Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Социально-педагогический потенциал институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза как проблема исследования 18
1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта по проблеме роли потенциала институтов гражданского общества в воспитании молодёжи 25
1.2. Характеристика социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества 54
1.3. Содержание и сущность духовно-нравственного воспитания студенческой молодёжи 73
1.4. Модель реализации социально-педагогического-, потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза 89'
Глава II. Социально-педагогические условия реализации потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза 112
2.1. Развитие духовно-нравственных потребностей студентов в учебно-воспитательном процессе вуза 118
2.2. Включение студентов в деятельность общественных объединений, органов студенческого самоуправления 139
2.3. Стимулирование взаимодействия вуза с институтами гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов 150
Заключение 166
Литература 168
Приложения 190
- Характеристика социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества
- Модель реализации социально-педагогического-, потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза
- Включение студентов в деятельность общественных объединений, органов студенческого самоуправления
- Стимулирование взаимодействия вуза с институтами гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема формирования духовности, гражданственности, нравственности молодёжи, проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Актуализация возрождения традиционной для России духовно-нравственной иерархии общечеловеческих ценностей, воспитания подрастающих поколений в духе любви и уважения к своей семье, своей истории, своей малой и большой Родине, формирование нового гражданского общества, с новыми законами, нравственными нормами и правилами, идеологией, характеристика существенных особенностей гражданского общества и его институтов определяют необходимость коренного пересмотра средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в образовательном пространстве России.
Важной предпосылкой духовно-нравственного воспитания молодёжи, выступает процесс реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества, интеграции в создании эффективной воспитательной среды социума, способствующей формированию духовно-нравственных качеств, активной гражданской позиции студенческой молодежи. При этом решение данной проблемы акцентирует социально-педагогическую составляющую профессиональной подготовки студентов гуманитарного вуза.
Существенной особенностью гуманитарного вуза сегодня является реализация социально-педагогического подхода к профессиональному становлению будущих специалистов социальной сферы, сущность которого заключается в поддержании и укреплении нравственного, психического и физического развития личности на основе реализации потенциала социума.
Гуманитарный вуз отличается целенаправленностью личностного, духовного, гражданского развития студенческой молодёжи, качеством её интеллектуальной и социальной зрелости, высокой духовностью, гражданственностью, толерантностью, общественной активностью в социуме.
Духовно-нравственное воспитание студентов рассматривается как основа гуманитарно-педагогического образования в высшей школе, как приоритетное направление в реализации социально-педагогического потенциала, которым по сути своей наделены институты гражданского общества.
Проблемы духовно-нравственного развития личности всегда были в центре внимания отечественной науки в области философии (Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, А.А. Гусейнов, B.C. Соловьев и др.), социологии (А.Г. Здравомыслов, Ж.Т. Тощенко, И.А. Федоров, В.А. Ядов и др.), культурологии (А.И. Арнольдов, А.С. Запесоцкий, М.С. Каган, Т.Ф. Кузнецова и др.), педагогики (В.А. Беляева, Д.С. Лихачев, Т.И. Петракова, М.И. Старов и др.) и психологии (Ш.А. Амонашвили, С.К. Бондырева, Б.С. Братусь, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.).
Анализ научных источников, работ учёных о становлении гражданского общества в России, материалов мониторинга гражданского общества Общественной палаты Российской Федерации показывает, что вопросы духовно-нравственного воспитания студентов гуманитарного вуза рассматриваются: в общетеоретическом анализе духовно-нравственного, гражданского воспитания (Н.М. Борытко, И.С. Кон, Н.Д. Никандров, Е.Л. Райхлина, Н.А. Савотина, Г.Н. Филонов и др.); в потенциале институтов гражданского общества (Ю.С. Бродский, В.Д. Семенов, Г.Г. Шеек); в социально-педагогическом подходе (В.Г. Бочарова, В.С. Торохтий, Т.Ф. Яркина); в культурологическом подходе (А.И. Арнольдов, М.С. Каган, В.А. Сластёнин).
Вопросы деятельности институтов гражданского общества, общественных структур и объединений, обеспечивающих реализацию государственных молодёжных программ воспитания подрастающего поколения показали, что проблема реализации потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза до сих пор не являлась предметом специального социально-педагогического исследования. Кроме того, в научной литературе нет единого подхода к определению понятий «институты гражданского общества», «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственное развитие», не раскрыто понятие «социально-педагогический потенциал институтов гражданского общества».
