.В.Шейн не менее энергично собирал песни в Тульской, Калужской, Смоленской, Минской и Витебской губерниях, но ни одной былины там не записал.

Большинство исследователей русской эпической традиции придерживаются мнения, высказанного ее первооткрывателями на Русском Севере - П.Н.Рыбниковым и А.Ф.Гильфердингом. Рыбников указывал на плохое состояние путей сообщения, суровую природу края, архаичность быта населения (17 7,Т.I,c.LXI-CII). Гильфердинг видел причины, по которым здесь дольше других мест России сохранялась эпическая традиция, в отсутствии крепостного права и отдаленности этого края, охранявшей северянина от разлагающих первобытную культуру влияний(170,с.7-8). Миллер, вслед за Рыбниковым, отмечал еще и поэтическую восприимчивость северных крестьян(166, с.72-73) .

Все собиратели указывали так же на большую роль промыслового хозяйства, для которого характерны периоды "вынужденного досуга": "...крестьяне не раз объясняли ..., что, сидя долгие часы на месте за однообразною работою шитья или плетения сетей, приходит охота петь "старины", и они тогда легко усваиваются; напротив того, "крестьянство"(то есть земледелие) и другие тяжелые работы не только не оставляют к этому времени, но заглушают в памяти даже то, что прежде помнилось и пева-лось"(170,с.17-18}.

На рыболовных, зверобойных, лесных и пр. промыслах нередко выдавались досужие дни, при этом артельные формы труда обеспечивали необходимую для сказительского исполнительства аудиторию : "...поют их (былины - В.Б.) главным образом во время "путей", во время рыбной ловли по дальним рекам и во время охоты, когда благодаря разным обстоятельствам бывает много свободного времени; в путях, когда недели две нельзя выйти из-за противного ветра в море, хозяева и рабочие заставляют знатоков петь старины; другой важной причиной пения здесь старин, помимо свободного времени, является то обстоятельство, что большая часть времени "путей" приходится на великий пост, когда петь песни нельзя и можно петь только старины. .. (подчеркнуто - В.Б.)"С 97,с.26} .

Творческая биография знаменитых онежских сказителей Рябининых, беломорских сказителей Крюковых, ряда других с Мезени и Поморья связана с морскими и озерными промыслами. М.Д.Кривополенова, например, переняла свои бьшины от деда, который в свою очередь выучился "у моря", хаживая в промысловый поселок Кеды из далекой, глухой Пине-ги(95,с.334).

class2 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОВЛАДЕНИЯ СЕВЕРНОРУССКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ПЕНИЮ class1

Эпические знания, эпическое сознание эпическаяпамять - важнейшие компоненты эпического обучения

В эпическом творчестве процессы усвоения, создания и исполнения неразделимы. Обучение и исполнение (в традиционной культуре) включены в единый коммуникативный акт (212). Это обусловливает общность методических (педагогических и исполнитель ских) проблем.

Создавая организованные формы и методы обучения традиционному искусству, нельзя не учитывать идентичные (традиционные) характеристики бытовой культуры, ибо именно они и должны стать базовой основой не только с точки зрения содержательного наполнения - произвольных образовательных форм, но и в значительной мере - организующей содержание обучения структурой.

В связи с этим представляет ценность методика исследования обучения и исполнения севернорусского былинного сказителя (в быту), разработанная Н.Г.Черняевой на современных представлениях об иерархии структурных уровней фольклорного текста, в котором есть как относительно стабильные, так и изменчивые элементы (212).

Каким образом обучается певец, каковы составляющие этого процесса, какова роль эпического сознания и эпической памяти, как формируется эпическое знание - эти и другие вопросы рассмотрим ниже, связав их с современными научными знаниями с целью определения путей оптимизации процесса обучения севернорусской эпической традиции в условиях профессионального образования.

Исследования эпических культур различных регионов мира (Средней Азии, Русского Севера, Монголии, Китая и др.) показывают, что сказительским искусством носители традиций овладевают с измальства, постепенно и неформально усваивая эпические формы творчества, его законы, проникаясь самим духом этого специфического жанра. Конечно, в бытовой практике бывают случаи и более позднего пробуждения творческого дара сказителя. Однако именно детство в народной культуре считалось наилучшим временем приобщения к эпическому творчеству.

