Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ-ПИАНИСТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ВУЗОВ 12
1.1. Волевые качества, умения и навыки личности с позиций общей психологии и педагогики 12
1.2. Музыкально-психологические и музыкально-педагогические аспекты проблемы воли музыканта-исполнителя 23
1.3. Методика развития волевых навыков у студентов-пианистов музыкально-исполнительских вузов 44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОЛЕВЫХ
НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА 75
2.1. Организация опытно-поисковой работы 75
2.2. Ход и результаты опытно-поисковой работы 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
БИБЛИОГРАФИЯ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 134
- Волевые качества, умения и навыки личности с позиций общей психологии и педагогики
- Методика развития волевых навыков у студентов-пианистов музыкально-исполнительских вузов
- Организация опытно-поисковой работы
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Сегодня одной из проблем является тенденция забвения достижений культуры и связанного с этим снижения нравственности. Пропаганда высокохудожественных образцов музыкального искусства, становится актуальной задачей музыкантов-исполнителей академического направления, получающих профессиональную подготовку в музыкально-исполнительских вузах. Музыкально-исполнительский вуз (консерватория, институт или академия музыки и.т. п.) - разновидность учебного-заведения высшего профессионального образования'в области культуры, и искусства, где обучают исполнителей по разным музыкальным специальностям.
Для достижения необходимого результата в.приобщении слушателей к высокохудожественным образцам музыкального искусства музыкант-исполнитель должен обладать широким спектром профессиональных и личностных качеств, в том числе волевых: целеустремленностью; решительностью,» настойчивостью; инициативностью, смелостью, дисциплинированностью, выдержкой: Неумение подчинить публику своему исполнительскому замыслу и недостаток эстрадной выдержки часто нивелируют профессиональные усилия музыканта и не позволяют донести музыкальные идеи до слушателей. Это является следствием не только-недостаточного развития волевых качеств личности, которые формируются на протяжении всей жизни и зависят от множества факторов, но и отсутствия или недостаточного развития волевых навьжов у студентов в процессе их профессиональной^ подготовки.
Необходимость развития различных профессиональных навыков отражена в. Государственном* образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 070101 - Инструментальное исполнительство. В. требованиях к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускников отмечено, что в классе специального инструмента развивается и совершенствуется весь комплекс профессиональных
навыков молодого музыканта, происходит формирование его творческой личности, художественных, исполнительских и педагогических принципов, самостоятельности мышления. Это обусловливает необходимость развития волевых навыков как важной составляющей профессиональных навыков у студентов музьжально-исполнительских вузов.
Проблемы, связанные с развитием воли, широко разработаны в научной литературе: в .философии (Августин, Аристотель, Э. Гартман, P.f Декарт, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и др.), физиологии (И. П. Павлов, В. П. Протопопов, И. М. Сеченов и др.) и др. Впсихологии и общей педагогике созданы целостные теории воли: «автогенетическая» (В. Вундт, У. Джемс, Л. Ланге, И. Линдворский и др.), «гетерогенетическая», включающая интеллектуалистическую теорию (многие представители школы И. Ф. Гербарта, Э: Мейман, К. Эренфельс и др.), сензитив-ную теорию» (Э.Блейлер; Г. Эббингауз и др.), ассоциативную теорию (Н. Ах, К. Левин, Г. Э. Мюллер и др.)і Большой вклад в изучение данной темы внесли также психологи Б. Г.Ананьев, Л. С. Выготский, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Те-плов, Д. Н. Узнадзе, X. Хекхаузен, Э. Эриксон, К.-Г. Юнг.
Значительно менее процесс формирования волевых качеств, умений и навыков освещен в исследованиях по психологии и педагогике музыкальной деятельности. Данные исследования носят, как правило, общий характер и ограничиваются^ констатацией того, что необходимо тренировать волю. В них отмечается, что развитая воля как личностное качество является существенным показателем профессионализма и музыкальной зрелости исполнителя, поскольку позволяет подчинить слушательскую аудиторию своему интерпретаторскому замыслу и сформировать эстрадную выдержку (Г. М. Коган, Я. И. Мильштейн, В. И. Петру-шин, С. И. Савшинский, Г. М. Цыпин); говорится о необходимости развития волевых качеств личности любого обучающегося, в том числе студента-пианиста (Г. Р. Гинзбург, Г. М. Коган, Г. Г. Нейгауз, А. Шнабель); анализируется феномен эстрадного волнения музыканта-исполнителя и предлагаются способы преодоления его негативных последствий (Л. А. Баренбойм, Л. Л. Бочкарев, А. Л. Готсди-
нер, В. Ю.1 Григорьев). Однако методики развития волевых навыков у студентов музьжально-исполнительских вузов в процесс профессиональной подготовки практически отсутствуют, что определяет актуальность избранной нами темы.