В ходе анализа исследований по проблемам социально-педагогических возможностей институтов гражданского общества и духовно-нравственного воспитания студентов, были выявлены следующие противоречия:
- между возрастанием социальной активности институтов гражданского общества в реформировании российского образования, их духовно-нравственной направленности и недостаточным изучением и учетом воспитательных потребностей и интересов студентов вузов России;
- между всё расширяющимся опытом социального воспитания институтов гражданского общества и недостаточным использованием их социально-педагогических ресурсов и воспитательных возможностей в организации разнообразных видов профессионального обучения студентов и усвоении ими социального опыта.
- между объективной необходимостью использования социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в развитии духовно-нравственных, профессионально значимых качеств студентов гуманитарных вузов и недооценкой совместной деятельности вуза с потенциальными носителями воспитательных ресурсов по их реализации.
Стремление разрешить имеющиеся противоречия и значимость гражданских, духовно-нравственных ценностей и качеств личности студентов, а также недостаточная разработанность проблемы социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества позволило сделать выбор темы диссертационного исследования «Реализация социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза».
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание студентов гуманитарного вуза.
Предмет исследования: процесс реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза.
Цель исследования: разработка, обоснование и апробация модели процесса реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза, подготовка научных рекомендаций специалистам в области социального воспитания студентов.
Гипотеза исследования: реализация социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза будет способствовать их личностному, духовно-нравственному и профессиональному развитию как представителей особых профессий, если:
- студенты гуманитарного вуза ориентированы на развитие потребности совершенствования интеллектуальных, духовных, культурных, физических и других качеств личности, как важного фактора их профессиональной подготовки; создаются условия для участия студентов в студенческом самоуправлении с целью определения перспектив своего профессионального саморазвития и самосовершенствования;
- отношения институтов гражданского общества с высшими учебными заведениями гуманитарного профиля строятся на принципах активной включенности всех объектов духовно-нравственного воспитания в различные виды социальной деятельности и выстраивании отношений в социуме на гуманистической основе;
- совершенствуется взаимодействие вуза с государственными социальными институтами и институтами гражданского общества в интересах успешной реализации духовно-нравственного компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Исходя из проблемы, объекта, цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:
-
Выявить социально-педагогические предпосылки реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании.
-
Рассмотреть сущность и содержание социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в развитии духовно-нравственных качеств личности студентов гуманитарного вуза.
-
Разработать и обосновать модель процесса реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов в условиях гуманитарного вуза.
-
Обосновать социально-педагогические условия реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного профиля.
-
Подготовить рекомендации по реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов.
Методологической основой исследования явились: философские и педагогические идеи о роли гражданского общества и личности; о социальном развитии человека и общества как совокупности педагогических, духовных и социальных процессов в гражданском обществе; положения социально-педагогического подхода о развитии личности в условиях социальной среды; о востребованности активной социальной позиции специалистов гуманитарного профиля в профессионально-личностном развитии.
Теоретическую базу исследования составили труды о взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Н.Ф. Голованова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.З. Вульфов, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Г.Н. Филонов); взгляды основных научных школ социально-педагогической деятельности: В.Г. Бочарова (социально-педагогическая деятельность как педагогическая составляющая социальной работы), А.В. Мудрик, М.А. Галагузова, И.А. Липский, В.А. Никитин (социально-педагогическая деятельность как педагогическая деятельность в социальной среде), В.Д. Семенов, Б.З. Вульфов, Л.А. Зеленов, В.С. Торохтий (социально-педагогическая деятельность как активность специалистов педагогического профиля по привлечению потенциала социума для разрешения проблем личности); труды учёных об использовании потенциала социума и социально-педагогической деятельности в духовно-нравственном воспитании; теории нравственного и духовного воспитания (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, С.М. Каргапольцев, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.); теории личностно-деятельностного подхода к воспитанию (З.И. Васильева, Н.М. Таланчук, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова, Д.И. Фельдштейн), воспитательных систем и воспитательного пространства (И.В. Вагнер, И.Д. Демакова, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова); выводы учёных по проблемам профессиональной подготовки и повышения квалификации социально-педагогических кадров (А.И. Арнольдов, Б.З. Вульфов, С.Г. Гершунский, М.П. Гурьянова, Г.В. Мухамедзянова, Г.Г. Силласте, Е.Н. Сорочинская и др.); основные положения методологии педагогики и методики социально-педагогического исследования (В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров).
Основу методов диссертационного исследования составила совокупность взаимодополняющих общенаучных, педагогических, социологических и психологических методов исследования, в том числе: теоретические (анализ, изучение документов, классификация, моделирование и др.), эмпирические (анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, опрос и др.), а также методы социально-педагогического воздействия (метод рекомендации, метод включения в деятельность, метод партнерских отношений, методы социального воспитания).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлены социально-педагогические предпосылки реализации воспитательного потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза;
- раскрыта сущность и содержание социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза;
- разработана и обоснована модель реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов через содержание социально-педагогической деятельности в окружающем социуме, округе, городе, регионе;
- выявлены и научно обоснованы социально-педагогические условия эффективной реализации потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов и формировании духовно-нравственных качеств;
- определены сущностные характеристики духовно-нравственных качеств студентов как будущих специалистов различных сфер социальной практики, в числе которых такие новые качества как: социальная активность, социальная ответственность, толерантность.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении закономерностей процесса реализации воспитательного потенциала социума в развитии духовно-нравственных качеств личности студентов гуманитарного вуза, в частности социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов; в раскрытии системы формирования общественно-значимых социальных, духовных, нравственных, гражданских качеств студентов гуманитарного вуза, как особой профессиональной сферы «человек - человек»; обоснована сущность и содержание социально-педагогического подхода к реализации потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов, при опоре на потенциал социума, через реализацию социальных проектов, развитие молодёжного парламентаризма и студенческого самоуправления; в уточнении содержание понятий «духовно-нравственное воспитание», «институты гражданского общества», «социально-педагогический потенциал институтов гражданского общества», «социальная активность».
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в реальную социально-педагогическую деятельность гуманитарных вузов модели реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании молодёжи, в подготовке и апробировании рекомендаций по организации активного участия студентов в социально значимой деятельности и реализации таких студенческих социальных проектов, как «Гражданская смена», «Студенческое Правительство дублёров», «Дублёры глав управ», «Молодёжный парламентаризм», «Молодёжные палаты», «Лидер года», «Дворовая практика студентов», в основе которых - организация студенческого молодёжного движения, организация студенческой социальной, профессиональной практики, привлечение студенческого актива в качестве организаторов крупных мероприятий, проводимых в округе.
Результаты исследования могут быть включены в учебно-методическую и воспитательную работу гуманитарных вузов в части использования потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов; использованы на курсах повышения квалификации лидеров молодежных объединений; на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; в методической подготовке аспирантов, соискателей для активизации их научных исследований в области воспитательного потенциала городского социума; руководителей студенческих сообществ.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены: методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, использованием комплекса адекватных методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования; внедрением теоретически обоснованных и практически подтвержденных положений, методов духовно-нравственного воспитания студенческой молодёжи; оптимальным соотношением доли теоретической и опытно-экспериментальной частей исследования при непосредственном участии диссертанта, а также внедрением результатов исследования в административных округах и районах столичного мегаполиса, сопоставлением материалов и результатов эксперимента с исходными данными.
Этапы исследования.
Первый этап (2006 – 2007 гг.) - поисково-теоретический: изучение научной, научно-методической литературы и степени разработанности проблемы духовно-нравственного воспитания в социуме в педагогике, социологии, философии; выбор и формулировка проблемы исследования, рабочей гипотезы, определение понятийного аппарата, источников необходимой информации; разработка методики и программы опытно-экспериментальной работы; анализ опыта взаимодействия институтов гражданского общества, органов власти и высших учебных заведений в развитии духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.
Второй этап (2008 - 2010 гг.) – формирующий: опытно-экспериментальное обоснование гипотезы исследования, модели реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании гуманитарных вузов в условиях Московского региона, осуществление диагностических процедур по выявлению значимых зависимостей, обоснование социально-педагогических условий и механизмов реализации потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов.
Третий этап (2010 – 2011 гг.) – заключительно-обобщающий: проверка, обработка, анализ и обобщение полученных результатов опытно-экспериментальной работы; уточнение значимых форм решения исследовательской задачи; формулирование основных выводов, разработка практических рекомендаций по реализации потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза; оформление диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Процесс реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза обусловлен следующими социально-педагогическими предпосылками: за постсоветское время в России сформировалось гражданское общество, имеющее свои институты и располагающее должным потенциалом для духовно-нравственного воспитания; в условиях модернизации высшего профессионального образования резко возросла потребность в развитии духовно-нравственных качеств личности и повышении в этом процессе роли различных социальных институтов; неуклонное возрастание роли институтов гражданского общества, отличительной особенностью которых является растущий воспитательный потенциал, активно влияющий на духовно-нравственное воспитание и развитие современной молодёжи; первые шаги перехода на новые федеральные государственные стандарты актуализировали необходимость использования ресурсов, возможностей институтов гражданского общества в развитии духовно-нравственных качеств студентов, прежде всего гуманитарных вузов, обязанных показывать пример гуманизации, толерантности, гражданской позиции в будущей профессиональной деятельности.
