Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Категория топоса в классической и современной риторике с. 17
1.1 Содержание категории топоса в классической риторике с. 24
1.2. Развитие категории топоса в русской риторике с. 33
1.3. Категория топоса в современных исследованиях с. 57
Глава 2. Содержание топосов и их функции в тексте с. 113
2.1. Характеристика топосов в исследованиях по риторике с. 113
2.2. Родовидовая характеристика с. 120
2.3. Определение предмета речи с. 135
2.4. Выделение свойств предмета речи с. 156
2.5. Соотношение целого и частей предмета речи с. 172
2.6. Сравнение предметов, явлений, ситуаций, людей (сравнение) с. 184
2.7. Обращение к происхождению или смыслу слова (имя) с. 203
Глава 3. Анализ речевого жанра с использованием риторической категории топоса с. 215
3.1. Жанрово-стилистические признаки публицистических жанров с. 217
3.2. Функционирование топосов в жанре репортажа с. 227
3.3. Стилистические особенности очерка с. 248
3.4. Функционирование топосов в жанре путевого очерка с. 264
3.5. Функционирование топосов в жанре портретного очерка с. 280
3.6. Функционирование топосов в жанрах учебно-научного стиля с. 304
Глава 4. Система обучения созданию высказывания с использованием топоса с. 351
4.1. Исследование готовности студентов к работе над формированием умения создавать высказывание с опорой на категорию топоса с. 351
4.2. Организация работы по обучению школьников и студентов созданию высказывания с опорой на категорию топоса с. 373
4.2.1 Исходные принципы программы опытного обучения с. 373
4.2.2. Содержание работы по обучению созданию высказывания с использованием категории топоса с. 378
4.3. Реализация теоретических положений в методике обучения старшеклассников использованию топосов при создании высказывания с. 398
4.4. Изучение топосов и их использование на учебно-научном материале с. 428
4.5. Анализ результатов опытного обучения с. 468
Заключение с. 490
Библиография с. 493
Приложение с. 516
- Содержание категории топоса в классической риторике
- Характеристика топосов в исследованиях по риторике
- Жанрово-стилистические признаки публицистических жанров
Введение к работе
Гуманизация общества и развитие гуманитарных дисциплин на современном этапе немыслимо без понимания риторических основ этих дисциплин, значимость которых доказана временем и практикой.
Безусловно, риторика меняется, как меняется культурный и социальный уровень общества. По мнению Ю.В. Рождественского, «информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики...
Обилие текстов в информационном обществе выдвигает первую задачу риторики. Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех ее видах и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давать себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу. Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам» (282, 35) .
Последние десятилетия показали, что интерес к риторике велик. И это находит выражение в большом количестве появившихся и появляющихся до сих пор изданий, рассматривающих разные аспекты данной науки. Можно сказать, что аппарат риторики, некогда сформированный в недрах античного общества, практически восстановлен. Однако справедливым остается суждение А.Ф. Лосева, что "необозримое количество риторических трактатов до сих пор не систематизировано и не осознанно - до того вся эта риторика разнообразна, изощренна и глубока" (18, с.25).
Исследования по риторике показывают, что появилась настоятельная потребность вернуть эту древнюю науку в практику подготовки человека к хорошему владению речью, к умению создавать текст, эффективно решающий проблемы общения. Риторика, которая, по словам С.С.Льюиса, «старше, чем церковь, старше, чем римское право, старше, чем латинская
литература» содержит ряд категорий, обращение к которым было и должно остаться нормой.
Безусловно, категории должны рассматриваться с позиций современной науки, с учетом достижения тех областей знания, которые некогда сформировались из риторики. Важно провести историко-ретроспективный анализ риторического знания и соотнести его с тем, что существует на данном этапе развития филологических наук, а также философии, логики и психологии. Тем самым необходим процесс реинтерпретации знаний, основы которых заложены еще в античности. Воплощением этого процесса является неориторика, существование которой немыслимо без переосмысления тех категорий, которые существовали и продолжают существовать в концепции риторического знания.
В частности, важность пяти этапов подготовки высказывания (риторического канона) состоит в том, что они представляют собой алгоритм, «некий набор правил или рекомендаций, регламентирующих интегральный цикл» (53, с. 4). Особое значение до сих пор играют первые три этапа подготовки высказывания - инвенция, диспозиция, элокуция.
На этапе инвенции центральной категорией считалась категория топосов, или общих мест.
Вопрос о содержании категории топоса и возможности ее применения до сих пор остается не до конца решенным (несмотря на то, что первые высказывания по поводу данной категории появились еще в античности). На современном этапе важность и эффективность данной категории для создания текста признается большинством исследователей. Универсальность топосов позволяет применять их при создании выказывания в любом стиле и жанре в качестве опорного материала, каркаса для будущего текста, источника распространения замысла. Кроме того, универсальность риторики позволяет использовать выработанное ею знание относительно других наук.
По существу топосы представляют собой структурно-смысловые модели, на основании которых создается высказывание.
Вопрос о категории топоса ставился во всех значительных для развития данной науки русских риториках (М.В. Ломоносов, Н.Ф. Кошанский, И.С. Рижский, Я.В. Толмачев, К.П. Зеленецкий и др.). Переводя греческие и римские риторики, осмысливая и интерпретируя их, русские риторы, безусловно, внесли огромный вклад в становление исследуемой категории в России.
Именно в России во второй половине 19 века данная категория перестала рассматриваться как наиболее важная, поскольку упор в обучении риторике был сделан на развитие красивой речи (то есть основным был объявлен этап элокуции).
На современном этапе развития риторики можно обнаружить несколько точек зрения на эту категорию, которая в разных работах обозначается как топос, общее место, топ, таксономия и др. Наряду с разными терминами существует разное толкование одного и того же термина, в связи с чем остается не раскрытым до конца в содержательном и методическом плане понятие, которое, в принципе, является основополагающим для этапа инвенции и построения речевого высказывания вообще. Поэтому данная категория нуждается в дополнительном освоении и разъяснении.
В многочисленных теоретических и методических изданиях последних десятилетий, посвященных вопросам риторики, обнаруживается три подхода к описанию категории топоса:
а) исключение данной категории при описании основных
содержательных компонентов риторики (Н.Н. Кохтев, А.А. Мурашов, Д.Х.
Вагапова, Л.К. Граудина, Г.И. Миськевич, Е.Н. Зарецкая);
б) частичное описание риторического канона и топосов (общих мест)
(М.Р. Львов, А.А. Сысоев, Ф.А. Ходжаев и др.), не подкрепленное
конкретными рекомендациями по изучению и применению их.
в) подробное исследование функционирования данной категории с иллюстрациями из разных сфер деятельности (Ю.В. Рождественский, А.А. Волков, В.И. Аннушкин, А.К. Михальская, А.К. Соболева, Е.В. Клюев и др.). Но не всегда представление о данной категории в этих исследованиях совпадает;
Опыт практического рассмотрения систематической работы над данной категорией без теоретического освоения представлен лишь в комплексе учебников «Риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской, в пособии «Основы риторики. 10-11 класс» (автор - А.К. Михальская).
Таким образом, недостаточная изученность такой категории, как топос, разное ее теоретическое и методическое наполнение в исследованиях по риторике, различные подходы к определению понятий, с одной стороны, и несомненная ценность этой древней категории для усвоения теоретического аппарата науки и для практического использования в методике обучения риторике, с другой, определило актуальность диссертационного исследования.
На протяжении развития риторического знания именно эта категория вызывала наибольшие споры и разночтения. Основная проблема понимания данной категории, возможно, заключается в том, что основоположник теории топосов Аристотель не дал конкретных определений данной единицы риторики. Поэтому анализ топоса представляет скорее интерпретацию высказанных им знаний, чем ту точку зрения, которая некогда была признана как единая.
Требуются концептуальные и методические разработки, научно обосновывающие дефиницию и способствующие наилучшему усвоению и формированию навыков применения данной категории. В данном исследовании предпринимается попытка описать становление и развитие содержания понятия «топос» от античности до наших дней. Необходимо
проследить, как топос применяется в тексте, какие функции выполняет и насколько эффективна данная категория в обучении созданию текста (в том числе конкретного жанра).
Вопрос о механическом применении топосов, а следовательно, нетворческом подходе к созданию речи возникал практически на всех этапах развития общества и риторики. С.С. Аверинцев рассуждает по этому поводу: «Единство сознательного отношения к творчеству, воплощенного в теоретической рефлексии, и ориентации на стабильные правила, опять-таки теоретически кодифицированная, - самая суть риторики.
Риторика как теория и практика литературы - точное соответствие рационализму дедуктивно-метафизического типа. Ей присуще дедуктивное движение от общего к частному, так что описываемая реальность предстает как частное применение «общего места», а индивидуальный стиль - как неповторимая комбинация бесконечно повторяемых свойств слога, «идей» (3, 134).
Итак, знание и применение топосов не препятствие к творчеству, а залог его успешности. Необходимо сочетание умения применять эту категорию для создания текста со способностью к индивидуальному стилевому воплощению.
Объектом исследования являются речемыслительные умения человека, в том числе умение поэтапно создавать высказывание с использованием структурно-смысловых моделей.
Предмет исследования: категория топоса, взятая в историческом аспекте как одна из центральных универсальных категорий риторики и как базовый инструментарий педагогической риторики.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на научные данные, на анализ эмпирического материала (наблюдение за функционированием топосов в том или ином жанре), а также на данные констатирующего эксперимента и результаты проведенного опытного
обучения, разработать методику обучения использованию данной категории при создании микротекстов и текстов в определенном жанре.
Для достижения поставленной цели предполагалось: установить степень освоенности данного понятия в литературе; уточнить и определить содержание понятия топос, принципиального для решения основной цели; установить функции топосов при создании микротекста и текста; выявить характерный для того или иного жанра набор топосов, позволяющий создавать текст именно в этом жанре; отобрать материал для анализа с целью последующего его использования в методиках в качестве дидактического материала; создать систему упражнений и уроков, эффективных для усвоения этой категории; проверить эффективность предложенных упражнений и уроков в виде готовности школьников и студентов к созданию высказывания с использованием топосов.
Гипотеза исследования представляет собой следующее положение: признание топоса как структурно-смысловой модели, обеспечивающей порождение связной речи, и активное введение этой категории в методику обучения созданию высказывания повысит эффективность формирования коммуникативных умений обучающихся, в том числе умения создавать тексты в определенном жанре (с учетом параметров жанра), поможет овладеть основами построения речи сообразно определенному коммуникативному замыслу.
В соответствии с целью и гипотезой исследования на разных его этапах необходимо было решить следующие задачи:
провести историко-ретроспективный анализ развития понятия «топос», в том числе выявление особенностей трактовки данного термина в русской риторике и причины его забвения;
дать обоснование научной дефиниции;
выявить актуальные, «действующие» на современном этапе топосы;
систематизировать и уточнить содержание и основные функции каждого из топосов;
зафиксировать функционирование топосов в жанрах публицистического, художественно-публицистического и учебно-научного стилей с целью выявления характерного для данного стиля и жанра набора топосов;
обосновать универсальные возможности данной категории эффективность действия ее в разных стилях и жанрах;
9) разработать методику создания текста с опорой на риторические
категории;
10) проверить эффективность данной методики для развития речевых
способностей школьников и студентов, в том числе для формирования
умения создавать высказывания в том или ином жанре.
Их решение было связано с использованием таких методов исследования, как:
теоретическая разработка проблемы на основе анализа лингвистической, философской, методической литературы, риторических трудов античных авторов и отечественных учебников по риторике, учебно-методических пособий по истории риторики, трудов по логике;
анализ эмпирического материала;
наблюдение за процессом обучения топосам в школе и вузе; анализ работ школьников и студентов;
констатирующий и обучающий эксперимент, количественный и качественный анализ их результатов.
