Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИКЛАДНОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Психолого-педагогические аспекты информатизации образования 12
1.2.Проблемы обучения подростков прикладному программированию в теории и практике 30
І.З.Психолого-педагогические аспекты задачи как средства обучения подростков прикладному программированию 51
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЗАДАЧ ПО ПРИКЛАДНОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИГРА КАК МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ 68
2.1. Обще дидактические функции системы задач по прикладному программированию 68
2.2.Частнодидактические функции системы задач по прикладному программированию 84
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИКЛАДНОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 91
3.1. Пути и средства обучения подростков прикладному программированию в учреждениях дополнительного образования 91
3.2.Организация педагогического эксперимента 103
3.3.Содержание и формы организации учебной деятельности подростков 112
3.4.Анализ результатов педагогического эксперимента 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 142
ПРИЛОЖЕНИЯ 159
Приложение 1.Учебная программа «Информатика и прикладное программирование» (для учащихся 5-11 классов). .159 Приложение 2. Копия сертификата соответствия учебной программы «Информатика и прикладное программирование» (для учащихся 5-11 классов) 161
Приложение 3. Примеры задач по прикладному программированию, соответствующие пяти уровням творческой
активности учащихся 162
Приложение 4. Статистическая проверка научной гипотезы ... 169 Приложение 5. Иллюстрации творческих заданий учащихся . ..176
- Психолого-педагогические аспекты информатизации образования
- Обще дидактические функции системы задач по прикладному программированию
- Пути и средства обучения подростков прикладному программированию в учреждениях дополнительного образования
Введение к работе
Актуальность исследования. В ходе становления и развития информационного общества происходит изменение целей и содержания образования, методов и организационных форм обучения, возникают условия для построения альтернативных моделей учебных процессов эффективно влияющих на развитие детей.
Совершенствование обучения в области информационных
технологий в значительной степени определяется их внедрением в образовательный процесс, созданием педагогических условий для их освоения и применения, отношением к обучению в этой области, как к одной из основных составляющих грамотности современного человека.
Мы полагаем, что при массовом интересе детей к освоению информационных технологий, причем не в начальной - пользовательской, -стадии, а в их осмыслении и применении на уровне прикладного программирования, особую роль играет обеспечение условий удовлетворения данной потребности.
Прикладное программирование, будучи предметом активного интереса, со стороны подростков, одновременно является основной составляющей компьютерной грамотности, и поэтому должно занять соответствующее место в педагогической науке и практике.
Однако в настоящее время общеобразовательная школа недостаточно полно решает проблемы обучения подростков прикладному программированию.
Удовлетворение потребности подростков в изучении компьютера и прикладного программирования возможно в учреждениях дополнительного образования, основная цель которых - удовлетворение разнообразных интересов детей.
Теоретическая база исследования и степень разработанности проблемы позволяет приступить к обоснованию, разработке и проведению
психолого-педагогического эксперимента в области прикладного программирования, наметить пути и средства эффективного обучения подростков в условиях дополнительного образования.
Психолого-педагогические, дидактические и методические аспекты освоения и использования информационных технологий в образовании рассматриваются в исследованиях А.А.Вербицкого, Б.С.Гершунского, В.В.Давыдова, А.А.Кузнецова, В.В.Рубцова, В.Ф.Шолоховича и др.
Проблемы совершенствования образовательного процесса на основе алгоритмизации и программирования отражены в работах известных отечественных и зарубежных авторов, таких как А.С.Лесневский, А.А.Кузнецов, Н.Ф.Талызина, А.И. Бочкин и др.
Образовательные программы по изучению информационных технологий в общеобразовательных школах описаны И.М.Бобко, А.А.Кузнецовым, Э.И.Кузнецовым, В.М.Монаховым, И.В.Робертом, В.В.Рубцовым, Т.А.Сергеевой, В.Ф. Шолоховичем и др.