2. Социально-педагогический потенциал институтов гражданского общества рассматривается как реальная, фактическая и потенциальная способность институциональной части социума к воспитанию молодёжи в духе востребованных современных норм и требований, с учетом конкретных ресурсных ограничений.
Основными составляющими социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества, значимыми для духовно-нравственного воспитания студентов являются: социально-педагогическая инфраструктура духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи; духовно-нравственный опыт; гуманистические формы и методы социальных действий; воспитательные ресурсы и возможности институтов гражданского общества; новизна и неординарность общественных взглядов и перспектив; приемы социального взаимодействия структур институтов гражданского общества с социумом; самоорганизация институтов гражданского общества в реализации гражданских инициатив.
3. Основными элементами модели процесса реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании молодёжи являются: структура социально-педагогического потенциала, средства и формы его реализации; городские, окружные, муниципальные целевые программы духовно-нравственного воспитания, социальные проекты и молодёжные инициативы; инфраструктура взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества в реализации программ и социальных проектов; межсекторное и межведомственное взаимодействие молодёжных объединений и вузов в реализации духовно-нравственного потенциала социума; этапы реализации потенциала институтов гражданского общества; социально-педагогические условия его реализации в духовно-нравственном воспитании студентов.
4. Успешная реализация духовно-нравственного потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов достигается при следующих социально-педагогических условиях и находится в зависимости: от уровня развития духовно-нравственных потребностей студентов в учебно-воспитательном процессе гуманитарного вуза; от степени включенности студентов в деятельность общественных объединений, органов студенческого самоуправления и других форм институтов гражданского общества; от уровня стимулирования содержания и активности взаимодействия гуманитарного вуза с институтами гражданского общества в вопросах духовно-нравственного воспитания студентов.
5. Духовно-нравственное воспитание студентов гуманитарного профиля как одной из разновидностей социального воспитания, может рассматриваться как процесс последовательного накопления качественных и количественных показателей изменений духовных ценностей и поведения личности, обеспечивающих ее адекватное вхождение в социокультурную среду на основе общественно принятых в ней нравственно-ориентированных норм и правил социальных отношений. Результат духовно-нравственного воспитания проявляется в наличии у студентов вуза духовно-нравственных качеств личности: а) гражданственность (патриотизм, духовность, достоинство, долг перед Отечеством, вера в людей); б) толерантность (сопереживание, милосердие, миролюбивость, уважение к людям и их вероисповеданию); в) духовно-нравственная культура (честность, нравственная зрелость, доброта, доброжелательность, великодушие, уважительность, нравственные убеждения); г) социальная активность (социальная зрелость, личностный рост, инициативность, справедливость, стремление к лидерству, активная гражданская позиция); д) социальная ответственность (самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, исполнительность, дисциплинированность).
Экспериментальная база исследования: Государственный университет управления, Московская финансово-юридическая академия, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова и другие учреждения высшего профессионального образования Москвы, всего 350 человек (студенты – 280 чел., преподаватели, заведующие кафедр, проректоры по воспитательной работе – 30 чел., социальные педагоги и методисты-воспитатели - 45 чел.); учреждения и организации, представляющие институты гражданского общества Юго-Восточного административного округа города Москвы, в числе которых: 135 детских и молодёжных организаций, 100 студенческих общественных формирований, общественно-государственное объединение «Молодёжная ассоциация ЮВАО города Москвы», Окружной Совет молодых учёных и специалистов, Окружной межвузовский Координационный совет, органы студенческого самоуправления, волонтёрские отряды.
Личный вклад автора состоит: в непосредственном руководстве и проведении опытно-экспериментальной работы; в разработке концепции и окружной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодёжи в Юго-Восточном административном округе города Москвы», в разработке и реализации социальных программ и проектов студенческих общественных организаций и объединений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций научных статей в периодической печати, организационно-педагогического сопровождения социально-педагогической работы с населением по месту жительства на уровне города, округа, района; участием диссертанта в разработке и реализации концепции и окружной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодёжи в Юго-Восточном административном округе г. Москвы».
Основные положения и выводы диссертации представлены на заседании кафедры социальной педагогики Московского городского психолого-педагогического университета, на международной конференции «Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме» (Москва, 2011), на Всероссийских научно-практических конференциях «Гражданско-нравственное становление и развитие школьников: традиции и инновации» (Москва, 2010), «Проблемы социальной работы с молодёжью и молодёжная политика: история, теория и практика» (Санкт-Петербург, 2010), на городских семинарах по проблемам гражданского, духовно-нравственного воспитания молодёжи, социально-педагогической деятельности, развития студенческого самоуправления (Москва, 2006-2011).
Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на 189 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографического списка литературы (221 наименование, в том числе 3 иностранных). В тексте диссертационного исследования представлены: 8 схем, 4 таблицы, 7 рисунков, 3 приложения.
Характеристика социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества
Современный сверхдинамичный и противоречивый мир породил многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе и связанных с демократизацией и гуманизацией общественных отношений, перестройкой социальных связей, кризисными ситуациями социально-экономической политики.
Эти изменения и социальные проблемы, затронули молодёжь в целом, и студенческую в частности. К числу таких проблем относится: кризис духовного здоровья; кризис системы образования и воспитания, традиционных институтов социализации, субъектов и механизмов социально-воспитательной работы, что значительно усложняет процесс духовно-нравственного становления, социальной адаптации молодого поколения в современных условиях; проблема воспитания толерантности, без которой невозможно формирование цивилизованного гражданского общества.
Гражданское общество охватывает институты и отношения, к которым человек принадлежит от рождения, в силу обстоятельств, принадлежности к той или иной профессиональной или социальной группе, профессиональные, культурные и иные сообщества, органы территориального и местного самоуправления и другие некоммерческие организации (НКО), при этом к числу критериев, позволяющих судить о развитости гражданского общества, следует отнести уровень патриотизма общества, инновационные методы воспитания, социальную активность населения, социальное партнёрство всех структур гражданского общества в реализации молодёжной политики.
Одним из качественных показателей институционального развития гражданского общества является социальная активизация независимых некоммерческих организаций, независимых и самоуправляемых ассоциаций, общественных объединений, молодёжных организаций, общественных инфраструктур, которые становятся равноправными и дееспособными партнерами государственной власти. Общественные структуры и НКО являются демократическими по своему духу и сути, и важнейшим условием развития страны является эффективное взаимодействие институтов- гражданского1 общества, государственных органов власти и муниципальных органов .местного самоуправления.
Усиление внимания педагогической науки к проблемам конкретного человека, конкретной личности:, проблемам взаимодействия .человека в окружающем социуме; актуализируют задачу изучения5 влияния: этой среды на процесс; социального формирования личности. В; этой связи, на: передний план выходят проблемы раскрытия; целостной сущности человека» как субъекта интегративныхотношений; т разносторонней: сознательной деятельности в различных сферах,, а. также его; социально-психологической и.: социально педагогической? \ поддержки, социального: воспитания и; гражданской социализации. Рассматривая воспитание, в контексте социализации мы основываемся на позиции доктора: педагогических: наук, профессора; А.В. Мудрика, который характеризует воспитание как социальный институт,; который включает в; себя: совокупность семейного, социального, религиозного; коррекционного и дйссрциального воспитания; набору, социальных ролей;: воспитательные организации различных типов и видов;: системы воспитания и органы управления ими; набор позитивных; и негативных санкций, как регламентированных документами; так и неформальных; ресурсы личностные, духовные, информационные, финансовые, материальные.36
Формирование и: развитие.гражданского общества в России невозможно без воспитания молодёжи в духе современных идей, взглядов, представлений о духовно-нравственных ценностях и созидательной деятельности: в социуме. Реализация социально-воспитательного потенциала институтов гражданского общества является одним из важнейших условий возрождения духовно-нравственных ценностей; и вовлечения детского и взрослого- населения в творческое демократическое участие в решении социальных проблем; предполагает преемственность, взаимосвязь и координацию социально педагогической деятельности институтов гражданского общества и государственных учреждений.
В ходе исследования нами были выявлены следующие социально-педагогические предпосылки реализации воспитательного потенциала: возрастающая потребность в развитии духовно-нравственных качеств личности и повышении в этом процессе роли социальных институтов в условиях модернизации высшей школы; возрастающая роль институтов гражданского общества, отличительной особенностью которых является растущий воспитательный потенциал и его влияние на духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи; освоение опыта реализации" потенциала институтов гражданского общества, в формировании духовно-нравственных качеств личности и выявление социально-педагогических условий взаимодействия органов исполнительной власти, институтов гражданского общества и социальных институтов в формировании целостной воспитательной системы.
Говоря о значимости потенциала социума и социального опыта мы присоединяемся к мнению профессора B.C. Торохтия, что потенциал социума и социального опыта в действительности рассматривается как социообразующий фактор взаимных обязательств составляющих социум людей - обязательств, направленных на улучшение возможностей разрешения проблем людей, составляющих субстрат социума. Указанные обязательства действуют именно и только внутри социума.37
Модель реализации социально-педагогического-, потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза
В основу проектировании модели реализации социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества был заложен принцип взаимодействия вуза с социальным институтом социума для решения проблем духовно-нравственного воспитания студентов средствами его потенциала, при этом учитывалось, что реализация социально-педагогического потенциала социума и его элемента институтов гражданского общества обеспечивается: путем включения человека в социально значимую деятельность, в новые сциальные отношения; путем формирования у личности духовно-нравственных потребностей, установления делового взаимодействия с социальными институтами города ради разрешения личностных проблем текущего и хронического свойства.
В своём послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев определил миссию образования как института социализации, подчеркнув, что система образования образует личность, формирует образ жизни народа, передаёт новым поколениям ценности нации, а формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и государственной консолидации общества в процессе социокультурной модернизации России является ведущим направлением социально-педагогической деятельности общества. 53
Приоритетами социального обновления российского общества выступают фундаментальные ценности демократии, гуманизма, прав и свобод человека, толерантности и духовного, нравственного становления личности. В социально-педагогическом аспекте это предполагает создание условий, способствующих всестороннему проявлению личности в качестве субъекта социальных отношений, утверждению в массовом сознании гражданственности как средства и критерия развития человека и общества, содействие развитию институтов гражданского общества как важнейшего фактора духовно-нравственного воспитания поколений.
Особое положение в иерархии институтов гражданского общества занимают молодёжные, в том числе студенческие общественные объединения, которые обладают самым мощным потенциалом и могут быть активными партнёрами власти в реализации молодёжной политики.
Студенчество как наиболее образованная и социально активная макрогруппа молодёжи, как наиболее активная возрастная категория, особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества.
Именно студенчество играет лидирующую роль в жизни общества, так как представляет собой ту социальную группу, которая несёт в себе огромные потенциальные возможности будущего и в этой связи актуальной становится проблема формирования гражданской, социальной активности студентов.
С социально-педагогической точки зрения общественная активность студентов рассматривается как сфера духовного общения, свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей; сфера, в которой полноценно раскрываются их естественные потребности в активной деятельности и самовыражении, их творческие способности, а социум является средой, в которой студенты открыты для влияния различных общественных институтов и организаций на их духовно-нравственное становление. Многие учёные, исследователи (Б.Г. Ананьев, Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, Е.А. Леванова, И.А. Липский, О.Г. Прохорова, Н.А. Савотина, А.И. Субетто, B.C. Торохтий, Г.Н. Филонов, М.В. Чельцов, Е.Н. Щуркова и др.) признают, что студенческие годы являются периодом значительного роста социально-профессиональной активности, когда юноши и девушки не только интересуются происходящими в обществе событиями, но и сами хотят быть активными участниками социально-направленной деятельности, которая формирует практику общественного и профессионального поведения и обуславливает необходимость не на словах, а на деле подчинять свои личные интересы общественным. Для подготовки специалистов гуманитарного профиля значимыми являются основополагающие принципы научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, П.Я. Гальперина, ориентация студентов на рефлексию изменений, происходящих в современном обществе. Подлинная цель образования состоит не в развитии интеллектуальной и познавательной сторон человека, а в развитии его нравственно-духовных качеств. Формирование духовно-нравственных качеств - сложный процесс, включающий в себя развитие взаимосвязанных компонентов: духовно-нравственных знаний, духовно-нравственного взаимодействия, саморегуляции и самореализации, детерминированный социально-педагогической деятельностью, психолого-педагогическими условиями и факторами. Мы считаем, что осмысление места и роли духовно-нравственного развития студентов в современном высшем профессиональном образовании должно быть направлено, прежде всего, на возвращение в образование и в жизнь молодежи вечных и неизменных общечеловеческих высших нравственно-духовных ценностей, на осуществление в образовании задач духовного наставничества студенчества.
Проблемы духовно-нравственного воспитания, духовно-нравственного развития личности всегда были в центре внимания отечественной науки в области философии (Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, А.А. Гусейнов, B.C. Соловьев и др.), социологии (А.Г. Здравомыслов, Ж.Т. Тощенко, И.А. Федоров, В.А. Ядов и др.), культурологии (А.И. Арнольдов, А.С. Запесоцкий, М.С. Каган, Т.Ф. Кузнецова и др.), педагогики (В.А. Беляева, Д.С. Лихачев, Т.И. Петракова, М.И. Старов и др.) и психологии (Ш.А. Амонашвили, С.К. Бондырева, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков и др.). Например, С.К. Бондырева отмечает, что подлинно гармоничной личностью может быть только тот индивид, в психике которого сочетаются черты позитивной душевности и духовности, гуманистической направленности. 54
Основываясь на трудах учёных, мы выделяем две составляющих духовно нравственного воспитания - нравственную и духовную. При этом нравственная составляющая является приоритетной, формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом направленности, отражая ценностные ориентации личности. Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. (Словарь СИ. Ожегова).
Духовность определяется нами в самом общем плане как глубоко личностный способ отражения ориентации личности на общечеловеческие духовно-нравственные, жизненные ценности, способность выбирать эти ценности и относительно них строить своё поведение, созидательное отношение к миру и к себе. В качестве ключевых нами выделены - любовь, добро, милосердие, отношения, семья, красота, здоровье, долг, ответственность. Издревле проявление качеств духовности человека соотносилось с Богом. И как отмечает доктор педагогических наук Т.Т. Щелина, от характера и степени выраженности духовности, её утраты или возрождения зависит здоровье нации.
Включение студентов в деятельность общественных объединений, органов студенческого самоуправления
Процесс духовно-нравственного воспитания, затрагивает внутренний мир личности, причём развитие личности очень сложный, многоэтапный (а подчас и противоречивый) процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Необходимость формирования человека гуманистических мировоззрений, социальных, духовно-нравственных установок, способного жить в гражданском обществе и постигать смысл общественных отношений в социуме, формирования лидерских качеств определяют новые ориентиры воспитательной работы со студентами.
Для обеспечения гражданской социализации студентов очень важно задействовать потенциал институтов гражданского общества, все институциональные элементы системы работы по духовно-нравственному воспитанию молодёжи.
Наращивание потенциала институтов гражданского общества осуществляется путём усиления их представительской роли, участия в процессе принятия решений и участия в реализации социальных и молодёжных программ. Причём, одним из критериев, позволяющих судить о развитости гражданского общества, является качество его институтов и структур.
В духовно-нравственном развитии личности студента особо значимы следующие социально-педагогические условия эффективной реализации воспитательного потенциала институтов гражданского общества: гуманизация образования; создание единого образовательного, воспитательного и культурного пространства социума; наличие единой концепции и окружной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодёжи в Юго-Восточном административном округе города Москвы» как фактора развития духовно-нравственных качеств студенческой молодёжи; привлечение студентов к активному взаимодействию со всеми институтами гражданского общества как фактора приобретения социального опыта, лидерских качеств, готовности к профессиональной социально-педагогической и управленческой деятельности; пропаганда лучших традиций семейного воспитания как фактор роста воспитательного потенциала семьи - главного социального института духовно-нравственного воспитания; использование социально-педагогических технологий, социальных проектов, модульный, системный программно-целевой подход к социально-педагогической работе со студентами.
В нашем исследовании мы опирались на классическое положение отечественной науки о том, что формирование качеств личности происходит в результате развития трех основных структурных элементов: интеллектуального, эмоционально-волевого и действенно-практического (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Как показал проведённый нами анализ, каждому из структурных компонентов соответствует свой набор показателей и определённый уровень: низкий (ситуативный), средний (деятельностный), высокий (аксиологический). На ситуативном уровне проявление духовно-нравственных качеств носит избирательно-ситуативный характер. Показателем деятельностного уровня является мотивация к проявлению духовно-нравственных качеств, направленность на социально-педагогическую деятельность. Для аксиологического уровня характерна активная социально педагогическая деятельность по сохранению духовно-нравственных социоэтических ценностей, социально-культурного пространства, противостояние негативным проявлениям межэтнических взаимоотношений межличностных и нравственно-этических отношений. Основу нравственно-этических отношений составляют духовно-нравственные качества личности. Проверка эффективности влияния социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества на формирование духовно-нравственных качеств студентов гуманитарного вуза осуществлялась в ходе проведения констатирующего и формирующего эксперимента. Нами были выделены пять групп духовно-нравственных качеств, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме, для личностного и профессионального развития и наиболее значимых для студентов гуманитарного вуза. На констатирующем этапе исследование сформированности этих качеств показало, что наиболее сформированы у студентов гражданственность, наименее развита социальная активность. Современные институты гражданского общества структурированы в рамках пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы их жизнедеятельности: социумная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы. Духовно-нравственное воспитание, в данной дефиниции, можно представить как организованную социально-педагогическую деятельность инфраструктуры институтов гражданского общества, направленную на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств гражданина, патриота и защитника Родины. Мы рассматриваем потенциал институтов гражданского общества и его роль в духовно-нравственном воспитании студентов в условиях социальной деятельности в воспитательном пространстве, основываясь на концепции и программе, апробированной в административном округе, и в этой связи представим его основные взаимосвязанные компоненты: цели (ближайшие и перспективные); задачи (совместных действий и объединённых усилий); социально значимый результат; принципы; формы, методы и технологии социально-педагогической деятельности; методологические подходы; критерии. Цели институтов гражданского общества в системе духовно-нравственного воспитания студентов: - воспитание духовно-нравственной и социально-активной, в условиях изменяющейся социальной среды, личности студента; создание единой социально-педагогической инфраструктуры, способствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию студентов, освоению ими пространства социума и самоопределения в нём, самореализации в социально-значимой деятельности в районе, округе и городе. Задачи: - создание комплекса организационно-управленческих условий для накопления студентами опыта нравственных отношений с окружающим миром, способствующих их успешной социализации, социально-профессиональному взаимодействию; - формирование системы духовно-нравственных ценностей, социально значимых качеств, знаний и умений, определяющих содержание программ и проектов социально-педагогической практики; - приобретение опыта общественной, политической, профессионально-ориентированной, социально, значимой деятельности в условиях социума.
Стимулирование взаимодействия вуза с институтами гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов
В современных условиях реализация государственной молодёжной политики является одним из ведущих направлений деятельности российского государства и особое значение в её эффективности имеет уровень управленческой, психологической, социально-педагогической компетентности специалистов, занятых в сфере воспитательной работы и молодёжной политики, сформированность их профессиональной культуры.
Молодёжные организации, как институты гражданского общества, являются активным проводником государственной молодёжной политики и важнейшим её исполнителем, как в стране, так и в конкретном муниципальном образовании.
Молодёжные организации - это важнейший инструмент для социализации студентов, который помогает формировать их активную жизненную позицию, социальную активность, приобретать навыки руководства и управления, и их деятельность основана на привлечении студентов к решению наиболее значимых вопросов образовательного и воспитательного процесса, участию в общественной жизни института, города, региона.
В молодёжных общественных организациях студенты приобретают знания, умения и навыки, необходимые для организации студенческого самоуправления, самостоятельно организуют и проводят различные акции, общественно-полезные мероприятия в социуме.
Мы уже отмечали, что студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества, отличаясь высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях России, собственным отношением к различным сторонам общественной жизни страны, собственными социальными ориентациями, и, как справедливо отмечают политики и учёные, является определяющей силой социально-политического, экономического и культурного развития России.
Воспитание носит конкретно-исторический характер, отражает состояние, менталитет общества, всегда находится на перекрестке мнений, интересов, идеологий, политических страстей и, формируя ценностные, духовно-нравственные ориентации, смысл деятельности человека, немыслимо вне социального заказа общества и государства. Основными принципами сформированной в округе воспитательной системы являются: целостность и системность в воспитании студенческой молодежи, формирование гражданской позиции студентов, их осознанного участия в жизни общества, развитие их творческой активной деятельности в социуме, соответствие социальному заказу общества на личностные качества студентов.
Социальный заказ воспитанию студенчества содержится в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании», Типовом положении о вузе, Концепции модернизации российского образования, правовых актах субъектов Российской Федерации, таких, как, например, Закон города Москвы «О молодёжи». Ими определяется главная цель: подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, юридически грамотного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» (ст. 8) указаны задачи воспитания студентов, в числе которых мы выделили наиболее значимые для нашего исследования: - формирование гражданской позиции, социально-значимых качеств, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; - сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей. Воспитание в гуманитарном вузе призвано решать задачи формирования личности специалиста, который обладает чёткой гражданской позицией, духовно 152 нравственными ценностями, высоким уровнем творческого и социального развития, общей культурой, приверженностью принципам здорового образа жизни, а также осуществляет самовоспитание, самореализацию и использует свой потенциал для решения социально значимых задач в рамках деятельности различных административных и общественных структур как внутри вуза, так и в окружающей социальной среде. В своём выступлении на девятом Съезде Российского союза ректоров, проходившем 20 марта 2009 года в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к проблемам духовно-нравственного воспитания молодёжи: «Если мы воспринимаем нравственность как условие выживания современной человеческой цивилизации, то важно понять, что нравственное воспитание - это не то, на что следует обращать внимание по остаточному принципу. Это то, что должно быть в центре нашей жизни. Если мы создадим нравственную атмосферу в наших вузах, если мы высоко поднимем планку интеллектуальных и духовно-нравственных требований, тогда люди будут бояться выпадать из общей системы ценностей. Самый правильный метод воспитания: не учить, а формировать ценности». Тем самым он призвал всех к пониманию той роли, которую сегодня играют вузы в вопросах нравственного, духовного, гражданского воспитания личности.
Сегодня в России действует более 400 тысяч молодёжных и детских общественных объединений различной территориальной сферы и деятельности: общероссийские, международные, межрегиональные, региональные и местные. Наиболее приоритетными сегодня и для власти, и для общественных объединений стали две взаимосвязанные задачи: поддержать молодёжь и создать необходимые условия для её эффективной интеграции в общественную, политическую, культурную, творческую и трудовую жизнь, как страны, города, так и конкретного социума.