Таким образом, складываются следующие противоречия:
между значимостью волевых навыков в музыкально-исполнительской деятельности как социально-культурном явлении и недостаточностью теоретико-методической базы для их развития у музьжантов-исполнителей;
между теоретической разработанностью вопросов развития воли в психологии и общей педагогике и недостатком подобных исследований, направленных на обучение музыкально-исполнительскому искусству;
между современными требованиями к развитию волевых навыков музыкантов-исполнителей и отсутствием методик их развития в педагогике музыкального образования.
Указанные противоречия обусловили актуальность проблемы, сущность которой заключается в определении путей развития волевых навьжов у будущих музьжантов-исполнителей в процессе профессиональной подготовки в музыкально-исполнительских высших учебных заведениях.
Обозначенная проблема определила выбор темы исследования: «Развитие волевых навьжов у студентов-пианистов музьжально-исполнительских вузов».
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка в опытно-поисковой работе методики развития волевых навыков у студентов імузьі-кально-исполнительских вузов.
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в классе специального инструмента в музьжально-исполнительских вузах.
Предмет исследования: процесс развития волевых навьжов у будущих музьжантов-исполнителей.
Гипотеза исследования: развитие волевых навьжов у студентов-пианистов музьжально-исполнительских вузов будет осуществляться наиболее эффективно, если:
. - уточнить содержание понятия «волевые навыки» и выявить основные составляющие волевых навыков музыканта-исполнителя;
разработать методику развития волевых навыков, которая включает методы: 1) стабилизации метроритмической основыисполнения:(корреляция,волевых импульсов с темповой- и метроритмической организацией музыкального? произведения), 2) моделирования ситуации» концертного выступления; и которая .реализуется через последовательность-.четырех этапов: синкретического, тренировочно-аналитического, обобщающего и этапа психологической подготовки к концертному выступлению с: учетом индивидуальногпсихологических особенностей студентов;
обосновать и включить в учебный:процесс формы и содержание коллективных занятий; (лекции, семинары и практикумы); что позволит студентам самостоятельно развивать волевые навыки и использовать\ полученные, знаниям на, индивидуальных занятиях и в процессе музыкально-исполнительской деятельности.
В соответствии5 с целью Иг гипотезой? исследования былишоставлены следующие задачи:.
Проанализировать философскую, психолого-педагогическую, музыкально-психологическую и методическую литературу по проблеме исследованиям целью уточнения, содержания понятия; «волевые навыки» и выявления составляющих волевых навыков музыканта-исполнителя.
Определить методь^ приемы, этапы, формыи средства развития волевых навыков.у студентов музьжально-исполнительских вузов;
Разработать критерии и показатели развития волевых навыков у студентов-пианистов.
Проверить путем;опытно-поисковой работы;эффективность разработанной методики развития волевых навыков.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: деятельно-стный подход к развитию личности (К. А. Абульханова-Єлавская^ Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Ні Леонтьев и др.); общепсихологическая теория: воли
(М.Я. Басов, У. Джемс, В. А. Иванников, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, Д. Н. Узнадзе); концепция личностного подхода в образовании (Е. В. Бондарев-ская, О.- С. Газман, И. С. Кон, А. В. Петровский, В. А. Сухомлинский, И. С. Якиманская и др.); положения музыкальной психологии и музьжознания о природе музыкальной деятельности (Б. В-. Асафьев, Л. А. Мазель, В: В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. Г. Ражников, Б. М. Теплов); положения психологии музыкальной деятельности о волевых качествах музыканта-исполнителя (Л. Л. Бочкарев, А. Л. Готсдинер, В. Ю. Григорьев, В. И. Петрушин и др.); основные положения теории и методики обучения игре на фортепиано (А. Д. Алексеев, Л. А. Барен-бойм, Г.М. Коган, Я:И. Мильштейн, Г.Г.Нейгауз, СИ: Савшинский, СЕ. Фейнберг, Г. М. Цыпин и др.).
В процессе исследования применялись следующие методы:
теоретические'. изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-психологической и методической литературы по теме исследования; синтез; классификация; систематизация-идей исследования; моделирование; анализ нормативных документов, учебных планов и программ про-фессиональнойшодготовки студентов музыкально-исполнительских вузов;
эмпирические: наблюдение; обобщение педагогического опыта; диагностические методы (беседа, анкетирование, экспертное оценивание результатов деятельности обучающихся, качественная и количественная обработка результатов опытно-поисковоиработы).
Исследование проводилось в 2004-2008 гг. в условиях естественного учебного процесса в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского.
На первом этапе (2004-2005 ггЛ были определены.проблема, тема, предмет, объект, цель, задачи, гипотеза исследования. Осуществлялся ^ анализ источников по проблеме диссертации, шло накопление практического опыта.
На втором этапе (2005-2007 гг.) создавалась программа курса «Основы психологии музыкального исполнительства», углублялось теоретическое обоснова-
ниє предмета исследования, осуществлялась проверка гипотезы, обобщался накопленный практический опыт, уточнялся инструментарий исследования.
На третьем этапе (2007-2008 гг.) осуществлялись контрольные замеры уровней развития волевых навыков студентов, производились систематизация и обобщение результатов работы, оформлялись материалы диссертации, формулировались выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
Разработана методика развития волевых навыков у студентов музыкально-исполнительских вузов, реализующаяся посредством методов стабилизации метроритмической основы исполнения, предполагающего корреляцию волевых импульсов с темповой и метроритмической организацией музыкального произведения; моделирования ситуации концертного выступления. Обозначенные методы обусловливают использование специфических приемов музыкально-исполнительской деятельности (вербализация метроритмических долей, развитие моторно-двигательного ощущения, идеомоторная тренировка, исполнение программы целиком без предварительного разыгрывания, мысленное проигрывание программы целиком с повышенной отчетливостью намерений, расширение поля внимания и повышенного контроля над собственной игрой).
В качестве форм учебно-музыкальной деятельности выступает совокупность индивидуальных занятий и ранее не использовавшихся в фортепианном обучении лекций (проблемная и лекция-визуализация), практических занятий и семинаров.
Установлено, что методика развития волевых навыков в процессе реализации проходит четыре этапа: синкретический; тренировочно-аналитический; обобщающий; этап психологической подготовки к концертному выступлению с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, на каждом из которых применяются разработанные формы занятий.
Теоретическая значимость диссертации заключается в следующем: 1. Уточнено содержание понятия «волевые навыки».
2. Выявлены основные составляющие волевых навыков музыканта-
исполнителя, которые подразделяются на две группы: 1) тренировочные навыки,
обеспечивающие достаточное количество занятий и автоматизацию исполнитель
ских действий (навык систематических занятий и навык упражнения, под кото
рым понимается повторение исполнительского действия под контролем слуха и с
учетом решаемой художественной задачи с целью автоматизации совершаемых
движений); 2) сценические навыки (навык предотвращения-негативных форм эст
радного волнениями навык достижения оптимального концертного состояния).
3. Определены критериифазвитшг волевых навыков у студентов»музыкаль
но-исполнительских вузов: 1) потребность в активном освоении нового и накоп
лении выученного музыкального репертуара; 2) оптимальное концертное состоя
ние; 3) стабильное владение метроритмической пульсацией музыкального произ
ведения во время исполнения; 4) убедительность, исполнения, (исполнительская
воля).-
Практическая ценность исследования состоит в том, что программа дисциплины «Основы.психологии.музыкального исполнительства»-и дидактический* материал по развитию'волевых навыков (анкеты, вопросы и ответы, которых отражают показатели развития, тренировочных и сценических волевых навыков; специальный список из несложных произведений и таблица кратности длительностей, нацеленные на выявление уровня развития волевых навыков у студентов) в силу своей универсальности будут иметь применение в практике работы высших № средних учебных заведений музыкально-исполнительского и музыкально-педагогического профиля.
Достоверность результатові иь обоснованность выводов диссертации обеспечены аргументированностью1 ее теоретических положений; обоснованным методологическим подходом к решению' проблем исследования; реализацией комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования; результатами опытно-поисковой работы.
Апробация результатов исследованиями их внедрение в практику осуществлялись в процессе педагогической: деятельности автора диссертации в Уральской государственной: консерватории им. - М. П.. Мусоргского, а также в Челябинском институте музыки им. И; И* Чайковского:
Основные положения работы обсуждались на международных, всероссийских и региональных конференциях (г..Вена — Австрия;'.2005; г.,Екатеринбург — УрЕУ, 2006; г..Пермь - институт искусства шкультуры, 2007;: г. Екатеринбург -УЕК, 2007; г. Хургада - Египет, 2007; г. Екатеринбург - УрЕПУ, 2008), а также нашли отражение в публикациях научных статей; тезисов, ^материалов:
На защиту вьшосятся следующие положения:
1.. Уточнено- содержание понятия; «волевые навыки»: это1 мыслительно-двигательные действия^ образующиеся в результате тренировки сознательных компонентов?волевых актов; направленных:на.достижение: сознаваемой?цели и являющихсяїрезультатомї осознанного самоопределениям и саморегуляции^; и реализующиеся в^условиях; минимального контроляїсознания: в процессе автоматизат ции:
21 К волевым-навьпсам: музыканта-исполнителя (Относятся:: 1) тренировочные навыки, обеспечивающие достаточное: количество занятийш автоматизацию-исполнительских действий;(навык систематических занятий и навык упражнения; под которым: понимается повторение исполнительскогог действия: под. контролем слуха и с учетомрешаемой художественной задачи с целью автоматизации совершаемых движений); 2) сценические навыки (навыю предотвращения: негативных форм эстрадного волнения и навык достижения оптимального концертного состояния).
3: Методика развития* волевых навыков у студентов музыкально-исполнительских вузові включает методы:: 1) стабилизацию метроритмической» основы исполнения (корреляция волевых импульсов с темповой и метроритмической организацией музыкального произведения), 2) моделирования ситуации концертного выступления, которые обусловливают использование специфических
приемов музьпсально-исполнительской деятельности (вербализация метроритмических долей, развитие моторно-двигательного ощущения, идеомоторная тренировка, исполнение программы целиком без предварительного разыгрывания, мысленное проигрывание программы целиком с повышенной отчетливостью намерений, расширения поля внимания и повышенного контроля над собственной игрой).
4. Методика в процессе реализации проходит четыре этапа: синкретический, тренировочно-аналитический, обобщающий и этап психологической подготовки к концертному выступлению с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, на каждом из которых применяются разработанные формы занятий.
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Волевые качества, умения и навыки личности с позиций общей психологии и педагогики
Рассмотрение проблемы развития волевых навыков музыканта-исполнителя представляется целесообразным начать с определения исходных теоретических положений о воле. Понятие воли является одним из самых древних в психологии. Аристотель ввел его, чтобы объяснить, каким образом осуществляется поведение человека в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительности. Воля выступает как «особая инстанция», наряду со стремлением способная изменять ход поведения, инициировать его, останавливать, изменять направление [187. С. 261].
По системе Р. Декарта, воля участвует в порождении уже любого действия человека и фактически занимает место мотива с позиций современной психологии. Нетрудно заметить, что за изменениями в-понимании воли находятся изменения подлежащих изучению и объяснению реальностей поведения-[187. С. 261].
B IXIX-XX вв. появляется ряд теорий, исследующих волевые действия человека. К. Г. Юнг полагал, что воля - относительно недавняя составляющая структуры личности. Члены первобытного племени в той ситуации действия, когда мы прилагаем свойственные современным людям волевые усилия, исполняли ритуалы (например, охотничьи танцы). «Воли практически не существовало, - пишет К. Юнг, - и требовались все церемониалы, которые мы наблюдаем во всех примитивных племенах, чтобы достичь того, что является эквивалентом нашему слову "решимость". Постепенно, с веками, мы приобрели некоторый уровень силы воли. Мы можем отделить некоторое количест во энергии от энергии природы, от начального бессознательного, от начального течения событий, количество энергии, которое мы не можем контролировать» (цит. по: [183. С. 106]).
Таким образом, Юнг определяет волю как энергию, которая управляется сознанием, или «эго». Развитие воли связано с усвоением культурных ценностей, моральных стандартов и т. п. Воля обретает силу только благодаря сознательной мысли и действию и не может целенаправленно воздействовать на инстинктивные или другие бессознательные процессы, но имеет реальную, хотя и косвенную, власть.над ними через сознание.
Э. Эриксон подробно останавливается на развитии воли, описывая «автономии против стыда и сомнения». Развитие здоровой и сбалансированной воли (а также доброй воли) продолжается в течение всей жизни. Решающим для достижения здорового ощущения идентичности является вера в то, что «я
- тот, кем я сам хочу быть» (цит. по: [183. С. 245]): Эриксон делает акцент на значении воли и поступка в. мире. Он считает, что реальность относится к «миру феноменального і опыта, воспринятого с минимальным искажением».
Хотя искажение и непонимание в какой-то степени неизбежны, Эриксон под черкивает необходимость понимания реальности как «сферы причастности, разделенной между участниками» (цит. по: [183. С. 246]).
Воля является важным компонентом в сложном И( длительном процессе самоактуализации. По. наблюдениям А. Маслоу, самоактуализирующиеся индивиды упорно идут к намеченной цели. «Самоактуализация - это стремление хорошо делать то дело, которое человек избрал для себя, - пишет А. Маслоу.
- Стать второсортным врачом - это не путь к самоактуализации. Человек должен сделать все, что» в его силах, чтобы стать специалистом высокого класса или настолько хорошим, насколько позволяют ему его возможности» (цит. по: [183. С. 504]). Веря в прирожденную доброту и здоровую основу человеческой натуры, Маслоу не слишком подчеркивал роль силы воли в процессе преодоления нежелательных инстинктов или побуждений. По мнению Мас лоу, нормальные индивиды практически не страдают от внутренних конфликтов, за исключением, возможно, проблем, связанных с желанием побороть какие-то вредные привычки. Воля должна использоваться такими индивидами в основном для развития способностей и для достижения,честолюбивых, долгосрочных целей.
В современной отечественной психологии существует несколько трактовок понятия «воля». С одной стороны — это способность человека осуществить свои желания, достигнуть намеченной цели, с другой — желание, требование, приказание, и, наконец, с третьей - соответствие понятиям «выбор», «свобода» [60; 71; 145; 152; 156; 193]. Мы будем рассматривать волю именно как способность человека сознательно управлять своим поведением, активизировать все свои силы на достижение поставленных целей посредством сильного «хотения» [152. С. 595], ответственности, подразумевающей свободу выбора.
А. В. Петровский и М. F. Ярошевский полагают, что воля представляет собой способность человека, проявляющуюся в самодетерминации и саморегуляции своейдеятельности и различных психических процессов [145. С. 62]. Мы разделяем точку зрения Р. С. Немова, что воля является до сих пор еще доі конца не познанной по своей природе энергией, с помощью которой человек может разумно и сознательно управлять своим поведением, а также собственными психическими процессами состояниями [128 . С. 429].
Методика развития волевых навыков у студентов-пианистов музыкально-исполнительских вузов
Вопрос о развитии волевых навыков у будущих музыкантов-исполнителей - один из наиболее сложных и. одновременно малоисследованных в педагогике профессионального музыкального образования. Проблемы, связанные с предконцертной подготовкой музыканта-исполнителя и борьбой с негативными, последствиями эстрадного волнения, затронуты, как упоминалось выше, в трудах по психологии музыкальной деятельности (В1. Ю. Григорьев, А. Л. Готсдинер, В. И. Петрушин, Л. Л. Бочкарев; Г. М. Цыпин), по методике обучения игре на фортепиано (F. F. Нейгауз, F. М. Коган, А. В. Ви-цинский, Л. Маккиннон и др.). Однако трудов; посвященных формированию и1 развитию волевых качеств, умений и навыков в процессе профессиональной, подготовки студентов музыкально-исполнительских учебных заведений, в-настоящее время недостаточно.
Мы поставили задачей выявить основные волевые навыки, необходимые для осуществления профессиональной музыкально-исполнительской деятельности, и определить этапы их развития у студентов музыкально-исполнительских вузов в процессе фортепианной подготовки.
Вернемся, к вопросу об основных волевых качествах личности: таковыми являются инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, самоконтроль, самообладание [152. С. 606-607]. Качества личности формируются на протяжении всей жизни и зависят от множества факторов. В отличие от них, волевые навыки могут иметь более или менее интенсивное развитие в зависимости от того, как организован учебно-воспитательный процесс.
Исходя из особенностей музыкально-исполнительской деятельности, мы сформулировали основные волевые навыки, необходимые для музыканта-исполнителя. Их можно подразделить-на две группы.
В первую группу входят тренировочные навыки, обеспечивающие достаточное количество занятий и автоматизацию исполнительских действий. Это навык систематических занятий и навык упражнения, под которым понимается повторение исполнительского действия под контролем слуха и с учетом решаемой художественной задачи с целью автоматизации (выключения из поля сознания) совершаемых движений.
Во вторую группу входят сценические навыки: предотвращения негативных форм эстрадного волнения и достижения оптимального концертного состояния.
О необходимости развития волевых качеств личности любого обучающегося, в том числе студента-пианиста, говорится достаточно много. Однако рекомендации носят, как правило, общий характер и ограничиваются констатацией того, что нужно тренировать волю. Придать рекомендациям конкретность поможет, во-первых, как уже было указано, конкретизация определенных требуемых волевых навыков; во-вторых, применение в учебном процессе методики развития волевых навыков. Данная методика включает комплекс методов, форм, приемов, средств и в процессе реализации проходит четыре этапа. Далее рассмотрим указанные составляющие методики более подробно.
Методами развития волевых навыков студентов-пианистов музыкально-исполнительских вузов являются: 1) метод, стабилизации метроритмической основы исполнения, предполагающий корреляцию волевых импульсов с темповойи метроритмической организацией музыкального произведения, 2) метод моделирования ситуации концертного выступления.
Метод стабилизации метроритмической основы исполнения.
Для развития волевых навыков обучающихся исполнительскому искусству мы считаем необходимым применение потенциала самого музыкального материала. Музыкальный ритм как средство выразительности тесно связан с волевой сферой исполнителя: замечено; что исполнение, базирующееся на четкой ритмической основе, пронизанное «живым», пульсирующим ритмом, всегда убедительно, оно подчиняет публику интерпретаторскому замыслу. В случае же не только явных ритмических недостатков, но и просто расплывчатости ритмической основы исполнения музыканту обычно не удается передать слушателям свои намерения.
В связи с этим мы предлагаем ввести в исполнительскую подготовку студентов, в частности, будущих пианистов, метод стабилизации метроритмической основы исполнения как дисциплинирующего и организующего начала, включающего точность ощущений музыкального времени и возможность управлять им.
Метроритмическое чувство входит в комплекс музыкальных способностей человека, поэтому его стабилизация будет обусловлена динамикой развития всех компонентов этой сложноорганизованной системы - музыкальности, образного мышления, ладогармонического и внутреннего слуха, координационных способностей музыканта-исполнителя. Слово «ритм» в переводе с древнегреческого означает «теку» и отличается- повторностью элементов, мерностью их чередования [132. С. 704]. В» жизни термин «ритм» широко употребляется по отношению к самым разнообразным явлениям: говорят о ритме органических процессов (пульс и дыхание человека),„о ритме природных явлений (смена времен года, дня и ночи), о «биоритмах» (термин И. Пі Павлова) о ритме в различных видах искусства (временных и пространственных) и т.д.
Природа музыкального ритма во многом берет свое происхождение в эмоциональных переживаниях человека, передавая степень активности, степень психологического напряжения данной эмоции (Б. М. Теплов, К. В. Тарасова, Л. Л. Бочкарев, Г. М. Цыпин, Л. А. Баренбойм, К. С. Станиславский, В. Леви) [59;? С. 513]. Одновременно с этим ритмы музыки способны вызывать интегративное изменение ритмов организма (непроизвольное стучание ногой, качание головой в такт музыки и т.п.), что обуславливает их «заразительность» (Д. К. Кирнарская): Данное-качество? дает возможность использовать музыкальный ритм для развития самоконтроля, воли и преодоления пассивно-сти музыканта-исполнителя.
Способность ритма к «заражению» объясняется тем, что чувство ритма в основе имеет моторную природу (Б. М. Теплов, Э. Жак-Далькроз, Э. Мей-ман, Р. Мак-Даугол, Д. К. Кирнарская и др.), т.е. движение является органическим компонентом восприятия ритма. Например, у Э. Жак-Далькроза разработана авторская система-развития-метроритмического чувства с помощью движений, так называемая «ритмика», основанная на сотрудничестве «воли, нервов и мускулов» [63. С. 39-47]. Благодаря-моторной природе метроритмического чувства молодой музыкант при исполнении произведения может участвовать в создании того» или иного образа движения (подражание шествию, танцу, скачке и т.д.).
class2 . ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОЛЕВЫХ
НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА class2
Организация опытно-поисковой работы
С целью проверки истинности выдвинутой гипотезы и эффективности методики развития волевых навыков у студентов музыкально-исполнительских вузов в процессе фортепианной подготовки нами была проведена опытно-поисковая работа. Она проводилась на протяжении 2004-2008 гг. на базе Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского и Челябинского института музыки им. П. И. Чайковского и включала констатирующий, формирующий (развивающий) и контрольный этапы. Всего в опытной работе было задействовано 63 студента.
В задачи опытно-поисковой работы входило:
1. Установить критерии развития волевых навыков.
2. Определить уровни развития волевых навыков.
3. Выявить исходный уровень развития волевых навыков в ходе констатирующего этапа.
4. Провести обучение на основе разработанной методики.
5. Осуществить сравнительный анализ результатов проверки развития волевых навыков на констатирующем и контрольных этапах.
Для проведения опытно-поисковой работы нами были разработаны критерии развития волевых навыков. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить 4 типа критериев воли. Воля проявляется: 1) в волевых действиях; 2) в выборе мотивов и целей; 3) в регуляции внутренних состояний человека, его действий и различных психических процессов; 4) в волевых качествах личности (В. А. Иванников). Основываясь на данных критериях воли и адаптируя их к музыкально-исполнительской деятельности, мы выделили следующие критерии развития волевых навыков музыканта исполнителя:: 1) потребность в активном освоении нового и накоплении выученного музыкального репертуара; 2) оптимальное концертное состояние; 3) стабильное владение метроритмической пульсацией музыкального произведения во. время= исполнения; 4) убедительность исполнения (исполнительская воля).
Критерий- потребности: в: активном освоениш нового и=, накоплении выученного музыкального- репертуарам отражает степень развития волевых навыков студентов, проявляющуюся; в; выборе мотивов; й-- целей;: критерий? оптимального/ концертного состояния; соответствует степени развития волевых, навыков; проявляющейся; в- регуляции; внутренних состояний;; человека; его действий: и различных психических процессов;, критерий; стабильного владения метроритмической- пульсацией: музыкального; произведения- отражает: степень развития: волевых, навыков; студентов; проявляющуюся; в\ волевых действиях, и критерий; убедительности; исполнения; исполнительской! воли? зависит от степени- развития волевых навыков;студентов, проявляющейся в волевых качествах личности..
Развитие - волевых:. навыков по/ каждому критерию- оценивалось с помощью? показателей; (оценки за выполнение1 контрольных заданий;, академическая, успеваемость); на основе выявления трех уровней: достаточного, среднего, начального.
Для студентов;с достаточным уровнем развития;волевых навыков, потребность активно осваивать новый и накапливать уже выученный музыкальный репертуар является существенным мотивом их профессиональной деятельности. Они уделяют много времени , занятиям за; инструментом; умеют приводить себя? к: оптимальному концертному состоянию; демонстрируя на; сцене наилучшие варианты своей интерпретации. Их исполнение; отличает волевое начало; убедительность трактовки, стабильное владение метроритмической пульсацией- музыкального произведения. Академическая успеваемость, отличная. Студенты со средним уровнем развития волевых навыков активно осваивают новый музыкальный репертуар, но только если он не представляет особой сложности. Для восстановления в памяти уже выученных произведений им необходимо регулярно повторять эти произведения. Степень эстрадного волнения средняя. Занятиям за инструментом уделяют достаточное количество часов, но занимаются без постановки конкретных задач для преодоления каких-либо трудностей в процессе освоения музыкального произведения. Их исполнение не отличается вдохновением; оригинальностью трактовок, стабильным- владением метроритмической пульсацией музыкального произведения. Академическая успеваемость хорошая.
У студентов, находящихся на начальном уровне развития волевых навыков,- потребность осваивать новый музыкальный репертуар выражена слабо; они быстро забывают выученные и исполненные на эстраде произведения. Занятия по. специальности воспринимаются ими как необходимость. При выступлениях на сцене они переживают чрезмерное эстрадное волнение в его негативной форме, играют нестабильно, не владеют метроритмической пульсацией музыкального произведения, исполнительская воля развита недостаточно. Академическая успеваемость удовлетворительная.