Формализация и моделирование как основной компонент в системе непрерывной подготовки по информатике в общеобразовательной школе представлены в трудах Т.А.Яковлевой, Е.М.Островской, А.А.Смолянинова и
ДР-
Психолого-педагогическая теория учебных задач как способа
конструирования и оценки заданий разной сложности рассмотрена в работах
Д.Толлингеровой, Д.Голоушовой, Г.Канторковой.
Вопросы оптимального использования системы учебных задач в процессе обучения отражены в трудах Н.В.Богомоловой, Е.О.Ивановой, Г.Д.Бухаровой и др.
Роль и специфика учреждений дополнительного образования в развитии школьников раскрыта в исследованиях В.А.Полякова, С.А.Чистяковой, А.Я.Журкиной, М А.Галагузовой, Д.М.Комского, А.А.Симоновой, Г.В.Сорвачевой и др.
Однако вопросы обучения подростков прикладному программированию в учреждениях дополнительного образования специально не рассматривались, а сущность понятий «задача по прикладному программированию», «задача по моделированию» являются предметом научных дискуссий.
Следовательно, можно говорить о противоречиях между;
активным интересом подростков к прикладному программированию и недостаточной разработанностью содержания, методов и средств обучения предмету в учреждениях дополнительного образования;
возможностью учебной задачи как средства обучения прикладному программированию и слабой разработанностью этой проблемы в практико-технологическом аспекте.
Отсюда - проблема: недостаточная разработанность содержания, методов и средств формирования знаний и умений по прикладному программированию у подростков при объективно нарастающем интересе детей и возможностью учебной задачи в области современных средств компьютерных технологий.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки нового подхода к содержанию, методам и средствам обучения прикладному программированию, в связи с бурным развитием информационных технологий как креативной среды и доступностью ее для детей, а, следовательно, и к системе учебных задач по прикладному программированию.
Объект исследования; процесс обучения подростков прикладному программированию.
Предмет исследования: процесс обучения подростков прикладному программированию в учреждениях дополнительного образования на основе системы учебных задач.
Цель исследования: разработать и обосновать систему учебных задач, обладающую дидактическими функциями: обучающими, развивающими, управляющими и способствующую успешному обучению подростков прикладному программированию в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза: учебная задача будет эффективным средством обучения подростков прикладному программированию в учреждениях дополнительного образования, если:
- в основе ее структуры лежит логически завершенная компьютерная программа - модель {модель игровой программы - МИП), формальными элементами которой являются управляемые и наглядно-иллюстративные объекты и процессы;
процесс обучения прикладному программированию будет являться процессом создания компьютерной игры самим ребенком (игра в данном случае рассматривается не только как продуктивный метод, но и как средство обучения);
в процессе изучения в полном объеме будут представлены все виды задач, взаимосвязанных друг с другом и выполняющих определенные дидактические функции;
учебная деятельность подростков осуществляется на добровольной основе в малых самоуправляемых гетерогенных группах в процессе разработки и апробирования модели игровой программы;
Критериями эффективности обучения будут служить конкретные результаты, продукты учебной деятельности учащихся - компьютерные игры, которые являются для подростка предпосылками и, одновременно, результатом творчества.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1 .Изучить степень разработанности проблемы обучения прикладному программированию подростков в теории и практике;
2.Определить структуру учебной задачи как средства обучения прикладному программированию;
3.Разработать систему задач по прикладному программированию для учреждений дополнительного образования;
4.Разработать критерии эффективности обучения подростков прикладному программированию;
5.Экспериментально проверить выдвигаемые положения.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют работы по:
-психологии восприятия информации (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн, И.А.Зимняя и др.);
-проектированию педагогических систем (В. П. Беспалько, П.Я.Гальперин, М.В.Кларин);
-исследованию в области информационных технологий обучения (В.М.Монахов, В.Ф.Шолохович, Е.В.Ткаченко, И.В.Роберт).
-проблемам информатизации образования и информационной культуры (Р.Ф.Абдеев, В.Ф.Шолохович, А.Г.Гейн, С.А.Бешенков, А.П.Ершов, и др.);
-теории и практике обучения алгоритмическим языкам (А.П.Ершов, В.Ф.Шолохович, А.Г.Гейн, А.А.Кузнецов, Т.А.Яковлева, А.И.Бочкин и др.);
-теории проектирования учебных задач (Д.Толлингерова,
Д.Голоушова, Г.Канторкова, Г.Д.Бухарова, Н.Н.Тулькибаева,
З.М.Большакова).
Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс различных методов эмпирического и теоретического уровня: анализ научно-методических материалов; анализ отечественных и зарубежных программ обучения информатике и программированию; системный анализ процесса обучения прикладному программированию; педагогический эксперимент -констатирующий и формирующий; опросные методы, анкетирование,
8 методы экспертной оценки; методы статистической обработки и интерпретации данных,
На первом этапе исследования - теоретико-поисковом (199$ — 1997) изучалась литература по проблемам обучения прикладному программированию, проводился анализ эмпирического материала, определялась тема исследования.
На втором этапе (1997 - 1999) разрабатывалась программа и комплекс задач, экспериментально проверялась и уточнялась программа. Экспериментальное обучение подростков осуществлялось на базе Детского центра информатики «Домашний компьютер» (г.Заречный), анализировались результаты.
Третий этап исследования (1999 - 2000) включал анализ и обобщение результатов исследования; коррекцию выводов, полученных на первом и втором этапах исследования; создание нормативной модели и проекта педагогических условий, внедрение результатов исследования в практику обучения подростков прикладному программированию в Детском центре информатики «Домашний компьютер» (г.Заречный), разработку методического пособия для учителей информатики, работающих в учреждениях дополнительного образования.
Научная новизна* Впервые исследовались:
область программирования в прикладном, профессиональном и научном апектах;
возможность и необходимость изучения основ прикладного программирования через игру, как модель обучения и понимания, являющуюся не только продуктивным методом, но и средством обучения, обладающим творческим потенциалом.
9 Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что:
выявлены и доказаны средства эффективного формирования знаний, умений и навыков прикладного программирования у подростков; таким средством является система учебных задач МИП,
определены критерии эффективности развития способностей в прикладном программировании у подростков, которыми являются уровни творческой активности как показатели результатов творчества подростков в созданных ими моделях игровых программ;
определены требования к объему знаний по прикладному программированию, предъявляемые к содержанию занятий (сформирован учебный курс по прикладному программированию, содержательная часть которого отражена в учебной программе «Информатика и прикладное программирование» (Приложение 1), прикладная - в учебном пособии по прикладному программированию «Диалог с компьютером» для учащихся);
выявлены эффективные организационные формы проведения занятий в малых самоуправляемых гетерогенных группах, объединенных на добровольной основе: практикумы, дискуссии, консультации и проблемные лекции.
Практическая значимость исследования заключается в том, что автором разработаны программно-методические рекомендации (программа «Информатика и прикладное программирование», методическое пособие для учителя информатики), система задач (первоначальные навыки и умения в работе с информацией на компьютере; Турбо Паскаль - диалог с компьютером; Диалог с компьютером - Турбо Паскаль, DELPHI, изд,2, доработанное и дополненное). Все материалы используются в учреждениях дополнительного образования, кроме того, они нашли применение и в общеобразовательных школах.
10 Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются исходными методологическими положениями; применением комплекса методов исследования, адекватных природе исследуемого объекта; качественным и количественным анализом экспериментальных данных; тщательностью и длительностью опытно-экспериментальной работы, личным участием в ней автора; апробацией выводов, сделанных в ходе изыскания, в педагогической практике; воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных.
Апробация выводов исследования осуществлена обсуждением их на Годичном совещании Департамента образования Правительства Свердловской области «Восролнение пробелов в образовании и развитии у детей, непосещающих дошкольные образовательные учреждения. Теоретические и практические основы организации работы начальной школы в этих условиях», г. Асбест, 1998г; 2-й областной конференции компьютерных пользователей, Специализированный учебный научный центр СУНЦ УРГУ, г. Екатеринбург, 1995; научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога», г. Екатеринбург, 1998; XXXII Зональной конференции преподавателей физики, методике обучения физике, астрономии, общетехнических дисциплин, информатике и компьютерных технологий педагогических вузов Урала и Сибири по проблеме «Воспитание патриотизма, гражданственности и нравственности в учебном процессе», г. Екатеридбург, 1999; на методических семинарах учителей информатики^ г. Заречный.
Ввнедрение в практику результатов работы.
Результаты исследования внедрены в практику обучения подростков в ДЦИ «Домашний компьютер», студентов Белоярского энергетического
11 колледжа, учащихся МОУ №7 (г. Заречный), учащихся Специализированного учебного научного центра (СУНЦ) УРГУ (г.Екатеринбург), учащихся школы № 41 (г.Екатеринбург). На защиту выносятся следующие положения:
В целях удовлетворения активного интереса подростков к прикладному программированию и их личностному развитию необходимо включение в процесс обучения эффективных методик, основанных на активных моделях обучения, в частности, игре как модели обучения и понимания. Методика обучения должна быть адекватна возрасту учащихся, так как бурное развитие информационных технологий создало креативную и доступную среду для детей, что значительно снизило возраст активного пользователя.
Использование компьютерной игры как модели обучения и понимания, являющейся не только продуктивным методом, но и средством обучения, позволит значительно повысить творческую активность подростка.
Результативность обучения может быть достигнута только при условиях:
обеспечения учебного процесса разработанной системой задач, каждая из которых является подсистемой, т.е. логически заверіпенной компьютерной программой, в частности, «моделью игровой программы»',
организации обучения как процесса разработки и апробирования модели игровой программы самим ребенком ;
организации форм обучения на добровольной основе в малых самоуправляемых гетерогенных группах, в которых организационной формой проведения занятий являются: практикумы, дискуссии, консультации и проблемные лекции.
Психолого-педагогические аспекты информатизации образования
Идея настоящей работы - найти комплексное решение проблем, связанных с обучением подростков прикладному программированию; произвести наиболее полный их анализ, выделить главные проблемы, найти их решение, воссоздать целое, т.е. синтезировать. Содержание проблем обучения программированию мы видим в общих проблемах информатизации образования и в его психолого-педагогических аспектах. Поэтому начать необходимо с анализа проблем информатизации образования в целом.
В основе общественного прогресса лежит материальная деятельность людей. В самом процессе труда происходят качественные изменения, связанные с ростом информации. Интенсификация всех областей человеческой деятельности, будучи объективной исторической закономерностью, ведет к ускорению процессов накопления информации и следующей за ними реализацией достижений. «Именно информация, управление и организация, как могучие «локомотивы» прогресса, умчали развитые страны в новую цивилизацию» [1.С.7]. Любая государственная система могущественна тогда, когда она накопила максимум информации и использует ее оперативно и полно.
«Ускорение темпов наглядно отражается и на сокращении периода освоения изобретений. Так, время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло для: бумаги - 1000 лет; паровой машины - 80; телефона - 50; самолета - 20 лет; транзисторной техники - 3 года; волновых передач текстовой и графической информации - 1 год; лазеров - 0,5 года; ФАКСов - всего 3 месяца» [1 .С.87].
Одно из ключевых условий интенсификации общественного производства связано с системой образования и его информатизацией. Отражение объективных условий бытия и опыта повседневной жизни в сознании человека сформировало понимание того, что ускорению информационных процессов должно сопутствовать ускорение массового овладения знаниями. Любые процессы жизнедеятельности и развития в человеческом обществе неразрывно связаны с приемом, обработкой информации, а также со скоростью и эффективностью этих процессов. Выживаемость индивида непосредственно связана с эффективностью освоения им передовых технологий. «Знание действительно и в полной мере становится силой, материально подтверждая крылатое выражение английского мыслителя Ф.Бэкона спустя более 150 лет» [I].
Скорость получения и обработки огромного объема научной, экономической, статистической и прочей информации современными компьютерными системами столь велика, что возникла существенная диспропорция между развитием информационных технологий и эволюционным развитием человека. Каждому государству приходится решать проблемы информатизации образования. «Только то государство может обеспечить достойную жизнь своим гражданам, - считает американский президент, - которое выделяет необходимые средства на образование и науку» [1].
Летом 1996г. в Москве был проведен конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика», который на высоком международном уровне зафиксировал приоритетность информатизации образования для каждого государства. К открытию конгресса многие страны, в том числе и Россия, представили национальные доклады о состоянии дел в этой области [114],
На конгрессе, в качестве одной из важнейших целей был определен переход «от компьютерной грамотности к информационной культуре».
Обще дидактические функции системы задач по прикладному программированию
Сегодня можно констатировать, что создались благоприятные условия для вступления в новый этап составления учебных задач по прикладному программированию и моделированию, который можно обозначить понятием моделирование с помощью компьютера жизненных задач. Данные доводы являются общим и назревшим подходом к решению задач любой предметной области в педагогике средством моделирования.
Моделирование с помощью компьютера - это процесс познания, отличающийся скоростью переноса знаний, глубиной осмысленного восприятия, развитием послепроизвольного внимания, опосредованного запоминания [190. С.219], большей самостоятельностью и креативностью.
Широкие возможности имитации искусственных проблемных ситуаций (виртуальных реальностей) средствами программирования и мультимедиа (не только в обозначенной области, но и на межпредметном уровне) развивают креативность мышления; приобщают учащихся к другим формам деятельности; им приходится, в частности, находить нужную информацию из других дисциплин, систематизировать ее, рисовать объекты, автоматизировать процессы управления программой, диалогизировать программу, творчески разрабатывать дизайн, сюжет, сценарий, интерфейс.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям знания программирования как алгоритмического языка, айв том, чтобы они могли использовать эти знания как средство самовыражения, самопознания, увлечь и разжечь их стремление самостоятельного поиска и ориентации в информационных полях культуры.
Концепция объектно-ориентированного программирования обеспечила реальные дидактические средства создания задач по прикладному программированию. Не только в области алгоритмизации и математического моделирования, но и в более широком их применении в контексте жизнеподобных ситуаций. Однако, чтобы учащиеся эффективно овладели алгоритмами управления, необходимо не просто изучить и запомнить наборы компонентов, команд и операторов, а систематически применять их на практике, от задачи к задаче. Поэтому напрашиваются специальные дидактические подходы и требования к задачам по прикладному программированию.
Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач (Д.Б.Эдьконин, В.В.Давыдов, А.Г.Балл). Совокупность задач в системе взаимосвязана и выполняет определенные дидактическпе функции в процессе обучения. «Причем должны быть исследованы связи не только между элементами системы, но и с внешней средой, системный анализ предполагает обнаружение координации и субординации между отдельными составными частями» [148.С.167], Каждая задача является интеллектуальным пространством для мыслительной деятельности человека, направленной на разрешение требований задачи с помощью определенных методов, способов, средств, задача «сама обладает всеми свойствами сложной динамической системы» [149.С.97].
Если в процессе изучения определенной дисциплины в полном объеме будут представлены все виды и типы задач (по способу задания содержания задачи, по характеру когнитивных требований, по способу решения, по целевому назначению, по степени сложности и т.д.), получится система задач (Г.Д.Бухарова). Поэтому проблему, какой должна быть система задач МИП надо рассматривать в двух аспектах:
1) общедидактическом\ т.е. с точки зрения методологической сущности и дидактической функции;
2) частнодидактическом - с точки зрения структуры задачи по прикладному программированию.
Обоснование закономерности влияния задачи МИП на интерес ребенка к процессу обучения прикладному программированию дает методология педагогической науки. Этим объясняется наш подход к обучению прикладному программированию через создание игровой ситуации на уроке не только как продуктивной организационной формы, но и как средства познания объекта: компьютера, программирования, программы и т.д. Поэтому процесс обучения прикладному программированию мы рассматриваем как процесс создания компьютерной игры самим ребенком. Игра рассматривается нами не только как метод, но и как средство обучения, а совокупность задач МИП - как система раздражителей, сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы непрерывно вызывать аффективную реакцию подростка и направлять ее в познавательное русло.
Пути и средства обучения подростков прикладному программированию в учреждениях дополнительного образования
Особенности выбора средств, способов деятельности подростка способствуют утверждению его среди сверстников, его индивидуализации, т.к. в этом возрасте главная ценность - отношения со сверстниками, подражание (осознанному или бессознательно) определенному «идеалу». Учебная деятельность наряду с другими видами деятельности также обеспечивает индивидуализацию подростка. Вместе с тем специфика учебной деятельности заключается в том, что она усиливает познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности, ее предметом, средствами, способами представления. Если это касается какого-то технического «новшества» в обществе, знания становятся особенно актуальными в данный период и овладение ими придает ярко выраженную значимость подростку, его интеллекту и индивидуальности среди сверстников. Он оценивает себя и сверстников относительно «идеального» уровня овладения «новшеством» в его понимании. Этим «новшеством» сегодня является информатика, работа на компьютере, причем не в начальной - пользовательской - стадии, а на уровне более глубокого осмысления и применения. Программирование, мультимедиа, интернет, хаккерство относятся к осознаваемым или бессознательным «идеалам» для каждого подростка (особенно это проявляется у мальчиков). Но не всем подросткам удается достичь уровня своего «идеала», так как этот процесс требует от них преодоления определенных трудностей, которые, однако, стимулируют познавательный интерес. Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда она посильна, преодолима, в противном случае интерес может быстро пропасть.
Именно этим обусловлена дидактическая функция нашего подхода к представлению учебных задач по программированию, что является, по нашему мнению, необходимым условием формирования устойчивого интереса у подростка к содержанию обучения, к самой учебной деятельности и ее результату. Этому способствует выбор активных психолого-педагогических средств обучения. Предлагаемый нами подход к представлению учебной задачи в виде «модели игровой программы» эффективно реализует воспитательно-образовательный процесс, основанный на мотивации к учебной деятельности.
К сожалению, российская государственная политика в области информатизации образования пока еще далека, как указывалось ранее, от удовлетворения всеобщей потребности в обучении информатике и прикладному программированию. Сегодня школа оказалась в очень сложном положении. Она тяжело, мучительно и болезненно реформируется. Судьба школы, как никогда ранее, находится в руках учителя, ибо воспитание новой личности может произойти лишь под его влиянием. Всех нас учили и хорошие и плохие педагоги. Сегодняшние требования к учителю высоки, ибо он должен не только прекрасно знать свой предмет, но и быть авторитетом для учеников, хорошим, добрым человеком со сложившимся гуманным мировоззрением, умеющим находить общий язык с детьми, разговаривать с ними на равных, как со взрослыми. Целью и центром воспитания является растущий человек и система его связей с окружающим миром.
Как уже отмечалось, в школьной практике прикладное программирование является одной из самых трудных тем во всем курсе информатики. Владение навыками программирования, как и другими орудиями умственного труда, является результатом более длительной интеллектуальной работы. В силу особенностей устаревшего оборудования, недостаточной разработанности учебно-методической литературы в школьном курсе информатики вряд ли изучение данной темы в ближайшее время станет массовым.
Так как реальные возможности школ не способны в достаточной мере удовлетворять потребности детей в знаниях по программированию, они приходят в учреждения дополнительного образования.
Учреждения дополнительного образования в большей степени, чем школы, сориентированы на удовлетворение потребностей ребенка. Ведущее место в организации детского досуга занимают объединения дополнительного образования. Анализ мотивации посетителей учреждений дополнительного образования, проведенный социологами Екатеринбурга, позволил выявить основные блоки содержательно близких мотивов и их соотношение: потребности общения - 35%; самореализация личности - 33%; прагматизм - 21%; случайные мотивации - 5%.