Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно - теоретические основы развития художественно - творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством 26
1.1. Анализ философских представлений о художественно-творческих способностях личности 26
1.2. Психологический аспект проблемы развития художественно -творческих способностей личности в сфере декоративно-прикладной деятельности 42
1.2.1 Проблема развития художественно-творческих способностей личности в структуре общих способностей 43
1.2.2. Значение функциональной асимметрии головного мозга в развитии художественно-творческих способностей личности 89
1.3. Педагогический аспект проблемы развития художественно-творческих способностей личности в сфере декоративно-прикладной деятельности... 113
1.4. Некоторые особенности структуры художественно-творческих способностей личности к декоративно-прикладной деятельности 148
Выводы по первой главе 205
Глава 2. Пути развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством...211
2.1. Принципы развития художественно-творческих способностей студентов в сфере декоративно-прикладной деятельности 215
2.1.1. Принципы организации педагогического процесса развития художественно-творческих способностей студентов в сфере декоративно-прикладной деятельности 218
2.1.2. Принципы управления развитием художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладному искусству 225
2.2. Основные методы развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности 234
2.2.1. Методы организации развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно- прикладной деятельности .237
2.2.2. Методы мотивации и стимулирования развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях декоративно- прикладным искусством 248
2.2.3. Методы контроля и самоконтроля развития художественно- творческих способностей студентов в сфере декоративно-прикладного искусства 252
2.3. Основные формы развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладному искусству 254
2.4. Условия развития художественно-творческих способностей студентов в сфере декоративно-прикладной деятельности 259
2.5. Цели, задачи и содерэюание дисциплин декоративно-прикладного искусства как составной части методической системы развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно - прикладному искусству 262
2.5.1. Тематическое содержание дисциплин декоративно-прикладного искусства как составной части методической системы развития с методическими рекомендациями и пояснениями 272
Выводы по второй главе 348
Глава 3. Экспериментальное исследование по проблеме развития художественно-творческих способностей студентов в сфере декоративно-прикладной деятельности 350
3.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента 352
3.2. Второй - формирующий этап педагогического эксперимента 368
3.3. Заключительный, сравнительный (контрольный) этап педагогического экспериментального исследования 416
Выводы по третьей главе 425
Заключение 427
Библиография 433
Приложение 461
- Анализ философских представлений о художественно-творческих способностях личности
- Принципы развития художественно-творческих способностей студентов в сфере декоративно-прикладной деятельности
- Констатирующий этап педагогического эксперимента
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность.
В связи с изменениями, происходящими в России, изменяются и педагогические задачи современного образования. Создан прогрессивный законы Российской Федерации «Об образовании», внедряется в жизнь россиян «Федеральная программа развития образования», разработана и апробируется «Концепция модернизации российского образования». Все это позволяет на волне демократических преобразований создавать гуманистические реформаторские тенденции в образовании, направленные на создание условий развития и самореализации личности. Здесь же обозначаются и актуализируются характеристики современной личности: гуманной, духовной, свободной, творческой и адаптивной. В указанных законодательно-нормативных документах реформирование образования поддерживается комплексом мер государственной политики, обеспечиваемых финансово-экономическими, административными, информационными и другими методами. В ходе реформирования образования были определены принципы вариативности, альтернативности образования. Это способствовало открытию различных типов государственных и негосударственных образовательных учреждений, и соответственно, созданию различных авторских программ, учитывающих интересы и творческие способности учащихся.
Новое тысячелетие требует от нас максимально полного использования интеллектуального и творческого потенциала личности, не только для сохранения цивилизации, но и для обеспечения ее процветания. Вследствие чего правительство Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости формирования и развития творческих способностей учащихся и молодежи, как одного из основополагающих принципов реформирования, модернизации и демократизации отечественного образования на современном этапе развития общества.
Национальная доктрина образования Российской Федерации -официальный документ, определяющий статус образования, как одного из приоритетов государственной политики, стратегию и основные направления его развития, цели и задачи, характер управления системой образования и его обеспечения. Национальная доктрина развития образования Российской Федерации на период до 2025 года четко указывает на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей и формирования умений ее самореализации. Реализация обозначенных задач актуальна в процессе подготовки специалиста в области художественно-педагогического образования.
Важность вопросов развития и формирования целостной личности, ее духовности, развития художественно-творческих способностей, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства подчеркивается и в «Концепции художественного образования Российской Федерации». Данная концепция определяет стратегические направления государственной политики в сфере художественного образования, указывает на перспективы его развития в единстве целей, задач и путей их достижения, на дальнейшее развитие культурной политики нашего государства, что подчеркивает актуальность нашего исследования.
«Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности». В Концепции отмечено, что художественное образование призвано обеспечить осуществление основных задач, таких как:
• подготовка творческих, а так же педагогических кадров для системы художественного образования;
• приобщение граждан России к ценностям отечественной культуры, лучшим образцам творчества;
• вовлечения всех групп населения в активную творческую деятельность;
• Выявление художественно-одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития; и др. (из Концепции художественного образования Российской Федерации).
Условия развития общества определяет новый характер парадигмы педагогической системы образования, которая заключается в ориентации субъектов деятельности на творческий поиск. «Радикальное изменение массового сознания, пораженного вирусом потребительства, возможно только при условии, что вместо ценностей признанных обществом потребления в качестве единственно реальных, займут ценности иные, входящие в состав историко-культурной парадигмы. Содержательным ядром этого состава становится идеология и практика ноосферного развития». (Из концепции ноосферного образования, являющегося частью концепции ноосферного пути развития России, разработанной Академией Естественных наук в 1993 - 1995 г.г).
Согласно взглядам великого русского ученого В.И.Вернадского о неизбежности вхождения планеты Земля в эпоху ноосферы, деятельность человека становится основным геообразующим фактором, где оптимально раскрываются внутренние ресурсы личности, развиваются её творческие способности.
Вопросы о том, как выявить творческие способности личности в области декоративно-прикладного искусства; какие качества личности способствуют формированию и развитию художественно-творческих способностей на занятиях декоративно-прикладным искусством и народными промыслами; какая современная теоретическая, методологическая база и методическая система с основными целями, задачами, формами, методами, принципами, средствами и условиями обучения необходима для более эффективного развития творческих способностей к декоративно-прикладной деятельности студентов художественно-графических факультетов, требуют пристального изучения и исследования.
Проблема формирования и развития художественно-творческих способностей личности в педагогическом процессе является одной из сложных и ключевых проблем педагогики, ее теории и практики, так как в настоящее время отсутствует единая, стройная система управления формированием и развитием художественно-творческими силами в современной педагогике.
Содержание современного художественно-педагогического образования характеризуется тенденциями к интеграции знаний, умений и навыков в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, гуманистической и эстетической направленностью, развитием творческих способностей будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художников народных промыслов. Для развития художественно-творческих способностей студентов в сфере декоративно-прикладной деятельности необходимо разработать и апробировать целостную методическую систему, в которой цель и задачи развития художественно-творческих способностей, пути их реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов, активизирующие сознательный и подсознательный (бессознательный) уровень личности.
Анализ научной литературы по философии, психологии, физиологии, педагогики и другой, позволяет предположить, что физиологические и интеллектуальные особенности современной личности требуют нового подхода к формированию и развитию ее духовных и мировоззренческих позиций, вследствие чего возникает необходимость выбора адекватных происходящим изменениям воспитательных, формирующих и развивающих образовательных форм, методов, принципов, средств, включающих творческий аспект.
Вопросы методики обучения декоративно-прикладному искусству, как одному из важных составляющих частей подготовки учителей изобразительного искусства, привлекали к себе внимание таких исследователей, как Ю.К.Беджанов, В.Ф. Канев, А.А. Сарбагышев, М.В.
Соколов и других. В своих трудах они предлагают пути совершенствования преподавания декоративно-прикладного искусства в части обучения, но недостаточно уделяют внимания развитию художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством.
Некоторые аспекты проблемы развития способностей студентов художественно-графических факультетов рассматривались Г.В.Беда, В.П.Зинченко, В.С.Кузиным, В.К.Лебедко, Н.Н.Ростовцевым, А.Е.Терентьевым, Е.В.Шороховым, Н.К.Шабановым, А.ПЛшухиным и другими исследователями, которые внесли определенный вклад в решение ряда вопросов данной проблемы. В своих трудах ученые-педагоги обосновали необходимость и раскрыли актуальность развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов, учащихся художественно-графических отделений педагогических колледжей, училищ, лицеев на занятиях рисунком, живописью, композицией.
В своих философских исследованиях природу творчества рассматривали Платон, Аристотель, В.Ф. Асмус, Г.-В.-Ф. Гегель, И.А.Ильин, И.Кант, А.Ф.Лосев, В.В.Розанов, А.Г.Спиркин, Е.Н.Трубецкой, Е.Л. Фейнберг, П.А. Флбренский и другие.
В период с конца 19 - начала 20 веков многие зарубежные психологи работают над общей теорией творчества: С.О.Грузенберг, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, Т.Кун, А.Маслоу, К.Роджерс и другие. Некоторые ученые изучали этапы, фазы, стадии творческого процесса и классифицировали их.