Наиболее распространенным способом было самообучение, когда начинающий певец пытался воспроизводить {сознательно или непроизвольно) фрагменты услышанного. Путилов называет такой способ этнографическим", устным" по своей природе: точно так же дети в "традиционном" обществе приобщаются к хозяйственным занятиям или к какому-нибудь специальному ремеслу{187).

Известно, что в ряде этнических культур в отдельных регионах Средней и Центральной Азии, Сибири сложился классический тип обучения эпосу, при котором "профессиональный учитель находит (выбирает) себе ученика, посвящает ему специальное время, ведет его, согласно выработанной методике, доводит до определенного уровня мастерства и выпускает в свет"(187,с.2 9).

В России овладение сказительским искусством происходило стихийно, в естественных условиях бытования, как органическая часть целостной культурной традиции. И элементы эпической пшколы" фактически проглядывают уже тогда, ко "Школа" - как сумма специальных знаний, навыков и умений; как система целенаправленного обучения и воспитания певца.гда начинающий певец, выбрав себе образец для подражания в лице одного или нескольких сказителей, перенимает от них репертуар, трактовку и манеру исполнения .

В осуществлении преемственности сказительского искусства большую роль играла патриархальная семья. Неформальная домашняя обстановка способствовала непосредственному тесному общению "ученика" с "учителем , многократному прослушиванию песен-сказов, исправлению неточностей, уточнению деталей, быстрому восприятию эпических формул, характерных исполнительских штрихов

Для характеристики исторически сложившегося процесса обучения эпического певца воспользуемся опытом воссоздания этого процесса югославскими гуслярами. Исследователь данного эксперимента А.Лорд выделяет три &wana в освоении сказительского мастерства.

На первом — закладывается основа эпического знания, когда юный певец "сидит в сторонке" и воспринимает пение опытных гусляров. Уже на этой стадии усваиваются часто

Цель, задачи и система опытно-экспериментального обучения студентов севернорусской эпической традиции в классе сольного народного пения

Главная цель экспериментального обучения заключалась в том, чтобы на основе разрабатываемой методики создать такие педагогические условия, которые в наибольшей степени способствовали бы совершенствованию вокальной подготовки народных певцов. Для достижения этой цели необходимо было решить ряд педагогических задач:

доказать учебную целесообразность использования эпического песенного материала в процессе обучения народного певца;

определить содержание, методы и формы занятий по освоению эпической традиции в классе сольного народного пения;

в выявить у студентов наличие и уровень способностей, необходимых для сказительского искусства: эпическое мыш-" ление, эпическую память, эпические знания, используя для этого методы тестирования, анкетирования и др.;

а проверить на практике эффективность разработанных методов развития вышеперечисленных способностей в контексте общих задач комплексного совершенствования профессиональных (певческих и артистических) , навыков и умений будущих исполнителей народных песен;

При определении содержания обучения севернорусскому эпическому исполнительству студентов отделений сольного народного пения в качестве главных компонентов были выделены:

эпические знания, полученные в ходе изучения севернорусской эпической традиции: проработки специальной литературы, анализа поэтических текстов, нотного материала, сохранившихся фонографических записей оригинального исполнения былин носителями эпической традиции и т.п.;

эпическая память как часть целостного функционального образования психики человека; эпическое сознание как человеческая способность субъективно-образного воспроизведения объективного мира в мышлении;

в практический опыт исполнения студентами воссозданных былин на основе приобретенных знаний, навыков и умений.

Главными теоретическими установками методики формульного поэтапного освоения севернорусской эпической традиции являются следующие положения:

соблюдение основных принципов воссоздания эпического произведения: осуществление бережного подхода к первоисточнику в процессе его адаптирования к современным учебным и концертным условиям трансляции; создание педагогом вокально-удобной и художественно интересной для исполнения конкретным певцом (студентом) редакции эпического произведения; развитие эпического сознания, эпической памяти, формирование эпического мышления и накопление эпических знаний; овладение основой эпической речитации - повествовательным типом интонирования-артикулирования; использование севернорусского ("окающего") музыкально-речевого диалекта. В целях усвоения студентами основных положений методики овладения севернорусским эпическим песнетворчеством были введены лекционные занятия {для малых групп), на которых проблемно излагался теоретический материал .

Похожие диссертации на Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции