Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа Буркова Лариса Федоровна

Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа
<
Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Буркова Лариса Федоровна. Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2003 183 c. РГБ ОД, 61:04-13/560

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения проблем музыкально- эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа 16-89

1.1. Предпосылки педагогического исследования воспитательной роли музыкального искусства 16-48

1.2. Музыкальная культура как основополагающая категория теории музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа 49-69

1.3. Роль музыкального восприятия в процессе формирования музыкальной культуры учащихся 70-87

Глава II. Педагогические условия музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа в процессе культурологической и собственно музыкальной подготовки 90-146

II. 1. Культурологическая направленность содержания предметов эстетического цикла в педагогическом колледже 90-106

П.2. Формы и методы урочной и внеклассной работы с учащимися ... 107-

121 П.З. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования.. 122-145

Заключение 147-149

Библиография 150-173

Приложения 174-183

Введение к работе

Актуальность исследования. История педагогики показывает, что в периоды кризисов культурных стереотипов, перестройки общественного сознания, смены духовно-нравственных координат особую значимость приобретает эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения. В художественной культуре - в великих произведениях музыки и изобразительного искусства, в литературных шедеврах - сконцентрированы ментальные установки народов разных стран, сохранен опыт поколений в отношении к окружающему миру, сформирована оценка жизненных явлений и представлений об истине, добре, красоте, справедливости. Иначе говоря, именно в художественном наследии накоплено то, что сегодня называют общечеловеческими ценностями.

Известно, что воспитательное влияние на человека осуществляется в трех основных сферах его жизни: в семье, в процессе получения образования и в общественно-трудовой деятельности. Центральным звеном, где государство и общество могут наиболее эффективно управлять процессом воспитания и нравственного становления личности, в России является общеобразовательная школа. Отсюда следует, что решение задач формирования подрастающего поколения связано прежде всего со школой, где важную роль играет учитель. От образованности учителя, его подготовленности к профессиональной деятельности, его духовно-нравственных установок во многом зависит реализация задач, предъявляемых обществом к школе.

В настоящее время в России подготовка учителя протекает в условиях функционирования достаточно устоявшейся двухуровневой системы педагогического образования: колледж - вуз. В педагогическом колледже учатся, как правило, подростки, с еще не оформившимся отношением к окружающему миру и к будущей профессии учителя или воспитателя в

дошкольном учреждении. Именно поэтому в содержании профессиональной подготовки учащихся педколледжа эстетическое воспитание и художественное образование имеют огромное значение. Вместе с тем теория и практика работы педагогических колледжей говорят о недооценке роли искусства в формировании личностных качеств будущего учителя. Эта ситуация усугубляется общим снижением интереса к эстетическому воспитанию и художественному образованию подрастающего поколения -повсеместно закрываются музыкальные школы, кружки и клубы, нет финансирования домов детского творчества и др.

Следует подчеркнуть: в Законе об образовании Российской Федерации задача воспитания культурной личности нашла соответствующее отражение, но в нем нет таких понятий, как «эстетическое воспитание» или » «музыкально-эстетическое воспитание», а речь идет прежде всего о нравственном формировании ребенка. Однако следует учесть, что «нравственное развитие», о котором сказано в законе, находится в нерасторжимой взаимосвязи с проблемой «искусство - дети». Ведь «общественная техника чувств» (Л.С. Выготский), память поколений, которые несет в себе высокое искусство, позволяют рассматривать художественное произведение и как средство освоения духовных начал бытия, и как эмоционально- нравственная поддержку подростков, входящих в противоречивый и многогранный мир взрослых (В.В.Буткевич, А.Н.Гуров, Н. И. Киященко, Б.Т.Лихачев, В.А.Разумных, Л.В. Тодоров, З.И.Равкин и др.). Очевидно и другое: нравственное воспитание не может заменить эстетического, которое входит составной частью в первое и имеет свое содержание и свою специфику.

В многочисленных исследованиях отечественных ученых, занимающихся проблемой подготовки учителя общеобразовательной школы и воспитателя дошкольных учреждений, неоднократно подчеркивалось, что формирование профессиональных качеств и способностей педагога тесно

связано с его гуманитарной подготовкой, в том числе в сфере эстетической и художественной культуры (Л.Г.Арчажникова, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.В.Кузьмина, Е.А.Леванова, В.А.Сластенин, Г.М.Цыпин, А.И.Щербаков и др). Игнорирование роли литературы, живописи, музыки в процессе обучения будущего специалиста в сфере народного образования развитии его личности, так и на качестве его профессиональной деятельности, в какой бы сфере педагогики она в дальнейшем ни протекала. Учитель, не ориентирующийся в сложном мире художественной культуры, не способен быть полноценным воспитателем, влиять на развитие эстетических потребностей, интересов, вкусов детей и в конечном итоге не может до конца реализовать свой педагогический потенциал.