В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась Б.Г.Ананьевым, Т.И. Артемьевой, Л.С.Выготским, Э.А.Голубевой, В.Н. Дружининым, А. Г. Ковалевым, В.А. Крутецким, В.Н.Мясищевым, К. К. Платоновым, С.Л.Рубинштейном, Б.М.Тепловым, В.Д.Шадриковым и другими, где понятие «способность» имеет общее психологическое значение. Хотя многие психологи отечественной науки, такие как Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М., Шадриков В.Д. и другие, давали понятию «способность» развернутые определения.
Изучением способностей именно к изобразительной деятельности личности активно занимаются психологи, начиная с 20 века, следуя трем основным направлениям: изучение особенностей личности творческих людей, как художников (Binet А.), так и «сверхнормально» одаренных к рисованию детей (Kik С); изучение самого творческого процесса рисования (Ф. Ейер, В.С.Кузин, Я.А. Пономарев, Праздников П.А и др.); выявление способностей к художественному творчеству в изобразительной деятельности личности. (Н. Мануэль, Н. Мейер В.И.Кириенко, Е.И. Игнатьев, В.С.Кузин и др.).
Но на сегодняшний день структура способностей к декоративно-прикладному искусству еще не в полной мере раскрыта. Хотя с уверенностью можно сказать, что без участия таких психических процессов, как эмоции, внимание, память, а также целого набора соматических свойств человека способности не могут реализоваться.
Результаты изучения сензитивных, благоприятных периодов развития памяти, ее особенностей, механизмов ее деятельности отражены в трудах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.А.Гужаловского, М.МКольцова, Б.АНикитюка, С.Л.Рубинщтейна, Р.С.Черкасова, И.И. Хомича и других отечественных ученых.
Природу творческой продуктивности объясняют В.С.Ротенберг, Д. Б. Богоявленская и другие.
Психологическими исследованиями установок, раскрывающих взаимосвязь работы логического и образного мышления, то есть процессов отражения логического мышления в образах бессознательного, в результате бессознательных, интуитивных процессов, занимались Кармин А.С., Д.Н. Узнадзе.
Системный подход в изучении психологии художественно - творческих способностей служит универсальным методологическим принципом современной науки. Системным подходом является сумма методов, которые определяют взаимодействие компонентов, сложность организации системного объекта, где выявляются структуры, функции и другие необходимые характеристики изучаемого объекта. Достаточно полно освящены особенности системного подхода в работах: Ананьева Б.Г., Ганзена В.А. , Ломова Б.Ф. и других.
Педагогические исследования, связанные с формированием и развитием творческой личности отражены в трудах С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, Е.В.Бондаревской, Т.С.Комаровой, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова и других.
Тем не менее, проблема развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладному искусству рассматривалась учеными как второстепенная, косвенно связанная с исследуемой ими проблемой.
Анализ научных исследований, публикаций, литературы, связанных с проблемой развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством и народными промыслами в педагогических учебных заведениях, свидетельствует о том, что существует ряд нерешенных вопросов, как теоретического, так и практического характера, которые являются актуальными и требуют основательного изучения.
Таким образом, изучение закономерностей развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов к декоративно-прикладной деятельности имеет большое методологическое значение в процессе обучения декоративно-прикладному искусству и народным промыслам, т.к. имеет непосредственное отношение к качеству подготовки специалистов и поэтому приобретает особую теоретическую значимость. и практическую актуальность.
Решению проблемы развития художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству и посвящено данное исследование, в котором осуществлены разработка, создание и обоснование современной теоретической и методической системы. Методическая система основана на достижениях современной психологии, физиологии, педагогики, философии, искусствоведения и других наук; на духовно-нравственном воспитании личности; на личностно-ориентированном образовании; на художественно-творческих национальных традициях; на анализе исторического опыта обучения художников-педагогов, учителей изобразительного, декоративно-прикладного искусства, художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, народных мастеров и умельцев.
При изучении проблемы развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности автором выявлены важнейшие противоречия, возникшие в системе художественно-педагогического образования:
• с одной стороны требования общества от личности максимально полного использования интеллектуального и творческого потенциала для обеспечения процветания государства Российского, а с другой стороны недостаточная методологическая база и отсутствие целостной методической системы развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов;
• с одной стороны Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены образовательные стандарты «нового поколения» с моно специальностью - 030800 - изобразительное искусство, которые гарантируют определенный, высокий уровень и качество образования, а с другой стороны происходит уменьшение количество часов аудиторной работы студентов под руководством преподавателя. В то время, когда увеличивается объем времени на самостоятельную работу студентов, отсутствуют теоретическая, методическая, методологическая разработанность системы самостоятельной работы студентов, способствующей развитию их художественно-творческих способностей к декоративно-прикладной деятельности;
• с одной стороны общество требует от образования воспитание и развитие экологичного (целостного, гармоничного, здорового) мышления человека, создание идеала самореализации во всех ф сферах жизнедеятельности, полноценного, культурного, творческого, духовно-нравственного гражданина, а с другой стороны отсутствует разработанная модель такого воспитания и развития личности.
