Введение к работе
Актуальность данного исследования продиктована необходимостью реализации приоритетного национального проекта «Образование» «…о поддержке общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы…» (от 20.02.2007 № 234 /12-14) в том числе и в области художественного образования. Целью инновационных разработок должно стать направление, способствующее сближению основных принципов познания окружающей действительности учащимися средствами идей гуманизма, духовного и культурного наследий.
Современный взгляд на историко-теоретическое наследие отечественной педагогики показал, что изменения, происходящие в мире и обществе - демократизация и гуманизация образовательной системы, появление самых разнообразных развивающих, дополнительных и профессиональных учебных заведений (лицеев, гимназий, колледжей, домов творчества и т.п.) - требуют постановки целей и решения задач в области духовной и художественной культуры учащихся с учетом современных реалий. Среди них переход к комплексному, вариативному образованию, направленному на формирование целостно восприятия художественно-образной картины мира и творческого потенциала обучающихся.
Как доказала практика, реализация вышеперечисленных приоритетных направлений отечественной педагогики возможна, если художественное образование будет рассматриваться как явление многогранное, в котором творческая личность ученика представлена в единстве духовного и телесного аспектов (М.М Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Рубинштейн) с позиций идей гуманизма. Данная позиция, на наш взгляд, является одной из ведущих в области современного художественного образования.
За годы реформ в системе художественного образования как социальном институте произошли изменения. Среди позитивных - ориентация на приоритетность общечеловеческих ценностей, поиск нового соотношения между обучением и воспитанием и т.д. Однако наблюдаются и некоторые издержки, не способствующие совершенствованию общей гуманизации образования. К таким изменениям можно отнести наращивание информации, увеличение количества часов, отводимых на изучение традиционных и новых предметов научно-естественного и гуманитарного направлений и др.
Изменить существующее положение позволит целостный подход к осмыслению истории и теории художественного образования, рассматривающий процесс комплексного приобщения учащихся ко всем видам искусства через синтез искусств как системообразующий фактор (фактор от лат. factor – делающий, производящий), создающий креативную движущую силу процесса обучения.
Синтез (от греч. synthesis – соединение) искусств в педагогическом аспекте данного исследования рассматривается как органичное соединение, основанное на взаимопроникновении, взаимовлиянии и взаимообогащении разных видов искусства, порождающих целостное художественное явление, которое эстетически организует образовательное пространство (в том числе и урока).
Успешность решения педагогических задач с позиций синтеза искусств определяется его творческой сущностью. Технология, разработанная на креативной основе синтеза искусств, эффективно мобилизует все органы чувств учащихся, повышает их познавательную активность в стремлении к саморазвитию, творчеству.
Импровизационная природа синтеза искусств, лежащая в основе любого творчества, рассматривается автором как постоянно развивающийся эволюционный процесс порождения нового в науке, культуре, образовании. Данное положение позволяет считать эффективным средством внедрения синтеза искусств в художественное образование Метод импровизации, развивающий свободу творческих проявлений. Данный метод как компонент творчества определяется в исследовании в качестве универсального средства порождения синтеза искусств, системообразующая, а значит, целостная природа которого придает яркую креативную направленность процессу художественного образования.
Преподавание предметов гуманитарного направления системно, то есть целостно, с позиций синтеза искусств обусловлено единством целей и задач как исторически сложившийся процесс овладения общечеловеческими ценностями, заключенными в культуре. С этих позиций систмообразующая роль синтеза искусств в художественном образовании может быть рассмотрена как направление методологического исследования, в основе которого лежит педагогическая система в целом (Л. Берталанфи, Б.С. Гершунский, Ю.А. Конарский, Д.В. Сернилевский, Н.А. Шнырева). Исследование данного направления в методологии педагогики искусства позволит установить взаимосвязь и сходство системы художественного образования и природы синтеза искусств, объяснить взаимодействие между частью и целым, объединить в единую систему понятий общие закономерности явлений.
В связи с вышесказанным возникает проблема, решение которой позволит выстроить систему художественного образования целостно: определить устойчивость внутренних образовательных связей; единство процессов воспитания и обучения. Решение проблемы становится возможным при выявлении общего стержня. В данном исследовании им является синтез искусств, сама природа которого изначально обладает системообразующими качествами. Среди них – единство и целостность. Как показала практика, именно синтез искусств будет способствовать успешному решению обозначенной проблемы.
Данная проблема находится в русле исследования педагогики искусства – актуального направления гуманитарного знания (Е.А. Бодина, В.П. Демин, Е.П. Кабкова, В.Ф. Максимович, А.Н. Малюков, А.А. Мелик-Пашаев, Л.П. Печко, В.Г. Ражников, Л.Г. Савенкова, Е.М. Торшилова, Н.Н. Фомина). В основе ее - целостный подход к теории полихудожественного воспитания (Б.П. Юсов), рассматривающей учебно-воспитательный процесс как многоуревневый комплекс, в котором представлены все виды искусства, среда, социум, природа и др. Необходимость решения обозначенной проблемы продиктована современной действительностью, высокой степенью интеграции образовательного процесса, в котором решение одной проблемы зависит от решения множества других, когда сами проблемы приобретают комплексный, системный характер.
Трактовка синтеза искусств с точки зрения целостного социокультурного подхода определяет исследуемое понятие как фундаментальную основу художественного образования, проявляющуюся в изменении универсума педагогической культуры, в его способности креативно влиять на инновационные процессы.
Однако вплоть до настоящего времени исследование именно этой области педагогического знания пока не проводилось. В силу вышеперечисленных обстоятельств логика целостного развития педагогического процесса в области художественного образования не получает должного раскрытия. Объективная необходимость интегрированного знания в области педагогики искусства, очевидная незавершенность изучения обозначенной выше проблемы и обусловили выбор темы данного исследования: «Синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования».
Объект исследования: художественное образование в общеобразовательной и высшей школе.
Предмет исследования: педагогический процесс художественного образования, с точки зрения целостного подхода к формированию творческого потенциала обучающихся.
Цель исследования: научно обосновать методолого-педагогическую базу концепции художественного образования, содержательной основой которой является синтез искусств, разработать и апробировать технологию реализации данной концепции на практике.
Основные задачи исследования:
1. Изучить историко-теоретическое наследие отечественного художественного образования, определить и дифференцировать влияние системообразующего фактора синтеза искусств на основных этапах его развития.
2. Выявить творческую сущность и импровизационную природу синтеза искусств как единого эволюционного процесса в искусстве и образовании.
3. Обосновать методолого-педагогическую базу концепции и основные компоненты художественного образования, содержательной основой которой является синтез искусств.
4. Определить педагогические признаки и качественные характеристики комплексного образовательного пространства в целом и урока в частности.
5. Апробировать технологию реализации синтеза искусств в художественном образовании, определить педагогические и учебно-методические основы руководства в помощь учителю по формированию творческого потенциала обучающихся интерактивным импровизационным инструментарием.
Гипотеза исследования. Педагогическая технология, основанная на синтезе искусств, будет способствовать формированию целостного восприятия художественно-образной картины мира и творческого потенциала учащихся в художественном образовании в том случае, если:
- будет обеспечена устойчивость внутренних образовательных связей, единство процессов воспитания и обучения, креативная направленность педагогического процесса;
- художественное образование будет опираться на творческую сущность и импровизационную природу синтеза искусств как постоянно развивающегося процесса порождения нового в искусстве, образовании;
- будут реализованы воспитательно-образовательные функции синтеза искусств: мотивирующая, художественно-познавательная, эстетически-развивающая и др., обеспечивающие целостность содержания образовательного процесса;
- созданное комплексное образовательное пространство в целом (и урока в частности) обеспечит универсальный процесс емкого и гармоничного воздействия на личность обучающихся, их экологическую защиту и профилактику информационных перегрузок;
- будет реализован интерактивный инструментарий, основанный на методе импровизации, развивающий свободу творческих проявлений обучающихся.
Методологической основой исследования являются:
- теория единства научной и художественной картины мира (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, А.Ф. Лосев, Платон, Д. Радьяр, П.А. Флоренский, П. Тейяр де Шарден);
- философские теории синтеза природы, искусства и человека, духовное, эстетическое и этическое единство которых являет собой гармонично-живое целое (В.П. Зинченко, Н.О. Лосский, Е.И. Рерих, В.С. Соловьев, К.И. Шилин);
- философские положения о воспитании и обучении как целостном педагогическом процессе (В.С. Библер, П.П. Блонский, А. Дистервег, Л.В. Занков, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.);
- концептуальные основания: культурологического подхода к развитию личности (С.С. Аверинцев, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Ю.У. Фохт-Бабушкин); деятельностного подхода к развитию творческого потенциала личности (А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.В. Эльконин); отечественного художественного образования (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, С.П. Ломов, Б.М. Неменский, Г.М. Цыпин, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский);
- концепция полихудожественного воспитания (Б.П. Юсов);
- концепция культуросообразного образования (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр).
Методы исследования: системный анализ философской, эстетической, психологической, педагогической, искусствоведческой, культурологической литературы по теме исследования; ретроспективный исторический анализ; компаративный анализ; изучение современного состояния художественного образования в контексте обновления отечественной образовательной системы; анализ опыта педагогов-новаторов, собственный многолетний опыт работы в системе художественного образования; педагогическое наблюдение, анкетирование; разработка комплексов творческих заданий для учащихся, анализ результатов их творческой деятельности; проведение опроса в форме интервьюирования, опытно-экспериментальная работа; математическая обработка полученных данных.
Новизна исследования заключается в научном обосновании целостного подхода к художественному образованию подрастающего поколения, основанием которого являются концептуальные теории единства научной и художественной картины мира; положения о воспитании и обучении как целостном педагогическом процессе; современные научные школы в педагогике искусства.
Разработана научная Концепция, содержательной основой которой является синтез искусств, позволяющий выстроить систему художественного образования целостно. Доказана ее эффективность в организации устойчивых внутренних образовательных связей и единства процессов воспитания и обучения, направленных на формирование целостного восприятия художественно-образной картины мира и творческого потенциала учащихся.
Впервые на основании проявления общих законов диалектики, выявлены творческая сущность и импровизационная природа синтеза искусств как единого эволюционного процесса в искусстве и образовании.
Раскрыты воспитательно-образовательные функции синтеза искусств: мотивирующая, художественно-познавательная, эстетически-развивающая и др., креативно влияющие на педагогический процесс.
Введены в научный оборот педагогически значимые определения комплексного образовательного пространства: в целом как методологически значимое понятие педагогики искусства, обеспечивающее единство и целостность учебно-воспитательных и социальных аспектов образовательного процесса; урока как универсальное условие существования и деятельности учащихся, гармонично сочетающие духовные, нравственно-этические, художественно-эстетические и коллективно-культурные компоненты, концентрирующие внимание на обучающейся личности.
Разработана педагогическая технология реализации синтеза искусств в художественном образовании.
Определена перспективность интерактивного импровизационного инструментария – автореферентность (самовоспроизведение), реализующего в процессе обучения потребность в творческой деятельности, развивающего мышление, интуицию, воображение, фантазию и др.
Теоретическая значимость исследования. Уточнено понятие синтеза искусств, рассматриваемого в педагогическом аспекте данного исследования как органичное соединение, основанное на взаимопроникновении, взаимовлиянии и взаимообогащении разных видов искусства, порождающих целостное художественное явление, которое эстетически организует образовательное пространство в целом и урока в частности.
Раскрыта роль системообразующего фактора синтеза искусств в художественном образовании с точки зрения целостного социокультурного подхода, позволяющая в комплексе рассматривать различные учебно-воспитательные и социальные аспекты образовательного процесса, трактуемая в исследовании как фундаментальная основа художественного образования, проявляющаяся в изменении универсума педагогической культуры, в его способности креативно влиять на инновационные процессы.
Определена методологическая база и педагогическая основа концепции реализации синтеза искусств в художественном образовании.
Обоснованы педагогические признаки комплексного образовательного пространства (креативность, многоаспектность, интегративность) и его качественные характеристики (познавательная, воспитывающая, развивающая, эстетическая), способствующие формированию творческого потенциала учащихся.
Определены компоненты художественного образования, основанные на синтезе искусств: историческая «горизонталь», определяющая временные параметры проявления синтеза искусств на определенном этапе его развития, историческая «вертикаль», выявляющая доминирующий вид искусства, в котором сосредоточен синтез искусств в данную историческую эпоху, а также точка «пересечения координат» - исторической «горизонтали» и исторической «вертикали», являющаяся точкой самоопределения личности, воспринимающей себя в контексте исторического и современного ей развития искусства.
Теоретически обоснована педагогическая технология реализации синтеза искусств в художественном образовании, раскрывающая эффективность применения интерактивного инструментария, основанного на методе импровизации как особом эвристическом подходе в обучении при формировании целостного восприятия художественно-образной картины мира и творческого потенциала учащихся.
Разработаны критерии, определяющие уровни художественного развития учащихся: степень художественной информированности и сформированности мыслительных действий; наличие художественных умений и навыков; степень социализации и сформированности ценностных ориентиров.
Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогической системы, способствующей созданию гармоничного, экологически сбалансированного, комплексного образовательного пространства урока, формирующего целостное восприятие художественно-образной картины мира и творческий потенциал обучающихся. Результативная направленность педагогической системы отразилась в программе по мировой художественной культуре «Синтез искусств» для старшеклассников общеобразовательных школ и студентов профессиональных колледжей и высших учебных заведений, а также в методике «Творческая импровизация» для начального и среднего звена общеобразовательных и дополнительных учреждений.
Авторская методика позволяет обосновать педагогическую перспективность и эффективность интерактивного инструментария, основанного на методе импровизации, на уроках гуманитарного направления, активизирует потребность обучающихся в самостоятельной деятельности, пробуждает любознательность и творческий интерес, развивает мышление, интуицию, воображение, фантазию и др.
Разработаны учебно-методические основы педагогического руководства в помощь учителю по внедрению интерактивного импровизационного инструментария (творческая направленность занятий, развитие самостоятельности и активности творческого воображения, сочетание индивидуальных и коллективных форм занятий).
Апробированы на практике педагогические факторы (индивидуальный подход, разнообразие видов творческой деятельности, учет интересов личности и др.), основанные на принципах педагогики искусства, таких как диалогичность, ассоциативность, вариативность и т.д., гармоничное единство вышеперечисленных педагогических факторов и принципов обеспечивает успешность создания комплексного образовательного пространства урока.
Теоретические и методические материалы исследования могут быть использованы при разработке методик, программ, учебных пособий для образовательных учреждений разного типа. Концепция, ориентированная конкретно на педагогическую технологию, может быть использована в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров, на курсах повышения квалификации.
Достоверность результатов исследования и обоснованность выводов обеспечивается выбором методологических и теоретических оснований, развиваемых в рамках комплексных исследовательских программ Российской академии образования и Института художественного образования РАО; широкой и многолетней экспериментально-практической базой исследования, в которой эксперимент проводился лично соискателем; успешным внедрением результатов исследования в практику различных образовательных учреждений (школ, колледжей, вузов); обобщением результатов проведенного исследования; проверкой выводов и практических разработок в ходе эксперимента.
Этапы исследования.
На первом этапе (1980-1999 гг.) анализировалась научная литература по проблеме исследования, изучались государственные документы (законы, стандарты) по образованию, состояние и перспективы развития отечественного художественного образования, обобщался передовой педагогический опыт. Определялись концептуальный подход и направления исследования. Опытно-экспериментальная работа велась в учреждениях общего и дополнительного образования в краевых и городских методических центрах Краснодара и Краснодарского края. В результате: изучен и научно обобщен круг теоретических и научно-педагогических представлений о творческой сущности синтеза искусств в отечественной педагогике; определены этапы внедрения синтеза искусств в художественном образовании; обоснованы педагогически значимые понятия комплексного образовательного пространства художественного образования и урока, способствующие формированию целостного восприятия художественно-образной картины окружающего мира и творческого потенциала учащихся.
На втором этапе (2000-2004гг.) разрабатывалась концепция художественного образования, содержательной основой которой является синтез искусств. Определялись методологическая база, педагогическая основа концепции и основные компоненты художественного образования, ориентированного на синтез искусств. Формулировалось научно-педагогическое обоснование импровизации как особого эвристического метода формирования творческого потенциала учащихся. На опытно-экспериментальной базе школ № 923, № 463, Центра образования № 654, студии эстетического воспитания «Камертон» г. Москвы апробировалась авторская методика «Творческая импровизация», определялись теоретико-педагогические и методические основы деятельности учителя по внедрению метода импровизации на уроках эстетического цикла. Результаты исследования отражены в кандидатской диссертации автора «Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования» (защищенной в 2001 г.).
На третьем этапе (2205-2008гг.) осуществлялась экспериментальная работа на базе общеобразовательной школы № 1750, школы-интерната № 31 г. Москвы, Московского филиала Высшей школы народных искусств (МФ-ВШНИ) по внедрению педагогической технологии реализации синтеза искусств в художественном образовании. Были созданы и внедрены программы для среднего звена общеобразовательной школы по мировой художественной культуре, учебно-методический комплект: программа «Синтез искусств», учебное пособие, справочно-иллюстративный материал, «Темы творческих проектов» по МХК для старшеклассников и студентов колледжа. Проведен анализ, обобщены данные экспериментального исследования, осуществлена апробация и внедрение основных положений исследования в практику высших, общеобразовательных, дополнительных и профессиональных учреждений художественного образования. В результате проведенного эксперимента дано обоснование синтеза искусств как системообразующего фактора художественного образования, определено его значение как емкого и экономичного средства воздействия на личность обучающихся, обеспечивающего экологическую защиту и профилактику информационных перегрузок.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе организации и методического обеспечения опытно-экспериментальной работы в школах, в публикациях по теме исследования. Основные положения исследования прошли апробацию на Международных и Всероссийских конференциях Российской академии образования и Института художественного образования РАО, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге, на Юбилейной конференции в Институте искусствознания, на кафедре русской словесности и музейной педагогики Московского института открытого образования (МИОО), на Всероссийском Форуме, посвященном 85-летию дополнительного (внешкольного) образования в Санкт-Петербурге, в Департаменте образования г. Москвы, в Управлениях образования Южного, Юго-Западного, Западного округов г. Москвы, в публикациях, отражающих этапы исследования, результаты и выводы. Предложен программный и методический материал для уроков музыкальной и мировой художественной культуры в общеобразовательной школе, колледже и в условиях художественно-эстетических студий. Материалы исследования были оформлены в учебно-методические блоки и неоднократно отмечены премиями (специальной и первой) на окружных и Всесоюзных конкурсах «Педагогические инновации».
Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразовательные школы №№ 923, 463, 1750, Центр образования школа № 654, школа-интернат № 31, студия эстетического воспитания «Камертон», Московский филиал Высшей школы народных искусств (институт) г. Москвы, Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Краснодара. Исследованием были охвачены 2000 обучающихся всех возрастных групп в условиях различных учебных заведений художественного образования, а также 30 учителей и руководителей внешкольных коллективов.
На защиту выносятся следующие положения: Концепция художественного образования, методолого-педагогическая база которой основана на единстве принципов природосообразности, культуросообразности в их связи с принципом импровизационности, а также креативном потенциале воспитательно-образовательных функций синтеза искусств - мотивирующей, художественно-познавательной, эстетически-развивающей и др., обеспечивающих целостность образовательного процесса, диалогическую природу взаимодействия личности и искусства, ориентирующих на самопознание, самовоспитание, самосовершенствование и саморазвитие обучающихся.
Педагогическим основанием концепции выступает творческая сущность синтеза искусств, способствующая успешному решению воспитательных и образовательных задач по формированию целостного восприятия художественно-образной картины мира и творческого потенциала обучающихся.
Концепция направлена на преодоление:
незавершенности исследования общей теории художественного образования;
жесткой системы, регламентирующей деятельность учителя и учащихся, не ориентирующей образовательный процесс на индивидуальное и коллективное творчество;
репродуктивных методов обучения, зачастую препятствующих развитию творческого потенциала личности ученика;
информационных перегрузок в процессе обучения, влияющих на здоровье подрастающего поколения.
Основными положениями концепции являются:
синтез искусств как органичное соединение, основанное на взаимопроникновении, взаимовлиянии и взаимообогащении разных видов искусства, порождающих целостное художественное явление, которое эстетически организует образовательное пространство в целом и урока в частности, как универсальный процесс емкого и гармоничного воздействия на личность обучающихся, обеспечивающий экологическую защиту и профилактику информационных перегрузок;
системообразующий фактор синтеза искусств, позволяющий в комплексе рассматривать различные учебно-воспитательные и социальные аспекты образовательного процесса, трактуемые в исследовании как фундаментальная основа художественного образования, проявляющаяся в изменении универсума педагогической культуры, в его способности креативно влиять на инновационные процессы;
комплексное образовательное пространство в целом, содержательной основой которого является синтез искусств, как методологически значимое понятие педагогики искусства, обеспечивающее единство и целостность учебно-воспитательных и социальных аспектов образовательного процесса. Его основные педагогические признаки: креативность, многоаспектность, интегративность, определяют духовно–преобразующую (связанную с «возвышением» - духовным ростом, развитием личности) и духовно–формирующую (связанную с эмоционально–чувственной сферой) направленность образовательного процесса на целостное восприятие художественно-образной картины мира;
комплексное образовательное пространство урока как универсальное условие существования и деятельности учащихся, в котором гармонично сочетаются духовные, нравственно-этические, художественно-эстетические и коллективно-культурные составляющие, концентрирующие внимание на обучающейся личности. Его качественные характеристики: познавательная, воспитывающая, развивающая, эстетическая способствуют результативности созидательной, художественно-творческой деятельности на основе углубленного понимания искусства;
основные компоненты художественного образования, содержательной основой которой является синтез искусств, соответствуют объективным закономерностям развития природы и общества: историческая «горизонталь», определяющая временные параметры проявления синтеза искусств на определенном этапе его развития, историческая «вертикаль», выявляющая доминирующий вид искусства, в котором сосредоточен синтез искусств в данную историческую эпоху, а также точка «пересечения координат» - исторической «горизонтали» и исторической «вертикали», являющаяся точкой самоопределения личности, воспринимающей себя в контексте исторического и современного ей развития искусства;
педагогическая технология реализации концепции, содержательной основой которой является синтез искусств, опирается на следующие позиции:
- целостное восприятие и постижение художественно-образной природы искусства;
- эвристический подход, ориентирующий учителя на раскрытие индивидуальной природы ученика, его интеллекта, воображения, интуиции, на его дар открывать и изобретать новое на основе собственных, только ему присущих качеств;
- метод импровизации, в котором совпадают по времени моменты создания, воспроизведения и реализации творческого замысла;
- интерактивный инструментарий, основанный на методе импровизации, в который входят:
а) компаративный (сопоставительно-сравнительный) анализ, позволяющий фрагментарно или целостно сопоставить и сравнить произведения разных видов искусства;
б) автореферентность (самовоспроизведение) – интерактивный импровизационный прием, позволяющий переносить информацию с языка одного искусства на язык другого аналогично механизму метафорического перевода;
учебно-методические основы педагогического руководства в помощь учителю по формированию творческого потенциала учащихся методом импровизации: приобщение учащихся к духовно-нравственным началам; творческая направленность занятий; сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения; учет возрастных особенностей; поощрение творческих поисков (свобода выбора художественных произведений, воплощение индивидуального замысла в творческой работе); овладение техническими умениями и навыками в процессе импровизационной деятельности; индивидуальный подход.