Идеи эстетического воспитания, выдвинутые в отечественной науке, последних десятилетий XX века, касаются прежде всего сферы педагогики общеобразовательной школы. В трудах М.С.Кагана, Н.К.Карповой, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачева, Л.П.Печко, М.Р.Плоховой, В.А.Разумного, и других исследователей разработаны разнообразные теории эстетического формирования личности, предложены модели системного включения ребенка в сферу эстетических представлений и идеалов, определены наиболее важные психолого-педагогические условия, обуславливающие процесс приобщения детей к эстетической художественно-творческой деятельности. Вместе с тем мы сегодня сталкиваемся с недооценкой роли эстетического воспитания в школе. Прежде всего это сказывается в недостаточном понимании полноты и многогранности эстетического воспитания, значение которого выходит за приделы способности наслаждаться красотой в мир высоких и глубоких проблем человеческого бытия, в сферу формирования личностных духовно-нравственных представлений и ориентации. Очевидно, что в современных условиях назрела необходимость поиска новых подходов и новых педагогических средств для пополнения арсенала теории

эстетического воспитания, и прежде всего - воспитания средствами
, ' искусства.

* Проблема воспитания подрастающего поколения средствами искусства

не нова, достаточно назвать имена Т.И.Баклановой, Л,В.Богомоловой,
А.И.Бурова, С.А.Герасимова, Д.Б.Кабалевского, В.С.Кузина, А.А.Мелик-
Пашаева, Б.М.Неменского, Л.А.Рапацкую, Н.М.Сокольникову

Т.Я.Шпикалову и др.. Однако на практике теоретические положения, как правило, не находят применения. В лучшем случае общеобразовательная школа «наполняется» предметами эстетического цикла, а само эстетическое воспитание подменяется фрагментарной художественной деятельностью по отдельным предметам, когда не участвуют межпредметные связи и учащиеся приобретаются разрозненные художественные умения и навыки, не і складывающиеся в единое целое. В то же время следует заметить, что наличие в учебном плане предметов художественного цикла - это также еще не решение проблемы эстетического воспитания. Для достижения цели необходим концептуально новый подход к содержанию, формам и методам работы с учащимися, основанный на понимании взаимосвязи эстетического и духовно-нравственного формирования личности.

Сложившееся положение в эстетическом воспитании в современных образовательных учреждениях является во многом следствием слабой профессиональной оснащенности молодых специалистов получивших диплом педагогического колледжа. В настоящее время фундамент системы эстетического воспитания в педагогическом колледже на дошкольном отделении составляют предметы: «Музыка» (групповые и индивидуальные занятия), «Литература» и «Мировая художественная культура» (далее МХК); на художественно-графическом отделении, кроме предметов по

\щ[ специальности, истории изобразительного искусства в учебный план

включены МХК и литература. Но за последние годы количество часов, отведенных на эти предметы, постоянно снижается. Например, в 1987 г. на

предмет «Музыка» на дошкольном отделении отводилось 130 часов, не считая индивидуальных занятий, а на МХК - 76 часов. В настоящее время часы и на предмет «Музыка» и на МХК значительно сокращены, причем МХК в некоторых группах дошкольного и художественно-графического отделения является дисциплиной по выбору. Отсутствие музыки в учебном плане художественно-графического факультета приводит к подготовке узкого специалиста-предметника с ограниченным художественным кругозором, не способным творчески применять получение знания, использовать межпредметные связи живописи с другими видами искусства. Преодоление вышеуказанных негативных моментов в системе педагогического колледжа составило актуальность настоящего исследования.

Состояние научной разработанности проблемы музыкально-
эстетического воспитания
. Проблема эстетического воспитания
средствами искусства оказалась наиболее разработанной в сфере
музыкальной педагогики. В числе авторов, создавших оригинальные
методики ведения уроков музыки в общеобразовательной школе -
Ю.Б.Алиев, Т.И.Бакланова, Д.Б.Кабалевский, В.И.Петрушин
А.А.Пиличяускас и др.. Достаточно подробно исследована проблема
подготовки специалистов в системе высшего образования, представленная
школами Э.Б.Абдулина, О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой,
А.Н.Малюкова, Л.Л.Надировой, И.Н.Немыкиной, Е.В.Николаевой,
Л.А.Рапацкой, Н.А.Терентьевой, Б.М.Целковникова, а так же в трудах
Т.В.Челышевой, Г.М.Цыпина и др.

Гораздо менее изученной оказалась проблема приобщения к ценностям музыкальной культуры учащихся средних специальных учебных заведений. Для настоящей диссертации большое значение имели работы посвященные анализу особенностей учащихся подросткового возраста (М.И.Волынкин, Л.А.Гордон, Н.Ф.Добрынин, П.И. Иванов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов и др.), а так же труды затрагивающие

вопросы музыкального образования и воспитания школьной молодежи и подростков, составляющих основной контингент учащихся педагогического колледжа (Ю.Б.Алиев, А.А.Малюков, Л.М.Предтеченсткая, В.И. Петрушин, А.Н.Сохор, И.А.Химик ). Существенные выводы для нашего исследования мы нашли в публикациях, посвященных развитию музыкально-познавательных интересов учащихся (А.А.Авдеева, Н.Н.Гришанович, З.К.Кальниченко, Н.И.Лысина, З.П.Морозова, А.И.Паламарчук, Г.С.Тарасов и др.).

Вместе с тем очевидно, что указанные авторы не ставили задачу специального изучения проблемы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа. Большинство работ, указанных выше, ориентированы на подготовку учителя в вузе или на формирование музыкальной культуры подростков в условиях общеобразовательной школы.

Все сказанное предопределило проблему исследования, которая заключается в том, чтобы выявить: на основе каких теоретических положений можно обосновать содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа. Под музыкально-эстетическим воспитанием (или воспитанием средствами музыки) в данной работе мы понимаем процесс формирования музыкальной культуры - важной составляющей духовно-нравственного мира будущих учителей и воспитателей подрастающих поколений.

Цель диссертационной работы заключается в определении и экспериментальной проверке содержания, форм и методов музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа.

Объект исследования - процесс музыкально-эстетического воспитания и образования учащихся педагогического колледжа дошкольного и художественно-графического отделений.

Предмет исследования - содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания в педагогическом колледже.

Изучение философской, научно-метадической, искусствоведческой, социологической и психолого-педагогической литературы, работ по теории и методике музыкального обучения и воспитания средствами музыки, а так же обобщение передового педагогического опыта и собственной экспериментальной работы позволили выдвинуть следующую гипотезу.

Мы предположили, что музыкально-эстетическое воспитание учащихся педагогического колледжа будет более эффективным, при следующих педагогических условиях:

  1. Ориентации учебного процесса на постижении эстетической сути произведений музыкального искусства во взаимосвязи с формированием духовно-нравственных установок и ценностных ориентации учащихся.

  2. Опоре на культурологический подход в структурировании учебных дисциплин, в содержание которых входит музыкальное искусство (собственно музыкальные предметы и «Мировая художественная культура»).

  1. Поэтапном формировании опыта адекватного восприятия музыкальных произведений разных стилей и жанров во взаимосвязи с историко-теоретическими знаниями и навыками практического музицирования.

  2. Использовании в учебном процессе интегрированных форм групповой и индивидуальной работы, а так же системы специальных методов обучения направленных на освоение эстетической составляющей содержания музыкального произведения (выявление духовно-нравственных приоритетов культуры, «художественных ассоциаций», «живого исполнения», «музыкального пробуждения» и др.).

Определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования позволили сформулировать следующие его задачи: 1. Определить музыкальную культуру как основополагающую категорию теории музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа;

  1. Определить роль музыкального восприятия в процессе формирования музыкальной культуры учащихся педагогического колледжа;

  2. Выявить и апробировать в опытно-экспериментальной работе педагогические условия, формы и методы, музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа;

4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методологическую базу исследования составили положения

философии, эстетики, культурологи, искусствознания о музыкально-эстетическом воспитании и образовании (Б.В.Асафьев, Г.Н.Кечхуашвили, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, В.В.Медушевский, А.Н.Сохор, Б.Л.Яворский и др.); современные психолого-педагогические труды посвященные проблемам содержания учебного процесса, интегрированного и развивающего обучения (И.Д.Зверев, Т.С.Комарова, В.В. Краевский, П.Г. Кулагин, И.Я.Лернер М.Н.Скаткин и др.); труды по психологии искусства и музыкальной психологии (Л.С.Выготский, А.Л.Готсдинер, Е.В.Назайкинский, А.Я.Пономарев, В.Г.Ражников, А.Н.Сохор, Г.С. Тарасов, В.М.Теплов, Я.М.Якобсон и др.); труды, посвященные профессиональному становлению специалиста в области музыкального образования и художественного воспитания (Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, А.Н.Малюков, Г.М.Цыпин и др.) и работы по теории и методике музыкального обучения и воспитания (Э.Б.Абдулин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, В.К.Белобородова, Г.С.Ригина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы применялись следующие методы исследования:

анализ философской, эстетической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение методической литературы, действующих учебных планов и программ по предметам «Музыка», «Мировая художественная культура», «Литература», «Изобразительное искусство»;

обобщение передового педагогического опыта преподавания дисциплин художественного цикла в общеобразовательной школе, педагогическом колледже, и собственного многолетнего опыта работы в общеобразовательной школе, педагогическом колледже и педагогическом университете.

педагогический эксперимент, включающий: опрос, беседу,

анкетирование, экспериментальные задания, анализ работ учащихся, на

наблюдение и контроль за учебно-воспитательным процессом,

статистический анализ экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили

дошкольное и художественно-графическое отделения педагогического

колледжа № 16, общеобразовательная школа № 1278 г. Москвы. В работе

учитывались данные, полученные нами в ходе руководства педагогической

практикой студентов МГОПУ им. М.А.Шолохова.

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось с 1990 по 2002 годы в несколько этапов.

Теоретическому анализу и обобщению предшествовал период, связанный с практическим изучением проблемы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа (1990-1995г.г.)

Первый этап эксперимента - констатирующий, проводился с 1995 по 1997 годы и был посвящен выявлению исходного уровня музыкально-эстетического воспитания учащихся, оценке данных, полученных в ходе его проведения.

Второй этап - формирующий - проводился с 1997 по 2001 годы и включал в себя апробацию разработанных в исследовании положений о содержании, формах и методах музыкально-эстетического воспитания учащихся в процессе занятий музыкой и изучения «Мировой художественной культуры»; разработку специальных заданий, выявляющих уровни исследуемых аспектов содержания; проведение контрольных срезов. На третьем

заключительном этапе (2001-2002г.г) осуществлен анализ результатов

опытно-экспериментального исследования; выявлен комплекс специальных
методов, способствующих эффективности музыкально-эстетического

воспитания учащихся педагогического колледжа; подведены общие итоги

исследования.

Научная новизна исследования: выявлена историческая динамика отношений к проблеме музыкально-эстетического воспитания в педагогическом колледже неоднородный состав учащихся, направленность на профессиональную подготовку воспитателей, учителей изобразительного искусства и др. обосновано содержание музыкально-эстетического воспитания в педагогическом колледже (педагогическая интерпретация категории музыкальной культуры);

доказана взаимосвязь музыкально-эстетического воспитания с формированием духовно-нравственных установок и ценностных ориентации будущих учителей и воспитателей.

выявлена роль активного музыкального восприятия в становлении музыкальной культуры учащихся педагогического колледжа, показана динамика этого процесса, его значение для развития личностных и профессиональных качеств будущего педагога. Теоретическая значимость исследования:

1. Внесен вклад в теорию воспитания средствами музыки на основе
культурологического подхода к содержанию предметов эстетического цикла
в педагогическом колледже (музыкальные дисциплины, «Мировая
художественная культура»),

2. Определены и экспериментально проверены педагогические условия
(сочетание интегрированных, групповых и индивидуальных занятий
музыкой, классной и внеклассной форм работы; освоение базовых историко-
теоретических знаний во взаимосвязи с приобретением навыков

элементарного музицирования; поэтапность накопления опыта оценки эстетического в музыкальных образах), обеспечивающие духовно-нравственное и собственно эстетическое развитие, будущих учителей и воспитателей на основе общения с музыкальным искусством как культурным феноменом.

3. Обоснована система специальных методов обучения (выявления духовно-нравственных приоритетов культуры; «художественных ассоциаций», «живого исполнения», «музыкального пробуждения» и др.), способствующих эффективности музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Обоснованное в исследовании и экспериментально проверенное
содержание музыкально-эстетического воспитания учащихся дошкольного и
художественно-графического отделений педагогического колледжа,
позволяют повысить качество эстетической подготовки воспитателя и
учителя.

2. Методика, разработанная автором, позволяет решать задачи формирования
активного музыкального восприятия и музыкально-стилевых представлений
на уроках музыки и «Мировой художественной культуры» и может быть
использована в педагогической практике учащихся средних и высших
педагогических заведений.

3. Разработаны: программа по «Мировой художественной культуре» для
учащихся средних педагогических учебных заведений; программа
факультативного курса по музыке и спец. курс «Художественная культура
преподавателя изобразительного искусства» для учащихся художественно-
графического отделения педагогического колледжа; программа курса
«Введение в музыкальное искусство и музыкальную педагогику» для
студентов дошкольного отделения;

Достоверность и объективность результатов исследования: научные положения и выводы диссертации основываются на многолетнем опыте работы в общеобразовательной школе, педагогическом колледже и педагогическом университете, обеспечиваются опорой на научную методологию и на применение методов научного анализа, адекватных задачам исследования, а так же сочетанием теоретических выводов с количественным и качественным анализом экспериментальных данных. На защиту выносятся следующие положения;

  1. Музыкально-эстетическое воспитание в педагогическом колледже представляет собой процесс формирования музыкальной культуры учащихся - профессионально-значимого качества личности педагога. Этот процесс основан на выявлении эстетического начала в музыке и тесно взаимосвязан с развитием духовно-нравственных установок и ценностных ориентации будущих учителей и воспитателей.

  2. Специфика музыкально-эстетического воспитания в педагогическом колледже определяется культурологическим подходом к содержанию обучения, что позволяет связать в единое целое разнохарактерные знания, приобретаемые учащимися при освоении дисциплин эстетического цикла, придать им профессионально-значимую направленность.

  3. Процесс музыкально-эстетического воспитания учащихся зависит от педагогических условий, предполагающих опору на активное музыкальное восприятие как творческую деятельность, поэтапное формирование историко-теоретических знаний во взаимосвязи с приобретением навыков элементарного музицирования, сочетание интегрированных форм групповых и индивидуальных занятий, классной и внеклассной работы.

4. Эффективность музыкально-эстетического воспитания учащихся
педагогического колледжа зависит от применения специальных методов
обучения («художественных ассоциаций», «музыкального пробуждения»,
«живого исполнения» и др.), актуализирующих эстетическую роль

музыкального искусства в истории мировой культуры и способствующих
освоению культурологического содержания дисциплин эстетического цикла.
» Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-

экспериментальной работы на базе педагогического колледжа №16, общеобразовательной школы №1278, в ходе педагогической практики студентов музыкально-педагогического факультета МГОПУ им. М.А.Шолохова, на научно-педагогических конференциях, посвященных проблемам культуры и педагогики искусства, а так же в процессе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МГОПУ им. М.А.Шолохова. Основные теоретические и практические положения диссертации отражены в публикациях автора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Предпосылки педагогического исследования воспитательной роли музыкального искусства

Воспитательная роль музыки, а так же характер ее воздействия на личность человека определяют общественную значимость музыкального искусства и его место в системе культурных ценностей. Изучение воспитательных аспектов музыки имеет долгую историю, и в этой области накоплен солидный опыт, связанный прежде всего с развитием философских взглядов на эстетическое воспитание. Обратимся к этим идеям.

Философов издавна занимала идея о смысле и назначении музыки, о ее роли в жизни человека, в воспитании личности. С древних времен музыка как средство воспитания а большей или меньшей мере использовалось во всех педагогических системах. При этом роль музыки определялась согласно господствующим взглядам на личность, религиозными, культурными установками конкретного общества. Во всех педагогических воззрениях эпохи проявлялось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки, а так же искусства в целом. Однако само понятие гармонического, всестороннего развития личности в различных философских учениях разных эпох истолковывалось по разному. Решающим моментом выступали социально-исторические условия конкретных временных периодах и стран. Так, в древнем Китае одной из самых известных философских школ, оказавших влияние на социальную жизнь, является конфуцианство. Представители этой школы разработали важнейшие принципы «гармонического» развития общества, в основе которых лежало строгое подчиняемость нижних слоев высшим. В этом же русле развивались и общие музыкально-воспитательные тенденции. Музыка считалась одним из лучших средств перевоспитания людей и изменения обычаев. Природа музыки, рассматриваемая в философском контексте, принималась как единство пяти добродетелей (человечности, справедливости, воспитанности, предусмотрительности и искренности), соответствующих, в свою очередь, пяти первоэлементам природы (дереву, металлу, огню, воде и земле ). Однако политическая система древнего Китая, выработавшая нормы иерархически послушной личности, тем самым и музыку превратила в средство социального регулирования. В итоге вместо истинно гармонических отношений человека и общества сформировались «гармоничные» отношения между феодалами правителями и их покорными подданными.

Широкое развитие идеи музыкального воспитания получили в философии и эстетике Древней Греции. Они во многом определили практику музыкального воспитания европейской светской традиции. Поэтому рассмотрим эти идеи более подробно.

Еще в VI веке до н.э. философ и математик Пифагор (580-500 до Р.Х.) пытался утвердить гармонию личности с окружающим природным миром, для чего использовал и музыкальное искусство. Если для тела высшая цель, по Пифагору, катарсис, достигается посредством вегетарианства, то душа к нему может придти лишь путем приобщения к музыкальной гармонии Космоса. Учение пифагорейцев оказало значительное влияние на развитие многих последующих философских теорий. Согласно пифагорейству, «звучащие сферы Космоса» состоят в гармонии с человеческой душой. При помощи музыкального инструмента, в звучании которого фокусируется небесна гармония, на соответствующий гармонический лад можно настроить души воспринимающих музыку. Именно этим исцеляются их нравы, душа освобождается от аффекта (гнева, вожделения, страха и т.п.), человеку возвращается его изначальная природная гармоничность. Воспитательная роль музыки высоко оценивалась и во многих последующих философских учениях древнегреческих мыслителей. Противоречия социальной жизни, которые проявлялись как в острой борьбе демократических слоев с аристократией, так и в межполисных конфликтах, способствовали дальнейшему развитию вопросов социально-воспитательной роли музыки, ее значении в жизни общества.

В соответствии с воззрениями как Платона (427-347 до Р.Х.), так и Аристотеля (384-322 до Р.Х.), умственной, художественной деятельностью могут заниматься лишь свободные граждане полиса, а для того, чтобы общественный порядок был прочным и нерушимым, каждое сословие должно выполнять свои функции. Согласно Аристотелю, общество само должно быть озабочено гармоническим развитием своих граждан, так как человек- существо социальное. Рассматривая проблему музыкального воспитания личности, он выделяет такие функции музыки, как физиологическое воздействие, нравственное воспитание, интеллектуальное развлечение. Пение и игра на музыкальных инструментах в древнегреческих школах составляли необходимую часть учебной программы, но Аристотель распространяет эти функции музыки на воспитание только свободных граждан.

Многих мыслителей прошлого занимала мысль о роли музыки в развитии духовно-физического целого в человеке. Для Платона музыка и гимнастика являются главными средствами воспитания, которые, действуя совместно, способны воспитывать гармоническую личность. Однако, в конечном итоге, разрабатывая теорию идей, Платон приходит к выводу о том, что сущность человека - это душа. Правда, в «идеальном» государстве Платона музыка, как самое могучее средство воспитания души, применима исключительно к представителям высших социальных классов - к мудрецам и воинам. Для их гражданского воспитания Платон считает подходящим два музыкальных лада - фригийский и дорийский (остальные он предлагает исключить из воспитательного процесса). Первый - это такой лад, который способствует укреплению человека как воина, второй благоприятствует мудрым действиям человека в мирное время. По отношению к остальной массе людей, так называемому третьему классу, не говоря уже о рабах, воспитание представлялось ненужным.

Идею о гармонически развитой личности в древнегреческой философии наиболее глубоко обосновал Аристотель, который предложил главное внимание сосредоточить на военной и физической подготовке. Гармония телесного и духовного является для Аристотеля исходной точкой воспитания человека, что осуществимо, по его мнению, лишь в сочетании музыки и гимнастики.

В Древнем Риме на первый план выдвигается ряд таких философских направлений, как эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Для духовной жизни свободных граждан Рима характерны мысли о необходимости примирения с деспотизмом и произволом. Утверждаются Индивидуалистический тенденции, устанавливается тип спокойной, послушной, «безупречной» личности. Целью воспитания у эпикурейцев становится атараксия, у стоиков иногда доводимая до полной апатии. Согласно таким представлениям о человеке, музыка не должна производить сильного эмоционального воздействия и вызывать глубокие переживания. Взгляды римлян на музыку принижают ее социальное значение: стоикам она излишне морализуется (Диоген Вавилонский), для стоиков она способна лишь создавать настроение, отвлекающее от душевных страданий (Секст Эмпирик), эпикурейцы же вообще отрицают воспитательную роль музыки, приравнивая ее воздействие к вкусовым ощущениям. Поэтому в учебных заведениях Древнего Рима обучение пению и игре на музыкальных инструментах отсутствует. (Для формирования практически полезной личности в эпоху эллинизма более важным признается ораторское искусство).

Культурологическая направленность содержания предметов эстетического цикла в педагогическом колледже

Профессиональная подготовка будущего педагога и воспитателя — сложный и многогранный процесс, объединяющий разнообразные дисциплины, каждая из которых призвана обеспечить формирование необходимых качеств личности учащегося, определенных сторон его личности, развить способности и интерес к педагогическому труду. В настоящее время среди предметов, изучаемых в педагогическом колледже, главное внимание уделено узкой специализации, что привело к недооценке роли дисциплин эстетического цикла, в том числе - музыки. Так, на дошкольном отделении произошло существенное снижение часов, отведенных на музыку, а требования к этому предмету свелись к изучению элементов музыкальной грамоты и развитию певческих навыков. Это явно не совпадает с современными представлениями о педагоге дошкольных учреждений, который должен не только хорошо представлять задачи музыкально-эстетического воспитания детей разных возрастных групп, но и ориентироваться в содержании, видах и формах организации музыкально-эстетической деятельности, приобщать ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развивать у дошкольников любовь к музыке и к другим видам искусства.

На художественно-графическом отделении, как мы уже говорили, музыка вообще исключена из учебного плана. Следовательно, будущие преподаватели общеобразовательной школы не имеют возможности получить хотя бы элементарные музыкальные знания, что позволило бы им использовать в процессе работы межпредметные связи разных видов искусства и более активно участвовать в организации внеклассных мероприятий. Отсутствие должного количества часов, отведенных на музыкальное искусство, приводит к падению не только музыкальной, но и общей культуры выпускников, ориентированных на узко понимаемые профессиональные задачи и не способных осуществлять процесс воспитания средствами искусства. В поле их зрения доминирует рок-музыка, что свидетельствует об ущербности вкусов и потребностей.

Отсутствие музыкальных предметов в учебном плане в настоящее время компенсируется в какой то мере - «Мировой художественной культурой». Мы считаем, что именно этот предмет при соответствующих условиях может стать стержнем формирования не только художественной, но и музыкальной культуры учащихся. Этому способствует:

а) специфика музыки как вида искусства, выполняющего интегративную роль в системе искусств и в художественной культуре в ее целом;

б) культурологический подход к содержанию уроков искусства в педагогическом колледже, стержнем которых следует считать курс «Мировая художественная культура».

Рассмотрим выдвинутые положения последовательно. Каждый вид искусства, ставя перед собой задачу преимущественного отражения определенного круга жизненных явлений, пользуется собственными изобразительно-выразительными средствами, и в этом заключается важнейшая особенность художественного творчества. Собственно художественные средства и язык искусств определяется предметом воспроизведения и природой материала, в котором творит писатель, музыкант, художник и др. Но как ни специфичны изобразительно-выразительные средства отдельных искусств, между ними существует определенная связь. Она выражается не только в том, что все изобразительно- выразительные средства искусства подчинены воздействию некоторых общих эстетических закономерностей, но и в том, что те или иные виды искусства могут пользоваться при определенных условиях средствами других искусств.

Как известно необходимость существования различных искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную художественную картину мира. Такую картину могут дать только все виды искусства, вместе взятые, только вся художественная культура человечества в целом. Каждое искусство имеет свои преимущества перед другими искусствами в изображении определенных сторон жизни под своим свойственным ему углом зрения. Например, ни одно искусство не может передать всю многокрасочность природы с такой художественной силой, как это делает живопись. Но живопись при всей своей эмоциональности, очевидно, уступает музыке в своей способности непосредственного выражения человечества чувства, переживания. Как ни широки возможности литературы, она все же не может дать зримую картину изображаемых ею событий, как это делают искусства изобразительные.

Для того, чтобы представить роль музыки в содержании курса «Мировая художественная культура», познать специфику музыки, недостаточно выяснить ее внутреннюю природу. Надо выйти за ее пределы и сопоставить ее с остальными искусствами, что сделано такими исследователями, как В.В.Ванслов, В.А.Васина-Гроссман, Б.А.Кац, В.Д.Конен, Л.А.Рапацкая и др. Очень часто музыка соединяется с другими видами искусств в одном художественном произведении. Чтобы понять ее роль в таком синтезе, надо определить ее место в ряде искусств. Если исходить из того, лежат ли в щ основе данного искусства наглядные изображения, понятия или же средства, дающие непосредственное выражение эмоций - принято разделять искусства на изобразительные (живопись, графика, скульптура), понятийные (литература), синтетические изобразительно-понятийные (театр, кино) и, наконец, выразительные. К последним принадлежат музыка, . танец, архитектура и декоративно-прикладное искусство, в котором особую роль играет орнамент. Другой тип классификации основан на статичности или динамичности формы художественного произведения. С этой точки зрения искусства делятся на пространственные (живопись, скульптура, графика, архитектура и декоративно-прикладное искусство), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино, танец). Наконец необходимо учитывать и то, к какому органу чувств обращен данный вид искусства. Поэтому надо отделить искусства «слуховые» (музыка, литература) от зрительных (все пространственные и танец) и синтетических «зрительно-слуховых» (театр, кино). Музыка, таким образом оказывается родственной, то одним видам искусства, то другим, то третьим.

Но если взять совокупность признаков, лежащих в основе всех трех типов классификации, то обнаружится, что музыка — это единственное искусство, являющееся одновременно выразительным, временным и «слуховым». Как выразительное искусство, музыка близка к танцу, архитектуре и орнаменту. Их объединяет еще и то, что они широко распространены и прочно бытуют в продолжении тысячелетий в самой жизни. Из остальных искусств музыка ближе всего стоит к литературе и включающим литературу синтетическим искусствам - театру и кино. С ними музыка часто соединяется в одном произведении, что приводит к созданию новых самостоятельных художественных жанров: вокальной музыки, программной музыки, оперы, балета, оперетты, киномузыки и т.п. При этом " ресурсы музыки чрезвычайно обогащаются. Взаимосвязи речи и музыки настолько разнообразны, что осмыслить их в некоем единстве кажется практически невозможным, Влияние музыки на литературу и литературы на музыку может быть столь индивидуальным, неожиданным и неповторимым, что всякий раз оно требует особого к себе подхода. По своему содержанию музыкальные образы ассоциируются больше всего именно с литературными образами, и эти связи разнообразные, опосредованные и противоречивые, прослеживаются на протяжении всей известной нам истории профессионального композиторского творчества Европы. Так, ранняя опера возникла и сложилась на почве гуманистической драмы и поэзии Ренессанса. Классическая трагедия и комедия в огромной степени определили эстетику оперного театра классицизма. Без лирической поэзии не было бы возможно не только камерно-вокальное, а и оперное и симфоническое творчество романтиков. Ведущие жанры инструментального творчества романтиков (симфонические поэмы, увертюры, фортепианные миниатюры и циклы, программные симфонии) возникли и совершенствовались под сильнейшим воздействием литературной программы.

В 20 веке продолжается поиск новых путей и форм синтеза музыки с другими искусствами. Это характерно для многих композиторов (С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Онеггер, К.Орф, Б.Бриттен).

Другой вид искусства, который так же часто объединяется с музыкой — живопись. Рассмотрение взаимодействия изобразительного искусства и музыки должно исходить из разнообразных предпосылок (В.В.Ванслов). Принципы живописного изображения и музыкального выражения не только различны, но в ряде отношений противоположны. Первое опирается на зримое, второе - на слышимое, одно искусство статично, неподвижно, другое динамично и развивается во времени, одно связано с воспроизведением внешнего, другое - с воплощением внутреннего, принцип первого - предметное созидание, прямо отражающее объективную реальность, принцип второго - интонирование, прямо отражающее субъективный мир.

Вместе с тем разными путями оба искусства идут, в конечном счете, к одному и тому же: к созданию художественных образов, отражающих реальную жизнь, формирующих сознание человека, его эстетические и духовно-нравственные ориентиры. Изобразительное искусство и музыка, определившиеся в качестве особых видов художественной деятельности еще на заре человеческой истории были взаимосвязаны как стороны различного рода жизненных процессов; обрядовых и культовых действий, праздников и пиршественных представлений, народных зрелищ и карнавальных шествий. Музыка редко воспринималась без участия зрительных впечатлений.

Как считает В.В.Ванслов, проблема взаимодействия выразительного искусства и музыки возникла с постепенным распадом органических синтетических форм искусства, с сопоставлением искусств и сложением их системы, с возникновением станковой живописи и концертной музыки (55, с. 112). Прямое взаимодействие изобразительного искусства с музыкой выражалось в 2-х формах:

1. В создании музыкальных произведений, вдохновленных произведениями изобразительного искусства и стремящихся к музыкальному претворению их образов, к переводу этих образов в эмоционально-звуковой план.