Учеными установлено, что при удовлетворении потребностей снимаются одни противоречия и возникают другие. Этот процесс смены противоречий позволяет личности развиваться, так как разрешению противоречий щ способствуют более высокие уровни художественно-творческой деятельности, что позволяет личности подняться на следующую ступень развития. Только становясь субъектом художественно-творческой деятельности, личность занимает активную творческую позицию.
Все вышеизложенное позволяет нам сформулировать основную проблему нашего исследования, которая заключается в разработке теоретической, методологической базы и методической системы развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов к f декоративно-прикладному искусству.
Цель нашего исследования заключается в решении обозначенной проблемы.
Объектом исследования является процесс обучения декоративно-прикладному искусству и народным промыслам студентов художественно-графических факультетов в период их аудиторной и самостоятельной учебно-творческой деятельности.
Предметом исследования является целостная методическая система щ развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности, где целостность методической системы заключается в единстве и тесной взаимосвязи обучения, воспитания и развития, которые имеют единую методологическую основу.
Гипотезой исследования является следующее положение о том, что если в процессе обучения использовать научно обоснованную целостную методическую систему, направленную на развитие художественно-творческих способностей студентов, включающую в себя:
• цели, задачи, содержание дисциплин декоративно-прикладного искусства;
• принципы, методы, формы обучения, воспитания и развития;
• наглядные средства обучения, воспитания и развития, средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов, условия развития художественно-творческих способностей студентов в сфере декоративно-прикладного искусства, то это позволит активизировать процесс развития и динамику роста художественно-творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством, потому, что разработанная методическая система развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством обладает следующими качествами:
S преобразования сугубо ремесленной дисциплины, как утверждают некоторые скептики, или ознакомительной (в силу сокращения количества времени и ряда дисциплин, связанных с декоративно-прикладным искусством и художественной обработкой материала в стандартах нового поколения) в объективно мощный фактор развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности, их специального мастерства в этой сфере; •S отбора научных знаний и художественно-творческого опыта в области материальной и духовной культуры, осмысление, обобщение и их передача будущим художникам-педагогам и художникам декоративно-прикладного искусства;
S использование (применение) известных в педагогике основных дидактических принципов и их взаимосвязь;
•S оптимального и оригинального взаимодействия известных в педагогике методов и методических приемов с формами организации обучения;
S органического единства теории и практики, тесная взаимосвязь теоретических знаний и практических умений и имеющихся навыков в работе с различными декоративными материалами: глина, шликер, шамотная масса, дерево, металл, текстиль и так далее, а так же в создании выразительности художественного образа декоративной композиции как на плоскости, так и в трехмерном пространстве;
•S интеграции обучения основам декоративно-прикладному искусству с другими дисциплинами (рисунок, живопись, композиция, история и теория искусства, эстетика, психология художественного творчества и т.д.).
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены основные задачи исследования, направленные на проверку нашей гипотезы:
исследовать и проанализировать природу художественно-творческих способностей в контексте рассматриваемой проблемы;
разработать модель развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности;
разработать учебные программы по декоративно-прикладному искусству, построенные на принципе целостного мышления, отражающие достижения современной науки;
разработать методические пособия и рекомендации к ним для аудиторных и самостоятельных занятий студентов декоративно-прикладным искусством;
теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность педагогических принципов, методов, форм, средств, условий развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности;
разработать и экспериментально проверить • эффективность целостной методической системы развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством.
Методологической и теоретической основой исследования являются ведущие положения философии, гносеологии (теории познания), педагогики; психологии; истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; истории и теории обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству; современных научных исследований о человеческом разуме и сознании (квантовой теории сознания, целостности мышления). Так же методологической и теоретической основой диссертационной работы являются современные научно-теоретические исследования, рассматривающие вопросы художественно-творческой деятельности личности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы, связанные с изучением литературы:
• изучение, анализ и обобщение научных, методических, архивных, исторических, диссертационных, монографических трудов и периодических изданий по проблеме исследования;
• изучение и анализ стандартов по специальностям: 030800 -изобразительное искусство и 052300- декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, со специализацией «учитель декоративно-прикладного искусства и народных промыслов»;
• изучение учебных программ по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам общеобразовательных школ (факультативные занятия и кружковая работа), Детских художественных школ, средне -профессиональных учебных заведений;
• изучение справочной литературы, учебников и методических пособий по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам.
2. Методы эмпирического познания педагогических явлений, которые связаны с:
• изучением педагогического опыта, т.е. изучением и обобщением практического опыта обучения декоративно-прикладному искусству и народным промыслам студентов художественно-графических факультетов и художественно-графических отделений педагогических колледжей, училищ, лицеев, а так же учащихся общеобразовательных школ, Детских художественных школ, Школ искусств;
• наблюдением за аудиторной и самостоятельной учебно-творческой работой, научно-исследовательской и художественно-творческой деятельностью студентов и учащихся;
• применением методов опроса — беседы, интервью, анкетирование педагогов, студентов, учащихся;
• изучением продуктов художественно-творческой деятельности студентов и учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством - их учебно-творческих работ по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам;
• опытно-экспериментальной работой, подготовкой и проведением педагогического эксперимента: констатирующего, формирующего (развивающего) и сравнительного.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось несколькими этапами с 1992 года по 2005 год. Экспериментальная работа осуществлялась в течение 9 лет (1996-2005). В основном экспериментальная работа проходила на базе кафедры декоративно-прикладного искусства и проектной графики Ростовского государственного педагогического университета, факультета дизайна и декоративно-прикладного искусства Южно-Российского гуманитарного института; факультета дизайна и декоративно-прикладного искусства Ростовской Академии Архитектуры и Искусства; факультета художественной обработки материалов, филиала Донского государственного технического университета г. Волгодонска. В эксперименте участвовало в общей сложности 273 человека, из них в контрольных группах 130 человек, в экспериментальных группах — 143 человека.
Первый этап (1992-1995 гг.) - проводилась поисковая работа. В этот период намечалось направление исследования, уточнялась проблема исследования, обосновывалась ее актуальность. Анализировались материалы, посвященный эстетическому воспитанию, художественному образованию и творческому развитию студентов художественно-педагогических и художественно-промышленных специальностей; выявлялись роль и значение художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладному искусству. Изучался и осваивался опыт работы ведущих педагогов кафедр декоративно-прикладного искусства различных вузов и художественно-профессиональных училищ, художников декоративно-прикладного искусства, мастеров народных промыслов. Определялась методология исследования и разрабатывалась его методика, была выдвинута гипотеза, намечены цели, задачи, методы исследования, определялось содержание экспериментальных занятий.
Второй этап (1995 - 2000г.г.) — проводилась теоретическая и практическая работа, направленная на поиск путей и методов обучения декоративно-прикладному искусству, направленного на развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности, создание базы для проведения экспериментального исследования. В 1996 г. результаты проведенной работы нашли свое отражение в кандидатской диссертации на тему: «Развитие творческой активности студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественным плетением».
Третий этап (2000 — 2005г.г.) — проводилась экспериментальная работа по проверке, уточнению форм и методов развития художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения их декоративно-прикладному искусству. Уточнение отдельных сторон эффективности методической системы, апробированной в ходе второго этапа педагогического эксперимента. Поиск и уточнение оптимального сочетания принципов, форм, методов, средств, условий развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности. Подготовка и опубликование учебного пособия для студентов-заочников художественно-графического факультета «Курсовые работы по теории и методике обучения изобразительному искусству в школе» (Ростов-на-Дону, 1999.- 1,6 п.л.). В целях уточнения аппарата исследования и совершенствование его методологической базы было продолжено изучение методической, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы с учетом научных интересов и проблемы исследования.
Четвертый этап (2003 - 2005 г.г.) - заключительно-обобщающий. На этом этапе выполнена аналитическая работа по результатам экспериментального и теоретического исследований, систематизация и обобщение научной работы, которые представлены в виде докторской диссертации, выполнены публикации ряда статей, учебно-методических пособий и монографии.
Экспериментальная работа со студентами художественно-графических факультетов проводилась по следующим направлениям:
? определялся исходный уровень развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности;
? определялось влияние переключений мозга в процессе художественно-творческой деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством. То есть определялось
влияние характера гармоничной работы интуитивного, творческого и логического, вербального полушарий мозга на радость высвобождения творческого потенциала, на возможность увидеть результаты развития своих творческих способностей;
? разрабатывалась целостная методическая система обучения декоративно-прикладному искусству, направленная на развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности;
? выявлялись оптимальные сочетания принципов, методов, форм, средств, условий развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности;
? исследовалась и экспериментально проверялась эффективность целостной методической системы обучения декоративно-прикладному искусству, направленной на развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности;
? подвергались анализу и изучению результаты исследования, определялись уровни развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что на основе длительной практике и педагогических экспериментов внесен вклад в разработку теории и методики формирования и развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности путем создания обоснованной модели и экспериментально проверенной целостной методической системы развития художественно-творческих способностей студентов в сфере декоративно-прикладного искусства. Теоретическая значимость результатов исследования: научно теоретически обоснованы особенности и пути развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности;
выявлены некоторые особенности структуры свойств художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности, через общую психологическую структуру творческой деятельности, и определены три основные блока способностей студентов к декоративно-прикладному искусству:
1. блок образно-ассоциативного мышления;
2. блок образно-ассоциативного воображения;
3. блок декоративно-прикладных способностей, включающих в себя способности к декоративной интерпретации и стилизации форм, способности к плоскостно-орнаментальному видению, способности эмоционально-ассоциативного восприятия окружающей действительности, декоративно-композиционные способности, способности к освоению декоративно-прикладного мастерства;
выявлена роль потребностно-мотивационных особенностей личности и её установок на концентрацию усилий для решения поставленной цели в процессе художественно-творческой деятельности;
выявлена необходимость применения нетрадиционного подхода в обучении, основанного на новейших научных исследований в области двойственной природы работы мозга и его функциональной асимметрии, с применением биоадекватных релаксационно-активных методов, способствующих свободным переключениям мозга в процессе художественно-творческой деятельности;
разработаны теоретический и практический курсы преподавания декоративно-прикладного искусства, включающие в себя систему учебно-творческих, проблемных заданий, стимулирующих динамику развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности.
В исследовании решена крупная педагогическая задача развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности, имеющая большое социальное значение. Содержащиеся в диссертации теоретические положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для научного педагогического обеспечения художественно-творческой подготовки учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Практическая значимость результатов исследования:
разработана эффективная методическая система развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности;
разработаны и экспериментально апробированы в ходе исследования положения и рекомендации, направленные на активную динамику развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности, которые могут быть включены в вузовские программы для студентов ХГФ и других художественно-творческих факультетов различных вузов;
результаты диссертационного исследования могут применяться в качестве научно-методических рекомендаций развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических отделений педагогических училищ, учащихся Детских художественных школ, Школ искусств, общеобразовательных школ на занятиях факультативом или кружковой работой, слушателей творческой группы системы дополнительного образования и т.д.;
результаты диссертационного исследования могут быть использованы в разработке программ, в написании курса лекций, учебных пособий, методических рекомендаций, направленных на развитие художественно-творческих способностей.
Степень достоверности и обоснованности результатов исследования обеспечивается совокупностью методологических и теоретических положений исследования, подтвержденных практикой; логикой исследования в разработке и реализации целостной методической системы, направленной на развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности; длительностью экспериментального исследования; оптимального сочетания качественного и количественного анализа результатов экспериментального исследования.
Экспериментально подтвержденные и разработанные в ходе исследования материалы диссертации внедрены в практику в виде методических рекомендаций: «Курсовые работы по теории и методике обучения изобразительному искусству в школе» для студентов-заочников художественно-графического факультета (Ростов-на-Дону, 1999.- 1,6 п.л.), методические рекомендации к выполнению экзаменационного задания по рисованию (рисунку и живописи), композиции для поступающих на специальности 052400-дизайн и 052300- декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Ростов-на-Дону, 2001 - 2 п.л.), Программа «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом» (Ростов-на-Дону,2001 - 0,5 п.л.), программа «Основы художественного творчества на занятиях декоративно-прикладным искусством» (Ростов-на-Дону, 2004 - 1,5 п.л.), учебное пособие с методическими рекомендациями по дисциплине национально-регионального компонента «Основы художественного творчества на занятиях декоративно-прикладным искусством» под грифом УМО по специальностям педагогического образования (Ростов-на-Дону, 2005 — 7,4 п.л.).
Из теоретических и методических положений на защиту выносятся:
? прошедшая апробацию целостная методическая система развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности;
? разработанный и апробированный в ходе эксперимента биоадекватный метод релаксационно-активной деятельности, направленный на активное развитие художественно-творческих способностей студентов при ментальных переключениях мозга в процессе декоративно-прикладной деятельности;
определение особенностей структуры художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности, состоящих из трех основных блоков способностей: блок образно ассоциативного мышления; блок образно-ассоциативного воображения; блок декоративно-прикладных способностей, включающих в себя способности к декоративной интерпретации и стилизации форм, способности к плоскостно-орнаментальному видению, способности эмоционально-ассоциативного восприятия окружающей действительности, декоративно-композиционные способности, способности освоения декоративно-прикладного мастерства; их детальный анализ, определение роли и значения в учебно-творческой деятельности на занятиях декоративно прикладным искусством;
Апробация и внедрение результатов исследования. Основное содержание и материалы исследования опубликованы в монографии, учебно методических пособиях для студентов и абитуриентов художественно графических факультетов и других изданиях общим объемом 42,5 п.л.
Результаты исследований обсуждались и получили одобрение: на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства, кафедры изобразительного искусства и Ученого Совета художественно-графического факультета РГПУ; на международных научно-практических конференциях в г. Ростове-на-Дону (1998, 1999, 2001 г.г.); на Всероссийских научно-практических конференциях в г. Краснодаре (1999 г.), в г. Ижевске (1999 г.), г. Ростове-на-Дону (2000г.), г. Москве (2001г.); на региональных научно-практических конференциях в г. Краснодаре (1996г.), г. Волгограде (1997г.), г. Элисте (1999г.); на областной научно-практической конференции в г. Ростове -на-Дону (2001г.).
Материалы исследования апробировались в течение ряда лет в учебно-методическом и учебно-творческом процессе в мастерских декоративно-прикладного искусства на базе художественно-графического факультета Ростовского государственного педагогического университета; факультета дизайна и декоративно-прикладного искусства Южно-Российского гуманитарного института (г. Ростов-на-Дону); факультета дизайна и декоративно-прикладного искусства Ростовской Академии Архитектуры и Искусства; факультета художественной обработки материалов, филиала Донского государственного технического университета г. Волгодонска. Экспериментальные методики нашли применение в практической художественно-творческой деятельности студентов и были отражены в научно-исследовательских, художественно-творческих, курсовых, дипломных работах студентов и выпускников кафедры декоративно-прикладного искусства. Творческие работы студентов демонстрировались и получили одобрение, призовые места и гран-при различного уровня выставках и конкурсах в г. Ростове-на-Дону, г. Сочи, г. Железноводске, г. Санкт-Петербурге, г. Москве.
Материалы исследования способствуют совершенствованию развивающего, обучающего, учебно-воспитательного и художественно-творческого процессов на художественно-графических факультетах педагогических вузов.
Анализ философских представлений о художественно-творческих способностях личности
Проблема творчества как высшей формы проявления человеческих возможностей, начиная с античной философии, всегда была предметом особого обсуждения и анализа. Это обусловлено тем, что в процессе творчества не только возникают новые идеи, предметы, образы, но и происходит изменение сущностных возможностей человека, так как, создавая новое, он преобразует самого себя.
В связи с этим, закономерным является постоянный поиск новых форм и методов организации творческой деятельности в системе высшего педагогического образования. Использование форм и методов обучения, способствующих развитию творческих способностей, творческой активности, самостоятельности реализации личности, выступает одной из основных задач современной системы образования.
Особое место среди различных видов творческой деятельности занимает деятельность личности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Высшим уровнем художественной деятельности личности является творчество. Проблема творчества считается многоплановой и актуальной во все времена. В характеристике творческой деятельности существенное значение имеют несколько моментов.
Во-первых, творческая деятельность понимается нами как процесс определенного рода занятий, результатом которого является проявление нечто качественно нового и в первую очередь самого субъекта творчества, его личности.
Во-вторых, творческий процесс служит сохранению и обогащению культурной жизни как отдельно взятой личности, так и общества в целом.
В-третьих, необходимой предпосылкой творчества личности является ее мотивация к творческой деятельности и процесс проявления ее интереса к окружающей действительности, умение распознать назревающие проблемы социума в контексте конкретных профессиональных, социальных, познавательных, бытовых ситуаций.
В-четвертых, непременным условием творчества является накопление опыта личности в процессе ее творческой деятельности, критический анализ творческих неудач, в результате чего выбраковываются привычные, шаблонные представления об окружающей действительности и обозначаются творческие подходы и методы художественной деятельности.
Изучение проблемы художественно-творческих способностей личности включает некоторый философский аспект. В связи с этим мы предлагаем обратиться к научным исследованиям в области философии и более подробно ф рассмотреть творчество наиболее ярких мыслителей - представителей различных эпох и философских течений. Анализ их работ позволили нам более внимательно рассмотреть влияние философского контекста проблемы художественно-творческих способностей личности на процесс творческой деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством в высших учебных заведениях.
Что же означает философское понятие «творчество»? По определению, і приведенному в Большом энциклопедическом словаре, творчество означает деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающуюся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, ибо всегда предполагает творца, т.е. субъекта творческой деятельности. Философская энциклопедия и дополняет понятие творчества и акцентирует внимание на том, что творчество не только выступает как конструктивная деятельность индивида вообще, но и проявляется в различных сферах деятельности индивида, «может выступать как творчество в любой сфере: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной, политической и т.д. ... - там, где создается, открывается, изобретается нечто новое». (366,185). А Новейший философский словарь добавляет, что творчество также формирует новый «искусственный мир - мир техники и социальных отношений». (245, 701). Это существенное дополнение и уточнение вносит в теорию творчества определенный вклад, поскольку выделяет творчество как высшую ступень деятельности в сфере науки, искусства, политологии и т.д.
История философии в ходе анализа проблемы творчества породила много дискуссий, привлекая внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры.
Принципы развития художественно-творческих способностей студентов в сфере декоративно-прикладной деятельности
Опыт художественно-творческой деятельности предполагает прежде всего реализацию определенных известных в педагогике дидактических принципов процесса обучения декоративно-прикладному искусству, способствующих развитию художественно-творческих способностей.
Из определения понятия «принцип» следует, что принципом являются основные положения какой либо теории, основные правила поведения, действия, развития и т.д.. «Принципы педагогического процесса, - отмечает В.А.Сластенин, - отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического принципа» (332,211).
В свете нашей проблемы исследования другими словами, принципом называется стратегия развития, при условии осознанной реализации которой достигается основная цель развития художественно-творческих способностей студентов в сфере декоративно-прикладного искусства.
Современной педагогикой в контексте целостного педагогического процесса предлагается деление основных дидактических принципов на две группы:
1. принципы организации педагогического процесса развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно прикладной деятельности;
2. принципы управления и руководства развитием художественно творческих способностей студентов на занятиях декоративно прикладным искусством.
В связи с этим, опираясь на последние научные исследования в области педагогики, мы предлагаем рассмотреть наиболее важные дидактические принципы развития художественно-творческих способностей студентов и воспитания их духовных и нравственных позиций с учетом специфики самого декоративно-прикладного искусства и особенностей развития способностей в этой области.
Однако, прежде необходимо отметить два важных момента. Во-первых, все дидактические принципы тесно взаимосвязаны между собой. Во-вторых, ни один из них не универсален и его изолированное применение не даёт ожидаемых результатов. Мы сочли возможным графически изобразить принципы развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладному искусству, применение которых необходимо в сфере декоративно-прикладной деятельности. (Схема 2.2). Научные основы, которые содержит разработанная нами целостная методическая система развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности, состоят из: основ философской, педагогической и психологической антропологии и художественного творчества, творческой деятельности личности; новейших исследований в области двойственной природы работы мозга человека и его целостного мышления через совокупную работу левого и правого полушарий головного мозга; исследований в области композиции, цветоведения, декоративной интерпретации, стилизации и т.д.
Процесс развития творческих способностей личности основан на художественном познании мира. Освоение окружающей действительности невозможно без полученных в ходе современных исследований научных знаний и ярких научных открытий прошлого.
Известные художники декоративно-прикладного искусства всегда используют последние научные достижения и исследования в своей практической деятельности. Это же относится и к преподавателям декоративно-прикладного искусства и учителям, которые творчески подходят к своему делу. Актуально звучит высказывание П.П.Чистякова, который утверждал, что существование высокого искусства невозможно без науки, а наука, в свою очередь, в своем высшем проявлении переходит в искусство. (387, 322.).
Констатирующий этап педагогического эксперимента
На первом этапе нашего экспериментального исследования (1992-1995г.г.) решались следующие задачи: проверка положений, выдвинутых в результате теоретических исследований по проблеме развития художественно-творческих способностей студентов в сфере декоративно-прикладного искусства; выявление заинтересованности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством в процессе художественно-творческой деятельности; анализ и систематизация современного опыта организации и планирования обучения декоративно-прикладному искусству, влияющих на развитие художественно-творческих способностей в учебных заведениях России; определение эффективности и потенциальных возможностей занятий декоративно-прикладным искусством в решении проблемы развития художественно-творческих способностей студентов; выявление основных художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности; выявление научно-обоснованных требований к организации и проведению занятий декоративно-прикладного искусства, способствующие динамике уровня развития художественно-творческих способностей; выявление материально-технической базы, необходимой для организации и эффективной работы студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством; разработка научно-обоснованной целостной методической системы развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности; определение оптимального сочетания принципов, методов, форм, условий, средств развития художественно-творческих способностей студентов в сфере декоративно-прикладного искусства.
Далее мы определили следующие методы решения вышеобозначенных задач констатирующего эксперимента:
анализ экспериментальных занятий со студентами по декоративно-прикладному искусству. Наблюдение за их деятельностью в процессе художественного творчества. Анкетирование, беседы, проведение выставочной деятельности;
изучение накопленного передового опыта в художественной педагогике. Выявление рациональных и поиск новых оптимальных принципов, форм, методов, способов, приемов, средств, содержаний, направленных на динамичный рост развития художественно-творческих способностей студентов;
наблюдение за художественно-творческой деятельностью студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством. Беседы с преподавателями, студентами, учащимися;
анализ научной и специальной литературы, изучение диссертаций и монографий по проблеме исследования;
анализ научной и специальной учебно-методической литературы по философии, гносеологии (теории познания), педагогике, психологии, физиологии, современных научных исследований в области квантовой теории сознания и разума, целостного мышления, функциональной асимметрии мозга, истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, а так же современные научно-теоретические исследования в области художественно-творческой деятельности личности в процессе декоративно-прикладного творчества;
анализ теории и практики организации занятий декоративно-прикладным искусством;
анализ методических систем, направленных на развитие творческих способностей студентов к изобразительному искусству;