Исходным текстовым материалом исследования стали тексты публицистического, художественно-публицистического и учебно-научного стилей. Выбор стилей связан с тем, что именно они являются достаточно распространенными в использовании, доступными для понимания и эффективными в обучении. Задача риторических умений применения
топосов - дать человеку речевую способность к созданию полноценного, уместного в данной речевой ситуации высказывания. Продемонстрировать возможности поэтапного построения высказывания и действия топосов при создании текста нецелесообразно на примере официально-делового стиля (он отличается шаблонностью и закрытостью границ) и художественного стиля, который характеризуется особой авторской индивидуальностью. Основные этапы исследования:
1. Теоретическое осмысление категории топоса и места ее в системе
педагогической риторики; оформление результатов исследования в текст
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
(1993-1996 гг.);
Разработка системы упражнений и уроков для использования их в методике обучения созданию текста с опорой на риторические категории в школе и вузе; апробация данной методики в 10-11 классах РеМАГ г. Саранска (1997-1999 гг.), на филологическом факультете МПГУ (1999 - 2002 гг.), на факультете социальных коммуникаций МНЭПУ (2001-2002 гг.), на историческом факультете МГУ им. Н.П. Огарева (2002-2003 гг.);
Апробация результатов проведенной работы в виде публикации статей, учебных пособий и монографии; разработка теоретических основ концепции использования категории топоса в процессе формирования речевых способностей школьников и студентов.
Методика использования топосов при создании высказывания нашла отражение в ряде пособий, которые прошли апробацию и активно используются при обучении школьников и студентов в школах и вузах. Это учебное пособие «Риторические основания журналистики» (авторы -Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.В.), изданное в 2000 году (издательство «Прометей») и переизданное в 2002 году (издательство «Флинта»), использующееся на филологических факультетах МГУ им. Н.П. Огарева, Самарского ГУ, Кыргызско-Российского ГУ, МПГУ,
на факультете социальных коммуникаций МНЭПУ; а также учебное пособие для студентов-историков «Культура речи педагога» (авторы - Десяева Н.Д., Лебедева Т.А., Ассуирова Л.В.), изданного в 2003 году и прошедшем апробацию на историческом факультете МГУ им. Н.П. Огарева. Также положения исследования нашли отражение в школьной методике и представлены в разделе «Топосы, или общие места» (автор - Ассуирова Л.В.) в пособии для десятиклассников «Риторика. 10 класс» под ред. Ладыженской Т.А., входящей в комплекс учебников для средней школы, и в большом количестве статей, посвященных отдельным вопросам использования данной категории в методике обучения созданию высказывания (1999 - 2003 гг.).
4. Теоретическое осмысление категории топоса и ее значения в
педагогической риторике, отраженное в тексте докторской диссертации (1999-2003 гг.).
Научная новизна может быть определена следующим образом:
- предложена концепция формирования умения создавать речевое
высказывание с опорой на топос как структурно-смысловую модель. Эта
концепция рассматривает применение топосов как методическую систему,
способствующую выработке умения пользоваться некими
речемыслительными операциями, формирующими навык развития идей, замысла (начальный этап); как способ раскрытия темы в определенном жанре с ориентацией на коммуникативное намерение каждого жанра (следующий этап); как источник интерпретации, творческого использования моделей в речевой практике (завершающий этап).
В связи с этим:
1. Дифференцированы понятия «топос» и «общее место». Выявлена зависимость разного понимания категории топоса от компонентов речевой ситуации. Определено содержание понятия «топос». Топосы представляют собой структурно-смысловые модели, на основании которых создаются
минитексты, тексты и которые служат для раскрытия замысла высказывания. Это способы развития мысли, ее развертывания, изложения содержания.
2. Выявлены «частотные», действующие в современной речевой
практике создания текста топосы, необходимые и достаточные для практики
использования их при подборе материала для создания высказывания (10
наиболее характерных для мышления и оформления мыслей в речевое
высказывание моделей). Применение топоса - это «метод исследования»
(Аристотель) темы речи, предмета речи, поэтому принятые в риторике
наименования род-вид, целое-часть и т.д. названы как «родовидовая
характеристика», «соотношение целого и частей предмета речи», для того
чтобы показать именно процессуальный характер данных категорий.
Определены общие, свойственные всем топосам, функции моделей и частные, характерные для того или иного топоса. Выявлены топосы, использующиеся как структурообразующие - возможные для использования в качестве стержня будущего текста, вокруг которых затем формируется весь текст (родовидовая характеристика, соотношение целого и частей предмета речи, сравнение предмета речи, последующее всегда идет за предыдущим).
Выявлен набор топосов, характерный для жанра репортажа, очерка и педагогической речи. Анализ показал, что использование топосов диктуется прежде всего коммуникативной целью жанра, что при создании жанра выявляется три типа топосов, различающихся по назначению для данного жанра: внутренний, структурообразующий, вокруг которого формируется будущий текст; базовый, без которого невозможно полное раскрытие предмета речи; и распространяющие топосы, которые используются с целью раскрытия замысла в зависимости от тех частных задач, которые ставит перед собой автор, в зависимости от индивидуального стиля автора.
5. Научно обоснована и экспериментально проверена система методики
обучения созданию минитекстов и текстов с опорой на категорию
топоса, предназначенная для школьников и студентов разных специальностей, так как топосы носят универсальный характер. Ценность данных категорий для методики обучения созданию высказывания состоит в том, что
они дают алгоритм речевого поведения при реализации того или иного коммуникативного намерения;
повышают действенность речевых актов;
- повышают возможности для реализации речевой индивидуальности.
Практическая значимость исследования:
предложена система заданий, демонстрирующая работу над тем или иным топосом для усвоения его и последующего творческого применения;
разработана система уроков, предполагающая создание текста в определенном жанре;
отобран проверенный в практике обучения комплекс дидактических средств - текстов и отрывков из текстов разных авторов;
созданы учебные пособия для старшеклассников и студентов, содержащие теоретические и методические положения диссертационного исследования.
Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания риторики и культуры речи в средних и старших классах школы, а также на филологическом, историческом факультетах, факультете журналистики вузов, при обучении студентов других специальностей.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечивается их опорой на фундаментальные теоретические и методические положения, разработанные теорией риторического учения и неориторикой, логикой, коммуникативной лингвистикой, теорией речевой деятельности, педагогикой, а также с учетом проведенного опытного обучения в РеМАГ г. Саранска, СОЧШ «Наследник» г. Москвы, МГПИ им.
М.Е. Евсевьева и МГУ им. Н.П. Огарева г. Саранска, МГПУ и МПГУ, МНЭПУ г. Москвы. В общей сложности экспериментальной работой на всех этапах исследования (в течение 1993 - 2003 гг.) было охвачено 725 школьников, 250 студентов.
Апробация исследования.
Основные положения исследования, а также разработанной методики представлены в публикациях автора, в докладах на научных межвузовских и международных конференциях, семинарах в МПГУ, МГУ им. Н.П. Огарева, на семинарах учителей (экспериментальная городская площадка «Пушкинское слово» г. Москвы).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. 1. Категория топоса, теоретические основы изучения которой
заложены в античности, осмыслена и интерпретирована в русской риторике,
реинтерпретирована в неориторике, являлась и является методологической
базой риторики и методики ее преподавания.
Применение топосов - это метод исследования предмета речи, позволяющий эффективно развивать замысел речи.
2. Современное состояние риторики позволяет дать научную дефиницию
понятию: топосы - структурно-смысловые модели, позволяющие
развертывать замысел речи, на основании которых создаются отдельные
отрезки текста, минитексты, а также целые тексты, способы исследования
темы, метод поиска доказательств (род-вид, определение, свойства, имя и
ДР-)
П. 1. Основа отбора топосов для анализа - историко-ретроспективный
метод исследования и использование принципа частотности. Перечень
моделей представляет собой наименования, встречающиеся у всех авторов
риторик, начиная с античности до наших дней.
2. Каждому из топосов наименование дается на основе функционального
назначения и процессуального характера данного источника изобретения:
родовидовая характеристика; соотношение целого и частей предмета речи; определение предмета речи; обращение к происхождению слова (имя), сравнение предметов, явлений, событий, людей; выделение свойств предмета речи; последующее всегда идет за предыдущим; поиск обстоятельств; выявление причинно-следственных связей; поиск свидетельств.
3. На основе сопоставительного анализа содержания и разновидностей каждой из моделей установлено, что топосы имеют как общие функции, так и частные, свойственные конкретным топосам. К общим функциям относятся: развертывание темы речи; объяснение темы или предмета речи; разнообразие подачи материала; придание выразительности тексту. И общие, и частные функции топосы выполняют в любом стиле. При создании текста в определенном жанре автор, зная те функции, которые свойственны тому или иному топосу, опирается на модель, руководствуясь коммуникативным намерением.
III. 1. В исследованиях по риторике не разработан вопрос о зависимости использования топосов в том или ином жанре. Представляется, что в каждом жанре существует свой набор топосов, выбор которых диктуется коммуникативной целью жанра и уточняется коммуникативным намерением автора. Принципиальным оказывается характер применения топоса: один из топосов является внутренним, структурным, помогающим организовать вокруг себя весь материал; существует базовый топос, без введения которого невозможно раскрыть тему в данном жанре; и распространяющие топосы, которые выполняют общие функции и помогают автору добиться цели.
2. Анализ жанров репортажа, очерка и текстов учебно-научного стиля, проведенный с жанрово-стилистических и риторических позиций, показал, что в каждом из жанров определяется ряд топосов, использование которых при создании текста в этом жанре позволит создавать эффективный, интересный текст.
IV. 1. При организации современной практики обучения созданию высказывания целесообразно использовать топосы как структурно-смысловые модели порождения высказывания.
2. Принципы предлагаемой методики могут быть реализованы при обучении студентов различных факультетов созданию высказывания в разных стилях и жанрах.
Содержание категории топоса в классической риторике
Существование разных терминов, обозначающих одно и то же понятие, и наоборот, присвоение одного наименования разным по содержанию категориям, требует выявления значения терминов с целью дальнейшего использования одного из них.
Впервые ввел данное понятие отец софистики Протагор. Цицерон в диалоге «Брут, или о знаменитых ораторах» пишет: «Рассуждения на самые знаменитые темы, которые теперь называются «общими местами», впервые составил и написал Протагор, то же самое сделал и Горгий, сочинив похвалу и порицание на одни и те же предметы, так как главным в ораторе он считал умение возвысить любую вещь похвалой и вновь низвергнутым порицанием» (319, 174).
«Греческое слово «топос» («место», «местность») дает прилагательное «топикос», от которого происходит слово «топика». Аристотель употребляет слово «топос» для обозначения определенной «области» в уме человека, где происходит поиск доказательств» (31, 481). Таким образом, термином «общие места» названа в переводах работ античных авторов категория топос. Что такое топос по мнению основоположника теории топосов Аристотеля?
«Между энтимемами есть одно громадное различие...оно заключается в том, что одни из энтимем образуются согласно с риторическим, а также диалектическим методом силлогизмов, другие же согласно с другими искусствами и возможностями, из которых одни уже существуют в законченном виде, а другие еще не получили полной законченности...Я говорю, что силлогизмы диалектические и риторические касаются того, о чем мы говорим «общими местами» - топами (topoi) (подчеркнуто мною -Л.А.), они общи для рассуждений о справедливости, о явлениях природы и о многих других, отличных один от другого предметах: таков, например, топ большего-меньшего, потому что одинаково удобно на основании его построить силлогизм или энтимему как относительно справедливости явлений природы, так и относительно какого бы то ни было предмета, хотя бы эти предметы и были различны по своей природе. Частными же я называю энтимемы, которые выведены из посылок, относящихся к отдельным родам и видам явлений» (там же, 761).
Отсюда, возможно, следует, что любое речевое высказывание, представляющее собой рассуждение, будет строиться на основании всем известных знаний, которые позволят заложить основу будущего высказывания, и на материале, добытом, найденном человеком с помощью определенного метода (применения топосов!). Кроме того и здесь отражено деление способов, или источников убеждения, на 2 группы.
Это же касается всех типов высказываний: «...прежде всего необходимо знать посылки каждого их указанных родов речей в отдельности, потому что доказательства, вероятности и признаки - посылки риторики» (там же, 765). Под посылками, одинаково общими всем предметам, Аристотель и понимает топосы.
В античности данное понятие развивается именно в направлении, предложенном Аристотелем. Как же, по мнению Аристотеля, должны использоваться топосы? В «Риторике» он дает ответ и на этот вопрос:
«Можно сказать: относительно всех видов вещей полезных и необходимых есть топы (термин из работы Аристотеля «Риторика» в переводе Н. Платоновой), ибо есть посылки относительно каждого (вопроса), таким образом, у нас есть заранее заготовленные топы, на основании которых нужно строить энтимемы о хорошем или дурном, прекрасном или постыдном, справедливом или несправедливом, а равным образом и о характерах, страстях, нравственных качествах» (там же, с.912).
Характеристика топосов в исследованиях по риторике
Определение содержания топосов необходимо для установления того, как данные модели можно и нужно использовать в методике обучения созданию высказывания. В связи с этим в исследовании выделены те источники изобретения, которые используются на современном этапе при создании высказывания и являются общепризнанными и эффективными с точки зрения их участия в разработке темы.
Функции топосов рассматриваются на примерах публицистического, художественно-публицистического и учебно-научного стилей. Выбор именно этих стилей обусловлен тем, что они являются наиболее оптимальными в плане демонстрации функций и действия топосов в тексте: они достаточно стандартизированы и в то же время выразительны. Именно на этих стилях (в отличие от художественного и официально-делового) можно показать алгоритм «работы» того или иного топоса, так как в этих стилях участие топоса в создании текста легко увидеть. Кроме того, публицистический стиль является на данный момент самым распространенным (большая часть информации передается через средства массовой информации и, соответственно, воспринимается через них). Учебно-научный стиль позволяет формировать умение создавать профессионально значимые тексты.
Анализ исследований по риторике, начиная с работ Аристотеля, заканчивая современными исследованиями, показал, что количество топосов, выделяемых разными авторами, достаточно велико.
Аристотель называет следующие топосы: род, вид, определение, большее, меньшее, сходство, противоположное, причина, следствие, качество, часть, целое, имя, предшествующее, последующее, отрицание.
Цицерон анализирует такие топосы, как определение, часть, целое, род, вид, уподобление, различие, противоположность, присоединяемые обстоятельства, доказательства из предшествующего, из последующего, из противоборствующего, причина, следствие, сравнение, истинословие (имя), сопряжение, пример.
Софроний Лихуд выделяет следующие общие места: «Внутренние (12): 1) определение, 2) исчисление частей, 3) этимология, или ознаменование, 4) сопряженная, 5) род и вид, 6) противная или противоположная (добродетель и злоба), 7) припряженная, или обстояния: а) припряженная вещи (место, время, одежда, сооружение); б) припряженная души (злоба и добродетели), в) припряженная тела (красота, нелепость, сила и прочая), 8) предидущая (прежняя) и последующая; 9) противоборная («любит, но повредил»), 10) вина, 11) апотелесматы, или дела, 12) сравнение» (по 16, 124-125). В «Риторике» Михаила Усачева (1699) называются:
Виды внутренних мест: определение-свойство; род=общество \вид=чаственное; целость \ части; места близкие, средние; подлог; приложение; действо = творение; места далшие = наружные;; соделание образа; припряженныя; подобностъ вина и ее виды; конечная, от вещества, от формы или образа, соделание вин; приличная соделыния; соделание вещества \ неподобие уравнение; суперство» (По 16, с. 148).
В «Риторической руке» Стефана Яворского (1705) также выделено 16 внутренних мест (опять без слова «общий» - Л.А.): 1) определение имени; 2) «знаменование имени»; 3) «исчисление частей»; 4) «сопряженная»; 5) род («имя общее»); 6) «вид или форма»; 7) уподобление; 8) различие; 9) противоположная; 10) припрягателъная — обстоятельства дела, описываемые известными вопросами («стихом: 1) что, 2) кто, 3) где, 4) чим, почто, 5) векую, 6) како, 7) когда»); 11) предидущая, купноидущая, последующая»; 12-15) виды «вин».
Всего топосов, или "риторических мест" (как называет их М.В. Ломоносов), 16: 1) род и вид; 2) целое и часть; 3) свойства материальные; 4) свойства жизненные; 5) имя; 6) действия и страдания; 7) место; 8) время; 9) происхождение; 10) причина; 11) предыдущее и последующее; 12) признаки; 13) обстоятельства; 14) подобные; 15) исходные и противные вещи; 16) сравнение.
По мнению Н.Ф. Кошанского, к топосам относятся следующие модели: причина, сравнение, подобие, пример, свидетельство, обстоятельства, уступление, условие, противное, время, место, признаки, качества, принадлежности, свойства лица, свойства бездушного предмета, действие и страдание, имя, целое, части, род, виды, определение, следствие.
Жанрово-стилистические признаки публицистических жанров
Публицистический стиль (от лат. Publicos - общественный) понимается как исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, используемая в газетах, в средствах массовой коммуникации, в общественных (публичных) выступлениях.
Чаще всего он используется в газетных, журнальных статьях, телевизионных и радиопрограммах, литературно-критических работах, в речах общественно-политического характера. Целевое назначение этого стиля - сообщение новой информации, воздействие на массового адресата, стремление убедить в чем-либо читателя. Функция воздействия требует,
чтобы публицистический стиль был доступным, как разговорный, и эмоциональным, как художественный стиль.
Проследим, как цель влияет на выбор стиля и жанра. Допустим, автору надо дать точную, четкую информацию о предмете речи (выберем в качестве предмета речи «собаку»). Тогда он выбирает научный стиль и сообщает читателю, что «собака - домашнее животное из семейства хищных млекопитающих, к которому относятся также волк, лисица и другие». Читатель, безусловно, получает нужную информацию, которая в силу своего неэкспрессивного характера не способна вызвать эмоциональный отклик.
В результате передачи деловой информации может возникнуть, например, объявление: «Внимание! Пропала собака породы ризеншнауцер (мальчик). Глаза карие, шерсть черная, густая. Нашедшего просьба сообщить по телефону...»
Публицистический стиль не просто передает информацию, но стремится, чтобы эта информация получила общественный отклик. «Огромное количество бродячих собак остается в местах отдыха осенью, после отъезда дачников. Ставшие временным развлечением отдыхающих, они пытаются привыкнуть к новому образу жизни, бросаясь навстречу каждому человеку с желанием найти сочувствие. Но, к сожалению, люди способны лишь на временное понимание, забывая о вечной истине, высказанной Экзюпери: «Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили...»
То есть, используя именно публицистический стиль, автор выполняет необходимую функцию воздействия на массового адресата. Функция воздействия и объединяет публицистику и художественную литературу, и разделяет их, так как характер ее в этих стилях принципиально различен. Прежде всего функция воздействия определяется формой выражения позиции автора как в художественном, так и в публицистическом произведении.
Позиция автора-публициста обычно выражается прямо и открыто. Позиция же автора-художника обычно проявляется лишь в сложной и нередко многоплановой речевой и композиционной структуре художественного произведения.
Рассмотрим публицистический жанр репортаж и художественно-публицистический жанр очерк с позиций стилистики и риторики, проанализируем жанрово-стилистические особенности этих жанров и использование риторических категорий в тех или иных жанрах.