2. В повышении в музыке значения категории изобразительности, картинности (особенно в программной музыке).

Формы и методы урочной и внеклассной работы с учащимися

Реализация идеи музыкально-эстетического воспитания в педагогическом колледже на основе культурологического подхода к содержанию предметов искусства, а также признание приоритетной роли курса «Мировая художественная культура» в этом процессе требуют обоснования форм и методов классной и внеклассной работы с учащимися.

Исходя из теоретических положений диссертации и опираясь на многолетний опыт работы в педагогическом колледже (дошкольное отделение и художественно-графическое отделение), мы предлагаем в качестве оптимальных следующие формы обучения, в условиях которых целесообразно осуществлять процесс музыкально-эстетического воспитания.

Как известно, главной формой классной работы является урок, поскольку вне урока невозможно организовать систематичное освоение знаний, необходимых для образовательных и воспитательных задач. По образному выражению Н.М.Верзилина, «урок - это солнце, вокруг которого как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Согласно концепции М.И.Махмутова, «урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения» (170, с.44).

Учитывая специфику музыкально-эстетического воспитания в педагогическом колледже и при отсутствии в учебном плане многих музыкальных дисциплин, мы апробировали в различных вариантах следующие формы классной и внеклассной работы: групповой урок музыки; урок-концерт; урок-беседа; круглый стол; урок-путешествие; комбинированный урок; урок индивидуальной музыки; урок «Мировой художественной культуры»; оркестр детских и народных инструментов; клуб авторской песни; музыкальная гостиная; фольклорный ансамбль; вокально-инструментальный ансамбль; хоровое пение; ансамбль современной песни; театральный кружок, факультатив «Введение в музыку» на дошкольном отделении и факультатив на художественно-графическом отделении; посещение учащимися театров и концертов.

Стимулируя сказанное, можно выделить следующие основные формы работы с учащимися педагогического колледжа в процессе организации музыкально-эстетического воспитания: а) аудиторный урок («Мировая художественная культура», «Музыка» и др.); б) внеаудиторное учебное мероприятие (игра в оркестре детских и народных инструментов и др.); в) внеурочные занятия искусством по интересам (ансамбль современной песни и др); г) контролируемый досуг (например, посещение театров и

концертов). Рассмотрим каждую из выделенных форм более подробно.

Аудиторное занятие в форме урока является главной формой освоения предмета «Мировая художественная культура», что не исключает применения урочной формы обучения при изучении других предметов эстетического цикла (например, уроки музыки входят а учебный план дошкольного отделения). В процессе проведения урока по «Мировой художественной культуре» необходимо сконцентрировать материал на освоении главных доминантных идей эпохи, выделив закономерности развития видов искусств, но при этом обратить особое внимание на музыку и ее интегративные связи, поскольку урок «Мировой художественной культуры» является базой для освоения всех прочих дисциплин эстетического цикла, наиболее правильно выстраивать эти уроки по принципу историзма, отдавая последовательно дань художественным картинам мира, рожденным в недрах той или иной исторической эпохи.

Продвижение в процессе учебы от древности к современности составит ту необходимую культурологическую основу, на которую в будущем можно будет «нанизывать» разные музыкальные знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе других форм работы, как групповых, так и индивидуальных.

Внеаудиторное учебное мероприятие выполняет своего рода «компенсаторскую функцию» в процессе музыкально-эстетического воспитания учащихся, заполняя вакуум отсутствующих музыкальных дисциплин. Здесь особую роль играют не только групповые, но и индивидуальные занятия музыкой, а так же разнообразные виды музыкальных занятий - игра в оркестре, пение в хоре и др. Однако, в отличие от внеурочных занятий «по интересам», внеурочное учебное мероприятие должно быть связано с материалом урока, дополнять его, расширять музыкально-эстетические и теоретические знания и умения учащихся, способствовать процессу формирования разнообразных видов музыкальной деятельности.

Внеурочные занятия «по интересам» - это одна из форм привлечения внимания учащихся к музыкальному искусству, к творчеству и исполнительству. Внеурочные мероприятия дают возможность заниматься «живой музыкой» не для сдачи экзамена или зачета, а из любви к ней. Подобный подход, как правило, приводит к хорошим воспитательным результатам, так как во время внеурочных занятий с учащимися устанавливаются неформальные контакты, позволяющие в дальнейшем активизировать их интерес к урокам «Мировой художественной культуры» и к другим занятиям эстетического цикла.

Контролируемый досуг - одна из самых любимых форм общения учащихся с искусством. Однако было бы ошибкой пустить досуговую деятельность учащихся «на самотек». Для того, чтобы досуг стал естественной составляющей процесса музыкально-эстетического воспитания, необходимо создавать условия для контроля и самоконтроля учащихся. Для этой цели мы применяли систему творческих заданий, активизирующих самостоятельное общение учащихся с искусством (например, предлагали посмотреть по каналу «культура» какой-либо концерт с последующим его обсуждением или рецензией).

Похожие диссертации на Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа