Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов Никольская Екатерина Евгеньевна

Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов
<
Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никольская Екатерина Евгеньевна. Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Никольская Екатерина Евгеньевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2009.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1843

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное общество нуждается в гражданах способных к самореализации, самообразованию и саморазвитию в условиях окружающей действительности, находящихся в постоянном творческом поиске, обладающих не только знаниями и умениями в решении профессиональных задач, но и способных мобилизовать свои умения и знания в конкретной ситуации. Это выдвигает перед высшими учебными заведениями особые задачи по поиску новых подходов и эффективных средств методического обеспечения образовательного процесса, позволяющих формировать высокий уровень готовности выпускников к успешной профессиональной деятельности. Для высшего профессионального художественного образования решение этого вопроса во многом определяется совершенствованием программного и методического обеспечения по специальным дисциплинам и усовершенствованием прохождения учебных и производственных практик, как ведущего вида деятельности составляющего профессиональную подготовку студентов.

Для нас особо значимым было изучить и проанализировать не единую систему проведения учебных и производственных практик, разработанную в рамках одной специальности, а рассмотреть вариативные подходы к их проведению на разных факультетах творческих специальностей в ВУЗах Российской Федерации.

Изучение состояния организации и осуществления практики показа
ло недостаточную теоретико-методологическую проработанность вопроса
в этой области высшего профессионального художественного образования.
Анализ рабочих программ по практике, методических указаний для студен
тов и руководителей практики, наглядных пособий, справочников и дру
гих материалов, применяемых в ряде прохождения практики и входящих
в систему учебно-методического комплекса выявил, что учебно — методиче
ские работы создаются разрозненно, разными авторами в разное время и не
обновляются из года в год, поэтому в издаваемых материалах нет логической
связи, задания на практиках не пересекаются, и каждый вид практики су
ществует отдельно, что приводит к недостаточно качественному показателю
приобретаемых на практике студентами профессиональных компетенций.
При этом практически не осуществляется индивидуализация процесса реа
лизации практик, которая учитывала бы профессионально-образовательный
профиль обучающихся, уровень подготовки в области профильных дисци
плин, профессиональные интересы, склонности, природные задатки обу
чающихся, что препятствует развитию мотивации к профессиональной дея
тельности и осмысленному пониманию каждым студентом её главных задач,
и целей. ^

Изучение теоретической базы показало, что до настоящего времени; только в общих чертах определено содержание учебно-ознакомительной\

и учебно-творческой практик студентов бакалавров и научно-исследовательской, художественно-творческой практик при освоении основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 050600 «Художественное образование», а в содержании педагогической практики редки точки соприкосновения в объединении дисциплин профессиональной направленности, интеграции образовательной, научной и практической деятельности студентов. Вследствие этого, возникает объективная потребность в научной разработке, апробации и внедрении учебно-методического комплекса как средства реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно -графических факультетов.

Проведенный анализ состояния организации и осуществления различных видов практики позволил обозначить проблему исследования: поиск эффективных условий активизации процесса прохождения практики, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению 050600 «Художественное образование». Обозначенная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов».

Цель исследования: теоретически разработать, научно обосновать, экспериментально проверить учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик.

Объект исследования: процесс осуществления учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов с внедрением разработанного учебно-методического комплекса.

Предмет исследования: учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что усовершенствование процесса осуществления учебных и производственных практик будет значительным при условиях:

определения видов практик и деятельности студентов во время их прохождения, входящих в систему учебно-ознакомительной, учебно-творческой практики, обучающихся по направлению 050600 «Художественное образование» (бакалавр);

конструирования учебно-методического комплекса, в качестве наиболее эффективной учебно-методической системы при прохождении прак-

тик, включающего в себя инновационные программы по всем видам практик, отражающие цели, задачи, место практики в образовательном пространстве, учебно-методическое обеспечение, требоваїшя к уровню организации и осуществления учебно-ознакомительной, учебно-творческой, педагогической практики.

построения учебно-методического комплекса с применением всех педагогических принципов, согласно положениям современной педагогики (традиционных и инновациошшх);

ассимиляции преподавательских, художественных, научно-исследовательских, организационно-просветительских, коррекционно-развивающих компетенций студентов;

разработки и апробации педагогической концепции взаимодействия традиционных и инновационных подходов при прохождении учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практики;

интеграции в содержании практики модулей профессионального (теоретического) блока основной образовательной программы подготовки бакалавра художественного образования;

разработки содержания практики с учетом интеграции образовательной, научной и практической деятельности студентов, обучающихся в магистратуре по направлению 050600 «Художественное образование»;

различия содержания практики с учетом:

профессионально-образовательного профиля обучающегося по направлению 050600 «Художественное образование»;

уровня подготовки в области профильных дисциплин;

степени мотивации, направленной на прохождение практики;

индивидуальных особенностей студентов;

профессиональных интересов студентов.

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Изучить и охарактеризовать научно-теоретические исследования в области изучаемой проблемы.

  2. Проанализировать вариативные подходы к проведению практики на различных факультетах творческих специальностей и направлений в высших учебных заведениях.

3. Определить виды деятельности студентов на практике, разрабо
тать рекомендации для руководителей к подготовке и проведению учебно-
ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практики.

4. Разработать и апробировать инновационные программы и научно-
методические материалы, входящие в состав учебно-методического комплек
са, выступающего как средство формирования профессиональной компе
тентности студентов в процессе осуществления учебных и производственных
практик.

5. Проанализировать и обобщить результаты проведенной опытно-экспериметальной работы по внедрению данного учебно-методического комплекса и его эффективности в условиях реализации учебных и производственных практик.

Методологическую основу исследования составили:

исследования по теории и истории содержания образования на основе системного подхода к обучению с использованием различных методов преподавания (Б. Г. Ананьев, И. Ф. Гербарт, П. Н. Груздев, Дж. Дьюи, Я. А. Ко-менский, Дж. Локк, В. Д. Одоевский, И. Г. Песталоцци, Э. Роттердамский, К. Д. Ушинский и др.);

научно-методические работы, раскрывающие роль практики в развитии и профессиональном становлении будущего педагога (О. А. Абдуллина, Е. П. Белозерцев, В. П. Горленко, О. С. Гребенюк, А. Е. Захарова, Л. И. Калинина, О. В. Лешер, Е. В. Оганесян, И. А. Протасова, В. К. Розов, В. А. Сласте-нин, Н. К. Чернышев, И. Ф. Харламов, Г. А. Ястребов и др.);

научно-методические труды по педагогике искусства (В. И. Козлов, Т. С.Комарова, В. С. Кузин, С. П. Ломов, Б. М. Неменский, Л. А. Рапацкая, Н. Н. Ростовцев, Л. Г. Савенкова, А. А. Унковский, Г. М. Цыпин, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов и др.);

— искусствоведческие и научно-методические труды исследовате
лей культурно-образовательной работы в музеях (В. В. Ванслов, Ю. У. Гу-
ральник, Н. Г. Макарова, Е. Б. Медведева, Е. Н. Миронова, О. Л. Некра-
сова-Каратеева, А. М. Разгон, Б. Е. Райкова, Б. А. Столяров, Н. Г. Таман,
М. Ю. Юхневеч);

— научные и учебно-методические труды по проблемам художественно-
оформительского искусства (М. В. Дараган, П. Г. Демчев, В. В. Корешков,
Л. Н. Михайлов, О. В. Немиро, А. Г. Переверзев, Г. В. Черемных, С. В. Чума
кова, В. В. Шамшур);

— теоретические исследования по проблемам развития творческой
активности человека в процессе деятельности (В. Ф. Бехтерев, Д. Б. Бо
гоявленская, Л. С. Выготский, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Н. Крутиков,
Р. С. Немов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Н. М. Сокольникова,
Д. Б. Эльконин);

— положения современной педагогической науки, ориентирующиеся на
компетентностный подход в обучении (В. В. Башев, А. Г. Бермус, Н. М. Борыт-
ко, А. А. Вербицкий, Т. М. Ковалева, С. Б. Серякова, М. А. Чошанов и др.).

Методы исследования:

теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, методической литературы по исследуемой проблеме;

сравнительный анализ различных педагогических систем и подходов

к проведению практики в высших профессиональных учебных заведениях, готовящих квалифицированных специалистов для работы в сфере художественного образования;

обобщение передового опыта преподавателей-организаторов практик в ВУЗах;

педагогический эксперимент по разработке, апробации, внедрению и продуктивному применению УМК в процессе прохождения практик;

диагностические методы (педагогическое наблюдение, письменный опрос, интервьюирование, анкетирование, тестирование, беседы со студентами, руководством организаций практики, сопоставление полученных в результате исследования данных, статистическая обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы с применением компьютерной диагностики).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

Систематизирован и обобщен опыт проведения различных ви
дов практик в профессиональном художественном образовании: учебно-
ознакомительная, учебно-творческая, научно-исследовательская, художест
венно-творческая, педагогическая, музейная, практика по художественному
оформлению, пленэр;

Разработан УМК, сопровождающий новые виды практики: учебно-
организационная и учебно-творческая, реализуемых в процессе обучения
студентов, обучающихся по двухуровневой системе образования по направле
нию 050600 «Художественное образование», отличающемся от традиционно
го прохождения практики специалистов, построенный с применением прин
ципов модульного обучения и использованием балльно-рейтинговой оценки
результатов практики, стимулирующей творческую активность студентов;

Определены общепрофессиональные практические, специальные практические, профессиональные организационно-управленческие, системные профессиональные компетенции, приобретаемые студентами в ряде прохождения учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практики, отвечающие современным требованиям, предъявляемым к работнику сферы художественного образования.

Содержание практики разработано с учетом интеграции дисциплин профессиональной направленности, применением традиционных и инновационных педагогических принципов, индивидуального подхода к каждому студенту, усилением акцента личностного развития студентов, их интересов, профессиональных предпочтений, степенью мотивации студентов на прохождение практики и уровнем подготовки в области профильных дисциплин.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит научно-обоснованный вклад в развитие теории профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов, спо-

собствует решению проблемы научно-методического обеспечения практики:

представлена инновационная модель освоения студентами профессио-нальньшикомпетенциями.основаннаянаинтеграциипсихолого-педагогических дисциплин в системном подходе при осуществлении практики;

аргументирован содержательный аспект различных видов практик представленных в основной образовательной программе подготовки бакалавров и магистров художественного образования и современный подход к их осуществлению, основанный на применении традиционных и инновационных методов, форм и средств обучения;

разработан алгоритм реализации этапов и последовательных шагов при подготовке и проведении практики руководителем;

обоснован процесс развития мотивации студентов к получаемой профессии на основе использования учебно-методического комплекса.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить эффективное прохождение практики студентами педвузов. Материалы могут использоваться преподавателями ВУЗов, методистами, студентами, руководителями и учителями средних общих (полных), начально-профессиональных и средне-профессиональных учебных заведений, художественных школ, изостудий, школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла в решении проблем профессионального образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, теоретическим обоснованием исходных методических позиций, одобрением материалов исследования Ученым советом ХГФ и кафедрой истории искусства МГГУ им. М. А. Шолохова; экспериментальной проверкой разработанных автором программ, творческих заданий и учебно-методических пособий для студентов по учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практике бакалавров и научно-исследовательской, художественно-творческой практики магистров художественного образования, способствующих приобретению профессиональных компетенций студентами; многолетней деятельностью автора в области профессионального художественного образования; участием по проблеме исследования на научных и научно-практических всероссийских и международных семинарах и конференциях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В модуль переносимого (практического) блока в основной образовательной программе подготовки бакалавров внесены:

Учебно-ознакомительная практика, в содержании которой включено приобретение общепрофессиональньгх компетенций в области рисунка, жи-

вописи, композиции и ознакомление со сферами деятельности бакалавра художественного образования.

Учебно-творческая практика направлена на перенос теоретических знаний по изучаемым общепрофессиональным и профессионально профилиро-ванным дисциплинам (рисунок, живопись, история искусства и др.) в практическую деятельность на втором и третьем году обучения.

Педагогическая практика содержит в себе интегрируемые результаты учебно-ознакомительной и учебно-творческой практик, применение знаний по модулям основного профессионального теоретического блока. На четвертом году у студентов очной формы обучения окончательно сформировываются профессиональные компетенции в области педагогической, научно-исследовательской, культурно-просветительской, коррекционно-раз-вивающей деятельности, заключающейся в воспитании и обучении граждан средствами искусства.

В основной образовательной программе подготовки магистров включены научно-исследовательская и художественно-творческая практики, которые осуществляются параллельно и имеют узкую направленность, включенную в исследование, расширение и углубление художественно-педагогической деятельности в профильном виде искусства.

Данная последовательность реализации практик государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования позволяет осуществлять комплексную подготовку студентов к предстоящей работе в области художественного образования.

  1. Педагогическая модель формирования профессиональных компетенций студентов в процессе реализации учебных и производственных практик с использованием учебно-методического комплекса предусматривает взаимосвязь практики с дисциплинами профессиональной направленности; опору на традиционные и инновационные педагогические принципы; методы (опора на жизненный опыт, анкетирование, интервьюирование и др.); формы (индивидуальное и групповое решение творческих задач, мастер-классы и т.д.).

  2. Этапы реализации инновационной модели учебных и производственных практик с применением учебно-методического комплекса осуществляются в следующей последовательности: определение уровня мотивации студента к обучению, объема и сформированности знаний, умений, навыков в области общепрофессиональньк и профессионально профилированных дисциплин; формирование мотивации познавательной активности студентов; осуществление индивидуального подхода при разработке заданий практики для каждого студента; применение и совершенствование на практике наличествующих у студентов умений в области общепрофессионалышх, специальных практических и др. компетенций; подведение итогов практики по

разработанным критериям оценки сформированное профессиональных компетенций студентов.

Этапы исследования:

1 этап (2003 — 2005) теоретический.

Имел целью разработку замысла исследования, гипотезы и способов ее экспериментальной проверки. В ходе исследования проводилось изучение и анализ литературы, методических рекомендаций по теоретическим и практическим вопросам, касающимся проведения практик на различных творческих специальностях и направлениях в Вузах, передового педагогического опыта; обобщение и систематизация полученного материала, применение теоретических выводов в собственной практической деятельности.

2 этап (2005 — 2007) практической разработки.

На этом этапе проводился диагностический эксперимент, изучался и обобщался передовой опыт работы высших профессиональных учреждений, осуществлялась практическая разработка УМК как средства реализации инновационной модели учебно-ознакомительной, учебно-творческой и педагогической практик бакалавров и художественно-творческой и научно-исследовательской практик магистров.

3 этап (2007 —- 2009) проводился формирующий эксперимент по вне
дрению и применению УМК в учебном процессе на базе ХГФ МГГУ
им. М. А. Шолохова, велась опытно-экспериментальная работа.

В эксперименте участвовали следующие структурные образовательные подразделения: кафедра истории искусства ХГФ МГГУ им. М. А. Шолохова, ГОУ ЦО № 775, ГОУ ЦО № 1881, ГОУ СОШ № 1368, ГОУ СОШ №899, ГОУ СОШ № 582, музеи и выставочные залы г. Москвы и области, (Музей народных промыслов «Федоскино», Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.», Выставочный зал «Чертаново-Южное», Выставочный зал «Печатники» и др.), дизайнерские организации (ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», ООО «ХАРИС», ООО «ТД» Р-плюс», ООО «Российские инновации»), учебно-методический информационно-прокатный Ме-диацентр ЮВАО управления образования Департамента образования города Москвы.

Далее систематизировались, обобщались и оформлялись полученные результаты. Опыт работы был представлен на Международной научно-практической конференции в мае 2008 г., проводимой на базе ГОУ ВПО «Ша-дринский государственный педагогический институт», а также на окружном семинаре Учебно-методического информационно-прокатного Медиацентра ЮВАО города Москвы в апреле 2007 г. Результаты исследования внедрены в педагогический процесс прохождения учебных и производственных практик студентов ХГФ МГГУ им. М. А Шолохова и нашли отражение в авторских

программах по всем видам практик, учебно-методических материалах и ряде статей автора в течение последних 4 лет работы.

Структура диссертациошюго исследования: Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертации на Учебно-методический комплекс как средство реализации инновационной модели учебных и производственных практик студентов художественно-графических факультетов педвузов